Детство и юность Георгия Машурина. Служение царю и Отечеству Подвизавшийся в Задонском монастыре Пресвятой Богородицы Затворник Георгий Алексеевич происхождение имел дво­рянское, из фамилии Машуриных; он родился в 1789 году в Вологде от честных родите­лей. Уже рождению его сопутствовали весь­ма примечательные обстоятельства. Матери Георгия во сне явился за три года до того скончавшийся священник, у которого она обычно исповедывалась. Вот как об этом случае рассказывает сам Задонский затворник в воспоминаниях о своей родительнице: «С иконою в руках Божий посланник, приблизившись к одру спавшей, благословил духовную дочь свою, бывшую в ра­достном трепете и объятую святым страхом, и возвестил ей: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Бог даст тебе сына Георгия. Се тебе и образ святаго Великомученика и Победоносца Георгия». Неизреченно обрадованная Божиим благословением, приложилась она ко Святому Образу и, приявши его на свои руки, поставила оный в прилич­ное место. Сим окончилось видение». Но впереди было не только исполнение благой вести, а и суровые испытания для семьи Машуриных. Еще до рож­дения Георгия его мать была поражена величайшим не­счастием, какое только может постигнуть супругу. В одну тихую ночь сидела Анна Машурина одна, раз­мышляя о непостижимых судьбах Божиих; в доме все, ка­залось, было покойно, но сердце ее стеснялось темным предчувствием, и невольный страх заставил еще более со­дрогнуться, когда кто-то ударил крепко в стену, у которой она сидела, закричав: «Возьмите убитого!» Она выскочила – и пораженным глазам ее представилось печальное зре­лище: Алексея, возлюбленного супруга ее, внесли окро­вавленного в горницу... Какими-то разбойными людьми Алексей Машурин был по ошибке избит на Пятницком мосту вместо другого, которого злодеи сии поджидали. По­спешили осмотреть несчастного; нашли, что еще жизнь в нем не совсем угасла; успели призвать священников для помазания его Священным Елеем; в полной памяти удостоился он приобщиться Святых Тайн и простился навеки с супругою.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ Алексеевич Монкин (1730?, с. Кленовое близ Задонска - 29.09.1851, г. Задонск Воронежской губ.), юрод., Задонский. Род. в семье крепостных крестьян. Отец А. умер рано, мать повторно вышла замуж; отчим жестоко относился к пасынку и после смерти матери выгнал из дома. Поначалу А. жил у племянника, часто надолго уходил в лес, возвращаясь из своего уединения в задонский в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-рь , вскоре принял подвиг юродства. Не принимая монашеских обетов, А. хранил целомудрие, вел аскетическую жизнь, отличался смирением, простотой, нестяжательством. А. предсказал кончину имп. Александра I , обретение мощей свт. Тихона Задонского , эпидемии холеры в Задонске, Липецке (30-е гг. XIX в.) и Воронеже (1847), пожары в Задонске (1841 и 1861) и в Засосенской слободе под Ельцом (40-е гг. XIX в.). На монастырском дворе или городских улицах А. всегда окружали богомольцы разных возрастов, желавшие получить что-нибудь на благословение или услышать его наставление. Уже при жизни А. имел дар исцеления, но скрывал его юродством. А. состоял в многолетней дружбе с настоятелями и братией Задонского мон-ря, относившимися к нему с почтением и любовью. В необходимых случаях обличал прегрешения братии и начальствующих: за резкие обличения архим. Серафима в 1842-1845 гг. братии мон-ря было запрещено принимать А. в кельях. Задонский затворник Георгий Алексеевич Машурин отзывался в письмах об А. как о простосердечном и добром человеке. Глубокое уважение питал к нему архиеп. Воронежский и Задонский Антоний (Смирницкий) . Не раз А. выражал свое благоговейное отношение к основательницам и попечительницам странноприимных домов и общины сестер милосердия во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Задонске Матроне Наумовне Поповой и Денисьевне (Евфимии Григорьевне Поповой). В последние десятилетия жизни А., по воспоминаниям задонских богомольцев и по изображению на портрете XIX в., имел вид сгорбленного, худощавого, морщинистого старца с выразительными чертами лица: проникающим, добрым взглядом, носом острым, узенькой, клином, бородкой, короткими, взъерошенными, с проседью волосами. Одевался А. в крестьянский кафтан или зипун, подпоясанный красным кушаком, суконные онучи, чоботы или кожаные коты, за пазухой лежали никогда не надеваемые им большого размера рукавицы и шапка вместе с кусками хлеба, огурцами, древесными стружками, тряпьем, камнями, стеклом. За год до своей кончины А. поселился у орловской помещицы А. В. Демидовой, к-рая купила в Задонске дом, позже переданный в пользу обители. Заболев, А. за 2 недели предсказал свою кончину, он почил в возрасте ок. 120 лет, напутствованный за неск. дней Св. Таинами.

