Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЕВСКАЯ БИБЛИОТЕКА [греч. Γεννδειος Βιβλιοθκη] в Афинах (Греция), одно из крупнейших в мире книжных собраний, посвященных эллинистике; содержит рукописи, редкие издания, архивы, произведения искусства. Располагается у вост. подножия холма Ликавитос в центре города. Основана в 1926 г. Американской школой классических исследований в Афинах. В основу Г. б. легли раритеты и ценные книги, а также уникальная коллекция архивов и рукописей, собранная греч. ученым, дипломатом и библиофилом Я. Геннадиосом (1844-1932) (сыном Г. Геннадиоса (1786-1854), героя революции 1821 в Греции и войны за независимость, основателя Афинского ун-та, Национальной б-ки и др. образовательных и культурных центров совр. Греции). Получив блестящее образование, Я. Геннадиос служил послом Греции в Великобритании. Его коллекция началась с книги, подаренной ему отцом на Рождество 1852 г.; к 1872 г. им было собрано уже ок. 1 тыс. книг. В 1922 г. Я. Геннадиос подарил б-ку, насчитывавшую 26 тыс. томов (в то время самое большое в мире собрание книг о Греции), Американской школе классических исследований с условием, что школа построит в Афинах здание и выделит персонал для буд. б-ки, названной Геннадиевской в честь его отца. На участке, выделенном греч. правительством по соседству с Американской и Британской археологическими школами, в 1923-1926 гг. было построено мраморное здание в стиле неоклассицизма. Церемония открытия б-ки состоялась 23 апр. 1926 г., в день памяти вмч. Георгия Победоносца. За последующие годы Американская школа добавила к первоначальному собранию ок. 75 тыс. томов. Отвечая интересам основателя, тематика Г. б. охватывает историю и культуру Греции с античности до наших дней. Собрание состоит из книг по истории Греции (античность, визант. период, тур. господство, совр. период), визант. филологии и богословию, греч. лит-ре, изобразительному и прикладному искусству, музыке. Гордостью Г. б. является собрание христ.

http://pravenc.ru/text/162046.html

Челябинск. Домовая церковь Богоявления Господня при бывшем 196-м пехотном Инсарском полку. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:не позже 1913. Архитектор:А.А. Фёдоров Адрес: Россия, Челябинская область, г. Челябинск, Свердловский пр., 28/2 (бывший военный автомобильный институт) Координаты: 55.179109, 61.385003 Проезд:Проезд автобусами 15, 51, 71 и троллейбусами 7, 12, 23 до ост. " Ул. Калинина " . Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь сто девяносто шестого пехОтного Инсарского полка, храм Богоявления Господня, православный. Построен по проекту челябинского инженера А.А. Федорова. Входит в архитектурный комплекс военного городка Красные казармы. Освящен 26 ноября 1913 г., в день праздника ордена Св. Георгия Победоносца. Описание торжества и церкви дал журналист газеты “Голос Приуралья”: “Чин освящения церкви совершался местным и военным духовенством, пели соборный и полковой хоры. Новый храм устроен так: в столовой полка, которая находится между двумя корпусами казарм, соединяя их сквозным проходом, – помещен с солею (возвышение перед алтарем, от лат. solium – престол, трон. – Авт.) алтарь, выступающий из общего фасада здания на юго-восточную сторону, придающий этим выступом во время службы крестообразный вид весьма обширному помещению, могущему вместить в себя более 1000 человек молящихся. По окончании богослужения алтарная часть наглухо закрывалась от столовой переносными дверями, вследствие чего “Святая святых” совершенно скрывается от глаз за образовавшейся в помещении правильной и сплошной стеной”. После Октябрьской революции здание в культовых целях не использовалось. Внутренняя часть подверглась перепланировке. Ныне кинолекционный зал Челябинского военного автомобильного института (на 2015 г.- Учебный центр подготовки младших специалистов - В.А.). Источник: В. С. Боже, Г. Г. Канинский, " Энциклопедия Челябинск " . В честь Богоявления Господня (Д. ц. Сто девяносто шестого пехотного Инсарского полка в Красных Казармах; первонач. дерев., находилась в бараке 16—17 на переселенч. пункте. Освящена 8 апр. 1911; капитальная церковь на терр. полка освящена 26 нояб. 1913). Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=37008

