Мученик Прокопий был чтецом в Скифополе. Пострадал при Дхоклитиане, в Кесарии Палестинской, в 303 г. Мученик Менигн был белильник, т. е. занимался мытьем одежд. Однажды, во время своего занятия, двукратно он слышал голос, призывавший его к мучению за Христа. Тогда он публично объявил себя христианином и разорвал царский указ о преследовании христиан. Ему сначала отсекли пальцы на руках, а потом обезглавили. Это было в 251 году, при Декии. Преподобный Агавва был измаильтянин, подвизался в Сирии, в V веке. День и ночь проводил он в молитве, стоя на коленях, носил власяницу и железные вериги, питался одним хлебом и водой. Праведный Михаил был болгарин, жил в IX веке и состоял на военной службе. С юных лет он отличался необыкновенным благочестием, так что называли его святым. На 25 году он одержал славную победу над арабами. Когда возвращался с победы и остановился для отдыха на берегу озера, то услышал плач. Это плакала девица, обреченная на съедение змею, который выходил из озера. Св. Михаил молитвой поразил змея и спас девицу. Граждане близлежавшего города не знали, как благодарить его за спасение от змея. Вскоре после того праведный Михаил скончался. Убиение благоверного князя Михаила Ярославича Тверского. Он был воспитан в страхе Божием своей матерью, благочестивой Ксенией. Состоя тверским князем, был возведен на великокняжеский престол во Владимире. Тогда племянник его Юрий Даниилович Московский, женившись на сестре хана, по своим проискам в орде, перехватил у него великокняжеский престол. Св. Михаил великодушно уступил ему великое княжение. Юрий же стал жечь и грабить города и селения Тверского княжества. Тогда св. князь пригласил на совет епископа и бояр и сказал: «Судите меня с племянником. Сколько зла сделал он мне! Совесть не упрекает мена ни в чем против него, но, быть может, я и ошибаюсь. Скажите вы, не виноват ли я чем пред ним?» Епископы и бояре отвечали, что его смирение изумительно, так как он имел множество обид от племянника, и что теперь ему нельзя не идти войной против Юрия, потому что могут прийти татары и осквернить их святыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Хан Менгу-Тимур (1266–1281) положил начало еще одной традиции в отношениях между Ордой и Русской Церковью. Он впервые выдал первому после Батыева нашествия митрополиту Киевскому и всея Руси Кириллу II ярлык на управление Русской Церковью, подобно тому как это делалось в отношении русских князей. Поскольку с самого начала монголы не посягали на права православного духовенства, появление ярлыков, по мнению Карташева, было мерой не учредительной, а охранительной, дабы избавить духовенство от посягательств ханских чиновников, злоупотреблявших своими полномочиями. Во всяком случае характер ярлыков митрополичьих заметно отличался от характера княжеских ярлыков: монголы в дела управления Русской Церковью никогда не вмешивались. В ханских ярлыках можно было встретить такие утверждения: «Кто будет хулить веру русскую, надругаться над нею, тот ничем не извинится, а умрет злою смертию». Ярлыки вменяли в обязанность русскому духовенству молиться за хана и его семью. Ярлык Мешу-Тимура объявляет: «Мы пожаловали попов и чернецов и всех богадельных людей, да правым сердцем молят за нас Бога, и за наше племя без печали, благословляют нас...» Столь же благожелательно отношение к Русской Церкви и хана Узбека, выраженное в его ярлыке митрополиту св. Петру. Несмотря на то, что Узбек и все последующие за ним ханы Золотой Орды уже были мусульманами, они считали необходимым продолжать следовать традиционной монгольской веротерпимости и не проявляли столь характерного для ислама религиозного фанатизма. Узбек, например, подобно многим другим ханам, был женат на христианке – дочери византийского императора Андроника Младшего Палеолога. Сестра же Узбека – Кончака – вышла замуж за Московского князя Юрия Данииловича и в крещении получила имя Агафия. Вообще же случаи женитьбы русских князей на крещенных монгольских принцессах были не редки на Руси в XIII-XIV вв. Так, на дочери Менгу-Тимура, получившей в крещении имя Анна, был женат князь Ярославский и Смоленский св. Феодор Чермный. Позже, в XIV столетии, русские митрополиты также приезжают в Орду за ярлыками. Св. митрополит Феогност в 1343 г. получил ярлык от Джанибека, который, будучи мусульманином, оставался, однако, весьма благосклонным по отношению к Русской Церкви. Его отношение к православному духовенству традиционно для монголов: для исцеления своей жены Тайдулы он приглашал св. митрополита Алексия Московского . В 1357 г. св. Алексий приезжал за ярлыком к хану Бирдибеку. Последний же ярлык датирован 1379 г.: его выдал нареченному митрополиту Михаилу-Митяю хан Атюляк. Вскоре после этого последовала знаменитая Куликовская битва, и отношения Руси с Ордой вошли в иную фазу. Власть монголо-татар на Руси стремительно ослабевала, и выказывание ханами расположения к Русской Церкви утратило всякий смысл. Кроме того, исчезли старые монгольские традиции, сменившиеся фанатичным исламизмом. Глава 7. Русская Церковь в период монгольского ига. Митрополиты Кирилл II и св. Максим

