72 Давид был старший сын Иясу от Кыдысте, царствовавший в 1716–1721 гг ; но в 1706 г. ему было только 11 лет от роду. В. 183. 73 «Syъyla киугъàта ry’ysu», «образ ударения по главе Его» (=«заушения») по асиссинскому верованию принесен из Иерусалима, писан евангелистом Лукою и прежде находился в Аксуме. Это – одна из высочайших святынь Гондара. В 1735 г. йытеге Бырхан-Могаса в годину политической опасности тоже пред этим образом взяла с гондарцев новую присягу на верность законному государю Иясу II. Во время сеннаарского похода в 1742 г. этот образ вместе с другими святынями попал в руки мухаммадан, которые потом взяли за них выкуп в 8,000 унций золота (ок. 120.000 р. с.?). Вг. II, 673. 695. 697. 699. III, 147. Cf. В. 204. 75 Фит-аврари Якоб, кажется (В. 163. 199), был сын (упомянутого выше) раса Анастасия и брат (упоминаемого ниже) быхтвадада Георгия и несомненно был женат на дочери Иясу, везаро Быслантья. Был ли Аноре в свойстве с Иясу, неизвестно. 76 «Танква» – нечто среднее между лодкой и плотом, судно, сделанное из связок камышей. Rohlfs, 242. 240. 247. На карте Рольфса остров Чакла-Манзо – 11° 54» с. ш., 37° 35» в. д. Грин., а в 27 верстах от него остров Мыцраха – 12° 9; с. ш., 37° 39» в. д. 77 В пояснение происходившего в Гондаре в 1706, 1708 и 1721 гг. прилагаем некоторое подобие плана этой абиссинской столицы, составленное главным образом на основании описаний Ruppell, II, 79 – 82, 90. 427. 119 121. 234. 111. 118. 104 и Rohlfs, 260. 266. 253. 261. 263 – 265. 257, при сравнении с Вг., II, 675. 682. III, 228. 431. IV, 38. 51. 270. 271; Abbadie. I. 161. 162; Raffray, 297. 298; Krapf II, 347. 359. Описания у последних четырех путешественников вообще довольно неопределенны, а иногда и сбивчивы. Крошечный планик при Br. IV, 150, понятный только при сличении с J. Bruce, Travels (Edinburgh-London 1790 [английское editio princeps]), IV, 138 – 139 [plan]. 198–199 [explanation], – единственный, какой мы имели под руками, – содержит довольно ошибок в подробностях. А потому мы не можем идти далее самых общих штрихов, которые вполне удовлетворительно передаются и типографскими средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Наконец английский богослов, в подтверждение своей теории указывает на передел земель всего Египта и прорытие Меридова озера, как на события, находившиеся в связи с голодом при Иосифе. По его словам, «царь, совершивший новое распределение поземельной собственности, несомненно, должен был принадлежать к династии туземной; если бы передел земель был сделан иноземцем и вторгнувшимся племенем, то следов передела не осталось бы, когда линия законных фараонов опять взошла на престол» 65 . Указав затем на прорытие огромного озера при Аменемха III и значение его для плодородия Нильской равнины, автор замечает: «Нет другого периода в египетской истории, в который царь имел бы столько причин для предприятия этих работ и столько удобств и средств для исполнения их, – причин, подкрепленных семилетним голодом и средств, данных перестройкой всех земельных отношений, которая отдала в распоряжение фараона все экономические средства нации. При отсутствии положительных доказательств за или против какой-либо гипотезы, все эти сближения могут оправдать нас в том, что мы считаем очень вероятным предположение, что посещение Авраама могло иметь место при первом царе XII династии и прибытие в Египет Иосифа при Аменемха III-м» 66 . При отсутствии положительных доказательств, ссылка на менее решительные данные вполне естественна и даже необходима, когда решается трудный вопрос. Но, само собой разумеется, данные такого рода не могут упрочить опирающейся только на них теории, каковыми нам представляются изложенные выше обстоятельства. Так – передел земель, усвояемый автором фараону XII династии, мог бы