Это было тем более необходимо, что с течением времени Векк отказался от своего отречения от патриаршества, обосновывая его физическим принуждением 455 . На удивление, их желания с Векком совпали – бывший патриарх, сосланный в город Прусу и доведенный пренебрежительным отношением к себе до отчаяния, также требовал публичного разбора своих трактатов. Естественно, он хотел доказать, что его богословская точка зрения не противоречит учению Отцов Церкви. Доложили царю – и тот дал поручение организовать Собор, пригласив на него архиереев, клириков, сенаторов и богословов. При обсуждении страсти закипели, и, отчаявшись, Иоанн Векк сам отказался от собственных сочинений, заявив, что хотя считает свое мнение верным, но ради церковного мира готов признать его ошибочным. Кроме того, добавил бывший патриарх, он всецело вверяет себя водительству Церкви – лучше быть со всеми осужденным, чем в одиночку искать спасения. Но через силу отказаться от своих сочинений не означало простить Георгия Кипрского, который очень донимал Векка; и бывший патриарх решил нанести врагу смертельный удар. Векк обратился непосредственно к царю и заявил, что мир и тишина никогда не водворятся в Церкви, пока Георгий занимает патриарший престол. Воцарилась тягостная тишина, но Андроник II поддержал своего выдвиженца, а Векка с единомышленниками сослал в крепость св. Георгия в Вифинию 456 . Влахернский Собор уникальное явление в истории Церкви. На нем впервые соборно была изучена латинская формула Символа Веры с Filioque – в пику Лионскому Собору 1274 г., на котором, как раз также впервые, Filioque было введено в разряд догматов. «Damnamus et reprobamus omnes qui negare praesumpseritant aeternaliter Spiritum Sanctum ex Patre et Filio procedure " («Проклинаем и осуждаем всех, кто осмелится отрицать, что Дух Святой исходит от Отца и Сына») 457 . «Томос», написанный лично Георгием Кипрским, по праву занимает почетное место в церковном Предании. Позднее многие богословы вполне обоснованно считали «Томос» равноценным по авторитету и значимости оросам Вселенских Соборов. Великое достижение Георгия Кипрского не только в тонком богословском разрешении сложнейшего вопроса, но и в том, что в его учении латинское понимание Троицы может быть передано в терминах, приемлемых для восточной святоотеческой традиции. Константинопольскому патриарху удалось доказать, что в определенном смысле Восток и Запад могли бы найти согласительную и приемлемую для обеих сторон формулу об исхождении Святого Духа от Сына («ex Folio»). Он открыл великолепную, увы, не использованную возможность для примирения двух Вселенских кафедр 458 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Софроний, патр. Иерусалимский (634–638 гг.; дата кончины точно неизвестна: от 638 до 644 г.; пам. 11 марта). До принятия монашества свт. Софроний подвизался под руководством прп. Иоанна Мосха , вместе с которым составил знаменитый «Луг Духовный». От своего наставника принял монашеский постриг. В 630 г. занял место, пустовавшее после кончины патр. Модеста. В конце жизни, чтобы избежать ненужного кровопролития, вынужден был вести переговоры о сдаче Иерусалима арабам (см. ниже). Свт. Софронием был пересмотрен устав Лавры прп. Саввы Освященного. Ему приписывается авторство «Жития прп. Марии Египетской». Им было также составлено большое количество тропарей, стихир и трипеснцев. 19.1  Сарацины – См. прим. к «Житию прп. Георгия Кипрского иже в Хозиве», на слова «Сарацины» (32). 