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской (+ 1318) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 22 нояб. в день мученической гибели, 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских князей, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1541 и 1549 гг. Св. благоверный князь Михаил Ярославич тверской был сыном князя Ярослава Ярославича — брата св. Александра Невского и родился в 1272 г., когда отец его уже умер. Воспитывала его мать, княгиня Ксения, принявшая впоследствии иночество. Образ жизни его был в юности почти монашеский: заветным его желанием было стать когда-нибудь иноком или мучеником. Последнее сбылось. В 1285 г. он наследовал своему старшему брату, князю Святославу, и начал свое княжение с закладки в Твери Спасо-Преображенского собора. В 1294 г. он женился на ростовской княжне Анне Димитриевне (память ее 2 окт.) и имел от нее четверых сыновей и дочь. Он был высокого роста и отличался красотой, силой и мужеством. Народ любил его. В 1304 г. настала его очередь, как старшего в роде, стать вел. князем владимирским. Но теперь великокняжеский престол зависел от произвола хана, и князь Юрий Даниилович московский, сын младшего сына св. Александра Невского (женатый на сестре хана Узбека, Кончак-Агафии), своими происками добился того, что великое княжение было предоставлено ему. Михаил Ярославич готов был уступить, дабы избежать пролития русской крови, но московский князь вторгся в Тверскую землю с большим войском и стал ее опустошать. В 40 верстах от Твери, при деревне Бортенево, князь Михаил разбил его, причем взял множество пленных, среди которых была княгиня Агафия, посол хана Кавгадый и брат князя Юрия — Борис. Князь принял знатных пленников с почетом и готов был их отпустить, но, к несчастью, княгиня Агафия в Твери скоропостижно скончалась, и князь Юрий обвинил тверского князя перед ханом в том, что он ее отравил. Возвели на него и другие клеветы, и хан Узбек вызвал князя Михаила в Орду на суд.