http://pravenc.ru/text/115900.html

Через одиннадцать лет безупречной службы своему Отечеству и царю земному поручик Георгий Машурин, уйдя в отставку, оказывается в Задонском Богородицком монастыре. Это был 1818 год – время непростое для Православия в России. Немалая часть русского образованного сословия игнорируя родную веру, увлекалась модными в то время мистическими и сектантскими учениями, которым покровительствовал министр духовных дел, президент Библейского общества князь А.Н. Голицын. Многие аристократы предпочитали больше послушать заезжих протестантских и католических проповедников, чем  посетить православный храм. При всем этом в России получили распространение тайные масонские общества, вылившиеся в недалеком будущем в декабристский мятеж. Здесь мы наблюдаем очевидную связь между отступлением от Православия и следующей за этим гибельной угрозой самой Российской государственности. Поэтому русскому народу просто необходимы были истинные светильники веры Христовой, которые могли бы рассеять и прогнать тьму лжеучений, помрачившую многие русские умы. И Господь призвал Георгия к особому подвигу затворничества, чтобы он стал одним из таковых маяков веры для своих соотечественников. По словам свт. Игнатия (Брянчанинова), духовная жизнь монаха тем больший имеет успех, чем благочестивее он жил в миру.  И здесь мы должны воздать должное матушке Георгия Алексеевича, Анне, которая, можно сказать, по-монашески воспитывала своих детей. Ей принадлежит немалая доля в будущей духовной  славе затворника Георгия. Свидетельствует бывший келейник Затворника, впоследствии оптинский монах Порфирий (Григоров): «Георгий сложил одежду воинскую и облекся в скромную одежду монашескую; оставив начальство над подчиненными, он в глубочайшем смирении всего себя обрек на строгое послушание другим, решась твердо и непоколебимо последовать Иисусу Христу в терпении и злострадании. Труды его были беспрерывны, повиновение беспрекословно; в непрестанной пребывая молитве, тело изнурял он строгим постом, соблюдал сердце незлобивое и уста до такой степени молчаливые, что и о нужном редко говорил, а тем более страшился произносить что-либо праздное… так что многие легкомысленные за то, что не отвечал на их праздное любопытство, с посмеянием называли его немым… ».

http://radonezh.ru/analytics/ideal-russk...

