С сер. XIV в. латиняне Кипра, как и греки, почитали местных святых ап. Варнаву, прп. Илариона Великого, свт. Епифания Кипрского. В нач. XV в. папа Римский по просьбе кор. Януса Лузиньяна (1398-1432) одобрил службу в честь прп. Илариона Великого, созданную по зап. образцу, но с некоторым влиянием кипрской традиции. Церковь Пресв. Богородицы Хрисалиниотиссы в Никосии. 1450 г., XVI в., 1735–1740 гг. Церковь Пресв. Богородицы Хрисалиниотиссы в Никосии. 1450 г., XVI в., 1735–1740 гг. Положение КПЦ улучшилось при кор. Иоанне II Лузиньяне (1432-1458), женой к-рого была Елена Палеологина, дочь морейского деспота Феодора II Палеолога. Елена покровительствовала КПЦ, при ней фактически была аннулирована «Кипрская булла». Она основывала мон-ри и храмы, в т. ч. ц. Пресв. Богородицы Хрисалиниотиссы и Манганский мон-рь вмч. Георгия Победоносца в Никосии, где нашли приют мн. монахи, бежавшие в 1453 г. из К-поля после его захвата турками. За открытую поддержку КПЦ Елена Палеологина приобрела врагов среди католич. священнослужителей. Одним из ее ярых противников был папский легат доминиканец Андреа де Пера, который был готов силой принуждать греческих епископов быть лояльными Римскому престолу и выполнять решения Ферраро-Флорентийского Собора. Другим ее оппонентом был представитель аристократического кипрского рода франк. происхождения Галесий де Монтолиф - папский кандидат на место лат. архиеп. Никосии. Елена сделала все возможное, чтобы не допустить его избрания, а затем вынудила его покинуть королевство (1447). В XV в. греч. епископы жили в городах, а не в сельской местности, как это было установлено в XIII в. Более того, им удавалось привлекать на свои службы немалую часть латинян. В 1459 г. лат. Лимасольский еп. Петр де Манатиис оставил свою кафедру в знак протеста, что из-под его духовной юрисдикции был выведен ряд прерогатив в пользу греч. епископа этого диоцеза; из-за переезда католич. священников из Лимасола в Никосию лат. кафедральный собор города был фактически заброшен и постепенно разрушался.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 На Кипре противники диалога между православными и католиками устроили акцию протеста 19.10.2009 Кипрская Православная Церковь не поощряет попытки прервать диалог между Православием и римо-католичеством , заявил в воскресенье, 18 октября, Архиепископ Новой Иустинианы и всего Кипра Хризостом. Православно-католический диалог открылся на Кипре 16 октября с участием представителей Ватикана и Поместных Православных Церквей. Московский Патриархат представляет председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион. Некоторые православные верующие на Кипре выступили против данного мероприятия, сообщает РИА " Новости " . " Кипрская Церковь прочно привержена православной вере, но без колебаний участвует с другими Православными Церквями в диалоге с Римско-католической Церковью " , - заявил Предстоятель Кипрской Церкви, которого цитирует Афинское агентство новостей. Тем не менее, воскресенье была отменена совместная молитва представителей Православных Церквей и католичества, которая должна была состояться в православной церкви святого Георгия в Пафосе, где проходит конгресс. Поводом для этого послужил пикет православных верующих и монахов монастыря Ставровуни, которые заявляют, что совместная молитва православных и католиков недопустима, а богословский диалог между двумя ветвями Христианства якобы имеет целью подчинение Православия Ватикану. Глава Кипрской Церкви в резкой форме осудил данный протест. " Это эгоизм, сатанинский эгоизм, когда кто-либо, клирик или мирянин, ставит свое мнение выше мнения и решений Поместных Церквей всего Православного мира... Этим людям надлежит пробудиться. Они должны спуститься с небес на землю и обрести должное смирение " , - сказал Архиепископ Хризостом, выступая с обращением к участникам богословского диалога. В свою очередь митрополит Пафоса Георгий подчеркнул, что цель диалога - найти то основание веры, которое принимали православные и католики до разделения Церквей. " Существуют разногласия, очень серьезные разногласия, и тысяча лет разделения увеличила наши разногласия " , - признал владыка. " Но нынешние времена требуют примирения, несмотря на то, что пришлось претерпеть Церквям от ненависти и взаимной вражды. Мы сейчас понимаем, что должны сотрудничать " , - заключил иерарх. Заседания форума продлятся до 23 октября. Седмица.Ru Редакция текста от: 19.10.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7321.html

