Средняя температура года колеблется между +1,2 и – 1,2; число дней с осадками между 102 и 209; тихих безветренных дней в 1881 г. было только 35, в 1884 г. в три раза больше – 112. П. Грязнов. Опыт сравнительного изучения гигиенических условий крестьянского быта и медико-топография Череповецкого уезда. 1880 г. Градусы по Реомюру у г. Грязнова я перевожу на Цельсия. Потемкин прибыл на Сахалин уже богатым. Др Августинович, видевший его через три года после его прибытия на Сахалин, пишет, что «лучше всех дом ссыльного Потемкина». Если за трехлетний период каторжный Потемкин успел построить себе хороший дом, завести лошадей и выдать дочь за сахалинского чиновника, то, я думаю, сельское хозяйство тут ни при чем. медвежий корень (лат.) Большинству авторов здешний пейзаж не нравится. Это оттого, что они приезжали на Сахалин, находясь еще под свежим впечатлением цейлонской и японской или амурской природы, и оттого, что они начинали с Александровска и Дуэ, где природа в самом деле жалка. Виновата в этом и здешняя погода. Как бы ни был красив и оригинален сахалинский пейзаж, но если он по неделям прячется в тумане или в дожде, то трудно оценить его по достоинству. Названо так селение в честь А. М. Бутакова, начальника Тымовского округа. Лет пять назад один важный человек, беседуя с поселенцами о сельском хозяйстве и давая им советы, сказал, между прочим: «Имейте в виду, что в Финляндии сеют хлеб по склонам гор». Но Сахалин – не Финляндия, климатические, а главным образом почвенные условия исключают какую бы то ни было культуру на здешних горах. Инспектор сельского хозяйства в своем отчете советует завести овец, которые могли бы «с выгодою использовать те скудные, но многочисленные выгоны по склонам гор, на которых крупный скот не наедается». Но совет этот не имеет практического значения, так как овцы могли бы «использовать» выгоны только в течение короткого лета, а в длинную зиму они околевали бы с голоду. Он говорил мне, что во время игры в штос у него «в жилах электричество»: от волнения руки сводит. Одно из самых приятных воспоминаний у него то, как он когда-то в дни молодости вытащил часы у самого полицеймейстера. Про игру в штос рассказывает он с азартом. Помню фразу – «ткнешь, не туда попало!» – проговорил он с отчаянием охотника, сделавшего промах. Для любителей я записал некоторые его выражения: транспорт скушан! напе! наперипе! угол! по рублю очко маз! в цвет и в масть, артиллерия!

http://azbyka.ru/fiction/ostrov-saxalin-...

Дело 30 1717 г. В Земской канцелярии Просьба Щербачова на людей и пр. соседов московского уезда о насильном завладении пашни и лугов. 11 июля 1717 г. помета (губернатора?): записав в книгу, господину ландрихтеру учинить дозор и опись и чертеж по указу; и ежели такое настильное владение явится, и о том на том месте при понятых велеть допросить приказчика и старосту и лучших людей и крестьян. А допросив, велеть их привесть к Москве и в Земском приказе о всем их расспросить по указу; а оставшим их людям и крестьянам велеть сказать указ с запискою при понятых же, чтоб они такова насилия впредь не чинили. (Село Мансурово). Ездил на место дьяк Друковцев. Акт см. 21 стр. Был отвод межи; положены крепости, сделан чертеж. Отводили вотчинные и деловые люди. Потом он подал «досмотру своего» розыск и чертеж. Истец оправлен в июле 1718 г. По спорному челобитью дело взято в Юстиц-коллегию; оттуда отослано и Расправную палату, из нее перешло в