– Подай, Господи. – Господу помолимся. Мы снова взываем: Господи, помилуй. Между тем священник тайно читает следующую молитву: «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и дьявола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый, Сам Господи, упокой душу раба Твоего (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюду же отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им словом, или делом, или помышлением, яко благий Человеколюбец, прости. Яко несть человек иже жив будет и не согрешит: Ты бо един еси кроме (без) греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина». И потом возглашает: яко Ты еси воскресение и живот и покой и проч. После ектении следует продолжение той же исповеди пред страшным престолом Господа славы, которая начата была прежде душею, от нас отшедшею. «Я – Твой, спаси меня», взывает душа, предстоя лицу Божию. – Упокой, Господи, душу раба твоего, молитвенно взываем мы к Господу Сердцеведцу. «Сильно угнетён я, Господи, оживи меня по слову Твоему». – Упокой, Господи, душу раба твоего. «Ты покров мой и щит мой, слова Твоего жду». «Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих боюся». «Заступи раба Твоего ко благу его, дабы не угнетали меня гордые». «Исчезают очи мои, устремлённые во спасение Твое, и в слово правды Твоей». «Я раб Твой, вразуми меня, и познаю откровения Твои». «Призри меня, и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое». «Осияй раба Твоего светом лица Твоего, и научи уставом Твоим». «Скорбь и горесть постигли меня, заповеди Твои – утешение мне». «Взываю от всего сердца: услыши меня, Господи, я сохраню уставы Твои». «Услыши глас мой по милости Твоей, Господи, по суду Твоему оживи меня». «Воззри на бедствие мое, и избавь меня, ибо я не забываю закона Твоего». «Вступись в дело мое, и защити меня, по слову Твоему, оживи меня». «Милосердие Твое, Господи, велико по правосудию Твоему оживи меня». «Да взыдет вопль мой пред лице Твое, Господи, по слову Твоему вразуми меня». «Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои возлюбил».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Пораженный всем виденным и слышанным, я дрожал от ужаса и едва мог выговорить: – Отпусти меня... Я никогда не буду делать ничего подобного... – Да, ты по своей воле пришел сюда, но выйти отсюда не от тебя зависит... Эта гробница может сделаться общею для нас обоих... Впрочем, не думай, что смерть немедленно поразит тебя, но после долгих мучений страшным образом ты испустишь злую душу твою... Тогда я принялся со слезами умолять ее, чтобы отпустила меня. Я клялся всемогущим Богом, что никогда не буду совершать столь гнусных и беззаконных поступков. После усиленных продолжительных просьб и обильных слез она, наконец, ответила мне: – Если желаешь остаться в живых и избавиться от настоящей беды, дай мне слово, что, если я отпущу тебя, ты не только бросишь эти отвратительные и нечистые дела, но немедленно отречешься от мира, сделаешься иноком и, раскаявшись в своих поступках, будешь служить Христу. – Не толькоо то, что ты говоришь, – клялся я, – нет, я не зайду даже сегодня в дом, но прямо отсюда иду в монастырь. – Одень меня по-прежнему, – сказала девица. И лишь только я одел ее, она снова пала на ложе и стала мертвою. А я, несчастный грешник, выбежав из гробницы, пришел сюда. Выслушав рассказ юноши, я успокоил его, говоря ему о покаянии и воздержной жизни, и затем постриг его. Облачивши в иноческое одеяние, я затворил его в горной пещере внутри города. Он воздал благодарность Богу и теперь подвизается для спасения души своей. (Из «Луга Духовного» прот. М. И. Хитрова) Видение пророка Иезекииля о воскресении мертвых «Была на мне рука Господня, и в духе повел меня и поставил меня среди поля, которое было полно костей. И провел меня вокруг них, и вот весьма их было много, и весьма были они сухи. И сказал мне: «сын человеческий: оживут ли эти кости?» Я сказал: «Господь Иегова, ты это знаешь». И сказал мне: «изреки пророческое слово на эти кости и скажи им: сухие кости! слушайте слово Иеговы, так говорит Господь Иегова костям этим: вот Я вложу в вас дух, и оживете, и обложу вас жилами, и выращу на вас мясо, и одену вас кожей и вложу в вас дух; и оживете и узнаете, что Я – Иегова». И я изрек пророческое слово, как было приказано; и когда был услышан голос моего пророческого слова, вот произошел шум, и стали сближаться кости, кость с костью. И вижу: вот на них жилы и мясо росли, и кожа одела их сверху, а духа в них не было. И сказал Он мне: «сын человеческий! изреки пророческое слово и скажи духу: так говорит Господь Иегова: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих мертвецов, чтобы они ожили». И я изрек пророческое слово, как Он приказал мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои, весьма, весьма большое множество». ( Иез. 37:1–14 )

