В этом направлении нами были сделаны некоторые попытки. Например, был привлечен ранее не использованный исследователями «Реестр святым иконам в церковь во имя святых священномучеников Климента папы Римского и Петра Александрийского» из архива Михаила Илларионовича Воронцова, из которого видно, что оплатил создание икон граф М.И. Воронцов (1714–1767). В нем перечислено 30 икон: «1. Образ Спасителя. 2. Образ Богоматери. 3. Климента Папы Римского и Петра Александрийскаго. 4. Св. Елизаветы. 5.6. Архангелы. 7. Архангел Гавриил. 8. Дева Мария Богородица. 9, 10, 11, 12 – Четыре Евангелиста. 13. Тайная Вечеря. 14. Рождество Христово. 15. Крещение. 16. Вход в Иерусалим. 17. Преображение. 18. Воскресение. 19. Вознесение. 20. Рождество Богородицы. 21. Успение 22. Царь Давид. 23. Апостол Петр. 24. Коронация Богородицы. 25. Апостол Павел. 26. Пророк Илия. 27. Анна Пророчица. 28. Сошествие Святого Духа. 29. Преподобный Михаил Малеин. 30. Распятие». Сразу обнаруживается совпадение: преподобный Михаил Малеин – святой покровитель графа М.И. Воронцова. Обращает на себя внимание, что перечень расходится с сюжетами имеющихся сегодня в наличии икон. Но, скорее всего, в документе описывается иконостас из трапезной нашей церкви, где находится престол Климента и Петра, архиепископа Александрии, в честь одного из них названа и сама церковь. К сожалению, иконостас трапезной не сохранился, но дает общее представление о замысле программы нашего памятника. Специальный интерес представляет собой и проблема авторства икон. В описи церковного имущества 1817 г. говорится, что иконостас церкви Климента «писан при Императорской Академии Художеств». Некоторые исследователи предполагают, что иконы иконостаса могли быть написаны Василием Василевским и Дмитрием Григорьевичем Левицким. Именно они в 1767 г. выполнили по указу императрицы Екатерины II иконостасы для вновь построенных архитектором Карлом Бланком в Москве храмов Св. Великомученицы Екатерины на Ордынке и Свв. Кира и Иоанна на Солянке. Также известно, что зодчий сам принимал участие в создании иконостасов.

http://sobory.ru/article/?object=02177

Преподобный Михаил Малеин Память 12/25 июля Преподобный Михаил родился в 894 году в каппадокийском городе Харсиане. Он происходил из знатного и влиятельного рода Малеинов, который дал миру многих полководцев и государственных деятелей и который был связан с императорским домом. Родители Михаила долгое время не имели детей, но затем им было видение Богородицы, и у них родился сын. В крещении он получил имя Мануил. Еще в детстве мальчик был возведен в достоинство спафарокандидата императорской канцелярии, и в будущем его ждала блестящая придворная карьера. Однажды Мануил был в Константинополе вместе с отцом, патрикием Евстафием, и присутствовал на похоронах императора Льва VI, который приходился им родственником (912). Юноша осознал тщету земной славы и почестей, и в нем загорелось желание принять иноческий постриг. Желая знать, такова ли воля Божия о нем, он открыл Псалтирь наугад и прочел стих: «На Господа уповах; како речете души моей: превитай по горам, яко птица?» (Пс. 10: 1). Он закрыл книгу с радостью, убежденный, что получил Божественное знамение, и бежал без ведома родителей, желавших женить его в соответствии с их положением. Мануил добрался до деревни Керсинии у подножия горы Кимин в Вифинии . Там жил известный старец Иоанн Еладит с несколькими учениками. Юноша в слезах пал к ногам старца и, скрыв свое истинное происхождение, просил направлять его в служении Богу. Видя пыл юноши и его горячее стремление к Богу, преподобный Иоанн всего через четыре дня облек Мануила в монашеские одежды с именем Михаил. Когда патрикию Евстафию сообщили новость слуги, посланные сыном, он, не вынеся боль разлуки, поспешил на гору Кимин. Евстафий прибыл ночью и сразу пошел в церковь, как раз когда начиналась утреня. Тут он услышал ангельский голос сына, воспевшего слова: «Душе, яже зде временна, тамошняя же вечна», – и зарыдал, чем выдал свое присутствие. Патрикия привели к старцу, которого он стал резко укорять и обвинять в том, что тот заставил его сына оставить мир. Иоанн кротко отвечал, что всего лишь повиновался слову Евангелия: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37). Тогда Евстафий успокоился, перестал угрожать монастырю, однако увез Михаила с собой. Когда они вернулись домой, мать преподобного Михаила, которая чуть не умерла от тоски, с трудом утешилась. Ведь его монашеские облачения свидетельствовали, что он действительно умер для мира и плотских привязанностей. Родители не могли заставить сына вернуться к мирской суете и позволили уехать в монастырь.

