тогда, когда еще не была написана икона преподобного (Опись 1581 г.//Арх. СПб ИИ РАН. Кол. 115. Д. 663. Л. 7 об.- 8). Родители узнали о местонахождении К. через 7 лет. Отец посетил его в монастыре через 12 лет после того, как К. покинул родительский дом. Отец святого остался в обители, принял постриг с именем Варсонофий и 3 года до смерти жил у сына в послушании. К внутренней хронологии Жития К. нужно относиться с осторожностью, т. к. все названные числа (7, 12, 3), видимо, имеют символический смысл. Мать К. перед смертью также стала инокиней с именем Елена. Похоронив родителей, еще при жизни прп. Корнилия Комельского († 1538) К. получил благословение наставника и отправился в паломничество по св. местам Русской земли. Как сообщает Житие, он обошел Поморье, где долго жил отшельником, московские, новгородские и псковские земли. В городах он вел образ жизни юродивого, никогда не останавливался в домах мирских людей, днем скитался по улицам, ночью читал Псалтирь, ходил босой, в «многошвеной ризе», посещал все церковные службы. Уснув на паперти Успенской ц. в Тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре , К. сподобился видения Божией Матери, Которая повелела ему идти на Белоозеро. После 20 лет скитаний К. поселился на Красном о-ве Нового оз., где увидел огненный столп. В 1-м прижизненном чуде рассказывается, что прп. Александр Свирский послал к К. старца Никифора (вероятно, это был прп. Никифор Важеозерский (см. Никифор и Геннадий , преподобные)), к-рый передал пустыннику благословение прп. Александра. В Первоначальной редакции сообщается об основании Новоезерского мон-ря 4 марта 1512 (7020) г., во всех остальных редакциях говорится, что обитель была создана 4 марта 1517 (7025) г. (возможно, разночтение возникло из-за включения или выпадения в дате буквы «есть», имеющей числовое значение 5). Сообщение Жития о 20-летнем странствии К. не выдерживает сопоставления с хорошо документированным Житием прп. Корнилия Комельского: если вычесть 20 лет от даты основания Новоезерского мон-ря, то получится, что К.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Две идентичные по иконографии и стилю иконы этого сюжета с немного иной композицией были исполнены в том же 1876 г. в иконописной мастерской Валаамской обители, подписаны как «труд валаамских иноков» (Нововалаамский мон-рь, Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Островские святые представлены преимущественно в 4-м ряду (Леонид и Игнатий - крайними слева, Дионисий, Феодор и Ферапонт - справа) вполоборота к центру или прямолично, тоже вместе с 2 Важеозерскими преподобными и прп. Антонием Сийским, преподобные Корнилий и Афанасий - в 5-м ряду у правого края. Все они представлены как средовеки с русыми немного волнистыми волосами на прямой пробор и широкими бородами средней величины (у Игнатия, Корнилия и Ферапонта бороды с проседью; у Леонида левая рука с четками на груди), что соответствует их восприятию как учеников прп. Александра Свирского. Облик Дионисия на валаамских иконах написан без учета сведений иконописных подлинников. Надписи на нимбах: «св: Леонидъ чуд:», «св: Urhamiu чуд:», «св: Дiohuciй чудот:» и т. п. Существует предположение, что к числу Островских святых принадлежит один из 2 изображенных с именем Феодор в правой группе на прориси с иконы Собора Новгородских чудотворцев XVIII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 399, 619). Вероятно, он представлен также в числе преподобных на иконе «Новгородские святые» 1728 г. письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ). На совр. иконе «Важеозерские чудотворцы» (Александров Свирский мон-рь?) преподобные Афанасий, Дионисий и др. Островские святые изображены вместе с преподобными Никифором и Геннадием, в схимах и куколях, в виде старцев с окладистыми седыми бородами (различной длины), с прижатой к груди или благословляющей десницей. Лит.: Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. 16; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619; Т. 2. С. 98-99, 231. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293495.html

