Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАФНУТИЙ (1394, сельцо Кудиново близ Боровска (ныне урочище в Боровском р-не Калужской обл.) - 1.05.1477, Пафнутиев Боровский монастырь), прп. (пам. 1 мая), Боровский. Агиографические и другие источники Основные сведения о П. содержатся в летописной статье под 1477 г. (ПСРЛ. Т. 25. С. 309-310), в его Житии, составленном архиеп. Ростовским и Ярославским Вассианом II (Саниным) , в Иосифо-Волоколамском патерике . Созданию этих произведений предшествовал «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского», написанный учеником П., иноком Иннокентием Дивным (см. о нем подробнее: Федотов С. В. Книжник Иннокентий Дивный и начало лит. школы мон-ря Рождества Богородицы под Боровском//Диалог со временем. СПб., 2013. Вып. 42. С. 144-157), вскоре после описываемых событий, в 1477-1478 гг. (Рассказ. 1999 (опубл. по: РГБ. Ф. 113. Волок. 515. Сб. XVI в. Л. 395-419)). Житие П. изучено недостаточно, мн. вопросы остаются дискуссионными. Выделяют 2 полные редакции Жития - Отдельную и Минейную ( Лурье. Вассиан Санин. 1988. С. 125) и 2 краткие редакции ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 208), одна из к-рых - Сокращенная редакция Жития П. (Память. 2003) - встречается только в списках ВМЧ. Основные отличия между текстами полных редакций Жития заключаются в том, что в тексте Минейной редакции отсутствуют «Повести отца Пафнутия» (о Великом море; об умершей инокине; о вел. кн. Владимирском Иоанне I Даниловиче Калите; о сне Иоанна I Калиты; о псе, укрытом драгоценной шубой; о вел. кн. Литовском Витовте ; о милостыне нищим; о видении дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича; об убиении некоего праведного мужа), а также Чудеса об исцелениях посетителей монастыря. Все они читаются в Отдельной редакции (Житие. 1899. С. 131-140). В Минейной редакции (РНБ. Соф. 1321) помещено 17 рассказов о прижизненных чудесах П., в Отдельной редакции (Житие. 1899) - 25 рассказов. В Минейной редакции названо имя составителя Жития - «Васьяна архиепископа Ростовского и Ярославского» - и помещено предисловие о «добродетельности» и «богоугодности» преподобного. А. П. Кадлубовский полагал, что эпизоды Жития о татях и о старце Евфимии вошли в патерик, а патериковый цикл эсхатологических рассказов П. был включен в текст поздних редакций жизнеописания святого. По мнению Л. А. Ольшевской, «Повести отца Пафнутия» представляют собой цикл эсхатологических рассказов, читающихся в патерике и в Житии П. Этот цикл «имел самостоятельное бытование и мог быть источником как для Досифея Топоркова - составителя патерика, так и для Вассиана Санина-агиографа» (Древнерусские патерики. 1999. С. 440; БЛДР. 2000. Т. 9. С. 498).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ († между 1334-1343), еп. Рязанский и Муромский. Русский хронограф 1512 г. и Никоновская летопись (20-е гг. XVI в.) сообщают, что Г. занимал Рязанскую кафедру после еп. св. Василия (ПСРЛ. Т. 9. С. XIV; Т. 22. Ч. 1. Прил. С. 465). Др. источники уточняют эти сведения. Г. вступил в управление Рязанской епархией после 1303 г., поскольку из грамоты Рязанского вел. кн. Михаила Ярославича известно, что в 1303 г. Рязанским архиереем был Стефан ( Морозов Б. Н. Грамоты XIV-XVI вв. из копийной книги Рязанского архиерейского дома//АЕ за 1987 г. М., 1988. 1. С. 300; 5. С. 306). В записях о поставлениях рус. епископов митр. Феогностом в 1343 г. назван Рязанский еп. Кирилл (ПДРКП. Прил. 7. Стб. 437-438), к-рый, по-видимому, был преемником Г. Летопись сообщает об участии Г. вместе с митр. св. Петром , Новгородским архиеп. Моисеем , епископами св. Прохором Ростовским, Варсонофием Тверским и вел. кн. Иоанном I Данииловичем Калитой в погребении владимирского вел. кн. Георгия (Юрия) Даниловича в Архангельском соборе Московского Кремля в 1-ю субботу Великого поста 1325 г. (ПСРЛ. Т. 3. С. 97). Г. неоднократно упоминается в записях о поставлении рус. епископов митр. Феогностом: в окт. 1328 г. вместе с митрополитом и Галицким еп. Феодором Г. участвовал в хиротонии иером. св. Антония во епископа Ростовского, 2 марта 1330 г. вместе с митрополитом, епископами Антонием Ростовским и Софонием Сарайским Рязанский архиерей совершал хиротонию иером. Даниила во епископа Суздальского, в июне 1334 г. вместе с Новгородским архиеп. Василием Каликой , епископами Антонием Ростовским и Феодором II Тверским Г. участвовал в хиротонии иером. Афанасия во епископа Сарайского (ПДРКП. Прил. Стб. 433-441). По-видимому, в 1330 г., на Соборе, посвященном избранию и хиротонии Суздальского еп. Даниила, Сарайский архиерей отказался от претензий на Червлёный Яр (обширная территория в Подонье), к-рый остался в юрисдикции Г.

