420 Се же бысть слышано всм от господина митрополита и от иконома его Савастияна. – Весь рассказ о посмертном «чуде» с душевной грамотой – запись устной легенды, бытовавшей во Владимирском Рождественском монастыре. Митрополит Кирилл (ум. в 1280 г.) и его эконом Севастьян, видимо, принимали участие в создании и распространении этой легенды. 421 Стр. 344. В фторое на десят лто по принесении чюдотворнаго образа ис Корсуня… – В рязанском цикле повестей о Николе Заразском, в составе которого дошла до нас «Повесть о разорении Рязани Батыем», ей предшествует «Повесть о перенесении образа Николы из Корсуня (то есть из Херсонеса в Крыму) на Рязань в 1224 г.», иначе говоря – за двенадцать лет до нашествия Батыя на Рязань. 422 …на рце на Воронеже… – приток Дона в южной, прилегающей к Половецкой степи окраине Рязанской земли. 423 …на Резань… – Старая Рязань находилась на крутом берегу Оки верстах в четырех от устья реки Прони. Нынешняя Рязань – другой древний рязанский город, известный первоначально под именем Переяславля Рязанского. 424 Юрий Ингоревич Резанский. – В летописях известен Юрий Игоревич Рязанский – сын князя рязанского Игоря Глебовича; на рязанский княжеский стол он вступил в 1220 г. 425 Георгий Всеволодович Владимирский – великий князь Владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович, сын великого князя Владимирского Всеволода III Юрьевича (Большое Гнездо). 427 Олег Красный. – По «Повести» – брат Юрия Ингваревича. В действительности он был, по-видимому, не братом, а племянником Юрия Ингваревича. 428 Всеволод Пронский – очевидно, Всеволод Глебович Пронский, сын князя рязанского Глеба Ростиславича, отец «Кир» Михаила Пронского. Однако по летописи Всеволод Пронский погиб значительно раньше – в 1208 г. 429 Федор Юрьевич Резанский. – По «Повести» – сын князя Юрия Ингваревича Рязанского, князь Заразска. В летописях ни он, ни его жена Евпраксия, ни сын Иван Постник не упоминаются. 430 Стр. 346. …с великою княгинею – мать Юрия Ингваревича – Агриппина Ростиславовна в летописях не упоминается.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Вел. кн. мч. Георгий Всеволодович. Роспись парадных сеней. 1883 г. Артель Ф. Г. Торопова (ГИМ) Вел. кн. мч. Георгий Всеволодович. Роспись парадных сеней. 1883 г. Артель Ф. Г. Торопова (ГИМ) Иконы Г. В. вместе с Владимирскими чудотворцами продолжали создаваться в XVIII-XIX вв. В этот период получили распространение произведения, в к-рых объединены не только изображения всех св. владимирских князей, включая Г. В., но и образ мч. Авраамия Болгарского, а также нек-рых др. святых. Так, во Флорищевой пуст. находилась икона XVIII в., где были представлены св. цари Константин и Елена, блгв. князья Александр Невский, Андрей Боголюбский, Г. В., Глеб Андреевич Владимирский и мч. Авраамий Болгарский ( Георгиевский В. Т. Флорищева пустынь: Ист.-археол. описание с рис. Вязники, 1896. С. 127). Изображение Г. В. было включено в роспись заложенной после 1724 г. камнем арки вост. ворот владимирского Рождественского мон-ря: здесь образу Божией Матери «Знамение» предстояли св. владимирские князья, мч. Авраамий Болгарский и свт. Максим, митр. Киевский (ПЭ. Т. 9. С. 74-75). Редкий пример более свободной композиции, включающей фигуры всех владимирских князей и мч. Авраамия Болгарского,- образ «Блгв. вел. князья владимирские» 1814 г. работы И. Афанасьева из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ), где фигуры расположены под парящей в небесах Владимирской иконой Божией Матери, на фоне пейзажа, Г. В. держит копье (Из коллекций Н. П. Лихачёва: Кат. выст./ГРМ. СПб., 1993. С. 189-190. 423). Основание вел. кн. мч. Георгием Всеволодовичем Н. Новгорода у Дятловых гор. Худож. В. П. Малиновский. 2003 г. Основание вел. кн. мч. Георгием Всеволодовичем Н. Новгорода у Дятловых гор. Худож. В. П. Малиновский. 2003 г. Особый извод, представленный иконами, вышедшими гл. обр. из владимирских иконописных сел,- изображение 5 местных святых в одном ряду, с фигурой блгв. кн. Александра Невского в центре, или в 2 рядах, причем Г. В., как правило крайний справа, одет по-княжески, иногда в горностаевую мантию (слева напротив - блгв.