Спаси Господи. Ольга 21 октября 2009, 18:40 Рассуждать и осуждать - не одно и то же. Разве человек, будучи членом Церкви и отнюдь не ощущая себя " выше " ее, не может быть неравнодушным к тем или иным явлениям? Разве только глава семьи может любить и гневаться, жалеть и опасаться, например, за сына-наркомана? А мать, а братья-сестры? разве не могут они беспокоиться за брата, пусть даже и попусту, даже если он не наркоман, а, например, друзья у него такие? это что, гордыня и осуждение со стороны матери и братьев или все-таки любовь и страх за родного человека? А как же история с Иваном Третьим и митрополитом Исидором, подписавшим Флорентийскую унию? В общем, ничего простого и ясного тут нет. Автор оседлал одну верную мысль, но унесся куда-то далеко, а вопросов сколько было, столько и осталось. просто читатель 21 октября 2009, 16:44 Вот иллюстрация в продолжение моей реплики и просьбы к автору развить тему... Предстоятель Кипрской Церкви назвал антиэкуменистов " душевнобольными " Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II осудил участников анти-экуменической акции протеста, прошедшей в недавно на острове, сообщает Благовест-инфо. Напомним, что в настоящее время на Кипре идет заседание Смешанной международной комиссии по диалогу между Католической и Православной церквами. Противники экуменического диалога проводят акцию протеста у здания, где заседают представители большинства поместных Православных Церквей и Ватикана. Напротив здания находится небольшой православный храм св. Георгия. В минувшее воскресенье протестующие увидели, как в храм входит католический священник – он должен был совершить в церкви венчание по католическому обряду, на что получил разрешение православного епископата. Протестующие называли священника еретиком и не дали ему начать службу – в результате он был вынужден уйти, отменив венчание. Реакция архиепископа Хризостома была жесткой. " Церковь – не прибежище для душевнобольных. Если кто-то – мирянин или клирик – ставит свое мнение выше мнения синодов и всей Православной Церкви, то это – сатанинская гордыня " , – заявил иерарх. При этом архиепископ Хризостом заявил, что находившиеся среди них священники могут быть запрещены в служении " с потерей зарплаты " , а монахи " несколько недель " не будут допускаться к Причастию. " Если им это не нравится, пусть снимут рясы и уходят из Церкви, или создадут свою собственную, – сказал предстоятель Кипрской Православной Церкви. – Я буду очень строг " .

http://pravoslavie.ru/32331.html

Обратимся теперь к следующему периоду споров среди византийцев об исхождении Святого Духа, который начался после подписания (по политическим соображениям) под давлением императора Михаила Палеолога (1261–1282 гг.) Византийской Церковью Лионской унии в 1274 г. Обстоятельства этого события хорошо известны 1318 , и мы не будем здесь на них останавливаться. Серьезные богословские споры, связанные с подписанием, а потом отвержением Лионской унии, начались в Византии уже при новом императоре Андронике II Палеологе (1282–1328 гг.) и новом патриархе Григории Кипрском , осудившем на соборе 1283 г. смещенного пролатинского патриарха Uoahha XI Векка (1275–1282 гг.), который из некогда противника унии перешел в ряды ее ярых защитников 1319 . Остроту событиям придает то, что Векк ссылался в своем изменившемся отношении к Filioque на сочинения Никифора Влеммида, которые его убедили, что при известной икономии (т. е. если не держаться буквы) можно вполне счесть латинское «и от Сына» близким по смыслу православному «через Сына». Иную точку зрения высказал патриарх Григорий Кипрский (1283–1289 гг.). Григорий Кипрский , как считает сегодня большинство ученых 1320 , тоже находился под влиянием Влеммида, по многим пунктам повторял его учение, хотя поначалу и избегал некоторых его выражений, которые могли смутить тех византийцев, которые стояли на жестких антилатинских позициях. Последние составляли еще одну партию, в которой наиболее заметной фигурой в ходе полемики был митрополит Ефесский Иоанн Хила. Предваряя публикацию отрывков из сочинений, отражающих спор между этими сторонами, скажем кратко о его истории и богословском содержании, но прежде об одном из главных богословов этого периода – Григории Кипрском . Григорий родился в 1241/1242 г. на занятом латинянами Кипре. Получив начальное образование на Кипре, Григорий долгое время скитался, пытаясь найти достойного учителя, и наконец обрел его в Константинополе в лице Георгия Акрополита, ученика Никифора Влеммида. Под началом Акрополита он получал широкое гуманитарное образование в течение семи лет (1267–1274 гг.). После этого он изучал богословие и вскоре сам стал преподавателем в патриаршей школе и ряде других учебных заведений, где занимался толкованием посланий ап. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

