10 . Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! Ср. „приготовьте путь Господу“.... ( Ис. 40:3 ) „равняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего“ ( Ис. 57:14 ). „Вот Я подниму руку Мою к народам и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах“ (Ис. 49ср. 11–12). Величественный восстает пред нами образ народов, идущих к счастью вечной жизни одними вратами, к Тому, который глаголал: „Аз есмь дверь“! ( Ин. 10:9 ). Но чтоб придти к Нему, надо идти не широким путем животных страстей, а тесными вратами обуздания своего я и сосредоточения всех духовных сил своих на одной цели-достижения царствия Божия, как единого блага ( Мф. 7:13–14 и Мф. 13:45–46 притча о жемчужине). Вот Господь взывает к посланным Его: равняйте дорогу, убирайте камни с пути, поднимите Мое знамя для всех народов! Пусть идут ко Мне! 11 . Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. 12 . И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным, городом неоставленным. Ст. 11 сравни с торжественным входом Господа в Иерусалим (Мф. 21и след.) с Ис. 40:9–10 ; с Зах. 9:9 . Это событие есть начало всемирной проповеди всей земле: „грядет Спаситель твой“! И будет еще момент, когда чада Божии уже с вечною радостью встретят Спасителя и Судию своего в последний день. Он Первый и Последний, „награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним“. В ст. 12 граждане Сиона и нового Иерусалима, которые суть Христиане, составляющие Церковь Божию, называются народом святым ( 1Пет. 2:9 ), как указывало пророчество гл. LXI, 6 (см. прим.); „искупленным дорогою ценою“ ( 1Кор. 6:20 ) „кровию Агнца, закланного за нас“ ( Откр. 5:9 ), „Который и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле“ ( Откр. 5:10 ) – на земле обновленной и украшенной, на которую сходит новый святый град Иерусалим ( Откр. 21:1–2 ). К этому новому, просветленному Иерусалиму и относятся последние слова ст. 12: „тебя назовут взысканным, городом неоставленным“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

12). Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. «Законом свободным он называет нелицеприятие, ибо действующий по лицеприятию не свободный, но раб, потому что кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Пет.2:19 ) (блж. Феофилакт). 13). Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. «Если в суде над бедным будешь сострадающим и мягким, не устрашишься суда Божия» (св. Иларий Арльский). «Действие милосердия сходно с тем, что производит древесное масло на борющихся на поприще. Борцы, намазанные маслом, легко ускользают от захватывания своими противниками. Так и наше милосердие к бедным даст нам на суде возможность избежать нападений со стороны бесов» (блж. Феофилакт). «Тот, кто сам впадает в грех , находится в опасности, но тот, кто (сверх того) убеждает других, (что это не грех) и отвлекает от благочестия, тому суд без милости» (прп. Ефрем Сирин ). 14). Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? «Подобны бесплодной смоковнице такие, кто разглагольствуют о вере, а самой веры не имеют, – держат только в уме предметы веры. Также и те, кто по внешнему поведению исправны, а по чувствам и расположениям очень неисправны и дела добрые делают лишь когда другие видят… Будем молиться, чтобы Бог не попустил нам быть такими» (свт. Феофан Затворник . МНКДГ). «Не думай, брат, что спасешься одной верой. И Сам Господь говорит: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). Итак, хороша вера, если стяжаешь и дела» (прп. Симеон Новый Богослов . Слова, 48). 15–16). Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? «Одними благочестивыми словами не поможешь нагому и голодному; если не оденешь его и не накормишь, слово веры не будет иметь своей спасающей силы. Оно мертво без дел любви, любви возрождающей и животворящей» (св. Беда). «Если кто делом не докажет, что он верен Богу, то такого не нужно и называть верным, ибо не тот верен, кто просто называет себя Господним, но тот, кто любит Господа так, что за веру в Него готов и на смерть» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

13). Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. «Пока эта жизнь не сменится новой, Вечной жизнью, пока не откроется для человечества новое небо и новая земля, – до тех пор всегда будут нужды, бедность, горе и болезнь» (св. Тихон Московский. Вегетарианство). «Поскольку же мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда, то надо искать правды, чтобы она жила в нас и мы с ней могли по смерти жить в Царствии Божием; надо одушевляться любовью к добру; надо творить благие дела» (свт. Филарет Московский . Проповедь от 15 августа 1850 г.). «Приготовление к этому обновлению мира начато почти с первых дней бытия неба и земли и действует незримо для взора чувственного, но зримо для взора веры» (свт. Феофан Затворник . Созерцание и Размышление). «Господь устроит новое небо и новую землю, новые не по сущности и веществу; ибо Бог однажды создал вещество и образовал его во всевозможные виды и составы, и что было необходимо для здешней лишь жизни, а для тамошней нетленной бесполезно и излишне, то Он отменит, а что полезно, тому даст новый образ с красотой неувядающей» (блж. Феофилакт). 14–15). Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним не оскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, «Павел написал об этом, когда сказал: благость Божия ведет тебя к покаянию ( Рим.2:4 ). Если же долготерпение Божие ведет к покаянию, а покаяние для нас спасительно, то очевидно, что долготерпение Божие служит к нашей же пользе и спасению» (блж. Феофилакт). «Павел в посланиях своих написал, что Петр достоин порицания (см. Гал.2:11–14 ), а Петр в своих посланиях признал, что Павел в тех послания, которые написал, достоин восхищения. Несомненно, что если бы не читал Петр послания Павла, то не хвалил бы. Если же читал, то нашел, что там о нем самом говорится, что он достоин порицания. Следовательно, друг истины хвалил даже то, что он порицался и был рад тому, что другим не нравилось» (свт. Григорий Двоеслов . Беседы на пророка Иезекииля, Иез.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

16). Как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и не утвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. «Превознося похвалами глубину писаний Павла, Петр говорит: в которых есть нечто неудобовразумительное, то есть, они требуют проницательности ума, Божьего содействия и твердого рассудка, чтобы вполне понять, что сказано Павлом. Потому-то невежды и не утвержденные, не умея извлечь из сих писаний надлежащей пользы и только обольщая самих себя чуждыми им мыслями, развращаются» (свт. Фотий Константинопольский . Амфилохии, 92). «Знай: Божественное Писание, неправильно понимаемое и толкуемое, может погубить душу. Так сказал Святый Апостол Петр о Посланиях святаго Апостола Павла, распространив это замечание и на прочие книги Священнаго Писания» (свт. Игнатий (Брянчанинов) . Письма к монашествующим, 158). «Священное Писание, изученное по букве плотскими и душевными человеками, послужило для них к изобретению ересей, к погублению себя и других… Слово превращают означает, что плотский и душевный человек, не понимая духовного смысла в Писании, дает ему смысл сообразно своему устроению» (свт. Игнатий (Брянчанинов) . Понятие о ереси и расколе). «И это не тогда только делалось, но и в настоящее время очень многие или и все почти мы делаем, по невежеству своему извращая и перетолковывая слова Божественного Писания, и всячески стараясь сделать их споспешниками себе в страстях и пагубных похотениях своих» (прп. Симеон Новый Богослов . Слово 45:4). 17). Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, «Следует отвращаться от таковых, даже если они и принимают на себя для обмана имя Христово. Ибо повеление Самого Господа нашего Иисуса Христа дано для нашей безопасности и спасения. Он говорит: берегитесь лжепророков ( Мф.7:15 )… И Павел возглашает: берегитесь злых делателей ( Флп.3:2 ). Убивающие пророков и апостолов подобны уничтожающим их слова нечестивыми учениями и злыми делами. Последние даже хуже первых, ибо они совершают преступление не только против жизни, но и против спасения» (свт. Кирилл Александрийский . Фрагменты).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

