7 сент. 1891 г. Н. утвержден епископом Алеутским и Аляскинским (см. ст. Алеутская и Североамериканская епархия РПЦ), 29 сент. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа (Наречение и хиротония. 1891). В февр. 1892 г. Н. прибыл в Нью-Йорк. Перед его назначением на Алеутскую кафедру в Синоде обсуждался вопрос о закрытии Алеутской миссии и об объединении всех храмов Америки в отдельное благочиние при одной из сибирских епархий. По отзыву Н., «наша миссия, в последние два десятилетия… была как бы в «летаргическом сне»» ( Пашковский Ф., свящ. 1901). Благодаря заступничеству митр. Новгородского и С.-Петербургского Исидора (Никольского) и обер-прокурора К. П. Победоносцева «Америке дан был еще раз самостоятельный архипастырь в лице Преосвящ. Н. Его деятельность должна была решить вопрос о том, существовать или не существовать Американской епархии. И владыка Н. решил этот вопрос блестяще» (Там же). Н. вспоминал, что первые годы в Америке были тяжелым и смутным временем. «Каждая почта приносила массу писем, полных оскорблений, клеветы и угроз! В местных газетах печатались разные небылицы и неправдоподобные слухи. Приходилось не только днем быть всегда настороже, но наипаче ночью, дрожа за свою жизнь и целость церковного имущества» (Там же). Чтобы узнать о положении дел в епархии, Н. решил ее объехать, начав с самых дальних пунктов. С собой взял походный ящик с антиминсом, запасными Св. Дарами, миром и необходимыми принадлежностями для таинств. В первое путешествие (с 23 мая по 4 авг. 1892) он проехал до 12 тыс. верст, посетил о-ва Уналашку, Св. Георгия (о-ва Прибылова), Унгу, Кадьяк, п-ов Кенай, г. Якутат, г. Ситку, сел. Киллисну, г. Джуно и др. (Из моего дневника. 1893). В 1893 г. Н. почти 5 месяцев (с 14 апр.) находился в разъездах по континентальной Америке и занимался организацией новых приходов. На Всемирной выставке в Чикаго 5 июня 1893 г. при открытии рус. отдела он отслужил молебен с водосвятием, 9 июня освятил отдел Ведомства учреждений имп. Марии Феодоровны (Там же. С. 55-56). В 1894 г. Н. решил не принимать участия в религ. конгрессе в Чикаго, хотя получил приглашение (Там же).

http://pravenc.ru/text/2565980.html

В нач. 20-х гг. XX в. нек-рые сестры К. м. переселились на керченское монастырское подворье. В 1922 г. из Введенской церкви подворья было изъято более 14 фунтов серебряных предметов. В февр. 1923 г. постановлением Президиума Керченского райисполкома Введенский храм был закрыт, а здания подворья конфискованы для использования «более рациональным способом». В 20-30-х гг. XX в. в храме подворья был оборудован кинотеатр «Колхозник». В 1942 г., во время немецко-фашистской оккупации Керчи, Введенская церковь подворья стала соборным храмом г. Керчи, здесь возобновились богослужения. В 1946 г. храм был восстановлен (на Пасху 1957 на богослужении молилось ок. 5 тыс. верующих), но в 1958 (1960?) г. вновь закрыт и летом 1960 г. разрушен. В одном из помещений монастырского подворья нек-рое время функционировал Дом колхозника. 14 окт. 1991 г. на месте монастырской Георгиевской ц. был установлен 7-метровый крест. Ежегодно 23 апр. (6 мая), в день памяти вмч. Георгия, из Керчи в с. Войково совершается торжественный крестный ход. С 1997 г. здесь возрождается жен. обитель, сестрам переданы 2 здания у подножия горы, устроены домовая церковь, келии. 7 янв. 2000 г. в К. м. была отслужена первая после начала восстановления монастыря литургия, в июле того же года состоялся постриг 1-й мон. Акилины (Ляшко), назначенной игуменией. К нач. 2013 г. на месте разрушенного мон-ря началось возведение храма вмч. Георгия Победоносца. Арх.: ГА Автономной Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 6200. Л. 115; Ф. Р.663. Оп. 10. Д. 7. Л. 4, 22, 65; Ф. 138. Оп. 1. Д. 3. Л. 91; Д. 35. Л. 22, 37, 48, 49; Ф. 138. Оп. 1. Д. 41. Л. 38-39. Ист.: Указ (из Св. Синода) об обращении Катерлезской Св.-Георгиевской муж. киновии в жен. того же наименования общежительный мон-рь//Таврические ЕВ. 1900. 7. С. 454-456; Высочайшее соизволение на укрепление недвижимого имущества за Катерлезским Георгиевским мон-рем//Там же. 1909. 16. С. 250; 27. С. 415. Лит.: Памятная книжка Керчь-Еникальского градоначальства на 1860 г. Керчь, 1860; Ливанов Ф.