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33) – учит Господь Иисус Христос. А что ищут одержимые новой игрой? Они ищут бесов, в изобилии населяющих виртуальный мир. 25 июля 2016 года «Российская газета» опубликовала любопытную заметку «Японцы доказали, что домашние питомцы видят покемонов»: «Популярная игра Pokémon Go на днях была запущена в Японии. Игроки быстро начали понимать, что боевых монстров видят не только они, но и их питомцы, пишет Mashable. Японцы стали выкладывать в социальные сети многочисленные доказательства того, что домашние кошки, собаки и даже птички тоже видят покемонов, хотя и не смотрят на экран смартфона. Питомцы на фотографиях обращают свой взгляд именно в ту сторону, где находятся персонажи Pokémon Go, и даже принюхиваются, пытаясь понять, с чем имеют дело». В истории есть немало примеров, показывающих, что животные ощущают присутствие инфернальных существ. Каждое происходящее в мире явление мы должны рассматривать с духовной стороны. Богоугодное ли это дело? Способствует ли оно спасению души или нет? «Не ищущие же прежде всего Царства Божия – явно противятся Слову Божию», – пишет человек воистину святой жизни затворник Задонский Георгий Алексеевич Машурин. «Грех есть преступление и разрушение вечного и неизменяемого Божия закона, – учит святитель Тихон Задонский, – ослушание и противление святой Божией воле... Грех есть как то, что законом Божиим запрещенное – делается, так и то, что законом Божиим заповеданное – оставляется». Никто не задумывается и над тем, что видимые «удобства» прогресса таят в себе невидимые духовные опасности: человек все более и более удаляется от Бога. Некогда ему заглянуть вглубь себя, поразмыслить о грехах своих, очистить, с Божией помощью, себя покаянием. Человеку предлагается прилепиться не к Богу, а к компьютеру и другим достижениям цифровых технологий. Эти идеи были заложены еще в «Информациологической конвенции единого мирового локально-распределенного информационно-сотового сообщества – новой информационно-космической цивилизации», являющейся программным документом ООН. За наукообразным названием документа умело скрывается его оккультная суть, воистину враждебная православному мировоззрению.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/27/po...

Нравы формируют в человеке его мировоззрение, идеологию. И многим дворянам того времени, большинство из которых состояли в военной службе, было не по пути с такими, как Георгий Алексеевич Машурин. Они жили идеалами, нередко враждебными идеалам будущего Затворника. Будучи формально, по крещению, православными, по образу жизни эти дворяне были совершенно нецерковными. Не зная родного Православия, внутреннее свое устроение они созидали на ценностях западной цивилизации. Даже были случаи, когда некоторые из них переходили из Православия в католицизм. Чтобы пресечь таковую нарождающуюся тенденцию, император Николай I был вынужден наказывать этих вероотступников лишением дворянства и конфискацией имущества. Это те самые люди, которые создавали тайные общества, входили в масонские ложи, а затем с оружием в руках вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 года, при этом обманув простых солдат. Поэтому неудивительно, что для них были нормой дуэли, которые Церковь приравнивает к греху самоубийства, бесчисленные прелюбодеяния, содомский грех, издевательства над крепостными и прочее. И понятно, что только церковный образ жизни делал дворянина своим для простого народа, братом во Христе. В наше время есть немало людей, еще не пришедших в Церковь, но искренне любящих историю и культуру своего Отечества. Любителям русской классической литературы будет небезынтересна личность Георгия Задонского, его связь с русскими писателями. Так, известно, что Н.В. Гоголь не раз посещал Оптину пустынь. В этом монастыре он подружился с иноком Порфирием (Григоровым), бывшим насельником Задонского монастыря, который был келейником, да и духовным сыном, Затворника Георгия. Конечно же, они говорили о Затворнике и книге его писем. Гоголь уже читал письма Задонского подвижника, пользуясь изданием 1839 года. И даже делал из них выписки в составленный им самим сборник цитат из творений святых отцов и учителей Церкви. Об этом сборничке вспоминает бывшая фрейлина, приятельница Пушкина, Гоголя и многих других известных писателей и поэтов, впоследствии супруга калужского губернатора, А.О. Смирнова-Россет: «После обеда Николай Васильевич вытаскивал тетрадку и читал отрывки из отцов Церкви».

