Использованные источники Письма в Боге почивающего Затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия (Машурина), с присовокуплением краткого известия о жизни его, составленные из записок живших при нем келейных. Собраны Козельской Введенской Оптиной пустыни иноком Петром Григоровым. Издание второе, умноженное. В трех частях. Часть I. Москва. В Университетской типографии. 1844 г. – 448 с. То же. Часть II. Цит. изд. – 360 с. То же. Часть III. M., 1845 г. – IV + 648 с. Письма в Бозе почивающего Затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия (Машурина), с присовокуплением краткого известия о жизни его, составленные из записок живших при нем келейных. Собраны Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоревым. Издание шестое. В трех частях. Часть I. СПб., Типография Глазунова, 1894 г. – 218 с. То же. Часть II. Цит. изд. – 246 с. То же. Часть III. Цит. изд. – 232 с. + II с. Поселянин Е. Русские подвижники девятнадцатого века. Издание третье. СПб., 1910. – 568 с. + II с. Труды заслуженного профессора Константина Ефимовича Скурата за годы 1955–2010 Стипендиатский отчет и диссертации Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования. Курсовое сочинение (кандидатская диссертация). Загорск, Троице-Сергиева Лавра, 1955. 146 с. Машинопись. Митрополит Платон, его жизнь и деятельность. Отчет профессорского стипендиата по кафедре Истории Русской Церкви. Москов- ская Духовная Академия, 1955–56 гг. 123 с. Машинопись. СотериологиясвятогоАфанасия Великого. Магистерскаядиссертация в четырех томах. Московская Духовная Академия, 1970. [Всего 748 с.] Поместные Православные Церкви (Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая и Православная Церковь в Америке). Докгорская диссертация в восьми томах. Московская Духовная Академия, 1977. [Всего 1662 с.] Опубликованные книги и статьи А. Книги 1. Патрология Святые отцы и церковные писатели доникейского периода/I – III вв./Учебное пособие по Патрологии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, 2005. – 256 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Детство и юность Георгия Машурина. Служение царю и Отечеству Подвизавшийся в Задонском монастыре Пресвятой Богородицы Затворник Георгий Алексеевич происхождение имел дво­рянское, из фамилии Машуриных; он родился в 1789 году в Вологде от честных родите­лей. Уже рождению его сопутствовали весь­ма примечательные обстоятельства. Матери Георгия во сне явился за три года до того скончавшийся священник, у которого она обычно исповедывалась. Вот как об этом случае рассказывает сам Задонский затворник в воспоминаниях о своей родительнице: «С иконою в руках Божий посланник, приблизившись к одру спавшей, благословил духовную дочь свою, бывшую в ра­достном трепете и объятую святым страхом, и возвестил ей: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Бог даст тебе сына Георгия. Се тебе и образ святаго Великомученика и Победоносца Георгия». Неизреченно обрадованная Божиим благословением, приложилась она ко Святому Образу и, приявши его на свои руки, поставила оный в прилич­ное место. Сим окончилось видение». Но впереди было не только исполнение благой вести, а и суровые испытания для семьи Машуриных. Еще до рож­дения Георгия его мать была поражена величайшим не­счастием, какое только может постигнуть супругу. В одну тихую ночь сидела Анна Машурина одна, раз­мышляя о непостижимых судьбах Божиих; в доме все, ка­залось, было покойно, но сердце ее стеснялось темным предчувствием, и невольный страх заставил еще более со­дрогнуться, когда кто-то ударил крепко в стену, у которой она сидела, закричав: «Возьмите убитого!» Она выскочила – и пораженным глазам ее представилось печальное зре­лище: Алексея, возлюбленного супруга ее, внесли окро­вавленного в горницу... Какими-то разбойными людьми Алексей Машурин был по ошибке избит на Пятницком мосту вместо другого, которого злодеи сии поджидали. По­спешили осмотреть несчастного; нашли, что еще жизнь в нем не совсем угасла; успели призвать священников для помазания его Священным Елеем; в полной памяти удостоился он приобщиться Святых Тайн и простился навеки с супругою.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

