Что избираем мы, – то или другое, – это есть в нашей воле, потому и будет суд не только делам, словам, но и самым помышлениям, происходящим от сердца, движущегося и преклоняющегося или к миру, или к Богу» (3:497). «Почто мы не хотим быть скорбны, будучи уверены, что многими скорбями подобает нам идти в Царствие Божие? – обращается святой Подвижник к другому адресату, а вместе – и к нам, и пишет: избавит Господь души раб Своих, и все скорби их пременятся в утешение, когда вечная радость приимет их в неизреченном свете! Поскорбим же и поплачем здесь, пока еще скорби наши и плач наш приемлет Господь!» (3:351). «Видите, – заключает Задонский Затворник, – какая польза бывает претерпевающим скорби в житии своем; будем же благодарить о всем Господа и претерпевать безропотно, какие бы нам скорби ни приключались. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость: да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли!» (3:525). Не малое значение имеют на нашем земном пути болезни – именно они останавливают человека в его житейском беге и понуждают задуматься – останавливают и знатного и малоизвестного, и сильного и слабого, и богатого и бедного. Болезнями наша душа очищается от многих грехов и даже таких, «которых мы и за грех не признавали. Душа, безропотно претерпевающая болезни, удостаивается мученического венца. Божие посещение болезнями приготовляет душу к вечному блаженству. Болезнями душа приводится в сознание грехов своих, как она оскорбляла имя Господа, и чрез сие размышление приходит в чувство совершенного покаяния. Она уже не просит Господа о телесном здоровье, но плачет и умоляет об отпущении грехов – и тогда Господь, видя ее смирение и безропотное терпение, милостиво ее разрешает и приемлет в радость вечную, где всех веселящихся жилище. Которые здесь в жизни своей плакали, гонимы были от своих и от чужих, и все претерпевали безропотно ради Господа, те там вечно радуются и веселятся с Ангелами в Царствии Божием» (3:71–72). Нездоровье немало пользует: «Когда внешний человек болеет и немощствует, тогда внутренний обновляется и сильнее бывает призираем свыше» (3:603–604).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

«Господь дал мне, – продолжает Старец, – прочитать и видеть всю описываемую вами скорбь вашу, наносимую от сына. Быть в благости Божией и пользоваться душевным спокойствием никакой сын не может, ежели не слушает Бога, повелевающего чтить отца и матерь. Ваше оскорбление от сына, который есть вашей утробы рождение, – болезнь болезней. Вы имеете над ним полную власть; в вашей воле правосудно смирить его, чего и самое христианское благочестие требует, чтобы пресечь неистовство и не попустить далее наносить себе оскорбление: в этом вам, как благочестивой матери, от Бога дана власть над сыном. К тому же и благодетельное Правительство поистине явит вам свою справедливость и даст сильную руку помощи. Худой пример – непочтительность сына к матери! Этого не потерпит Правительство, которое имеет мощь и не хотящего принудить к долгу. Но ежели ваш сын уже сознает себя многовиновным пред вами и раскаивается, что довел вас своими оскорблениями до такой крайности, что вы нуждаетесь о нем просить начальство, которое не пощадит его и, по соблюдаемым с особенной точностью ныне правосудным законам, строго накажет, в пример другим, не почитающим своих родителей; ежели вы действительно видите, что он сожалеет о своей дерзости и смиренно просит вашего прощения, то в вашей воле оказать ему милость, и еще раз неудержимые слезы от материнского соболезнования к сыну обмоют горестное ваше сердце» (3:550–551). «Блажен, кто, не дошедши еще до конца пагубного пути, остановится и размыслит, что по смерти будет суд правды Божией и воздаяние комуждо по делам его. Таковый может раскаяться, обратиться к деланию заповедей Божиих и удостоиться прощения и вечной жизни, Божией милостью» (3:547). Подвижник подчеркивает необходимость уважать старших, что может выражаться в послушании