Детство и юность Георгия Машурина. Служение царю и Отечеству Подвизавшийся в Задонском монастыре Пресвятой Богородицы Затворник Георгий Алексеевич происхождение имел дво­рянское, из фамилии Машуриных; он родился в 1789 году в Вологде от честных родите­лей. Уже рождению его сопутствовали весь­ма примечательные обстоятельства. Матери Георгия во сне явился за три года до того скончавшийся священник, у которого она обычно исповедывалась. Вот как об этом случае рассказывает сам Задонский затворник в воспоминаниях о своей родительнице: «С иконою в руках Божий посланник, приблизившись к одру спавшей, благословил духовную дочь свою, бывшую в ра­достном трепете и объятую святым страхом, и возвестил ей: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Бог даст тебе сына Георгия. Се тебе и образ святаго Великомученика и Победоносца Георгия». Неизреченно обрадованная Божиим благословением, приложилась она ко Святому Образу и, приявши его на свои руки, поставила оный в прилич­ное место. Сим окончилось видение». Но впереди было не только исполнение благой вести, а и суровые испытания для семьи Машуриных. Еще до рож­дения Георгия его мать была поражена величайшим не­счастием, какое только может постигнуть супругу. В одну тихую ночь сидела Анна Машурина одна, раз­мышляя о непостижимых судьбах Божиих; в доме все, ка­залось, было покойно, но сердце ее стеснялось темным предчувствием, и невольный страх заставил еще более со­дрогнуться, когда кто-то ударил крепко в стену, у которой она сидела, закричав: «Возьмите убитого!» Она выскочила – и пораженным глазам ее представилось печальное зре­лище: Алексея, возлюбленного супруга ее, внесли окро­вавленного в горницу... Какими-то разбойными людьми Алексей Машурин был по ошибке избит на Пятницком мосту вместо другого, которого злодеи сии поджидали. По­спешили осмотреть несчастного; нашли, что еще жизнь в нем не совсем угасла; успели призвать священников для помазания его Священным Елеем; в полной памяти удостоился он приобщиться Святых Тайн и простился навеки с супругою.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Использованные источники Письма в Боге почивающего Затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия (Машурина), с присовокуплением краткого известия о жизни его, составленные из записок живших при нем келейных. Собраны Козельской Введенской Оптиной пустыни иноком Петром Григоровым. Издание второе, умноженное. В трех частях. Часть I. Москва. В Университетской типографии. 1844 г. – 448 с. То же. Часть II. Цит. изд. – 360 с. То же. Часть III. M., 1845 г. – IV + 648 с. Письма в Бозе почивающего Затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия (Машурина), с присовокуплением краткого известия о жизни его, составленные из записок живших при нем келейных. Собраны Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоревым. Издание шестое. В трех частях. Часть I. СПб., Типография Глазунова, 1894 г. – 218 с. То же. Часть II. Цит. изд. – 246 с. То же. Часть III. Цит. изд. – 232 с. + II с. Поселянин Е. Русские подвижники девятнадцатого века. Издание третье. СПб., 1910. – 568 с. + II с. Труды заслуженного профессора Константина Ефимовича Скурата за годы 1955–2010 Стипендиатский отчет и диссертации Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования. Курсовое сочинение (кандидатская диссертация). Загорск, Троице-Сергиева Лавра, 1955. 146 с. Машинопись. Митрополит Платон, его жизнь и деятельность. Отчет профессорского стипендиата по кафедре Истории Русской Церкви. Москов- ская Духовная Академия, 1955–56 гг. 123 с. Машинопись. СотериологиясвятогоАфанасия Великого. Магистерскаядиссертация в четырех томах. Московская Духовная Академия, 1970. [Всего 748 с.] Поместные Православные Церкви (Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая и Православная Церковь в Америке). Докгорская диссертация в восьми томах. Московская Духовная Академия, 1977. [Всего 1662 с.] Опубликованные книги и статьи А. Книги 1. Патрология Святые отцы и церковные писатели доникейского периода/I – III вв./Учебное пособие по Патрологии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, 2005. – 256 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 12. Сотрудники старца Макария по изданию святоотеческих книг Ещё до начала книгоиздательской деятельности старца Макария (около 1845 года) два оптинских монаха по благословению начальства выпустили ряд изданий. Один из них – отец Порфирий (Григоров), напечатавший краткие жизнеописания замечательных подвижников – Феодора Санаксарского (Ушакова), пустынника схимонаха Василиска, схимонаха Феодора (ученика преподобного Паисия) и некоторых других, но, главное, собравший и издавший в 1839 году письма монаха Георгия (Стратоника), затворника Задонского, с обстоятельным жизнеописанием (отец Порфирий начинал иноческий путь в Задонском Богородичном монастыре). Книга эта потом переиздавалась много раз, и ее весьма ценили монахи, например святитель Игнатий (Брянчанинов) , который писал в апреле 1840 года: «Не была ли у вас в руках книжка писем задонского затворника Георгия? Вот духовный писатель, ушедший далеко от всех духовных писателей нашего времени. Писал он многим, к нему расположенным, особам, письма, которые по смерти его собраны, сколько можно было собрать, и напечатаны. С пера его текут струи благодатные... Книжка сия сделалась одною из моих настольных» 154 . Составитель книги хорошо знал затворника Георгия. Он, то есть составитель (монах Порфирий), – бывший артиллерийский офицер, дворянин. Годы его жизни: 1803–1851 (похоронен в Оптиной пустыни). Незадолго до своей кончины он, по благословению старца Макария, показывал Оптину пустынь и скит Н.В. Гоголю. Объяснения его пришлись по душе великому православному писателю. Одновременно с отцом Порфирием выпустил свои первые книги иеромонах Иоанн (Малиновский; 1763–1849): «Доказательства о древности трехперстного сложения и святительского именословного благословения» (Москва, 1839); «Дополнения к доказательствам о древности трехперстного сложения» (там же, тот же год). В дальнейшем вышли еще четыре его книги. Они все направлены против раскольнических мудрований и благословлены были для печатания Московским митрополитом Филаретом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В.И. Аскоченский Георгий, затворник Задонского Богородицкого монастыря, принадлежал к дворянскому роду Мишуриных, которые проживали в Вологде. Еще во чреве своей матери провозвещен был Георгий как состоящий под особенным покровительством Подвигоположника Христа. Благочестивая мать Георгия в первые месяцы своей беременности удостоилась небесного благословения. В самую глухую полночь спальня ее озарилась необычайным светом. Отворилась дверь, вошел священник, бывший ее духовник, уже три года почивавший во гробе: в руках у него была икона с тремя сияющими венцами. Тихо приблизившись к одру духовной своей дочери, он благословил ее и сказал: «Бог дает тебе сына Георгия. Се тебе и образ святого великомученика и Победоносца Георгия». В священном трепете и радости она приложилась к иконе и приняла ее на свои руки. Но это отрадное извещение скоро омрачено было ужасной скорбию: в один вечер, когда будущая мать ожидала своего мужа, послышался сильный удар в стену дома, у которой она сидела, и вслед за тем голос: «Возьмите убитого». Выбежали на улицу и увидели окровавленного и еле живого отца Георгия; злодеи, приняв его по ошибке за другого, избили невинного; с трудом исполнив долг христианский, он скончался, не порадованный рождением обетованного сына. Вся нежность матери с этой минуты обратилась на сироту, еще носимого под сердцем, еще не рожденного на свет, но уже требовавшего исключительных ее попечений. В 1789 году родился наконец младенец и при крещении наречен был Георгием. Нежная мать, оставив город, построила себе небольшой домик близ кладбища, где схоронен был муж ее. Тут-то начала преподавать она своему младенцу живые уроки о тленности всего мирского; тут-то укореняла она в него ту премудрость, которая под именем страха Божия соделалась потом водительницею Георгия на всю его жизнь. Сама возлюбив благолепие дома Божия, она приучила к тому же и сына своего; ребенок сызмала навык слушанию слова Божия и в детском лепете передавал матери своей все, что видел и слышал в храме Господнем. Это радовало сердце родительницы едва ли не более, чем быстрые успехи малютки в ученьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