В 1497 г. изображение всадника, поражающего копьем дракона, появляется на печати Иоанна III. Несмотря на иконографическое сходство, его отождествление с Г. остается спорным. Предполагают, что всадник символизирует государя-триумфатора. Это подтверждается многочисленными свидетельствами современников, в т. ч. Г. К. Котошихина, писавшего, что на печати Московского княжества «царь на коне победил змея». В XVI-XVII вв. иностранцы воспринимали данное изображение как герб Московского гос-ва (С. Герберштейн, Д. фон Бухау, А. Мейерберг и др.). Офиц. утверждение российского герба - двуглавого орла с 3 коронами над головами и изображением воина, побеждающего дракона, на груди - состоялось в правление царя Алексея Михайловича: к 1667 г. относится первое описание герба, к 1672 г.- составление первого российского Гербовника - Титулярника 1672 г. При Петре I (с 10-х гг. XVIII в.) всадник начинает именоваться Георгием Победоносцем. В 1712 г. на знаменах Московского пехотного и драгунского полков было помещено изображение Г. К 1-й пол. XVIII в. относится создание городских гербов, в качестве эмблемы Москвы выступает то двуглавый орел, то Г. Официально герб Москвы с изображением Г. на коне, поражающего копьем змея, был утвержден 20 дек. 1781 г. 26 нояб. 1769 г. имп. Екатериной II был учрежден орден Г. Георгиевский крест являлся особой наградой за военные заслуги (см. в ст. Георгия св. орден ). Г. считается покровителем рус. воинства. Образ Г. тесно связан с символикой победы в Великой Отечественной войне. На Руси бытовало всенародное почитание Г. как змееборца, покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. С днем празднования памяти Г. 23 апр. у крестьян совпадал первый выгон скота в поле, сопровождавшийся разными обрядами (в т. ч. лепили из теста, глины или воска фигурки лошадей, коров и овец). Как покровитель земледельцев и скотоводов Г. стал восприниматься еще в домонг. период, о чем свидетельствует новгородская икона 2-й пол. XIII в. из ГРМ, где великомученик изображен вместе с прп. Иоанном Лествичником и сщмч. Власием. Известны многочисленные духовные стихи о мучениях Г. и реже о его битве с драконом. Образ Егория Храброго является одним из наиболее ярких, созданных крестьянским поэтическим творчеством.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Верх-Мехреньга. Часовня Георгия Победоносца. Георгиевская часовня в Верх-Мехреньге /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Георгия Победоносца Год постройки:приблизительно 1700 - 1800. Год утраты:приблизительно 1960 (раскатана на дрова) Адрес: Архангельская область, Плесецкий район, Тарасовское МО, деревня Верх-Мехреньга. Координаты: 62.775528, 41.473148 Проезд:проезда нет Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Часовня во имя святого Великомученика Георгия Победоносца. Представляла собой сруб с алтарем и звонницей на столбах, увенчанный одной чешуйчатой главкой с обшитым железом деревянным крестом. Богослужебной утварью и книгами, а также иконостасом была не богата. Праздничные богослужения совершались 6 мая (23 апр. ст. с.) в день памяти вмч. Георгия и 2 июля (19 июня ст. с) в день памяти преподобного Варлаама Важского (Шенкурского). Часовня располагалась в 13 километрах от приходской церкви, у в восточной части деревни Верх-Мехреньги, у северной оконечности оз. Ракозера, в " святой " роще, сохранившейся до сих пор. Часовня была утрачена в 1960 годы, раскатана на дрова... В создании статьи использованы заметки священника Церковнического прихода Иоанна Зуева от 1889 года. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=37739

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖУРДЖУСКАЯ ЕПИСКОПИЯ Джурджуская епископия [румын. Episcopia Giurgiului], входит в митрополию Мунтении и Добруджи Румынской Православной Церкви. На заседании 20 янв. 2000 г. Епархиальное собрание Бухарестской архиепископии приняло решение об образовании на части своей канонической территории новой епархии с кафедрой в г. Джурджу, юрисдикция к-рой распространяется на жудец Джурджу (регион Юж. Мунтения). Свящ. Синод 23 февр. 2000 г. одобрил это решение. 8 февр. 2006 г. на заседании Церковной Выборной коллегии большинством голосов епископом Джурджуским был избран викарный еп. Синайский Амвросий (Мелякэ). 9 апр. 2006 г. в кафедральном соборе Успения Пресв. Богородицы в г. Джурджу состоялась торжественная интронизация еп. Амвросия, в которой приняли участие Патриарх Румынской Православной Церкви Феоктист (Арэпашу), архиереи Румынской, Болгарской и Элладской Православных Церквей. В Д. е. находятся мон-ри: муж. мон-рь Комана , основанный в сер. XV в., скит св. вмч. Георгия Победоносца, муж. скит свт. Николая, архиеп. Мирликийского, чудотворца, муж. скит Делта-Няжловулуй с храмом Рождества Пресв. Богородицы, скит Покрова Пресв. Богородицы. В Д. е. действуют 57 приходских храмов (вместе с приписными), из них в г. Джурджу - 7. В адм. центре 3 окт. 1996 г. открыта ДС св. мч. Иоанна Валаха. Рубрики: Ключевые слова: ДЕРВЕНТ муж. мон-рь Томисской архиепископии, митрополии Мунтении и Добруджи Румынской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/171885.html

