« Разинули на меня пасть свою; ругаясь, бьют меня по щекам; все сговорились против меня. Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня», — говорит Иов (Иов. 16: 10–11). Это место может быть понято как пророчество, поскольку буквально таких обстоятельств в книге не описано [см. 28, с. 6]. « Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами » (Иов. 12: 5), – говорит о себе праведный Иов. Эти слова могли бы стать эпиграфом всей книги, поскольку его история является ключом к уразумению тайны страдания. « Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5: 11). Святой Андрей Кесарийский говорит: « Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства своего…» (Откр. 12: 11). «Обвиняемые, говорит, святые и им [диаволом] оклеветаемые, подобно Иову, пред всеми людьми, в Него верующими и ему покоряющимися, победили его страданиями за Христа» с. 97]. 20.6. Богослужебное употребление книги В день памяти святого Иова Многострадального читаются паремии из 1–й и 2–й главы. Читается Книга Иова также и на Страстной Седмице, с понедельника по пятницу. В понедельник, вторник, среду на вечерне читаются 1–2–я главы (те же самые паремии, которые читаются в день его памяти). В Великий Четверг читается 38–я глава – начало ответа Бога Иову, а в Великий Пяток – самый конец, о благословении последних дней Иова (Иов. 42: 12–17). Несомненно, здесь также выстраивается связь со страданиями Христовыми.   Глава 21. Псалтирь Псалтирь, с одной стороны, изучать проще других книг, потому что она у нас все время на слуху и это наиболее читаемая книга из всего Ветхого Завета, неслучайно она даже нередко издается вместе с Новым Заветом. Впрочем, наше знание Псалтири часто оставляет желать лучшего. Например, святитель Геннадий Константинопольский не рукополагал никого в пресвитеры, если тот не знал всю Псалтирь наизусть, считая, что человек еще не готов к служению. И в Лествице тоже мы видим, что когда игумен не стал поднимать эконома после земного поклона, тот простоял несколько часов и за это время по памяти вычитал про себя всю Псалтирь. С другой стороны, по многообразию своего содержания и по известной своей неупорядоченности, она, конечно, представляет трудность именно для систематического изучения в рамках краткого курса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Что Бог есть один по существу и вместе Троичен в лицах, то есть, особенных ипостасях, на самом деле различных, – на это можно собрать множество доказательств и из ветхозаветного, и из новозаветного Писания. Но, имея дело с людьми, которые держатся не одних с нами начал (знания) о вещах божественных, нужно говорить на основании некоторых более общих начал. И поскольку иудеи, а с ними и другие, явно отрицая троичность в Боге, допускают, хоть и не весьма равно 6 , учение Моисея, потому что иудеи всецело приемлют, как от Бога данное, – хотя, оставаясь глухими к делам Божественного домостроительства, или превратно толкуя их, они и не применяются к нему, – достаточно и нам теперь из учения Моисеева, как общего всем начала, доказать троичность лиц в Боге людям, которые в этом противоречат нам; и мы действительно целыми книгами, а не только в публичных беседах рассказывали и подтверждали эту светлую истину веры. А теперь и еще нечто представим им из одного Моисея. Богодухновенный Моисей представляет Бога, по сотворении всего порознь и в порядке, говорящим к самому Себе: сотворим человека по образу Нашему и по подобию ( Быт. 1:26 ). Если, и по их мнению, Моисей истину говорит, и Бог действительно (μολογουμνως) так сказал самому Себе, и это есть слово Божие; то из этого слова ясно как-то, что Бог один (потому что сказано: рече Бог), так и то, что есть некоторая множественность и некоторое число в едином Боге (потому что сказал Бог Себе: сотворим, – давая тем знать о некоторой множественности в Себе), и наконец-то, что человек сотворен по образу Божию (ибо говорит: по образу Нашему). И весьма прилично человеку получить бытие по образу Божию не только как имевшему получить самоопределяемость (ατεξουσιοτητι τιμησομενος), по которой он есть после Бога начальник и венец всего сотворенного, но чтобы быть ему и отображением единства в Боге и некоторой