В качестве святоотеческих чтений на утрене В. с. используются те же слова святителей Григория Антиохийского (Студийско-Алексиевский Типикон, Типикон прп. Георгия Мтацминдели, Евергетидский Типикон (слово читается не на утрене, а на «паннихис»)) и Епифания Кипрского (Типикон прп. Георгия Мтацминдели, Мессинский Типикон (составитель замечает, что существуют также слова свт. Григория Антиохийского и имп. Льва Мудрого), Евергетидский Типикон), что указаны в Святогробском Типиконе 1122 г. По-разному решен в студийских Типиконах вопрос с прокимнами в В. с. на вечерне. В Типиконе Великой ц., откуда в студийских текстах полностью заимствован корпус библейских чтений на этой службе, перед 1-й паремией пели прокимен из Пс 65, после 3-й - из Пс 26, перед литургийным Апостолом прокимна не было, аллилуиарий заменялся Пс 81. В то время как эта замена указана во всех источниках (так же, как и прокимен после 3-й паремии, исчезающий лишь в Евергетидском Типиконе), Апостол оставлен без прокимна только в южноитал. памятниках, остальные используют перед Апостолом прокимен из Пс 65. В связи с перемещением этого прокимна в неитал. памятниках перед паремиями прокимна нет (Студийско-Алексиевский Типикон) или используется обычный прокимен вечера субботы (из Пс 92), как в иерусалимской практике (Типикон прп. Георгия Мтацминдели, Евергетидский Типикон). Помимо прокимна из Пс 92 на вечерне в Типиконе прп. Георгия Мтацминдели палестинское влияние (видимо, через груз. богослужебную практику, к-рая до X в. зависела от иерусалимской) заметно и в использовании на утрене вместо аллилуиариев особых припевов к непорочным: «Непорочны поем по нашему [т. е. как в Грузии.- Ред.], со стихами», и в пении на «Господи, воззвах» на вечерне воскресного догматика (и, вероятно, воскресных же стихир; среди др. студийских памятников использование воскресных стихир на этой вечерне встречается только в Триоди XII в. (Crypt. Δ. β. I), возможно, савваитского происхождения - см.: Bertoni è re. P. 183). Существуют и др. особенности этого Типикона: вместо кондака В. с. по 6-й песни канона поется кондак (воскресный тропарь 2-го гласа) «Егда снизшел еси»; упомянуты часы (читаются по кельям); описаны действия священника во время «Господи, воззвах» (облачение в черное) и во время паремий (совершение протесиса по 6-й) на вечерне ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 289-291).

http://pravenc.ru/text/Великая ...