В апр. 1776 г. К. получил заказ на постройку в Кремле здания Присутственных мест. В процессе работы задача изменилась, и в новом адм. здании было решено разместить департаменты Сената, переведенные в Москву из С.-Петербурга. Здание Сената в нек-ром роде было скромной заменой неудавшегося грандиозного баженовского Кремлевского дворца, и К. в работе отталкивался от проекта Баженова. Грандиозное строительство велось до 1787 г., внутренняя отделка продолжалась до 1790 г. Главными сотрудниками К. были архит. Бланк (его проект был отклонен) и скульптор Юст, во внутренней отделке дворца также участвовал скульптор Г. Т. Замараев. У К. сложилась команда помощников, в к-рую вошел И. А. Селехов (впосл. московский губ. архитектор). В основе плана здания Сената - равнобедренный треугольник; углы треугольника срезаны; вершина отмечена 2 ротондами: малой внешней и большой внутренней. Внутри треугольник разбит на 3 двора; 3-этажный на высоком цокольном этаже объем отличается цельностью. Въезд в центральный двор устроен через арку по оси главного длинного фасада. На этой же оси во внутреннем дворе расположена центральная ротонда с круглым залом внутри. В уровне 2-го и 3-го этажа ротонду огибает мощная римско-дорическая колоннада. Над колоннадой возвышается аттиковый ярус светового барабана купола. Большой купол изначально венчала скульптура вмч. Георгия Победоносца на коне, увезенная французами в 1812 г. (в 90-х гг. XX в. воссоздана над малым овальным куполом, раположенным над въездной аркой (один из вариантов проекта К.)). Ротонда Сената с круглым залом, названным современниками рус. пантеоном, стала и архитектурно-декоративным достижением К. По первоначальному скромному проекту планировалось возвести внешний деревянный купол, а под ним гораздо меньших размеров каменный на 8 ионических колоннах, вынесенных в центр зала наподобие беседки; вокруг колоннады должны были располагаться трибуны амфитеатра. Но К. предложил более смелый вариант: построить кирпичный купол на всю ширину ротонды. По легенде, архитектор первым взобрался на вершину купола, чтобы доказать его прочность. Внутри ротонда окружена стройной колоннадой из каннелированных коринфских колонн и пышно декорирована лепниной в стиле раннего классицизма.

