Да вразумит вас Господь разумов, как надобно опасно жить и как во всяком звании спасаться. Июля 13-го, 1835 г. 327. К Екатерине Александровне Маркович Слава Богу! Иисус Христос спокойствием вашим, и моим, и всех верующих в Него да даст вам, по благости Своей, на самое сердце ваше утешение и радость в прославлению имени Его, матушка моя о Господе! Обычно приходить после многой скорби большой радости. Св. Максим изъясняется: путями Писания именуют добродетели: больше же всех добродетелей-любовь. Потому-то сказал Апостол: и еще по превосходству путь вам показую, научающий презирать все вещественное и ничего временного не предпочитать вечному. Усердствующий вам о Господе, слабый и непотр. раб Егор. 80-го Октября, 1824 г. 330. К Екатерине Александровне Маркович День Св. Муч. Агафии. Господи! избави мя всякаго неведения и забвения и малодушия и окамененнаго нечувствия!» Уста златые изливали сие моление и Великий Иоанн исповедовал свои немощи пред Избавителем Богом! По всему надлежит всем обращать свои сердца к Сердцеведцу Господу, да дарует нам благомысленную силу действовать по воле Его, и прежде всего непременно искать царствия Божия не во внешних и видимых, но в невидимых и внутрь сердца своего. – Стремящихся к тому хотя и обдержат сопротивности, однако удержать и потушить в них пламенеющего огня не могут. Матушка! многие скорби более придают жару и ревности пленяться в любовь Божию... О Господе искренно вам усердствующий, непотр. раб Егор. 5-го Февраля, 1826 г. 334. К Софье Васильевне Сумароковой Искренность ко мне вашего сердца приятно убеждает меня передать вам, как родной моей сестре, для частого повторения следующие молитвы (прежде спрашиваю вас внутрь вашего сердца, одни ли вы? оставьте же все суетные помышления, представьте, что сам Господь невидимо предстоит пред вами и слушает, о чем вы просите Его: произносите же сии молитвы от самой глубины сердца вашего, где бы вы теперь ни находились): Господи, даждь ми мысль благую. Господи, покрой меня благодатью Твоею и спаси меня во всякое время и на всяком месте молитвами Св. Митрофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Покров ваш Матерь Божья: покойтесь в Господе! Подвиг ваш не о временном, но о вечном. Царствия Божьего внутри вас ищите, пока обретете.... Все бывает по воле Божьей или по наущению Божьему. 163. Марфе Ивановне Шагаровой Желаю вам терпеть оскорбления Бога ради и молиться за оскорбляющих, никого никак не осуждать и ни о ком поносительного слова не произносить. Прошу вас ради Бога обо всех мыслить полезное, ради спасения души своей пред всеми уничижаться и прославлять Господа молитвою и постом. Молитесь и обо мне. 164. К М.И.Ш. Не довольно ли к утешению скорбного сердца знать и верить, что любящим Бога, все способствует во благое?... Господи, сподобь меня любить Тебя от всей души моей, и творить во всем волю Твою. И еще молитва: Господи, покрой меня от людей некоторых, и бесов, и страстей, и от всяких иных неподобных вещей! 172. Варваре Александровне Сухотиной Милостью Божией предпринятое вами, к прославлению имени Христова, для жаждущих спастися да благоустроится по всемощному предстательству Небесной Царицы, Матери Господа Бога нашего Иисуса Христа. Не унывайте! не отчаивайтесь! не смотрите на человеческий страх,– да покроется страхом Божиим сердце ваше: все лживые умыслы, советования и враждебные нападки – падут! падут пред истиною. Сердцем моим говорю с сердцем вашим: Господь просвещение наше и Спаситель от сопротивляющихся воле Его. Взглянем только на самую внутренность человеческих умозаключений, которые не о Господе зиждутся, – таковые все заключены в самость; отсюда-то тьмы износятся разнообразных мнений на возмущение и оскорбление желающих благоугодить Господу Богу! Благочестивые души разумеют действующую