Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Св. новомученик М. Новоселов. Церковное бессилие   Св. новомученик М. Новоселов. Церковное бессилие     Мы печатаем здесь две статьи. Первая: Иеросхимонах Антоний (Булатович) «Афонский разгром». Эта хроника является мнением афонских монахов и дневником событий, которым отмечается 100 лет. Вторая статья: Св. новомученик М. Новоселов. «Церковное бессилие» - это ответ русской церковной интеллигенции, под которым подписались и Флоренский, и многие другие известные богословы. Мы, конечно, можем сказать, что афонская трагедия - сложная комибинация, искусно подстроенная греками, которые любым способом пытались сохранить Афон греческим. И тем не менее, это не будет причиной событий. Даже если мы вернемся к тонкостям имяславия, мы не приблизимся к причине. А причину просто и гениально выразил нмч. М. Новоселов в статье «Церковное бессилие», которую вы прочитаете ниже. Причина - абсолютная неспособность Синода управлять Церковью. Еще более глубокая причина - само командно-админстративное управление РПЦ. Отсюда ясно, что афонская трагедия  и трагедия всей России - были неизбежны, как неизбежно крушение судна, которое захватили разбойники, думающие, что если избивать матросов, то корабль поплывет куда нужно или куда-нибудь. Интересно, ведь в статье М. Новоселов пророчески замечает, что крушение судна нетрудно избежать: " ...И если бы этого желали, то время еще есть... " Что же, 100 лет достаточный срок, чтобы начать учиться, анализировать события и понимать происшедшее. Напомним мудрость Ватопеда " Умный принимает, дурак стоит на своем " , можно сделать и другой перевод этой греческой пословицы: " Умный учится на чужих ошбиках, дурак - на своих " - Святая Гора Афон   Иеросхимонах Антоний (Булатович) Афонский разгром. (С.-Петербург: " Дым Отечества " , 1913). АФОНСКИЙ РАЗГРОМ 5 июня 1913 года.     Многие лица обращаются ко мне с просьбой разъяснить их недоумение по поводу той правой путаницы, которая произошла на Афоне и закончилась беспримерным в истории по своему бесправию изгнанием афонских иноков. Не имея возможности подробно отвечать каждому в отдельности, я обращаюсь с просьбою дать мне место сим объяснительным строкам.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=155...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ СЛИВЕНСКИЙ [болг. Димитър Сливенски]; (9.10.1818, г. Сливен - 30.01.1841, там же), болг. нмч. янв.]. Житие Д. С. впервые опубликовал еп. Левкийский Парфений (Стаматов) без анализа источников (см.: Партений, еп. Левкийски. Жития на бълг. светци. София, 1979. Т. 2. С. 19-23). Возможно, жизнеописание Д. С. составил вскоре после его смерти иером. Стефан, к-рый навещал в темнице и отпевал мученика, либо иные свидетели событий. Последующие публикации Жития Д. С. являются редакциями версии еп. Парфения. Д. С. род. в семье благочестивых Ивана и Комны, к-рые 8 лет не имели детей. Родители рано умерли, младшего брата увели цыгане, и Д. С. в юном возрасте остался один. Когда дом развалился, а земельный участок присвоил сосед-турок, он стал слугой мусульманина, к-рый полюбил юношу и уговаривал его принять ислам. Но Д. С. отвечал: «Наша христианская вера дана нам Самим Господом Иисусом Христом, а ваша вера дана обыкновенным человеком Мухаммадом». Хозяин выгнал его, и он стал помощником пекаря. В беседах с мусульманами юноша часто говорил о преимуществах христианства перед исламом. Это вызвало ненависть мусульман, и они попросили главу города наказать юношу. Вскоре Д. С. позвали на пир в честь прибытия нового судьи. Судья настойчиво предлагал юноше вместе с ним выкурить табак и выпить ракию, но тот отказывался. Тогда судья, расхвалив Д. С., пообещал, что если он примет ислам, то повелит пекарю сделать его своим зятем и отдать половину состояния. Подыгрывая, Д. С. ответил: «Было бы так, господин!» Эти слова присутствующие сочли согласием, и один из мусульман снял свой пояс и стал из него делать чалму для Д. С. Тогда юноша заявил: «Неужели вы мои слова приняли за правду? Знайте, я христианин и верю в Бога Иисуса Христа, никогда не отрекусь от Него и не обращусь к вашему Мухаммаду, который не послан Богом, а самозваный пророк, предводитель неверных!» - и убежал из города. Неск. дней он прятался в Сливене, а потом пошел в Русе, надеясь найти защиту у митрополита Русенского (имя митрополита не указано, Русенская епископия получила статус митрополии только в 1872). Митрополит его тепло встретил, 3 дня укреплял в вере и подарил золотую монету и крестик. Д. С. половину стоимости монеты раздал бедным и отправился в Валахию, надеясь найти работу. Но, приняв решение пострадать за Христа, в с. Жеравна он сдался тур. страже. Его отвели в Сливен и заточили в темницу. Судья предположил, что если через 3 месяца юноша вернулся обратно, значит, одумался и желает принять ислам. Но Д. С. достал подаренный митрополитом Русенским крестик и исповедал веру во Христа. Судья дал ему 3 дня на размышления и сказал, что в случае отказа принять ислам его ждет наказание. Городской совет старейшин потребовал от судьи либо заставить юношу принять ислам, либо казнить его.

