Ищите же, ищите Царства Небесного и спасения своей души, как некоего драгоценного неоскудеваемого сокровища, ищите в течение всей своей быстротечной земной жизни, – и все доброе приложится вам. Аминь. Об освобождении от греха (Из слов в Неделю 4-ю по Пятидесятнице) 17 июля 1948 г., 7 июля 1949 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В сегодняшнем апостольском чтении вы слышали призыв к нам святого апостола Павла освободиться от греха, что, по сути, и есть основная цель христианства. Однако ищем ли мы с вами этого освобождения? Стараемся ли мы – вместо того, чтобы быть рабами греха – соделаться, как говорит апостол, рабами праведности (ср.: Рим 6, 17, 18 )? Хотим ли стать подлинными последователями истинных христиан, истинных рабов Божиих? Руководствуемся ли мы в нашей жизни словами апостола, взывающего к нам: как ранее предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые (Рим в, 19)? Святой апостол Павел увещевает нас полностью измениться, сойдя с пути греха, конец которого – духовная смерть и вечные муки, увещевает обратиться к делам христианским, к которым у нас столько возможностей, увещевает излечиться от болезни греха и смерти. Врачевание греха – Таинство покаяния, Врач – Господь наш Иисус Христос, Врачующий всех через священников в этом целительном Таинстве. Зачем же мы продолжаем носить духовные раны, зачем задерживаем их исцеление? Вспомним, как, согрешив, царь Давид сразу же воззвал в покаянии: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей... ( Пс 50,1 ) и услышал в ответ: Господь снял с тебя грех твой ( 2Цар 12,13 )! А мы всё бегаем Церкви, пренебрегаем возможностью нашего исцеления от греха – покаянной молитвою в ней. Убегаем от своего же духовного здравия, от нашей же свободы, от нашей же святости, от собственной вечной жизни! Ведь конечный результат этой свободы от греха, итог нашего христианского рабства уже не греху, но праведности, есть именно Жизнь Вечная!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:4-5). Лишь непосредственное, евхаристическое соединение со Христом, буквально — причастие Ему, делает возможным исполнение Его новых заповедей. В Нагорной проповеди это еще лишь едва-едва приоткрывается — через удивительный максимализм требований. Этот максимализм как раз и призван вызвать удивление (любить врагов своих — но как? не заботиться о завтрашнем дне — как?..) и чувство собственного бессилия в достижении новой праведности. Но там, где человек понял свое бессилие, свою нищету, там он уже готов к тому, чтобы принять помощь свыше. Где человек чувствует необходимость спасения, туда может прийти Спаситель. Св. вмч. Георгий Победоносец На иконах великомученика Георгия Победоносца часто встречается многоговорящая деталь: рука, держащая копье, разжата. Копье, уходящее за поля иконы, просто лежит на ладони, именно — вложено в руку воина. По-настоящему же копьем поражает змея Кто-то Другой. Так любой дар, любое оружие, любой талант могут быть вложены в наши руки лишь если те ничем не заняты, лишь если они свободны и раскрыты для принятия дара. Вот почему приход Благой Вести, даруемой человеку, начинается с ублажения нищих духом — тех, кто в Господе имеет надежду и от Него надеется принять силу и спасение. И когда мы понимаем это, мы еще более приближаемся к пониманию того, что же значит нищий духом. Это — самый духовно богатый человек на свете, ибо в его душу, раскрытую горнему миру, входит величайшее, премирное сокровище — Христос. Вот конец Нагорной проповеди: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф 7:24-25). И вот та же самая тема о словах Иисуса, исполнении их и о созидаемом тем самым доме — в конце Его проповеди на Тайной Вечери: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14:23).