http://pravenc.ru/text/1684247.html

В Евергетидском Типиконе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 256-589) тропари на Б. для пения на литургии указываются почти каждый день. В непраздничные дни назначаются Б. дня или гласа (т. е. Октоиха). В праздничные дни на Б. обычно назначается 3-я песнь утреннего канона, но в ряде случаев (1, 6, 9, 26 сент., 6, 18 окт., 16, 30 нояб., 27, 30 дек., 12, 25 янв., 24 февр. и 29 июня, а также в Неделю св. отец перед Рождеством Христовым) вместо 3-й песни назначена 6-я. Вместе 3-я и 6-я песни указаны лишь 23 апр., в день памяти вмч. Георгия Победоносца. 26 окт. и в неделю 7-ю по Пасхе указана 1-я песнь; 4 и 27 янв., 12 авг., в субботы мясопустную и сырную - 4-я; 10 авг.- 5-я; 28 и 31 дек., 13 янв.- вместе 5-я и 6-я песни. В период Пятидесятницы (кроме Светлой седмицы) на Б. поется 9-я песнь трипеснца дня. В неск. местах содержатся указания, что песни утреннего канона на Б. должны предваряться пением ирмоса. Соединение на Б. тропарей праздника и Октоиха дозволяется очень редко. Неск. раз Евергетидский Типикон указывает пение праздничных Б. (на великие праздники или их попразднство: 8, 10 и 15 сент., 8 и 9 янв., 3 и 4 февр., 7, 13, 23 и 29 (в честь Иоанна Предтечи) авг.), а 21 нояб. (Введение Пресв. Богородицы во храм) назначает 3-ю песнь утреннего канона, упоминая при этом практику пения праздничных тропарей. В афоно-итальянских редакциях Студийского устава предпочтение отдается не изобразительным, а кафедральным антифонам на литургии. По Мессинскому Типикону ( Arranz. Typicon. P. 14-66, 113, 259-285), Б. на литургии в праздничные дни бывают не всегда; если они есть, на них поется 6-я песнь утреннего канона. Тропари на Б. праздников и Октоиха никогда не соединяются. В период Пятидесятницы по будним дням на Б. поется 9-я песнь трипеснца дня, а по субботам - 6-я песнь из праздничного канона. Назначение тропарей на Б. иногда сопровождается фразой «ντ τν μακαρισμν» (вместо блаженн), что можно понимать как указание на отмененную практику пения особых праздничных тропарей на Б. Во мн. местах рукописи Мессинского Типикона указания о пении в праздничные дни 6-й песни канона были стерты и позже др. почерком добавлены указания о пении праздничных Б. В южноитал. Типиконе мон-ря Патирион назначено пение праздничных тропарей на Б. в дни Воздвижения Креста, памяти ап. Андрея Первозванного, Богоявления, Введения, памяти ап. Иоанна Богослова, апостолов Петра и Павла, Успения ( Пентковский, Йовчева. С. 47).

http://pravenc.ru/text/блаженны.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Мина (Шелаев). Икона. 2007 г. Худож. В. А. Любченко (Шелаев Иван Власович; 15.09.1882, с. Пересветово Дмитровского у. Московской губ.- 4.11.1937, Сусловское отделение Сибирского ИТЛ), прмч. (пам. 22 окт.; в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из семьи владельца небольшой фабрики по производству бахромы. В 1885 г., после развода родителей, дети остались с матерью, к-рая устроилась работать прислугой. В 1892-1896 гг. И. Шелаев учился в Московском городском Петрово-Пятницком уч-ще. В 1902-1906 гг. работал меднолитейщиком на одном из заводов Москвы; занимался самообразованием, изучал Свящ. Писание, святоотеческое наследие, православно-догматическое богословие и труды по истории Церкви. В нояб. 1906 г. сдал экстерном экзамены в Заиконоспасском ДУ, получил свидетельство учителя церковноприходских школ. В том же году стал преподавателем церковной школы при Заиконоспасском в честь Нерукотворного образа Спасителя московском мужском монастыре . 23 авг. 1910 г. перешел на должность учителя в церковноприходскую школу при московском Никольском единоверческом монастыре . Был близко знаком с настоятелем Никольского мон-ря игум. Миной (Шустовым; † 17 апр. 1911), общение с которым повлияло на его стремление стать миссионером; во время каникул он регулярно проводил публичные беседы со старообрядцами. 19 авг. 1914 г. Михайловским еп. Амвросием (Смирновым ; впосл. архиепископ) был назначен исполняющим должность псаломщика в с. Знаменское Егорьевского у. Рязанской губ. Осенью 1914 г. стал окружным миссионером по 1-му, затем по 2-му Егорьевскому благочинию, был активным членом Егорьевского миссионерского Братства во имя вмч. Георгия Победоносца. 7 марта 1915 г. переведен на должность миссионера в Егорьевск. 15 марта назначен штатным псаломщиком с посвящением в стихарь в егорьевский Успенский собор. 5 апр. определен послушником рязанского в честь Преображения Господня мужского монастыря , 12 апр. принял постриг с именем в честь прмч. Мины Палестинского, 15 апр. рукоположен во диакона, 26 апр. был назначен рязанским уездным миссионером. М. совмещал с новым назначением все имевшиеся у него миссионерские обязанности. 20 сент. того же года рукоположен во иерея. 1 янв. 1917 г. назначен рязанским епархиальным миссионером. 8 окт. 1919 г. переведен 2-м священником в Александро-Мариинский женский монастырь в дер. Евлево Егорьевского у. Вскоре мон-рь был закрыт, в 1921 г. должность епархиального миссионера была упразднена.