О печали, терпении скорбей и утешения ст. Георгия в скорбных обстоятельствах 29. К П.А.Г. Почтеннейший Л. А-ч, возлюбленный брат о Господе. Вы находитесь посреди таких людей, которые оставили все, что имели, произвольно лишились всего, что их прежде этого забавляло, утешало, но не спасало; итак, пришедши в разум истины, презрели суетная и ножная, избрали одно: предались единому! Собственность их вера, надежда и любовь! Вы посреди таких рабов Божьих живете, которые господствуют над всем миром и работают единому Богу, которые ходят по земле, а сердцем живут на небе; ибо там их сокровище; они постом и молитвою день и ночь пребывают в Господе, непрестанно взывая к нему: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!.. Господи, слава Тебе!.. Скажите себе сами: нельзя никак вам унывать, и нельзя не радоваться, освободившись от тяжкого ига и бремени мирских сует, и со-жительствуя ныне с такими людьми, которые подражают небесным ангелам, и сами ангелы здесь. Они свет миру, по свидетельству самого Господа. Они имеют любовь между собою, этот истинный признак учеников Христовых: они пребывают в любви, и Бог в них пребывает. С таковыми-то ваше обращение не попустит мрачным мыслям как облакам покрывать ваше сердце. Искренне прошу святых молитв ваших. Благодарю за память вашу, и с земным поклоном смиренно обязываюсь проявлять усердие вашему вниманию о Господе. Непотребный р. многогрешный Егор. 31-го Мая. 1835г. 44. Николаю Михайловичу Савостьянову Слово Божие да утешит вас печального, почтеннейший Николай Михайлович! Пусть спит до пробуждения ваша любезная супруга. Тогда вы увидитесь, когда все изменится и обновится и смертное облечется в бессмертие. Слава Богу о всем! Благодарю ваше искреннее благорасположение. Непотр. р. Георгий. 6 июля 1835 года 48. N.N. Милостивый государь! Вы апреля 1-го писали ко мне, убеждая меня к молитве. Благодарю вас; мне приятно было видеть в письме вашем спасительное рас-положение чувства вашего к поминовению об упокоении души Богу преданной родительни-цы вашей. Вы хотите во сне видеть ее: на что ж вам такой сон? Лучше веровать в ту истину, что в день воскресения верующие во Христа, хотя и умерли во времени, но имеют воскрес-нуть в жизнь вечную, и радости их не будет конца. А когда вам желательно знать об оби-телях небесных, уверяю вас, что язык земнородный изъясняться о небесных очень немощен. Искренно вам соусердствующий искренним словом о Господе,

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Разделы портала «Азбука веры» ( 24  голоса:  4.3 из  5) Георгий, затворник Задонский В конце восьмидесятых годов прошлого столетия в Вологде жила молодая дворянская чета Машуриных. Они были люди богобоязненные, тихие, милосердные и совершенно счастливы; родилась у них дочь. Однажды глухою ночью, когда все вокруг спало, молодой женщине, тоже успокоившейся до того сном, было видение. Ее комната озарилась светом, дверь отворилась, и свет еще усилился, предстал ее духовный отец, почивший за три года до того, в руках у него была икона, украшенная тремя венцами. С этой иконой тихо приблизился Божий посланник к постели, благословив свою духовную дочь, спавшую в радостном трепете, и сказал ей: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Бог даст тебе сына Георгия. Се тебе и образ святого Великомученика и Победоносца Георгия». Она приложилась со священным волнением к образу и приняла его на свои руки. Тем видение кончилось. В великой радости пробудилась после видения от сна молодая женщина и с нетерпением стала ожидать возвращения мужа, которому она рассказала это событие. Узнали о нем вскоре и ближайшие родные, и через них многие другие. Прошло несколько месяцев. Молодая жена поздно вечером как-то без мужа размышляла в тишине о непостижимых судьбах Божиих. Почему-то тяжелое предчувствие наполняло ее сердце, в нем было уныние, страх и ужас, и она не могла понять причину такого состояния. Вдруг кто-то ударил сильно в стену и раздался крик: «Возьмите убитого!..» В комнату вскоре внесли Машурина; бывшего при последнем издыхании. На Пятницком мосту злодеи, сторожившие другую жертву, убили его по ошибке. В нем оставалось еще немного жизни;он был в памяти. Успели позвать священника, особоровали отходящего и приобщили. Взором простившись со всеми, неповинно убитый тихо скончался. Ужасно было состояние молодой вдовы; самой печали она не смела предаться, чтоб не повредить той жизни, которую носила в себе и о которой она получила такое предсказание… Наконец родился у нее сын, нареченный Георгием, пришедший и мир среди такой великой скорби.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