им. – «Нужно также к старшим всякое иметь уважение и почитание с послушанием, когда сие послушание к славе Божией и к назиданию души в смирении» (3:344). Трогательны слова, обращенные к жене, у которой муж болеет: «Кротостью и любовью побеждайте злобу, и покуда муж ваш жив, не оставляйте его; почитайте его, как отца, молитесь за него Всякую неприятность и оскорбление, наносимые вам от какого бы то ни было неудовольствия мужа вашего, прощайте ему и не смущайтесь ради Бога! Непрестанно просите у Господа терпения переносить скорби: это вы получите, и наследуете блаженство вечное!!!» (3:553).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Итак, «память и размышление: о смерти, о Суде, об аде, о Царствии Небесном, в несомненной вере – есть истинная мудрость» (3:634). Нельзя забывать еще одно весьма и весьма важное: мы не знаем ни дня, ни часа, когда Господь позовет в Мир Иной. Мы собираемся все жить и жить, а смерть может стоять уже у самого нашего лица. – «Маловременная и колеблемая жизнь наша нередко нас прелыцает своим продолжением; так некто спросил мальчика, который час дня? И, не дождавшись ответа, окончил последний час жизни. Или кесарь Претор, вставши весело с постели, стал надевать сапоги и оставил жизнь. Какие нечаянности! Справедливо называется сей свет темницей, из которой люди, один за другим, представляются к суду для выслушания по делам своим от Судии вечного определения» (1:225). Однако и при близости смерти и при могущей быть внезапности ее суетный человек мало думает или старается даже вовсе не думать о ней. Подобно небосклону он зрит ее «только вдали, хотя непрестанно приближается к ней. Будучи животолюбив, он даже обещает себе некоторый род бессмертия и вечности в сей стране тления и смерти, и живет так, как бы никогда не имел умереть, и стоя даже на краю могилы, думает о потребах мира. Шум смертного разрушения раздается вокруг него: он слышит и не хочет слышать сего» (3:200). – Принятие земного, временного лишает Небесного, вечного (3:61). Забвение духовного, светлого «вовлекает человека в такую тьму, в которой он никак не видит самого себя, ни дел своих, ни того пути, по которому идет, ни того конца, который внезапно может постигнуть его; забыв о праведном Суде Божием, он небрежет о бессмертной душе своей», питает же всякими сластями «свое гнилое тело. Видите, что бывает, когда не помним и не размышляем о смерти, о Суде, об аде и Царствии Небесном» (3:634, 635). «Какой же подать благой совет?» – вопрошает Старец и подает: «Сегодня готовься к смерти! – Приблизился тебе час явиться пред Господа. – Собери свои дела, слова, помышления и намерения – все, какие у тебя есть и были, по ним будешь спрошен, и дашь ответ» (1:405; 1:180–181). Многими трудами и скорбями «подобает внити в Царствие Божие, а не сластями. Будет воскресение мертвых и будет Суд. В Священном Писании видно, что будет тогда. Хотя бы и сто лет жить в сластях, в покое – потом мучение без конца. Извольте сами рассудить. Жить по чувствам, как плыть по воде – никакого нет труда; но жить по разуму и покорять пристрастную чувственность – то же, что плыть против воды; надобно трудиться и претерпевать до самого конца, до самого вечного, премирного пристанища; да и самый разум кичливый надлежит пленять верой и любовью в послушание Христово» (1:405). Нужно постоянно «помнить смертный час, быть готовым» (1:419). «Непрестанно нужно молиться: Господи, избави мя от всякого неведения и забвения, и малодушия, и окамененного нечувствия. Господи, избави мя от всякого искушения» (3:635). – Господь же призывает всех грешников «на покаяние, без отлагательства времени» (3:472).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