их почитании)//Олонецкие ЕВ. 1902. 24. С. 808-810; 1903. 2. С. 41-48; он же. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 5-9; Ершов М. А. Мат-лы для истории культуры Олонецкого края//Памятная кн. Олонецкой губ. за 1905 г. Петрозаводск, 1905. С. 334-335; Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 21; Пулькин М. В., Захарова О. А., Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XV - 1-я треть XX в.). М., 1999. С. 48, 195-196; Галкин А. К. Из истории Задне-Никифоровской пуст. в XIX - нач. XX в.//Православие в Карелии: Мат-лы респ. науч. конф. (24-25 окт. 2000). Петрозаводск, 2000. С. 47-52; Олонецкая епархия: Страницы истории. Петрозаводск, 2001. С. 96-99, 180; Амелина Т. П. К вопросу об основании и основателях мон-рей Прионежья и Онежско-Ладожского перешейка в XV-XVII вв.//Православие в Карелии: Мат-лы 2-й междунар. науч. конф., посвящ. 775-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2003. С. 64-65; Правосл. Карелия: Изд. посвящается 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 92-97; Святые Новгородской земли, или История Св. Сев. Руси в ликах X-XVIII вв. Вел. Новгород, 2006. Т. 2: XVI-XVIII вв. С. 1416-1423; Обитель Божия под ангельским крылом: Спасо-Преображенский Важеозерский муж. мон-рь/Сост.: С. О. Захарченко. Петрозаводск, 2007; Кожевникова Ю. Н. Мон-ри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Петрозаводск, 2009. С. 108, 112-115, 160, 221-223, 225-228, 236, 238, 243, 253; Карбасова Т. Б. Кирилл Новоезерский: История почитания: Исслед. и тексты. М.; СПб., 2011; Прп. Александр Свирский и его ученики/Сост.: Л. А. Ильюнина. СПб., 2011. С. 344-345, 349-353; Karvonen I. Pyhän Aleksanteri Syväriläisen koulukunta: 1500-luvun luostarihistoriaa vai 1800-luvun venäläiskansallista tulkintta? Joensuu, 2013. S. 125-127, 131-132; К 500-летию преставления св. прп. Геннадия Важеозерского (1516-2016)/Сост.: Н. А. Басова, иером. Аркадий (Лозовский). Петрозаводск, 2016. А. В. Пигин Иконография Преподобные Геннадий и Никифор Важеозерские.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

МАКАРИЙ (XVI в.), Оредежский, основатель Успенского монастыря на р. Оредеж, прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) МАРИЯ НИКОЛАЕВНА (1899-1918), великая княжна, мученица (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский НИКИТА Григорьевич Алмазов (1874-1937), протодиак., сщмч. (пам. 15 нояб., в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКИФОР И ГЕННАДИЙ преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца НИКОДИМ (Кононов Александр Михайлович; 1871-1919), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф НИКОЛАЙ (Клементьев (Бардаков) Николай Федорович; 1875-1937), архиеп. Великоустюжский, сщмч. (пам. 18 дек., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/128881.html