петербургский Надворный суд, а отсюда обращено в московский Надворный суд (1725 г.). Дело 31 Контора Сенатского правления писала: по указу... правительствующего Сената оставшей член с асессоры – слушали и пр... По челобитью англичанина Belly – вытребовано дело из конторы Главного Магистрата. В 1717 г. иностранец Belly ищет по заемной кабале в 1300 р., выданной ему в 1707 г. в Архангельске на год, гостинной сотни Григорьем и Дмитрием Григорьевыми да Яковом Семеновым Лихониными, да суздальцем посадским человеком Данил. Грязновым. Он бьет челом в Адмиралтейской коллегии (?). Ответчиков на месте не оказалось. Belly узнал, что Грязнов живет в Дмитровском уезде в вотчине стольника Неронова и имеет винный завод, и при том же селе в близости свои две деревни. По просьбе его Адмиралтейская канцелярия послала указ в канцелярию Московской губернии чтоб из Ратуши послали по Грязнова и прислали его в Адмиралтейскую канцелярию. (Подсудно Адмиралтейской канцелярии, а посылка от Ратуши). Помета: из Ратуши послать в Дмитров к ландрату с послушным указом из Губернской канцелярии, а в Суздаль к бурмистрам.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Иванович Грязнов (21.02.1816, дер. Евсевьево Богородского у. Московской губ.- 16.02.1869, Павловский Посад Богородского у. Московской губ.), св. прав. Павловопосадский (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых). Из гос. крестьян, в детстве обучился грамоте по Часослову и Псалтири. В 30-х гг. работал на фабрике в Павловском Посаде, пристрастился к пьянству, вместе с неск. рабочими занимался грабежом на дорогах. Благодаря знакомству с настоятелем Берлюковской пуст . иером. Венедиктом (Филипповым) раскаялся, начал вести праведную жизнь. В своем доме в Евсевьеве В. устраивал собрания, на к-рых читали Свящ. Писание и творения св. отцов. В 1845 г. по наущению павловопосадского купца Широкова, к-рого святой обличал в тайной приверженности старообрядчеству, на В. был сделан донос о якобы основанной им «фармазонской секте». Праведник был арестован, но вскоре освобожден за недоказанностью обвинения. По преданию, В. неск. раз удостаивался явлений святых - прп. Сергия Радонежского, мучениц Веры , Надежды , Любови , Софии и сщмч. Харалампия , к-рый благословил праведника на старческое служение (см. Старчество ). Приходившие к В. люди получали от него духовные советы даже в самых затруднительных житейских ситуациях. Свт. Филарет (Дроздов) писал прп. Антонию (Медведеву) о том, что В. обратил к Церкви «немалое число раскольников». В 1848 г., во время эпидемии холеры в Павловском Посаде, у святого открылся дар исцеления - никто из обратившихся к нему больных не умер. Св. прав. Василий Грязнов. Портрет. XX в. Св. прав. Василий Грязнов. Портрет. XX в. В кон. 40-х гг. В. сблизился с владельцем платочной фабрики в Павловском Посаде Я. И. Лабзиным, к-рый в 1855 г. женился на сестре В. В 1853 г. В. стал компаньоном Лабзина и купцом 1-й гильдии, в 1863 г. был создан торговый дом-мануфактура «Яков Лабзин и Василий Грязнов» - предприятие, поставившее на промышленную основу производство павловопосадских шалей и платков. Став крупным предпринимателем, В. развернул широкую благотворительную деятельность. В 1858 г. по благословению свт. Филарета он взял на себя попечение о Гуслицком муж. мон-ре . В 1860-1869 гг. являлся старостой в павловопосадской Воскресенской ц., к-рую перестроил и благоукрасил, содержал на свои средства церковный хор.