Заключение Первою четвертью XIX века мы заканчиваем историю монашества на Дону. Дальнейшая история изобилует яркими событии в жизни монашества. Со времени Архиепископа Антония II, проводившего строго аскетическую жизнь, наблюдается подъем аскетического настроения в монастырях. А открытие мощей Св. Митрофана (1832 г.) и за тем Св. Тихона (1861 г.) усилило внимание к монашеству среди общества, и монастыри Митрофанов и Задонский сделались любимыми местами паломничества не только придонского, но и всего православного русского населения. B это же время оживляется старчество в Задонском монастыре, выставивши имена Затворника Георгия Машурина и схимонаха Агапита. Около этого времени усиливается подвиг пещерокопательства, и в связи с ним восстановляется монастырь Дивногорский и возникает новый пещерный монастырь Белогорский. Ho все эти события и имена еще не вполне отошли в область истории, и оценка их не всегда может быть бесстрастною. Поэтому дальнейшее изложение событий из жизни придонского монашества мы отделяем от вышеизложенного. Теперь же, заканчивая изложение истории придонского монашества, считаем нужным указать те наиболее общие положения, к каким привело нас исследование протекшей жизни придонских монастырей. 1. Придонские монастыри, начинающие свою историю с XVII века, появляются одновременно с заселением края, как традиционное выражение русского благочестия. 2. Со времени своего возникновения они становятся в тесную зависимость от местного населения, не только давая ему религиозное удовлетворение, но и служа своеобразными инвалидными приютами для служилого населения. Такою связью монастырей с населением объясняется полумирской характер самого придонского монашества. По своему укладу эти монастыри не могут быть подведены ни под общежительный, ни под особножитный устав (Глава II). 3. Попытка ввести в монастырский строй элементарные требования общежительного устава, падающая на конец XVII в., принадлежит первому Воронежскому Епископу – Святителю Митрофану, явившемуся и вообще церковным строителем Донской Украины (Глава III).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

(Стрыгин, в монашестве Агапит; 1810 г., г. Козельск Калужской губ.- 9.02.1878, Гефсиманский скит), иеросхим., затворник. Родители А. Г., из казаков, были благочестивыми людьми, мечтавшими, чтобы их сын стал монахом. Семья была небогатой, и юноше пришлось работать в питейном заведении, к-рое содержал его дядя, где, как вспоминал впосл. А. Г., он «пустился во вся злая». Затем последовала служба поверенным, женитьба, рождение сына. Спустя 4 года А. Г. овдовел, после чего жил в миру еще 2 года, затем окончательно решил уйти в мон-рь. В 1838 г. был принят в число братии Оптиной пуст. под руководство старца иеросхим. Льва (Наголкина), удержавшего его от намерения юродствовать. В течение 3 лет А. Г. нес послушание на кухне, затем был произведен в пономари. В 1843 г. перешел в Черноостровский мон-рь свт. Николая в г. Малоярославце Калужской губ., где прожил более 5 лет и был пострижен в монашество с именем Агапит. В 1849 г. Агапит, видя нерасположение к нему братии мон-ря, подал прошение о переходе в харьковский архиерейский дом, куда и был принят. Там он был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха и назначен экономом. Эта должность оказалась слишком суетной для Агапита, стремившегося к уединенной жизни. Через 2 года он подал прошение об отпуске на богомолье и отправился в недавно созданный близ ТСЛ Гефсиманский скит , куда и поступил вскоре вместе со своим отцом по благословению митр. Московского свт. Филарета (Дроздова). Там Агапит построил на свои средства келью на пчельнике, по примеру затворника Задонского Георгия (Машурина), чтобы проводить жизнь в подвиге безмолвия. Митр. Филарет не сразу благословил Агапита вступить в совершенное безмолвие, и нек-рое время он продолжал священнослужение. В 1858 г. вместе с неск. старцами он переселился в глубь леса, за 5 верст от скита, где они построили часовню и кельи. Через нек-рое время на деньги благотворителя, московского купца Королева, там была выстроена ц. во имя Св. Духа Параклита с приделом во имя св. Иоанна Крестителя. В день Введения во храм Пресв. Богородицы в Успенской ц. Гефсиманского скита Агапит принял постриг в схиму с именем Александр. В 1861 г. по просьбе наместника ТСЛ архим. Антония , своего духовного отца, А. Г. переселился обратно в скит для духовного окормления молодых насельников.