http://pravenc.ru/text/1319792.html

Пример. В 1911 г. Пасха 10 апр., а неделя Всех Святых (см. 714 стр.) 5 июня. 1) надо в V таблице отыскать 5 июня; идя по вертикальной линии вниз, находим, что в 1911 г. воскресенья падают на 12, 19, 26 июня, и т.д. 2) Надо в той же V таблице, в верху ее, найти указанное число Пасхи – 10 апр.; в вертикальном столбце В, где стоит 10 апр., и находится порядок недель, утренних Евангелий и гласов на все воскресные дни, начиная ох недели Всех Святых до Великого поста, в соответствие (по горизонтальным линиям) числам месяцев. VI. Пасха, круг луны и проч. от 1899 г. по 2000 год Праздники великие Светлое Христово Воскресение. Дванадесятые: Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи). Вознесение Господне (в 40-й день по Пасхе). Пятидесятница, или Сошествие Святаго Духа на апостолов (в 50-й день по Пасхе). Крещение Господне (6 янв.). Сретение Господне (2 февр.). Преображение Господне (6 авг.). Воздвижение Честнаго Креста Господня (14 сент.). Рождество Христово (25 дек.). Рождество Пресвятыя Богородицы (8 сент.). Введение во храм Пресвятыя Девы Марии (21 нояб.). Благовещение Пресвятыя Богородиды (25 нар.). Успение Пресвятыя Богородицы (15 авг.). Великие (но не дванадесятые) праздники: Обрезание Господне (1 янв.). Покров Пресвятыя Богородиды (1 окт.). Рождество Иоанна Предтечи (24 июня). День свв. апп. Петра и Павла (29 июня). Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (29 авг.). Праздники средние с знаком Трех Святителей (30 янв.). Св. Георгия Победоносца (28 апр.). Св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова (8 мая). Свв. Кирилла и Мефодия (11 мая). Св. князя Владимира (15 июля). Св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова (26 сент.). Св. Иоанна Златоустог о (13 нояб.). Св. Николая Чудотворца (6 дек.). Кроме этих праздников в Уставе стоит еще 27 июня (см. 238 стр.), 16 авг. (см. 816 стр.) и 5 дев. (см. также 334 стр.). Сплошные недели 1) Святки (кроме Крещенского сочельника). 2) Седмица после недели Мытаря и Фарисея. 3) Пасхальная седмица. 4) Сырная седмица. 5) Седмица Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В Москве изготовлен серебряный с позолотой ковчег-мощевик (1718?) с пышным растительным орнаментом, содержащий мощи свт. Иоанна Златоуста, великомучеников Георгия Победоносца, Пантелеимона, первомч. Стефана, мч. Петра Лампсакского. Хранящийся в И. Б. м. энколпион с центральной поздневизантийской вставкой - овальным аметистом с резным образом стоящего благословляющего Христа - был обрамлен в Москве в нач. XVIII в. драгоценными камнями с лицевой стороны и расписной финифтью - с оборотной. Э. П. А. Святыни В И. Б. м. хранятся части честных глав ап. Фомы и ап. Филиппа из числа 7 диаконов, цепи ап. Иоанна Богослова, глава сщмч. Антипы, 3 креста с частицами Честного Древа, частицы мощей св. бессребреника Космы, великомучеников Феодора Стратилата, Пантелеимона, Иакова Персянина, прмч. Стефана Нового, обувь прп. Христодула и др. реликвии. Глава ап. Фомы считается даром имп. Алексея I. Мощи ап. Филиппа, вмч. Иакова Персянина и прмч. Стефана Нового упоминаются в монастырской инвентарной описи 1201 г. В И. Б. м. были перенесены мощи прмч. Пахомия Русского (пам. греч. 21 мая), пострадавшего в Ушаке (совр. Турция) в 1730 г. (часть их была передана И. Б. м. в афонские мон-рь прп. Павла и скит Новая Фиваида). Собор Патмосских святых празднование которому было установлено в 2005 г., совершается с 2006 г. в следующее воскресенье после праздника Всех святых. В этот день празднуется память как общеправославных и чествуемых Греческими Церквами святых, так и местных подвижников, связанных с Патмосом. Есть и такие святые, к-рые помимо памяти в Соборе Патмосских святых чествуются и в др. дни: ап. Иоанн Богослов (пам. 26 сент. и 8 мая) и его ученик ап. от 70 Прохор (пам. 28 июля), прп. Христодул (пам. греч. 16 марта и 21 окт.), свт. Леонтий II, патриарх Иерусалимский (пам. греч. 14 мая совершается в Иерусалиме и на Патмосе), 5 Липсийских преподобномучеников (1-е воскресенье после 10 июля), прп. Макарий Патмосский (пам. греч. 19 янв., мощи хранятся в пещере Апокалипсиса), прп. Герасим Византийский (пам. греч. 7 апр. совершается на Крите и на Патмосе), свт. Макарий Нотара, митр. Коринфский (пам. греч. 17 апр.), сщмч. Григорий V, патриарх К-польский (пам. греч. 10 апр.), сщмч. Платон Новый (Айвазидис) (пам. греч. 21 сент.), прп. Савва Калимносский (пам. греч. 5 дек. и 7 апр.). Памяти прп. Григория Нисиросского (Граваноса), сщмч. Парфения (Парфениадиса), сщмч. Иеремии и этномартира Дорофея (Проиоса), митр. Адрианопольского, отмечаются только в Соборе Патмосских святых. Зависимые монашеские учреждения