http://pravenc.ru/text/166626.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН I ДАНИЛОВИЧ Вел. кн. Иоанн Данилович. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Вел. кн. Иоанн Данилович. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Калита (нач. 80-х гг. XIII в.- 31.03.1340, Москва), кн. московский (с 1325), вел. кн. Владимирский (с 1328). Из династии Рюриковичей , 2-й (по др. версии, 4-й) сын св. кн. Даниила Александровича . Впервые об И. Д. источники упоминают в связи с событиями 1296 г.: тогда Даниил Александрович, признанный новгородцами, отправил сына в Вел. Новгород в качестве наместника. Ок. 1300 г. И. Д. стал крестным отцом сына боярина Федора Бяконта Елевферия - буд. митр. Киевского и всея Руси св. Алексия . В 1303 г., после смерти отца, И. Д., по-видимому, участвовал в походе старшего брата Георгия (Юрия) Даниловича , ставшего московским князем, на Можайск, после чего город был окончательно присоединен к Московскому княжеству. В 1305 г., когда Юрий уехал в Орду спорить за Владимирское великое княжество с тверским кн. св. Михаилом Ярославичем , И. Д. вокняжился в Переяславле (Переславле-Залесском), с 1302 г. находившемся под властью московских князей. Из Твери к Переяславлю подошло войско, к-рое было разбито И. Д. и переяславцами при помощи московской рати. В последующие годы И. Д. оставался союзником Юрия Даниловича, ведшего борьбу с Михаилом Тверским, а затем с сыновьями последнего за верховенство в Сев.-Вост. Руси. Скорее всего именно переяславский князь во время частых отлучек Юрия Даниловича из Москвы управлял Московским княжеством. В 1317 г., когда Юрий воевал с Михаилом Тверским, И. Д. ездил в Вел. Новгород договариваться с новгородцами о союзных действиях. В 1320 г. И. Д. отправился в Орду, где находился 2 года. В 1322 г. князь был вынужден участвовать в походе на Русь ханского посла Ахмыла против Юрия Даниловича, не выплатившего Орде дани. Вел. кн. Иоанн Данилович возвращается из Орды; просит дань у новгородцев. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 350)