http://pravenc.ru/text/64346.html

Георгий, затворник Задонский. Передаю вам слово души моей Георгий, затворник Задонский. Передаю вам слово души моей: Сб. писем/Сост. Е.А. Смирновой. — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2008.— 672 с.: ил. — (Письма о духовной жизни). Письмами затворника Задонского монастыря Георгия Машурина (1789–1836) вот уже более ста пятидесяти лет зачитываются все русские боголюбцы. Вышло уже много их переизданий, однако спрос на них только возрастает. Святители Игнатий (Брянчанинов), Филарет (Дроздов), Феофан (Говоров), Филарет (Амфитеатров) очень любили этого подвижника и всегда рекомендовали своей пастве обращаться к его письмам для духовного возрастания. Данный сборник включает в себя не только полюбившиеся письма, но и те, которые современному читателю еще не известны. Они были совсем недавно найдены в архивах или в малодоступной периодике XIX века и приоткрывают новые факты из жизни и духовных подвигов Георгия Затворника. Приводим отрывок из книги. N. N . При воспоминании моем, в славу Божию, достопамятного повествования, которое сообщено было сердцу моему очень близко в самом конце 18-й сотни лет от Рождества Христова, ныне убедился я мыслью передать оное, сколько могу припомнить, вашему сердцу, благоговеющему к истине. Ставши на точке истины, не мечтательное и умственное, но историческое сказание вам представляю. Я вижу священную чету, одаренную красотою, благоухающую благотворениями, увенчанную добродетелями и взаимно приветствующуюся спасительным словом, льющимся от благодатных источников чистейшей любви; и при ней играет дочь-младенец, как расцветающая роза. Пленяюсь в удивление Промыслу Божию и простираюсь далее. Сказал я вам о юных супругах и об их маленькой дочери (о моей сестре Надежде), которая была первым от Всевышнего благословением их супружества. Потом, при часто совершаемых молитвах, благоугождающая Господу мать еще удостоивается небесного благословения в особенном посещении. Когда все покоилось в мирной тишине, в самую глухую ночь, когда она почивала на ложе своем, вдруг озарился весь ее покой светом. Отворилась дверь; свет приумножился; явился священник, бывший ее духовник и уже три года опочивающий во гробе, и принес на руках своих святую икону, на коей три венца пресветлейшие. С сим-то образом Божий посланник, тихо приблизившись к одру спавшей, благословил духовную дочь свою, стоявшую в радостном трепете и объятую святым страхом, и возвестил ей вожделенные слова сии: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Бог даст тебе сына Георгия. Се тебе и образ святого Великомученика и Победоносца Георгия».

http://pravoslavie.ru/6130.html

В труде архимандрита Никодима «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв.» [ 1341] повествуется о многих подвижниках из числа русских архиереев, монахов и мирян. Не о каждом из них собрано у нас достаточно достоверного материала, чтобы можно было проверить надежность сообщаемых здесь сведений. О многих достойных аскетах до нас дошли лишь неточные, часто противоречащие друг другу рассказы и воспоминания или вообще только такие известия, которые не дают возможности составить правильное представление об этих подвижниках. Поэтому в нашем обзоре мы, с одной стороны, вынуждены ограничиться лишь особенно известными подвижниками, а с другой — в некоторых случаях, при отсутствии подробных биографических сведений, довольствоваться лишь кратким упоминанием имени. Особенной известностью пользуется имя Георгия Машурина, аскета и затворника, который по христианскому смирению и чувству своего недостоинства состоять в «равноангельском чине» монаха всю свою жизнь оставался послушником. Машурин (1789–1836) был дворянин и офицер гусарского полка. В нашей книге мы не раз говорили о том, что в XVIII–XIX вв. многие меняли нарядный офицерский мундир на монашескую рясу, что люди, которые могли сделать блестящую карьеру, предпочитали стать Христовыми воинами, и Машурин был из числа этих ратников. В 1818 г. он вышел в отставку и поступил послушником в Задонский монастырь, в котором раньше подвизался св. Тихон. Через год он затворился в маленькой келье, которая отапливалась лишь зимой, в особенно сильные морозы. Под своей кельей Георгий вырыл яму, подобную пещере, и днем коленопреклоненно молился в этой пещере, ночи он проводил за чтением Священного Писания или аскетических творений, пищу вкушал не каждый день. Подвиг этот продолжался около пяти лет, потом он оставил свою пещеру и затворился в келье. Георгий был весьма почитаем в народе, многие приходили к нему за советом как к старцу. Но он крайне редко впускал посетителей в свою келью. Со многими верующими он вел переписку, давая им советы о жизни в миру. Эти письма еще до 1870 г. выдержали 5 изданий, они читались не меньше, чем письма старца Амвросия Оптинского или епископа Феофана Говорова, и особенно в кругу мирских людей. Георгий Машурин являл собой редкий пример подвижника, который формально не был монахом, но в жизни своей был больше монахом, чем многие из тех, кто принял постриг. Его затворничество продолжалось 17 лет .