В.В. Каширина Аннотация. Известный исследователь духовного наследия Феофана Затворника архим. Георгий (Тертышников) называл затвор святителя «центром» его духовной жизни, где «явились во всей силе его великие труды и подвиги». Духовному подвигу святителя в затворе посвящено стихотворение прп. Варсонофия Оптинского «Памяти в Бозе почившего епископа Феофана Затворника ». В этом стихотворении святой говорит о святом, прославляет его подвиги, назидается его творениями и молитвенно чтит его память. В стихотворении рефреном проходит слово «блажен», которое свидетельствует о высокой духовной жизни подвижника. Стихотворение имеет четыре части, выделенных самим автором. Несколько раз прп. Варсонофий называет затвор святителя – таинственным, сокрытым от людей, но ведомым Богу. Цель затвора, как и богоугодной жизни вообще, о чем писал и святитель в своих творениях, – это Богообщение. Основное значение литературных трудов святителя Феофана прп. Варсонофий видит в духовном пробуждении людей, возвращение их под «кров родной из области духовного изгнанья». По мнению известного исследователя духовного наследия святителя архим. Георгия (Тертышникова), «время затвора – важнейший период, можно сказать, центр жизни преосвященного Феофана, ибо именно тогда по преимуществу явились во всей силе его великие труды и подвиги…» с.82]. Стихотворение прп. Варсонофия Оптинского «Памяти в Бозе почившего епископа Феофана Затворника » († 6 января 1894 года), посвященное духовным подвигам святителя, – это «венок на могилу» вышенского подвижника, в котором содержится оценка его подвигов, данная оптинским духоносным старцем, носителем оптинской духовной традиции, прославленным ныне в лике святых. В этом стихотворении святой говорит о святом, прославляет его подвиги, назидается его творениями и молитвенно чтит его память. В Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни прп. Варсонофий написал несколько стихотворений, посвященных памяти великих русских подвижников, своих современников: «Памяти в Бозе почившего старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха отца Амвросия», «Памяти старца Оптиной пустыни иеросхимонаха отца Анатолия, преемника и носителя старческих заветов после кончины старца иеросхимонаха отца Амвросия» (25 января 1894г.) и «Памяти в Бозе почившего епископа Феофана Затворника » (+6 января 1894 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

