Далее мы встречаем в первой части слово спасет: „Господь спасает нас“ Ис. 33и ср. Ис. 37:20,35 , „спаси“; „спасти“. Слова „помилует“ ( Ис. 14:1 ); „утешил“ ( Ис. 12:1 ) встречаются не в одной второй части, но и в первой, так что с этой, филологической, стороны доказательства, приводимые сторонниками деления, не выдерживают никакой критики. Но решение вопроса ни в каком случае не может основываться на одних только филологических сравнениях. Гораздо важнее вникнуть в дух первых и последних глав и стараться понять, что составляет сущность первой и второй части. В первой части преобладает обличение и скорбь. Пророк в видении созерцая бедствия народа своего восклицает: „Оставьте меня; я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего“ ( Ис. 22:4 ). В XXVII, 11 он говорит: „Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его и не помилует его Создатель его“. В XXX, 2, 7, 13–14 перед нашествием Ассириян пророк, не имевший еще дальнейшего откровения, восклицает об Израиле:.... „это стена, которой разрушение настанет внезапно.... И Он разрушит ее, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады“.... 214 . Но Тот, который сотворил народ и доселе спасал его, силен снова возродить народ и создать из него народ новый, который будет возносить к небу хвалу святого Имени Его. ( Ис. 43:21 ). Это есть сущность так называемой второй части книги Исаии, которая начинается словами: „утешайте народ Мой“. Понятно, что такая разница в цели и сущности пророчеств должна была обусловить и перемену образов и выражений. Но, замечает Кей, при всем этом мы указываем не на различие, а на замечательное в обеих частях соответствие выражений: „Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании... ибо Твой Творец есть супруг твой.... 215 на время сокрыл Я от тебя лице мое.... бедная, бросаемая бурею, безутешная“.... ( Ис. 54:4,8,11 ) восклицает во второй части книги своей пророк, отвечая именем Господа и утешая обличаемый в первой части народ, который там называется: дщерью Сиона ( Ис. 1:4–8 ), заблудшей, блудницею ( Ис. 1:21 ), которой предсказана гибель, ( Ис. 5:25 ) и столице ее запустение ( Ис. 6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Догадываются ещё, что в слове сказал можно также находить таинство Ипостасного Слова, которое здесь, подобно как и Дух Святой, поставляется Творцом мира… «Сие предвечно рождаемое в Боге Слово и премудрость глаголет из бесконечной вечности Божией в круг времени к тварям, когда в них должна открыться Премудрость Божия» (Зап., стр. 12). Другими словами, Слово Божие, воплощение Его мысли есть единственное средство сообщения Вечного Творца с смертным созданием; поэтому-то Иегова, Сын и Слово Божие есть Бог Завета и откровения. Быт. 1 И увидел Бог свет, что он хорош, На каждом совершённом действии покоится полный любви взор Бога Вседержителя. Источник добра любит своё творение, насколько оно добро; посему в этом выражении любви виден и тайный укор человеку, который грехом возмущает совершенство творения. и отделил Бог свет от тьмы. Разлучение между светом и между тьмою совершилось самым сотворением света, ибо нигде не сказано, что Бог сотворил тьму или что тьма – добро. Тьма есть ничтожество, отсутствие творение; Бог же творит существо, жизнь, но взаимные отношения света и тьмы, жизни и ничтожества также определены Творцом мира. Быт. 1 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. «Потому, – говорит блаженный Августин , – что не каждый свет день и не каждая тьма есть ночь, но свет и тьма, разлучённые и перемежающиеся в известном порядке, называются днём и ночью». Наречение Богом имени свету и тьме, знаменуя его владычество, указывает вместе с тем на закон, который Бог полагает для этого постоянного оборота тьмы и света, который именуется ночью и днём. И был вечер, и было утро: день один. «Яко Бог рекий из тмы свету возсияти», – говорит ап. Павел ( 2Кор. 4:6 ). Начало мира – тьма, из которой вызван свет, посему и день начинается вечером, и затем следует утро, знаменующее новый порядок, движение к совершенству. Посему день и ночь вместе взятые носят одно название – день, т. е. переворот, период, эпоха. Быт. 1 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