19.1  …вошли во святой град… Иерусалим – В 638 г. правление Иракл ия, которому удалось возвратить Византии ее прежние границы и вернуть в Иерусалим Святой Крест, окончилось настоящей катастрофой – нашествием арабов, объединившихся под новым знаменем ислама ; в 638 г. арабы подошли к Иерусалиму. Свт. Софроний Иерусалимский во избежание новой резни сам вел переговоры с Халифом Омаром о сдаче города. По заключенному ими договору христианам оставлялись их храмы, за которые они обязаны были платить налог. Запрещалось воздвигать новые храмы, звонить в колокола и пр. На месте храма Соломона мусульманами была воздвигнута мечеть Омара, существующая и по сей день. 19.2  злоименного для молитвы, называемого «мечеть» – Видимо, речь идет о строительстве мечети Омара. 19.5  …Святое Воскресение ( νστασις) – Базилика, сооруженная Константином Великим на месте воскресения Господня. Разрушена персами в 614 г. См. прим. к «Житию прп. Георгия Кипрского иже в Хозиве» на слова: «…После нашествия персов…» (35). 19.7 ….восприялревность Финееса -Финеес – сын Елеазара, сына Аарона священника, пронзивший мечом израильтянина, приведшего, вопреки повелению Господню, жену мадианитянку (см. Числ 26:6–13 ). Господь отвращает свой гнев «за то, что он [Финеес] показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых» ( Числ 25:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак прежде всего епископ козильский посвятил Георгия кипрского в инока и диакона в церкви одного монастыря (Предтечи), в которой прежде не совершалось службы и которая следовательно не была в руках приверженцев унии. Потом тот же епископ рукоположил одного монаха, относившегося к унии совершенно безразлично, в митрополита Ираклии фракийской, за которым издавна признавалось право посвящать константинопольских патриархов, с тою целью, чтобы новопосвященный митрополит в свою очередь рукоположил Георгия кипрского в сан константинопольского патриарха. Наконец после всех этих приготовлений и предосторожностей все трое, то есть, митрополит ираклийский, епископы козильский и деврский 11 Апреля 1283 года в церкви св. Софии рукоположили нового патриарха, также с соблюдением больших предосторожностей. Предварительно освящен был престол и совершенно удален из храма весь клир этой Церкви. После посвящения еще в нескольких фактах выразилась заботливость ревнителей православия об искоренении из церкви вторгшегося в нее латинства. Несколько дней после посвящения патриарха клир Церкви св. Софии все еще не смел присутствовать при Богослужении; наконец в среду на страстной неделе положено было произнести над ним разрешение. Клир пал на землю и просил прощения. Ему позволено было присутствовать при богослужении, но ни в этот, ни в следующий день он не был допущен до Евхаристии; вместо Евхаристии в следующий день он получил от патриарха по кусочку простого неосвещенного хлеба 220 . Только теперь, после всех описанных событий, то есть, после того, как низвержен был Векк и скончался не деятельный Иосиф, когда избран был новый патриарх, который имел возможность сам непосредственно принимать во всем участие и своим авторитетом освящать разного рода крутые меры, только тогда открылась для господствующей партии возможность без всякой помехи и без упрека в самоволии энергически приняться за окончательное очищение церкви от латинских заблуждений, приступить к низвержению всех епископов и клириков, принимавших какое-либо участие в унии, не обращая внимания на их раскаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