От всего сердца молитесь чистой мыслью, «тайно воздыхая к Нему и призывая имя Его: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас – и будет вам явно посещение Господне. В вашей воле есть – мыслью сердца пребывать с Богом или уклоняться от Него к миру и пребывать в суетах мирских» (3:469). Старец поясняет, что значит молиться умом: это не только «мыслью выговаривать слова молитвы, но углубление всего человека в разум истинного познания Бога и воли Его» (2:119). «Молитвы читайте установленные Святой Церковью; они не длинны и не много времени требуют; молиться же должно не одним только умом, или мыслью, но и телом преклоняться смиренно, как Сам Господь Иисус Христос молился даже до кровавого пота, с преклонением лица на землю. Такова есть смиренная молитва . Есть молитва фарисейская – высокопарная; той молитвой молятся мнящиеся о себе нечто бытии. Такая молитва чужда истинных христиан! Можно и без поклонов, сердечной мыслью молиться, ежели кто одержим болезнью и не может преклонить свое тело; и самые вздохи приемлются от сокрушенного сердца: гордым же Бог противится! (3:112). Хорошо, когда молитва совершается в глубине души, что видит и знает один Бог: «Храните же сие и никому не сказывайте, что вы молитесь; скройте быстрый взор ваш и скорость удержите скромностью тихого и молчаливого духа; смотрите телесными глазами в землю, а умом на Небо» (3:372). Пред молитвой надо со всеми примириться: «Молитва в грехе, когда кто молится, да не прощает ближних, оскорбивших его. Господь повелел врагов своих любить и всякую злобу побеждать» (3:106). «Молитва: «Отче наш» дана нам для того, чтобы мы прощали врагов своих» (3:107). Если мы прежде всего ищем Царствия Божия и просим о сем, то и «дастся нам» (1:318). Этими словами определяется сущность содержания молитв: молиться о душе; о перемене сердца – чистоте его; за все благодарить Бога; молиться о ближних, а им о нас, наипаче за обижающих нас и ненавидящих нас; за умерших молитву творить на Проскомидий и соединять свои прошения с творением милостыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Инок Георгий предлагает в качестве верного руководства «маленькое зеркало к видению больших добродетелей»: «1. Чистая совесть. 2. Мирное сердце. 3. Кроткий дух. 4. Благотворная воля, – преисполненные милости и благоплодия. 5. Несумнительность. 6. Нелицемерностъ: сими сопровождается премудрость, свыше снисходящая» (2:204). «Молчи, терпи, молись, будь кроток, смирен, со всеми мирен – и спасешься» (1:182). Важно не только исполнять заповеди Господни, но и не откладывать их исполнение. – «Презирайте все, что удерживает и препятствует сохранять в делании нашем заповеди Христовы. Почто обещать себе старость лет, когда и о завтрашнем дне не знаем, наш ли он будет или нет. – Откладывать дни. – это дело всегубителя: он всегда советует сегодняшний день забавляться и проводить как-нибудь, без осторожности, в противность Богу. Очень страшно делать неугодное Господу. Но сколько вам можно, каждый день и ночь обращайтесь ко Христу и воздыхайте, и просите мысленно, да благоустроит вам Господь спасительный путь» (3:158–159). «Аще что творите, вся во славу Божию творите: сие Апостольское выражение объемлет все человеческие действия» (2:107). «Вот это истинный путь спасающихся! – завершает Подвижник. – Не уклоняйтесь же от него; сим путем идущих и не озирающихся вспять Иисус Христос вводит в Царствие Божие» (1:255). Господь Вседержитель – Бог «разумов да даст вам возлюбить сердечно тот премирный мир и свет, где нет ни вздохов, ни скорбей, ни бед, ни скуки, ни печали, ни сует, и только чистая любовь живет. Там сладость, радость и покой такой, какого здесь никак нельзя представить; там все объяты Божественной любовью, Божественным светом; все, как солнце, сияют, искупленные, омытые и освященные бесценной кровью Христовой; все в них радостно, мирно, тихо; все безмолвно, сладостно, покойно; мятежников там нет! – Туда отселе нас к Себе Христос зовет; туда Он путь открыл и дал возможность прийти к Нему чрез скорби и болезни здешней жизни. Покуда еще мы здесь живем, все вещи представляем в мыслях, понимаем и изображаем только уподобительно земному, а где все Небесное, там нет ничего земного» (3:562–563).