«Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» ( Откр.2:9 ). Господь говорит Церкви, что знает ее угнетения, знает, что ее преследуют, гонят, отбирают ее имущество. И для Христа это эпоха милости Его, эпоха настоящего духовного богатства. В этот период появляется большое количество подвижников: святой Георгий Победоносец, великомученик Пантелеимон, великомученица Варвара, великомученица Екатерина, мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София и множество других святых. Они – драгоценные дары для Церкви, дары мужества, потому что Церковь богата мужеством и внутренней силой. А преследуют ее, в первую очередь, те, кто раньше был народом Божиим – иудеи. Все древние христиане говорили, что обычно гонения начинались от иудеев, которые доносили на христиан властям. Гонения в 64 году начались с доноса Помпеи, наложницы императора Нерона, на апостолов Петра и Павла. Когда в 167 году святого Поликарпа Смирнского приговорили к смерти через сожжение, первыми за хворостом побежали, по обычаю, иудеи, выступавшие в те времена инициаторами всех притеснений христиан. Ненависть иудеев объясняется их союзом с сатаной, так как, отступив от союза с Богом и не признав Мессию, обещанного им пророками, они избрали себе в бога падшего ангела. Не признав Иисуса Христа Богом, они стали синагогой – собранием сатаны. 20 И, действительно, сатана поселился в их сердцах, поселился в их собраниях, они стали врагами Господа и таковыми остаются и по сей день. Это будет продолжаться до тех пор, пока они не раскаются. Известно, что кто выше стоит, тот больнее и падает. Иудеи, получившие откровение и Завет, отказавшись от него, стали хуже, чем язычники, потому что отступник хуже, чем незнающий. «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И вот по поводу высказанных Нафанаилом самых искренних слов сомнения Господь и говорит, когда видит его пришедшим: вот, мол, поистине израильтянин, в котором льсти несть. На это Нафанаил вполне резонно спросил Его: Како мя знаеши? ( Ин 1,48 ) – как, откуда меня знаешь? И Спаситель ответил ему: прежде нежена позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя ( Ин 1, 48 ). Эти слова не находившегося там тогда Спасителя (и все же видевшего Нафанаила) так поразили, так удивили его, что он тут же – и как всегда весьма непосредственно – в ответе своем исповедал Иисуса Божественным Мессией, воскликнув: Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев ( Ин 1,49 ). Духовных учителей в Израиле было и прежде немало, и признать в этом новом Учителе явившегося наконец миру Сына Божия было нелегко. Однако Нафанаил совершает это самым прямым образом, мгновенно и горячо. И Господь в ответ на этот его порыв тут же обещает ему подтвердить в грядущем всеми Своими действиями искреннюю веру Нафанаила в Него как именно в Сына Божия. Христос обращается к нему: хотя ты и уверовал потому, что убедился в Моих особых дарах, но и ты, и все израильтяне станете отныне свидетелями гораздо большего: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин 1,51 ). Будем же и мы, дорогие братие и сестры, жить такою же искренней и горячею верой, какую проявил перед Спасителем Нафанаил; будем стремиться без всякой лукавой льсти видеть свои грехи, препятствующие нашему восхождению к Богу, со скорбью противоборствуя им; но в то же время будем – с радостью уповая на Господа – видеть также и отверстое нам небо Его животворящей любви, чая войти в него подлинными сынами Божиими. Аминь. Слово в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия (1952) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Первая Неделя, первый воскресный день Великого поста называется Неделей Торжества Православия в память победы православных иконопочитателей над еретиками- иконоборцами и восстановления повсеместного поклонения образам Спасителя, Божией Матери и святых, то есть всем, представленным в церковных иконных изображениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И вспоминая сегодня великое дело христианского просвещения и воцерковления Руси, начатое святым равноапостольным князем Владимиром, так решительно сокрушившим идолище поганое языческой веры, будем и мы стараться избегать губительных языческих страстей, будем бороться с этими душевными идолами, таящимися в нас, будем просвещаться христианским просвещением, подлинно христианским духом жизни, в чем да