СПб. 1992. 1–19. 288 Неточность, которую осознал позднее сам автор, но так и не успел разъяснить печатно. Первым решил предложить латинянам приемлемое для православных толкование filoque учитель св. Григория Кипрского иеромонах Никифор Влеммид (1197–1272). Это очень значительная фигура в интеллектуальной жизни Византии, которой посвящено много исследований и публикаций. Но до сих пор было очень мало исследований его богословской деятельности (о чем сожалел о. Иоанн Мейендорф). Самым основательным пока остается: В. И. Барвинок. Никифор Влеммид и его сочинения. Киев 1911 (ср.: рец.: M. Jugie. Bulletin de litterature byzantine: Nicephore Blemmydes et ses ecrits//Echos d’Orient. 1914. 17. 153–156). Но ценность богословского анализа, предложенного Барвинком, в значительной мере уничтожается его собственной богословской позицией: он не видит существенных различий между Влеммидом и Григорием Кипрским, но считает обоих повинных в недопустимом компромиссе с латинянами (такова же была точка зрения исследователя триадологии Григория Кипрского И. В. Троицкого, в форватере которого было выполнено исследование Барвинка в его богословской части; однако, Троицкий, будучи близким другом Болотова, не видел в таком компромиссе с латинством большой беды). Фактически, Барвинок, как и Троицкий, принимал за православную точку зрения учение противников Григория Кипрского — Иоанна Хилы, Георгия Мосхамбара и Георгия Метохита — и должен был бы согласиться с Акиндином против св. Григория Паламы. Для осмысления богословия Влеммида в его историческом контексте очень важны недавние публикации о. Джозефа Мунитиса: Nicephori Blemmydae Autobiographia sive Curriculum Vitae necnon Epistula Universalior/J. A. Munitiz. (Corpus Christianorum. Ser. graeca, 13). Turnhout–Louvain 1984; Nicephoros Blemmydes: A Partial Account. Introduction, translation and notes/J. A. Munitiz. (Spicilegium Sacrum Lovaniense, 48) Leuven 1988; J. A. Munitiz. Blemmydes’ Encomium on St John Evangelist//Analecta Bollandiana. 1989.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

Разделы портала «Азбука веры» 27 Дек 2022 Патриарх Иерусалимский Феофил напомнил новоизбранному архиепископу Кипра о необходимости хранить единство Церкви В Избранное Фото: spzh.media Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III направил поздравительное письмо митрополиту Пафскому Георгию в связи с избранием его Предстоятелем Кипрской Православной Церкви. В своем послании Его Блаженство отметил необходимость хранить церковное единство во времена раздоров. Об этом пишет сайт «Православная жизнь» со ссылкой на jerusalem-patriarchate.info. «В это время, когда расколы и разногласия сотрясают единство нашей Единой Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви, требуется всяческое разумное усилие со стороны всех Предстоятелей братских Поместных Православных Церквей для обеспечения и сохранения богоустроенного единства, дабы мы “Едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа” ( Рим. 15:6 )», − написал патриарх Феофил. Он также поздравил митрополита Георгия с избранием на должность Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра: «Спешим из Святой Земли сердечно поздравить Вас и помолиться в Пещере Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа о благодатном, плодотворном и во Святом Духе управляющем, архиерейском и пастырском служении для сохранения священного наследия нашей Православной веры и восстановлении народного единства в многострадальном Кипре». Напомним, Священный Синод Кипрской Православной Церкви избрал митрополита Пафского Георгия (Папахризостому) новым Предстоятелем. Голосование состоялось утром 24 декабря 2022 года после Божественной литургии в часовне апостола Варнавы при здании Архиепископии. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/patriarh-ierusalim...