http://pravenc.ru/text/2563242.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ знаковая система, фиксирующая мелос основного корпуса богослужебных песнопений, сложившаяся в Др. Руси в XI в. ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ -тетр, старослав. (древнеболг.) кодекс, одна из частей к-рого является древнейшим памятником слав. глаголической письменности [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (1872/73 - 1964), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА один из устойчивых символических топонимов в восточнохрист. традиции, отождествляющий сакральное пространство города с прообразом Царьграда (К-поля) ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАДОР (Ткаченко Иларион Афанасьевич; 1865- после 1938), архим., регент, композитор, автор гармонизаций церковных напевов ИАКОВ один из патриархов ветхозаветных, родоначальник 12 колен Израилевых (пам. в Неделю св. отец и в Неделю св. праотец) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИАКОВ Радонежский (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123062_33.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Парфений, игум. Кизилташского мон-ря. Икона. 2000 г. (Журавлёв; 1815, г. Елисаветград Херсонской губ.- 22.08.1866, окрестности Кизилташского мон-ря), прмч. (пам. 4 сент., 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Одесских святых и 23 авг.- в Соборе Херсонских святых), игум. Кизилташского во имя святителя Стефана Сурожского мужского монастыря . Окончив Елисаветградское ДУ, 15 мая 1840 г. П. поступил послушником в Оятский Введенский мон-рь (см. Оятский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь ). В 1842 г. был переведен в Херсонский архиепископский дом, где нес послушание казначея. 23 дек. 1845 г. он был пострижен в монашество, 8 апр. 1846 г. рукоположен во иерея. С июля 1848 г. благочинный мон-ря Корсунской иконы Божией Матери в с. Корсунка, затем эконом в Херсонском архиерейском доме. В 1850 г. П. поступил в Балаклавский во имя великомученика Георгия Победоносца мужской монастырь . 30 марта 1852 г. был отправлен для исполнения треб в Тенгинское укрепление Черноморской береговой охраны. В авг. предложил проект машины для поднятия небольших тяжестей (весом до 400 кг), одобренный Новороссийским и Бессарабским ген.-губернатором кн. М. С. Воронцовым и начальником инженеров Отдельного Кавказского корпуса и управляющим Грузинским инженерным окр. ген. К. П. Ганзеном. В 1855 г. П. был помощником благочинного. В ходе Крымской войны, при обстреле Новороссийска с 28 февр. по 4 марта 1855 г. 5 неприятельскими судами, он неотлучно исповедовал и причащал раненых, отпевал погибших, за что награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте. Вскоре получил увольнение, проживал в одесском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре , затем стал смотрителем свечного завода Херсонского архиерейского дома. Его новый инженерный проект об удобном способе подъема кораблей, затонувших в Севастопольской бухте, заслужил благодарность контр-адмирала Г. И. Бутакова и вел. кн. Константина Николаевича Романова. 20 марта 1857 г. П. был награжден наперсным крестом от Синода, 7 апр. возведен в сан игумена с назначением в Ферапонтовский скит близ с. Сатунова (ныне с. Новосельское Ренийского р-на Одесской обл., Украина). Кроме того, П. имел бронзовый крест в память о Крымской войне, а также медаль и крест, учрежденные для служивших в Кавказской армии.