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Презирают и самих себя, чтобы любить более всего единого Христа Бога и иметь Его непрестанно пред собой в памяти своей, – не оставляя ни на малое время призывания имени Его: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» (1:262). Некоему возлюбленному брату о Господе Подвижник пишет: «Вы находитесь посреди таких людей, которые оставили все, что имели, произвольно лишились всего, что прежде сего забавляло, утешало, но не спасало; и так пришедши в разум истины, презрели суетная и ложная, избрали одно: предались единому! Собственность их вера, надежда и любовь!» Они «работают Единому Богу ходят по земле, а сердцем живут на Небе, ибо там их сокровище; они постом и молитвой день и ночь пребывают в Господе, непрестанно взывая к Нему помилуй нас! Слава Тебе!» Они «подражают Ангелам – а сами Ангелы здесь. Они свет миру, по свидетельству Самого Господа. Они имеют любовь между собой, этот истинный признак учеников Христовых: они пребывают в любви, и Бог в них пребывает. С таковыми-то ваше обращение не попустит мрачным мыслям, как облакам, покрывать ваше сердце» (1:220–221). Хорошо там быть, «где всеми единодушно благоугождается Господь» (3:276). «Блажени есте и треблажени, о честнейшие, Богу монашествующие! – восклицает Старец, прославляя иночество. – Любовь в вас обитает. Мир в вас утвердися, небесный покров; не сребролюбивый ваш нрав, присно скудостью любочествуемы; в постех благомощны, в молитвах удобомощны, во бдениях вы на всяк день бодростью преуспеваете; да воссияет свет вам, рече Спас. Аврааму древле Бог глаголаше: изыди из земли твоея, и из рода твоего, и гряди в землю, юже аще тебе покажу, и благословлю тя. Авраам же убо послушав изыде. Зрю бо и вас, похищающих слово Божие, да Аврааму последуете и благословение совосприимите. Тем и в пустынях обитаете, постами, чистотами, воздержанием, молитвами чистыми Бога умилостивляюще. Ничто же вам на земле, ни царь страшен, ни начальник, и судия, и наставник, ниже кая иная власть» (3:23–24). Видя таких славных людей на земле, святые Ангелы радуются на Небе – «видя человека на земле, всей душой предавшегося Господу Богу и желающего уподобиться жизнью Святым Бесплотным.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

«Родителей обязанность к чадам своим, – слышим глас Старца, – есть всеми средствами увещевать и убеждать их к непорочной и чистой жизни, как супружеской, так и бессупружеской по благоизволению ради Бога; к соблюдению веры и благочестия» (1:444–445); самим молиться о них, ибо молитва родителей «обогатит их благонравием» (3:544), и приносить молитвы о них «посредством Святой Церкви», также «творить милостыни, да не оставит Господь милостью Своей и ими же весть судьбами помилует молящихся Ему и испрашивающих вечного спасения» (1:445). Пока дети малолетние «нужно вселять в сердца их страх Божий, хранение заповедей Божиих и должное почтение к родителям; нужно вразумлять и о вечных муках, уготованных непокаявшимся грешникам за ослушание и преступление заповедей Божиих. Чтобы воспитать детей во благочестии, родителям должно иметь неусыпное блюдение и труд» (3:544–545) – чем дитя «напитается, тем и под старость жить будет» (2:32). К тому же «родители имеют дать ответ пред Господом о поведении детей своих до возрастных лет их. Да утешит вас Господь любовью к детям вашим! Вера спасает; надежда не посрамит; любовь все приобретает в Господе! Радуйтесь о Господе и спасайтесь» (3:545). Естественно, что и на детей возлагаются немалые обязанности. О себе Задонский Затворник говорит: «Ничто столько не было мне приятно, когда я обращался в мире, как должное почитание, оказываемое родителям от детей. А о тех, которые не почитают своих родителей, мне очень больно слышать! Больно также и о тех, которые отца или мать любят паче Господа» (3:146). О неуважительных к родителям или ставших впоследствии вольнодумцами Подвижник скорбит: «Дети, не почитающие своих родителей, во тьме ходят и беззаконнуют; то же – и беспечные родители, которые не молятся за детей своих и не стараются воспитывать их по-христиански в страхе Божием. Вот от чего бывают пагубные следствия пороков и беззаконий! – Есть и такие, которые, получив от родителей своих христианское, благое воспитание, но потом сами, вдавшись в дружество с вольнодумцами, развратились и, презрев благую нравственность христианского воспитания, сделались подобными им, и не видят, что, оставив путь спасительный, волей своей идут пространным путем развратности в погибель вечную» (3:546–547).