De anima et resurr.//PG. 46. Col. 128). Свт. Григорий Богослов, хотя сам склонялся к креационизму, также считал традуционизм вполне допустимой гипотезой ( Greg. Nazianz. Carm. dogm. 8. 82-90). Нек-рые богословы, в частности Аполлинарий Лаодикийский (см.: Athanas. Alex. Contr. Apoll. II 8), Марий Викторин ( Mar. Vict. Adv. Ar. I 62) и Иоанн Филопон ( Ioan. Phil. De opif. mundi. VI 23), полагали, что от родителей передается только неразумная животная (плотская) Д. человека, в то время как разумная Д. привходит извне от Бога. Поскольку теория традуционизма позволяла наиболее убедительно обосновать распространение и передачу первородного греха от первых людей всем их потомкам, на нее обратили внимание в ходе т. н. пелагианских споров на Западе (1-я пол. V в.; см. ст. Пелагианство ); пелагиане (в частности, Юлиан , еп. Экланский) обвиняли всех православных в традуционизме и называли их «traduciani» (традуционисты - Aug. Contr. Pelag. III 10. 26; Idem. Op. imperf. contr. Jul. I 6). Критика традуционизма, основанная на представлении о Д. как о бестелесной, неделимой и неразрушимой сущности, встречается также у Немесия ( Nemes. De nat. hom. 2), блж. Феодорита ( Theodoret. Haer. fab. V 9) - на Востоке и у свт. Илария Пиктавийского ( Hilar. Pict. De Trinit. X 20, 22), блж. Иеронима ( Hieron. Ep. 126. 1), Пруденция , Геннадия Марсельского, папы Римского Анастасия II и Кассиодора - на Западе. Начиная с IV-V вв. наибольшее распространение среди христ. богословов получила теория креационизма, сторонниками которой были свт. Григорий Богослов ( Greg. Nazianz. Carmina moral.//PG. 37. Col. 551; Idem. Carm. dogm. 8. 79-81), свт. Кирилл Александрийский ( Cyr. Alex. De incarn. Domini. 6), блж. Феодорит, прп. Максим Исповедник ( Maximus Conf. Ambigua. 42//PG. 91. Col. 1321, 1324), свт. Герман К-польский ( Germanus Constantinopolitanus. De vitae termino//PG. 98. Col. 104) - на Востоке; свт. Иларий Пиктавийский ( Hilar. Pict. De Trinit. X 20, 22; In Ps. 91. 3), свт. Амвросий Медиоланский ( Ambros.

http://pravenc.ru/text/180712.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИКЕНТИЙ ЛЕРИНСКИЙ Св. Викентий Леринский. Икона XXI в. Мастер иеродиак. Владимир (Лысак) Св. Викентий Леринский. Икона XXI в. Мастер иеродиак. Владимир (Лысак) [Лиринский; лат. Vincentius Lirinensis] ( до 450) (пам. зап. 24 мая), лат. богослов. Родом из Галлии ( Gennad. Massil. De script. eccl. 64). Служил в армии (Common. 1), затем удалился на о-в Лерин (совр. о-в Сент-Онора в архипелаге Лерен), где был рукоположен во пресвитера; жил при мон-ре ( Gennad. Massil. De script. eccl. 64). Там он написал свои сочинения. В. Л. вместе с Сальвианом Марсельским был учителем сына еп. Евхерия Лионского ( Eucher. Lugd. Instruct. I Praef.). Евхерий Лионский отмечает незаурядные знания и красноречие В. Л. (Ibidem). Геннадий Марсельский отзывается о нем как о человеке, хорошо знавшем Свящ. Писание и церковные догматы ( Gennad. Massil. De script. eccl. 64). Из сочинений В. Л. он упоминает только «Рассуждение» (disputatio), направленное против еретиков. Это - известный трактат «Commonitorium» (Памятные записки), написанный В. Л. в 434 г. под псевдонимом Перегрин. Трактат посвящен вопросу о критериях истинности церковного учения и его отличия от еретических учений. Изначально он состоял из 2 книг, но большая часть 2-й кн. была украдена у В. Л., о ней известно только из упоминания самого В. Л. в дошедшей до нас единственной книге (Common. 29, 33), а также из сообщения Геннадия Марсельского ( Gennad. Massil. De script. eccl. 64). Основная тема трактата развивается в главах 1-11 и 17-28; главы 12-16 представляют собой отступление, в к-ром В. Л. сначала кратко перечисляет известные ему тринитарные и христологические ереси (12), а затем излагает истинное церковное учение (13-16). Главы 29-33 представляют собой краткое резюме обеих книг трактата; здесь повторяются те же мысли, что и в предыдущих главах, а также для подтверждения т. зр. автора приводится определение Вселенского III Собора , запретившего изменять Никео-Константинопольский Символ веры (III Всел.

