«Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой утешение мое». «Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои помогут мне». «Я заблудился, как овца потерянная, взыщи раба Твоего; ибо я не забыл заповедей Твоих». И к каждому стиху мы присоединяем нашу молитву: упокой, Господи, душу раба Твоего. Таким образом, душа усопшего нашего отца или брата употребляет все средства преклонить Господа на милость к ней; она дерзновенно указывает на любовь свою к закону Божию, указывает на то, что она создание рук Божьих, что она служила Господу со всем усердием и ревностью; указывает на безграничное милосердие Господа; она вопиет к Нему воплем крепким и сильным. С своей стороны, и мы подкрепляем эту исповедь и молитву нашею мольбой ко Господу и таким образом ставим себя в живое и близкое общение с усопшими нашими отцами и братиями. Внимая с трепетом сердца исповеди, какую совершает душа усопшего, предстоящая страшному престолу Господа славы и возсылая нашу молитву ко Господу за эту душу, мы с напряжённым вниманием ожидаем, что сотворит с этою душою Господь, всесвятый и правосудный? Что ответит Он на эту исповедь души усопшего и на нашу молитву? Но святая церковь не осмеливается предвосхищать тайны суда Божия у Господа: Его всесвятой и всеведущей воле и премудрости известно, какая участь ждёт душу нашего усопшего отца или брата. Она раскрывает только общий, основной закон правды и святости Божией, закон, по которому Господь воздаст каждому по делам его. Вот сущность этого закона, изрекаемого Самим Господом: «все вы, которые шли узким и скорбным путем, все взявшие в жизни крест, как ярем и Мне последовавшие верою: приидите, насладитесь теми почестями, которые Я вам уготовал и увенчайтесь венцами небесными». Первоначально и скорее всех эта награда принадлежит, без сомнения, лику святых мучеников, которые проповедали на земле Агнца Божия, вземлющего грехи мира и сами за Него закланы были, как агнцы, потом и всем тем, которые шли скорбным и узким путём, которые во время земной жизни своей взяли крест свой, как ярем, и шли по стопам Господа, т. е. всем истинным христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Жена соображала, что, если Христос исцелил у Симона проказу, то и у нее может исцелить болезнь душевную. И вот, когда Он возлежал за вечерей, она возливает на голову Его миро, стоящее более 300 динариев. За это ученики, а более всех Иуда, вознегодовали на жену, но Христос вступился за нее, чтобы они не уничтожили благого в ней намерения. При этом случае Христос упоминает о Своем погребении, отклоняя Иуду от предательства, жену же удостоивая чести тем, что благое дело ее будет проповедано по всей вселенной. В Евангелии, положенном на утрене Великой среды, повествуется об эллинах, желавших видеть Иисуса, и о словах, сказанных Христом по этому случаю. Чудо воскрешения Лазаря произвело огромное впечатление не только на иудеев, но и на иностранцев, стекавшихся в Иерусалим в большом количестве на праздник Пасхи. Естественно, что они пожелали видеть великого Чудотворца, молва о Котором наполнила всю Иудею. Это желание свое они передали через Апостола Андрея Иисусу Христу. Христос ответил им: пришел час прославиться Сыну человеческому и объяснил необходимость Своей крестной смерти. После этой беседы Христос отошел и скрылся от народа. Столько чудес Он сотворил перед ними, и они не веровали в Него, замечает с горечью евангелист Иоанн и, в объяснение этого грустного явления, приводит пророчество Исайи о том погибельном ослеплении и окаменении людей, на которых не может уже действовать ничто. Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него, прибавляет евангелист, но ради фарисеев, не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, потому что возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию. В стихирах хвалитных и стиховных с одной стороны ублажается женщина, возлившая щедрой рукой миро на Иисуса, с другой –изображается в мрачных чертах нечистая страсть, полонившая душу Иуды и обнаружившаяся в упреке, высказанном им женщине. В литургийном Евангелии этого дня приводится повествование об этой самой женщине, воспоминанию которой посвящена и вся служба великой среды. В этот день литургия преждеосвященных даров совершается в последний раз, прекращается также великое повечерие, не слышится более молитва св.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