http://pravenc.ru/text/178229.html

Иногда подвиг Н. можно отнести сразу к 2 типам, напр. в случае игум. Синайского мон-ря Абд аль-Масиха ан-Наджрани (VIII в.), Мученичество к-рого является одним из первых агиографических текстов на араб. языке ( Griffith S. The Arabic Account of ‘Abd al-Mash an-Nara  n al-Ghassa  n// Idem. Arabic Christianity in the Monasteries of 9th-Century Palestine. Aldershot, 1992. Ch. X. P. 332-374; рус. пер.: Моисеева С. А. Арабская мелькитская агиография IX-XI вв. М., 2015. С. 134-141). Рожденный в христ. вере, он в юности обратился в ислам, но затем раскаялся, вернулся в христианство и принял монашество. Желая искупить прежнее вероотступничество, он попытался сам вызваться на мученичество, но Божественным вмешательством был лишен этой возможности и впосл. пострадал, уже будучи обвинен мусульманином. Очевидно, одной из целей этого повествования было показать, что мученический венец не может быть выбран человеком произвольно, но посылается ему свыше тогда, когда Бог попускает это. Кроме того, известны ок. 50 случаев, когда поводом для ареста христиан служили действия, вызванные незнанием ими тур. законов, обычаев или языка. Христиан могли осудить на казнь за то, что они неосознанно прочли мусульм. символ веры (нмч. Николай Лавочник († 1672; пам. греч. 23 сент.)), оделись в тур. одежду (нмч. Николай Магнисийский († 1796 (?); пам. греч. 24 апр.)), вошли в мечеть (нмч. Панайотис († 1767; пам. греч. 24 июня)), в порыве гнева сказали, что готовы обратиться в ислам (прмч. Онуфрий Габровский († 1818; пам. греч. 4 янв.)) ( Constantelos. 2004. P. 64-65). Также христиан могли осудить на смерть из-за ссоры с турком, ложного доноса о любовной связи с мусульманкой (нмч. Дука Митилинец († 1564; пам. греч. 24 апр.)), хорошего образования, одежды, телесной красоты, благоразумия, благочестия, распущенности турок и янычар, религиозного фанатизма тур. толпы, зависти, клеветы и жажды мести со стороны мусульман (напр.: нмч. Иордан († 1650; пам. греч. 2 февр.); нмч. Иоанн († 1773; пам. греч. 21 окт.) и др.).