В.В. Каширина О служении святителя Феофана Затворника на Тамбовской и Владимирской кафедрах: влияние архипастыря на умы современников из числа духовенства Зосима (Шевчук), архимандрит кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель Свято-Феофановской духовной семинарии города Владимира, настоятель Свято-Георгиевского храма г. Владимира ответственный за духовное окормление молодежи города Владимира Отдела по делам молодежи Владимирской епархии Для меня, как настоятеля Свято-Георгиевского храма г. Владимира, основанного еще великим князем Юрием Долгоруким в 1129 г. «в честь своего Ангела», имя святителя Феофана Затворника очень близко и дорого. Как известно, святитель Феофан был крещен на следующий день после своего рождения, 11 (24 по н.ст.) января 1815 г. При святом крещении его назвали именем Георгий в честь празднуемого 8 января по церковному календарю преподобного Георгия Хозевита (скончался ок. 625 г.), подвижника и чудотворца, жившего в монастыре Хозива в палестинской пустыне. Промыслительно так случилось, что при открытии первых регулярных богослужений в Свято-Георгиевском храме, после более чем 50-летнего перерыва, по благословению Высокопреосвященнейшего Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, 6 августа 2008 г., на главный Престол храмового комплекса во время вечернего архиерейского богослужения был возложен специально подписанный и священнодействованный для сего храма святой антиминс с мощами святых мучеников Хозевитских. И теперь нам радостно ощущать духовную общность между этими древними святыми, жившими на Святой Земле – в т.ч. и святым великомучеником Георгием, покровителем нашего храма, и положившими основание государственности в нашей Отчизне святыми державниками: в лице святого благоверного князя Андрея Боголюбского, святого благоверного Великого князя Александра Невского и, конечно, прославленного сравнительно недавно, но не менее великого святого Феофана Затворника , бывшего в свое время архиереем Владимирской кафедры, и не раз литургисавшим и проповедовавшем в Свято-Георгиевском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Феофан, затворник Вышенский (+ 1894) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 10 янв. Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское, Елецкого уезда, Орловской губернии. Его отец, Василий Тимофеевич, был священником Владимирской церкви села Чернавского и всю жизнь отличался глубоким благочестием. Мать святителя, Татьяна Ивановна, происходила из священнической семьи и имела тихий, кроткий нрав и любвеобильное сердце. Первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме. Благочестивые родители старались дать ему воспитание в духе христианской любви и церковности. Уже в детстве у Георгия стали проявляться яркие черты его характера: от отца он унаследовал живость и чистоту ума, от матери — нежное, любящее сердце, кротость, скромность и впечатлительность. В 1823 г. отрок Георгий поступил в духовное училище, легко прошел шестилетний курс и в 1829 г., в числе лучших учеников, был переведен в Орловскую семинарию. Георгий Говоров с большим прилежанием изучал преподаваемые науки, но особый интерес возбудили в нем уроки психологии. В годы учебы, после паломничества в Задонский монастырь, где почивали мощи святителя Тихона Задонского, в то время еще не прославленные, у Георгия появилось необычное, все более возрастающее благоговение к святителю Тихону Задонскому. (В 1861 г., уже в сане епископа, он принял участие в торжественном открытии мощей святителя Тихона.) Отлично окончив семинарию в 1837 г., Георгий Говоров получает назначение в Киевскую Духовную академию, которая в те годы находилась в цветущем состоянии. Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров), прозванный за святость жизни Филаретом Благочестивым, уделял большое внимание развитию внутренней, духовно-религиозной жизни студентов академии. Это было время ее расцвета как по доброму, нравственному направлению жизни академии, так и по обилию талантов в профессорской корпорации. В академии завершилось образование и ясно определилось общее направление нравственной жизни Георгия Говорова.