е. сильные, разбойники. Существовали они и до смешения племени сынов Божиих с сынами человеческими, но умножились после этих браков. Неудивительно, что в потомстве Каина, в роде Ламеховом, сыны которого изобрели оружие (ср. комментарий к Быт. 4:23–24 ), существовали люди, которые составили себе имя угнетением и порабощением братьев своих и, сильные своею безнаказанностию, наполнили развратом тогдашний мир. Но как сильно распространилось это зло, видно из того, что им заразилось само племя Сифово, которое должно было хранить святыню обетования. Некоторые комментаторы думают, что слова Моисея намекают на какие-то древние сказания и предания, о которых Священное Писание ничего более нам не сообщает, потому что его цель – лишь история царствия Божия на земле. Весьма вероятно, что многие из этих сказаний перешли в виде мифов в языческие верования древних народов. Так, св. Дмитрий, митр. Ростовский, указывает, что борьба титанов в I кн. Превращений Овидия намекает на предание об исполинах. Диодор Сицилийский в V кн. гл. 66, говоря о титанах, упоминает, что каждый из них изобрёл нечто полезное человечеству и тем упрочил себе имя. В этом явное сближение с допотопными библейскими деятелями, потомками Каина ( Быт. 4:19–22 ). Чем более мы будем знать мифологию древних, тем более мы будем открывать в ней намёки и предания на тот мир, который погиб от потопа и который олицетворился в лице Ноя – Януса с двумя лицами, из которых одно видело древний мир, а другое – новый. Быт. 6 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; Там, где испорченность так сильна, что она даже не сознаётся человеком, а составляет правило его жизни, там нет надежды к исправлению. Чтобы удалиться от зла, надобно видеть его и понимать его. Быт. 6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. Раскаяние, о котором говорит св. писатель, встречается ещё в 1Цар. 15:11, 29, 35 . Самуил говорит о Господе: Не человек Он (Бог), чтобы раскаяться Ему ( 1Цар. 15:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Естественно, что Ииуй отнесся с особым уважением к тому, который, как и он, с негодованием смотрел на культ ложных божеств. Он первый «благословляет», – т.е. приветствует, – приближающегося к нему начальника племени Кенеев и ставить ему вопрос, весьма для него важный: «Расположено ли твое сердце так, как мое сердце к твоему сердцу?» «И сказал Ионадав: да!» Этим словом он одобрил все сделанное Ииуем и доставил ему поддержку своего веского влияния в народе, который несомненно с жадным любопытством смотрел на эту встречу, чтобы создать свое мнение об Ииуе. «Если так, – сказал Ииуй, – то дай руку свою, и подал он руку свою, и приподнял Ииуй его к себе в колесницу. И сказал: поезжай со мною и смотри на мою ревность о Господе. И посадили его в колесницу» (4 Ц. X, 15–16). Ииуй въезжает в столицу царства Самарию, имея возле себя на колеснице Ионадава, который несомненно носил ту одежду, которую еще ныне носят кочевые арабы. Первым делом Ииуя в Самарии было отдать приказание об истреблении всего рода Ахава, согласно пророчеству, изреченному пророком Илиею 3 Ц. XXI, 21–22. «И убил Ииуй всех остававшихся у Ахава в Самарии, так что совсем истребил его по слову Господа, которое Он изрек Илии» (4 Ц. X, 17). Ииуй намеревался еще искоренить ненавистный ему и многим в народе культ Ваалов, но он молчал об этом намерении. Народ с тревогой ожидал в какое отношение встанет новый царь к идолопоклонническому культу: для весьма многих он был омерзителен, но для других он сделался привычным и любезным, давая простор всем мерзостям плоти. «И собрал Ииуй весь народ и сказал им: Ахав мало служил Ваалу; Ииуй будет служить ему более» (id. ib. 18). Под предлогом великого жертвоприношения, которое он собирается принести Ваалу, он приказывает – под угрозой смерти за уклонение – собрать: «всех пророков Ваала, и всех служителей его, и всех священников его, чтобы никто не был в отсутствии» (ст. 19). Эти слова требуют некоторого пояснения. Вообще комментаторы признают, что есть разница между «пророками» и «священниками» (жрецами) Ваала. Полагают, что первые исключительно занимались волшебством и заклинаниями и гаданиями 1022 ; жрецы же приносили жертвы и исполняли обряды культа. Под именем же «служителей» Ваала, как можно понять из стиха 21-го, надо разуметь всех Израильтяне поклонявшихся Ваалу и окончательно отказавшихся от поклонения Иегове, Богу завета и обетований.