http://pravenc.ru/text/158480.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРОЗИЙ [Лат. Orosius; также Павел Орозий, Paulus Orosius] (кон. IV - нач. V в.), пресвитер; лат. церковный писатель, историк, апологет. Жизнь и деятельность О жизненном пути О. известно крайне мало; больше всего сведений сохранилось о его деятельности в период с 414 по 418 г. Наиболее важными источниками, содержащими свидетельства об О., являются его произведения, письма блж. Августина ( 430), еп. Гиппонского, и краткая биографическая заметка Геннадия Марсельского (2-я пол. V в.) в соч. «О знаменитых мужах» ( Gennad. Massil. De vir. illustr. 39). Второе имя О., Павел, в ранних источниках не засвидетельствовано; оно впервые встречается лишь в VI в. и, по предположению исследователей, может быть связано с ошибочной расшифровкой переписчиками лат. сокращения титула «пресвитер» - «p.» (см.: Vilella. 2000. S. 94. Not. 3). Точная дата рождения О. неизвестна; приблизительная датировка выводится из некоторых косвенных свидетельств блж. Августина - между 375 и 380 гг. Существует неск. версий относительно родины О. (обзор см.: Lacroix. 1965. P. 33-34). В качестве основного в научной лит-ре закрепилось представление о том, что О. происходил из г. Бракара Августа (ныне Брага, Португалия), относившегося к пров. Галлеция диоцеза Испания. Как подтверждение этого рассматривается упоминание об О. его современника, пресв. Авита, уроженца этого города; обращаясь в письме к жителям города, последний замечает, что, встретившись с О., он почувствовал присутствие их всех (см.: Avitus. Epistola ad Palchonium// Vanderlinden. 1946. P. 188-189). Геннадий Марсельский говорит об О. как о «пресвитере испанского происхождения» (presbyter hispanus genere - Gennad. Massil. De vir. illustr. 39). Др. гипотезы относительно родины О. строятся на интерпретации оговорок, сделанных им в соч. «История против язычников». Напр., в XIX в. возникло предположение, что О. род. или провел значительную часть жизни в Тарраконе (ныне Таррагона, Испания), т. к. он называет ее «наша Тарракона» (см.: Oros. Hist. adv. pag. VII 7. 22. 8; M ö rner. 1844. P. 19; Fear. 2010. P. 2). О полученном О. образовании ничего не известно, однако его труды свидетельствуют о том, что он хорошо знал Свящ. Писание, сочинения христ. авторов и языческую классическую лит-ру.