Портал ц. Пресв. Богородицы «Одигитрии» в Никосии. Кон. XII в. Портал ц. Пресв. Богородицы «Одигитрии» в Никосии. Кон. XII в. Карнизы в интерьере встречаются крайне редко (в церквах вмч. Георгия Победоносца в Сотире, вмч. Георгия в Киринии, свт. Николая Чудотворца в Хлоракасе, свт. Синесия в Ризокарпасо); декорация сводится преимущественно к фресковой. Все купольные храмы имеют паруса, в нек-рых храмах под куполом расположены одноступенчатые (в церквах вмч. Георгия в Афендрике, вмч. Георгия в Киринии, вмч. Прокопия в Синграсисе, Панагии Ангелоктисты в Кити, прп. Андроника во Френаросе и Св. Софии в Тими) или 2-ступенчатые (в ц. Пресв. Богородицы Канакарии) повышающиеся подпружные арки. Пещерные (или устроенные в римских каменоломнях или гробницах) храмы достаточно редки: в мон-ре прп. Неофита Затворника, «катакомбы» св. Соломонии в Пафосе, храмы свт. Евлампия и Пресв. Богородицы Галатерусы в Каравасе, мц. Мавры (Хрисокава) в Киринии. Особенностью кипрской архитектуры являются 2-скатные покрытые черепицей деревянные крыши храмов в горном массиве Троодос. Они имеют функциональное назначение - защищают постройки от дождя и снега в зимний период. А. Папагеоргиу приводит 127 таких храмов, самые ранние из к-рых относятся к XII в. Данные позволили исследователю опровергнуть мнение Г. Сотириу о зап. влиянии и доказать, что при внешнем сходстве с деревянными крышами церковных построек Центр. и Сев.-Зап. Европы крыши кипрских храмов имеют оригинальные черты. Стропильная конструкция опирается на несущие стены основного объема храма, перекрывая его внутреннее пространство, иногда крыша устанавливалась на каменный свод, служа дополнительной защитой сооружения (как, напр., в церквах Панагии Аракос и Панагии Асину). С кон. XII в., в период правления династии Лузиньянов, а затем венецианцев, архитектура развивалась вне тенденций поздневизант. зодчества, но так же, как зодчество на греч. островах, находившихся под лат. властью (Родос, Крит и др.). Огромное влияние оказала зап. традиция, пришедшая на К. с крестоносцами и воплотившаяся в строительстве в Фамагусте, Никосии и нек-рых мон-рях больших соборов в духе северофранц. готики. Оно выразилось в появлении стрельчатых арок (напр., в перестроенной ц. Пресв. Богородицы Галактотрофусы в Фасури, ап. Фомы в Айос-Томасе, Панагии Трапезы, Пресв. Богородицы Авгасиды близ Алоа), «франко-византийских» купольных базилик на колоннах, обычно со смещенным к востоку куполом (перестроенный храм мч. Маманта в Морфу, собор мон-ря прп. Неофита Затворника, ц. арх. Михаила Трипиотиса в Никосии) и других архитектурных элементов. В этот период на К. начинается строительство монументальных правосл. храмов в чистых готических формах, иногда в соединении со старой традицией купольной архитектуры (церкви св. Симеона, арх. Михаила, вмч. Георгия «Греческого» и свт. Николая Чудотворца «Греческого» в Фамагусте, Пресв. Богородицы «Одигитрии» в Никосии).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

отца Авраамия затворника: братие моя, хощу вам поведати. Синод. по Волокол. В Мил. по Мак., но об Анастасии правлено или другой перевод; мучение св. мученицы Христовой Анастасии римлянины: во дни Диоклитиана царя и снастольника его Валерия первое прогнание христианом в Риме бысть.; 30. Мак. и Синод. и Мил. тоже. 752 В Мак. переставлено на 14-е октября. Здесь объясняется эта странность. Составитель Мак. минеи пользовался древнею минеею и, может быть, не досмотрел месяца (февраля). В М. Акад. в конце октября мучение св. Дионисия ареопагита, списано блаженным Метафрастом: древле убо в образех беша, переведено Максимом иноком, из Св. Горы. Еще житие и жизнь пр. отца нашего Иоанна рыльского. 753 1. Мак. Богу нашему Иисусу Христу родившуся и еще слово похвально и поучение. В Мил. и Троиц.: царствующу Господу нашему Иисусу Христу всяка лесть бесовская преста.; 2. Мак. тоже. В Мил. и Троиц: в та времена царствующу по Христову попущению Саворию.; 3. Мак. и Мил. тоже; в Мил. и Троицк. 2 еще слово св. Аркадия, архиеп. кипрского на обновление св. великомуч. Георгия: созывает паки нас, о христолюбцы, христолюбивый сей.; 4. Мак. тоже и еще Феодота анкирского и 7 дев: подобает убо нам искусы многи, и еще слово Аркадия архиеп. кипрского на обновление храма великомуч. Георгия. В Мил. начало жития Иоанникия: в четыредесятое лето мучительства Львова, Константинова сына. В Троицк. одного Феодота и 7 дев по Мак.; 5. Мак. и Троицк. тоже.; 6. Мак. и Мил. тоже.; 7. Мак. и Мил. нет. В Троицк. 3 (1629 года) мучение св. великомуч. Иерона и иже с ним: Иерона доблего отечество убо вторая каппадоком.; 8. Мак. похвала арх. Михаилу: наста празднолюбцы, Климента, ученика Мефодия моравского, и сказание: велия и преславна и многоразлична. Ояо было 6 сент., но перевод, кажется, другой. В Троицк. тоже, но начало второго сказания: велия многа и различна, как 6 сентября в Мак.; 9. Мак. тоже и еще мучение св. Тимофея и Мавры: в время прогонения искаху крестьян. В Мил. о Матроне тоже и еще о Феоктисте лезвианке: та бяше от града Мифимийского житием мнишица.; 10.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3913...