http://pravmir.ru/nishhie-duxom/

Как говорит святой апостол Павел, мы – творение Божие – созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять [ Еф 2,10 ). 22 октября/4 ноября. Казанской иконы Бошей Матери «Печали души моея утоли, Владычице, Твоими всесильными мольбами. Дом души моея сохрани Твоими всесильными молитвами к Сыну Твоему и Богу нашему». 5 ноября Святой апостол Павел ясно наставляет нас, как нужно относиться друг к другу: со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовию ( Еф 4, 2 ). 8 ноября Священники обязательно должны смотреть за порядком в храме. Как приятно называть Бога Отцом своим: «Отче наш...» А мы этого не ценим. Память святого блаженного Феодора, архиепископа Ростовского «Милость мира, жертву хваления» (Литургия). Эти слова можно понять и в том смысле, что Господь Своею Жертвой, Своею Кровию, Своею искупительной Жертвой принес и приносит нашему миру великую, величайшую милость Своего мира – духовного покоя, добра, любви. А «жертва хваления» – это Жертва Спасителя, искупительная Жертва, Славная Жертва, достойная хваления (невообразимого!). И вот сразу же за этими словами: «Милость мира, жертву хваления» – и начнет литургически приноситься эта Жертва. Мы должны не забывать, что Кровь, пролитая Господом, пролита во оставление грехов наших: «яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов» (евхаристический канон). Мы в нашей службе поем, что Ангелы «припевают» Трисвятую песнь Пресвятой Троице (Херувимская песнь), и мы это слушаем. Какое величие: Ангелы – Самой Пресвятой Троице! Ну подумайте! Разве не величие?! Пророк Исаия восклицал: Как я, будучи человек нечист, – и сподобился увидеть Господа?» Так же и святой апостол Петр просил Господа: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный ( Лк 5,8 ). Страшно видеть Господа грешникам. Мы долго не можем оставаться в церкви, потому что для нас это чересчур высоко: там говорится о человеколюбии Божием и что Бог человеколюбив, а мы – большей частью грешные и не можем слушать такую высокую материю: нам трудно, и мы уходим... Не дорожим...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как святая равноапостольная княгиня Ольга желала, чтобы познание веры стало уделом всего русского народа, так и нам – сегодня особенно! – нужно желать и способствовать тому, чтобы народ наш не забывал единственной достойной и спасительной основы своей – Христовой веры – и от нее никак бы не отходил. Сколько же, верно, печали и горьких слез способны принести княгине Ольге те, кто становятся отступниками от веры Христовой, от веры наших мудрых отцов и матерей, а порой даже смеют насмехаться и над ними, и над самою верой великой Святой Руси! Будем же, дорогие, молить духовную праматерь нашу, святую княгиню Ольгу, сохранить нас в истинной христианской вере и в истинной христианской жизни, избавив нас от напастей и бед, от всякого внутреннего и внешнего зла. Будем просить святых и сильных молитв ее перед Господом нашим Иисусом Христом, да избавит Он нас от всякого греха и нечестия и да сподобит Он нас, недостойных, вечной жизни в славном Небесном Царствии Пресвятой и Живоначальной Троицы, Ей же славу, честь и поклонение воссылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово на Преображение Господне (1971,1975) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Даже тогда, когда ученики Иисуса узнали и исповедали в Нем Христа – Помазанника и Сына Божия, как и сказал об этом святой апостол Петр: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго ( Мф 16,16 ), они все же поначалу ожидали полного откровения Его славы уже здесь, на земле, при восстановлении Им царства Израильского (см.: Деян 1,6 ). Однако на это Господь объявил им, что не слава, а смерть ожидает Его в Израиле, где Ему предстоит много пострадать... быть убиту, и в третий день воскреснуть ( Мф 16,21 ). И если Он Царь, как предполагал, говоря с Ним, Пилат, то отнюдь не земной, не израильский, ибо Царство Его, как ответил тогда Иисус, не от мира сего... ныне Царство Мое не отсюда ( Ин 18, 36 ). Его Царство – внутреннее, духовное, вечное, ради которого каждый ученик и последователь Христов, сохраняя веру в Него и спасая свою душу, должен быть готов отвергнуться себя, взять крест свой и последовать за Иисусом, чтобы все претерпеть (см.: мф 16, 24). Славы же следует ожидать отнюдь не земной, но небесной, ибо какая польза человеку в земном и какая польза ему в том, что он приобретет весь мир, а душе своей повредит ( Мф 16,26 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как это будет? А как собирают плевелы и сжигают, так будет и при кончине века сего. Пошлет Господь Ангелов Своих, и соберут они на Его земном поле из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов ( Мф 13,41–42 ). Вот какой печальный конец ожидает творящих соблазны и беззакония всех видов. Ожидают же вещи безотрадные. Избави нас от них, Боже! Л что же ожидает в будущей жизни праведников, соблюдающих заповеди Божии, избегающих грехов и борющихся с ними? Об этом говорится в той же притче: ...Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф 13,43 ). Но слаб человек и удобно впадает в грех . Праведников – единицы. Да и нет человека вовсе без греха. И здесь для нас, грешников, остается только одно великое средство – покаяние. Хотим лучшей участи – будем всегда помнить слова Господни: аще не покаетеся, еси такожде погибнете ( Лк 12,5 ). Покаяние – вот наш путь, и другого у нас нет, если не хотим мы вдруг погибнуть, как те галилеяне или как те иерусалимляне, на которых пал силоамский столп. Покаяние – если хотим мы удостоиться стать пшеницей доброй в житнице Христовой, чего и себе, и вам, дорогие, желаю. Аминь. Слово о Введении Пресвятой Богородицы во храм и о христианском воспитании детей (21 ноября/4 декабря 1948,1951,1953) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Ныне мы с особой радостью и духовным торжеством вспоминаем тот день, когда святые праведные Иоаким и Анна, благочестивые родители Пресвятой Девы Марии, ввели свою «трилетствующую юницу», то есть трехлетнюю дочь, в Иерусалимский храм Господень. Это введение Ее во храм было совершено ими во исполнение данного обета Богу посвятить Ему дитя, если оно родится у них, поскольку долгое время они были вовсе бездетны. Такое введение, однако, подразумевало в то время не простое приведение девочки в храм на час-два или даже на весь день, но оставление ее там на всю жизнь – для служения Богу. Вот сколь велико было благочестие праведных Иоакима и Анны и сколь велики их любовь к Богу и благодарность Ему за рождение единственной у них, но такой замечательной дочери!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мы очень жалеем слепых людей за их действительно великое несчастье. Но сколько в мире еще более несчастных – духовно незрячих, неверующих! И такая слепота ведь гораздо страшней, несравнимо ужасней... И потому как же должны мы молиться о тех из наших ближних, кто не имеет пока веры! Но и в нас, казалось бы верующих, зачастую веры истинной, твердой, горячей очень мало. Оттого так важно нам молиться и о даровании нам самим подлинной веры – подобной вере того иерихонского слепца, молиться о даровании нам собственного духовного прозрения. Ведь и наша вера – чудесный нам дар Божий, который умножает в нас наша молитва . Вера и молитва, как два крыла, возносят нас горе и поставляют пред Господом. Будем же просить себе искренней веры и искренней, чистой молитвы. Будем просить себе надежды в наших скорбях. Будем просить дарования нам ревности о спасении душ наших. Будем просить дарования нам любви к Богу, к Его Церкви, к Православию. Будем просить возрастания в нас любви к нашим ближним. И будем просить всего этого с неустанным усердием. Если же Господь и не скоро исполняет наши прошения, то не будем печалиться об этом, ибо, может быть, по грехам нашим мы и недостойны скорого Его услышания; к тому же этим Господь, возможно, хочет оказать нам гораздо большее благо. Будем только с упорством иерихонского слепца продолжать просить Господа об умножении в нас спасительного чуда веры. Будем просить и о наших нуждах и потребностях, а исполнение их и дарование потребного предадим на волю Божию – Самому Ему, Всемогущему Богу нашему. И при этом всегда будем помнить слова Господни: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него ( Мф 7,11 ). Аминь. О Закхее и о нашем спасении (Слово в Неделю 32-ю по Пятидесятнице) (1950,1954) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В услышанном нами сегодня евангельском чтении повествовалось о некоем богатом человеке – начальнике мытарей, или сборщиков налогов, грешном Закхее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На вопрос прп. Серафиму Саровскому, кто самый большой подвижник в монастыре, он ответил: Повар. Все удивились, т.к. его злоба была всем известна. Святой пояснил, что он предпринимает огромные усилия,чтобы никого не убить. А с другой стороны Господь приемлет чистоту подвижника и иногда лишает его борения вообще. Так было с монахом в Киево -Печерской Лавре. Он забеспокоился отсутствием внутренней борьбы. Уж не Богооставленность ли это? И получил прямой ответ: " Всё правильно делаешь " . Фотина 11 ноября 2015, 13:01 НОВЫЙ ЗАВЕТ От Матфея святое благовествование ГЛАВА 9. 