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Последние уверяли, что вдовам и сиротам их оказывается менее пособий, нежели вдовам и сиротам евреев палестинских. Апостолы, узнав о ропоте эллинистов, созвали учеников и сказали: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, заботиться о столах. Итак, братия, выберите из своей среды семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости, их поставим на службу сию». И когда общество избрало их, апостолы, помолясь, возложили на них руки. Избранные стали называться диаконами. Их обязанностью было раздавать пособия бедным и помогать апостолам в деле проповеди и при совершении таинств. § 5. Убиение архидиакона Стефана Избранные диаконы, приняв на себя заведывание делами благотворения, не только предоставляли апостолам больше свободы в деле проповеди , но вместе с тем явились и достойными помощниками им в этом великом деле. Особенно замечателен был в этом отношении Стефан, представлявший собой одну из выдающихся личностей в первенствующей церкви. Он «совершал великие чудеса и знамения в народе», так что в этом отношении как бы стоял на одном уровне с апостолами. Обладая необыкновенными дарованиями и вместе высоким образованием, он, конечно, не мог ограничиться в своем служении раздачей милостыни. Его влекло на более обширное и плодотворное поприще проповеди; и он, действительно, выступил на нее. Проповедь его обратила на себя внимание, но вместе с тем встретила и противодействие. Некоторые из эллинистов вступили в спор с Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, силою Которого он говорил. Вследствие этого иудейские законники еще более озлобились. Стефана привели в синедрион и обвинили в том, что он говорил хульные слова на Бога и Моисея. Оправдываясь, Стефан упрекнул самих судей в убиении истинного Мессии. «Жестоковыйные люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы». Столь безбоязненное и грозное обличение распалило ярость членов синедриона, которые, как дикие звери, «рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Потом святой апостол предостерегает вдовиц от сластолюбия. Сластолюбивая, – говорит он, – заживо умерла. Под сласто­любием разумеется здесь любострастие, также невоздержание в пище и питии, жизнь роскошная. Есть такие женщины, которых только власть и строгость мужа удерживают в пределах долга и приличия; смерть мужа дает им полную свободу, и они начинают вести жизнь тем более беспорядочную, чем больше прежде чув­ствовали над собою стеснений и ограничений. Такие сластолюби­вые вдовицы поистине заживо умерли для жизни духовной, ибо если помышления плотские, по слову апостола, суть смерть ( Рим. 8: 6 ), то тем паче смертоносны в духовном отношении дела плотские: блуд, нечистота, непотребство, бесчинство и так далее ( Гал. 5: 19–21 ). Посему апостол повелевает епископу Тимофею внушать вдовицам, чтобы они были беспорочны ( 1Тим. 5: 7 ). В Послании к Коринфянам апостол советует вдовицам не всту­пать в новый брак: безбрачным же и вдовицам говорю: хоро­шо им оставаться, как я ( 1Кор. 7: 8 ). Правда, второбрачие не противно закону, как тот же апостол говорит: Жена связана законом, доколе жив ее муж; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но, – про­должает апостол, – она блаженнее, если останется так, по моему совету; а, думаю, и я имею Духа Божия (ст. 39 – 40). Апостол предпочитает вдовство второбрачию, конечно потому же, почему вообще безбрачие он предпочитает вступлению в брак. Незамужняя, – говорит он, – заботится о Господ- нем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом, и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу (ст. 34). Таким образом, воздержание от второго брака служит к немалой чести вдовицы, если с этим соединяется жела­ние и ревность свободу от брачных уз употребить на служение Богу. Но так