http://pravoslavie.ru/55044.html

Вариант изображения святых, соименных заказчикам, представлен на иконе «Святые Михаил Малеин и Иоанн Воин в молении Владимирской иконе Божией Матери» (врезной образ Божией Матери утрачен), находящейся в с.-петербургском соборе св. Сампсона Странноприимца (1728-1740). М. М. являлся небесным покровителем купца М. Я. Грязновского-Лапшина, церковного старосты и ктитора собора. Икона, написанная в 1761 г. Трофимом Баженовым из посада Б. Соли, стала вкладом ее заказчика в собор. Преподобный показан в легком повороте к центру (вправо), руки крестообразно сложены на груди. Образам М. М. 2-й пол. XVIII - XIX в. при сохранении общих черт характеристики внешности святого свойственна вариативность жестов. Этим периодом датируется, напр., икона М. М., которая примечательна изображением на фоне построек монастыря на холме - образ основанной М. М. обители (Музей истории Православия на земле Кузнецкой, Кемерово; оклад 1891, Москва (?); Православные иконы XVI - нач. XX в. 2014. Кат. 53. С. 262-264). Святой представлен в 3/4-ном повороте влево в молении Спасителю в облачном сегменте; у него седые вьющиеся волосы, в левой руке перед собой он держит развернутый вверх свиток, так что персты благословляющей правой руки (двуперстно) касаются свитка. Надпись на обороте иконы позволяет связать образ с главой старообрядческой общины в Иваново-Вознесенске М. И. Ямановским (см.: Там же. С. 264). Возможно, создание иконы было обусловлено желанием заказчика иметь образ соименного святого, косвенным подтверждением этому может быть не типичный для иконографии преподобного - основателя монастыря текст на свитке («Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости…») из молитвы, читаемой на совершение начинаемого дела. Так же, в молении Спасителю, на фоне пейзажа с горой над водной гладью, несколько напоминающей постройками Св. Гору Афон, М. М. представлен на небольшой иконе - даре императора Ипатиевскому мон-рю в Костроме (XIX в., Церковный историко-археологический музей Костромской епархии): правая рука в жесте моления у груди, в левой, прижатой к груди, он держит закрытый свиток. Очевидно, в качестве соименного святого заказчика ростовой образ М. М. в 3/4-ном повороте вправо помещен на левом поле (наряду с изображениями других 3 преподобных) иконы «Успение Божией Матери, с избранными святыми на полях»; как и на иконе из кемеровского музея, он держит в левой руке развернутый вверх свиток с текстом (1-я четв. XVIII в., Ярославль, собрание В. А. Бондаренко; «И по плодам узнается древо». 2003. Кат. 50. С. 457).