http://sedmitza.ru/lib/text/436775/

Иеромонах Пафнутий (Фокин): «Путешествие к будущему веку» 24.01.2023 15:44:56 25 лет назад, 2 октября 1998 года, отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... 1 Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 1, 2023 , PDF-bepcuя ). Выбор пути Архимандрит Георгий (в миру Николай Иванович Тертышников) родился 22 июня 1941 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, в первый день Великой Отечественной войны. По окончании школы в 1959 году поступил в Ставропольское медицинское училище на фельдшерское отделение и окончил его с отличием. В качестве медика прошел срочную службу в рядах Советской армии в военном госпитале в ГДР, а затем поступил на вечернее отделение Оренбургского медицинского института и одновременно начал работать в медицинском пункте железнодорожного техникума. Но, видимо, карьера врача не вполне отвечала запросам его души. Через год Николай оставил институт и поступил в Московскую духовную семинарию (МДС). Именно здесь начинается тот путь, который был уготован архимандриту Георгию, — ученому, пастырю, наставнику и проповеднику. В семинарии Николай сблизился с преподавателем Московской духовной академии (МДА) и заместителем заведующего Церковно-­археологическим кабинетом игуменом Марком (Лозинским; †1973), который изучал творческое наследие святителя Игнатия (Брянчанинова). В начале 1969 года игумен Марк прочитал в академии доклад на тему «Великий учитель Русской Церкви (к 75-летию со дня кончины Феофана Затворника)». Под влиянием своего наставника Николай углубился в исследование творений Вышенского затворника и под руководством игумена Марка подготовил и опубликовал первые труды о святителе: «Памяти епископа Феофана. Библиографический очерк» и «Значение подвига в жизни христианина (по творениям еп. Феофана Затворника)».

http://radonezh.ru/2023/01/24/ieromonah-...