http://pravenc.ru/text/469776.html

Устранив, таким образом, все ошибочные и бездоказательные предположения о мнимо-глубокой древности Московского Звенигорода, самое существование которого, как города, может считаться вполне достоверным лишь сначала XIV столетия, перейдем теперь к определению времени построения его соборного храма, обращающего на себя справедливое внимание любителей церковной старины в памятниках ее зодчества. Храм этот, по всей вероятности, построен одновременно с обращением Звенигорода в укрепленное место, то есть, согласно с вышесказанным, в первой четверти XIV столетия, первыми московскими князьями, скорее же всего князем Юрием (Георгием) Даниловичем (1303–1326); на эту мысль наводит нас существование в этом храме издревле придела во имя Св. великомученика Георгия, и притом надобно предполагать, что Звенигородский Успенский собор был первым из числа храмов, построенных в Московском княжестве из белого (желтоватого) тесаного камня, добываемого доселе в каменоломнях нагорного берега Москвы-реки близ Звенигорода и Хотяжи, которые впоследствии доставляли богатый материал для построения и первых московских храмов, начиная с первого Московского Успенского собора, застроенного в 1326 году и освященного в 1328 году, при великом князе Иване Даниловиче Калите. В этом отношении Московский Звенигород был для Москвы тем же, чем Боголюбов для г. Владимира, – то есть, соборный храм его служил образцом и прототипом для храмов московских. Но и допуская предположение, что Звенигородский Успенский собор мог быть построен незадолго до построения первого московского соборного храма, не следует забывать летописное свидетельство, что Звенигород вместе с Москвою был выжжен и разорен в 1382 году, в нашествие Тохтамыша, при чем и первоначальный каменный храм его едва ли мог уцелеть от разорения, а потому и построение настоящего соборного храма в Звенигороде вернее будет относиться ко времени удельного Звенигородского князя Юрия (Георгия) Дмитриевича (1389–1434), второго сына великого князя Московского и всея России Дмитрия Ивановича Донского, а именно к 1390-м годам; притом же известно, что князь этот один из всех удельных Звенигородских князей проживал в Звенигороде и слыл за набожного и искусного храмоздателя. Им же созданы соборные храмы: Саввина – Сторожевского монастыря и Троицкой Сергиевой обители, в коем почивают мощи пр. Сергия. К тому же времени (к концу XIV столетия) могут быть отнесены, без всякой натяжки, и остатки фресок Звенигородского собора на столбах алтарной преграды, закрытые местными иконами иконостаса позднейших времен, из коих одна изображает явление преподобному Пахомию Ангела, в одеянии великого ангельского образа (схимы), а другая – беседу пустынника Варлаама (в образе купца) с Индейским царевичем Иоасафом. Характер букв на хартиях, держимых в руках Ангела и Варлаама, подтверждает наше предположение о написании этих фресок не ранее конца XIV столетия, то есть, современно обновлению или построению Звенигородского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Еп. Афанасий поставил в Переяславле прп. Сергия Радонежского (предварительно - во диакона и во священника) ( Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 324-325) в игумена основанного преподобным Троицкого мон-ря под Радонежем (см. ст. Троице-Сергиева лавра ). Вероятно, это случилось в 1353-1354 гг., в отсутствие на Руси свт. Алексия, уехавшего на поставление в К-поль ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 78), но не исключено, что во время 2-й поездки первосвятителя в столицу Византии, осенью 1355 г.- не позднее весны 1356 г. Вскоре после 26 нояб. 1374 г. прп. Сергий крестил в Переяславле родившегося в этом городе сына блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича будущего вел. кн. Георгия (Юрия) Димитриевича ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись. С. 397-398; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 535). Переяславль в летописных сведениях кон. XIV в. уже не относится к Ростовской епархии (в сообщениях 1394 и 1396 гг. говорится о принадлежности Ростовским архиереям Ростова, Ярославля, Белоозера, Углеча Поля, Устюга и Мологи - Там же. С. 445; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381). Очевидно, уже сразу после кончины еп. Афанасия, в 1362 г., Переяславский у. входит в состав Митрополичьей области . Переяславским архимандритом, т. е. главой всего черного духовенства и монашества Переяславля, был Пимен , буд. митрополит всея Руси (1380-1389) (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 129); скорее всего он был настоятелем переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря ( Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв.//Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 281). Впервые переяславский архимандрит (Филимон) упоминается в договоре сыновей вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты 40-х гг. XIV в. (ДДГ. 2. С. 13). В марте 1374 г. св. митр. Алексий посетил Переяславль вместе с патриаршим посланником свт. Киприаном , также буд. митрополитом всея Руси (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 105). При Алексии (С. Б. Веселовский не исключал, что уже при св. митр. Феогносте ) митрополия всея Руси получила в Переяславском у. ряд владений: Романовскую волость, ряд сел и мон-рей, в частности Борисоглебский на Песках (см.: Веселовский С. Б. Феод. землевладение в Сев.-Вост. Руси. М.; Л., 1947. Т. 1. С. 361-365). О пребывании Переяславля в составе епархии, управляемой митрополитом, свидетельствует грамота митр. Киевского свт. Фотия 1420 г. Горицкому мон-рю (АСЭИ. Т. 3. 94. С. 130), а также последующие грамоты XV - нач. XVI в., связанные с землевладением митрополичьего дома в Переяславском у. (см.: АФЗХ. Т. 1. 115-144. С. 109-129).