http://pravoslavie.ru/71269.html

Сын Бога Живаго Господь наш Иисус Христос даровал высший смысл земному человеческому бытию. Земля - это место изгнания человека, временное пристанище, где дана ему возможность приуготовить себя к жизни вечной. Движимый Духом Святым благословенный угодник Божий святитель Игнатий Брянчанинов возглашает: «Род человеческий - разряд существ падших. Земля - преддверие ада... Спаситель соделал ее преддверием Рая». Что ищет человек, то и обрящет. Ищущие только земного, живут для ада, а ищущих Небесного назидает душеполезным словом великий подвижник веры и благочестия, затворник Задонский Георгий Алексеевич Машурин: «Путь желающего внити в Царствие Божие есть многоскорбный и тесный; а кто ищет пространного пути, чтобы гуляючи идти, тот шутя дойдет, только не в Царствие Божие, но в пагубу вечную и будет безконечно мучиться. Поэтому видно, что лучше идти тесным и прискорбным путем, чтобы безконечно радоваться... Если слушать, что говорят люди и подражать обычаям их, то нельзя не лишиться вечного спасения, о чем страшно и подумать! Надобно слушать, чему научает Слово Божие, и подражать Самому Господу Иисусу Христу, и разуметь, что Он только един истинный Путь наш, и что все наше спасение заключается в Нем. Которые верою и делами угодили Господу Богу, все те подражали Ему кротостью и смирением, милостию и терпением, и за любовь всяким злостраданиям ( злострадание - терпение напастей - авт.) безропотно до последнего издыхания. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), по свидетельству Господню: посему предлежит нам непременный долг - любить друг друга, однако не в сладострастии и забавах, а в трудах и подвигах, как Господь возлюбил Своих и потерпел всякое поношение от сопротивящихся, и клевету, и смерть Крестную. Вот это истинный путь спасающихся! Не уклоняйтесь же от него! Сим путем идущих и не озирающихся вспять Иисус Христос вводит в Царствие Божие». А там - вечное Царство света и любви, правды и добра! Не зря же восклицает святой апостол Павел: «...нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18) и «...не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Ради святой любви ко Христу ищущие спасения претерпевали все напасти и гонения от диавола и его человекоорудий, все земные скорби и тяготы. Иного пути в Небесное наше Отечество нет.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

История России это история героев и подвижников. Чаще всего русский человек прославлял свое Отечество или в воинском звании на поле брани, или в звании духовном, подвизаясь в молитвенном делании. Многих славных воинов и подвижников духовной жизни явила миру Русь-матушка. Но при сложении всех составляющих взор часто почему-то останавливается на одном удивительном человеке. При этом так и хочется воскликнуть: «Вот идеал русского человека!». Речь идет о затворнике Задонского Богородицкого монастыря Георгии. Этот великий человек вместил в себя самые лучшие явления русской жизни своего времени. «Дворянин, воин, он сложил с себя оружие вещественное, чтобы вступить в поприще брани духовной...», - так отзывается о Задонском затворнике Георгии свт. Игнатий Брянчанинов. Георгий Алексеевич Машурин (1789-1836) был родом из старинного, славящегося своими храмами и монастырями, русского города Вологды, этой столицы Северной Фиваиды. Принадлежал Георгий к небогатому дворянскому роду Машуриных. Появился он на свет уже осиротевшим, так как его отца убили разбойники незадолго до рождения Георгия. Всю тяжесть воспитания сына и дочери Надежды понесла на себе мать. Боголюбивая Анна так воспитывала сына и дочь, что у еще малых детей сердечным желанием было молитвенное общение с Господом в храме, а не игры и развлечения со сверстниками. Благодаря воспитанию матери Георгий еще с детства выделялся кротостью, молитвенностью и нищелюбием, был очень послушен. В учебе он утешал свою родительницу успехами в науках. Предназначением всякого русского дворянина было служение Отечеству своему на военном поприще. Поэтому в 18 лет юный Георгий поступает юнкером в Лубенский гусарский полк. Хотя не все в армии, в нравственном отношении, ему нравилось, но он все терпеливо сносил, добросовестно и честно исполняя свой воинский долг. Поэтому сослуживцы и уважали Георгия за его серьезность, исполнительность и готовность всегда прийти на выручку. При этом он не был человекоугодлив, избегал соблазнительных кампаний, в разгульных застольях не участвовал.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/20/...

