Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кремиковский мон-рь [болг. Кремиковски манастир], женский, во имя вмч. Георгия Победоносца, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится на юж. склоне горы Стара-Планина близ Софии. По преданию, К. м. основал болг. царь Иоанн Александр в XIV в. на месте древней крепости (во время раскопок археологи нашли остатки фундаментов и фрагменты бытовой керамики XII-XVI вв.). Возможно, обитель пострадала при османском завоевании Софии (1385). Надпись на ктиторской фреске в притворе ц. вмч. Георгия Победоносца сообщает, что в 1493 г., при Софийском митр. Калевите, К. м. восстановил вельможа Радивой в память умерших детей Тодора и Драганы (в 1987 в храме были обнаружены захоронения 2 детей, скончавшихся от чумы, вероятно, во время эпидемии 1492 г.). Я. Шафарик считал Радивоя представителем одной из серб. династий ( Шафарик Я. Писмени споменици: Српски и бугарски//Гласник Друштва српске словесности. Београд, 1855. Св. 7. С. 191-193); особенности орнамента костюмов фигур ктиторов стали основой гипотез о валашском ( Шандаров И. Няколко бележки за Кремиковския манастир при София//СбНУНК. 1898. Кн. 15. С. 304-309) или румын. происхождении Радивоя ( Iorga N. Inscriptii din bisericile Romaniei. Bucur., 1908. Vol. 2. Р. 80. (Studi i Documenti; 15); Vatasianu V. Istoria artei feudale în rile Romîne. Bucur., 1959. Vol. 1. Р. 842-843). С. Михаилов считает, что этот же Радивой упоминается в записи 1512 г. в ц. св. Петки в с. Кремиковци ( Михаилов. 1960). В 1493 г., согласно надписи на серебряном ковчеге, в обитель была вложена частица мощей нмч. Георгия Нового Софийского. В сер. XVIII в. опустевший мон-рь обновили монахи Христофор и Антоний. 18 дек. 1881 г. он был преобразован в женский и заселен монахинями из Македонии. Вскоре в К. м. были возведены трапезная, игуменский корпус (кон. XIX в.) и большая крестово-купольная с 3-ярусной колокольней над притвором ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1901-1907). При ее возведении разобрали экзонартекс Георгиевского храма, хотя настоятельница мон. Акелина в 1899 г. просила председателя Х Народного собрания Болгарии сохранить в целостности древнюю церковь, в 1908 г. об этом же председатель Болгарского Синода митр. Врачанский Константин просил митр. Софийского Парфения. Др. здания мон-ря были построены в 30-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2459009.html

Однонефный храм монастыря (5,5 ´ 4,45 м) с полуцилиндрическим сводом был расписан в 1596, 1816, 1830 и 1849 гг. Фрагменты первоначальной росписи сохранились в алтаре и наосе. Считается, что их выполнил св. Пимен Зографский , на его авторство указывают как очевидное афонское влияние, так и идентичность декоративных элементов на фресках с теми, что украшают переписанные им Минеи и Октоихи ( Пандурски. 1975. С. 22-27). В алтаре сохранились росписи «Богородица «Знамение»», часть сцены «Причастие апостолов», ангел из композиции «Благовещение», Христос с потиром над жертвенником и на своде наоса - образы Христа Вседержителя, Христа Ветхого денми и сцена «Вознесение Господне». Стены наоса украшены 5 рядами росписей. На юж. стене в 1-м ряду 3 поясных образа пророков (читается: «Прор. Аввакум», рядом с ним: «Прор. Даниил»), во 2-м - фрагменты сцен «Воскресение Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим». Возле ростовых образов святых в 3-м ряду читаются имена святых Феодота, Феофилакта, Никифора, Епифания, Георгия, Василия, Антипы и Никиты. На сев. стене этот ряд продолжают образы святых Анфима и Евмения и святителей в облачениях с Евангелиями в руках (епископы Анкирский Феодор, Никомидийский Феофилакт, патриарх К-польский Никифор, свт. Епифаний Кипрский, епископы Митилинский Георгий Исповедник, Парийский Василий Исповедник, сщмч. Анфим Никомидийский и Гортинский Евмений). В 4-м ряду на юж. стене в медальонах с плетеным орнаментом видны образы св. Хрисанфа и нмч. Николая Нового Софийского. Левее, над 2-й нишей, изображены 3 Вавилонских отрока (Анания, Азария и Мисаил). Нижний ряд состоял из образов святых в человеческий рост: на юж. стене раскрыты фигуры святых Прокопия и Никиты (наиболее вероятно, что это Никита Ремесианский, V в.), на сев. стене - голова св. Трифона. На зап. стене в люнете сцены «Омовение ног» и «Тайная вечеря», в центре «Успение Пресв. Богородицы», обрамленное композициями «Преломление хлеба в Эммаусе» и «Избиение Вифлеемских младенцев». Ниже, с левой стороны от входа, представлены в рост св. Параскева (Петка), вмц. Екатерина и арх. Михаил, в нише - поясной образ свт. Николая Мирликийского. По сторонам от входа образы равноапостольных Константина и Елены и вмч. Пантелеимона, справа внизу, в медальоне,- Аарон из сцены «Древо Иессеево».