17 . Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими – правду. Последние слова этого стиха никак не допускают буквального толкования этого стиха, как увеличение материального богатства Иудеев (как толкуют то равнины), Спб. Дух. Ак. комментарий указывает на Св. Кир. Алекс., признававшего в этом пророчестве высшее духовное воспитание, в котором медь древних умствований о законе Моисеевом заменяется воспитанием о Христе, которое уподобляется золоту. В этом же смысле он толкует и другие образы, употребленные в этом стихе. Шмидер, указывая на храм Соломонов и его построение, говорит, что храм новый будет построен из других лучших и крепчайших материалов, знаменующих его вечность. Еп. Петр (ч. II, стр. 280–281) указывает на прославление Церкви, в которой материалы будут лучше и превосходнее, чем те, которые входили в состав ветхозаветной церкви. Более всего останавливают внимание последние слова стиха, рисующие тот идеальный еще пока строй жизни общества, когда порядок в обществе охраняется не меченосцем и его слугами, а миром и правдою, то есть, когда общество будет состоять из членов, настолько развитых о Христе и проникнутых его учением, что ими будет управлять мир, дарованный Господом ученикам Его (Ин. 14и наши объяс. в изуч. Ев.) и в сердце каждого будет сиять тот луч света, который называется истиною и правдою, и который принесен на землю Господом нашим Иисусом Христом (Ин. 1и 2Кор. 3:17 ). См. следующие стихи, которым отвечает Откр. гл. XXI-XXII, глаголющее о новой земле. 18 . Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения – в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою. 19 . Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. 20 . Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

17). Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурей; им приготовлен мрак вечной тьмы. «Это источники безводные, – то есть, старые цистерны, в которые скот падает и не находит питья, но умирает» (св. Иларий Арльский). Некоторые «по заблуждению включают в область неизменного устроения нашего спасения и то, что привзошло в благочестивую жизнь христиан или по потребностям времени, или по ненамеренным ошибкам, или наконец, по намеренному злоупотреблению, не замеченному и не предотвращенному в свое время. Такие люди походят на тех, которые находясь при дороге прямой, запутались в прилипчивую траву и вертятся на одном месте, воображая, что делают важное для себя и для других дело, и тяжесть ненужных уз и сопряженных с тем неприятностей считая ценными в очах Божиих подвигами веры и благочестия. Эти люди только образ благочестия имеют, силы же его отвергаются; это безводные облака, гонимые бурей, хоть издали и кажутся несущими благотворное орошение. Заграждая самим себе путь, сами себя томя голодом и жаждой, изобретая не питающую пищу и не напояющую воду, они лишают себя чрез то истинно животворных сил и питательных соков, – стоят и чахнут» (свт. Феофан Затворник . Созерцание и Размышление). 18). Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Здесь «апостол опять начинает говорить о (древних еретиках) нечистых гностиках… Они по суетности произносят речи надутые, привлекая плотской похотью в разврат тех, которые совершенно избегли его или если некогда и находились в заблуждении, то впоследствии покорили себя Господу» (блж. Феофилакт). 19). Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. «В действительности существует лишь одна свобода, – святая свобода. Это та Христова свобода, которой Он нас освободил от греха, от зла, от дьявола. Она связывает с Богом Единым и Истинным. Все другие свободы неистинны, призрачны, ложны, т. е. на самом деле, все они, – рабство, каторга» (прп. Иустин Попович . Подвижнические главы, 2:36). «Кто кем побежден, тот тому и раб, – так что, братия мои, кто порабощен хоть одной страсти, даже самой малой, тот явно обладается ей и не может повиноваться заповеди Господней, ее запрещающей. Ибо как возможно, чтобы слушался Христа тот, кто имеет над собой другого господина?» (прп Симеон Новый Богослов . Слово 50:1). Итак, «если поработились мы плотским страстям, то явно, не порабощены Святому и бесстрастному Духу; потому что никто не может служить двум господам» ( Мф.6:24 ) (прп. Макарий Египетский . Послание, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