http://sedmitza.ru/lib/text/437900/

Между тем Михаил бежал в Литву, где имел себе сильного покровителя в В. Князе Ольгерде, за которым была его сестра. Войска московские сопровождали искателей княжения тверского и внесли опустошение в тверскую область. Но когда явился Михаил с войском литовским, Князья Василий и Иеремия отступились от своих требований и спешили преклонить его на мир и с В.К. Димитрием Иоанновичем (1367 г.). Впрочем, мир этот был непродолжителен. Иеремия первый объявил себя врагом Кн. Тверского и удалился в Москву. Михаил опасен был для Москвы – и по своим связям в Литве, и по привязанности к нему Твери, и по своему мужеству. Времена Михаила Ярославича и Юрия Данииловича ещё были не далеки. Итак, советники В. Князя убедили юного Государя и благосердого Святителя пригласить Михаила в Москву, под предлогом укрепления приязни. Князь Тверской явился: но здесь между ним и В. Князем завели спор. Михаил отдался на суд митрополита: но его не мог спасти и суд Святителя. Михаила и бояр его захватили и посадили в заключение, из которого он освобождён только по опасению от появившихся в пределах Руси войск татарских 99 . Оскорблённый таким поступком Михаил всего более жаловался на св. Алексия, которому всех более прежде доверял. Но можно ли думать, чтобы душа праведника была причастна каким-нибудь коварным замыслам? Можно ли думать, чтобы герой веры, не устрашившийся великого испытания в Орде, до того ослабел в уповании на защиту Божию, что согласился низойти до мер низкого слабодушия, тогда как и не предстояло опасности неизбежной? Как бы то ни было, но это несчастное происшествие было началом продолжительной вражды между в. княжением московским и тверским, и в первый раз вызвало Литву на борьбу с Москвой. В истории этих браней и сношений между враждующими мы более уже не встречаем имени св. Алексия, до их примирения. Только при описании первого нашествия Ольгердова на Москву, летописец замечает, что и митрополит находился вместе с В. Князем в осаде 100 . В другой раз он упоминает ещё, как сын Михайлов, содержавшийся в Орде за долг (10.000 р.) своего отца, пожалованного ею в В. Князья, привезён был в Москву и здесь содержался на дворе митрополита, доколе родные его не выкупили 101 . Михаил бился до последней крайности, и, наконец, должен был смириться пред В. Князем Московским (1375 г.). Тогда, по благословению св. Алексия, князья заключили между собою договор, в котором Димитрий дал почувствовать Князю Тверскому свои права победителя 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1312 г. в результате конфликта с новгородцами М. Я. вывел из Новгорода своих наместников и, перекрыв пути («Торжек зая и Бежичи и всю волость»), организовал хлебную блокаду Новгорода. После переговоров, на которые был отправлен новгородцами архиеп. Давид , князь «ворота отвори» и отправил в Новгород наместников. В 1314 г. уже новгородцы арестовали наместников М. Я. и ходили «ратию к Твери» в отсутствие находившегося в Орде князя. Попытки новгородцев посадить на стол князя Московского в 1316 г. привели уже к военному конфликту. 10 февр. М. Я., который пришел «со всею Низовьскою землею и с Татары» (НПЛ. С. 94), разгромил у Торжка новгородское войско. Наместник Юрия Данииловича, его брат Афанасий и новгородские бояре оказались в заложниках в Твери. «Кремник» Торжка М. Я. «повеле разнести» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 36). После этого была составлена новгородско-тверская договорная грамота (докончание), к-рая не сохранилась, а в 1317 г. была заменена другой, писавшейся при новом посольстве архиеп. Давида. Новгородцы выплатили за находившихся у М. Я. «в тали» (заложников) значительные средства. Церковная политика М. Я. в период его великого княжения отражена в письменных памятниках недостаточно полно. В 1305 г., когда умер св. митр. Максим, от Сев.-Вост. Руси на поставление новым митрополитом в К-поль отправился игум. Геронтий. Одновременно (или несколько ранее) в К-поль поехал свт. Петр как кандидат на Галицкую митрополию (см. Галицкая епархия ), к-рый был, однако, поставлен на Киевскую митрополию. События, развернувшиеся далее, известны из Жития св. митр. Петра, в к-ром М. Я. не упоминается ни прямо, ни косвенно. Тем не менее сложилось представление, что игум. Геронтий был непосредственной кандидатурой вел. князя. Аргументом в пользу этого служила информация, сохранившаяся в посланиях К-польского патриарха Нифонта I (1310-1314) и монаха «Богородицкой лавры» (тверского Отроча мон-ря) Акиндина к М. Я. Из посланий следует, что Петр на митрополичьей кафедре был для М. Я. нежелательной фигурой. В послании патриарха Нифонта говорится о том, что вел. князь вправе обвинять митрополита и ждать разбирательства от патриарха, по результатам которого, пишет Нифонт, если тот не исправится, «другого поставим, кого въсхочет твое боголюбьство» (ПДРКП. 16. Стб. 149). В Киприановской редакции Жития о Геронтии говорится, что «не достоит миряном избрания святительския творити» ( Клосс. С. 40). Эта информация свидетельствует о том, что он был кандидатом М. Я.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