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Отдельный раздел в И.-В. п. составляют повести, рассказанные прп. Иосифом Волоцким: «О отцы Макарии Калязиньском» и о чудесах у его гроба; о не названном по имени «добродетелном зело» игумене Тверского мон-ря (Савве), бившем жезлом празднословящих братий; о 2 братьях-христианах, попавших в плен,- о смерти одного из них, не соблюдавшего в плену поста, и о спасении другого, соблюдавшего пост в понедельник и после избавления принявшего постриг в Пафнутиевом мон-ре. Широкую известность получили вошедшие в И.-В. п. «Повести отца Пафнутия», в к-рых передается видение инокини, умершей во время эпидемии в 1427 г. и ожившей. В раю она видела вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиту, удостоенного небесного блаженства за нищелюбие; в связи с видением приводится рассказ об искушении Иоанна Калиты нищим (источником этого сюжета послужило, вероятно, Житие деспота св. Стефана Лазаревича; см.: Турилов А. А. «Гарун-ар-Рашидовский» сюжет в славянских лит-рах XV-XVI вв.: Сербский деспот Стефан Лазаревич и вел. кн. Московский Иван Калита//ДРВМ. 2004. 2. С. 8-11). В аду инокиня видела Литовского вел. кн. Витовта , между раем и адом - милостивого «агарянина», творившего добрые дела. Неск. небольших повествований, изложенных со ссылкой на преподобных Пафнутия и Иосифа, содержат, в частности, рассказы о явлении прп. Пафнутию умершего дмитровского кн. Георгия (Юрия) Васильевича; о чудесном возвращении похищенных из Пафнутиева мон-ря волов; о видении старцем Евфимием беса в облике «мурина», искушавшего монахов; о чудесном отмщении за убийство праведника; о Киевском митр. св. Петре , моление к-рого было исполнено после того, как он раздал имевшиеся у него в казне деньги; о раскаянии и монашеском постриге разбойника Иакова Черепины. Одной из сквозных тем в И.-В. п. являются события, связанные с «агарянами», в частности судьбы людей, попавших к ним в плен. Об этом повествуется в нескольких коротких рассказах, завершающих патерик в сборнике ГИМ. Син. 927: о девице, по совету инока ударившей ножом «агарянина» и убитой им; о 2 воинах, один из к-рых принял мученическую смерть, а другой пытался вымолить пощаду «и абие усечен бысть… В мгновение часа един обретеся в руце Божии, а другий в руце диавола» (наблюдается сходство между этими рассказами и Житием мч. Иоанна Казанского, часто встречающимся в волоколамских сборниках). Тема «агарян» раскрывается и в типичном для монашеской книжности поучении о «женской злобе». Жена некоего воина попала в плен к «агарянам», муж отправился ее искать и обрел «жену свою со князем их лежащу на одре… ото многаго пияньства спящу». Женщина разбудила варвара, и тот едва не убил ее мужа, но воин был спасен своим псом и расправился с обидчиками.

http://pravenc.ru/text/673723.html

В 1277 г. галицко-волынские князья по приказу темника Ногая участвовали в походе на литов. владения в Понеманье. Вместо себя Л. Д. послал своего сына Юрия, рать к-рого была разбита под Гродно. В февр. 1280 г. при военной поддержке ордынских, литов. и ятвяжских отрядов, а также ратей своих родственников Л. Д. напал на владения краковско-сандомирского кн. Лешека II (по мнению ряда исследователей, Л. Д. попытался вмешаться в борьбу за краковское наследство; волынский летописец отмечает, что Л. Д. хотел присоединить к своим владениям только пограничные земли между Галицкой землей и М. Польшей). 23 февр. 1280 г. под Гозлице его войска были разбиты поляками. Кн. Лешек II предпринял ответный поход на владения Л. Д., к-рые были сильно разорены, включая окрестности Львова. В 1282 г. вместе с др. рус. князьями Л. Д. участвовал в походе ордынцев под командованием хана Телебуги и темника Ногая против Венгрии и князей М. Польши. Союзники разорили владения кн. Лешека II вплоть до г. Кракова, нанеся им огромный урон. Возвращаясь из похода, ордынцы разорили в Галицко-Волынской земле владения Л. Д. и его родственников. О попытках Л. Д. возобновить общерус. связи свидетельствует 1-й брак его сына кн. Юрия (Георгия) Львовича, к-рый в 1282 г. женился на дочери умершего Владимирского, Новгородского и Тверского вел. кн. Ярослава Ярославича. Зимой 1287/88 г. Л. Д. вновь боролся за краковское наследство и разорил земли вокруг Сандомира. В 1289 г. он возобновил союзный договор с Чехией, встретившись лично с кор. Вацлавом II. В ответ на это ок. 1290 г., желая опереться на военную помощь Л. Д. в борьбе за краковское наследство, буд. польск. кор. Владислав I Локетек, младший брат кн. Лешека II, отдал свою младшую сестру кнж. Евфимию замуж за кн. Юрия Львовича. Неприязненные отношения с кн. Владимиром Васильковичем привели к тому, что его наследником стал не Л. Д. и его сын Юрий, а кн. Мстислав Данилович, который поддерживал со старшим братом дружественные отношения. Даже в 1288 г., когда Юрий Львович с ведома отца захватил у своего дяди Берестейское княжение, включая Подляшье с городами Каменец и Бельск, кн. Мстислав Данилович послал ко Л. Д. не военную рать, а посольство во главе с Владимиро-Волынским еп. Евсигнеем.