2. Существование избранного Им и посвященного Ему святого народа, заключившего с Богом завет ( Быт.17:7 , Исх.23,22–23 ). 3. Ритуал жертвоприношений как единственно возможное средство для очищения от греха 4. ( Лев.16:10 , Чис.28:22 ). 5. Священство как особое родовое сословие, посвященное на сугубое служение Богу и имеющее особую на это благодать. ( Втор.10:8 ). 6. Храм и храмовое богослужение. Единственный храм вмещал в себя Ковчег Завета, и слава Господня наполняла его ( 3Цар.8:11 ), он был центром религиозной жизни древнего Израиля, только в нем могли приноситься установленные законом жертвоприношения. 7. Непрерывная цепь пророков, через которую Господь постоянно возвещал избранному народу Свою волю ( 4Цар.21:10 ). 8. Фигура царя, имеющая кроме политического и священное значение. Царь являлся помазанником Божиим ( 1Цар.12:5 ), он принимал помазание от пророка ( 3Цар.19:16 ), сакрально представлял народ пред Богом. На протяжении всей истории евреи неоднократно нарушали завет, заключенный Богом с Авраамом, и обновленный через Моисея: «Они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет ( Ис.24:5 ), они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне ( Ос.6:7 ), Дом Израиля и дом Иуды нарушили завет Мой, который Я заключил с отцами их» ( Иер.11:10 ). Поэтому Господь еще в древние времена предрекает, вынося определение: " Вот наступают дни,– говорит Господь,– когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, κακοй Я заключил с отцами их в mom день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними,– говорит Господь ( Иер.31:31,32 ). Иудаизм I века К началу нашей эры ветхозаветный иудаизм претерпевает несколько значимых изменений, происходит ряд крупных событий религиозно-политического характера. В 63 году до Р.Х. Иерусалим был завоеван, иудеев заставили платить дань Риму. Иудея, тем не менее, сохраняла значительную степень автономности под правлением царей династии Хасмонеев. В 37 году до Р.Х. при поддержке Рима царем Иудеи стал Ирод Великий. Правление Ирода вызывало недовольство иудейского народа. Он не был чистокровным евреем, а образ жизни был весьма далек от благочестивого.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

3). О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение, – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. Чтобы и вы имели общение с нами, – «Они видели, а мы не видели и однако мы общники, потому что держимся одной веры» (блж. Августин). А наше общение, – с Отцом, – «Последняя цель наша, – живое общение с Богом. Для сего и Сын Божий воплотился, чтоб возвратить нам сие богообщение, потерянное грехопадением. Чрез Господа Иисуса, Сына Божия, вступаем в общение со Отцом и бываем, таким образом, у цели своей» (свт. Феофан Затворник ). Также этими словами «блаженный Иоанн явно доказал, что кто желает иметь общение с Богом, должен прежде всего соединиться с Церковью, научиться той вере, которую апостолы восприняли от Самой Истины, пребывавшей во плоти и исполниться ее таинствами» (св. Беда). 4). И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. «От этой жизни во Святой Троице, от этого общения с Отцом, Сыном и Святым Духом человеческая сущность исполняется истинной радости, которая есть не что иное, как Божественное блаженство. Без него человеческая сущность исполняется печали, горечи, несчастья, нищеты. Без этого блаженства она не может не наполниться смертью и прежде всего, грехом… Общение со Христом, Который помогает в стяжании святых добродетелей, наполняет человеческую сущность неописуемой радостью, изгоняя печаль, которую вносит грех и страх, который приносит смерть» (прп. Иустин Попович) . 5). И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы. «Какой это свет? Свет не чувственный, а духовный, просвещающий душу» (свт. Иоанн Златоуст ). «Бог есть свет и тем, кто соединяется с Ним, Он сообщает, соразмерно их очищению, Свое сияние» (Прп. Симеон Новый Богослов) . Такие «чада Божии, несомненно бывают и наследниками Его благости, долготерпения, кротости и любви, ибо если они чада Божии, то и боги, и если Бог есть свет, то и они светила» (прп. Варсонофий Великий). И нет в Нем никакой тьмы. – «Под тьмой апостол разумеет или незнание, или грех; ибо в Боге нет ни незнания, ни греха» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