29, 30 Гауль Тамара Николаевна; (ок. 1903 – ?) слушательница Высших Богословских курсов. 357 Гейданов – представитель от приходов в Совете Высших Богословских курсов. 366 Геккель (Haeckel) Эрнст; (16 февраля 1834 – 9 августа 1919) – немецкий естествоиспытатель, последователь Ч. Дарвина. 1862–1909 профессор кафедры зоологии и сравнительной анатомии университета в Йене. Идеолог «социального дарвинизма». На основе теории Дарвина о происхождении видов развил учение о закономерном происхождении и развитии природы, пытаясь проследить генеалогические отношения между различными группами живых существ и представить эти отношения в виде родословного дерева. Против него: Деннерт Е. Геккель и его «Мировые загадки» по суждениям специалистов. М. 1909. 241 Геккер Юлий Федорович (Hecker Julius Friedrich); (1881 – ?). Американский методист. В 1915 – доктор философии (Russian sociology; a contribution to the history of sociologocical thought and theory»... New York, 1915; опубл. также в: Studies in history, economics and public law, ed. by the Faculty of political science of Columbia university, 1916. V. LXVII. 1; whole number 161). C 1923 профессор христианской этики и социологии в обновленческой Московской Богословской Академии. Репрессирован. Опубл.: Religion under the Soviets. New York. Religion and communism; a study of religion and atheism in Soviet Russia. L. 292, 295 Гелькин (в тексте – Гельков) Афанасий Семенович; (1883 – 6 сентября 1937). С 31 декабря 1910 – певчий хора Исаакиевского собора, затем пономарь, с 10 августа 1916 – псаломщик Исаакиевского собора. Уклонился в обновленчество. Протодиакон. Служил в Андреевском соборе Ленинграда. См.: Санкт-Петербургский мартиролог. СПб. 2002. С. 281. 340 Гемельман С. Р. – петрозаводская знакомая Н. К. Чукова. 29 Геннадий Важеозерский, прп.; (? – около 1516). 8 Геннадий (Высокоостровский Евгений Николаевич); (6 декабря 1889 – 17 февраля 1973). Родился в Новгородской губ. Окончил Новгородскую ДС (1908). Служил диаконом в посаде Малая Вишера Крестецкого у. Новгородской губ. 3 июля 1914 определен иереем Архангельского дисциплинарного полуэкипажа. Военный священник на фронтах Первой мировой войны. Впоследствии уклонился в обновленчество; с 1930 был настоятелем Пантелеимоновской церкви Ленинграда. Выслан из города в марте 1935. Позднее служил в Краснодарской, Ростовской епархиях. По воссоединении с Московской Патриархией в 1946 принял постриг. Был настоятелем Преображенского кафедрального собора г. Сумы. Архимандрит. В 1952–1955 – настоятель Троицкого кафедрального собора Пскова, затем – Крестовоздвиженского собора Петрозаводска; благочинный храмов Олонецкой епархии. В 1965 по прошению переведен в Георгиевскую церковь в Старой Руссе. С 1966 – на покое в Псково-Печорском монастыре, где управлял братским хором. Погребен в пещерах монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография НИКИФОР мч. Кесарие-Палестинский (пам. 13 нояб.) - см. в ст. Антонин, Никифор и Герман, мученики Кесарие-Палестинские НИКИФОР мч. Коринфский (пам. 31 янв., 10 марта; пам. греч. 5 апр.; пам. зап. 25 февр.) - см. в ст. Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион, Папий мученики Коринфские НИКИФОР Петрович Зайцев (1884-1942), мч. (пам. 8 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКИФОР ГРИГОРА (между 1290 и 1295 (вероятно, июнь 1293) - между осенью 1358 и кон. 1361), визант. богослов, историк, ученый, агиограф, представитель поздневизант. гуманизма, противник учения свт. Григория Паламы НИКИФОР И ГЕННАДИЙ преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца НИКИФОР УЕДИНЕННИК [также Никифор Итал, Никифор Исихаст, Никифор Монах, Никифор Афонский] (XIII в.), афонский монах, автор включенного в «Добротолюбие» аскетического сочинения, прп. (пам. - во 2-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявщих) НИКОДИМ (ок. 1270 - 1324), свт., архиеп. Сербский (пам. 11 мая, в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей - 30 авг.) НИКОДИМ прп., Киево-Печерский (XII в.) - см. Спиридон и Никодим, преподобные Киево-Печерские, просфорники (XII в.) НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_126.htm...