История России это история героев и подвижников. Чаще всего русский человек прославлял свое Отечество или в воинском звании на поле брани, или в звании духовном, подвизаясь в молитвенном делании. Многих славных воинов и подвижников духовной жизни явила миру Русь-матушка. Но при сложении всех составляющих взор часто почему-то останавливается на одном удивительном человеке. При этом так и хочется воскликнуть: «Вот идеал русского человека!». Речь идет о затворнике Задонского Богородицкого монастыря Георгии. Этот великий человек вместил в себя самые лучшие явления русской жизни своего времени. «Дворянин, воин, он сложил с себя оружие вещественное, чтобы вступить в поприще брани духовной…», - так отзывается о Задонском  затворнике Георгии свт. Игнатий Брянчанинов.    Георгий Алексеевич Машурин (1789-1836) был родом из старинного, славящегося своими храмами и монастырями, русского города Вологды, этой столицы Северной Фиваиды. Принадлежал Георгий к небогатому дворянскому роду Машуриных. Появился он  на свет уже осиротевшим, так как его отца убили разбойники незадолго до рождения  Георгия. Всю тяжесть воспитания сына и дочери Надежды понесла на себе мать. Боголюбивая Анна так воспитывала сына и дочь, что у еще малых детей сердечным желанием было молитвенное общение с Господом в храме, а не игры и развлечения со сверстниками. Благодаря воспитанию матери Георгий еще с детства выделялся  кротостью, молитвенностью и нищелюбием, был очень послушен. В учебе он утешал свою родительницу успехами в науках. Предназначением всякого русского дворянина было служение Отечеству своему на военном поприще. Поэтому в 18 лет юный Георгий поступает юнкером в Лубенский гусарский полк. Хотя не все в армии, в нравственном отношении, ему нравилось, но он все терпеливо сносил, добросовестно и честно исполняя свой воинский долг. Поэтому сослуживцы и уважали Георгия за его серьезность,  исполнительность и готовность всегда прийти на выручку. При этом он не был человекоугодлив, избегал соблазнительных кампаний, в разгульных застольях не участвовал.

http://radonezh.ru/analytics/ideal-russk...

По отзывам современников, А. являл собой «полный, отрадный, идеальный образ архиерея». Нередко за богослужением видели его «полузакрытые очи, полные слез». Говорил с незначительным малороссийским акцентом, имел хороший слух и голос. Никогда не смеялся, хотя часто его лицо умилялось радостью или улыбкой. Прп. Серафим Саровский питал к А., «жителю из села Божией Матери, лавры ее Печерской постриженику», особое благоговейное отношение, часто направлял к нему богомольцев за духовным советом и называл А. не иначе как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались. Известно глубокое почитание А. свт. Филаретом (Дроздовым), дивеевской блж. Пелагией Серебрянниковой. А. состоял в духовном родстве с киевскими подвижниками иеросхим. Парфением (Краснопевцевым) и иеросхим. Вассианом (Балашевичем). Среди современников, пользовавшихся советами и покровительством святителя, юродивые и старцы задонские: Антоний Алексеевич Монкин, Евфимия Григорьевна Попова (мон. Евгения), Матрона Наумовна Попова (мон. Мария), иеросхим. Нафанаил (Остапов) и затворник Георгий Машурин (мон. Стратоник), а также сезеновский затворник Иоанн и белогорская блж. Мария Шерстюкова. Память А. чтила вел. кн. прмц. Елисавета Феодоровна. А. награжден орденами св. Владимира и Александра Невского. Первое жизнеописание А. было составлено по его благословению Н. М. Савостьяновым. Создание пространного жизнеописания было поручено еп. Воронежским Вениамином (Смирновым) известному воронежскому проповеднику прот. Михаилу (впосл. еп. Тульский и Белёвский Лаврентий (Некрасов)). Основу пространного жития составил труд Савостьянова, дополненный воспоминаниями об А., сведениями о чудесах, высказываниями об А. свт. Филарета (Дроздова) и архиеп. Игнатия (Семёнова), сведениями из архива Воронежской консистории. В нач. XX в. было создано еще неск. жизнеописаний А., в «Воронежских ЕВ» в 1913-1916 гг. регулярно публиковались сообщения о чудесах, происходивших по молитвам святителя. В 1914 г. в Воронеже была создана комиссия, к-рая осматривала останки А., оказавшиеся нетленными, сохранилось также его облачение. Останки были переложены в новый гроб, а вход в могилу замурован. К Поместному Собору РПЦ 1917-1918 гг. были подготовлены материалы для канонизации А. 24 сент. 1953 г. архиеп. Воронежский Иосиф (Орехов) в рапорте на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I указывал на широкое почитание А. и ходатайствовал о перенесении его останков в ограду Покровского кафедрального собора в связи с началом строительных работ на месте снесенного Митрофанова мон-ря, в авг. 1956 г. состоялось перенесение останков А. на городское кладбище.