За апостолом следует заупокойное евангелие, в котором Господь Иисус Христос устами Своего возлюбленного ученика-евангелиста Иоанна обещает нам еще большую радость. «Сказал Господь: истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое, и верующий в Пославшего Меня имен жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий. Не дивитеся сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен: ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ев. Иоанна Ин.5:24–32 ). Слова Господа, свидетельствуя о том, что телесной смертью не оканчивается жизнь человека, что последует некогда воскресение мертвых и вечная жизнь: мучительная для нераскаянных грешников и блаженная для веровавших и сотворивших плоды покаяния, проливают великое утешение в сердца лишившихся близкого человека. Рассмотрим подробнее учение Господа. Истинно, истинно, говорю вам: слушающий слово Мое, и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь (24 ст.). В величественной речи Господа, рисующей суд Его, верующие, являющиеся пред вечным Судьей, оправдываются Его милосердием за милость, оказанную ими братьям своим во имя Сына Божия ( Mamф. XXV:31 и след. Матф. Х:40–42 ; Mapka IX:41 ). Вера в Сына Божия не только возрождает к новой, высшей жизни, но есть самая новая жизнь: «эта жизнь есть любовь, переносящая бессмертную часть человека в иной не земной мир, в котором верующая и любящая душа чувствует себя в отчизне своей. Посему она прямо и переходит от смерти в живот». Благая весть, принесенная Господом Богом Словом на землю, после вознесения Его поручена была для распространения по миру апостолам, дабы все люди спаслись, ибо словеса Господа дают жизнь, а «веруяй Пославшему Мя имать живот вечный и на суд не приидет, но перейдёт от смерти в живот». Это именно предрекал и пророк Иоиль ( Uouль II:32 и см. Римл., X:13–15), говоря: «всяк бо, иже аще призовет имя Господа, спасется».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Здесь апостолу ночью было виденье: предстал пред ним муж македонянин и упрашивал его: «Приди в Македонию и помоги нам». Принявши это видение за указание свыше, апостол Павел переправился на европейский берег и прибыл в Филиппы, главный город Македонии. Раз, когда апостолы шли в молитвенницу, находившуюся за городом при реке, встретилась им служанка, одержимая духом прорицательным. Предсказаниями будущего она доставляла большой доход своим господам. Следуя за Павлом и его спутниками, она кричала: «Эти люди – рабы Бога Всевышняго, они возвещают нам путь спасения». Павел, обратившись, сказал духу: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее». Дух вышел тот же час. Служанка была рада. Но господа ее, видя, что лишились большого дохода, схватили Павла и Силу, повлекли на площадь к начальникам и сказали: «Эти иудеи возмущают наш город; они проповедуют постановления, которых нам, римлянам, принимать и исполнять не следует». Народ толпами бросился на них; и начальники, сорвавши с них одежды, велели бить их палками. Избивши же, бросили их в темницу и приказали темничному стражу крепко стеречь их. Страж посадил их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. Такое положение после перенесенных на площади побоев было мучительно тяжелым. Но великие благовестники не пали духом и в течение ночи оглашали мрачные стены темницы сладостными песнопениями, к которым невольно прислушивались все узники. И вот в самую полночь вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы, и тотчас отворились все двери и оковы со всех спали. Пробудившийся страж, когда увидал, что двери у темницы отворены, вынул меч и хотел умертвить себя, думая, что узники разбежались. Но Павел закричал ему: «Остановись! мы все здесь». Страж потребовал огня, вбежал в темницу, в трепете пал к ногам Павла и Силы и спросил: «Государи мои! что мне делать, чтобы спастись?» Они ответили: «Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься сам и домашние твои». Страж тотчас пригласил их в свой дом и тогда же принял крещение со всем семейством своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