http://pravenc.ru/text/150665.html

Рака с мощами св. прав. Василия Грязнова. Фотография. 2002 г. Рака с мощами св. прав. Василия Грязнова. Фотография. 2002 г. В окт. 1919 г. сотрудники губ. ЧК изъяли из Покровского мон-ря личные вещи, письма, фотографии и жития В., а также ковчег с его перстами. Опасаясь осквернения останков святого, В. Н. Грязнов, Лабзина и др. почитатели старца замуровали его мощи в стене храма. В 20-х гг. XX в. имя В. стало объектом агрессивных нападок советской антирелиг. пропаганды. 16 окт. 1920 г. состоялся показательный суд над игум. Алевтиной, Грязновым и Лабзиной, к-рых обвинили «в мошеннической инсценировке культа бандита, скопца, купца» с целью «эксплуатации отсталых масс на почве религиозных суеверий» (ГАМО. Ф. 4776. Оп. 1. Ед. хр. 42). В 1921-1922 гг. в Павловском Посаде снимался антирелиг. фильм «Старец Василий Грязнов», главным оператором к-рого был Э. К. Тиссэ, фильм демонстрировался в кинотеатрах города до 1962 г. В 1925 г. вышло в свет клеветническое «антижитие» В.: Шпицберг И. Св. Василий Грязнов - защита подмосковных акул текстильной промышленности. М., 1925. В 1991 г., во время проведения в Покрово-Васильевском храме ремонтных работ, в стене нижней церкви были обнаружены мощи В., ныне открыто почивающие в монастырском храме. Канонизация В. состоялась 7 авг. 1999 г., составлены служба и акафист святому. В Покровском мон-ре хранится копия прижизненного портрета старца (оригинал в фондах ГМИР). Арх.: ГАРФ. Ф. 353. Оп. 4. Д. 392; РГИА. Ф. 515. Оп. 8. Д. 2456. Л. 32-33; ЦГИАМ. Ф. 263. Д. 4; Ф. 2127. Оп. 1. Д. 13. Л. 217-219. Ист.: Письма митр. Московского Филарета к наместнику Св.-Троицкой Сергиевой лавры архим. Антонию, 1857-1867. М., 1884. Ч. 4; Цветков С. , прот. Василий Иоаннович Грязнов. Б. м., б. г.; Житие св. прав. Василия Павлово-Посадского. Люберцы, 1999. Лит.: Моск. ЦВед. 1885. 41; 1888. 26; 1892. 23; Ист.-археол. описание Павловского Посада. Павловский Посад, 1900. Д . Б . Кочетов Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/150665.html

1978 год – училище освободило территорию. 1995 год – в монастыре возрождена монашеская жизнь. 4 Краткая история Покровско-Васильевского монастыря. В середине 70-х годов XIX столетия благочестивый благотворитель крупный фабрикант Яков Иванович Лабзин построил на свои средства Покровско-Васильевский кладбищенский храм над могилами своей супруги Акилины и её брата Василия Ивановича Грязнова, бывшего компаньоном Лабзина по производству знаменитых Павлово-Посадских шалей. Я.И. Лабзин и В.И. Грязнов занимались широкой благотворительной деятельностью: устраивали школы и богадельни, делали крупные пожертвования на храмы и монастыри. Василий Иванович Грязнов (1816–1869 гг.) (прославленный в лике святых в 1999 году – святой праведный Василий Павлово – Посадский) был молитвенником, подвижником, миссионером, обратившим в православие несколько тысяч старообрядцев. Доброта, благочестие и подвижническая жизнь Василия Ивановича привлекли к нему сердца многих раскольников, которые благодаря его духовно-нравственному влиянию воссоединились с Православной Церковью. Следует отметить, что когда в 1848 году в Павловском Посаде началась эпидемия холеры, по молитвам Василия Ивановича никто из обращавшихся к нему за молитвенной помощью не умер от этой болезни. «Все скорби мира сего еще не беда переносить, – говорил подвижник, – а беда потерять веру в Бога, беда потерять жизнь христианскую, – это вот истинная беда, достойная плача и туги сердечной». Когда кто-либо из рабочих терпел неправду, Василий Иванович утешал его, говоря: «Терпи, переноси все. Ни на кого не обижайся. Бог за все вознаградит впоследствии». В 1860-х годах он основал в Павловском Посаде мужское общежитие, правила и устав для которых были написаны свят. Филаретом, митрополитом Московским. В.