как не всякая вдова может с успехом бороться с не­мощью плоти, то не будет греха, если она выйдет снова замуж. Если не могут воздержаться, – говорит о таковых тот же апостол, – пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (ст. 9). Как увидим после, апостол предлагает это молодым вдовам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Потом услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. ( Деян. 17, 18–21, 32 ). Точно так же спрашивали коринфские мудрецы: как воскреснут мертвые и в каком теле приидут? Безрассудный – отвечает Апостол, – то, что ты сеешь, не оживещ, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое. Но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть, но иная у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится во славе. Так и при воскресении мертвых. Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе. Сеется тело душевное, восстает тело духовное. ( 1Кор. 15,35–44 ). Первые опыты изъяснения христианского учения о воскресении мы находим в сочинениях святого Иустина и Афинагора. Оба до обращения к христианству были последователями философов, вполне знакомы с древними учениями и не только верующим сердцем, но мыслью философски развитой восприняли сокровище божественного слова. «Что такое человек – говорит святой Иустин – как ни животное разумное, состоящее из души и тела? Разве душа сама по себе есть человек? Нет, она душа человека. А тело разве может быть названо человеком? Нет, оно называется телом человека. Если же ни то, ни другое в отдельности не составляет человека, но только существо, состоящее из соединения той и другого называется человеком, а Бог человека призвал к жизни и воскресению: то Он призвал не часть, но целое, то есть душу и тело» (гл. 8). «Что душа бессмертна, – говорит он далее, – а тело тленно и не способно к тому, чтобы снова ожить – это и прежде познания истины слышали мы от Пифагора и Платона. Если бы то же говорил Спаситель и возвещал спасение одной только души, то что нового Он принес бы нам сверх Пифагора и Платона со всем хором их? А теперь Он пришел благовествовать новую и неслыханную надежду.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Поучительные черты из жизни библейских женщин Остановим свое внимание на женах трех великих еврейских патриархов – Авраама, Исаака и Иакова. Выдающимися чертами означенных женщин были следующие: во-первых, отличительные и добрые черты Сарры усматриваются в её кротости и покорности своему мужу, которого она называла своим господином, каковые добродетели жены Авраамовой св. апостол Петр поставляет на вид и христианским женщинам, когда убеждает их так же повиноваться своим мужьям и располагать их к себе чистым и богобоязненным житием украшать себя не внешним плетением волос, не золотыми уборами или нарядностью в одежде, но скромностью, кротостью и молчаливостью, что составляет украшение нетленное, драгоценное пред Богом. «Так некогда и святые жены, – говорит апостол, – уповающие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети её, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха». Далее, украшением Ревекки еще в девицах служили доброта сердца, приветливость и благовоспитанность, что можно видеть из истории женитьбы Исаака. «Вот я стою у источника воды (близ г. Харрана), – молился раб Авраамов Богу, – куда дочери жителей города выходят черпать воду; пусть та девица, которой я скажу: «Наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет мне: «Пей, я и верблюдам твоим дам пить», – пусть эта девица будет назначенная Тобою рабу Твоему Исааку». Молился же так потому, что та девица, которая исполнила бы по его желанию, высказанному в этой молитве, обнаружила бы в себе те вышеозначенные нравственные качества, которые составляют истинную, неувядаемую красоту женщины, и муж её выходил бы из ряда сынов человеческих, как получивший благодать от Господа... И вот еще не перестал он говорить в уме своем, как сошла к источнику и почерпнула воды Ревекка – девица прекрасная видом. На просьбу раба Авраамова – дать ему напиться – Ревекка тотчас наклонила ему свой кувшин и сказала: – Пей, господин мой, я стану черпать и верблюдам твоим, пока не напьются все. И напоила его верблюдов, так что человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании. Когда же он спросил у Ревекки: «Чья ты дочь, и есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?» – то сердце его наполнилось совершенною радостью, ибо он услышал от Ревекки следующий знаменательный ответ:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Почувствовав присутствие людей, которым дана была власть изгонять бесов, она стала неотступно следовать за ними, постоянно повторяя: «Сии человеки рабы Бога всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Так продолжалось несколько дней, и так как она препятствовала проповеди, то ап. Павел именем Иисуса Христа изгнал из нее духа, она исцелилась и перестала прорицать. Но это исцеление служанки возбудило крайнее негодование в ее господах, так как они лишились хорошего дохода. И вот они с яростию обрушились на апостолов, повлекли их на площадь к начальникам и обвиняли их в том, что они, будучи иудеями, возмущают город и проповедуют обычаи, которых римлянам не следует ни принимать, ни исполнять. Городская чернь стала на их сторону, а за нею, не расследовав дела, пошли и городские воеводы, которые, «сорвав с них одежды, велели бить их палками. И, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному сражу крепко стеречь их». Заключив из такого приказания, что узники виновны в каком-нибудь особенном тяжелом преступлении, тюремщик ввергнул их в наиболее крепкое внутреннее помещение темницы и велел, кроме того, забить им ноги в колоду, т. е. в брус, имевший пять отверстий, в которые забивались руки, ноги и шея преступников. Тюремщик на этот раз забил апостолам в колоду только ноги, но и такое положение после перенесенных на площади побоев было мучительно тяжелым. Но великие благовестники не пали духом и в течение ночи оглашали мрачные стены темницы сладостными песнопениями, к которым невольно прислушивались все узники. И вот в самую полночь вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы. От страшного сотрясения двери темницы открылись, цепи узников сорвались с колец в стене. Пробужденный от сна начальник тюрьмы, увидев двери темницы открытыми, тотчас же извлек свой меч и хотел убить себя, думая, что его узники бежали, потому что в таком случае он сам должен был отвечать за них своей жизнию. Ап. Павел, однако же, тотчас заметил его намерение и, всегда в совершенстве владея собою даже среди опасности, закричал ему громким голосом: «Не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому он есть область мрака и тьмы, подобно греческому аиду. – Иеремия плачет:Посадил меня в темное место, как давно умершего ( Иер. 3, 6 ): Принудил меня враг жить во тьме, – говорит Давид, – как давно умерших; ты положил меня в ров преисподней, в мрак, в бездну ( Пс. 142, 3; 87, 7 ). Далее шеол прямо называется землей тьмы и глубокой тени ( Иов. 10, 21 ), в которой бывает темно, как на земле в полночь даже в то время, когда вне ее ясно и светло ( Иов. 10, 22 ). Из всех подобных разнообразных описаний шеола остается одно общее представление о нем, как о среде противоположной той, в которой человек живет до смерти. Что касается состояния обитателей шеола, то оно представляется у ветхозаветных писателей прежде всего лишением того, что относится к жизни в полном смысле слова, почему шеол еще называется «chedel», т. е. прекращение ( Ис. 38, 11 ) u «awaddon» – уничтожение, погибель ( Иов. 26, 6 ; Притч. 19, 11; 27, 20 ). Кто умер, тот погиб навеки. Человек умирает и гибнет, – говорит Иов, – отошел – и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает, так человек ляжет и не встанет до скончания неба, он не пробудится или не воспрянет от сна своего ( Иов. 14, 10  и след.). Другими словами: возврат из подземного мира теней к лучшей жизни столь же мало возможен, как и изменение в процессах видимой природы. Потому пребывание в шеоле не определяется процессами развития или изменения. В противоположность сменяющимся образам земной жизни их покрывает вечный сон, из которого нет пробуждения. Иегова говорит: Упою их, чтобы они повеселились и заснули вечным сном, и не пробуждались ( Иер. 51, 39 ). В бессилии, подобно дремлющим, покоятся мертвые в «тиши» ( Пс. 83, 17 ). Шеол есть страна «забвения» ( Пс. 83, 13 ): Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению: и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовек ни в чем, что делается под солнцем. В шеоле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости ( Еккл. 9, 5–6  и 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Предложив притчи, Господь изобразил самый суд, для совершения которого Он придет на землю. Краткое, но величественное изображение Страшного Суда должно было утвердить и укоренить в душах апостолов предшествовавшие внушения Господа – постоянно ожидать Его пришествия и постоянно быть в готовности предстать пред Него. Такова была уединенная беседа Господа с учениками на горе Елеонской за два дня до праздника пасхи и до Его распятия.        