http://pravenc.ru/text/164457.html

Гавриил Рязанский и Зарайский , архиеп. (14/27 октября; 21 декабря/3 января; 7/20 апреля) Галактион Вологодский , затворник, прмч. (24 сентября/7 октября) Галактион Емесский (Финикийский), мч. (5/18 ноября) Геласий Критский , мч. (23 декабря/5 января) Геннадий Костромской и Любимоградский (Любомирский), прп. (23 января/5 февраля; 23 мая/5 июня [Ростов.]) Геннадий Новгородский , архиеп. (4/17 декабря) Георгий (Юрий) Всеволодович , Владимирский, блгв. вел. князь (4/17 февраля; 4/17 марта) Георгий Митиленский , митр., исповедник (7/20 апреля) Георгий Новый , Серб, Софийский, Болгарский, мч. (26 мая/8 июня) Георгий Победоносец , военачальник, вмч. (23 апреля/6 мая; 3/16 ноября; 10/23 ноября; 26 ноября/9 декабря) Георгий Софийский, Болгарский (11/24 февраля; 26 мая/8 июня) Георгий Хозевит , прп. (8/21 января) Герасим Великопермский (Устьвымский), еп., сщмч. (24 января/6 февраля; 29 января/11 февраля) Герасим Вологодский , прп. (4/17 марта) Герасим Иорданский , прп. (4/17 марта) Гервасий Медиоланский , мч. (14/27 октября) Герман Аляскинский , Алеутский, равноап., прп. (27 июля/9 августа, 13/26 декабря) Герман Валаамский , прп., чудотворец (11/24 сентября; 28 июня/11 июля) Герман Казанский и Свияжский , архиеп. (6/19 ноября; 23 июня/6 июля; 25 сентября/8 октября) Герман Константинопольский , патр. (12/25 мая) Герман Соловецкий , прп., отшельник (30 июля/12 августа; 8/21 августа) Геронтий Московский , митр. (28 мая/10 июня) Терентий Печерский , прп., канонарх, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (1/14 апреля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Глеб (в крещении Давид) страстотерпец, блгв. князь (2/15 мая; 24 июля/6 августа; 5/18 сентября) Глеб Владимирский , блгв. князь, сын св. Андрея Боголюбского (20 июня/3 июля) Глеб Всеволодович Городненский , блгв. князь (6/19 июля) Гликерия Гераклейская , дева, мц. (13/26 мая) Гликерия Новгородская , дева, прав. (13/26 мая) Горазд Охридский , равноап., еп., исповедник (27 июля/9 августа) Гордий Каппадокийский , сотник, мч. (3/16 января) Григорий Авнежский , игумен, сщмч. (15/28 июня)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

350 Стр. 290. …княгини Ростиславляа Верхослава… – Жена великого князя Ростислава Рюриковича (ум. в 1218 г.), дочь Всеволода Большое Гнездо. 351 …послушай Павла, глаголюща к Тимофю… – Имеется в виду одно из посланий апостола Павла к Тимофею (апостольские послания находятся в Новом завете после апостольских деяний). 352 Князь ГеоргийГеоргий (Юрий) Всеволодович, великий князь Владимирский, брат Верхославы (ум. в 1238 г.). 353 Стр. 292. Леонтий, епископ Ростовъскый – епископствовал с 1073 по 1077 г. Далее перечисляются русские епископы, выходцы из Печерского монастыря. 354 …с онема варягома… – Под 983 годом «Повесть временных лет» рассказывает о гибели варягов-христиан отца и сына, живших в Киеве, которые были убиты киевлянами-язычниками. 356 …сиа съборныа церкви, красоты Владимерьскиа, и другиа Суждальскиа церъки… – Имеются в виду Успенский собор во Владимире (построен в 1158–1161 гг. и капитально перестроен в 1185 г.) и собор Рождества богородицы в Суздале (построен в 1222–1225 гг., перестроен в 1528 г.). 358 Стр. 300. …Якуна Слепаго, иже отбеже от златыа луды, биася… с лютымъ Мстиславомь. – Луда – плащ. Имеется в виду битва 1024 г. при Листвене (урочище близ Чернигова) Ярослава Владимировича Мудрого (киевский вел. кн. с 1019 по 1054 г.) с братом Мстиславом (князь Черниговский и Тмутороканский, ум. в 1036 г.). Ярослав потерпел поражение, участвующий на стороне Ярослава вождь варяжского отряда Якун (Гакон) во время бегства с поля боя потерял свой плащ. Об этом рассказывает и «Повесть временных лет». 