поможет нам Господь Бог – по молитвам Матери Божией, святого князя Владимира и всех святых. Аминь. О следовании за Господом (Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице) 10 августа 1951 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В прочитанном сегодня Евангелии мы слышали с вами об одном из чудес Господа нашего Иисуса Христа. Множество народа следовало за Господом, кротость, милосердие и любовь Которого так привлекали к себе всех, кого Он учил, наставлял, исцелял. Порой эти поучения и исцеления продолжались до позднего часа. Именно так случилось и в тот день, о котором повествуется в ныне прочитанном Евангелии. Позде же бывшу, приступиша к Нему ученицы Его, глаголюще: пусто есть место, и час уже мину: отпусти народы, да шедше в веси купят брашна себе ( Мф 14,15 ). Но Господь ответил им, что не нужно никуда идти, а нужно дать им поесть. Однако как дать стольким людям пищу в пустыне, когда у самих апостолов не было ничего, кроме только пяти хлебов и двух рыб? И вот Господь велел принести их Ему и, воззрев на Небо, благословил этот скудный запас. Затем дал благословленное ученикам, а те народу, – и все насытились. И еще осталось двенадцать полных корзин несъеденного. А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей ( Мф 14,21 ). Как Господь заботился о народе! Как в этой картине все наполнено любовью! Ведь Иисус, будучи Богом, по любви и пришел на землю, по любви воспринял человеческий облик, образ, естество. По любви предпринял и подвиг учительства народа, ходя по городам и весям с проповедью Царства Небесного. И, чувствуя эту любовь, народ во множестве следовал за Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И говорят о самых глубоких вещах. 21 августа Господь пришел спасти нас. Для этого Господь сделался человеком: И Слово плоть быстъ ( Ин 1,14 ). Господу не нужно этого, но ради человека Он сделался человеком, чтобы спасти его. И, однако, человечество во многих случаях не обращает на это внимания. И даже иногда борется с этим, противится, богоборствует. Ну уж если и это великое, величайшее дело – Воплощение Сына Божия – не поможет человеку, тогда уж ничего не поделать. 2 сентября На молитву надо идти, как на пир. 15 сентября Замечательно то, что говорится в Евангелии от Матфея о древе бесплодном. В Святом Евангелии все, конечно, замечательно, но иногда некоторые места особенно поражают, обращают на себя внимание; так и тут: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф з, 10). Следует задуматься над этим. Приносит ли каждый из нас плод добрый? А мы должны приносить. Торопитесь! А если не приносим, то такое дерево срубают и в огонь бросают... Страшно. Надо приносить плод добр! Другое место в Евангелии от Матфея – о Крещении Гоосподнем (см.: Мф 3,16–17 ). Когда Господь наш Иисус Христос крестился во Иордане-реке и выходил из воды, тогда отверзлись небеса и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Иисуса. Небеса открылись после Крещения Господа. Так не открываются ли Небеса духовно, невидимо – каждому из нас после крещения? И разве не нисходит ли тогда и на нас Дух Святой и не почивает ли и в нашей душе Он в виде голубя – Своим миром, благодатию или даже радостью? И не говорит ли Бог Отец после крещения Христова о том, что вот Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, – в назидание и нам? Так важно, так значительно для нас должно быть на основании всего этого и Таинство нашего крещения! Аминь. 20 сентября Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть ( Мф 5,48 ). Какое великое задание человеку! Быть совершенным, как Отец Небесный... И, значит, это возможно, раз Господь сказал: «Будьте»! Если бы нельзя было, Господь бы и не сказал этого. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И если Господь дал нам жизнь, то разве не даст Он нам и всего необходимого для нее? Мы должны верить в то, что Его Промыслительная Благая Десница все это нам даст! А между тем как часто мы забываем о Боге, о Его Промысле, о Его силе, о Его Всевидящем Оке, которое все видит в нас; как часто мы надеемся лишь своими силами и средствами обеспечить себя... В этом же евангельском чтении Господь говорит и о том, что нам не следует слишком заботиться не только о пропитании, но и об одежде, предлагая в качестве примера посмотреть на то, как произрастают прекрасные полевые цветы – крины сельные, или лилии. «Что вы