И. Грязнов умер в феврале 1869 года, проводить его в последний путь пришли тысячи верующих людей. Яков Иванович Лабзин решил построить храм над его могилой и могилой своей жены Акилины Ивановны, сестры В.И. Грязнова. Строительство Покровско – Васильевского храма еще не было окончено, когда Лабзин начал строить при храме женскую богадельню – в надежде, что со временем она преобразуется в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Павловский Посад. Покровско-Васильевский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Основание Покровско-Васильевского монастыря связа¬но с именами двух богатых Павлово Посадских фабрикантов - Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова (1816-1869). В.И. Грязнов, один из главных богачей Павловского Посада, купец 2-й гильдии всю свою энергию отдавал работе, а также с особым пристрастием и размахом участвовал в благотворительных делах. Он много времени посвящал молитвам, был стойким православным подвижником и активным миссионером, обратившим в православие несколько тысяч старообрядцев. По силе молитв его сравнивали с о.Иоанном Кронштадтским (1829-1908, канонизирован в 1998 г.). В связи с большим духовным и нравственным авторитетом В.И. Грязнова, среди его современников к нему из разных мест приезжали люди за духовной и материальной помощью. В 1860-х гг. В.И. Грязнов по совету и благословению митрополита Московского Филарета (В.М. Дроздова, позже он был канонизирован) основал в Павловском Посаде мужское общежитие (11 человек), которое он мыслил со временем преобразовать в монастырь и женскую общину (60 человек). К устройству мужского общежития он отнесся особенно тщательно, по его просьбе правила и устав общежития написал митрополит Филарет. В.И. Грязнов много сил и средств потратил во имя интересов этого мужского общежития. Но в 1869 г. в возрасте 53 лет он умер. Спустя 130 лет после его смерти в 1999 г. он был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии, и теперь мы его знаем как святого праведного старца Василия Павло-Посадского. После смерти друга и компаньона В.И. Грязнова, а затем и жены Акилины (сестры В.И.Грязнова), Я.И. Лабзин над могилами своей жены Акилины и ее брата В.И. Грязнова построил на кладбище двухэтажный каменный Покровско-Васильевскии храм. В нем нижний храм был посвящен святому Василию Исповеднику, а верхний - церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. При этом храме Я.И.Лабзин в 1885 г. основал женское общежитие, затем при нем открыли богадельню.

http://sobory.ru/article/?object=04620

Икона Богородицы Всецарица (Пантанасса) Тропарь, глас 4 Образом радостотворным честныя Всецарицы, желанием теплым взыскающих благодати Твоея спаси, Владычице, избави от обстояний к Тебе прибегающих, от всякия напасти огради стадо Твое, к заступлению Твоему взывающее присно. Молитва О, Всеблагая досточудная Богородице Пантанасса, Всецарице! Несмь достоин, да внидеши под кров мой! Но яко милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немощствующее тело мое. Имаши бо державу непобедимую и не изнеможет у Тебе всяк глагол, о Всецарице! Ты за мя упроси, Ты за мя умоли, да прославляю преславное имя Твое всегда, ныне и в безконечныя веки. Аминь. 24.