6) Письмо к императору Андронику Палеологу (Христ. Чт., 1870, II, 511–518. В патрологии Миня этого письма нет. Переводчиком оно взято из отдельного франкфуртского издания Маттиэ). С содержанием этого письма мы уже отчасти познакомили читателя выше. Письмо, очевидно, написано в разгар борьбы Григория с Векком, т. е. в конце патриаршества первого. 7) Автобиография Григория Кипрского (Ibid., 1870, т. II, 164–177; Migne. Ibid., pp. 19–30, с латинским переводом и подробным комментарием (pp. 31–47) Де-Рубеиса. Русский переводчик имел перед глазами отдельное издание Маттиэ). С этим произведением Григория отчасти мы познакомились, но с ним же будем иметь дело еще раз ниже. «Автобиография» Григория, нет сомнения, составлена им уже по оставлении патриаршего престола – на покое. Архимандритом (епископом) Арсением в греческом оригинале с русским переводом издана обширная проповедь Григория Кипрского «Похвальное слово св. Евфимию, епископу и чудотворцу Мадитскому» (XI в.) (Чтения в Общ. Люб. Дух Просв., 1889 в Приложении, с. 1–70). Слово это до сих пор не было нигде напечатано и издано достопочтенным византинистом на основании рукописи Московской Синодальной библиотеки. Оно весьма интересно, и мы воспользуемся им в одном из параграфов наших очерков – ниже. По всем признакам, оно написано Григорием до патриаршества. Непереведенных сочинений Григория остается немного, да и все они не имеют большой научной ценности; без перевода остаются следующие труды рассматриваемого патриарха: 1) Похвальное слово великомученику Георгию (Migne. Ibid., pp. 299–345). Нужно полагать, что Григорий написал это произведение еще будучи мирянином – в похвалу Георгия, никомедийского мученика Диоклетианова гонения, вследствие того, что ои носил до монашества имя Георгия, данное ему, вероятно, в честь этого святого. Оно повествует о мученических подвигах этого великомученика. Малое значение повествования определяется уже тем, что вообще сказание о мученике Георгии не внесено в собрание Рюинара. 2) Панегирик императору Михаилу Палеологу (Migne.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Президент Кипра Димитрий Христофиас награжден Большим Крестом со звездой Александрийского Патриархата 14 апреля 2009 г. 15:43 9 апреля 2009 года Президент Кипра Димитрий Христофиас супругой посетили Блаженнейшего Папу и Патриарха Александрийского и всея Африки Феодора II . Как сообщает официальный сайт Александрийского Патриархата , в ходе встречи, которая состоялась в Тронном зале Патриаршей резиденции, Патриарх вручил Президенту Кипра Большой Крест со звездой Церкви Апостола Марка. Он также наградил за благотворительную деятельность Крестом Апостола Марка госпожу Христофиас. «Мы благодарим Кипр, который с неизменной гуманностью и по доброй воле оказывает поддержку миссионерским трудам Александрийского Патриархата на всем африканском континенте, — заявил Патриарх. — Мы молимся о том, чтобы кипрский вопрос был разрешен в годы президентства господина Христофиаса. Знаю, сколь весомо его слово и сколь тверд его характер». Феодор II затронул также тему мирного сосуществования христиан и мусульман и выразил признательность за поддержку и защиту, которыми пользуется Александрийский