359 …Изяслав, Святослави Всеволод – сыновья Ярослава Мудрого, в разное время занимавшие великокняжеский Киевский стол. Изяслав умер в 1078 г.; Святослав – в 1076 г.; Всеволод – в 1093 г. 361 Стр. 304. …сд Георгий Владимерович в Киев… – Юрий Владимирович Долгорукий начал княжить в Киеве с 1149 г. 363 Стр. 316. Ростислав же утопе… – Ростислав Всеволодович утонул в реке Стугне во время переправы через нее после битвы с половцами в 1093 г. В противоположность Киево-Печерскому патерику «Слово о полку Игореве» очень сочувственно говорит о гибели юного князя (см. стр. 210).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

А. А. Горский Иконография Г. Д. представлен в нижнем ярусе на сев. грани сев.-зап. столпа в росписи Архангельского собора Московского Кремля 1652-1666 гг. (создана на основе иконографической программы 1564-1565): средовек с темными кудрявыми волосами и небольшой бородой, в украшенной орнаментами светлой шубе, в молении тезоименитому святому в медальоне ( Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 142, 147). Его изображение без определенных индивидуальных особенностей сохранилось на миниатюрах из Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., напр. сюжет с преставлением Г. Д. (2-й Остермановский том. БАН. 30. 7. 30. Л. 282 об.). В составе родословного древа рус. государей фигура Г. Д. помещена в росписи 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве. Погрудный образ вел. князя (в княжеской шапке, шубе, доспехах, с короткой раздвоенной бородой) имеется в ряду портретов рус. князей и царей на холмогорских костяных пластинах 1774 г., посл. трети XVIII в. (ГИМ, ГРМ, Егорьевский ист.-худож. музей), также на гравюре нач. XIX в. изд. П. П. Бекетова (Пантеон рос. государей. М., 1807). 2 сюжета из жизни Г. Д. воспроизведены на литографиях, созданных ок. 1836 г. по рис. Б. А. Чорикова: «великодушная» кончина блгв. вел. кн. Михаила Тверского в Орде в 1319 г. (Г. Д.- вдали на коне); вел. кн. Димитрий Михайлович «отмщает за смерть отца своего» - убиение Г. Д. в 1325 г. (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах/Изд. А. Прево. СПб., 1836-1844. Ил. 71, 72). Предположительно Г. Д. изображен в верхнем ряду группы князей на иконе «Собор русских святых» 1-й пол. XIX в. (ГМИР). Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434)

http://pravenc.ru/text/164459.html

«Кто вступил в мою область неприятелем, с тем не хочу дружиться», – ответствовал Изяслав и, соединясь с Глебом Георгиевичем, расположился станом на берегах реки Белоуса. Тут открылось малодушие Ростислава, который, будучи устрашен множеством Половцев, в самом начале перестрелки дал знать Черниговскому Князю, что уступает ему Киевскую область с Переяславлем, желая одного мира. С негодованием видя малодушие дяди, Мстислав Изяславич поворотил коня и, сказав: «Не будь же ни мне Переяславля, ни тебе Киева!» – удалился с своею дружиною. Войско расстроилось; свирепые Половцы гнали, рубили бегущих и схватили, в числе пленных, Святослава Всеволодовича. Мстислав, взяв в Переяславле жену, детей, ушел в Луцк, а бывший Великий Князь в Смоленск, лишась в то же время и Новагорода: ибо тамошние жители изгнали сына его, Давида, отправили Епископа Нифонта Послом в Суздаль и