Во время Литургии прихожане заметили истекающую из иконы этого святого густую благоухающую жидкость, о чем был извещен епархиальный архиерей — митрополит Исаия Тамасосский и Оринийский. 7 мая. ПРАВМИР. В церкви великомученика Георгия Победоносца в сельской общине Камбия-Фармакас на Кипре 6 мая замироточила икона святого покровителя храма, сообщает Седмица.ru . Во время Литургии прихожане заметили истекающую из иконы этого святого густую благоухающую жидкость, о чем был извещен епархиальный архиерей — митрополит Исаия Тамасосский и Оринийский. Иерарх немедленно прибыл в храм вместе с приглашенными экспертами, которые удостоверили отсутствие естественных причин для мироточения. В связи с происшедшим митрополит Исаия изменил рабочий график, чтобы 7 мая совершить в этом храме Божественную литургию, передает агентство «Ромфея». Икона великомученика Георгия была создана в XV в. и отреставрирована 12 лет назад. Прихожане отметили еще одно необычное явление: икона стала намного тяжелее. Чтобы поднять ее во время крестного хода понадобилось 6 мужчин, чего раньше никогда не случалось. Интересно, что мироточение произошло в день памяти св. Георгия, но по юлианскому календарю, тогда как Кипрская Церковь придерживается нового стиля. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 января, 2022 23 декабря, 2021 16 февраля, 2024 15 февраля, 2023 16 июля, 2022 3 июня, 2022 31 мая, 2022 22 мая, 2022 30 апреля, 2022 30 января, 2022 23 декабря, 2021 16 февраля, 2024 15 февраля, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-kiprskom-xrame-zamir...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛЬЦЕР [нем. Gelzer] Генрих, нем. историк Церкви, византинист (1.07.1847, Берлин - 11.07.1906, Йена). Сын швейцар. историка И. Г. Гельцера (1813-1889). Учился в ун-тах Базеля (1862-1866) и Гёттингена (1867-1868) у Я. К. Буркхардта и археолога Э. Курциуса. С 1869 г. преподавал в базельской гимназии. В 1871 г. совершил вместе с Курциусом поездку в М. Азию. С 1873 г. экстраординарный профессор в Гейдельберге; в 1878 г. приглашен на кафедру классической филологии и древней истории в Йенский ун-т. С 80-х гг. XIX в. Г. стал заниматься византиноведением и историей христ. Востока. Этим темам посвящены его главные труды: монография о первом христ. хронисте Юлии Африкане (III в.) и о его влиянии на визант. хронографическую традицию; издания географического трактата Георгия Кипрского (нач. VII в.) и Жития свт. Иоанна V Милостивого, патриарха Александрийского, написанного Леонтием из Неаполя Кипрского (VII в.). Исследования Г. положили начало растянувшейся на мн. десятилетия работе по изданию и классификации списков епископских кафедр правосл. Патриархатов (т. н. Notitiae episcopatuum). Большое значение имеют его труды по греч. и визант. эпиграфике. В 1899 г. вышла работа Г., посвященная становлению в Византии военно-адм. структуры фем. Путешествия на Балканы, в Грецию и в М. Азию (1899-1903) позволили Г. собрать богатый материал по исторической географии Византии, а также установить контакты с правосл. богословами и иерархами (в это время он начал работу над докторской диссертацией по теологии в ун-те Гисена). Впечатления от поездки Г. выразил в популярных очерках «Духовное и мирское с турко-греческого Востока» (1900) и «Со Святой горы и из Македонии» (1904). Нереализованными остались его планы по созданию обобщающей истории Византии. С 1892 г. Г. был сотрудником ж. «Byzantinische Zeitschrift». Разносторонние интересы и фундаментальное классическое образование в сочетании с неутомимой творческой активностью снискали ему славу универсального специалиста по истории Византии.