http://pravenc.ru/text/2581567.html

О Симеоне Бар-Саббаэ («сын красильщика»), епископе Селевкии и Ктесифона, и о Миллесе, епископе Суз мы знаем немного более, чем факт их мученичества во время гонения на христиан, воздвигнутого Шапуром II. Симеон, как говорит Эбед-Иешу, написал «послания, которых, по-видимому, более не существует». Ему приписываются также различные гимны и сочинение, озаглавленное «Кетава дабахата (книга отцов)», которое, по словам Захау (Sachau), рассуждает о небесной и земной иерархии. Эбед-Иешу утверждает, что сочинения Миллеса представляли «послания и речи (мемре) на разные предметы», но и их нас лишило время. Имя Иакова (или св. Иакова) Нисивинского известно в гораздо более обширных кругах. В качестве епископа Нисивинского он присутствовал на Никейском соборе. Он был очевидцем начала войны между Пимлянами и Персами и, говорят избавил город своими молитвами от владычества последних. Он умер в том же 338 году. Ему приписывалось на основании авторитета Геннадия Марсельского и старинного Армянского перевода, собрание поучений, Сирийский текст которых был открыт и издан только сравнительно недавно. Георгий, епископ Арабских племён, в письме к другу в 714 году имел сведения, что автор поучений был некий «Персидский мудрец» (хаккима фарсая); он рассуждает о его времени и положении, которое он занимал в Церкви, но не думает отожествлять его с Иаковом Нисивинским. Более поздние писатели лучше осведомлены. Бар-Эбрей знает имя Фархада, как автора труда; Эбед-Иешу дает более древнюю форму «Афрахат», или Αφρατης, и он называется по имени также Илиёю Нисивинским (в XI столетии) в его летописи. Поэтому, истинным автором 22 алфавитных поучений и отдельного поучения «О виноградной лозе» был, как теперь известно, Афраат, Персидский христианин, который принял имя Иакова и стал впоследствии знаменит под именем «Персидского мудреца». Афраат, мудрец персидский Геннадий Марсельский в своём труде «De viris illustribus», касаясь литературной деятельности Иакова Нисивинского, пишет: «Иаков, по имени мудрец, епископ славного Нисивина Персидского царства, один из числа исповедников во время гонения Максимина и один из тех, которые на Никейском соборе осудили арианское суемудрие о подобосущии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Впрочем, как мимоходом замечает св. Феофан: «У него умозрение преобладает» 342 . Правила жизни палестинских и египетских общежитий для руководства монахам изложил и преп. Кассиан Римлянин . В отзыве о своих писаниях он подчеркивает: «Я имею целью повествование не о чудесах Божиих, а о том, как исправить наши нравы и проводить жизнь совершенную» 343 . По свидетельству его ученика пресвитера Геннадия Марсельского св. Кассиан «охватил всю область деятельных наставлений для всякого образа монашества» 344 . Его писания содержат в себе постановления киновитян и собеседования египетских подвижников. Что касается постановлений, то они, по слову самого автора, «относятся к благочинию внешнего человека», а собеседования «более к благочинию внутреннего человека, к совершенству сердца, к жизни и учению отшельников» 345 . Поэтому, следуя порядку изучения святоотеческой литературы, его собеседования лучше отложить до времени. Ценны для монашествующих и духовно-нравственные наставления преп. Ефрема Сирина и ценны они тем, что в них содержится много покаянных мыслей и чувств. Читая его размышления, невозможно не расположиться к смиренному сознанию своего недостоинства. Из века в век христиане, в особенности монашествующие, заимствовали его молитвословия для собственных келейных молитв и богомыслия. Неоценимым сокровищем для монашествующих является «Руководство к духовной жизни» преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Эта книга содержит 850 ответов на вопросы архиереев, иереев, монахов и мирян и разрешает самые неразрешимые темы. По слову св. Никодима, она полезна всем, а «особенно монахам: безмолвствующим и общежительным, новоначальным, средним и совершенным, преимущественно же немощным, находящимся в различных искушениях и страданиях и имеющим посему нужду в духовном утешении» 346 . Правда, надо иметь в виду, что до 216 ответа даны советы отшельникам и затворникам, а значит мало пригодны и полезны для общежительных. «Лествица» преп. Иоанна