35 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. 36 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. 37 Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; 38 итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Александр Захаров 11 ноября 2015, 11:45 Спасибо за статью, есть над чем подумать. P.S. А как же подвиг Игнатия Брянчанинова и других святых, которые отказались от богатства, и ушли к Богу, да и не только святые? Вот некоторые из рожденных богатыми: Св. Георгий Победоносец, имел претензии даже на императорский престол. Св. великомученица Екатерина. Св. Серафим Саровский (богатые купцы) Св. великомученица Варвара Св. великомученик Димитрий Солунский (градоначальник - мэр города) Св. Александр Невский ..всех и не перечислишь. Святой пророк и Царь Соломон. Самый богатый человек за ВСЮ историю человечества. и т.д. Русь святая, но Господь живет в каждом народе, негоже нам святым гордиться своей святостью, другие народы не хуже нас! Не дай Бог людям кричать, нам дороже Русь, чем Бог, святость дает только Он, и все, что Он дает, может и забрать. Господь живет и в богатом и в бедном, но только сам человек выбирает, кому будет служить. Простите меня и молитесь за готов, эмов, хиппи и просто грешных - за будущих святых! Дмитрий 11 ноября 2015, 11:36

http://pravoslavie.ru/87588.html

Небесного, которой да сподобит нас Господь по молитвам Пречистой Своей Матери и всех святых Своих. Аминь. Об Искуплении нас Господом нашим (Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) (1950) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В сегодняшнем апостольском чтении святой апостол Павел говорит о том, что Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками ( Рим 5, 8 ). Перед этим же апостол особо обращает наше внимание на то, что по человеческим меркам и понятиям это невозможно, ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть ( Рим 5,7 ). Нельзя не видеть в словах апостола Павла умер за нас, когда мы были еще грешниками выражения самой основы церковного учения о нашем Искуплении Господом Иисусом Христом. И действительно – какая великая любовь к грешному человеческому роду проявлена Спасителем, пострадавшим, распятым на Кресте и умершим на нем за грехи человечества! Ведь и Сам Господь свидетельствует в Божественном Евангелии, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин 15,13 ). И в другом месте говорится: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго (на смерть) дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин з, 16)... Итак, Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасти падшего человека по Своей великой милости и любви к нему, – и умер за него. Тем более теперь, после искупительных страданий Господа, после Его Воскресения и Вознесения, после ниспослания Святаго Духа и осенения Им человечества, после основания Им Церкви и учреждения Им благодатных Таинств, – человеку должно было бы легче спасаться, ибо, как говорит апостол Павел, если, будучи врагами, мы примирились с Богам смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его ( Рим 5,10 ). И, однако, почему человек не соделывает своего спасения – когда Господь показал к нему столь великую любовь Своей смертью ради него? Причиной тому бывает, во-первых, неверие в спасительные действия Господа нашего Иисуса Христа – ради нас, ради нашего избавления от греха и от вечной смерти. Если человек не верует в Бога, то как он будет обращаться к Тому, Кто для него не существует? Неверие есть величайшее зло отторжения человека от вечного спасения. И с древних времен враг рода человеческого старался самыми различными способами отторгать людей от спасительной веры во Христа...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Некоторые, однако, насмехались и говорили: они, верно, напились сладкого вина. Но святой апостол Петр, встав, объяснил собравшимся, что за событие произошло здесь. Он сказал им, что апостолы не пьяны, ибо сейчас еще только третий час дня, то есть девять часов утра по нашему времени. Все же присутствующие являются свидетелями того, о чем говорил еще святой пророк Иоиль, провозглашая: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать ( Деян 2,17–18 ). После речи апостола Петра около трех тысяч человек уверовали во Христа! Так множилось стадо Христово, так в начальный свой период росла и укреплялась благодатию Святаго Духа христианская Церковь . Ведь именно для того, чтобы ученики Христовы имели силы для дерзновенной проповеди Евангелия