служить, конечно, подтверждением его предположения, если бы известно было, что фараоны этого времени предпринимали нечто подобное. Но ни египетские памятники, на которые и не ссылается автор, ни другие древние писатели не говорят этого. По крайней мере, в памятниках из времен XII династии, помещенных в истории Бругша, разделение Египта на области или так называемые номы является несомненно существующим при первых уже фараонах этой династии, равно как и известные участки земли в этих номах представляются принадлежащими государству или правителям областей, тогда как другие участки принадлежат как будто частным владельцам, которые платят правительству подать; между прочим и жрецы как будто дают нечто фараону добровольно или по обязанности. Так Амени, правитель области Маг, при втором фараоне XII династии, в своей надгробной надписи, извлечение из которой приведено выше, говорит между прочим:

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

войск из М. Азии в Европу. Т. н. долгая кампания началась 23 июля, когда армия во главе с Владиславом III и Яношем Хуньяди выступила из Буды. В походе участвовало ок. 35 тыс. чел. В сент. армия переправилась через Дунай и соединилась с отрядами Георгия Бранковича и господаря Валахии Влада II Дракула († 1447). Тур. силы в Сербии и Болгарии были немногочисленны, т. к. основные войска Мурада II находились в М. Азии и Морее. 3 нояб. у г. Ниша была разгромлена армия бейлербея Румелии Касим-паши. Турецкое войско начало движение к Софии, используя при этом тактику выжженной земли. 24 дек. состоялось сражение у г. Златицы, в ходе к-рого армии крестоносцев пришлось отступить. Тем не менее после поражения османов в битве у горного масива Куновица (ныне Сува-Планина), во время которой был взят в плен зять султана Махмуд-бей, Мурад II начал переговоры с кор. Владиславом. В мае 1444 г. Махмуд-бей был освобожден, а 12 июня был заключен мирный договор, согласно к-рому Мурад обязался вернуть Георгию Бранковичу все владения и отпустить на свободу 2 его сыновей. Господарь Валахии по-прежнему был обязан выплачивать дань, однако присутствие при дворе султана стало для него необязательным. После заключения договора кор. Владислав III приказал распустить армию. В июне 1444 г. из Ниццы отплыл флот крестоносцев (4 венецианских галеаса и 6 бургундских кораблей) под рук. Жана де Ваврена. Отряд Жоффруа де Туази, выступивший в поход в мае, не дождавшись прибытия основных сил близ о-ва Корфу, начал грабить торговые корабли у побережья Сев. Африки. Папа Евгений IV попросил Жана де Ваврена оказать помощь госпитальерам, которых егип. султан осадил на о-ве Родос, однако венецианцы, являвшиеся союзниками мамлюков, отказались это сделать. Жан де Ваврен направил бургундскую часть флота к Жоффруа де Туази, взявшему курс на Родос. Осада острова крестоносцами продолжалась до сер. сент. 1444 г. и закончилась поражением егип. флота. Родосская кампания отвлекла основные силы крестоносного флота от главной цели - блокады проливов.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

БЫВШИМИ С НИМ: ничимь же кром питающес прилежно соущими с нимь. (S ними) И56 3 . В греч. другое: οδεν μεινον τν ν μετλλοις πιεζομνων διακεμενος Β49 12 «ничем не лучше тех, которые в рудниках мучаются, пребывая». ДРУГИХ : и на месте союза λλ Б49 10 «но, однако». Ср. λλος «другой». В результате этой подмены оказалась измененной мысль Златоуста: до потопа Ной был праведным и непорочным – однако при потопе терпел бедствия [Злат. Стаг., II,5). Получилась добавка новых скорбей. См. обратную замену («но» вместо «другое») на И62. Замена этих близких слов возможна как в греч. тексте, так и «в воображении» переводчика. В СКОРБИ: скорби (S тоскою ) на месте στενοχωραν вин. зд. «теснота», позднее перен. «стеснение, затруднение, беда». Переведено