силу сопротивного духа, дышащего злобою и гордостью возносящегося выше звезд. Но воззрение Всевышнего Бога – на кротких и молчаливых и трепещущих словес его. «Господь гордым противится, а смиренным дает благодать» ( 1Пет 5,5 )!.. Матушка! воспользуйтесь Божией благодатью; она действует внутренно на сердце ваше. Любовью Господа Иисуса Христа зиждется спасение душ. Он и за распинателей Своих, вися пригвожденный на Кресте, умолял Отца Своего Небесного: «Отче, остави им: не ведят бо, что творят» (см. Лк 23, 34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Есть пословица: горести не принять – и сладости не видать; во тьме блистает свет; утро вечера мудренее; цветок вечером увядает, а утром расцветает и издает благовоние; свечка, когда не горит, то и не светит. И человек, не умерщвляяй плоти, душею не видит: «аще зерно... не умрет, то едино пребывает; аще же умрет, мног плод сотворит» ( Ин 12, 24 ). Июля 11-го, 1828 года 272. К В.В.Г. Не унываете ли вы? В терпении от находящих прискорбностей душа обогащается верою Иисуса Христа: чего же не преодолеть труды и терпение с верою? Сам Господь сказал, что претерпевый до конца спасется. Слава Богу! Припомните пять слов, и утешитесь: веруй, надейся, люби, бодрствуй и молись! 6-го Сентября, 1828 г. 275. К В.В.Г. Давно мы не заимствовались словом, покоящим душу. Ах! где мы бываем, когда уклоняемся от священных слов Писания и судим по мечтаниям неверных предрассудков души, мудрствующей земная?.. Мы знаем, что Златоуст льет струи златые, чтобы напоить и обогатить жаждущие души. Он говорит следующее: «Всё мы благодарным духом сносить должны: нищета ли будет, или болезнь, или иное что-либо; ибо, что нам в пользу служит, о том одном только известно Богу. О чем бо помолимся, якоже подобает, не вемы. Ежели не знаем подлинно, чего надлежит просить, разве Духом наставлены будем; то как можем знать то, что нам полезно? Постараемся убо за все благодарить и все великодушно претерпевать. Кто не бывает прискорбен, тот не может войти в покой. Когда есть прискорбность, тогда есть и польза. Для спасения не то нужно, чтобы каждый другого оскорблял, но чтобы сам оскорб-ляем был. Наше спасение виднее бывает и более умножается тогда, когда великодушно терпим (находящие скорби)». Вот что сообщают нам словеса здравого учения великого иерарха Иоанна! Апостол Павел, предохраняя от кривотолков и обличая любящих изнеженную воль-ность, говорит: «настанут времена, в которые не послушают здравого учения, но изберут себе по своим похотям учителей, будучи «чешеми» слухом» (см. 2Тим 4, 3 ). И потому-то мы, имея сие в виду, избрали себе учителя беспристрастного, святого Ефрема Сирина : слово его, срастворенное любовию, кормит и напоявает всякую алчущую или жаждущую душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Как видим, святитель не исключал русскую литературу не только из круга чтения, но и из предметов, необходимых для познания жизни и человеческой души – даже для монахов. Его отношение к художественному творчеству не было столь строгим, как у его современника, святителя Филарета (Дроздова) 216 . И это понятно: святитель Игнатий, состоявший в дружеских отношениях со многими современными писателями, сам привносил в свои писания эстетический элемент: метафорику, лиризм и пр. Он тщательно обрабатывает свои сочинения, беря пример с... Пушкина. Святитель Игнатий допускает более широкое внедрение эстетического во все сферы жизни, иногда он может позволить себе посмотреть на творческий процесс как бы изнутри (С. 220–221). Гамма его высказываний о литературе и искусстве несколько шире, чем у святителя Филарета. Но это не снижает его духовных критериев в подходе к литературе и другим явлениям искусства. В главном оба святителя были едины: делу спасения души служат прежде всего Евангелие и писания святых отцов Церкви. Во главу же угла ставится ими покаяние. 