Патриархат. В свою очередь господин Христофиас с восхищением отозвался о миссионерских усилиях Александрийского Патриархата, которые облегчают условия жизни и восполняют духовные нужды «наших страждущих братьев и сестер на африканском континенте». В основе христианского учения, добавил глава республики, лежат любовь, мир и равенство между людьми. Именно во имя победы этих ценностей на Кипре, по словам Д. Христофиаса, и он прилагает свои усилия. Затем в честь Президента Кипрской Республики в Патриаршей трапезной был дан обед, на котором присутствовали иерархи Александрийской Церкви, посол Кипра в Египте Константинос Леонтиу, министр торговли Кипра Антониос Пасхалидес и другие высокопоставленные представители властей Кипра, лидеры греческой и кипрской общин. 7 апреля Президент Христофиас посетил древний монастырь святого Георгия в Старом Каире, где возложил венок на могилу Патриарха Александрийского Петра VII, своего двоюродного брата. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/615580.htm...

Согласно «Синекдиму» Иерокла (528-535), Карпасия занимала 12-е место среди 15 городов Кипра ( Hieroclis. 1866. P. 39), а в «Описании Восточно-римского государства» Георгия Кипрского (нач. VII в. в составе компиляции IX в.) - последнее место из 13 кипрских городов (Ibid. P. 93-94). В нач. VIII в. Карпасия была разрушена арабами. Новый город с таким же названием был основан на месте совр. Ризокарпасо, туда была перенесена и епископия. К. е. продолжала существовать на протяжении всего визант. периода. Кафедральным собором К. е. являлась ц. свт. Синесия, еп. Карпасийского. Согласно Тактикону имп. Льва III Исавра (717-741), К. е. занимала 7-е место среди 14 епископий, подчиненных архиепископу Констанции, согласно 10-й нотиции (X в.) - 12-е место ( Darrouz è s. Notitiae. Р. 234, 338. N 3, 10). В соч. «Порядок Патриарших престолов» Нила Доксопатра (сер. XII в.) К. е. поставлена на последнее место среди 12 епископий ( Hieroclis. 1866. P. 285). В период правления на Кипре французской династии Лузиньянов (1192-1489) начались притеснения правосл. Церкви. На Соборе 1222 г. в Фамагусте, постановившем сократить число правосл. епархий и перенести их кафедры из крупных городов в небольшие, видимо, было принято решение о слиянии К. е. с Фамагустской епископией, кафедрой к-рой должен был стать Ризокарпасон (Acta Honorii III (1216-1227) et Gregorii IX (1227-1241)/Ed. A. L. Tàutu. R., 1950. P. 47. N 108). Однако не ясно, как быстро было реализовано это решение. О перенесении кафедры правосл. архиерея из Фамагусты снова говорится в 1260 г. в Кипрской булле (Bulla Cypria). В этом документе в числе лиц, сопровождавших в Рим Кипрского архиеп. Германа I Писимандра , назван еп. Иоаким Карпасийский ( Σθας. ΜΒ. 1877. Τ. 6. Σ. 505-506). К. Киррис считал, что Иоаким возглавлял К. е. в ее прежних границах, и датировал слияние К. е. с Фамагустской епископией 1260 г. ( Κρρης. 1960. Σ. 281-282; Idem. Αμμχωστος πλη: Ιστορα της πλης//ΜΚΕ. 1985. Τ. 2. Σ. 81). По мнению Х. Н. Таусианиса, Иоаким являлся епископом объединенной епископии и именовался Карпасийским по местонахождению кафедры, подобно др.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010