http://pravenc.ru/text/2463291.html

В 1264 г. знатный католич. феодал Аладар получил от кор. Белы IV в З. в качестве владения Сентмиклош (ныне Чинадиево) и Сойву (ныне Свалява). Знавший древнерусский язык Аладар неоднократно выполнял функции посла венг. короля к правителям Галицко-Волынского княжества. В 1290 г., после убийства венг. кор. Ласло IV Куна, представлявшего главную линию династии Арпадов, на венг. престоле оказался кор. Андраш (Эндре) III, права которого были признаны не всеми магнатами. В том же году король пожаловал Унгвар и его доминию своему канцлеру и палатину Аба Амадею. Княживший в Галиче, в Перемышле и во Львове вел. кн. Лев I Данилович (ок. 1269-1301), выступая от имени своего сына (внука кор. Белы IV) кн. Юрия (Георгия) Львовича , временно овладел З., поставив на должность ишпана комитата Берег своего посадника Григория. Горянская ротонда. XII, XV вв. Фотография. 2008 г. Горянская ротонда. XII, XV вв. Фотография. 2008 г. В 1301 г., после смерти кор. Андраша (Эндре) III, в Венгрии пресеклась династия Арпадов, в результате чего на венг. престоле до 1310 г. сменилось неск. претендентов. К этому времени страна фактически была поделена между крупнейшими магнатами, нередко имевшими в управлении по неск. комитатов. Победа в борьбе за венг. корону представителя Анжуйской династии кор. Карла Роберта (1308-1342) вызвала широкое оппозиционное движение магнатов в В. Венгрии и в З. Его лидером стал Матуш (Мате) Чак (ум. в 1321). Боевые действия шли в т. ч. на землях З. (в комитатах Земплен, Сепеш, Унг, Шарош). В 1312 г. в битве при Розгони (ныне Розгановце, Словакия) кор. Карл Роберт разгромил мятежную знать. Аба Амадей, союзник Чака, был лишен владений в З. Сторонник короля ишпан комитата Земплен П. Петё получил от кор. Карла Роберта Унгвар и его доминию. В 1320 (1321?) г. вместе с палатином Копасом ишпан Петё организовал новое движение против кор. Карла Роберта. Петё предлагал одному из сыновей Галицкого вел. кн. Юрия Львовича (Льву II или Андрею) вступить в борьбу за венг. корону. Однако венг. королю удалось нанести поражение Петё, ок. 1322 г. были подавлены последние очаги мятежа, ишпан, по-видимому, бежал в Галицкую Русь.