так печетесь, так заботитесь об одежде? – спрашивает Господь. – Посмотрите на крины сельные – как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф б, 28–29). То есть и знаменитый еврейский Царь Соломон не одевался в столь же прекрасные одежды, сколь прекрасна полевая лилия, сотворенная Богом и так украшенная Его о ней Промышлением. И какая надежда, какое утешение всякому человеку в таком Божественном Промысле! Ведь если так прекрасно одевает Господь траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь (Мф в, 30), то насколько же больше заботится Он о нас с вами, о каждом из нас, о всяком Божием человеке. Именно такова и должна быть вера в Промысл Божий о нас! Когда таким упованием загорается человек, когда он верит в такого своего Небесного Отца Промыслителя, тогда Господь делается для него камнем упования, якорем надежды и спасения – во всем, а не только в вопросах пищи, пития и одежды; тогда становится Он опорой во всех скорбях, источником уверенности в том, что Он поможет перенести их, подав для этого силы и крепость. Однако ищет ли ныне человек прежде всего Царства Небесного? Думаю, что мало таковых... Как часто погружаемся мы в заботы о хлебе насущном, об одежде – о том, как говорит Господь, что вам есть и что пить... во что одеться ( Мф 6,25 ); как часто вообще забываем о Боге, о Царстве Божием. Повседневные и часто вовсе не нужные заботы затемняют наше духовное око, закрывают от него Царство Небесное... Человек все чаще становится исключительно земным деятелем, у которого не остается времени для искания «единого на потребу» – Царства Божия, своего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И потому, когда Господь наш Иисус Христос проходил через селение самарянское и его жители не приняли Господа, а святые апостолы Иаков и Иоанн по своей ревности предложили за это низвести на них огонь с неба, то Христос запретил им это, сказав: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать ( Лк9,56 ). И когда Иуда предал Спасителя и на Него возложили руки, а один из бывших с Иисусом, вынув меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо, то Иисус сказал ему: возврати меч твой в его место, а затем: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Но как же сбудутся Писания, что так должно быть? ( Мф 26, 52–54 ). Господь мог бы представить в Свою защиту двенадцать и более легионов Ангелов, но Он этого не хочет, потому что Он – иного духа. Он долго терпит, желая, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим 2,4 ). Аминь. Человек пал чрез преслушание Богу. Теперь он должен научиться послушанию Богу, воле Божией. Думаю, что как раз в монашестве чрез послушание наставнику человек хочет научиться послушанию Богу, исполнению воли Божией. Не смог человек непосредственно повиноваться Богу, так теперь и должен через повиновение другому человеку учиться повиновению Самому Богу, исполнению Его святой воли! Аминь. Человек создан для мира (мирного состояния, усмирения), а не для страстей. Ибо Бог, сотворивший человека, есть Бог мира, а не неустройства, – говорит нам Священное Писание. Счастье внутри нас, а не вне нас. И в монастырях есть страсти. Но в монастырях с ними борются, а в миру они царствуют, господствуя в нем вполне. Человеку не нужно интересоваться чужими делами, особенно грехами и страстями, а мы, как мухи нечистые, привыкли копаться в чужом навозе. «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся». Какая надежда слышится в этих словах – надежда на ходатайство, на заступничество, на молитвы Божией Матери к Сыну Своему и Богу нашему о нас, грешных! Какое упование возлагает Церковь на силу Ее молитв и Ее заступничества!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И пусть праздник Преображения Господня напоминает нам о том, что мы должны, по мере сил, из грешников преображаться в добрые чадца Божии, а для этого стараться работать над собой в течение всей нашей земной жизни, дабы мы стали хотя бы сколько-нибудь сносными христианами. Пока не поздно – начнем хотя бы пытаться жить по-христиански! И будем надеяться на то, что Господь, быть может, примет и нас в Небесное Царство, в чем да поможет Он нам по Своей великой милости и по молитвам Пречистой Своей Матери. Аминь. Слово на Успение Божией Матери (1948,1949) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Успение Божией Матери есть подлинно блаженная, можно