http://pravenc.ru/text/2579079.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ЛЕОНТИЙ (Стасевич Лев Фомич; 1884 - 1972), архим., исп. (пам. 28 янв., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНТИЙ († после 1492), Христа ради юродивый, Устюжский, блж. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских свят ЛЕОНТИЙ МИРОТОЧИВЫЙ [Леонтий Прозорливый] († 16.03.1576 или ок. 1580 или 1605), прп. (пам. греч. 18 июня и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе святых отцов монастыря прп. Дионисия) ЛЕСНИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Леснянская) Икона Божией Матери (празд. 8, 14 сент. и в день Св. Троицы), чудотворный образ, обретенный в Холмской Руси, почитается православными и католиками ЛИДДА [Лод, Диосполь, Георгиополь], город в Израиле, в 20 км к юго-востоку от Тель-Авива; древняя епархия Иерусалимской Православной Церкви, центр почитания вмч. Георгия Победоносца ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский ЛИУДГЕР [Лиутгер, Людгер] (ок. 742 - 809), миссионер, 1-й еп. Мюнстера, основатель монастыря Верден, св. (пам. зап. 26 марта) ЛОЙОЛА Игнатий (Игнасио, Иньиго) Лопес де (ок. 1491 - 1556), св. Римско-католической Церкви, основатель и 1-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса ЛОЛЛИЙ мч. Анкирский (пам. 23 июня) - см. ст. Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий, Урван и др. мученики Анкирские ЛОНГИН († 10.02.1540), игумен, прп., Коряжемский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе святых Архангельской митрополии) ЛОНГИН (Логгин) (XIII-XV вв.?), прп., Киево-Печерский, вратарь, Трудолюбивый, в Дальних пещерах почивающий (пам. 16 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЛОНГИН мч. (пам. 24 июня) - см. в ст. Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин, мученики ЛОНГИН мч. Никомидийский (пам. 24 апр.) - см. в ст. Евсевий, Неон, Леонтий и Лонгин и др. мученики Никомедийские ЛОНГИН, ГЕРМАН И БОГОЛЕП КОЖЕЕЗЕРСКИЕ (XVII в.), преподобные, Кожеезерские (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛОРЕТО город в восточной части Центр. Италии, в пров. Анкона, в обл. Марке, место почитания Дома Божией Матери ЛОТ (V в.?), егип. подвижник, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов; пам. греч. 22 окт., 26 нояб.) ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня) ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ (Лионские) († 177) (пам. зап. 2 июня), галльские христиане, пострадавшие в г. Лугдун (ныне Лион, Франция) во время правления рим. имп. Марка Аврелия