http://pravenc.ru/text/2462293.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (1774-1796?), нмч. Магнисийский (пам. греч. 24 апр.). По происхождению грек. Род. в тур. сел. Яякёй, в окрестностях г. Магнисия (ныне Маниса, Зап. Турция). Его отца звали Хаджи-Канеллос, он был пастухом и смотрителем земельных владений у тур. аги Караосман-оглу. Повзрослев, Н. также стал служить у аги. Когда юноше исполнилось 22 года, он отправился в Магнисию, чтобы получить у тур. властей разрешение на брак с девушкой, с к-рой был давно обручен. Поскольку он состоял на службе у крупного землевладельца, то надел тур. туфли и красную феску (головной убор), хотя турки запрещали носить все это христианам. Когда Н. появился в городе, власти, увидев его в этом наряде, решили, будто он намерен отказаться от христианства и принять ислам, однако Н. твердо заявил, что отрекаться от своей веры не будет. Его привели к судье, где юноша объяснил, что надел туфли и феску с разрешения своего господина, а ислам принимать не хочет. Судья приказал бить его палками. Во время наказания Н. почувствовал такое желание пострадать за веру, что забыл о невесте и о родителях. Палачам он рассказал о видении смерти и нет способа заставить его отречься от Христа. Н. снова жестоко избили и едва живого бросили в темницу, где спустя 3 дня с благодарностью за возможность пострадать за веру мученик преставился ко Господу. По сведениям некоторых источников, Н. род. в 1754 г., а пострадал в 1769 или 1776 г. В календаре Элладской Православной Церкви под 24 апр. помещена память нмч. Георгия Магнезийского (Магнисийского), описание мученичества к-рого полностью совпадает с приведенными фактами биографии Н. К тому же отцы у обоих носят одно имя. Очевидно, что либо 2 разных мученика Магнисийских совместились в одном лице (невозможно точно установить, Н. был перепутан с Георгием или наоборот), либо примерно в одно время в Магнисии пострадали 2 мученика - Н. и Георгий (отсюда расхождения в датах), а позже детали мученичества одного из них были утрачены и заменены рассказом о мученичестве другого. Прп. Никодим Святогорец в своем «Новом Мартирологионе» под 24 апр. приводит Мученичество Георгия Магнезийского († 1796), однако в др. сочинении, «Синаксаристе», под тем же числом упоминает только Н. с указанием 1776 г. как года смерти, а уже в «Синаксаристе новомучеников», в составлении к-рого Никодим Святогорец принимал участие в качестве соавтора, приведено Мученичество Н. (Мученичества Георгия Магнезийского нет) с указанием на то, что он пострадал в 1796 г. В «Агиологион» Софрония (Евстратиадиса), бывш. митр. Леонтопольского, включена память обоих мучеников, также и тот, и другой почитаются в Элладской Православной Церкви, в календаре РПЦ их память отсутствует.