http://pravenc.ru/text/182499.html

В кон. 1259 г. по приказу отца вместе с дядей волынским кн. Васильком Романовичем Л. Д. встречал и сопровождал пришедшего с войсками на Галицко-Волынскую землю кн. Бурундая, участвовал по приказу ордынцев в разрушении укреплений русских городов на Волыни и в Прикарпатье - Владимира-Волынского, Данилова, Кременца, Луцка, Львова и др. Зимой 1259/60 г. был вынужден участвовать в грабительском походе войск Бурундая на земли М. Польши, во время к-рого с жителями Сандомира («Судомиря») на р. Висле Л. Д. вел переговоры о почетной сдаче, однако ордынцы не стали выполнять ее условия. За эту двоякую позицию Л. Д. было выражено порицание в польск. анналах (Там же. Стб. 848-855; «Великая хроника». 1987. С. 307-314). В 1264 г., после смерти отца, Л. Д. унаследовал волости, преимущественно расположенные в Западной, а в 1269 г.- в Вост. Галиции и Забужье. Л. Д. был обвинен волынским летописцем в убийстве в 1268 г. принявшего монашество бывш. Литовского вел. кн. Войшелка , крестного отца его сына Юрия (Георгия) Львовича . Убийство произошло во владимиро-волынском Михайловском монастыре. Согласно версии местного летописца, Л. Д. «уби Воишелка завистью, оже бяшеть дал землю Литовьскую брату его Шварнуви» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 859, 868, 891). В борьбе против внешних соседей Л. Д. неоднократно привлекал военную помощь из Орды, будучи в хороших отношениях с ханами и со всесильным темником Ногаем. За это он получил порицание от составителя Волынского летописца кн. Владимира (Иоанна) Васильковича , т. к. во время возвращения из этих походов ордынцы неоднократно разоряли земли Юго-Зап. Руси. Л. Д. сохранял мирные отношения с Литовским вел. кн. Тройденом (ок. 1272-1282), который в 1274 г. захватил у правителя Галицкой земли г. Дорогичин. Зимой 1274/75 г. ордынцы привлекались для ответных действий русских князей в Понеманье (Чёрная Русь) во время осады, когда Л. Д. захватил Дорогичин и русские войска осаждали Новогрудок. В 1276 г. Л. Д. захватил у Тройдена г. Слоним. В 1273 г. Л. Д. возглавлял коалицию князей Юго-Зап. Руси, которая помогала во внутрипольск. делах правителю Кракова кн. Болеславу V Стыдливому. В 1277 г. вместе с малопольск. князьями Болеславом V, Лешеком II Чёрным и силезскими Пястами он примкнул к союзу с чеш. кор. Пшемыславом Оттокаром II в его борьбе против герм. кор. Рудольфа Габсбурга. Одной из причин, побудивших Л. Д. включиться в войну за пределами Юго-Зап. Руси, стал вновь поднятый вопрос о наследстве Бабенбергов, на которое ранее претендовал его покойный брат кн. Роман Данилович (Piastowie. 1999. S. 195; Флоря. Исследования. 2007. С. 216).

http://pravenc.ru/text/2463291.html

Исключения составляют: город Дмитров, основанный в честь рождения у князя Юрия сына Всеволода, с собором Димитрия Солунского; Юрьев-Польской (названный Юрием Долгоруким именем собственного небесного покровителя) с собором Георгия Победоносца; старейшие города княжества Ростов и Владимир с Успенскими соборами (они наследовали традиции Киево-Печерского монастыря) и Суздаль с Христорождественским собором; в Костроме мы знаем о существовании в XIII столетии церкви Федора Стратилата, которая, возможно, была городским собором. Все города с Преображенскими соборными престолами являлись княжескими резиденциями, выполняя функцию центров княжеского влияния в крае. Как видим, Москва не была исключением из этого правила. Становление Москвы как объединительного центра, сначала раздробленного Владимиро-Суздальского княжества, а потом и всех русских земель, также связано с градостроительной политикой великих князей московских. В правление Ивана Даниловича Калиты Москву избирает постоянным местом пребывания митрополит Киевский и всея Руси Петр. Именно с фактическим переносом митрополичьей кафедры из Владимира в маленькую Москву связано строительство на месте деревянной княжеской церкви Димитрия Солунского белокаменного Успенского собора. Таким образом, московский Успенский собор наследует Успенскому собору столицы княжества — Владимиру-на-Клязьме. Более того, митрополит Петр определил Успенский собор местом своего погребения, его завещание Ивану Калите звучит предсказанием будущего процветания города и обетованием его царственности среди городов русских: «Аще мене, сыну, послушаеши и храм Пречистыя Богородицы воздвижеши во своем граде, и сам прославишися паче иных князей и сынове и внуце в роды и роды. И град прославлен будет во всех градех Руских, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плеща враг его, и прославлен Бог в нем; еще же мои кости в нем положении будут». Мощи митрополита Петра (ведь Петр с еврейского переводится как камень) положены в основании Успенского собора и в основании Москвы как столицы Русского государства. Московский конец света

http://pravmir.ru/gorod-budushhego/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010