4) „когда Господь омоет скверну дочерей Сиона“.-До сих пор омовения, предписанные законом, не приносили плода, так как с ними не было связано никакой мысли об удалении от дурных дел и очищении души. (См. Ис. 1:16 ). Поэтому и Иеремия говорит Иудеям от имени Господа: „хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, -нечестие твое отмечено предо Мною“. ( Иер. 2:22 ). Спасение человечества не могло быть совершено законом и одной волей человеческой; но закон, не утративший духа своего, должен был подготовить Израиля к восприятию сердцем и пророчеств и в будущем Евангелия, если бы только народ этот мог со смирением подчиниться воле Божией, как подчинялись ей ветхозаветные святые и пророки 338 . Бессилие человеческое ставится в укор человеку только тогда, когда оно соединено с гордостью и самомнением, как это было в Иерусалиме и во всем народе Израильском: поэтому Иеремия ( Иер. 2:35 ) и говорит от Господа народу, олицетворенному в образе неверной невесты Господней: „Вот Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: „я не согрешил“ 339 . Но Господу ради святого имени Его и завета Его и милосердия Его и любви Его не угодно было оставить бессильного, – и притом безумно самонадеянного человека, – погибнуть: „И пожалел Я святое имя Мое, которое обесславил дом Израилев.... И освящу Я великое имя Мое.... И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших.... И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное. Вложу в вас Дух Мой“.... ( Иез. 36:21–23,25–27 ) 340 . Таковы пророчества, постоянно повторяемые Израилю о бессилии человеческом и о том, что Сам Господь очистит и омоет скверны и грехи тех, кои остаются верными ему душою, и что только очищенные Господом будут святы и чисты. Скверна дочерей Сиона, о которой говорит пророк в стихе 4, есть скверна всего плотского Израиля (и всего человечества); она не могла быть омыта Вавилонским пленением, которое лишь приуготовило часть народа к восприятию высшего очищения; это ясно из пророчеств, произнесенных после плена и возврата, как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

5 . И он говорит ему: «Он предупреждал меня, что не желает никакого чина, даже высокого, если его имеет другой. Как он это воспримет? Все-таки скажи ему об этом, и мы да услышим». 6 . Он приходит и говорит мне: «О должности великого кондоставла он сказал, что поскольку великим кондоставлом является его тесть, ни тебе, ни другому не пожалует его, но пожалует тебе великого примикирия, который выше его». Я же сказал ему, что если бы он был выше мегадуки, я не захотел бы его, так как его имеет другой. Разговор прекратился. 7 . А когда я посоветовался с родными, друзьями и домашними, наилучшим показалось вот что: относительно должности – будь что будет, а я уеду в Морею и на Кипр и возьму с собой моего прекрасного сына, превосходящего почти всех своих сверстников, а также большую часть своего движимого имущества, и мы поедем по суше, чтобы он увидел разные места и научился всему полезному в жизни. И к тому же нам станут ясны планы султана, и при случае я оставлю своего сына в Морее вместе с моим имуществом у его кровных родственников со стороны матери, или он вернется со мной. Этот довод убедил и его мать, а именно – мысль о войне, и она согласилась на мой новый отъезд. 8 . Когда же я запасся всем необходимым в дорогу и оставались только письма, 215 в один из дней я отправился во дворец и как обычно вошел в покои василевса. И так как я не нашел там василевса, то спросил, и мне сказали, что он в тетрасароне, 216 другом помещении рядом с его покоями, беседует с отцом Антонием Родеосом. Я подождал немного, и вот василевс, дыша гневом, говорит мне: «Видел его? Я уж не говорю о дерзости твоего месазона! Ты просил о должности великого кондоставла, и я сказал ему, что ни тебе, ни кому другому я не дам ее, сказал, по каким причинам. И я сказал о должности великого логофета, а он сказал, что это вызовет гнев великого стратопедарха Палеолога – то, что я ставлю тебя перед ним. И сегодня он послал эту овцу, отца Антония, чтобы по его просьбе я наградил его телят. Просит, чтобы я сделал первого великим логофетом, а второго – великим кондоставлом, так как он и теперь управляет рогаторами, 217 что подведомственно этому должностному лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010