193 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, издаваемое под ред. Преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: В 5 т. Т. 1. СПб., 1885. С. 7 201 Незадолго до смерти Фонвизин обратился к Богу, что показывает его «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». 202 Святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского творения/Сост., вступ. статья свящ. М. Козлова. М., 1994. С. 23. 207 Георгий Затворник, Задонский (Машурин; 1789–1836), в монашестве Стратоник. Кавалерийский офицер, ставший высоким подвижником и прозорливым старцем. Георгий Алексеевич Машурин родился в Вологде в дворянской семье, служил в Лубенском гусарском и Казанском драгунском полках, оставил службу в чине поручика. В возрасте двадцати девяти лет поступил послушником в Задонский Богородицкий монастырь (1818). Через год, по особому произволению Божиему, удалился в затвор, пребыв в нем семнадцать лет, вплоть до своей кончины в возрасте сорока семи лет. В тайном постриге был наречен Стратоником. Вел самую суровую подвижническую жизнь. Господь сподобил его даров духовного совета, рассуждения и прозорливости. Находился в духовном общении с преп. Серафимом Саровским . В 1839 году впервые было издано собрание писем Георгия Затворника и с тех пор неоднократно переиздавалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

О, да мирствуют сердцами все и сорадуются о Господе вседействующем, взаимною святою любовию! Вашего высокопреосвященства худейший проситель, всегда испрашивающий святых молитв ваших и благословения, недостойный, многогрешный р. весьма немощный Георгий. 12 мая 1834 года» Письмо Антонию, архиепископу Воронежскому и Задонскому Высокопреосвященнейший владыко! Десять раз солнце круг свой совершило со времени вступления вашего на Воронежскую епархию, и десять лет минуло, как вчерашний день, как минутный сон. Дел же и слов свидетель – один Бог. Вашему высокопреосвященству уже обычно прилагать труды к трудам и сносить, при помощи Божией, покуда Угодно всеисполняющему Провидению, в Нем же и вечный покой. После всех приносимых и оконченных поздравлений с праздниками Рождества Христова, Нового года и святого Богоявления Господня последнее уже поздравление вашему высокопреосвященству приносит последний и непотребный раб, прося святых молитв и благословения, повергавшийся в любовь владыки, достойный осуждения и вечной муки. Грешный Георгий. Января 8-го дня, 1836 года» (Сим письмом затворник Георгий прикровенно пишет о своей скорой кончине, которая после-довала Воронежскому Епифанию Ваше преосвященство! Милостивый отец и архипастырь! Удостойте меня вашим снисходительнейшим прощением!.. Вынужденным нахожусь по невмещению моему здешнего жития вашему преосвященству всенижайше донести: для удобнейшего душеспасения и для получения в таковом последовании к образованию себя нужным на первый раз примерных видов – не благоугодно ли будет вашему преосвященству в благоустроение о мне, по Божиему Промыс-лу и по совету благомыслящих, снабдить меня вашим архипастырским благословением в Саровскую пустыню, – по решимости моей в силу слова Божия: «ищите, и обрящете!» В ожидании милостивого благоволения!.. Вашего преосвященства – милостивого отца и архипастыря «смиренный послушник Георгий. Ноября 18-го дня 1818 года. Монастырь Задонский. Город Задонск» (Письмо написано во время нашедшего на новоначального послушника Георгия Машурина первого монашеского искуса, когда его смущало поведение лжеиноков. В Саровскую обитель, известную старчеством, желал когда-то перейти и святитель Тихон Задонский . После посещения Христа ради юродивого елецкого священника Иоанна Борисовича и затворника-иеросхимонаха Агапита Георгий остался в Задонском монастыре. См. следующее письмо). Письмо епископу Воронежскому Епифанию