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Лице его по кончине просветлело. Знаменательная кончина! Душа, весьма любимого русским народом, царя воспринята в горний мир, по исполнении дня празднования тому святому, в день которого за 49 лет он родился в земной мир и пред наступлением дня святого архангела Гавриила, который был близок к усопшему, как по дню рождения его, так и по храмам Благовещения Богородицы на старом государеве дворе и при царских палатах в Кремле, а тело почившего положено в обновленном им, после польского разорения, храме святого архистратига Михаила, имя которого носил преподобный Михаил Малеин. Видимое было о почившем в Бозе промышление Божие; четыре брата его умерли в младенчестве, сестра скончалась в юных летах, а он один сохранен, царствовал тридцать два года и четыре месяца 12 , и, царствуя, перенес много скорбей, но избавил Россию от великих бедствий, заживил тяжкие раны ее, сделал для нее очень много полезного и оставил после себя потомство, Богом благословенное и возвеличенное, и Россию возвеличившее. Конечно, о нем ходатайствовали пред Богом с Пресвятой Владычицей нашей не только святые русской земли, которым дорого православие и отечество, но вместе с Михаилом Малеиным и все святые, которым дорого православие, для поддержания коего Россия на Востоке и вообще за пределами ее приносила и приносит посильные жертвы. 2 По историко-географическому атласу Шпрюнера (таблица 25), река Галл берет начало на юго-западной границе Вифинии, течет в той же области на северо-запад и впадает в реку Сангарий или Сагарис, а сия в Черное море. По реальному лексикону классической древности Любкера, река Галл есть западный приток Сангария, она течет от Модры на Олимпе в северо-западном направлении; в настоящее время называется Кадша-Су или Гатино. По всеобщему географическому словарю князя Гагарина, река Гатино находится в эйялете Анатолии, в Азиатской Турции, берет начало недалеко от гор Лахе (Олимпа) и Тумбоса, имеет 60 верст течения. 3 Сведения об отношениях пр. Афанасия к пр. Михаилу заимствованы из жития пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Очень вероятно, что этот Никифор есть тот самый патриций Никифор, который еще при Константине Порфирородном прославился как профессор геометрии 132 ; быть может, прозвание ученика имеет связь с его занятиями этою наукой. В числе более длинных стихотворений Иоанна Геометра мы встречаем одно, несомненно, относящееся к ученому деятелю византийской юриспруденции, именно времени Константина и сына его Романа. Это надпись на гробницу магистра Феодора Декаполита, на которой была представлена богиня правосудия, опечаленная смертью своего жреца 133 . Вот это стихотворение, которое, между прочим, пусть будет первым из многочисленных признаков, определяющих время деятельности нашего поэта: «Блестящую деву, ушедшую с земли на небо, которую люди называют правдою, с эфирных жилищ вторично и снова свел на землю правосудный Феодор своим знанием законов и добрыми нравами. восседая рядом с ним, она судила народам истину, как строгая и чистая дева. Когда же губительная парка (судьба) и его захотела лишить милого живота и порвала все нити, и тогда она (правда) не пожелала с ним расстаться, но стенает, восседая, о чудо, на этой гробнице. Взгляни на звезды, еще более, чем этот образ женщины, помрачившиеся в своем блеске: и до неба проникла печаль. Вы также, законы, рыдаете, находясь отдельно вдали; кто же будет охранять правду и как супругу, и как чистую деву?» LXVII, р. 297 Сгат.). В кругу знаменитых современников, сочувствие которым выразил наш поэт, находится и Михаил Малеин, причисленный впоследствии к лику святых 134 . Надгробная надпись в честь его гласит: «Твое здесь пребывание и твоя жизнь, Михаил, возбуждают справедливый спор: жизнь показывает в тебе ангела, а пребывание здесь – человека смертного, о чем согласно свидетельствует и эта гробница». Михаил Малеин, конечно, родственник известного нам Евстафия Малеина, был, в то же время, родной дядя императора Никифора Фоки, глубоко уважаемый венценосным племянником за подвижническую монашескую жизнь: его мантия служила несчастному императору покровом в роковую ночь, когда к нему проник в спальню Цимисхий 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Московский; Филарет архиеп. Рязанский; Григорий, епископ Калужский; Никанор, епископ Ревельский; Макарий, митрополит греческий и другие члены Св. Синода, Комиссии дух. уч. и конференции дух. академии, а также и прочие посетители дух. и светского звания. В 1830 г. на публичном экзамене был обер-прокурор князь Мещерский. В 1833 г. был обер-прокурор Нечаев. Или вот полный список приглашенных в 1838 г. Митрополиты: Серафим и Иона; архиепископ Владимир, епископ Венедикт; ректор академии, архимандрит Николай; граф Ник. Ал. Протасов; Обер-священники: Музовский и Кутневич; архимандриты: Климент, Феогност, Никодим, Иннокентий Платон, Палладий; протоиереи: Кочетов, Павский, Бажанов, Никольский, Добронравин, Духовский, Малов, Иванов, Иедешев, Малеин, Щелкунов, Степанов, Песоцкий, Смирнов; соб. иеромонахи: Иоасаф, Евсевий, Никанор, Антоний; профессора и бакалавры академии, Карпов, Вознесенский, Ростиславов, Орлов, Крупский, Гусев, Долоцкий, Бенескриптов; священники: Мелиоранский, Колоколов, Богословский, Стратилатов, Горянский, Раевский, Максимов, Пельгорский, Полиевктов, Дебольский, Ладинский, Сидонский; чиновники: Н. И. Турчанинов, М. И. Дмитревский, А. II. Карасевский, И. И. Розанов, А, Н. Муравьев, М. А. Воскресенский; доктор Александров; архитекторы: А. О. Щедрин, И. В. Оржевский. Всех приглашенных до 60 человек. Секретарю правления обыкновенно поручалось делать эти приглашения, посредством печатных билетов – с конца 30-х годов; но знатнейших лиц ездил приглашать сам ректор. Программа публичного испытания составлялась ректором, но статьи по тому или другому предмету назначались преподавателем предмета. Чтобы дать понятие о публичных экзаменах мы приводим одну из таких программ, которая составлена ректором Макарием (в июле 1837 г.). «Собрание откроется пением духовной песни: Днесь благодать св. Духа нас собра. Затем для испытания учеников будут предложены предметы в следующем порядке: I) по классу богословия: учение о природе, происхождении, назначении и последней судьбе человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На узкой тропинке, которая вела к нему, там и здесь выдавались острые каменья и едва позволяли ступать по ней. Пещера, в которой старец жил, находилась под скалою, так что и видеть его было страшно. Он весь дрожал от старости, каждый день совершал он много знамений и не переставал исцелять больных. Отцы говорили, что никто не помнит, когда он взошел на гору. В старости ел он по три унции хлеба вечером и по три маслины, а в молодости ел всегда однажды в неделю» 1762 . Илия скончался 110-ти лет в 8-й день января 1763 . III. По имени местности, в которой родились или подвизались По имени местностей, на коих воздвигнуты монастыри, называются в Святцах многие из св. преподобных, напр.: Синайскими, или Синаитами (янв. 14, апр. 20) – по имени обители, устроенной Юстинианом при подошве горы Синайской; Сикеотами (апр. 22) – по имени монастыря, устроенного в Сикее – в Галатии; Дивногорцем – по имени антиохийской горы, о которой Господь в видении предсказал преподобному Симеону, что она прозовется Дивною, потому что на ней Господь удивит милость Свою в Симеоне. От этой горы, где по благодати Божией просиял дивными подвигами благочестия и чудесами преподобный Симеон, преставившийся в 596 году по P. X. (мая 24), и где впоследствии устроен был монастырь, преподобный называется Дивногорец; Афонскими (июня 12) – от Афонской Горы, на которой воздвигнуты многие монастыри 1764 ; Малеинами (июля 7 и 12) – от горы Малеон, или Малея, составляющей восточную часть Горы Афонской. На горе Малея находилась Киминская обитель, славная особенно в IX и X веке. В ней подвизался преп. Михаил Малеин (июля 12) – наставник Афанасия Афонского , умершего в 980 году, 5 июля. Печерскими, или Пещерскими – по имени пещер, в которых устроена в Киеве Киево-Печерская, т. е. Пещерская лавра: преп. Дионисий Глушицкий – от реки Глушицы (1 июня), и проч. IV. По имени монастыря Многие из св. преподобных называются по имени монастырей, в которых они уединялись от мира, напр.: Студитами (нояб. 11) – по монастырю, устроенному в V веке близ Босфора в предместии Чубукли 1765 римским вельможей Студием и названному посему Студийским 1766 ; Ветхими, или Ветхопещерниками (апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Афанасий Афонский житие икона     Афанасий Афонский   Преподоный отец наш Афанасий Афонский.   Афон . Великая Лавра Икона. XV в. (Великая Лавра на Афоне)       Житие кратко:     Преподоный отец наш Афанасий Афонский - основатель Вел. лавры на Афоне, названной впосл. в его честь. В Крещении получил имя Авраамий. Происходил от благородных и знатных родителей: отец был родом из Антиохии, мать - из Колхиды. Они рано умерли, и мальчик воспитывался в семье родственницы матери. Для продолжения обучения в 945 г. он прибыл в К-поль, где поступил в школу к известному ритору Афанасию. Вскоре преподоный отец наш Афанасий Афонский превзошел своего наставника и был назначен учителем, но, тяготясь славою, оставил преподавание. Однажды он сопровождал в поездке своего родственника на о-в Лемнос и впервые проплыл мимо Афона. Вернувшись в К-поль, Авраамий познакомился с прп. Михаилом Малеином, игум. Киминского мон-ря в Вифинии, и встретился с Никифором II Фокой, выдающимся военачальником, впосл. имп. Византии (963-969).   Авраамий вслед за Михаилом отправился на Кимин и принял в его мон-ре постриг с именем Афанасий. В этой обители он прожил 4 года, занимаясь переписыванием рукописей, потом он вступил на поприще безмолвия, удалившись в уединенное место. Никифор Фока посетил Афанасия, долго беседовал с ним и открыл ему свое желание стать монахом. Когда прп. Михаил Малеин захотел сделать Афанасия игуменом своего мон-ря, тот, считая себя недостойным начальствования и избегая мира, ушел на Афон (958/59). Поскольку Никифор Фока повсюду разыскивал Афанасия, он решил скрыть свое наст. имя, назвался Варнавой и стал учеником одного благочестивого старца. Вскоре ему пришлось открыть свое наст. имя. Брат Никифора Фоки Лев, доместик схол Запада, посетил Афанасия и дал деньги на храм в Карее.   Преподобный удалился на крайнюю оконечность полуострова, в место, называемое Мелана, где год предавался подвигам аскезы, после чего получил дар умиления. Когда Никифор Фока отправился освобождать Крит от араб. пиратов, он попросил Старца приехать к нему и молитвенно поддержать. Считая помощь мирянам обязанностью инока, преподоный отец наш Афанасий Афонский приехал на Крит в нач. 961 г.