И Иисус исповедал Себя прямо Сыном Божиим. Тогда первосвященник разодрал одежды свои, чем евреи выражали крайнюю степень своего негодования и ужаса, и сказал: «Он богохульствует: на что еще нам свидетелей? Вот теперь вы слышали богохульство Его, – как вам кажется?» И высказали давно заготовленное слово: «Повинен смерти». Но конечное определение не от них зависело. На то был римский правитель у них. Ему следовало передать все дело. Но разве личная месть довольствуется тем, чтобы зараз уничтожить свою жертву? Нет, нужно предварительно помучить и истерзать, досыта насладиться ее страданиями: «Тогда, вслед за смертным приговором, –плевали Ему в лицо и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам (по щекам) и говорили: «Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя, а в это время Петр, обличаемый в том, что и он был с Иисусом Христом и побежденный страхом, трижды и с клятвой отрекся от Господа; и абие петел возгласи. Господь воззрел на Петра, и он, вспомнив предсказание Господа о троекратном отречении от Него, изшед вон, плакия горько. 4-ое Евангелие передает о том, как из двора Каиафы влекут Спасителя в преторию к Пилату, который долго и тщетно усиливается спасти Его, и, думая возбудить жалость в сердцах злобных врагов Иисусовых, повелевает бичевать Его и в этом окровавленном виде изводит Его к народу и возглашает: «Се человек!» «Одевающейся светом, яко ризою, –восклицает церковь , при этом виде Божественного Страдальца, устрашившим самих Ангелов, – как на суде стоишь Ты и в ланиту ударение приемлешь от рук Тобою же созданных!» (Антиф. 10) «Когда предстал Ты Каиафе, Боже, и предан был Пилату, Судия, небесные силы от страха поколебались... ибо причтен Ты был к беззаконным, Безгрешный, дабы спасти человека» (Седал. ант. 12). Следует 5-е Евангелие. Между тем, как изъязвленный Спаситель стоит на судилище Пилата, – страшная участь постигает Иуду предателя, который в отчаянии поверг серебрянники в церкви, отиде и шед удавися ( Мф. 27:5 ). Но дело, ими замышленное, уже кончено... Учитель в руках врагов, которые настоятельно требуют смерти Его и нагло принимают на себя ответственность за нее пред Богом...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мф. 10, 41–42 ). Во-вторых, слова апостола Павла: каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор. 3,8 ); кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет ( 2Кор. 9, 6 ); иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых ( 1Кор. 15, 41–42 ). Согласно с учением Священного Писания о различии степеней в блаженстве праведников соответственно нравственному различию каждого из них, а также по мере собственных способностей к наслаждению этим самым блаженством, все Отцы и учители Церкви допускали «самые разнообразные виды и степени, поясняя при этом, что такое разнообразие и разностепенность в будущих наградах нисколько не будут мешать полноте довольства как более, гак и менее вознагражденных при сознании в сем случае полнейшей справедливости со стороны Бога, и при отсутствии здесь всякой завистливости» 379 . Из множества свидетельств этого рода 380 , приведем здесь свидетельство святого Ефрема Сирина . «Многие обители, – говорит он, – Господь поименовал не по разности мест, но но степени дарования. Как лучами солнца чувственного наслаждается всякий, по мере чистоты зрительной силы и впечатления, и как от одного светильника, освещающего один дом, каждый луч бывает различен, между тем как свет не делится на многие светильники; так в будущий век все праведные водворятся нераздельно в единой радости, но каждый в своей мере будет озаряться единым мысленным солнцем, и по степени достоинства почерпать радость и веселие, как бы в одном воздухе и месте, и никто не увидит меры и высшего, и низшего, чтобы, смотря на превосходящую благодать другого и на свое лишение, не иметь в этом для себя причины к скорби и беспокойству. Да не будет сего там, где нет ни печали, ни воздыхания; но всякий по должной ему благодати в своей мере будет веселиться внутренно, а по внешности у всех (будет) одно созерцание и одна радость...» 