призвали Мстислава Георгиевича княжить в их области. Киевляне, услышав с горестию о несчастии Ростислава, должны были обратиться к победителю. Епископ Каневский, Дамиан, их именем сказал Изяславу: «Государь! Иди управлять нами, да не будем жертвою варваров!», ибо в сие время Половцы свирепствовали в окрестностях Днепра и долго не могли быть усмирены Глебом Георгиевичем, которому Изяслав Давидович отдал Переяславль. Между тем Георгий уже шел с войском и близ Смоленска получил весть о новой, благоприятной для него перемене обстоятельств; согласился забыть вражду Ростислава Мстиславича, примирился с ним и спешил к Киеву; простил и. Святослава Всеволодовича, уважив ходатайство его дяди, Северского Князя, и послал объявить Черниговскому, чтобы он выехал из столицы Мономаховой. Изяслав колебался, медлил; говорил, что Киевляне добровольно возвели его на престол; но, убежденный Святославом Ольговичем, и не имея надежды отразить силу силою, отправился в Чернигов. Георгий, вступив в Киев, с общего согласия принял сан Великого Князя марта 1155 г.]. Глава XIV . Великий князь Георгий, или Юрий Владимирович, прозванием Долгорукий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Пр. Иулиании имеется рукописная служба, – составленная кем-то из Новгородских владык (Торжок долгое время принадлежал Новгороду). Есть (в рукописи) и акафист ей, составленный в 1883 г. Андреем Феодоровичем Ковалевским; он, как видно из автобиографии Тверского архиепископа Саввы, хлопотал о напечатании означенного акафиста (см. в Богословском Вестнике, июнь 1905 г.). – Тропарь благоверной княгине Иулиании, глас 2-й: «Благочестно в законе поживши и благими делы украсившися, яко крепкий адамант, явилася еси целомудренная святая благоверная княгиня Иулиания; тленную бо славу и добродство телесное презревши, злокозненного врага победила еси и целомудрия ради мученическую смерть прияла еси. Сего ради от Христа Бога нетленным и вечным венцем венчавшися, ныне с лики мученик ликуеши и нам велия чудеса, приходящим ко гробу твоему, обильно источаеши. Тем же ти вопием: молися Христу Богу о всех нас, с верой и любовию страдания твоя почитающих». (Месяцеслов русских святых 21 декабря и 2 июня). 5. Св. Благоверный Великий князь Георгий Всеволодович На иконе собора Тверских святых изображён (в средине 2-го ряда) и св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский, потому что он был убит в пределах нынешней Тверской епархии, в Кашинском уезде. Великий князь Георгий был третьим сыном Великого князя Всеволода (Димитрия) Юрьевича (прозванного Большое Гнездо). Рождённый в 1189 г., он был основателем Нижнего Новгорода в 1222 г., и имел в супружестве дочь князя Всеволода Агафью; скончался в битве с татарами на р. Сити. Эта река берёт начало близ Благовещенского погоста, в Кашинском уезде, и, протекая едва заметным ручьём, у села Задорья (того же уезда) становится уже довольно значительной речкой, а у села Боженки, по впадению в неё речек Облужья и Болотно, принимает вид большой реки и впадает (в пределах Тверской губернии) в реку Мологу. – Место битвы русских с татарами в 1238 г. было подробно расследовано в 1889 г. Нижегор. учёной Архивной Комиссией во главе с А. С. Гацисским, и на вопрос: где на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