http://isihazm.ru/?id=654&c_pid=1

Фома Малеин, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Фома Малеин, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Фома Малеин, прп. Преподобный Фома Малеин (память 7 июля по старому стилю) Жил в Византии не позднее XX века. Отличаясь телесной силой и храбростью, святой Фома состоял на военной службе и совершил немало подвигов в сражении с врагами отечества. Однако любовь ко Христу побудила его оставить мир и принять монашеский постриг. Подражая нищете и смирению Господа, он обходил иноческие обители, чтобы получить наставления подвижников. Когда святой решил удалиться для безмолвия в пустыню, перед ним на небе засиял огненный столп, который предшествовал ему, указывая дорогу. Святому было явление св. пророка Илии, указавшего ему путь. Таким образом преподобный Фома пришел на гору Малея, точное место нахождения которой неизвестно. Поселившись на этой горе, преподобный подвизался в посте и молитве, ведя непрестанную брань с духами злобы. Там святой Фома удостоился Божественных видений и откровений и получил благодатные дары чудотворения и исцеления от недугов. По молитве святого изгонялись бесы из людей. После кончины преподобного Фомы, его мощи прославились многочисленными чудесами. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Фома Малеин, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3589

«И Ангелу Филадельфийской (братолюбной, – схим. Георг, и новомуч. Михаил Новосёлов) Церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов (Сладчайшее Имя «Иисус» и вообще Имя Божие св. псалмопевцем Давидом, как никем другим, прославляемое, которым испытана в 1913 г. вся Вселенная и каждый православный христианин в отдельности, т. е. отношением к похуленному Синодом Имени Божию. Откр. 19:13 , – схим. Георгий), который отворяет, и никто не затворит; затворяет, и никто не отворит (это может означать открытую дверь проповеди имяславия, которую никто не может запретить, потому что Имяславие есть душа Православия, – схим. Георгий). Знаю твои дела; вот, Я открыл пред тобою дверь (проповеди), и никто не может затворить её; ты немного имеешь силы (т. е. малое количественное значение перед множеством отступников от Имени Божия, – схим. Георгий), и сохранил слово Моё, и не отрёкся имени Моего». Вот Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи (т. е. правоверующие. Раньше правоверующими именовались одни иудеи, – схим. Георгий), но не суть таковы, а лгут; вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя (может произойти то, если благоугодно будет Господу продлить сей век, что имяборцы, познав своё заблуждение, поклонятся пред ногами имяславцев и познают, что Имяславие это есть истинное Православие, примут его, и воздадят должное почтение исповедникам-имяславцам, раньше оплёванным имяборцами, познают, что имяславцы сохранили Православие в чистоте, и потому Господь возлюбил их, – схим. Георгий (Макаровский)). «И как ты сохранил слово терпения Моего (т. е. огненные испытания, перенесённые исповедниками от имяборческой силы, – схим. Георгий): то и я сохраню тебя от годины искушения, которая придёт на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле (это уже возможный намёк на сохранение исповедников Славы Имени Божия от поклонения антихристу – при последнем испытании Вселенной, – схим. Георгий).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010