В Обонежье система погостов складывалась в XV - 1-й пол. XVI в., она зафиксирована в древнейших писцовых книгах Обонежской пятины 1496 и 1563 гг. В XIV-XV вв. на Корельскую землю (Корельское наместничество, с 1500 Корельский у.) и Обонежский ряд (с 1496 Обонежская пятина) распространялась власть наместников Новгородского архиепископа, свинцовые печати к-рых были найдены при раскопках в Кореле. В 1419 г. Новгородский архиеп. св. Симеон «ездил по Корельской земли» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 426) - это было 1-е посещение архиереем территории К. По данным новгородских писцовых книг кон. XV в., у Новгородской кафедры были крупные владения в К. Решающую роль в христианизации края сыграли мон-ри. В XIV в. на Ладожском оз. были созданы Валаамский и Коневской мужской мон-ри. В 1-й пол. XVI в. вокруг Онежского оз. строилось множество церквей и часовен, создавались монашеские общины, основателями многих обителей были ученики прп. Александра Свирского : преподобные Никифор Важеозерский (см. Никифор и Геннадий , преподобные, Важеозерские), Афанасий Сяндемский , Адриан Ондрусовский , Корнилий Паданский, Макарий Оредежский. В 1500 г. в пригороде Корелы, Сванском Волочке, действовало подворье Валаамского мон-ря. В Кореле в это время существовали 2 муж. мон-ря, созданные, вероятно, при участии иноков Валаамского мон-ря, и жен. обитель. В 1568 г. в Кореле упоминаются уже 4 мон-ря. Важные мероприятия по христианизации карел и др. угро-фин. народов Севера России были осуществлены в 1533-1534 гг. по инициативе Новгородского архиеп. св. Макария (впосл. митрополит Московский и всея Руси). В 1533 г. он отправил грамоту вел. князьям Василию III Иоанновичу и Иоанну IV Васильевичу , где сообщал о «прелести кумирской» в сев. части Новгородской епархии. 25 марта 1534 г. он послал грамоту об искоренении языческих обрядов в Водскую пятину, направил туда миссионера иером. Илию (ДАИ. Т. 1. 28. С. 27-30; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 564-566; Т. 43. С. 232-233). 8 июня 1548 г. грамоту о борьбе с языческими пережитками (на основе грамоты свт.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

А. А. Романова Иконография Краткие описания облика Дионисия содержатся в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 3 окт.: «Подобием рус, брада Василия Кесарийского, ризы преподобническия» (РНБ. СПбДА. A.II.54. Л. 9 об., сер. XIX в.; см. также подобные тексты в ркп. 30-х гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 70; Большаков. Подлинник иконописный. С. 36; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 34; назван Новгородским). Изображения Игнатия и др. Островских святых известны в составе композиции «Собор святых, в земле Карельской просиявших», которая, очевидно, была разработана на Валааме или в с.-петербургской иконописной мастерской Пешехоновых по заказу Валаамского мон-ря. Икона 1876 г. находилась в местном ряду ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на кладбище Валаамской обители, слева напротив храмового образа с датой и подписью В. М. Пешехонова (в наст. время обе иконы - в домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Она упомянута в описях монастырского имущества 1912 и 1942 гг. (АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. 18; Bd: 15. Л. 6(11). 121). Дионисий представлен в правой части в 4-м ряду 2-м справа старцем в монашеском одеянии с куколем на плечах, с высоким лбом с залысинами, седыми редкими волосами и окладистой бородой, взор обращен вверх на икону Св. Троицы Ветхозаветной (надпись на нимбе: «с. Дiohuciй»). Слева возле него - Корнилий в виде средовека с немного склоненной головой, русыми волосами на прямой пробор и небольшой бородой, справа прямолично - прп. Афанасий. Игнатий и Леонид - в левой части композиции, соответственно 2-й и 1-й в 4-м ряду (справа от них - преподобные Геннадий и Никифор Важеозерские и Антоний Сийский в центре), смотрят вправо, головы не покрыты, у первого волосы на прямой пробор и борода средней величины с проседью, у второго - русые волнистые волосы и более длинная борода, нос с горбинкой (надписи: «с. Urhamiй», «с. Леонидъ»). Преподобные Феодор (с опущенной головой, смотрит вниз, лоб с залысинами) и Ферапонт написаны в 5-м ряду крайними справа вполоборота к центру как средовеки с темными волосами и короткими бородами (надписи: «с. Феодоръ», «с. Ферапонтъ»). Лики моделированы в академической манере, одеяния - золотопробельными разделками, нимбы и фон золотые с гравировкой.