8 Павлищев Н. Исторический атлас России. Родословная таблица. Муромские князья: Давид Муромский умер 1228 г. – Юрий Давидович – Ярослав Юрьевич. – Юрий Ярославич около 1353 года лишен удела ханом; Средневековая Бархатная книга. 1687. Ч. I, с. 56. 9 В 1248 году Борис Василькович, внук Константина Всеволодовича, женился на дочери Муромского князя Ярослава. Полное собрание Русских летописей. Т. I, с. 226 и 201; Никоновская летопись. Т. III, с. 30. 10 Первое опустошение Мурома от татар было в 1239 году, когда сожгли они Муром. Полное собрание Русских летописей. Т. I, с. 201: «того же (6747) лета, на зиму, взяли Татары Мордовскую землю и Муром пожгли». После сего не раз производились опустошения его татарами. Но в 1281 году Андрей Александровичу сын Александра Невского, домогаясь Великокняжеского престола, привел полчища татар, которые, рассеявшись, опустошили Муром и другие места. Никоновская летопись. Т. III, с. 72 и 73; Арцыбашев Н.С. Повествование о России. Т. II, кн. III, с. 50. 11 При выдаче замуж дочери за Ростовского князя в 1248 году, Ярослав, Муромский князь, отец Георгия, не мог быть менее 30 лет. Приложивши 36, число лет, прошедших до 1284 или 85 года, в который, предполагается, не было в живых Ярослава, найдем, что тогда ему было уже 66 лет. В таких летах кончина князя Муромского была очень естественная. Положивши сыну его Георгию в это время, то есть в 1284 или 85 году, 26 лет, найдем, что в 1354 году, когда он лишен удела ( Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. III, с. 327), могло быть ему около 95 лет. Лета опять возможные. Таким образом, нет никакого противоречия согласиться, что сын Ярослава Георгий (Юрий), пришедший из Киева, по смерти отца, обновил Муром и восстановил в нем епископию. В Истории Российского Государства Карамзина Н.М. (т. V, с. 206 и прим. 370) упоминается о возобновлении Мурома тем же князем Юрием в 1351 году. Но это обновление могло быть вторичное, когда тот князь, по замечанию Карамзина, перенес город на старое место. В продолжение 60 лет от первого обновления, город мог быть не раз опустошаем и Татарами (Элортай в 1288 г., Дюдень в 1293 г.) и Мордвой. Притом, в первом случае говорится, что князь пришёл из Киева; тогда как при втором случае об этом не упоминается.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

(Главные сокращения: вместо «Глубиною мудрости», поют: «Творца и Зиждителя и Бога нашего», «Богородице безневестная, верных спасение»; вместо «Покой, Спасе, наш» поют: «И вся яже в веденни и неведении, Человеколюбче», «сыны света Тою показавый, помилуй нас»; вместо «Сам Един еси Безсмертный», поют: «Надгробное рыдание творяще песнь; аллилуйя»; сокращают канон и тропари на «Благословен еси, Господи», и т. п.). ОТВЕТ : Всякие сокращения в Богослужении, если они в силу какой-либо нужды допускаются, должны быть прежде всего разумными, не нарушающими смысла Богослужения. Указанные Вами выше сокращения, к сожалению, встречаются на практике, но они совершенно недопустимы, ибо делают умилительные и глубоко-осмысленные песнопения панихиды безсмысленными, так как представляют собой лишь концы этих песнопений. Издания так называемой Придворной Певческой Капеллы не имеют для нас церковного авторитета, и в них часто встречаются разного рода погрешности и против церковного устава и против логического смысла. Вышеуказанные сокращения добросовестными священнослужителями и церковными регентами восполняются, если не пением, то хотя бы прочитыванием вслух опущенных в нотах слов. Так напр., после пения кондака: «Со святыми упокой», сначала читаются начальный слова икоса: «Сам Един еси Безсмертный», а потом последние слова: «надгробное рыдание» опять поются, как указано в нотах. Но, конечно, лучше петь всё полностью, что кое-где и делается ревностными к своему служению священниками и регентами. 