381 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда придешь во царствие Твое». «Истинно говорю тебе, – сказал Иисус, – сегодня же со Мною будешь в раю». Страждущий Богочеловек возгласил велиим гласом: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» и этими словами окончил земную жизнь Свою. После 8-го Евангелия положен трипеснец, дивное творение Космы Маюмскаго (в виду особой назидательности и чудной красоты, мы приводим его в приложении к нашей брошюре целиком в русском переводе) с глубиной мысли и чувства изображающее события Великого пятка. В 9-м Евангелии благовествуется об утешительных словах Господа со креста Богоматери и о поручении Ей Ап. Иоанна вместо сына, наконец, о смерти и прободении Спасителя. При кресте Господа нашего Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери его – Мария Магдалина. Видя Матерь и возлюбленного ученика, Господь сказал Матери Своей: «Жено, вот сын Твой, и ученику: «Вот Мать твоя» и с этого времени взял ученик Ее к себе. Потом Господь, ведая, что всё уже совершилось, сказал: «Жажду». Нашлись люди, которые поспешили напоить уксусом губку и на трости поднести к устам Его. Он вкусил и со словом «Совершилось» преклонил голову и предал дух 11 . Дабы не оставить тела на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий, иудеи молили Пилата, чтобы пробили голени их и сняли тела со крестов. Иисус Христос уже умер, и у Него не пробили голеней, но один из воинов, в угождение иудеям, пронзил копием ребро Господа, и таким образом поругался даже над мертвым Его телом, и абие изыде кровь и вода. «Совершилось неизреченное таинство, – говорит Златоуст, – не случайно истекли источники крови и воды, но потому, что из того и другого составлена церковь , водою возрождаются, а кровию и плотию питаются» 12 . После этого Евангелия поется «Всякое дыхание» и стихира хвалитная; первую из них мы приведем здесь в русском переводе. «Два преступления совершил первородный Мой сын Израиль: оставил Меня – источник воды жизни, выкопал себе родник отравы; распял Меня на древе, а Варавву выпросил и отпустил.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Ибо Он сказал: «Я – Сын Божий». Вся природа облеклась мраком: от шестого часа тьма была до часа девятого – и это страшное явление не произвело на них никакого впечатления. Наконец, муки Страдальца достигли крайнего предела, и Он громким голосом возопил: «Боже мой! Боже мой! почто Ты Меня оставил?!» Нашлось в толпе сострадательное лицо: один из воинов взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, дал Ему пить. А враги нашли возможность и тут Его уязвить. Первые произнесенные Иисусом слова были: «Ели, Ели!» Ел – по-еврейски Бог , Ели – Боже мой. Но по-еврейски Или – Илья. И вот враги воспользовались созвучностью слов, чтобы кинуть на Христа новую насмешку: «Постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Еще раз возопил громким голосом Иисус и испустил дух. И все содрогнулось и потряслось в эти страшные минуты: завеса в храме разодралась надвое, земля поколебалась, камни расселись, гробы отверзлись, многие умершие воскресли. Самые язычники, бывшие при кресте, сознавали в этом, испустившем дух, Страдальце Существо необыкновенное, высшее: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: «Воистину Он был Сын Божий». А первосвященники, с книжниками и старейшинами? Остались тем же, чем и были! После этого Евангелия читается псалом 50-й и Евангелие 8-е. В нем возвещается молитва Господа на кресте о прощении врагов и раскаяние одного из разбойников, распятых с Господом. Среди душевных и телесных страданий, Господь молился на кресте за врагов Своих: «Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят!» Один из повешенных злодеев хулил Иисуса, говоря: «Если Ты – Христос, спаси Себя и нас». Но другой, в котором, как видно, в предсмертные минуты совершился внутренний переворот – от преступного прошлого к мыслям об ожидающей его судьбе пред судом Господа Бога, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы осуждены справедливо, и достойное принимаем за дела свои, а Он ничего худого не сделал».