http://pravenc.ru/text/2577845.html

В XVIII в. Афон стал центром духовной поддержки христиан разных национальностей (греков, албанцев, болгар, румын и сербов). Многие Н. побывали на Св. Горе для укрепления духовных сил перед предстоящим им подвигом мученичества. Афонские «духовные наставники» (λεπτες) готовили, побуждали и вдохновляли единоверцев на подвиг мученичества. Прежде всего это касалось тех, кто желали своей кровью искупить грех вероотступничества. Наиболее известными «духовными наставниками» были прп. Косма Этолийский , в 1779 г. убитый за просветительскую деятельность, свт. Макарий Нотара († 1805) и прп. Никодим Святогорец , который с 1775 г. до своей кончины (1809) почти постоянно жил на Афоне. В частности, свт. Макарий в 1794-1795 гг. был наставником нмч. Полидора Кипрского († 1794; пам. греч. 3 сент.), нмч. Феодора Нового (Византийского) († 1795; пам. греч. 17 февр.), в 1801 г. помогал подготовиться к подвигу нмч. Марку († 1801; пам. греч. 5 июня), в 1803 г.- нмч. Димитрию Пелопоннесскому († 1803; пам. греч. 13, 14 апр.) и др. Те, кто готовились принять мученический подвиг, жили при келье Макария, постоянно исповедовались и причащались. Прп. Никодим Святогорец в 1800 г. подготовил к подвигу нмч. Константина Идрского († 1800; пам. греч. 14 нояб.) ( Citterio I. Nicodemo Agiorita//TByz. 2002. Vol. 2. P. 913). Первые агиографические собрания, содержащие сведения о Н., были составлены Иоанном Кариофиллом († после 1693) ( Σθας Κ. Νεοελληνικ φιλολογα: Βιογραφαι τν ν τος γρμμασι διαλαμψντων Ελλνων, π τς καταλσεως τς βυζαντινς ατοκρατορας μχρι τς λληνικς θνεγερσας (1453-1821). Αθναι, 1868. Σ. 374-376) и афонским мон. Кесарием Дапонте (1713-1784) (автограф: РНБ. Собр. еп. Порфирия (Успенского). 253). В сер. XVIII в. с ведома К-польских патриархов сщмч. Григория V (1797-1798, 1806-1808, 1818-1821) и Кирилла VI (1813-1818) начинается более систематизированный сбор сведений о Н. Прп. Никодим Святогорец при участии свт. Макария издал в 1799 г. «Новый Мартиролог» (Νον Μαρτυρολγιον. Βενετα), где содержались Жития ок. 90 святых, пострадавших в период между 1492 и 1796 гг., а также службы некоторым из них; больше половины Житий, вероятно, были написаны самим прп. Никодимом; тексты, созданные его предшественниками в XVII-XVIII вв., он сокращал или стилистически перерабатывал. Второе издание «Нового Мартиролога» было предпринято в 1856 г. с дополнением текстов о Н., пострадавших в 1796-1838 гг. (4-е изд. с предисловием проф. П. Пасхоса вышло в 1993 г. в Афинах). Рус. перевод Житий 16 афонских Н. из «Нового Мартиролога» был включен в «Афонский патерик» (Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Св. Афонской горе просиявших. М., 1897. Т. 2), др. 70 сказаний опубликовал свящ. П. Соловьёв (Христианские мученики, пострадавшие на Востоке со времени завоевания К-поля турками/Пер. с новогреч.: свящ. П. Соловьёв. СПб., 1862).

http://pravenc.ru/text/2577845.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИТА Нмч. Никита Нисиросский, с клеймами жития. Икона. 1876 г. (ц. в честь нмч. Никиты на о-ве Нисирос) Нмч. Никита Нисиросский, с клеймами жития. Икона. 1876 г. (ц. в честь нмч. Никиты на о-ве Нисирос) [Греч. Νικτας] († 1732), нмч. Нисиросский (пам. греч. 21 июня), пострадал на Хиосе. Род. в зажиточной семье на о-ве Нисирос, в сел. Мандракион, в 1716 или 1717 г. Отец Н. занимал важное положение среди жителей острова. Он впал в немилость у турецких властей, был привезен для суда на Родос и, чтобы избежать наказания, отрекся от Христа. Его супруга с детьми тоже переехала на Родос и приняла ислам. Н., к-рый был младшим сыном, получил мусульм. имя Мехмед. Не зная о своем происхождении и первоначальной вере, мальчик проявлял большой интерес к мусульманству. Однажды во время игры он поссорился с тур. детьми, чем вызвал гнев у матери одного ребенка. Женщина обругала Н. словами, к-рыми обычно мусульмане называли христиан. Опечаленный Мехмед пришел к матери, и та рассказала ему, что в прошлом их семья была христианской, а его звали Никита. Тогда отрок решил вернуться к религии своих предков. В 14 лет он приехал на Хиос, пришел в Неа-Мони и рассказал игумену мон-ря все, что с ним произошло. Игумен отправил Н. для получения наставлений к подвизавшемуся в то время в Неа-Мони Макарию, бывш. архиерею Фивейскому. Тот исповедал Н. и совершил над ним миропомазание, чтобы вернуть отрока в лоно Церкви. После этого Н. жил в мон-ре, проводя время в молитве и посте. Стремясь к еще более строгому подвижничеству, он удалился в скит мон-ря (в пещеру основателей Неа-Мони), где познакомился с отшельником Анфимом со Св. Горы и открыл ему свое желание пострадать за Христа. Затем Н. вернулся в обитель, получил благословение отцов на подвиг мученичества и покинул мон-рь. Он пришел в Хору - столицу Хиоса, где у него потребовали заплатить пошлину, к-рая взималась с христиан за переход из одного места в другое.