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Впосл. Г. писал об этом периоде жизни в «Авторской исповеди»: «Я оставил на время все современное, я обратил внимание на узнание тех вечных законов, которыми движется человек и человечество вообще. Книги законодателей, душеведцев и наблюдателей за природой человека стали моим чтением. Все, где только выражалось познанье людей и души человека, от исповеди светского человека до исповеди анахорета и пустынника, меня занимало, и на этой дороге, нечувствительно, почти сам не ведая как, я пришел ко Христу, увидевши, что в Нем ключ к душе человека…» Из «Книги правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных, и Святых Отец» (СПб., 1839) Г. составил сборник выписок и включил в него также выписку из 1-й ч. ж. «Христианское чтение» за 1841 г., назвав ее «Одухотворение (Из св. Григория Нисского)». Смирнова-Россет вспоминала, как в доме Вьельгорских в Ницце зимой 1843/44 г. Г. после обеда «вытаскивал тетрадку и читал отрывки из отцов Церкви. Он особенно любил Григория Нисского и высказался следующими словами: «Искусство он понял, но разум искусства не понял»» (С. 56). Н. В. Гоголь. Литография с рис. Э. А. Дмитриева-Мамонова. 1852 г. (РГБ) Н. В. Гоголь. Литография с рис. Э. А. Дмитриева-Мамонова. 1852 г. (РГБ) Используя в основном «Христианское чтение» за 1842 г., зимой 1843/44 г. Г. составил особую тетрадь выписок из творений отцов и учителей Церкви (святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, прп. Ефрема Сирина и др.), а также совр. духовных писателей (свт. Филарета (Дроздова), задонского затворника Стратоника (Георгия Машурина ) и др.). Тогда же он написал ряд духовно-нравственных наставлений или «правил» для друзей, своего рода подступов к «Выбранным местам...»: «Правило жития в мире», «О тех душевных расположениях и недостатках наших, которые производят в нас смущение и мешают нам пребывать в спокойном состоянии», «[О гневе и безгневии]». О необходимости читать и перечитывать «Правило жития в мире», «помолившись внутри себя», Г. писал Л. К. Вьельгорской 26 марта и 12 апр. 1844 г., в тот же день ее дочери Соллогуб, на него же ссылался в письме к Смирновой-Россет от 24 окт. 1844 г. В одном из этих писем Г. уверял адресата: «Я вам оставил то правило, которое сделало меня гораздо лучше, чем я был прежде» (письмо к Л. Виельгорской от 12 апр. 1844).

http://pravenc.ru/text/Гоголь.html

   И в глубокой старости облик его поражал духовной красотой. В одном из воспоминаний о нем сказано: «Ему было уже почти 80 лет, а казался он как в первойюности и редкой красоты, невольно приходило на мысль «Дивен Бог во святых Своих!»    За шесть лет до кончины старец Илларион ослеп, но перед смертью чудесно прозрел. Преставился он 5 ноября 1853 года. Его погребли в погребе, который онсколотилсвоими руками, в выкопанной им самим пещере.    Подвижником высокого благочестия был и блаженный Георгий Машурин, которого знали до конца жизни как простого послушника, хотя он тайно принял монашескийпостриг с именем Стратоника. Он был дворянин и офицер, но в 29-летнем возрасте вышел в отставку и поступил в Задонский монастырь. Через год послушникзатворился в маленькой келлии, которая отапливалась лишь зимой. Под землей он вырыл пещерку, и в ней коленопреклоненно молился целыми днями, а ночипроводил за чтением Священного Писания и святоотеческих творений. Пищу он вкушал не каждый день. Народ относился к нему с великим почитанием, но он крайнередко допускал к себе посетителей, однако со многими вел переписку, давал мудрые духовные советы. Скончался монах Стратоник, известный больше под именемЗадонского затворника Георгия Машурина, в 1836 году на 47 году от рождения.    