Павлово-Посадский район Покровско-Васильевский мужской монастырь (г. Павловский Посад) Мужской (до революции женский) монастырь в городе Павловский Посад. Описания Павловского Посада обязательно затрагивают как одну из важных тем Павлово-Посадские платки. Широкий масштаб этого сложного производства наладили Яков Иванович Лабзин и св. прав. Василий Иванович Грязнов. Основана платочная фабрика была в 1812 году Я. И. Лабзиным. Позднее в дело вошёл В. И. Грязнов. Основание Покровско-Васильевского монастыря связано с именами двух богатых Павлово-Посадских фабрикантов — Я. И. Лабзина и В. И. Грязнова (1816—1869). В. И. Грязнов отличался глубокой верой. Будучи компаньоном Я. И. Лабзина он большее внимание уделял покаянию о соделаных в юности грехах и делу спасения души. Достигнув праведной жизни, угодник Божий оказывал духовную помощь многим страждущим и прикладывал старания в укреплении православной веры в уезде. Одним из желаний его было устройство мужского монастыря в городе. Об этом он просил свт. Филарета, митрополита Московского, с которым был лично знаком. Он также много потрудился в деле обращения старообрядцев в православие. Я. И. Лабзин и его жена Акилина Ивановна также были людьми крепкой веры и будучи людьми состоятельными много жертвовали на строительство храмов, школ, богаделен. После смерти Василия Грязнова (1869 г.) и Акилины Ивановны Я. И. Лабзин решил построить над их могилами двухэтажный храм. Храм был возведён и освящён в 1874 году. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Василий Иванович и близкие ему по духовной настроенности люди, ищущие истинного благочестия, стали собираться вместе для чтения Священного писания и святоотеческих книг. Они усердно посещали храм, говели, исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн, Памятуя о том, что у христиан «все должно быть благопристойно» (Шор. 14,40), сторонились увеселительных народных сборищ. Местный милионер купец Широков, которого Василий Иванович обличал в тайной приверженности к расколу, стал распространять слухи о том, что Грязнов опасен для православия, рассуждает о религии, толкует о том, чего не знает, завлекает молодежь. В 1845 году по наущению Широкова крестьянином Хреновым был сделан донос о том, что в Павловском Посаде образовалась «секта под названием фармазонской». По Высочайшему повелению было учинено следствие. Из Москвы приехали жандармский полковник князь Хилков, исправник, стряпчий, следователь и представитель от духовенства священник Антоний. По навету Хренова Василий Иванович был арестован. Все обвиненные в причастности к фармазонской секте отвечали, что они ни к какой секте не принадлежат, а являются чадами Православной Церкви. Однако возведенное на Василия Ивановича обвинение впоследствии было опровергнуто, смущение, произведенное клеветой, изгладилось, и противление дьявольское хотящим «благочестно жити» (2 Тили 3,12) было побеждено. Нелицемерное благочестие и подвижническая жизнь Василия Ивановича привлекли к нему сердца многих раскольников, которые благодаря его духовно-нравственному влиянию воссоединились с Православной Церковью. Таким образом, не будучи ни монахом, ни священником, ни пустынножителем, он смог апостольски послужить своим братьям во Христе. Имея влечение к жизни молитвенной и созерцательной, Василий Иванович Грязнов, по временам очень скорбел о том, что, проходя поприще общественного служения в качестве миссионера среди старообрядцев, невольно приходится развлекать внимание во время бесед со многими людьми. Но однажды на пути в одно село явился ему священно.мученик Харлампий и возвестил, что Господу угодно, чтобы Василий Иванович и дальше не оставлял духовным советом и помощью тех, кто благодаря его участию обратился к Православной Церкви.