http://pravenc.ru/text/2565908.html

(† 1801), нмч. (пам. греч. 5 июня). Род. в Смирне (ныне Измир) в благочестивой христ. семье. Его отец Хадзи-Константий происходил из Фессалоники, а мать - из Смирны. М. женился на девушке с о-ва Хиос и переехал жить в Нов. Эфес (ныне Кушадасы), где его старший брат иером. Паисий был певчим в городском соборе. Спустя некоторое время М. влюбился в замужнюю женщину по имени Мария. Один тур. ага застал их вместе и хотел донести судье о прелюбодеянии. Из страха за свою жизнь любовники решили принять ислам и стали жить безбедно, потому что ага опекал М. как сына. Но угрызения совести мучили вероотступника, и он поведал об этом одному духовнику, к-рый утешил его и нашел способ помочь: Мария притворилась больной, а посланный к ней лекарь, который был другом священника, объявил аге, что излечить такой недуг может только один врач в Смирне. С разрешения аги М., Мария и ее ребенок от предыдущего брака отправились в Смирну и оттуда сразу же отплыли в Триест. Во время пребывания на островах Венецианского архипелага они принесли покаяние и были приняты в лоно правосл. Церкви через миропомазание. После этого М. и Мария вступили в христ. брак. Иером. Макарий Симонопетрит, комментируя текст Жития, отмечает, что, видимо, к тому моменту законные супруги М. и Марии скончались, иначе заключение брака было бы невозможным ( Μακριος Σιμωνοπετρτης. 2007. Σ. 61). Супруги постоянно переезжали с места на место, нек-рое время они прожили в России, но М. не оставляло желание искупить свои грехи, пролив кровь за Христа, и наконец он вернулся с этой целью в Османскую империю. Но все представители духовенства, которым М. открывал свои помыслы, не разделяли его опасение, что Господь не примет его покаяния без мученичества. М. отправился в Нов. Эфес и нашел того духовника, который в свое время помог ему бежать. Духовник поддержал М. в его намерении, но попросил его не принимать мученическую смерть в Нов. Эфесе, т. к. это вызвало бы репрессии в отношении греч. населения со стороны османских властей, к-рые усилили гонения на православных после строительства церкви и казни нмч. Георгия (пам. греч. 5 апр.). М. вернулся на Хиос и, представ перед судьей, исповедал себя христианином, назвав мусульм. веру ложной и пагубной. Его бросили в темницу и подвергли различным пыткам. Несмотря на все мучения, М. пел псалмы и гимны, славя Господа. Его приговорили к отсечению головы. На месте казни М. сам преклонил колена и подставил палачу шею со словами: «Руби сильнее». От одежды новомученика и его крови, собранной христианами, происходили исцеления, подробно описанные автором Жития с указанием имен и места происхождения людей, получивших чудесную помощь.

http://pravenc.ru/text/2562196.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКРОТИРИАНИС ТОПЛУ, В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ И ИОАННА БОГОСЛОВА, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья АКРОТИРИАНИС ТОПЛУ, В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ И ИОАННА БОГОСЛОВА, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Иерапитнской и Ситийской митрополии К-польского Патриархата. Находится в сев.-вост. части о-ва Крит, в 13 км от Ситии (ном Ластион, Островная Греция). Название объясняется его расположением на мысе (греч. κρωτρι) Самонио или Сидерос; Топлу - тур. название обители. Обитель, основанная в XIV в., была разрушена в 1498 г. В XVI в. А. Т. м. был процветающим мон-рем, располагавшим многими владениями. В 1612 г. сильно пострадал от землетрясения, после к-рого был отреставрирован трудами игум. Гавриила (Пантогалу) на народные пожертвования. В А. Т. м. подвизался нмч. Марк (Кириакопулос, † 1643). Ко времени взятия Крита турками (1646) А. Т. м., один из крупнейших мон-рей на о-ве, насчитывал 40 насельников, но в 1673 г. пришел в запустение. В 1704 г. мон-рь получил статус ставропигии, подтвержденный в 1798 г. К-польским Патриархом Григорием V . В сер. XVIII в. вновь наступил упадок, но уже в 1765-1790 гг. при игум. Парфении (Кафуросе) мон-рь вновь стал обустраиваться. 