Митрополит Калужский и Боровский Климент ЖМП 10 октябрь 2020 /  9 января 2021 г. 12:40 Митрополит Калужский и Боровский Климент. «Я здесь так покоен духом, что лучшего и желать не следует» НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭПИСТОЛЯРНОГО ТВОРЧЕСТВА СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА Вышел в свет 4-й том «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского». Презентация книги состоялась в Издательском совете Русской Православной Церкви при участии епископа Балашихинского Николая , главного редактора Издательства Московской Патриархии. Книга освещает основные события жизни святителя с августа 1866 года до января 1878 года. Председатель Издательского совета митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал «Журналу Московской Патриархии» о том, что нового он открыл для себя о святителе Феофане, работая над этим томом.  PDF-bepcuя. Новый подход и новые источники — Ваше Высокопреосвященство, жизнь и творчество святителя Феофана были известны еще в XIX веке, а в ХХ-м они стали темой научного исследования архимандрита Георгия (Тертышникова). Сейчас в рамках проекта Издательского совета по изданию Полного собрания сочинений и писем вышенского затворника идет публикация летописи его жизни и трудов. Это лишь новый формат биографии святителя или к ее созданию применяется иной подход? — Да, конечно, подход иной. В Издательском совете хранятся рукописные подлинники творений святителя, его письма и черновые наброски за разные годы, а также документы, собранные в архивных фондах ближнего и дальнего зарубежья. Многие из них не публиковались и не упоминались предыдущими исследователями. Никогда прежде биографы святителя Феофана не располагали таким обилием фактического материала, который позволяет выполнить множество исследовательских задач — выявить новые письма святителя, атрибутировать его корреспондентов или сделать ретроспективную реконструкцию работы над отдельными произведениями. Обработать, изучить и систематизировать такой объем информации по силам только коллективу исследователей с привлечением уникальных специалистов.

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_kl...

Часть III. Разное «Благо вам, когда и среди мира угождаете Господу» (1:309) «Сии слова написаны для внимающих спасению своему, чтобы всегда помнили, что еще на пути» (1:311). Содержание писем Задонского Затворника многогранно; тематика их весьма и весьма разнообразна, почему вместить все сказанное им в какие-либо смысловые рамки не просто. А между тем, каждое его слово, сказанное как будто бы случайно, имеет целенаправленное значение: Старец или учит вере, или наставляет жизни, или предостерегает от чего-либо, ободряет, обличает, объясняет, призывает. Высказывает он свое отношение к врачам, ко снам, к смеху; иногда применяет пословицы и так далее. – Все это привело к выделению в данной работе третьей части «Разное». 1. «Воссия мирови Свет разума» (3:533) О величии праздника Рождества Христова мало говорится в письмах Задонского Затворника. Но и в этом малом заключено многое. Слушаем хотя бы две-три минуты: «Радуйтесь о Господе! С наступающим праздником Рождества Христова радостно поздравляю вас. Господь благоволяет в лице нищего принять усердствование сердца вашего; а у вас в обители не без того, чтобы не было алчущих и жаждущих. Ах, для великого праздника Рождества Христова не удержите руки вашей, простирающейся на подавание отрады в крайних нуждах их, и что вы сделаете в тайне, за то Господь воздаст вам в яве милостью и щедротами неизреченными» (3:533). «Слава Богу! Воссия мирови свет разума! Повсюду Церковь Божия празднует Рождество Христово. Славимый Ангелами – родился в удалении от мирской молвы, в безмолвном месте, в вертепе; в нищете и простоте. Его приветствуют самые первые – пастухи, которые не в дальнем от сего места расстоянии пасут мирные стада свои. Царь Славы, великого совета Ангел, столь великим смирением покрылся! Вол и осел дыханием своим согревают Его от великой стужи, уступивши свои ясли имеющему престолом Своим Небо! Не удивительно ли? Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие: яко прославися» (3:533–534). 2. Христос Воскресе! Пасхальные приветствия Задонского Подвижника исполнены искренней радости, восходящей в неизреченное веселие. Да и как не радоваться?! – Побеждена вечная смерть! Рассеяна тьма – воссиял Свет! Нет места гневу – пришла Любовь! Исчезла грусть – явилось Утешение!

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010