http://pravenc.ru/rubrics/122298_106.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАЗАРЬ [Греч. Λζαρος; болг. Лазар; Габровский, Дебел-Дялский] (ок. 1774, с. Дебел-Дял, близ г. Габрово, совр. Болгария - 23.04.1802, с. Сома близ г. Пергам (ныне Бергама, Турция)), нмч. (пам. 23 апр.). По происхождению святой был болгарином, в юности переселился в М. Азию, в окрестности Пергама, и пас овец. Однажды собака Л. порвала одежду проходившей мимо турчанки, и та оклеветала его, сказав, что он хотел ее обесчестить. Муж турчанки решил наказать обидчика, но ошибся и нанес травмы др. пастуху; дело попало в суд. Судья убедился в невиновности Л., но родственники турчанки пообещали судье 1 тыс. грошей, если он заставит пастуха принять ислам, а в случае отказа казнит его. Юноша отказался отречься от Христа, и тогда Л. подвергли жестоким пыткам: прижигали различные части тела раскаленными жезлами. За призывы в молитвах вмч. Георгия Победоносца турки выжгли ему язык. Они клали на грудь мученика тяжелый камень, стягивали ему голову веревками (он ослеп на один глаз), одели на голову раскаленный медный обруч. После долгих истязаний судья приговорил Л. к повешению. По преданию, чудеса начали происходить еще до снятия тела Л. с виселицы. Через неск. лет случайно мощи Л. были обретены благоухающими. По совету находившегося в селе афонского мон. Панкратия мощи поставили в местном храме. Служба Л. была написана иером. Никифором Хиосским и включена в сб. «Неон Лимонарион». Самое раннее изображение Л. (1845) находится в притворе параклиса св. Архангелов в Рильском мон-ре: он представлен в одном ряду с болг. мучениками - Георгием Софийским Новейшим и Анастасией Тырновской. В 1848 г. его изобразил Захарий Зограф в притворе кафоликона Троянского мон-ря. Икону Л., хранящуюся в ц. св. Петки в с. Враниловци, выполнил габровский зограф Генчо Филипов в 1841 г. по заказу Енчо, жителя с. Дебел-Дял ( Василиев. 1987. С. 197). Образ Л. вместе с др. Габровскими новомучениками - Дамаскином Габровским и Онуфрием Габровским - находится в параклисе во имя св. Петки, расположенном близ собора Успения Пресв. Богородицы в Габрове. В родном селе Л. в его честь освящен храм. Ист.: ΝΛ. 18732. Σ. 146-160; Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 129. Лит.: Попов Х. Жития на светиите почитани от Православната църква. София, 1930; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 308-310; Партений (Стаматов), еп. Левкийски. Жития на български светци. София, 1979. Т. 2; Василиев А. Български светци в изобразително изкуство. София, 1987; Жития на светиите/Ред.: еп. Левкийски Партений (Стаматов), архим. Атанасий (Бончев). София, 1991; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 269; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 266; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 8: Απρλιος. Σ. 220-221; Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 2. С. 85-95. О. В. Л., Д. Чешмеджиев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462523.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛЬГА Александровна Масленникова (10.07.1874, Калуга - 1941), мц. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Окончила церковноприходскую школу. Была прихожанкой ц. вмч. Георгия Победоносца, в к-рой в 1934-1937 гг. служил Калужский и Боровский архиеп. сщмч. Августин (Беляев), помогала в храме. 29 окт. 1937 г. О. вместе с архиеп. Августином, архим. прмч. Иоанникием (Дмитриевым), прот. сщмч. Иоанном Сперанским, псаломщиками мучениками Алексием Горбачёвым, Николаем Смирновым, Аполлоном Бабичевым , членом церковного совета мч. Михаилом Арефьевым, мученицами Феоктистой Ченцовой и Анной Остроглазовой была арестована по обвинению в участии в контрреволюционной церковно-монархической орг-ции. На допросе О. не признала себя виновной и никого не оговорила. 19 нояб. 1937 г. Особая тройка УНКВД по Калужской обл. приговорила О. к 8 годам ИТЛ. Скончалась в заключении (точное место смерти неизвестно). Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Калужской обл. Д. П-14013. Лит.: Дамаскин. Кн. 5. С. 414. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2578369.html

Разделы портала «Азбука веры» Великомученики (греч. μεγαλομρτυρες) — святые, относимые к лику мучеников, претерпевшие особо жестокие и продолжительные страдания и смерть за Христа. Каким наиболее известным святым усвоено именование великомучеников? Такое именование усвоено в православной Церкви следующим святым: Ирина († кон. I — нач. II в., память 5 мая); Евстафий Плакида († около 118, память 20 сент.); Параскева († III в., память 28 окт.); Меркурий († сер. III в., память 24 нояб.); Марина († около 284–305, память 17 июля); Анастасия Узорешительница († 290 или 304, память 22 дек.); Георгий Победоносец († 303, память 23 апр.); Прокопий († 303, память 8 июля); Пантелеимон († 303 или 305, память 27 июля); Мина († 304, память 11 нояб.); Евфимия († около 304, память 16 сент.); Феодор Тирон († около 305, память 17 февр. и суббота первой седмицы Великого поста); Димитрий Солунский († около 305–306, память 26 окт.); Екатерина († около 305–313, память 24 нояб.); Варвара († около 306, память 4 дек.); Феодор Стратилат († около 319, память 8 февр. и 8 июня); Артемий († 362, память 20 окт.); Никита († около 372, память 15 сент.); Иаков Персянин († 421, память 27 нояб.). Есть ли в перечне канонизированных Церковью святых, в лике великомучеников, имена русских святых? Имен канонизированных русских святых в официальном перечне великомучеников нет. Когда оформился лик святых великомучеников? Принятое ныне разделение святых на лики окончательно оформилось только в VII–VIII вв. В древности великомучениками подчас могли именоваться малоизвестные сейчас святые, например антиохийская великомученица Дросида, в честь которой свт. Иоанн Златоуст написал похвальное слово. Повсеместно в древней Церкви великомучениками именовали только Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Каков общецерковный смысл страданий великомучеников? Вера и терпение великомучеников, а также чудеса, совершавшиеся во время их истязаний, воодушевляли многих язычников и способствовали их обращению к Истинному Богу, ко Христу, в частности в этом можно видеть общецерковный смысл их страданий. Особое место великомучеников в лике мучеников основывается, помимо прочего, на потребности указать на всепобеждающую силу Божию, являющую себя в человеческой немощи. Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/velikomucheniki

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010