князь Литовский Витовт надают князю Феодору Данииловичу Острожскому замок Острог и имения к нему принадлежащие, как-то: Корчец (ныне м. Корец), Заслав, Хлапотин (ныне м. Красностав Новград. у.), Иванин, Хрестович, Красное и Крупа (Archiwum ks. Sanguszkw t. 1, стр. 6). 345 Село Мятин упоминается в акте от 1702 года 30 августа в универсале кастеляна Волынского Франциска Ледуховского к дворянам Волынского воеводства, объявляющем о восстании Самуся, жителя города Богуслава и созывающем дворянское ополчение под Мятин, что на реке Икве (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 448). Ещё оно – под именем села Мнятина, как имение князя Юрия Васильевича Острожского – упоминается в акте от 20 апреля 1448 года, в коем князь Юрий Васильевич продаёт за 16½ коп грошей брату своему князю Ивану Васильевичу сёла Мнятин, Головчичи, Подборцы и Детиничи (Archiwum ks. Sanguszkw, t. 1, стр. 44). В церкви села Мятина имеется чудотворная икона Богоматери с Предвечным Младенцем. Икона эта – копия Иверской. При церкви хранится от 1746 года рукописная летопись чудес от этой иконы, написанная на славяно-русском и польском языках бывшим местным священником, впоследствии Дубенским протоиереем Александром Лозовским. Из этой летописи узнаём, что икона эта была написана в селе Перевередове (Дуб. у.) в 1746 году неким благоговейным мужем (вероятно, крестьянином) Григорием, затем была освящена и благословлена о. Александром Лозовским в церковь Мятинскую, в которую с великою честью она и была перенесена и поставлена на горнем месте, за престолом. Что было побуждением к этому перенесению иконы, в летописи об этом не сказано. Несомненно только, что о. Лозовского и мужа Григория, дарившего эту икону, влекло к Мятину какое-то благоговейное религиозное чувство... Спустя 20 лет после этого, от этой иконы стали являться чудесные знамения. Так, в той же летописи читаем, что в 1766 году 26 октября, когда приходский Мятинский священник отбыл на Богослужение в соседнее село Аршичин, вдруг яркий свет озарил Мятинскую церковь . Свет этот видели Мария Останьюкова Рудычка и её муж Тимофей Рудык.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Между тем Михаил бежал в Литву, где имел себе сильного покровителя в В. Князе Ольгерде, за которым была его сестра. Войска московские сопровождали искателей княжения тверского и внесли опустошение в тверскую область. Но когда явился Михаил с войском литовским, Князья Василий и Иеремия отступились от своих требований и спешили преклонить его на мир и с В. К. Димитрием Иоанновичем (1367 г.). Впрочем, мир этот был непродолжителен. Иеремия первый объявил себя врагом Кн. Тверского и удалился в Москву. Михаил опасен был для Москвы – по своим связям в Литве, и по привязанности к нему Твери, и по своему мужеству. Времена Михаила Ярославича и Юрия Данииловича еще были не далеки. Итак, советники В. Князя убедили юного Государя и благосердного Святителя пригласить Михаила в Москву, под предлогом укрепления приязни. Князь Тверской явился; но здесь между ним и В. Князем завели спор. Михаил отдался на суд Митрополита: но его не мог спасти и суд Святителя. Михаила и бояр его захватили и посадили в заключение, из которого он освобожден только по опасению от появившихся в пределах Руси войск татарских 37 . Оскорбленный таким поступком Михаил всего более жаловался на св. Алексия, которому всех более прежде доверял. Но можно ли думать, чтобы душа праведника была причастна каким-нибудь коварным замыслам? Можно ли думать, чтобы герой веры, не устрашившийся великого испытания в Орде, до того ослабел в уповании на защиту Божию, что согласился низойти до мер низкого слабодушия, тогда как и не предстояло опасности неизбежной? Как бы то ни было, но это несчастное происшествие было началом продолжительной вражды между в. княжением московским и тверским, и в первый раз вызвало Литву на борьбу с Москвой. В истории этих браней и сношений между враждующими мы более уже не встречаем имени св. Алексия, до их примирения. Только при описании первого нашествия Ольгердова на Москву, летописец замечает, что и Митрополит находился вместе с B. Князем в осаде 38 . В другой раз он упоминает еще, как сын Михаилов, содержавшийся в Орде за долги (10,000 р) своего отца, пожалованного ею в В. Князья, привезен был в Москву и здесь содержался на дворе Митрополита, доколе родные его не выкупили 39 Михаил бился до последней крайности, и наконец должен был смириться пред В.. Князем Московским (1375 г.). Тогда, по благословению св. Алексия, Князья заключили между собою договор, в котором Димитрий дал почувствовать Князю Тверскому свои права победителя. 40

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

По совету Галицкого князя Юрия игумен Петр также отправился к Константинопольскому Патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: " Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии " . Слова Божией Матери в точности исполнились: Патриарх Константинопольский Афанасий (1289-1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир. Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству. В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства. В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Данииловича Калиты (1328-1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. По его благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого первосвятителя Русской земли. 21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.

http://patriarchia.ru/db/text/908880.htm...