http://sedmitza.ru/lib/text/436699/

       А вот слова ученика старца, подвижника благочестия, Ивана Ивановича Троицкого: «Очень рад и благодарю Господа, что вы полюбили читать письма Георгия Затворника Задонского. Драгоценно это руководство, утешительно, премудро, светло, многоопытно и любвеобильно, — оно, как говаривал батюшка Адриан, приводит к чтению «Добротолюбия», и чрез письма Затворника и «Добротолюбие» понятнее, я разумею, славянское. В письмах этих найдёте удовлетворительные решения всех ваших задушевных вопросов» (1882 г.).        Он же говорит: «С истиною, учением и советами, преподанными Георгием Затворником и другими св. Отцами, дружитесь крепко умом и сердцем,… и свет в душе умножится». «Предайтеся искренно и всецело Господу и Его святым евангельским заповедям; Георгия Затворника держитеся крепче, и вернее будет».        Все вышеуказанные подвижники воспринимали Георгия Задонского как одного из святых отцов. Однако надеяться на канонизацию подобных Затворнику Георгию угодников Божиих реалии того времени отучили. Достаточно вспомнить затянувшиеся канонизации святителя Тихона Задонского или преподобного Серафима Саровского. Поэтому народ в то время называл праведников святыми за их жизнь и славу, не ожидая их официального прославления.        А почитание среди всех сословий Георгий Затворник имел большое вплоть до 1917 года, когда только приход новой власти не дал завершить его всецерковную канонизацию. Известный историк профессор П.В. Знаменский (1856-1917) писал: «В Задонском монастыре пользовался таким же почитанием, как старец Серафим Саровский, прозорливый Затворник Георгий из дворян Машуриных». Напомним, что старец Серафим и Георгий Затворник имели между собой духовное общение, знали друг о друге, о чём свидетельствует яркий рассказ самого Затворника. Издавать же письма и житие Затворника первой начала, как уже упоминалось, колыбель русского старчества — Оптина пустынь под руководством старца Макария (Иванова).      Великий классик русской литературы, Н.В.Гоголь, имея дружбу с бывшим келейником Затворника Георгия оптинским монахом Порфирием (Григоровым), писал ему: «Много благодарю вас… за книгу Затворника. Как она пришлась мне кстати в наступивший Великий пост!» Писатель даже делал выписки из книги писем Затворника.

http://pravoslavie.ru/68032.html

Старцу Адриану вторит его ученик, известный подвижник благочестия второй половины XIX века Иван Иванович Троицкий. В письмах к желавшим его совета христианам видно его восторженное преклонение перед святостью Георгия Задонского: «Очень рад и благодарю Господа, что вы полюбили читать письма Георгия, Затворника Задонского. Драгоценно это руководство, утешительно, премудро, светло, многоопытно и любвеобильно – оно, как говаривал батюшка Адриан, приводит к чтению “Добротолюбия”, и чрез письма Затворника и “Добротолюбие” понятнее – я разумею славянское. В письмах этих найдете удовлетворительные решения всех ваших задушевных вопросов» (1882). Для него тоже Георгий – один из святых отцов: «С истиною, учением и советами, преподанными Георгием Затворником и другими святыми отцами, дружитесь крепко умом и сердцем… и свет в душе умножится»; «Предайтеся искренно и всецело Господу и Его святым евангельским заповедям; Георгия Затворника держитеся крепче, и вернее будет». Почитали и имели духовное общение с Затворником, посещали его святители Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский; Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский. Как порой удивительным образом и промыслительно переплетаются судьбы людей, подчас даже ничего общего между собой не имеющих. Люди могут жить под одной крышей, есть за одним столом, но как же различен бывает их жизненный выбор, нередко до взаимного отчуждения. Георгий Алексеевич был дворянином из рода Машуриных. Послужил царю и Отечеству в офицерском звании, участвуя в военных походах и сражениях. Тем удивительнее его дальнейший жизненный путь, отличный от пути большинства офицеров его времени. Он и на военной службе всегда обращал на себя внимание, будучи скромен и неприхотлив; он никогда не участвовал в развлечениях своих сослуживцев, чуждаясь их нередко порочных увлечений и понятий. Отставной поручик принял на себя исключительный подвиг затворничества, в котором достиг духовных высот необычайных. И ведь мало еще уйти в монастырь, что для многих боевых товарищей Георгия было, скорее всего, непонятно и даже неприемлемо. Отставной поручик принял на себя исключительный подвиг затворничества, в котором достиг духовных высот необычайных, придя в меру мужа совершенна.

http://pravoslavie.ru/71269.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010