переносное значение, в Унд усиленное добавкой: тоскою и страхо м . Златоуст же говорит о тесноте ковчега. КАК ОН МОГ: како можаше И56 5 на месте τ οει наст. «(как) ты считаешь», «(как), по твоему мнению» (ομαι, οομαι «полагать, считать»). МЕДВЕДЬ: медвдь ; в греч. ХГА, как и в Книге Амоса 5.19, «медведица» (жен. р. передан только артиклем). В Острож мечька. СКОТ: скотомъ в соот. с νους вин. мн. «ослы». СТЕСНЕН... ТЕСНИЛА: держимъ ... держаше в соот. с συνεχμενος... συνεχετο (συνχω акт. «держать вместе, сдерживать», συνχεσθαι страд. «быть сдерживаемым» и «быть одержимым, мучимым»). Сопоставляя страдания Ноя до и во время потопа, Златоуст активизирует второе значение; в слав. кальке на первом плане первое, конкретное. Ср. выше: «в скорби», в то время как точнее было бы «в тесноте». Витиеватая антитеза Златоуста передана с перестановкой членов. И57 АРФАКСАД 538 ЛЕТ И57 7 – см. комм. к И53 22–27 . КАК ГОВОРИТ ИОСИФ – Флавий, Древ 1.4.3. СМЕШЕНИЕ – Иосиф (Древ 1.4.3), ссылаясь на текст Сивиллы (Сивиллы III. 104), связывает слово «Вавилон» с арамейским balbel «смешение». Так и по Быт. 11:9 . Исследователи нового времени приводят ассир. клинописные данные: Bab-il, Bab-ilu «Врата Бога». ОТ НОЯ. В Тр. на этом месте него И57 25 – возможно, порча но .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К рубежу XII и XIII вв. относятся купольные церкви в Кинцвиси и в Тимотесубани, по пропорциям, пространственной композиции и масштабу схожие с вышеназванными, но построенные из кирпича и имеющие простые, без украшений, фасады. В интерьерах этих храмов сохраняются монументальные росписи того же времени. Наряду с купольными в этот период строили церкви зального типа (Саорбиси, 1152; Магалаанти, XII в.; Гударехи, XIII в.), богато украшенные орнаментом. Особое место в зодчестве этой эпохи принадлежит высеченной в скале обители Вардзиа, строительство к-рой связано с именами груз. царя Георгия III и его дочери св. царицы Тамары. Комплекс занимает более 500 м плоскости скалы, состоит из 600 помещений, расположенных в 5, 6, 7, иногда в 13 ярусов. Пещеры составляют жилые ячейки; этажи связывались между собой потайными ходами и люками. В состав ансамбля помимо множества келий входят конюшня, трапезная, погреб, зал собраний, имеющий великолепную акустику, предположительно аптека и т. п., а также комната св. Тамары. В обители был родник, действовала водопроводная система. Единственные наружные сооружения мон-ря - колокольня XIII в. и 2-арочный портик главной Успенской ц. (зального типа, стены полностью покрыты росписью XII в.). К X-XIII вв. относятся редкие образцы груз. гражданского зодчества. Кроме Гелатской академии сохранились руины здания Икалтойской академии (XII в.) в Кахети. Археологические раскопки выявили следы значительных средневек. городов (Рустави, Самшвилде, Дманиси). Сохранились и строения, входившие в монастырские ансамбли: трапезные и подсобные помещения (в мон-рях Уравели, Агара, Ошки, Опиза, Шиомгвиме), а также великолепные арочные мосты (Беслетский в Абхазии, Дандалойский в Аджарии, Рконский в Картли и др.). Важнейшим памятником можно считать дворец в Гегути, от к-рого сохранился только большой зал. В средневек. Грузии важным видом зодчества являлись фортификационные сооружения. В сер. XIII в. завершился последний период расцвета груз. зодчества. Конец XIII - начало XIV в.- время политического и культурного упадка Грузии. Утонченная, рафинированная архитектура предшествующей эпохи утратила единый характер, завершенность, великолепие декоративного оформления, появились признаки эклектизма, рисунок стал дробным и неуверенным; с XIV в. понизилось профессиональное мастерство зодчих. Тем не менее в этот период строили храмы, к-рые сохраняли лучшие художественные традиции предшествующего столетия.