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Есть некое таинственное движение от страшного дня Пятидесятницы, когда вся тварь прияла как бы огненное крещение Духом, и в ней утвердилась нерушимая сокровищница благодати, – к тому последнему пределу, когда явлен будет святый град Новый Иерусалим, сходящий с небеси, где не будет уже храма, ибо Господь Бог Вседержитель будет храмом и Агнец, и светильник – Агнец. Предельного исполнения Церковь достигнет в Воскресении мертвых и в жизни будущего века. И об этом исполнении таинственно свидетельствует Откровение Апостола Иоанна, – «се скиния Бога с человеком, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их». В церковном бытии предваряется прославление твари, и предвосхищается. И потому среди томления и суеты не смущается наше сердце и не устрашается. Ибо имеем обетование: «Се Аз с вами во вся дела до скончания века...» Прага – Париж 1925–1927 Часть 1 «Никто же да рыдает убожества, явися бо общее царство...» (Из Пасхального огласительного слова). Святая Евхаристия совершается в память о Христе. И прежде всего – в воспоминание о Тайной Вечере, когда Господь установил и Сам впервые совершил святейшее таинство Нового Завета со учениками Своими и дал заповедь: сие творите в Мое воспоминание... Но это не только воспоминание. Вспоминают о бывшем и прошедшем, о том, что некогда случилось и чего уже нет. А Тайная Вечеря не только была единожды совершена, но таинственно продолжается и до века, – «дондеже приидет...» Это исповедуем мы каждый раз, приступая к евхаристической чаше: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими... Продолжается, не повторяется. Ибо едина жертва, едино приношение, един Иерей, «приносящий и приносимый...» «И ныне предстоит тот же Христос; Кто приготовил ту трапезу, Тот же приготовляет и эту теперь», – говорит Златоуст. И прибавляет: «Та трапеза, за которой было установлено таинство, ничем не полнее каждой последующей, потому что и днесь совершающий вся и преподающий есть Он, как и тогда». В этом открывается тайна соборности, тайна Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Затруднение при разумении 14-го стиха представляет следующее выражение: «вся слава дщери Царя внутри». Многие комментаторы так понимают это место, что слава невесты Господней тогда только обнаружится во всем блеске, когда она будет воспринята в небесное жилище, в ту храмину, которую уготовал некто Своей Господь (Ср. Uoah. XIV, 1–4 и Omkp. XXI ). Предлагают и другое толкование этого стиха, причем необходимо памятовать двойственность значения невесты Христовой, как отдельной души человеческой, и как Церкви Христовой. Невеста в 14-м стихе одета в одежду, шитую золотом, а в 15-м сказано, что «в испещренной одежде ведется она к Царю». Сопоставляя с этими указаниями выражение: «вся слава дщери Царя внутри», можно разуметь эти стихи в совокупности так, что как ни великолепны одежды невесты, но высшая ее слава – чистое и непорочное состояние души ее, возвратившейся в то состояние невинности, в котором она вышла из рук Творца, вследствие чего она имеет право именоваться его дщерью и воспринимается в любовь небесную, Божию. Невеста Христова идет к Нему очищенною, «славною Церковью, неимущею пятна или порока, или чего-либо подобного... но святою и непорочною» ( Eфec. V, 27 ). Стихи 15 й и 16-й рисуют окончательный торжественный вход Невесты Христовой «в чертог украшенный» Спаса нашего. 