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Освободиться от осуждения и войти в неосуждение можно – и даже без особых трудностей. «Так представим себе, что труднее: любить или осуждать? – Чтобы судить о других, для этого требуется много испытания, большой рассудок и великий ум, да и тут не избегнем погрешностей, ибо не всякий ли судит по своим мыслям и по своему праву? – А чтобы об имени Христове всех любить, для этого требуется только одно простое сердце, в котором почивает Бог. Любяй ближнего, любит Бога, и пребывай в любви, в Боге пребывает. Бог именуется Любовью !» (3:197). Осуждать никого не должно, «хотя бы кто был наивеличайший грешник», ибо он «может еще быть святым» (3:38). Чтобы «не похулить правого, полезнее нам не судить никого. Мы не дадим ответа за то, что не судили других, а судящие подлежат и сами праведному истязанию от праведного Судии» (2:150). Еще полезнее судить себя. Святой Ефрем Сирин велит: не осуждать других, а себя почаще испытывать и рассматривать, живем ли мы по учению Христову, чтобы войти в Небесное Царство» (1:153–154). «Ах! – вздыхает Подвижник. – Сучец вижу в оке ближнего, а у себя бревна не вижу! Господи, даруй ми зрети моя прегрешения» (3:626). «Хорошо тем, – замечает инок Георгий, – которые здесь никого не осуждают, и сами там не осудятся! Господь сказал: не судите, да не судимы будете. В собственную предосторожность объясняюсь вам: ежели мы не будем здесь ни о ком худо говорить и судить, и станем воздерживаться от лишних слов и разговоров, то Господь нас, по Своей милости, не лишит Небесного Царствия и удостоит там быть и единодушно радоваться» (3:150). Никого не осуждая, мы приближаемся и приблизимся к незлобию. Если кто-либо тебя чем-либо – словом или делом – обидел, «не возмущайся, не противоречь» (1:153), «не гневайся, но прости ему от сердца, якоже глаголет Христово слово: отпущайте, и отпустят вам (то есть прощайте, и прощены будете. Лк. 6, 37 ); и отшедши помолись о нем, глаголя: Господи, остави ему, или ей; и хотя сердце не хочет того, ты нуди себя на то. Кто тебя ненавидит, или злобится на тебя, ты его любовью побеждай, и тщися с ним примириться; и хотя бы он не хотел мира, ты ищи мира, готов буди к миру» (3:332–333).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

«Любезно вхожу в простодушный разговор с вами, – пишет инок Георгий, – о святом Златоусте: он был сенаторский сын и, пожелав благоугодить Сыну Божию, принял на себя звание духовное и последовал неотступно учению Христову. Вот назидательное слово его: «Ближнего должно исправлять. Великое добро – сносить обличения; великое также добро – уметь обличения творить. Но мы ныне, если увидим какого человека, имеющего одежду, расстегнутую или навыворот, или другое какое платье, ему не приставшее, то увещаем его и исправляем; а ежели усмотрим жизнь его распутную, то ни слова не говорим, хотя принадлежащее к одежде неприличие рождает только смех, а до души касающееся – беду и мучение. Когда ты видишь ближнего, погибающего во грехах, ужели ты страшишься показаться ему докучливым, и это занимает тебя более, нежели забота о его спасении? Какое ты у Бога будешь иметь прощение? Какое извинение? Не слышал ли ты, что иудеям Бог приказал, чтобы они, встретивши заблудившийся или упавший в яму скот врага, не оставляли на том месте и не проходили мимо? Если повелевается иудеям скота врагов своих не презирать, то мы ли о душах братий наших, ежедневно