http://pravenc.ru/text/168199.html

1028 Очевидно, Фома являлся так называемым «месадзоном» Мануила – своего рода «премьер-министром». 1029 Приводится описание построения византийского войска перед знаменитой битвой у Землина (Зевгмина) 8 июля 1167 г., окончившейся полным разгромом венгров и тем самым положившей конец византино-венгерским войнам 60-х годов XII в. После описания данного построения следует рассказ о битве, повлекшей бесчисленные жертвы, пленении византийцами пятерых «жупанов» и т. п. Полный разгром венгров, по словам Киннама, завершил войны с Венгрией (274.22). 1050 Андроник Комнин, брат императора Мануила I Комнина, будущий император Андроник I (1183–1185). 1052 Город во Фракии, на берегу Черного моря, ныне известный у греков под именем Анхиало и Ахело, а у турок – под именем Кенхис. 1056 Камбис – древнеперсидский царь; Тарквиний – древнеримский царь; Эхет – мифический жестокий царь Эпира; Фаларис – тиран Акраганта. 1062 Куманами. Болгарский аристократ Асень с братом Петром возглавили в 1185 г. антивизантийское восстание в союзе с половцами. 1083 Рюрик Ростиславич Смоленский, великий князь Киевский (1173; 1180–1182; 1194– 1202; 1205–1207). 1088 Граф Фландрии Людовик и дож Энрико Дандоло – лидеры Крестового похода, затем – вельможи в Латинской империи. 1108 Византийский император Исаак II Ангел (1185–1195) вторым браком был женат на дочери венгерского короля Белы III (1172–1196) Маргарите (в нач. 1186). Имя первой жены неизвестно. 1113 Иван I Асень (1186–1196), один из трех братьев Асеней, ставший с 1186 г. царем-правителем Второго Болгарского царства. 1116 «Скифами» Акрополит называет куманов (половцев). Толкование этнонима в данном случае как славянского ошибочно, хотя русский этнический элемент мог присутствовать среди половцев под названием «тавроскифы» (Литаврин 1999. С. 353–362). 1122 Разбит был только обоз и середина войска. Исаак II и его брат Алексей с остальным войском спаслись. 1128 Военная хитрость половцев состояла в нападении на врага малыми силами с последующим быстрым отступлением, заманивавшим противника в засады и ловушки, когда в бой вступали свежие силы половецкой конницы. Их обычная численность – 10–14 тысяч всадников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анфимию удалось несколько возродить престиж имп. власти на Западе. Опираясь на прочный союз с ним, Л. вскоре начал войну против вандалов. Гейзерих был извещен посольством, к-рое вновь исполнял Филарх. Однако Гейзерих сразу воспринял союз К-поля и Рима как объявление войны вандалам и вскоре атаковал западное побережье Греции. В 468 г., по сообщению визант. хрониста XII в. Георгия Кедрина, Л. снарядил против него огромный флот - из 1113 судов ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 613). Расходы на создание флота были столь велики, что затронули и государственную казну, и казну префекта претория, и личные средства обоих императоров. Во главе флота Л. поставил своего шурина Василиска, брата августы Верины. Аспар возражал против экспедиции, и ее последующий провал позднее приписывался его интригам и тайным связям с Гейзерихом и Василиском. Вероятно, в оправдание убийства Аспара пропаганда Л. распространяла слухи о том, что Аспар якобы обещал Василиску в обмен на провал экспедиции помочь ему стать императором после Л. По плану Анфимий, Рицимер и Марцеллин должны были овладеть Сардинией. Еще одна сухопутная армия Л., под командой Ираклия из Эдессы, выступила из Египта и заняла Триполитанию. Основные же силы визант. флота Василиска были направлены против Карфагена. Василиск высадился в Сев. Африке, на мысе у храма Меркурия, близ Карфагена (ныне Эт-Тиб, Тунис). Гейзериху удалось добиться 5-дневного перемирия. Однако, когда ветер поменял направление в благоприятную для вандалов сторону, Гейзерих, не дожидаясь окончания перемирия, двинулся против Василиска одновременно с флотом и войском. Оба флота были оснащены судами с приспособлениями для метания зажигательной смеси, но ветер дул в сторону визант. флота, и это дало вандалам решающее преимущество. Мн. суда византийцев загорелись; моряки пытались вывести свои корабли в открытое море, бросив высадившийся на берег десант, который продолжал защищать от вандалов свой лагерь на берегу. Битва закончилась разгромом византийцев. Василиск бежал на Сицилию. Понимая, что его обвинят в этом провале, по возвращении в К-поль он сразу бросился искать убежище в храме Св. Софии. Благодаря заступничеству Верины он избежал офиц. обвинений, но был отстранен от всех постов, на некоторое время удален из столицы и проживал в Ираклии Фракийской как частное лицо. После понесенных поражений и убийства Марцеллина в авг. 468 г. Л. был вынужден прекратить войну. Заключенный мир был выгоден для вандалов, которые продолжали нападать на побережья Италии и Иллирика ( Theod. Lect. Hist. eccl. I 25; Procop. Bella. III 6; Ioan. Malal. Chron. P. 372-373; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 16; Theoph. Chron. P. 115-116). Экспедиция 468 г. оказалась последней значительной попыткой возродить могущество Зап. Римской империи до момента ее падения в 476 г.