15 и 16. «В испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее. Приводятся с веселием и ликованием, входят в чертог Царя». Мы выше говорили о значении дев, подруг невесты, которые символизируют совокупность душ христианских, наследовавших и имеющих наследовать спасение. Точно также отдельные христианские общины, соединенные общими узами любви, следуют за Невестой, изображающей совокупность их, и радуются общей радостью, представляя вместе и в лице Невесты весь спасенный Христом мир во все века и во всех народах. С веселием и ликованием входят они в чертог Царя: «ибо наступил брак Агнца и жена Его приготовила себя» ( Omkp. XIX, 7 ). «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего... Се скиния Бога с человеками и Он будет обитать с ними» ( Omkp. XXI, 2 – 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть ( Откр. 13, 11–18 ). Второй зверь, выходящий из земли, вероятно, представляет местную власть, которая служит Риму. Эту власть представлял проконсул и, возможно, асиарх, имевший титул первосвященника. Ответственность первосвященника состояла в надзоре за религиозными торжествами и играми в честь императора, за чётким соблюдением гражданами ритуала культа и должным благоговением во всех городах проконсульской Асийской конфедерации. Эти метафоры в полной мере отражают процесс утверждения культа императора Домициана в Ефесе – в городе был построен огромный храм, в котором разместили колоссальную статую императора, части которой экспонируются в ефесском археологическом музее г. Сельчука. В книге Откровения ( Откр. 17, 3 ) св. Иоанн характеризует Рим как блудницу, пьющую кровь верующих христиан и святых, убитых за их преданность Христу. Она сидит на красном звере с семью головами и десятью рогами. Семь голов зверя могут толковаться как семь холмов Рима, а десять рогов – как десять императоров. Церкви противостоят богоборческие силы, как и ранее в апокалиптических произведениях ( Дан. 7 ) представленные в образе зверей. Их два: зверь из моря (13, 1–10) – символ тоталитарной государственной власти (в том числе имперского Рима с его семью холмами или «головами»), и зверь из земли (13, 11–18) – символ той богоборческой идеологии, которая обслуживает авторитарную имперскую власть и фактически является религией со своим культом (жречество императорского культа в Асии). Зверь из земли – сатанинская пародия на Христа (антихрист, хотя этот термин в Книге Откровения не употребляется). Он имеет «два рога, подобные агнчим» (ст. 11), и выходит из земли – т.е. из глубины Малой Азии, где, в самом деле, процветали религиозные культы римских императоров: Августа – в Пергаме, Тиберия – в Смирне, Веспасиана, Тита и Домициана – в Севастии и Ефесе. Сам зверь – это олицетворение Нерона, который покончил с собой, но, согласно популярной тогда среди народных масс легенде, должен был вскоре ожить. По другим вариантам легенды, он не умирал, а раненый скрылся на Востоке, в Парфии. В этих сказаниях он получил даже новое имя – Nero Redivivus, означающее «чтобы вернуться вновь». Его возвращения в те времена ожидали многие, так что муссировались слухи о лже-Неронах, но христианами они воспринимались как явление антихриста (Гатри Д. Введение в Новый Завет . – СПб., 1996. – С. 736–742).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Из Евангелия мы знаем: после воскресения Христова началась апостольская проповедь. Господь говорил ученикам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» ( Мк.16:15–16 ). И в церкви велицей – во всём мире – прозвучала Благая весть. Вспомним, как Христос сказал жене-самарянке: «...настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» ( Ин.4:23 ). И смогут молиться со всеми поклоняющимися Богу и боящимися Его. Ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающие (ищущие) Его, жива будут сердца их в век века (27). Едят убогие – и насытятся. Что это значит? Каждый, кто реально осмыслит свою жизнь, увидит собственную духовную нищету и убожество. Спаситель пришёл на землю возвысить людей, которым это открывается, истребить нищету и даровать Свою славу. Убогие насытятся духовных благ – и восхвалят Бога, Который пришёл их взыскать. Сердца человеческие будут вечно живы – в век века. Победа Христа на Голгофе – достояние многих, Он дарует нам духовные силы, питает и возвышает нас. Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык (28). Здесь пророчество о том, каковы будут плоды страданий Спасителя. Откроется новый период человеческой истории. Народы Израиля и всех концов земли поклонятся Христу, примут апостольское слово, свет Боговедения. И, как сказал апостол Павел, «человек оправдается верою, независимо от дел закона. Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру» ( Рим.3:29–30 ). Яко Господне есть царствие, и Той (Тот) обладает языки (владеет народами) (29). Ядоша и поклонишася вся тучнии земли, пред Ним припадут вси низходящие в землю, и душа моя тому живет (30). Люди, достигшие высокого положения (тучнии – вкушающие без ограничения, напитанные), тоже познают Бога, припадут к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Именно в этом состояло великое чудо. Когда в Иисусе Христе раскрылось мессианское имя «Сын Давидов», многие перестали запрещать слепцу произносить вслух Божье имя, а сами стали прославлять Бога теми же словами. Подобное может случиться во всякое время, по тому что Бог действует в этом мире, и не стоит замыкаться в себе и заглушать свое стремление и желание быть с Богом. Это желание должно быть у каждого из нас, и ни при каких обстоятельствах в этом мире не следует стыдиться Божьего имени. Христос сказал, что кто постыдится Его в «роде сем прелюбодейном и грешном», того и Он постыдится, когда придет в славе Отца (см.: Лк. 9:26 ). Чтобы этого не произошло, всякий верующий призван своей жизнью, словом, делом и мыслью, а также усердием в молитве и преданностью в вере до конца служить Христу и Его имени в Церкви. Тогда можно окончательно прозреть, чтобы многие люди рядом тоже прозрели и начали произносить это Имя, делом и словом свидетельствуя, что Иисус есть Христос – Сын Божий и наш Бог. Когда мы имеем дух мира, а наши духовные очи открыты и видят Бога как Он есть, тогда, как говорил преподобный Серафим Саровский , тысячи вокруг нас спасутся. Духовное прозрение приходит через немногих, но Бог заботится о том, чтобы оно приходило и чтобы те немногие были с нами всегда. Уже в этом мире раскрывается Божья правда и прославляется имя Христа, чтобы в будущем наши духовные очи были способны увидеть много больше, а наша жизнь до конца прошла в общении с Богом Отцом во Христе и Святом Духе. Тайная и явная Премудрость Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. 1Кор.11:23–25   Божья Премудрость, тайная и сокровенная, – это не мудрость «века сего» (см.: 1Кор. 2:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

Имя Иисус значит Спаситель. Он спас людей от греха, проклятия и смерти. Как мы помним, первые люди, Адам и Ева, отпали от Бога, совершив грех . В результате этого сама человеческая природа подверглась порче. И вот, по Своей милости Господь Сам вступается за Свое творение. Три преграды стояло перед Ним. Первая из них – пропасть между Божественной и человеческой природами. Ведь сказано было Моисею: человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх 33:20 ). Вторая преграда – грех , который не может быть проигнорирован Святым Богом. Ведь Праведный Творец не может оставить преступление без наказания. А третья преграда – смерть, разрушающая природу человека. И вот Господь Иисус Христос приходит, чтобы уничтожить эти преграды, спасти человека и сделать его богом по благодати. Вечный Сын принимает плоть от Девы Марии, Которая смогла родить Его без участия мужчины силой Животворящего Духа. Единая Личность Сына Божия начинает существовать в двух природах, соединенных неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно. Так что Христос, оставаясь совершенным Богом, стал совершенным Человеком, имеющим человеческую душу, ум, волю. Он не имел лишь первородного греха, да и Сам не сделал никакого зла. Таким образом, через Боговоплощение была преодолена первая преграда – разница природ. Обе сущности, не уничтожая друг друга, соединились в Одной Божественной Личности, и теперь, через Христа мы получили доступ к Отцу. Христос пришел в мир и дал новый закон, закон любви, но главное Его дело – это избавление людей от зла и греха, а для этого необходима была смерть. Ведь жизнь можно купить только ценой жизни. И вот Иисус Христос, чтобы уничтожить преграду греха, добровольно берет на Себя грехи всего мира. Невинный Праведник умирает за виновных, берет на Себя их наказание и проклятие. Его кровь становиться выкупом за наши грехи. Он отдает кровь за кровь, душу за душу, тело за тело и таким образом Правда Бога вливается в наши сердца. Наказание мира нашего было на Нем, и раной Его мы исцелились ( Ис 53:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010