претыкающихся, вознерадим? Сие жизнь в замешательство приводит, что мы ни сами обличений великодушно не сносим, ни других обличать не хотим. Ибо от того мы и досадительны другим бываем, когда их обличаем, что сами раздражаемся, когда нас обличают. Потому что если бы брат твой знал, что ты его похвалишь, когда б он обличил тебя, то и сам бы, обличенный тобой, тем же тебе воздал: то есть благодарил бы за обличение и на каждый день исправлялся бы на лучшее» (3:80–82). «Все мы благодарным духом сносить должны; нищета ли будет, или болезнь, или иное что-либо: ибо, что нам в пользу служит, о том один только известен Бог. О чем бо помолимся, якоже подобает, не вемы. Ежели не знаем подлинно, чего надлежит просить, – то как можем знать то, что нам полезно? – Постараемся убо за все благодарить и все великодушно претерпевать. Когда есть прискорбность, тогда есть и польза.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

«Желаю, – пишет Задонский Подвижник, – побеседовать с вами о Царствии Божием. Где его искать, ежели не в сердце – ежели не внутри себя? – Царствие Божие внутрь вас есть, – сказал Иисус Христос» (3:76–77). Это Царствие – «нёизреченный свет! Оно является в блюдении сердца от гневных порывов, в действующей душе, в целомудрии и чистоте. И многими скорбями подобает внити в него!» (3:126). Если Господь сказал, что оно внутри нас, то и искать его нужно там, где оно есть, а «не в другом месте. Тщетно его искать там, где нет; искать же и толкать, и просить там, где оно есть, не будет тщетно: тут оно обретается, отверзается» (3:558–559). – Всеведущий Господь «видит все мысленные движения» нашего сердца! (3:277). – Где же нет Царствия Божия – там нет и «неизреченного света», там – тьма, объемлющая идущих. «И все те идут во тьму, которые не возвращаются к свету, которые полюбили тьму паче света, полюбили темные и дымные мечтания, воображения, мысли и разговоры, предались неправым предрассудкам, ложно представляющимся вольномысленному суждению за истину, и привыкли действовать и жить по чувственному желанию сердца своего, а не по заповеди Божией» (3:77). Они же – те же, – нехотящие произвольно поскорбеть здесь – будут невольно скорбеть там, «но уже – без отрады, без конца» (3:126). Это поистине страшно! И Подвижник восклицает и призывает: «Вот несчастье больше всякого несчастья и опаснейшее самой смерти!» (3:77). Будьте со всеми в мире, «не смущайтесь; молитесь и за творящих вам напасть; запишите имена обидящих вас и подавайте поминать за здравие на проскомидию» (3:277). Постоянно молитесь; неуклонно просите «с верой и любовью, и дастся вам еще знати и разумети Господа и провождать житие ваше по всем заповедям Ero. А заповеди Его не тяжки; они облегчают обременных грехами и утешают их надеждой жизни будущего века. Вы говорите, что не имеете человека, который бы руководствовал вас к вечной жизни. – Как можно ныне сказать то, что говорил при Силоамской купели расслабленный! Он тогда действительно не имел человека, который бы погрузил его в Силоамскую купель – мы же ныне убеждаемся верой исповедовать, что Христос посреди нас, Бог совершенный, руководствующий нас словом заповедей Своих и спасающий нас, яко Богочеловек. Господь Иисус, наставник ваш и мой и всех истинно послушающих Его, – вот истинный посредник между Богом Отцом и верующими в Него грешниками, вземлющий грехи мира, – следственно, и наши, – и ходатайствующий о спасении нашем: един есть Свят, един есть Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца» (3:559). Он есть «Истинный Путеводитель» в Царствие Божие (3:135). Но у нас имеется еще и посредник земной – «иерей, служитель Божий свидетельствующий исповедание наше пред Господом и благодатью Его кающимся подающий оставление и всепрощение грехов наших. Довольно ли для вас этого, когда вы притом удостаиваетесь и самого причащения Святых и Животворящих Христовых Таин, во оставление грехов и в жизнь вечную?» (3:559–560).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010