Синайского написана по просьбе преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ [греч. Εϒριος Ποντικς] (ок. 345, г. Ивора Понтийская (совр. Сев. Турция) - ок. 399, пустыня Келлии (Египет)), монах, аскетический писатель, богослов. Жизнь Источники Помимо скудных автобиографических данных, содержащихся в сочинениях Е. П., основными источниками сведений о его жизни являются «Лавсаик» еп. Палладия Еленопольского ( Pallad. Hist. Laus. 38); копт. пространная версия «Лавсаика», написанная анонимным автором V в. (изд.: Am é lineau E., ed. De Historia Lausiaca. P., 1887. P. 104-124); «Изречения отцов» (Apophthegmata Patrum. Col. 173-176); анонимная «История египетских монахов» (Hist. mon. Aeg. 20. 80-87) и основанная на ней «История монахов» Руфина Аквилейского ( Rufin. Hist. mon. 27); анонимное арм. Житие ( Blanchard et al. 2000/2001. P. 25-37); письма современников Е. П.- свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Ep. 3//PG. 37. Col. 24; Idem. Testamentum//PG. 37. Col. 393) и блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. Ep. 133. 3 и др.); сообщения церковных историков Сократа Схоластика ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 23), Созомена ( Sozom. Hist. eccl. VI 30) и Геннадия Марсельского ( Gennad. Massil. De script. eccl. 11). Из исследований нового и новейшего времени см.: Ceillier. 1860. P. 110-119; Z ö ckler. 1893; Sarghissian. 1907. P. 1-8; Guillaumont A. et C. 1960. Col. 1731-1733; 1965. S. 1088-1107; 1971. N 170. P. 21-28; Bunge. Briefe aus der Wüste. 1986. S. 17-111; 2005. С. 9-19; O " Laughlin. 1987. P. 6-71; Nie ci o r. 1998. P. 87-103; Vivian. 2000. P. 8-23; Guillaumont A. 2004. P. 13-177. Юность и константинопольский период Отец Е. П. был хорепископом . Вероятно, он был в тесных дружеских отношениях с семьей свт. Василия Великого , фамильное имение которого Анниса располагалось недалеко от Иворы, родного города Е. П. Предполагают, что 1-я встреча Е. П. со свт. Василием и его другом свт. Григорием Богословом произошла во время пребывания последних в 357-358 гг.

http://pravenc.ru/text/180865.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВХЕРИЙ [лат. Eucherius] († ок. 450), свт. (пам. зап. 16 нояб.), еп. г. Лугдун (ныне Лион, Франция). Источники О жизни Е. сохранились отрывочные сведения, к-рые содержатся в корпусе его сочинений, а также в посланиях близких к нему людей: св. Павлина Милостивого , еп. Ноланского ( Paul. Nol. Ep. 21), пресв. Сальвиана Массилийского (Марсельского) и пресв. Рустиция. О святителе упоминают свт. Иларий Арелатский в Житии свт. Гонората Арелатского и Гонорат Массилийский, составитель Жития свт. Илария. Более общий характер имеют сведения Галльской хроники 452 г. и Полемия Сильвия в «Латеркуле» (V в.). Св. Гонорату, еп. Арелатскому, и Е. посвящена 2-я ч. «Собеседований» (426/7) прп. Иоанна Кассиана Римлянина . В позднем и во многом легендарном Житии св. Консорции Е. представлен как отец святой, в сочинении изложена история обращения святителя к христ. вере. Жизнь По отзывам Геннадия Массилийского († кон. V в.) и Клавдиана Мамерта († ок. 474), Е. был одним из выдающихся епископов своего времени, хотя сведений о нем сохранилось мало. Судя по посланию свт. Павлина Ноланского, Е. мог быть ровесником свт. Гонората Арелатского, хотя и пережил его на 20 лет. Рождение Е. можно, т. о., отнести к 50-м гг. IV в. Он принадлежал к одному из галльских сенаторских родов, т. е. к высшей провинциальной аристократии. Сульпиций Север в «Диалогах» упоминает о бывш. вик. Евхерии, участнике бесед о свт. Мартине Милостивом в Примулиаке ( Sulp. Sev. Dial. II (III), I 7). «Диалоги» были завершены незадолго до 405 г. Несмотря на хронологические и др. совпадения, вероятно, отождествлять упомянутого вик. Евхерия с Е. не следует. Е. был женат на Галле, от к-рой имел сыновей: Салония (впосл. епископ Генавы (ныне Женева, Швейцария)) и Верана (впосл. епископ Винция (ныне Ванс, Франция)). По соглашению с женой Е. отрекся от мира, раздал имущество бедным и удалился на о-в Лерона (ныне о-в Сент-Маргерит близ Кана, Франция). Там же, по свидетельству Павлина Ноланского, вела подвижническую жизнь и Галла. Детей они отдали в Леринский мон-рь, где их воспитанием и образованием занимались Сальвиан Массилийский и прп. Викентий Леринский .