сказать, самая идеальная христианская кончина, безболезненный и радостный переход в вечную жизнь. Кончина эта дает нам самый замечательный пример того, как надо умирать православному человеку. Блаженное Успение Пречистой стало законным завершением всей Ее святой жизни. В нем мы видим самое убедительное воплощение слов, сказанных Господом Своим ученикам, а потому обращенным, по сути, и к каждому христианину, – слов о том, как чисто и блаженно следует жить, чтобы так же блаженно и умереть. Тогда Господь сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф 16,24 ), и, как жив Сам Господь, так точно же будет жива и душа каждого пошедшего за Ним – пошедшего со своим жизненным крестом, пошедшего вплоть до отдания, до «положения» или, как сказано в Евангелии, «до потери» души своей за Него. Только такая жизнь ради Христа и дарует нам Жизнь Вечную. Главное же – это вполне осуществимо для верующего, укрепляемого благодатию Божией человека. Об этом как раз и свидетельствует Успение Пресвятой Богородицы, память о котором мы с вами сегодня празднуем. Кончина Ее была поистине благодатной, почему и называется по-церковнославянски даже не смертью, а именно успением, то есть усыпанием, засыпанием: Матерь Божия уснула в мире земном, а проснулась уже в мире Небесном. О том, что почти такой же чудный переход в Царство Небесное в какой-то мере возможен и для других верных чад Божиих, стремящихся полностью отдать свои души Господу, свидетельствуют, как мы знаем, многие блаженные кончины наших святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И тем не менее, несмотря на все предупреждения Иисуса, в первый момент после Его крестной смерти, так трагически, до основания, потрясшей Божию Матерь и учеников Христовых, вера в Его Воскресение, как может показаться, у них совершенно исчезла... Однако для Господа нет ничего невозможного и слова Его непреложны! Как прежде и уверял Спаситель учеников, в третий день Он воскрес, неоднократно являясь затем и святым Женам-мироносицам, и святым апостолам, показывая им при этом истинность Своего трехдневного Воскресения и уверяя их в нем. Так, прежде всего Он явился Марии Магдалине, вознаграждая тем самым ее беззаветную любовь к Нему. Мария неоднократно приходила ко гробу-пещере, где был погребен Иисус, и вот, в очередной раз приступив ко гробу, она обнаружила, что камень от входа в пещеру отвален, и тела Христова здесь нет. Поначалу она подумала, что Господа перенесли куда-то в другое место, и потому, когда Он вдруг явился позади нее и позвал: Мария! – то, обернувшись, решила, что это, верно, здешний садовник, и обратилась к нему со словами: если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его ( Ин 20,15 ). Но тут она вдруг узнала Его и от радости и благоговения хотела припасть к ногам Его; Господь же сказал ей: не прикасайся ко Мне, ибо Он уже находился как бы на границе двух миров – небесного и земного, наполовину еще оставаясь в этом тварном мире. Господь так и говорит об этом Марии Магдалине: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему ( Ин 20,17 ). В другой раз о совершившемся Воскресении Христовом Марии Магдалине и другим мироносицам возвестили, согласно Евангелию от Луки, два Ангела, сказавшие им: Что ищете живаго с мертвыми; несть зде, но воста ( Лк 24, 5–6 ) – Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит... в третий день воскреснуть ( Лк 24,6–7 ). А согласно евангелисту Марку, Ангел указал им еще и на гроб Иисусов, сказав: Вот место, где Он был положен ( Мк 16, 6 ). Опустевший гроб, где остались только пелены и сударь, лежавший, как сообщает нам евангелист Иоанн, отдельно в стороне, свидетельствовали о действительном Воскресении Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Из слова в Неделю сыропустную) 9 марта 1951 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Много чудесных, прекрасных и полезных заповедей дал нам Господь наш Иисус Христос. Например, любить Бога и ближнего своего, как самого себя. Что прекрасней и выше этой любви? Господь часто преподавал Своим ученикам мир, говоря: Мир вам или Мир оставляю вам, мир Мой даю вам ( Ин 14,27 )... Уже из этих кратких наставлений и заповедей Господних ясно видно, что Господь желает людям блаженства. Разве любовь, мир не составляют блаженства человека? Конечно, составляют, – да еще какое великое! Но, к сожалению, на такую высоту человек