http://pravenc.ru/text/161986.html

Особое внимание византийская публицистическая литература уделяла полемике с павликианами. Основные полемические антипавликианские сочинения возникли уже во второй половине 9 в., они содержат и сведения, относящиеся к более раннему времени. Наиболее полным и древнейшим среди них является «Полезная история» Петра Сицилийского, написанная послом византийского правительства в павликианскую столицу Тефрику примерно в 869–871 гг. Петр рассказывает о возникновении ереси павликиан, начиная с первой половины 7 в., и связывает распространение этой ереси с традициями манихейства в Армении 106 . Кроме того, ранней истории павликиан посвящено краткое сочинение, приписываемое Петру Игумену, которое легло в основу версии о происхождении павликианства в хронике Георгия Монаха. После эфесского митрополита Николая Месарита (ум. ок. 1220), деятельность которого началась еще до 1204 г., крупнейшим византийским публицистом 13 в. был Никифор Влеммид (1197–1272), наставник никейского императора Феодора II Ласкариса (1254–1258) и основатель монастыря близ Эфеса. Влеммиду принадлежат многочисленные письма и богословские сочинения. Дошла также автобиография младшего современника Влеммида, Григория Кипрского , занимавшего патриарший престол в 1283–1289 гг. На рубеже 13–14 вв. активно писали видные политические деятели Никифор Хумн (ок. 1250/1255–1327), ученик Григория Кипрского , и великий логофет Феодор Метохит (1270–1332), первоначально – единомышленники, затем – защитники интересов разных аристократических группировок, остро полемизировавшие друг с другом по проблемам астрономии и стилистики, которые скрывали от непосвященных политический смысл полемики. Канонист и моралист 14 в. Алексий Макремволит критикует современные ему социальные порядки в «Диалоге богатых и бедных». Острую полемику вызвало движение зилотов в Фессалонике. Зилотская публицистика до нас не дошла, но сохранились антизилотские сочинения – в том числе написанные виднейшими риторами того времени Димитрием Кидонисом (ок. 1323/26–1397/1398) и Григорием Паламой (1296–1359) (обвинительная речь Николая Кавасилы , долго считавшаяся основным источником по истории зилотского движения, относится, по всей вероятности, к иным событиям) 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, он не терял надежды найти себе союзников в этой борьбе, а поэтому обращается к своей последней надежде среди греческого епископата – Аркадию, архиепископу Кипрскому 1486 . Это был влиятельный в свое время архиерей, поддерживающий тесные связи с главными кафедрами христианского мира – Константинопольской, Римской, Александрийской и прочими. О событиях, связанных с этим обращением св. Софрония, повествуется в сирийской биографии преп. Максима. Она написана неким Георгием Решайнским – бывшим учеником св. Софрония, принявшим сторону монофелитства. По сути своей данная биография представляет собою памфлет, направленный против преп. Максима, а поэтому содержит много искаженных или выдуманных фактов, посредством которых автор пытается выставить преподобного отца в самом невыгодном свете 1487 . Несмотря на это, некоторые контуры реальных событий можно уловить и в этом кривом зеркале. Здесь говорится 1488 , что преп. Максим, будучи главным инициатором догматических споров, убедил св. Софрония направить послание к Аркадию Кипрскому с просьбой созвать на Кипре собор 1489 . Кипрский архиерей сразу же откликнулся и послал приглашения папе Римскому и двум патриархам – столичному и Александрийскому. Кир Александрийский прибыл на собор с пятью епископами, Гонорий послал диакона Гайя, а Сергий Константинопольский – архидиакона Петра. Когда они приплыли на Кипр, Аркадий пригласил св. Софрония. По словам Георгия, преп. Максим отказался плыть на Кипр, а поэтому Иерусалимского предстоятеля сопровождали «я, Георгий, двое моих учеников и еще восемь других епископов, находящихся под [канонической] юрисдикцией Софрония». Всего на соборе присутствовало 46 человек. Начавшиеся прения по спорному догматическому вопросу привели к расколу: одни участники поддерживали «учение Максима», другие отрицали его. Вследствие чего решено было направить делегацию к императору Ираклию, в которую вошли Георгий, архидиакон Аркадия, Лев, диакон Кира Александрийского, и Илия, нотарий св. Софрония. Ожидать ответа от императора участники собора не стали и разъехались по домам. Впрочем, этот ответ, как и следовало ожидать, был не в пользу св. Софрония и его православных сторонников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Монастыри Кипрской Православной Церкви Ставропигиальные монастыри Мужской монастырь в честь Киккской иконы Божией Матери Настоятель: митрополит Киккский Никифор Тел.: 22942435 Сайт: www.imkykkou.com.cy Мужской монастырь в честь иконы Божией Матери «Махэра» Настоятель: хорепископ Лидрский Епифаний Тел.: 22359334 Монастырю принадлежат также три скита: св. Иоанна Предтечи, св. Иосифа Мнистора и свв. Харлампия и Христодула. Мужской монастырь в честь преподобного Неофита Затворника Настоятель: хорепископ Хитронский Леонтий Тел.: 26652481 Сайт: www.stneophytos.org.cy E-mail: info@stneophytos.org.cy Мужской монастырь в честь святого апостола Варнавы Настоятель: архимандрит Гавриил Тел.: 22590495 Обители Архиепископии (округа Никосии) Мужской монастырь в честь святого апостола Андрея Женский монастырь в честь архангела Михаила Настоятельница: монахиня Мариам. Тел.: 22542355 Женский монастырь в честь Пресвятой Богородицы Местоположение: епархия Никосии Настоятельница: монахиня Евфимия Тел.: 22542991 Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Трикуккиотисса» Местоположение: епархия Никосии Настоятельница: монахиня Христонимфи Тел.: 25462747 Пафская епархия Мужской монастырь в честь иконы Божией Матери «Троодитисса» Настоятель: игумен Афанасий. Братии около десяти человек. Тел.: 25991014 Мужской монастырь в честь иконы Божией Матери «Хрисорроэтисса» Один насельник. Настоятель: игумен Дионисий. Тел.: 26722455 Мужской монастырь в честь Креста Господня Один насельник – эконом Варнава. Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Саламиотисса» Настоятельница: монахиня Агафия Тел.: 26442391 Китийская епархия Мужской монастырь Ставровуни Настоятель: архимандрит Афанасий. Братии около двадцати человек. Тел.: 22533630 Мужской монастырь в честь св. Георгия «Мавровуни» Настоятель: архимандрит Симеон. Тел.: 24649400 Женский монастырь в честь святых Рафаила и Марины Настоятельница: монахиня Марина. Пять насельниц. Тел.: 24999044 Лимассольская епархия Мужской монастырь в честь св. Иоанна Предтечи «Между рек» Настоятель: архимандрит Паисий. Тел.: 25991444 E-mail: ieramoni.mesapotamou@cytanet.com

http://pravoslavie.ru/41624.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010