http://pravenc.ru/text/187945.html

Следующим по времени (IV в.) систематическим изложением вероучения Церкви являются «Catecheses» (Поучения огласительные) и «Catecheses mystagogicae quinque» (Поучения тайноводственные) свт. Кирилла Иерусалимского. «Поучения огласительные» представляют собой обращенное к оглашаемым догматическое истолкование символа веры Иерусалимской Церкви, «Поучения тайноводственные» вводят новопросвещенных в правосл. учение об основных церковных таинствах - Крещении , Миропомазании и Евхаристии . Однако этот труд носит более катехизический, нежели догматико-богословский, характер. «Oratio catechetica magna» (Большое огласительное слово) свт. Григория Нисского представляет в этом отношении большую ценность. Этому изложению основных христ. догматов присущи богословская глубина и философская убедительность. «Expositio rectae confessionis» (Изложение божественных догматов) блж. Феодорита Кирского (IV-V вв.) ясно и лаконично передает церковное учение о Пресв. Троице и Божественных именах, затем последовательно рассматривает всю историю домостроительства Божия - от Сотворения мира до Второго пришествия Иисуса Христа. В Зап. Церкви первые опыты систематического изложения христ. вероучения были предприняты блж. Августином (IV-V вв.) в сочинениях «Enchiridion» (Руководство Лаврентию, или О вере, надежде и любви), «De doctrina christiana» (О христианском учении), «De civitate Dei» (О Граде Божием). Систематический характер имеют также трактаты «De ecclesiasticis dogmatibus» (О церковных догматах) Геннадия Марсельского (V в.) и «De fide» (О вере, или О правиле веры) Фульгенция Руспийского (V-VI вв.). В сер. VIII в. появился объемный труд прп. Иоанна Дамаскина «Expositio fidei orthodoxa» (Точное изложение православной веры), представляющий собой синтез святоотеческого богословия по ключевым догматическим вопросам. Его отличают стройность и последовательность в изложении вероучительных истин, точность формулировок и предельная верность Свящ. Писанию и Свящ. Преданию. «Точное изложение» было в правосл. Церкви основным догматическим руководством (вплоть до Нового времени) и оказало на развитие правосл. богословия существенное влияние. Все позднейшие (XII-XV вв.) визант. систематические изложения церковного вероучения уступают по глубине труду прп. Иоанна Дамаскина и носят компилятивный характер. К ним относятся: «Panoplia Dogmatica» (Догматическое всеоружие православной веры) мон. Евфимия Зигабена , «Thesaurus Orthodoxae Fidei» (Сокровищница Православия) Никиты Хониата , «Dialogus adversus omnes haereses» (Диалоги церковных архиереев против безбожников, язычников, иудеев и всех ересей о единой вере Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа) архиеп. Симеона Фессалоникийского. История Д. б. в Римско-католической Церкви

http://pravenc.ru/text/178718.html

1907. P. 143-149). Подлинность его сомнений не вызывает. К. напоминает об искуплении, о ветхозаветных прообразах Жертвы Христовой (пасхальный агнец, жертвоприношение Исаака , козел отпущения) и о новозаветных событиях Страстей; исходя из этого, он указывает те основания, по к-рым ежегодно исчисляется день Пасхи. Дионисий Малый сохранил в лат. переводе пасхальную таблицу К. на 437-531 гг. Впрочем, были высказаны сомнения в принадлежности этой таблицы К. ( Bardenhewer. 