во всем мире, и совершилось чудесное сошествие на них Пресвятаго Духа. Именно в этот день Пятидесятницы апостолы, исполнившись даров Духа Святаго, сделались пылкими, ревностными, горячими проповедниками слова Божия, возвестителями Христовой истины. Дух Святой неотступно вспомоществовал им в их благовестнических трудах, и потому отныне к ним присоединялись всё новые и новые обращенные, уверовавшие во Христа. Возлюбленные братие и сестры! Сегодня у нас великий праздник. Ведь после сошествия Святаго Духа на апостолов и усвоения ими Его благодатных даров точно таких же даров сподобляется через Таинства Церкви и всякий верующий христианин – в Таинствах крещения, миропомазания, исповеди, причащения. Мы обретаем дары Духа Святаго и в ежедневных наших молитвах, особенно общественных, церковных. Мы сподобляемся благодати Святаго Духа, силы Божией также и через свою достойную, по возможности праведную жизнь, через свои – пусть и малые – добродетели. Естественно, в первую очередь и в самой Церкви все совершается только Духом Святым, постоянно пребывающим – со дня Пятидесятницы и Его сошествия на апостолов – в Церкви Христовой. Духом Святым совершаются все Таинства; Им, Его благодатью посвящаются в свой сан епископы, священники, диаконы. Им живет и дышит вся Церковь , утвержденная на камне веры, на камне истины Христовой! Ибо Дух Святый есть Дух Истины и пребывает только там, где жаждут жить в Истине и где нет никакой лжи. Такую христианскую жизнь, такую Церковь Христову, такое истинное вероучение и утверждали, и проповедовали святые апостолы; и недаром апостол Павел говорил, что для него нет большей радости, как видеть, что чада его ходят в истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ниже (гл. XVI) Господь наш Иисус Христос раскрывает действие и дары Духа Божия, перерождающего того человека, который верует в Господа Иисуса и любит Бога во Иисусе Христе. Нисшествие Духа Святого на человечество, ниспосланное от Отца Господом Иисусом, есть исполнение всех ветхозаветных обетований и пророчеств и обещаний Господа Иисуса; а священное присутствие Духа Святого есть вечное свидетельство о Боге Слове: «той свидетельствует о Мне». Посему и то надо иметь в виду, как говорит св. апостол Павел, что: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» 283 ; и св. Иоанн Богослов говорит: Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» 284 . Наша заслуга может заключаться лишь в доброй воле, в борьбе против злых помыслов и искушений и сомнений, в решимости противостоять злу и неверию, под какими бы формами они не представлялись нам. Но благодать не наша заслуга, она есть дар тому, кто волею своею стремится к Богу. Это Бог, Который «посылает в сердца наши Духа Сына Своего вопиющего Авва Отче» 285 . Господь прямо указал, что человек не может ни глаголать, ни творить добра без помощи Духа Святого: «Святой Дух научит вас, что должно говорить» ( Лyk. XII, 12 ); «когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Uh. XVI, 13 ) 286 . 27. И вы же свидетельствуете, яко искони со Мною есте. Свидетельство о Господе учеников, сопоставленное Господом со свидетельством о Нем Утешителя, Духа Святого, доказывает, что это есть одно и тоже свидетельство о Боге Слове Духа Святого, глаголавшего лишь устами избранных Господом для произнесения тех слов, кои победили и покорили мир. Но в учениках надо различать двоякое свидетельство – Божеское и человеческое. Как люди они были свидетелями в узком человеческом смысле, ибо искони, от самого начала проповеди Господней были при Господе, и люди, знавшие их, удостоверялись их личностью, что они сами очами и ушами своими видели и слышали чудные слова и дела Божии, и в узком опять смысле были законными человеческими свидетелями тех величественных событий, о которых они проповедовали людям. Но если бы они оставались только с человеческими способностями, то язык их не мог бы изобразить всех сих событий, слова их не могли бы иметь той победоносной силы, которую они имели. Посему в слабые человеческие сосуды сии была влита благодать Божия, и свидетели сии по человечеству находили в себе слова Божии. «Не заботьтесь, – говорил Господь ученикам, – что говорить, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Матф. Х, 20 ). Апостолы, перерожденные Духом Святым, и говорили перед синедрионом о Господе Иисусе слова сии: «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему» ( Дeяh. V, 32 ). Мы говорили они по человечеству, а слова свои относили к действию Духа Святого. Глава шестнадцатая

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010