Прошел этот праздник, ознаменованный таинственными событиями: Сын Человеческий, Утеха Израиля и Чаяние языков, руками беззаконных был пригвожден ко кресту, умер, был погребен и в третий день воскрес. Прошло сорок дней после славного Его воскресения, в продолжение которых Воскресший являлся Своим ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием,– и вот наступило время Его разлуки с учениками. Господь в последний раз явился Своим ученикам в Иерусалиме и, по обыкновению, начал беседовать с ними о Царствии Божием. В продолжение беседы, Он и ученики вышли из Иерусалима и достигли горы Елеонской. Здесь ученики спросили Господа: не в сие ли время, Господи, восстановишь царство Израилю? ( Деян. 1,6 ). Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец предоставил Своей власти, – ответствовал Господь. – Но вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Моими свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до последнего края земли ( Деян. 1, 7–8 ). Получив такой ответ от своего Учителя и Господа, не должны ли были ученики припомнить Его беседу, которая была незадолго до Его страданий на этой же самой горе, горе Елеонской? Не должны ли были припомнить и все Его внушения, как должно ожидать, и в чем должно состоять ожидание будущего царства славы? Но им предстояло другое, более разительное напоминание об этой беседе. Господь стал благословлять Своих учеников и, во время самого благословения стал отделяться от них и возноситься на небо. Вскоре облако скрыло Его от взоров их. Ученики Господа стояли в изумлении, с очами и сердцами, обращенными к небу; и вот два Ангела в белой одежде предстали и сказали им: галилеяне, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Предсказаниями будущего она доставляла значительный доход своим господам. Встретив апостолов, она начала ходить за ними и кричать: «Эти люди – рабы Бога вышнего, они возвещают нам путь спасения». Апостол изгнал злого духа именем Иисуса Христа, и служанка перестала предсказывать будущее. Господа ее, лишившись источника доходов, воздвигли гонение на проповедников и заключили их в темницу. Но проповедники, твердо надеясь на Бога, не упали духом. В самой темнице они молились и воспевали хвалу Богу. И вдруг, около полуночи, сделалось сильное землетрясение, так что самое основание темницы поколебалось, двери все отворились, и с заключенных спали оковы. Темничный страж, думая, что все узники разбежались, хотел было лишить себя жизни, но ап. Павел сказал ему: «Не делай себе никакого зла, мы все здесь». Тогда страж потребовал огня и в трепете пал к ногам апостолов. «Государи мои, – сказал он, – что мне делать, чтобы спастись?» – «Веруй в Господа Иисуса, – отвечали они, – и спасешься ты и домашние твои». Он тотчас пригласил их в свой дом и тогда же принял крещение со всем семейством своим. Между тем начальники города, приведенные в страх землетрясением и узнав о правах римского гражданства, принадлежащих узникам, тотчас освободили апостолов из темницы и просили их удалиться из города. Оставив Филиппы и основав Церковь Христову в Солуни, ап. Павел прибыл в Афины. В Афинах апостол удивился множеству идолов и жертвенников, построенных в честь их. Потому он особенно старался возвещать здесь веру в истинного Бога. Философы, услышав это новое учение, пригласили апостола в ареопаг. Павел принял приглашение и произнес перед членами ареопага свою знаменитую речь, в которой раскрыл ничтожество идолопоклонства, указал пути Промысла Божия, ведущие ко спасению, и возвестил о Спасителе мира, пострадавшем за нас и воскресшем из мертвых. Услышав о воскресении из мертвых, одни из членов ареопага начали смеяться над апостолом, а другие говорили: «Об этом послушаем тебя в другой раз», и, конечно, не старались уловить этого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010