http://pravicon.com/info-1940

В 1860-х гг. В.И. Грязнов по совету и благословению митрополита Московского Филарета (В.М. Дроздова, позже он был канонизирован) основал в Павловском Посаде мужское общежитие (11 человек), которое он мыслил со временем преобразовать в монастырь и женскую общину (60 человек). К устройству мужского общежития он отнесся особенно тщательно, по его просьбе правила и устав общежития написал митрополит Филарет. В.И. Грязной много сил и средств потратил во имя интересов этого мужского общежития. Но в 1869 г. в возрасте 53 лет он умер. Спустя 130 лет после его смерти в 1999 г. он был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии, и теперь мы его знаем как святого праведного старца Василия Павло-Посадского. В личном плане Я.И. Лабзину повезло: у него была хорошая жена и дочери. У В.И. Грязнова, купца 2 гильдии — одного из главных богачей в Павловском Посаде, семьи не было, он всю свою энергию отдавал работе, а также с особым пристрастием и размахом участвовал в благотворительных делах. Он много времени посвящал молитвам, был стойким православным подвижником и активным миссионером, обратившим в православие несколько тысяч старообрядцев. По силе молитв его сравнивали с о. Иоанном Кронштадтским (1829—1908, канонизирован в 1998 г.). В связи с большим духовным и нравственным авторитетом В.И. Грязнова среди его современников к нему из разных мест приезжали люди за духовной и материальной помощью. В 1860-х гг. В.И. Грязнов по совету и благословению митрополита Московского Филарета (В.М. Дроздова, позже он был канонизирован) основал в Павловском Посаде мужское общежитие (11 человек), которое он мыслил со временем преобразовать в монастырь и женскую общину (60 человек). К устройству мужского общежития он отнесся особенно тщательно, по его просьбе правила и устав общежития написал митрополит Филарет. В.И. Грязной много сил и средств потратил во имя интересов этого мужского общежития. Но в 1869 г. в возрасте 53 лет он умер. Спустя 130 лет после его смерти в 1999 г. он был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии, и теперь мы его знаем как святого праведного старца Василия Павло-Посадского.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровско-Васи...

В нынешнем ак-м году Июня в л день били челом нам, Преосвященному Варлааму, Епископу Суздальскому и Юрьевскому, города Суздаля Ризположенского и преподобной княжны Евфросинии девичьего монастыря игуменья Екатерина с сёстрами, да попы Григорий да Иван, дьякон Сергий, да прихожанин оной обители Данила Иванов сын Грязнов: во оной де их вышеписанной обители была предельная церковь каменная во имя преподобной княжны Евфросинии Суздальской, и в прошлом же году Сентября день, волею Божиею погорела, и каменное здание от огня много повредилось, а приделана де оная церковь к тёплой церкви с полуденной стороны, а у оной де тёплой церкви много свету отняла, потому что с оной де стороны невозможно за нею в тёплой церкви окон сделать, а ныне де он, Грязнов вышенаименованый, обещал оную предельную церковь построить вновь. И чтоб нам, преосвященному Епископу пожаловать их благословить оную предельную церковь разобрать и вместо её сделать вновь на новом месте при настоящей церкви с левой стороны предельную церковь во имя Преподобной Княжны Евфросинии Суздальской, и о том дать нашу Архиерейскую благословенную грамоту. И мы, преосвященный Епископ, слушав того их челобития, благословили и повелели оную предельную церковь разобрать и вместо её сделать при настоящей церкви с левой стороны предельную церковь во имя Преподобной Княжны Евфросинии Суздальской, близ старой каменной церкви по левую сторону на новом месте, в длину и поперёк, как церковной чин надлежит, а алтарь сделать круглый, а верх бы был не шатровый, и учинить на ней едину главу, а в церкви сделать входные двери и в церкви перед алтарём с церковного помоста две ступени, а помост в алтаре и перед алтарём с верхнею степенью учинить равно, а в алтарь сделать три двери: царские, южные, северные, а, по совершении оной святой церкви, ставить святые иконы: по правую сторону царских дверей, вначале образ Всемилостивого Спаса да настоящего Святого храма, а по левую сторону царских дверей поставить образ Пречистой Богородицы, а царские двери... и местные иконы ставить по чину, а приходских людей молению образов тябел вислых подле стен вдоль и среди церкви не делать, а ставить приходских людей иконы по стене вдоль церкви высоко, а водружённый крест поставить в алтаре на восточной стороне за престолом, над горним местом. А как оная церковь Божия совсем построена будет и о том возвестить нам, Преосвященному Епископу, и мы повелим дать антиминс и освятим по правилам святых Апостол и святых Отец, а буде же та церковь Божия построена будет непротив сей нашей благословенной грамоты, и она освящена да не будет. Писана в Суздале, в нашем Архиерейском доме, лета ак году Июня в л день. К сей благословенной грамоте наша Архиерейская печать приложена.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010