Хан Менгу-Тимур (1266-1281 г.г.) положил начало еще одной традиции в отношениях между Ордой и Русской Церковью. Он впервые выдал первому после Батыева нашествия митрополиту Киевскому и всея Руси Кириллу II ярлык на управление Русской Церковью, подобно тому, как это делалось в отношении русских князей. Поскольку с самого начала монголы не посягали на права православного духовенства, появление ярлыков, по мнению Карташева, было мерой не учредительной, а охранительной, дабы избавить духовенство от посягательств ханских чиновников, злоупотреблявших своими полномочиями. Во всяком случае, характер ярлыков митрополичьих заметно отличался от характера княжеских ярлыков: монголы в дела управления Русской Церковью никогда не вмешивались. В ханских ярлыках можно было встретить такие утверждения: " Кто будет хулить веру русскую, надругаться над нею, тот ничем не извинится, а умрет злою смертию " . Ярлыки вменяли в обязанность русскому духовенству молиться за хана и его семью. Ярлык Менгу-Тимура объявляет: " Мы пожаловали попов и чернецов и всех богадельных людей, да правым сердцем молят за нас Бога, и за наше племя без печали, благословляют нас... " . Столь же благожелательно отношение к Русской Церкви и хана Узбека, выраженное в его ярлыке митрополиту св. Петру. Несмотря на то, что Узбек и все последующие за ним ханы Золотой Орды уже были мусульманами, они считали необходимым продолжать следовать традиционной монгольской веротерпимости и не проявляли столь характерного для ислама религиозного фанатизма. Узбек, например, подобно многим другим ханам, был женат на христианке - дочери византийского императора Андроника Младшего Палеолога. Сестра же Узбека - Кончака - вышла замуж за Московского князя Юрия Данииловича и в крещении получила имя Агафия. Вообще же подобные случаи женитьбы русских князей на крещенных монгольских принцессах были не редки на Руси в XIII-XIV в.в. Так, на дочери Менгу-Тимура, получившей в крещении имя Анна, был женат князь Ярославский и Смоленский св. Феодор Чермный.

http://sedmitza.ru/lib/text/436245/

В те времена было принято, чтобы овдовевшие княгини уходили в монастырь. Княгиня Анна не спешила. Ее поддержка, помощь, мудрость нужна была взрослеющим сыновьям. Княживший в Твери после гибели отца Дмитрий Михайлович, пылкий, воинственный и отчаянный, уже в 1325 году в Золотой Орде насмерть зарубил виновника гибели отца - князя Юрия Даниилович. За это он сам лишился жизни от рук татарского хана. Эта уже вторая смерть людей, близких княгине, увы, была не последней. Вслед за Дмитрием княжить в Твери стал его брат Александр Михайлович. В 1327 году в Твери с молчаливого согласия князя произошло восстание против ханского посла Щелкана. Последний собирался уничтожить тверских князей, стать правителем, а заодно обратить людей в ислам. Народная расправа была быстрой и жестокой. Понятно, что татары не оставили бы безнаказанным этот инцидент. Князь бежал, долго скитался, жил в Пскове, потом в Литве. Но понимая, что если умрет на чужбине, то лишит детей наследства и принадлежавших им земель, князь решил вернуться и просить прощения у татарского хана Узбека. Получить-то он его получил, но тут же и лишился. Хана убедили, что не стоит прощать мятежного князя. Второй сын княгини Анны шел на верную смерть, исповедовавшись и причастившись. Татары жестоко расправились не только с князем Александром, но и с его сыном (внуком княгини Анны) Федором. Вскоре от болезни умер третий сын Анны - Константин. Все эти смерти пришлись на 1339 год. Для пожилой княгини они были новой незаживающей раной. Чем могла помочь княгиня своему ушедшему мужу, дочери, трем сыновьям, внуку? Чем могла она помочь тем, кто остался рядом? Чем могла помочь родной земле, истерзанной и разоренной? Лишь своей непрестанной молитвой. Княгиня Анна приняла постриг в одном из монастырей Твери с именем Ефросиния, где подвязалась в строгом посте и молитве. Чуть позже, по просьбе младшего сына Василия она переехала в Успенский монастырь, специально отстроенный для нее в Кашине. Здесь незадолго до смерти приняла схиму с именем Анна. Преставилась святая княгиня в 1368 году и была погребена в Успенской монастыре.

http://foma.ru/imya-anna-edinozhdyi-knya...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010