http://lib.cerkov.ru/authors/1093

Проходя вместе с Христом его земными дорогами, преподобный Серафим за неделю совершал весь путь от Благовещенья в Назарете, через Вифлеем и Голгофу, Гроб Воскресения и Сионскую горницу Пятидесятницы до начала апостольского служения Церкви. И в седьмой день своего духовного паломничества Серафим встречал Господа в Евхаристической Трапезе. Георгий Затворник (1789–1835) Аскет и созерцатель Георгий Алексеевич Машурин в 1818 г. после одиннадцатилетней военной службы поселился в Задонском Богородицком монастыре, где в предыдущем столетии жил на покое святитель Тихон. Вскоре Георгий Алексеевич ушел в затвор, посвятив себя аскетическим подвигам, непрестанной молитве, чтению Библии и отцов Церкви. Со временем у Георгия установилась обширная переписка с мирянами, а также с монахинями и подвижницами в миру. В этих письмах мы найдем множество упоминаний о Слове Божием. Вся жизнь христианина должна строиться по Писанию, которое освещает путь человека, так что с Библией он уже никогда не заблудится. Слово Божие прогоняет уныние, очищает чувства, открывает нам волю Христа Спасителя, показывает, как поступать в конкретных житейских положениях, озаряет сердце и соединяет человека с Богом. Георгий рекомендует ежедневно читать по одной главе из Евангелия и из Апостола, прибавляя столько псалмов, сколько позволяют обстоятельства. Чтение должна предварять молитва кроткого сердца. Георгий внимателен к проблеме разноголосицы всевозможных толкований: грешно принимать те из них, которые противоречат толкованиям Церкви. За всеми советами подвижника стоит глубоко индивидуальное мистическое созерцание. Взволнованно говоря о Слове Божием, Георгий называет его водой для стада Христова, руководством христианина не только в этой жизни, но и в будущей. Подобно преподобному Серафиму, Георгий очень высоко ценит чтение Библии в сочетании с молитвой — все монастыри мира, по Георгию, были созданы именно ради этого занятия. Одной из своих духовных дочерей, подвижнице Марье Петровне Колычевой, Георгий писал: «Благонамеренные Ваши посещения св. храмов московских временноприятны! Но уединенное занятие в размышлении и поучении Св. Писания с тайною молитвою может Вас соделать вечным храмом предвечного Зиждителя, Которым назидаемые, христиане в Нем соединяются, любят друг друга и делаются одной душой в Душе Христовой» 24 .

http://azbyka.ru/chtenie-svyashhennogo-p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010