очень редко восходит, уходя от любви и впадая во вражду с братом своим, впадая в раздражительность, злобу и ссору. Однако Господь не хочет, чтобы человек пребывал в столь пагубном для своей души состоянии, и дает нам мудрые наставления о прощении. Когда святой апостол Петр спрашивает Господа: Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус отвечает ему: Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз ( Мф 18,21–22 ), то есть бесконечно. О том, что именно этого Он ожидает от нас, мы и слышим от Господа, обращающегося к каждому из нас: милости хочу, а не жертвы ( Мф 9,13 ). Как это прекрасно – прощать! Вот закипела вражда, вот братья не разговаривают друг с другом, готовы чуть ли не убить друг друга, – словно какая змея шипит в груди у каждого из них... Но вот помирились они! Как все моментально меняется, делается прекрасным... Опять любовь, опять как бы самым чудесным образом восстановились, воскресли дружба, любовь, ласка. Примирение в любви... Разве это не чудо, совершающееся в душах наших? Именно этого чуда и требует от нас Господь, именно этому радуются на Небесах и наши Ангелы. Как это прекрасно – просить прощения, восстанавливая мир и любовь с братом своим и проявляя смирение. И напротив, – разве это по-христиански: держать на него злобу, не прощая и не забывая его прегрешений? Для этого нужно иметь какое-то особо жестокое сердце, какое-то даже не русское сердце, ибо, насколько я знаю, подлинно русское сердце – любящее, милующее, прощающее. И только потерявшие такое русское сердце могут быть злопамятны, могут не прощать прегрешений ближних своих...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иконы преподают нам в красках те же христианские истины, которые словом преподаются в Священном Писании. Поэтому достойно и праведно писать, изображать святые иконы и украшать ими святые храмы и дома христиан. Достойно! Достойно! Достойно! Как верно сказала в своем докладе об иконописи М. Н. Соколова [монахиня Иулиания] марта 1969 года): «Первоначально во всей христианской Церкви, на Востоке и на Западе, священное изображение существовало только в форме иконы древней. Впоследствии, сначала на Западе, чувственный мир вошел в священное изображение. Икона из области духовной сошла в область жизни душевной, превратилась в картину». То же постепенно произошло, к сожалению, и у нас в России. И потому для подъема нашей иконописи – дабы быть ей подлинно православной – нужно брать лучшие образцы только древних иконописев, духовных, а не душевных: Андрея Рублева и ему подобных, и браться писать иконы способным к тому людям доброго, нравственного христианского жития. И по мере возможности духовно себя подготавливать (молитвой, постом, воздержанием) для этого великого, нужного и полезного для Церкви подвига – изображения иного, горнего мира. Против идолопоклонства. Икона – не идол Можно видеть связь иконоборческой ереси с предыдущими ересями – несторианством (против воплощения), евтихианством (против человечества во Христе). А для икон ведь основание – догмат Воплощения Сына Божия от Девы Марии. Отрицающие икону Спасителя отрицают, по сути, Его Воплощение, еретически понимая последнее как лишь некую призрачную «видимость», а не реальное вочеловечение Господа нашего Иисуса Христа. В Ветхом Завете Бог не воплощался, и потому изображать Его было невозможно. Но Ветхий Завет кончился с пришествием благодати через Иисуса Христа. Если же хранить и ныне Ветхий Завет как закон, то нужно тогда и обрезываться, и хранить субботу, и исполнять все прочее, написанное в нем. Закон, однако, был дан на время – до явления миру его Спасителя, и лишь для одного народа, а не для всех. Но ведь и тогда существовали святые изображения: например, над Кивотом Завета были благочестиво поставлены изображения Херувимов. Однако и тогда ведь различали Единого Бога и языческих «богов»-идолов, понимая, что последние вовсе даже и не «боги» (пусть и языческие), но пустые идолы. Поэтому мы и читаем в Священном Писании Ветхого Завета: ...Господи, цари Ассирийские разорили народы и земли их, и побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истребили их. И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его [ассирийского царя Сеннахирима. – Сост.], и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один (4 Цар, 19, 17–19].

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010