1924. S. 62-63). Пасхалии касается послание Александрийского предстоятеля Карфагенскому Собору (Ep. 85) и неск. сочинений, приписываемых ему. II. Собственно проповеди К. относят к «Различным гомилиям» (Homiliae diversae). По свидетельству Геннадия Марсельского , К. составил «множество гомилий, рекомендуемых к прочтению в греческих церквах» ( Gennad. Massil. De vir. illustr. 57). В наст. время, за исключением «Толкования на Евангелие от Луки», известно лишь небольшое их число. В «Патрологии» Миня собрано 22 гомилии ( Cyr. Alex. Hom. div.//PG. 77. Col. 981-1117), нек-рые из них не принадлежат К., а другие сохранились фрагментарно. Позднейшие публикации несколько восполняют это собрание. Из числа гомилий, принадлежащих К., на 1-м месте стоят произнесенные в Эфесе летом 431 г., во время III Вселенского Собора, и сохранившиеся в составе соборных деяний (Hom. div. 1, 2, 4-8). Они имеют догматическое содержание, полемически излагая учение о Воплощении, а также касаются происходивших на Соборе событий. В заглавии 2-й гомилии (Hom. div. 2; CPG, N 5246; PG. 77. Col. 985-989; ACO. T. 1. Vol. 1(2). P. 94-96; рус. пер.: ДВС. Т. 1. С. 495-496) указано: «ν τ γ Ιωνν τ εαγγελιστ», что понимали как «в день св. Иоанна евангелиста», датируя ее днем памяти святого (26 сент.). Однако в это время К. был под стражей, и в заглавии следует читать: «в базилике св. Иоанна» (ACO. T. 1. Vol. 1(4). P. XXV). 5-я гомилия ( Cyr. Alex. Hom. div. 5; CPG, N 5249; ACO. T. 1. Vol. 1(2). P. 92-94; PG. 77. Col. 996-1001; рус. пер.: ДВС.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

«Если, говорит Златоуст в пятом слове «о священстве», случится кому из говорящих прибавить к своим словам какую-нибудь часть чужих трудов, то он подвергается большим укоризнам, чем похитители чужого имущества; а часто терпит такое обвинение и тот кто только подозревается в том, хотя ни у кого ничего не заимствовал. Но что я говорю о чужих трудах? Часто он не может пользоваться и своими сочинениями» 1159 . Но в следующем (V) веке, по сообщению Геннадия Марсельского, греческие епископы заучивали проповеди Кирилла Александрийского для произнесения с церковной кафедры 1160 . В VII веке Трульский собор в 19-ом своем правиле, повелевая при возможно частом проповедывании держаться текста Свящ. Писания, а при истолковании его руководства святоотеческих творений, рекомендует при недостатке уменья в составлении собственных слов предлагать поучения из святоотеческих толкований Свящ. Писания. «Предстоятели церквей, говорится здесь, должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия (κδιδσκειν τος τς εσεβεας λγους), избирая из Божественного Писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания Богоносных отец: и аще будет исследуемо слово писания (λλ κα ε γραφικς νακινηθεη λγος), то не инако да изъясняют оное (μ λλως τοτον ρμηνευτωσαν), разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающего (κα μλλον ν τοτοις εδοκιμετωσαν, λγους οκεους συντιτοντες, να μ στιν τε πρς τοτο πρως χοντες ποππτοιεν το προσκοντος). Ибо чрез учение вышереченных отец (δι γρ τς τν προειρημνων πατρων διδασκαλας), люди, получая познание о добром и достойном избрания и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, и, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и страхом угрожающих наказаний соделывают свое спасение» 1161 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010