В XIX веке особой строгостью жизни и аскетическими подвигами иноков славился Валаамский Преображенский монастырь и его скиты, восстановленные трудами отцаНазария. Несколько лет на Валааме подвизался старец Леонид (Наголкин). В середине столетия суровостью жизни прославился Валаамский схимонах Феоктист,который последние 10 лет своей жизни спасался в уединенной лесной хижине. Скончался он в 1863 году. В эту пору на Валаам стекались тысячи богомольцевежегодно.    Настоятелем обители с 1839 по 1881 годы был игумен Дамаскин (Кононов), по происхождению крестьянин Тверской губернии. Он родился в 1795 году и при крещениинаречен был Дамианом. В 24-летнем возрасте вступил в число Валаамской братии и после 20 лет усердных трудов был поставлен игуменом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Стр. 222–226. «Мысли». Нач.: «Верить только, что Бог есть, еще недостаточно... хочет, чтобы восхищали Его собственность». См. статью «Мысли», неизвестного автора, «Христиан. Чтен.», 1840 г., ч. 3, стр. 426–432. Стр. 226–229. «Письмо Георгия (Машурина), затворника Задонского. «Христос воскрес». Нач.: «Радуйтесь! Христос глаголет ясно к понимающим Его... Сущая истина – воскресший Победитель смерти Иисус Христос ». 62 1 Читано в заседании Церковно-Исторического и Археологического Общества при Киевской дух. Академии 19 февраля, 1902 года. 2 «Сочинения Н. В. Гоголя», издание десятое, под редакцией Н. Тихонравова и В. Шенрока. Москва, т. IV, 1889 г., стр. 253. Н. В. Гоголь. 4 Там же. т. IV, стр. 586–588 и 593; св. «Труды Киевской дух. Академии», февраль, 1902 г., стр. 196. – Удалось нам найти и упоминаемый здесь «Памятник веры». Полное заглавие его следующее: «Памятник веры, представляющий благочестивому взору христианина празднества, православною церковью установленные св. угодникам Божиим, с кратким оных жизнеописанием; с присовокуплением избранных на каждый день текстов Св. Писания, благочестивых размышлений и духовных стихотворений, руководствующих к непрестанному упражнению в Богомыслии; с приложением к каждому месяцу гравированных картин в листков для ежедневного записывания на них своих мыслей, чувствований и поступков. Москва. 1825». 8°. Это есть не что иное, как церковный календарь, с различными приложениями. 12 «Сочинения Н. В. Гоголя», издание 10, под редакцией Н. Тихонравова и В. Шенрока, т. IV, 1889 г., стр. 417 и 589–594. В числе изданий не упомянуто здесь издание П. П. Демидова, князя Сан-Донато, под редакцией протоиерея А. Ф. Хойнацкого, С.-Петербург, 1882 год. 14 Генезис (греч. Γνεσις, Γνεση) – происхождение, возникновение, рождение, зарождение. – примечание электронной редакции. 16 Русофил – тот, кто благосклонно, с интересом и уважением относится ко всему русскому, к самим русским. – примечание электронной редакции. 25 Сборник, стр. 148–150, сн. «Христиан. Чтен.», 1842 г., ч. 2, стр. 168, 176–178.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Стр. 91–92. «О непогрешимости Церкви». Нач.: «Да не будет соблазнительно... как пух, вздуваемый ветром». Стр. 92–93. «О иконоборстве». Нач.: «Вообще иконоборцы столь жестоко поступали с православными... и он лежит мертвым во веки веков». Стр. 93–97. «Некоторые мысли Георгия (Машурина), затворника Задонского Богородицкого монастыря». 