http://pravenc.ru/text/293495.html

Новый этап в развитии иконографии Н. и Г. связан с возникновением композиции «Собор святых, в земле Карельской просиявших», к-рая была создана мастерами Валаамского Преображенского мон-ря или иконописцами ведущей с.-петербургской мастерской Пешехоновых . В частности, 3 иконы этого сюжета 1876 г. были вывезены с Валаама в Финляндию в 1940 г. Две из них, аналойного размера, почти идентичные по композиции и деталям изображения, с подписью «труд валаамских иноков» хранятся в наст. время в Нововалаамском мон-ре и Музее Православной Церкви в Куопио (Финляндия). Н. и Г. изображены в 4-м ряду наряду с Островскими преподобными и представленным справа в центре прп. Антонием Сийским. Н.- в центре слева, прямолично, окладистая борода и волосы с сединой до плеч, руки с четками сложены крестообразно на груди. Г. написан левее, вполоборота вправо; у него русая борода почти без проседи, густые волосы разделены на прямой пробор, правая рука с четками возле груди. В надписи на нимбе Важеозерским назван только Н. Немного иначе святые изображены на иконе большого размера, предназначавшейся для местного ряда ц. во имя Всех преподобных отцов, в посте просиявших, на игуменском кладбище Валаамского мон-ря (возможно, одна из описанных пядниц предназначалась для пребывания на аналое в этом храме). Икона, составлявшая пару к храмовому образу с подписью В. М. Пешехонова, упоминается в описях валаамского имущества 1912 и 1942 гг. (АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. 18; Bd: 15. Л. 6 (11). 121; в наст. время образ находится в иконостасе домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио). Непокрытая голова Н. на иконе склонена вправо, взор опущен, волосы и борода русые, с небольшой проседью, рук не видно. Г. представлен оплечно и фронтально, старцем с короткими волосами и седой бородой. Упрощенный вариант изображения Собора Карельских чудотворцев известен на иконе кон. XIX - нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске), предположительно восходящей к образу, воспроизведенному в изд.: Никодим (Кононов) , архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. Н. и Г.- седобородые старцы в накинутых поверх мантии схимнических черных куколях (схима синяя с большими Голгофскими крестами), стоят вместе в правой группе, руки возле груди (у Г. борода слегка раздвоена на конце).

http://pravenc.ru/text/2565530.html

599-600 600-602 НИКИФОР мч. Кесарие-Палестинский (пам. 13 нояб.) - см. в ст. Антонин, Никифор и Герман, мученики Кесарие-Палестинские НИКИФОР мч. Коринфский (пам. 31 янв., 10 марта; пам. греч. 5 апр.; пам. зап. 25 февр.) - см. в ст. Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион, Папий мученики Коринфские НИКИФОР Петрович Зайцев (1884-1942), мч. (пам. 8 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 602-603 НИКИФОР (10-е гг. XVII в. - 30-е гг. XVII в.), подвижник благочестия, ученик прп. Елеазара Анзерского 603-604 НИКИФОР (ок. 1680 - 1751), митр. Молдавский, предстоятель Молдавской митрополии в юрисдикции К-польской Церкви 604-607 607-608 НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви 608-609 609-610 610-611 611-612 612-614 614-621 621-627 627-629 НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк 629-639 639-640 640-641 640-641 641-642 642-643 647-648 648-649 НИКИФОР ВЛЕММИД (1197/98 - ок. 1272), визант. богослов, полемист, ученый, церковный и общественный деятель 649-654 НИКИФОР ГРИГОРА (между 1290 и 1295 (вероятно, июнь 1293) - между осенью 1358 и кон. 1361), визант. богослов, историк, ученый, агиограф, представитель поздневизант. гуманизма, противник учения свт. Григория Паламы 654-660 НИКИФОР И ГЕННАДИЙ преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца 660-666 НИКИФОР ИРБАХ (Ирубакидзе-Чолокашвили Николоз; приблизительно 1585-1658), настоятель груз. Крестового монастыря в Иерусалиме (1643-1649); известный политический деятель и дипломат 666-668 668-673 НИКИФОР КАЛЛИСТ КСАНФОПУЛ (50-70-е гг. XIII в.- ок. 1335), визант. церковный историк, агиограф, поэт, гимнограф, писатель

http://pravenc.ru/vol/XLIX.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010