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших (15 ст.). Показав основания для блаженнаго воскресения умерших в вере во Христа воскресшего, апостол исправляет заблуждение солунян, будто умершие не явятся пред Господом во второе пришествие Его, и показывает даже время Его воскресения. Чтобы тверже и несомненнее утвердить истину воскресения умерших, апостол ссылается на слово Самого Господа, по которому оставшиеся в живых до пришествия Его не только не будут иметь никакого преимущества пред умершими при открытии царства Христова, но и не войдут в него раньше умерших. Мы живущие..., т. е. если бы пришествие Христово наступило при жизни его, апостола (как верили в близость его солуняне), то и он сам вместе с ними должен бы был подчиниться этому определению. Слово Господне, на которое ссылается апостол, могло быть или слышанное им от других апостолов (напр. Uoahha V:29 ), или слышанное им непосредственно от Самого Господа (I Kop. XV:8). Потому что Сам Господь, при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (16 ст.). Труба Божия, конечно, должна быть понимаема не в вещественном смысле, но в духовном. Святый апостол Павел, наученный словом Господним, описывает здесь обстоятельства, сопровождающие воскресение мертвых и явление пред Господом оставшихся в живых до пришествия Его: придёт определенное судьбами Божьими время кончины мира и воскресения мертвых, и Господь повелит всемогущим Своим гласом восстать мертвым из гробов. Архангел, услышав эту трубу Божию, или глагол Божий, предаст этот глас умершим, и тогда сойдет с неба Господь, и мертвые о Христе, т. е. умершие с верою в Него, Спасителя и Искупителя, воскреснут прежде оставшихся в живых и предстанут пред Господом. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними, восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (17 ст.). Продолжая изображать постепенность событий, имеющих быть во второе пришествие Господа, апостол Павел за воскресением умерших представляет явление пред Господом верующих оставшихся в живых до пришествия Господа. Для сего их грубые, тленные тела мгновенно изменятся в нетленные, и они восхищены будут на облаках на воздух, и вместе с воскресшими умершими (но не прежде их) выйдут в сретение Господу, и после того, как те, так и другие, удостоившиеся по приговору нелицеприятного Судии блаженной жизни, всегда будут с Господом, никогда более не разлучатся с Ним и будут наслаждаться в Его царстве вечным блаженством. 47

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

(Из «Уроков благочестия») Моавитянка Руфь Один житель города Вифлеема, по имени Елимелех, с женою Ноеминью и двумя своими сыновьями, по случаю голода на зем­ле Израильской переселился в другую землю, Моавитскую. Ели­мелех вскоре после переселения своего помер, а сыновья его женились на моавитянках. Чрез десять лет померли и оба сына Елимелеха. Тогда вдова Ноеминь решилась снова возвратиться на родину. Обе невестки по привязанности к свекрови последо­вали за нею. Дорогою Ноеминь стала уговаривать их: «Подите, возвратитесь каждая в дом матери своей. Да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною». Одна из них, Орфа, послушалась и возвратилась домой, но другая, Руфь, ни за что не согласилась расстаться с нею. «Куда ты пойдешь, – говорила она свекрови, – туда и я пойду, и где ты будешь жить, там и я буду жить; твой народ будет моим народом и твой Бог – моим Богом. Одна смерть разлучит меня с тобою». Ноеминь и Руфь поселились в городе Вифлееме и питались здесь колосья­ми, которые Руфь подбирала на сжатых полях. За такую привя­занность и почтительность к бедной Ноемини Господь Бог на­градил Руфь. В Вифлееме жил богатый человек Вооз, родствен­ник мужа Руфи. Узнав ее, он женился на бедной моавитянке, и с этого времени Руфь сделалась богатою госпожою. Ноеминь не оставила своей невестки и после этого брака, но жила с ними, помогая благоустройству домашней их жизни. Когда у Вооза и Руфи родился сын, тогда Ноеминь взяла дитя и носила его в объя­тиях своих и была ему нянькою. По примеру Ноемини и Руфи должны поступать все свекро­ви и невестки. Пусть не оскорбляются матери, что их сыновья, когда они взрослеют и становятся полными хозяевами, разде­ляют власть по дому и советуются более не с ними, но со своею женою. Пусть они помнят в этом случае изречение Священно­го Писания: «Ей (невестке) подобает расти, а мне – молиться». Ведь власть и первенство всегда несут за собою много разных забот и беспокойства для человека. Житейские заботы и хло­поты всего лучше предоставить людям молодым, а престаре­лым – более позаботиться о приготовлении себя к смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010