27 июня 1821 г. во время подавления антитур. выступлений на Крите погибло множество монахов (им составлена отдельная минейная служба), после чего мон-рь до 1828 г. находился в запустении. Монахи А. Т. м. во главе с игум. Мелетием вновь активно участвовали в антитур. восстании 1866 г. С 1870 г. в А. Т. м. действовала школа взаимного обучения. К нач. XX в. число монахов уменьшилось. Во время нем. оккупации (1941-1944) при игум. Геннадии А. Т. м. являлся центром противостояния фашистам. А. Т. м. представляет собой укрепленное сооружение с чертами венецианской архитектуры. Совр. вид монастырский комплекс принял в XVII в. Соборный храм (кафоликон) мон-ря - двухнефная базилика, освященная в честь Рождества Богородицы и Иоанна Богослова, украшенная при игум. Парфении (Кафуросе) фресками и иконами (мастер Иоанн Корнарос). При игум. Кирилле (Смирилиосе) была возведена колокольня (1836). В монастырском музее хранятся иконы, рукописи, церковная утварь XV-XVIII вв. (напр., иконы Успения Пресв. Богородицы и Пантократора XV в.). Среди мощей - рука св. Анастасии Узорешительницы , частицы мощей святых Харлампия, Параскевы, Иакова, брата Господня, Стефана, Трифона, Аверкия, Дометиана, Хозевитских отцов. Мощи св. Иосифа Освященного , бывшего монахом этого мон-ря, сейчас находятся на о-ве Закинф. Престольные праздники - Рождество Богородицы (8 сент.) и Иоанна Богослова (26 сент.). Братия занимается строительством, просветительской работой в церковном центре (в краеведческом, визант., церковном музеях). Мон-рю принадлежат метохионы св. Андрея, Св. Троицы, свт. Иоанна Златоуста, св. Антония, пророка Илии, свт. Иоанна Богослова, св. Исидора, вмч. Георгия.

http://pravenc.ru/text/63916.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь ЗЕДА-ВАРДЗИА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1-я пол. XI в., возобновлен в 1997) Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕДАЗЕНИ во имя прп. Иоанна Зедазнийского муж. мон-рь (сер. VI в.) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕМО-ТЕКЛАТИ в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь в г. Сенаки (Грузия) - см. Сенакско-Чхороцкуская епархия Грузинской Православной Церкви ЗИНОВИЙ (Мажуга Захария Иоакимович, в схиме Серафим; 1896 - 1985), митр. Тетрицкаройский (с 1960) Грузинской Православной Церкви ЗОСИМ КУМУРДОЙСКИЙ свт. (пам. груз. 1 мая) Грузинской Православной Церкви, архиеп. Кумурдойский (приблизительно в 1519-1528) ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ИЕРЕМИЯ архиеп. Картли (Мцхетский), предстоятель Грузинской Православной Церкви (Мцхетского Католикосата) ИЕРОФЕЙ (Николадзе), нмч. (пам. груз. 14 авг.) Грузинской Православной Церкви - см. в ст. Назарий (Лежава), митр. Кутаисско-Гаенатский ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ИЛАРИОН свт. (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви, католикос Картли (Мцхетский) (50-е гг. IX в.) ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи ИЛИЯ II (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич; род. 1933), Католикос-Патриарх всей Грузии, архиеп. Мцхетский и Тбилисский (с 23 дек. 1977) ИЛОРИ церковь во имя вмч. Георгия (1-я четв. XI в.) Сухумско-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121442_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУСИКУ Дусику [Дусикон; греч. ουσκου, Ιερ Μον Αϒου Βησσαρωνος], во имя свт. Виссариона, мужской действующий мон-рь. Принадлежит Триккской и Стагийской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен близ городка Пили, в 23 км от г. Трикала, на высоте 700 м над уровнем моря. Мон-рь основан в 1515-1522 гг. (или в 1527) свт. Виссарионом , митр. Ларисским (1520-1540/41), на месте обители XIII в. и посвящен Христу Спасителю. Назывался также мон-рем Великих Врат (Μεϒλων Πυλν). Наименование Д. происходит от растения, обильно произрастающего в окрестностях мон-ря. Д. являлся общежительным мон-рем и отличался строгими правилами монашеской жизни. Согласно завещанию ктитора, доступ в мон-рь женщинам запрещен. Во время землетрясения 1544 г. был разрушен собор, построенный ок. 1530 г. свт. Виссарионом. Обустройство мон-ря продолжили его брат и племянник - Игнатий, еп. Каппуанский и Фанарийский, и Неофит, митр. Ларисский, при к-ром был сооружен монастырский собор в честь Преображения Господня афонского типа с 3-частным нартексом, расписанный худож. Джорджи, учеником Феофана Критского (1557). Над нартексом расположены 3 парекклисиона, посвященные Всем святым, Введению во храм Пресв. Богородицы и св. Иоанну Предтече. Иконостас создан мастерами из Линотопи в 1767 г. (позолочен в 1813). Мон-рь был окружен крепостными стенами (сохр. их зап. часть), вход в него до 1962 г. осуществлялся по веревочной лестнице. В Д. действовал скрипторий. Сохранилась рукописная «Хроника» мон-ря. 532 рукописи из монастырской б-ки были переданы в Национальную б-ку в Афинах. В 1771 и в 1820 гг. Д. был разграблен турками и албанцами. В 1823 г. многие из братии были умерщвлены по приказу тур. правителя Трикалы. В 1858 г., при игум. Киприане, Д. взял под покровительство греч. школу в Трикале и открыл больницу. В 1943 г. мон-рь подвергся бомбардировке. В Д. хранятся честная глава и челюсть свт. Виссариона Ларисского, честная глава нмч. Иоанна Аграфского, частицы мощей мч. Кирика, св. Параскевы, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона, св. Парфения, еп. Радовистийского, равноап. Космы Этолийского, прп. Михаила Синадского, св. Модеста, еп. Иерусалимского, и др.