http://pravenc.ru/text/2463279.html

ad ann. mundi 6503) этому нменно патриарху приписывает составление канонов о степенях родства. 117 Почему Пелей, отец Ахиллеса, представлялся Пахимеру образцом чистоты, ни из чего не видно. Гомер по местам прославляет только его щедрость и гостеприимство. Не делал ли Пахимер аллюзии на этимологию слова πηλεEQ o( ς – от πηλEQ o( ς грязь? Как бы, то есть, хотел сказать: в блудодеянии скорее можно бы обвинять Пелея, любимца богов,– по крайней мере, потому, что его именем означается грязь, чем Векка. 118 Ниже, в хронологических замечаниях будет доказано, что папа в это время был не Урбан, а Николай III. 119 Эта Параволика Ихнилата, по исследованиям Алляция, была индийское сочинение, переведенное сперва на персидский, потом на арабский, а с него на греческий язык. У Алляция в греческом переводе оно озаглавливается так: Книга Физиологическая, принесенная из Индии и поднесенная царю Хозрою в Персии одним мудрецом и врачом Перзое, потом переведенная на арабский язык, с которого Симеон, учитель и философ, по прозванию Сиф, переложил ее на греческий. По-арабски называется она Cylile и Dimne, а по-гречески Στεφαντης χνιλτης. 120 Хранитель великой печати – у Пахимера παρακοιμομενος τEQ o( η;˜) ς μεγλης σφενδνης т. е. царского перетня. Это был вельможа высшего ранга и, по словам Кодина (с. 4), отличался самою формою платья. 121 Это предсказание передает и Григора (I. 5 p. 67), но не вполне. Полнее изложено оно in magine Barberianae codicis, и в переводе с греческого состоит в следующем: «Вот предсказание председателя Павзания. Красота города Траллов со временем увянет; но малейшие остатки ее у народа, никем не управляемого, хотя будут под страхом, однако ж, совершенно не погибнут. Этот город возобновится могуществом мужа, соименного победе, который будет блистательно проживать восьмую эннеаду дисков, и трижды семь киклов будет прославлять город Аттала. Это, в сравнении с Ираклеею,– местечко: но ему подчинятся города запада и детски поклонятся гордые». 122 Доместиками в церковном клире Кодин называет επισττας τEQ o( ω;˜) ν μελEQ o( ω;) δEQ o( ω;˜) ν или EQ o( α;’) ρχEQ o( ω;) δEQ o( ω;˜) ν – начальниками хора, которые управляли пением после протопсалта, или хороначальника, регента.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все они, «страсти умертвивше плотския», оделись «в бесстратия ризы», «жития чистотою» угодили Богу и сподобились вечной славы. Скончались они мирно в V-VI в. Имена сыновей Пр. Ксенофонта упоминаются в службе. Кондак, гл. 4. В заповедех бодрствовал еси Владычних, нищим расточивый твое богатство блаженне, тихо с сопружницею, и чады твоими: темже наследуете Божественное наслаждение. Пр. Смена, нарицаемого ветхого. С юных лет он подвизался в Сирии, в одной пещере в совершенном уединении, в продолжение многих лет. Строгий пост, непрерывная молитва , внутреннее самоуглубление и богомыслие были постоянным его занятием. Пищей служили ему травы, произраставшие вокруг пещеры. Когда к нему стали стекаться желающие видеть его, отчего нарушалось его безмолвие, он оставил пещеру и переселился на одну из гор Аманского хребта. Но и здесь он не нашел покоя от многих стекавшихся к нему. Тогда он удалился на Синайскую гору. Но не было воли Божьей на то, чтобы пр. Симеон остался на горе Синайской: он должен был послужить спасению других в прежнем месте своих подвигов. И вот он оставил священную гору и возвратился в Аман. Скоро явились здесь две обители подвижников благочестия: одна – на вершине горы, другая – внизу, у подошвы горы. Пр. Симеон сам был учителем и руководителей иноков: предупреждал их о нападениях и кознях врага нашего спасения, ободрял и укреплял в подвигах благочестия, возбуждал к внутреннему вниманию и самоуглублению, располагал их обнаруживать кротость и снисходительность к ближним, великодушие к врагам. Неусыпный молитвенник и строгий постник, он имел от Бога благодать повелевать лютейшими зверями. Св. подвижник преставился около 390 года в Сирии. Ветхим он называется в отличие от нового Симеона, жившего после, память которого 1 сентября. Грузин. – Св. славного и благоверного царя всей Иверии и Абхазии Давида III Возобновителя. Св. Давид был назван «Возобновителем» за то, что своим умом и деятельностью поднял из развалин разрушенное почти в конец турками, персами и арабами свое государство, которое он, еще будучи гоним, принял от своего отца Георгия II (скончавшегося в 1088 г.), водворив во всей своей стране внутренний и упрочив внешний мир и благосостояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

По ст. XIX. Окончившего университетский курс Ельчанинова разрешается принять в число своекоштных студентов Академии. О разрешении Ельчанинову пройти курс богословских наук в Академии в трехгодичный срок, с зачислением его в списки студентов II-ro курса и т. д. буду ходатайствовать немедленно. – Прочее читано и утверждается». Справка: Об утверждении в степени кандидата богословия действительного студента Академии Григория Рождественского и студентов Георгия Георгиевича, Сергея Лебедева и иеромонаха Ювеналия (Машковского) сообщено Учебному Комитету при Святейшем Синоде отношением от 23 февраля за 73. Определили: Принять к сведению. III. Ведомости Преосвященного Ректора Академии о пропущенных наставниками Академии лекциях в январе и феврале месяцах текущего 1910 года, из которых видно, что: 1) в январе месяце – а) по болезни: заслуженный ординарный профессор А.Д. Беляев и экстраординарный профессор П.П. Соколов опустили по 10 лекций; экстраординарный профессор С.И. Смирнов – 6 лекций; экстраординарный профессор И.В. Попов и и. д. доцента Ф.М. Россейкин – по 4 лекции; сверхштатный заслуженный орди- —32— нарный профессор Н.А. Заозерский – 3 лекции; заслуженный ординарный профессор М.Д. Муретов – 2 лекции и экстраординарный профессор Д.И. Введенский – 1 лекцию; б) по семейным обстоятельствам: ординарный профессор М.М. Тареев – 2 лекции. 1) в феврале месяце – а) по служебным обязанностям: Инспектор Академии – и. д. ординарного профессора А.П. Шостьин опустил 2 лекции; б) по болезни: заслуженный ординарный профессор А.Д. Беляев – 8 лекций, сверхштатный заслуженный ординарный профессор Н.А. Заозерский , ординарный профессор М.М. Тареев и и. д. доцента А.К. Мишин – по 4 лекции и экстраординарный профессор П.П. Соколов – 2 лекции; в) по домашним обстоятельствам: и. д. доцента С. П. Знаменский – 9 лекций и экстраординарный профессор Д.И. Введенский – 5 лекций. Определили: Ведомости внести в протокол настоящего собрания для напечатания в академическом журнале. IV. Прошения: а) Директора народных училищ Таврической губернии Сергея Маргаритова: «Представляя при сем в двух экземплярах сочинение: «История русских мистических и рационалистических сект» (Симферополь, 1910 г.) на соискание степени доктора церковной истории, честь имею покорнейше просить Ваше Преосвященство дать моему прошению надлежащее движение».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010