58 Нач.: «Мысль моя углубилась во внимание, сердце содрогается … но которою Господь приветствует». Стр. 97–98. «Внутренняя речь ко св. мощам Божиих угодников, посетивших мою убогую келлию», его же. Нач.: «В слезах с радостным благоговением благодаря сердечно Господа славы... направили шествие свое далее». Стр. 98–102. «О милосердии Иеремии, патриарха Константинопольского». Нач.: «Милосердие необходимее всех добродетелей... нужно оказывать всякому милосердие и всегда». См. Патриарха Иеремии «Ответ лютеранам о покаянии», в «Христиан. Чтен.», 1842 г., ч. 1, стр. 245–251. Стр. 102–104. «О молитве. Св. Иакова, епископа Низибийского». Нач.: «Тогда только молитва наша угодна Богу, когда она свята... деятельна она, когда совершаются в ней силы Божии». См. «св. Иакова, епископа Низибийского, письмо о молитве к Григорию, просветителю Армении», в «Христиан. Чтен.», 1842 г., ч. 1, стр. 385–391, с пропусками. Стр. 104–106. «О молитве». Нач.: «Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее... как некий луч, входит Божие заступление». См. И. Златоустого «О непостижимом против аномеев 59 слово пятое», в «Христиан. Чтен.», 1842 г., ч. 1, стр. 36–38. Стр. 107–109. «О трате времени». Нач.: «Непонятно, как губить время в наслаждениях... нельзя возвратить ни одной минуты, потерянной в сей жизни». См. «Предметы для размышления в день новолетия», неизвестного автора, в «Христиан. Чтен.», 1842 г., ч. 1, стр. 144–146 и 150. Стр. 109–116. «Благодеяния Божии. Филарета, митрополита Московского». Нач.: «Человек живет непрерывными благодеяниями Божиими... как деятельно благотворит нам Бог». См. митрополита Филарета «беседу о благодарности к Богу» в «Христиан. Чтен.», 1842 г., ч. 1, стр. 399–411.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Мы уже видели, что Гоголь интересовался и современной ему периодической духовной русской литературой и именно – академическими духовными журналами «Христианское Чтение» и «Творения святых отцов в русском переводе», с прибавлениями к ним. Обратившись к этим духовным журналам, мы нашли, что Гоголь решительно ничего не внес в свой сборник из журнала «Творения св. отцов в русском переводе», но зато видим, что громадное большинство выписок сборника сделано из «Христианского Чтения» за 1840–1843 годы. Таких выписок мы насчитали в сборнике 38 7 . Имея в виду последовательный порядок выписок из этого журнала в сборнике Гоголя, мы полагаем, что Гоголь получил «Христианское Чтение» сначала за 1842 год, а вслед за тем и за первое полугодие 1841 года, так как прежде и более всего и попеременно делает выписки из этого журнала за означенные два года. Начиная с 82 страницы сборника, Гоголь сделал 4 выписки из «Христианского Чтения» за 1843 год, а в конце сборника – одну выписку из того же журнала за 1840 год; но нет у него ни одной выписки из этого журнала за 1844 год. Из переписки же Гоголя мы узнаем, что письмом 8 июля 1843 г. он просил Языкова выслать ему «Христианское Чтение» за 1842 год 8 . Эта просьба едва-ли была исполнена, так как 5 февраля 1844 г. Гоголь писал Языкову, чтобы он не заботился о «Христианском Чтении». В начале апреля 1845 года Гоголь письмом из Парижа благодарил А. О. Смирнову за присылку, между прочим, и «Христианского Чтения» за 1844 год 9 . В это время Гоголь проживал в Париже и пользовался книгами из библиотеки протоиерея при русском посольстве в Париже Д. Вершинского 10 . Вероятно, сборник и составлен в Париже, в самом начале 1845 года, но не позже марта этого года, так как он не заключает уже в себе выписок из «Христианского Чтения» за 1844 год, полученного Гоголем в конце марта или в начале апреля 1845 года. Кроме выписок из «Христианского Чтения», мы находим в сборнике выписки и из других источников, а именно: из «Православного исповедания веры» Петра Могилы , «Книги правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец», из творений св. Димитрия Ростовского и св. Тихона Задонского , проповедей Михаила Десницкого и Владимира Алявдина, из писем Задонского затворника Георгия Машурина и протоиерея Сабинина и из других неизвестных пока нам источников. Часть их Гоголь мог найти в Париже у того же протоиерея Вершинского, а некоторые из них (напр., письмо прот. Сабинина) могли быть получены им от А. О. Смирновой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010