http://pravenc.ru/text/180612.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН ИЗ АГАРЯН [греч. Κωνσταντνος ξ Αγαρηνν] († 1819), нмч. (пам. греч. 2 июня). Род. в мусульм. семье в с. Псилометопон на о-ве Лесбос и отличался красотой и благоразумием. Соседка-мусульманка накормила юношу отравленными сладостями, и тот тяжело заболел. Он не мог исцелиться от этого недуга, пока одна христианка не дала ему выпить святой воды. Вместе с семьей юноша переселился сначала в Магнисию (ныне Маниса, Турция), а затем из-за побоев отчима переехал с братьями в Смирну (ныне Измир), где помогал им в овощной лавке, доставляя продукты в дома богатых покупателей. Одним из них был Смирнский митрополит. Юноша выучил греческий язык, и на него произвели большое впечатление душеполезные слова архиерея. Он захотел принять Православие и отправился на Афон. После отказа в ряде обителей он получил благословение на крещение от проживавшего на покое в Иверском мон-ре сщмч. Григория V , патриарха К-польского; его крестили в Кавсокаливийском скиту. На Афоне К. из а. посетил скит св. Иоанна Предтечи, принадлежащий Иверскому мон-рю, к-рый прославился благодаря подвизавшимся здесь преподобномученикам Прокопию († 1810), Онуфрию Габровскому († 1818), Евфимию Новому из Димицаны († 1814), Игнатию († 1814) и Акакию Новому из Нивори († 1816). К. из а. захотел, как и они, принять смерть за Христа. По закону отступничество от ислама каралось смертной казнью. Посоветовавшись с духовником, К. из а. после длительного поста и молитв решил поехать в Магнисию, чтобы окрестить свою сестру. Он отправился в путь, но во время остановки в Кидонии (ныне Айвалык) был узнан турком из Смирны. 23 апр. 1819 г. К. из а. был арестован и приведен к аге. Сначала он отрицал, что был мусульманином, однако потом сознался, что исповедовал ислам, но отверг его, т. к. истинной является только христ. вера. В тюрьме К. из а. подвергли пыткам, наиболее жестокие из них придумал медник, к-рый в 1807 г. истязал др. новомученика - Георгия с о-ва Хиос (пам.