http://pravenc.ru/text/2565378.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Нмч. Онуфрий Габровский. Роспись в Рильском мон-ре. 1845 г. [Болг. Онуфрий Габровски] (в миру Матей; ок. 1786, с. Габрово - 4.01. 1818, о-в Хиос), болг. нмч. (пам. 4 янв.). Род. в богатой семье Делчо (впосл. принял монашество на Афоне в мон-ре Хиландар с именем Даниил) и Анны и получил строгое воспитание. В возрасте 8-9 лет в обиде на родителей за наказание после проступка он публично заявил, что примет ислам. С большим трудом родители спасли ребенка от обрезания, к-рое совершалось в подобных случаях. Мальчика направили в Троянский монастырь , откуда, достигнув совершеннолетия, он ушел на Афон в мон-рь Хиландар. Там принял монашество с именем Манассия и был рукоположен во диакона. Затем он перешел в скит св. Иоанна Предтечи Иверского монастыря на Афоне и стал учеником старца Никифора, к-рый ранее подготовил к мученичеству монахов Евфимия Нового из Димицаны и Игнатия († 1814), а также Акакия Нового († 1816). Подобно этим и др. новомученикам , мон. Манассия пожелал претерпеть мученичество и очистить свой юношеский грех отречения от Христа. После 4 месяцев аскетической жизни, когда готовность претерпеть мучения окрепла, он принял великую схиму с именем Онуфрий. Старец Никифор решил направить О. Г. на о-в Хиос вместе с опытным мон. Григорием, ранее сопровождавшим Евфимия, Игнатия и Акакия на их мучение в Стамбул. В болг. версии Жития нмч. Онуфрия уточняется, что святой хотел пострадать в г. Тырново, где в детстве отрекся от Христа, но по благословению К-польского патриарха сщмч. Григория V , в то время находившегося в заточении в Иверском мон-ре на Афоне, местом мученичества был выбран Хиос. На этом острове ранее уже прославились новомученики Марк († 1801) и Ангелис († 1813). О. Г. и мон. Григорий прибыли на Хиос 29 дек. и провели 7 дней в молчании, молитве и посте, ожидая пятницы, когда мученик планировал пойти в тур. суд и открыто исповедать веру во Христа «в суде нечестивцев». Григорий остриг ему бороду и волосы и крестообразно помазал маслом из церковной лампады. О. Г. поклонился мощам мн. святых, в т. ч. новомучеников, и причастился на литургии Преждеосвященных Даров. В суд он пришел в зеленой чалме и красной обуви. Открыто исповедав Христа, О. Г. осудил ислам, а затем бросил чалму на пол. О. Г. схватили, заковали в вериги и бросили в темницу. Ему предложили признать Коран священной книгой, чтобы избежать наказания. После отказа О. Г. отрубили голову. Казнь состоялась на берегу моря, на месте мучения нмч. Марка. О. Г. было 32 года. Чтобы воспрепятствовать почитанию останков О. Г. как мощей, их вместе с одеждой бросили в море. Обстоятельства обретения его мощей неизвестны, ныне их частица хранится в ц. Успения Пресв. Богородицы в Габрове (Болгария).