http://pravenc.ru/text/471591.html

15 апр. на пасхальном богослужении в Казанском храме Никольска владыка пригласил верующих прийти 4-6 мая помолиться в Георгиевский храм с. Дёмина (ныне Никольского р-на Вологодской обл.), где он намеревался служить на праздник вмч. Георгия Победоносца. Вскоре после Пасхи владыка выехал из Никольска, 27 апр. прибыл в дер. Путилово. Он ходил со славой по домам Путилова и окрестных деревень Каино, Княжево и др., вел беседы с крестьянами. В воскресенье 29 апр. И. совершил последнее богослужение в часовне дер. Путилово с участием почти 150 чел. Настроение у преосвященного было тревожно-приподнятое, он предчувствовал приближение испытаний и сказал об этом в проповеди после литургии, еще раз изложив свое видение взаимоотношений Церкви и гос-ва: «Меня власть терзает, во всем преследует, просят, чтобы я был лоялен, но лояльности, по-моему, достаточно и так.... Душевной лояльности они от меня не получат» (Архив УФСБ по Вологодской обл. Д. П-6278. Л. 182-182 об.). В понедельник утром 30 апр. владыка приехал в дер. Вырыпаево, а 1 и 2 мая ходил со славой в дер. Вострово, в 5 верстах к югу от Путилова. 2 мая рано утром в Путилово прибыл начальник милиции Никольского р-на Баданин. Узнав о местонахождении архиерея, он проехал в Вострово, арестовал владыку и собирался везти его через Путилово в Никольск. К избе с арестованным подошли крестьяне, посыльные побежали в соседние селения оповестить о случившемся. Начальнику милиции с трудом удалось выехать из Вострова в сопровождении народа. В версте от Путилова процессию встретила толпа крестьян из др. деревень. При въезде в Путилово раздался колокольный звон на часовне, услышав его, жители деревни вышли из домов, собралось более 500 чел. Народ остановил лошадей, оттеснил милицию, забрал владыку и на руках перенес в один из домов, к-рый тут же был окружен верующими, отказавшимися выдать архиерея. Начальник милиции и сопровождавшие его вынуждены были уехать. Однако люди не стали расходиться, охраняли владыку днем и ночью. Женщины молились, пели духовные песни. Как говорили прихожане, опасались, что «владыку от нас увезут, умертвят и больше нам его не видать». Крестьяне обсуждали планы по отправке архиерея в безопасное место.

http://pravenc.ru/text/293760.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Кишинёвской епархии), находится в с. Суручень р-на Яловень Республики Молдовы. Основан в 1785 г. черногорским иером. Иоасафом как муж. скит на землях питаря (боярина) Касьяна Суручану, сыновья к-рого, Йоницэ и Фьодор, пожаловали обители земли близ с. Гэурень (385 га) и с. Вэсиень (54 га). В 1825-1828 гг. в Г. м. на месте старого был возведен летний каменный собор во имя вмч. Георгия Победоносца с колокольней, в 1860 г.- зимний каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца, в 1903-1904 гг. при архим. Дионисии (Ерхане) (впосл. еп. Измаильский) вместо обветшавших построены каменные кельи, трапезная, кухня, ограда, хозяйственные службы. По его инициативе близ обители и в с. Гэурень были разбиты виноградники, построен дом с большим погребом для хранения вина. По предложению архим. Дионисия в 1909 г. скит был преобразован в мон-рь, при нем находилась школа с приютом для сирот. Летом 1959 г. Г. м. был закрыт, в корпусах разместилась 9-я наркологическая больница строгого режима, кожно-венерический диспансер, в Георгиевском соборе нек-рое время действовал клуб. Монастырское кладбище было уничтожено. 6 янв. 1992 г. постановлением Правительства Молдовы комплекс Г. м. был передан Кишинёвской епархии. 11 авг. 1992 г. решением Свящ. Синода РПЦ Г. м. был открыт как жен., настоятельницей назначена игум. Александра (Бындю), 6 окт. 1999 г.- мон. Даниила (Мереуцэ), 9 окт. 2000 г.- игум. Епистимия (Гончаренко). К сент. 2005 г. в Г. м. проживало 25 сестер. Восстановлены летний Георгиевский собор, зимний Никольский храм, построен 2-этажный корпус с ц. Покрова Пресв. Богородицы. 25 июля 1998 г. в нем открылась жен. ДС, директором к-рой является духовник мон-ря прот. Вячеслав Шпак. В хозяйстве мон-ря имеется автопарк, свечная мастерская, 24 га земли. Ведется строительство келейного корпуса. 6 мая 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II из Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря в Г. м. была передана частица мощей (правая десница) прп. Антипы Валаамского . В соборе хранится также ковчег с частицами мощей преподобномучеников Епиктета и Аксиона, привезенными в апр. 2005 г. из г. Констанца (Румыния). В Г. м. почитается также еп. Дионисий (Ерхан), похороненный в Георгиевском соборе в 1943 г. Ист.: Защук А. И. Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба: Бессарабская обл. СПб., 1862. Ч. 2. С. 208; Извлеч. из отчета обер-прокурора Свят. Синода по ведомству правосл. исповедания за 1883 г. СПб., 1884. С. 235. Лит.: Мелинти М. В.Новая жизнь древней обители//Независимая Молдова. 2004. 19 мая. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164479.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010