97. ВОПРОС: День моего Ангела 4-го февраля в день памяти Св. Великого Князя Владимирского Юрия Всеволодовича. В моей метрике стояло имя Юрий, также я значился и во всех документах. Вправе ли я вступать в пререкание с теми, кто пытается мне доказать, что я «Георгий»? ОТВЕТ : Хотя имя «Юрий» – то же самое имя, что и «Георгий», только в несколько ином произношении, однако, вполне допустимо нарекать при крещении имя в том самом виде, в каком употреблял его данный святой угодник Божий при своей жизни, и употреблять его в таком же именно произношении. Есть и другие подобные примеры, напр., имя «Никола», которое даётся в честь Пр. Николы Святоши, князя Черниговского, Печерского чудотворца. По существу это то же самое имя, что и «Николай», но, поскольку его называли во время его земной жизни «Николой» и он прославлен под этим именем, то вполне допустимо давать имя «Никола» (а не «Николай») в честь этого святого. 98. ВОПРОС: Позволительно ли на стороне покупать свечки и не освящёнными ставить их в церкви в подсвечники у святых икон, тайком от церковного старосты, как это делают некоторые?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

– Β перечне возможных для Поликарпа поставлений на епископию упоминается Алексей Юрьевский, известный как епископ до 1225 года, а также Лазарь Смоленский, который был поставлен в епископы после 1205 года и умер до 1226. Самый известный в перечне – Антоний Новгородский (в миру Добрыня Ядрейкович). По мнению В. О. Ключевского , он был сыном новгородского воеводы Ядрея, погибшего в 1193 году. Между 1200 и 1204 годами Добрыня совершил путешествие в Константинополь и в Книге Паломник описал достопримечательности этого города до его разгрома крестоносцами. После возвращения из путешествия Добрыня принял постриг в Хутынском монастыре. Был сторонником антисуздальской боярской партии, которая в 1210 году пригласила на княжение в Новгород черниговского князя Мстислава Мстиславича Удалого и, отправив «на поточение» в Торопец новгородского архиепископа Митрофана, поставила на его место Антония. Около 1220 года, в связи с победой суздальской партии в Новгороде, он был вынужден оставить архиепископскую кафедру и до 1225 года был епископом в Перемышле. Когда на новгородское княжение был приглашен черниговский князь Михаил Всеволодович, Антоний возвращается на кафедру в Новгород, но вскоре заболевает, теряет дар речи и уходит в Хутынский монастырь, где умирает в 1232 году. Β XVII веке причислен клику святых. 876 ...послушай Павла, глаголюща κ Тимофю... – Имеется в виду Первое Послание апостола Павла к Тимофею (3-я глава Послания, в которой говорится ο том, каким должен быть епископ). 877 ...якоже князь Георгий хотлъ... – Юрий Всеволодович, сын Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо), великий князь владимирский с 1212 по 1238 год (погиб в битве с монголо-татарами на реке Сити). 878 ...Леонтий, епископъ Ростовъскый... – Леонтий был епископом Ростова с середины до 70-х годов XI века. Ο том, что он был мучеником за веру, сообщается только в послании Симона. Β Житии Леонтия Ростовского, древнем (60-е годы XII века) и популярном памятнике древнерусской агиографии, известном в 12 редакциях и более 200 списках, говорится, что он, крестив ростовцев, «с миром κ Господу отиде».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010