http://pravenc.ru/text/2581423.html

в 1934 г., содержит много сведений о новомучениках и ценные размышления об их значении для Церкви. В ней собраны жития 130 мучеников - от 1453 г. до сер. XIX в. Более подробные исследования появились в грекоязычной среде только во 2-й пол. XX в. в виде монографий и серии популярных статей, приуроченных к 160-й годовщине греч. восстания 1821 г. ( Περαντνης. 1972; Idem. 1989; Zografos. 1987; Γλαβνας. 1997). В Греции этому вопросу было посвящено неск. конференций, призванных выработать критерии и подходы к К. новомучеников (Πρακτικ Θεολογικο συνεδρου. 1988; Ελληνες Νεομρτυρες 1453-1821. [Α Συνδριο γι τος Αγους Νεομρτυρες (1453-1821)]. Λιδορκι, 1998). Сщмч. Григорий V, патриарх К-польский. Скульптура Г. Футали. 1872 г. (Университет в Афинах, Греция) Сщмч. Григорий V, патриарх К-польский. Скульптура Г. Футали. 1872 г. (Университет в Афинах, Греция) Всех греч. новомучеников принято разделять на 4 группы: 1) мусульмане, принявшие христианство и в соответствии с исламским законом казненные, как, напр., нмч. Иоанн из Коницы († 1814, пам. греч. 23 сент.), нмч. Ахмед Калфас († 1682, пам. греч. 24 дек., 3 мая), нмч. Константин Агарянин († 1819, пам. греч. 2 июня); 2) христиане, погибшие во время политических нестроений, в частности во время восстания 1821 г., как, напр., сщмч. Григорий V, патриарх К-польский († 1821, пам. греч. 10 апр.); 3) «самопризванные мученики» (ατκλητοι μρτυρες) - христиане, в порыве особой ревности в вере и страстного желания пострадать за Христа порицавшие веру мусульман и тем самым провоцировавшие их на насильственные действия по отношению к себе; 4) христиане, по разным причинам отрекшиеся от Христа и принявшие ислам, но позднее в знак своего покаяния принявшие смерть за имя Христово ( Delehaye H. Greek Neo-Martyrs//Melanges d " hagiographie grecque et latine. Brux., 1966. P. 246-255). Что касается 3-й группы («самопризванных мучеников»), взгляды на то, следует ли их канонизировать, разделились. В кон. XIX в. нек-рые представители К-польского Патриархата позволяли себе негативные высказывания по отношению как к тем из христиан, к-рые сами решались на мученический подвиг в период османского владычества, так и к священникам, к-рые их наставляли.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ РУССКИЙ Нмч. Павел Русский. Роспись кафоликона мон-ря Хиландар. 1682–1685 гг. Нмч. Павел Русский. Роспись кафоликона мон-ря Хиландар. 1682–1685 гг. [Павел Вольноотпущенник; Παλος Ρσος, Παλος Απελεθερος] († 1683), нмч. (пам. греч. 3 апр.). Святой был русским по происхождению, в ранней юности попал в плен к крымским татарам и был вывезен в К-поль (Стамбул) - столицу Османской империи. Ему грозила продажа на невольничьем рынке, но, к счастью, его увидел некий христианин; он выкупил единоверца и предоставил ему свободу. П. Р. встретил в К-поле рус. женщину, также выкупленную ранее из плена, женился на ней и начал вести тихую благочестивую жизнь. Однако через нек-рое время у него проявилась эпилепсия в виде тяжелых припадков. Когда у П. Р. начался один из приступов, жена и соседи-христиане отвели его в храм во имя Пресв. Богородицы, называемый Моглуниу (Μογλουνου), известный тем, что в нем исцелялись страдавшие душевными расстройствами. По пути охваченному болезнью П. Р. и его спутникам встретились турки. Не помня себя, П. Р. стал вырываться из рук сопровождавших, кричать, что он мусульманин и его ведут в церковь насильно. Турки сообщили об этом происшествии везиру, и тот направил в церковь солдат. Когда они вошли в храм, приступ оставил П. Р., и он полностью пришел в себя. Он объяснил, что никогда не принимал и не хочет принимать мусульманство и что кричал под действием болезни. Солдаты стали угрожать ему смертью, которая полагалась за отступничество от ислама. Жена П. Р. ободряла мужа и убеждала проявить стойкость. Она сказала, что почтет за счастье быть женой мученика. Обоих супругов доставили во дворец к везиру. Убедившись в том, что они твердо придерживаются православия, он приказал привязать женщину к столбу и высечь. П. Р. после недолгого заключения отвели на бывш. ипподром и обезглавили. Казнь свершилась в Страстную Пятницу. Мученичество П. Р. было составлено писателем и богословом Иоанном Кариофиллом . В календарь РПЦ память П. Р. не включена. Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 185; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 3. Σ. 421-422. Лит.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 4. С. 433-434. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2578571.html