http://pravenc.ru/text/2057076.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИРОН Нмч. Мирон. Икона. 1976 г. Иконописец Ф. Саридакис (ц. вмч. Георгия в квартале Порос в Ираклио) Нмч. Мирон. Икона. 1976 г. Иконописец Ф. Саридакис (ц. вмч. Георгия в квартале Порос в Ираклио) († 1793), нмч. (пам. греч. 20 марта). Святой жил на Крите в Кандии или Мегало-Кастро (ныне Ираклио) и работал в швейной мастерской. Кроме скромности и целомудрия он отличался необыкновенной красотой. Некие соседи-турки приходили в его мастерскую и склоняли М. к гомосексуальным действиям. Однако святой решительно пресекал эти домогательства. Видя безуспешность своих попыток, соседи нашли турчонка, к-рый согласился оклеветать М., сказав, что тот подверг его насилию. Они схватили М. и повели его в суд, где святой отрицал свою вину. Судья поставил его перед выбором: либо принять ислам, либо быть казненным. М. ответил, что хочет умереть христианином. Услышав это, судья велел бить мученика и бросить в тюрьму до 2-го допроса. Снова призвав М., судья долго уговаривал его «не губить своей юности и прекрасного облика» (ΝΜ. 1856. Σ. 217), но святой не желал менять веры. Тогда судья вынес смертный приговор. По пути к месту казни за М. следовал его отец Димитрий. У виселицы юноша упал на колени и облобызал руки отца, прося его благословения на мученический подвиг. Ночью стража у крепостных ворот видела, как на повешенного М. снизошел небесный свет. Мученичество М. было включено в сб. «Новый Мартирологий», составленный прп. Никодимом Святогорцем. Молебный канон написан в наши дни иером. Хризостомом (Пападакисом). Ист.: ΝΜ2. Σ. 216-217; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 115. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 80; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 55; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 3. Σ. 363-364; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 341; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2006. Τ. 7. Σ. 205; Χρυσστομος (Παπαδκης), ρχιμ. Κρητικ Παρακλητικ. Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου, Αγιον Ορος, 2015. Τ. 2. Σ. 87-97. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563336.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ [Дим; греч. μος] († 1763), нмч. Смирнский (пам. греч. 10 апр.), происходил из селения с тур. названием Узункёпрю Адрианопольской епархии, был рыбаком. Д. в течение года усердно работал в питомнике для разведения рыб, расположенном недалеко от Смирны (совр. Измир), под названием Шакалбурну. Он не только не получал прибыли, но и задолжал хозяину-турку. Затем др. турок, купивший питомник, хотел принудить Д. снова выйти на работу, чтобы тот погасил долг, а также получил обещанную плату. Несмотря на уговоры др. работников-христиан, Д. не согласился. Придя в ярость, начальник питомника оклеветал Д., сказав, что он якобы поклялся стать мусульманином. Д. схватили и привели в суд. Судья убеждал его выполнить обещание и отречься от Христа, но мученик отвечал, что не давал клятвы и не примет ислама. Как христианин, он был готов пролить кровь за Христа. Д. жестоко били и пытали, потом бросили в тюрьму, заковав ноги в кандалы. Некий Николай с о-ва Лерни, бывший в то время в Смирне, добровольно пришел в темницу к Д. и, оставаясь с ним, укреплял его в вере. Трижды судья вызывал Д., но ни уговорами, ни обещаниями благ, ни угрозами наказаний и страшных пыток не смог склонить его принять мусульманство. Д. приговорили к смерти, в четверг 10 апр. 1763 г. он был обезглавлен. Христиане, выкупив останки мученика, похоронили их с величайшими почестями в ц. вмч. Георгия в Смирне. Спустя 2 дня, в 4-е воскресенье по Пасхе (Неделя о расслабленном), дидаскалом Иерофеем было произнесено Похвальное слово в честь Д. От гробницы Д. происходили многочисленные исцеления. Так, некий портной, повредивший палец на правой руке, из-за чего он не мог зарабатывать себе на жизнь, чудесным образом был исцелен, прикоснувшись к гробнице мученика. Ослепшей жене портного Бог по молитве Д. даровал зрение. Некий Иоанн Аслан-оглы, придя к гробнице мученика, получил избавление от головной боли. По рассказу иером. Матфея с о-ва Хиос, при перенесении мощей Д. в алтарь храма вмч. Георгия от них исходило дивное благоухание. В наст. время частицы мощей этого святого находятся в мон-ре св. Антония (см. ст. Апезанон святого Антония Агиофарангита муж. мон-рь ) на Крите ( Meinardus. P. 170). В перечне, к-рый дает К. Сафас в «Средневековой библиотеке» (Т. 3. Σ. 609), ошибочно сообщается, что этот мученик пострадал в четверг 5 апр. Житие Д. включено в состав «Нового Мартирология» прп. Никодима Святогорца. Ист.: NM. Σ. 184-186; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 211; Ματθαου. ΜΣ. Τ. 4. Σ. 154-155. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 47; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 1068-1069; Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 170; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 1. Σ. 171-172; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 111. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178115.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010