Никодима и М. Н. ( Παπαδπουλος. 2000. Σ. 116-117). В 1795 г. М. Н. наставлял нмч. Феодора Нового (Византийского) . При этом важно, что готовившиеся принять мученический подвиг не просто получали на это благословение от М. Н., но жили при его келье, постоянно исповедовались и причащались Св. Таин (таинства совершались приглашенным священником, т. к. святитель, как уже упоминалось выше, по принятии великой схимы перестал священнодействовать) и молились вместе с М. Н. В 1799 г. при деятельном участии святителя был издан «Новый Мартиролог». В эти годы М. Н. помогал публиковать и переиздавать душеполезные книги, составленные или подготовленные к изданию его соратниками. Так, в 1800 г. он оказал помощь в переиздании «Христианской апологии» прп. Афанасия Паросского, а в 1801 г. выступил в качестве рецензента монументального сочинения прп. Никодима Святогорца «Пидалиона», а также «Сокращенного изложения божественных догматов» Афанасия Паросского. В то же время М. Н. не переставал укреплять новомучеников: в 1801 г. помогал подготовиться к мученическому подвигу нмч. Марку , а в 1803 г.- Димитрию Пелопоннесскому (ΝΧΛ. Σ. 203). В эти годы М. Н. стал подлинным духовным отцом для хиосцев. Он заботился и о помощи нуждавшимся, и о воспитании нравов, и о духовном возрождении местных христиан, в чем ему помогала группа ученых монахов, с к-рыми он познакомился во время своих странствий по островам Эгейского м. Наиболее известными из соратников М. Н. во время его пребывания на Хиосе были прп. Афанасий Паросский, прп. Никифор Хиосский, Нил Калогномос, Иосиф Фурноаграфиот, Мелетий Хиосский и др. ( Vretta. 1999. Col. 735). Последний год жизни и кончина М. Н. В 1804 г. главный труд М. Н.- «Новый Лимонарь» - собрание Житий святых, в т. ч. новомучеников, и служб в их честь был уже близок к завершению. По свидетельству прп. Афанасия Паросского, М. Н. сам переписывал тексты и некоторые из них перекладывал на простое греч. наречие. Когда М. Н. закончил работу над книгой и думал о том, чтобы опубликовать ее типографским способом, в нач.

http://pravenc.ru/text/2561450.html

Янинский митр. Иоаким составил в честь Г. последование. В 1839 г. его преемник, митр. Иоанникий, отправил в К-поль Житие и чудеса Г., составленные 2 епископами, Леонтием Велласким, Серафимом Перистерийским, и 30 жителями Янины. В 1839 г., при патриархе Григории VI, Синод К-польской Церкви установил общецерковное почитание Г., к-рый считается покровителем Янины. 26 окт. 1971 г. мощи Г. были перенесены в храм, освященный в честь новомученика, и помещены в драгоценной раке. В наст. время частицы мощей святого находятся в различных городах Греции, в т. ч. в храме вмч. Димитрия Солунского в Фессалонике и в мон-ре св. Дионисия на Афоне. Первая служба и похвальное слово святому были написаны в 1839 г. иером. Хрисанфом (Лайнасом) (изд. Керкира, 1876). Впосл. в честь Г. были составлены еще 2 службы (ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 453; Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 90-91). Ист.: ΝΜ. Σ. 281-285; Σαλαμγκας Δ. Ο Νεομρτυς λδβλθυοτεΑγιος Γεργιος Ιωανννων. Αθναι, 1954; Ματθαου. ΜΣ. Τ. 1. Σ. 333-337. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 76; Παπαδπουλος Σ. Γ. Γεργιος ν Ιωανννοις νεομρτυς//ΘΗΕ. T. 4. Σ. 453-454; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 96; Περαντνης. Λεξικν. T. 1. Σ. 127-130; Χαλκι-Στεφνου Π. Ο λδβλθυοτεΑγιοι Γεργιοι. Αθνα, 1996. Σ. 130-143. О. В. Л. Иконография Нмч. Георгий Янинский. Гравюра. Афон. 1840 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Нмч. Георгий Янинский. Гравюра. Афон. 1840 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Изображения Г. появляются сразу после его смерти 17 янв. 1838 г., до офиц. канонизации 19 сент. 1839 г. По преданию, перед тем, как предать земле тело Г., Янинский митр. Иоаким призвал протопсалта кафедрального собора Петра Георгиадиса и велел ему написать икону новомученика. Этот образ освятили, приложив к мощам Г. Через неск. дней после казни новомученика была выполнена еще одна икона, написанная 30 янв. 1838 г. мастером Зикосом Хиониадисом по заказу иером. Хрисанфа (Лайнаса) из Арты, она хранилась в его доме в Янине. В 1838 г. на Афоне были исполнены неск. гравюр иером. Даниилом. Г. обычно изображается юным, с усами, изредка с очень короткой округлой бородой (икона из ГЭ), в тур. платье (фустанелла) и с феской на голове. На нек-рых изображениях он представлен с непокрытой головой (гравюра иером. Даниила, 1838, Афон (Археологический музей, София); гравюра мон. Кирилла, 1845, Афон (коллекция Леандра Врануссиса, Афины) и др.). В правой руке святой держит крест, в левой - пальмовую ветвь. На иконах и гравюрах он часто представлен на фоне города, с клеймами сцен из Жития.

http://pravenc.ru/text/164215.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010