численности. Он действительно и отображает, потому что он – один, а между тем душа его состоит из многих сил. Это число лиц в Боге открыл нам предсказанный Моисеем Иисус наш. Издревле предвозвещенный, что придет и пришедший для этого и для иного улучшения нас, Он сказал, что и креститься нужно верующим во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф. 28:19 , Мк. 16:16 ). Этим трем лицам одно общее имя есть «единое Божество», или что-то же: единый Бог , Бог в трех лицах. Но и до пришествия Иисуса, Давид хорошо указывал на эту троичность в Боге, говоря: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их ( Пс. 32:6 ); а Давиду разногласящие с нами не имеют права противоречить. И из других пророков заимствуется учение о троичности лиц в Боге, собственно приспособленное к предречениям их о Божественном домостроительстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Что же ты видишь сучок в глазу брата твоего, а не замечаешь бревна в твоем глазу? 8 Насколько же бревно гордости крупнее и больше? Так, первого из ангелов она сделала из света тьмой, из счастливого – злосчастным; она на Первых Представителей нашего естества навлекла рой несчастий. Возможно же, что послушествуя Давиду: – «Уклонися от зла, и сотвори благо», 9 ты не удовольствовался лишь заявлением о том, что ты уклонился от зла, но и присовокупил делание добра. Итак, ты прекрасно последовал Давиду в том, чтобы от одного – именно от зла – уклониться, а другое – добро – сотворить; но тем, что ты порядочно кичишься и выставляешь это напоказ, ты отступил от (совета) доброго учителя. Исполненный всякой добродетелью пророк (Давид),про которого Бог возвещает, что нашел мужа по сердцу Своему, 10 назвал себя «червем, а не человеком», 11 настолько не допускал себе возвышаться над другими людьми; исповедовал разумение своих грехов 12 и убеждение, что он далек от своего спасения; 13 настолько он отстоял от того, чтобы кичиться своими добрыми делами. 6 . Что же ты приводишь на середину, что ты постишься дважды в субботу 14 и от всего уплачиваешь десятину? 15 – Это не является личным подвигом твоей жизни, но исполнением правил твоей секты, в которую ты по своей воле вступил; это самое, следуя обету, соблюдает и все множество фарисеев; поэтому они и именуются «фарисеями». Итак, ты обязан не только это исполнять, наравне с другими, к секте которых ты примкнул и посвятил себя, но и личными добрыми делами угождать Богу. В равной мере, напрасно ты хвастаешься, под маской добродетелей будучи рабом злых хотений: ты даешь десятину с мяты, рута и всякого вида овоща, что дешево и открыто для всех, и в то же время, приберегая лучшее, наживаешь для себя скрытое для многих. Возможно же, и что от всего ты даешь десятину, но не от того, что уже имеешь, а от того, что ты прибавляешь к своему имуществу. Итак, ты, действительно, даешь десятину, как утверждаешь, но оставишь без внимания суд, милость, 16 сказать одним словом, Божественную любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

В Константинополе поднялся говор. Одни защищали патриарха, другие нападали на него. Тогда патриарх в один из праздников объявил всенародно в церкви, что если та женщина говорит о нём правду, то она получит благоволение в очах Божиих, а если она распространяет ложь, то после её смерти тело её не обратится в персть – в наказание за клевету. Скоро умерла злосчастная, и тело её не обращалось в персть: в гробу она лежала точно живая – и только что не говорила (μνον δν μλιε) 1718 . Рассказ этот с некоторыми видоизменениями повторяет и Иерофей Монемвасийский 1719 . Легендарность рассказа бросается в глаза, и не стоило бы большего труда доказать его фантастичность. Но мы считаем за лишнее дело брать на себя критику приведённого рассказа, потому что в нём совсем нет речи о том, о чём мы говорим теперь – об отречении Геннадия от кафедры. Из рассказа не видно, чтобы этот инцидент – допустим на минуту его действительность – заставил Ген- —408— надия удалиться от дел правления. И однако ж не только писатели второстепенные, но и сам Μ. Гедеон, Гедеон – столп теперешней церковно-исторической науки в Константинополе – утверждают, что будто красавица-попадья была причиной отречения Геннадия от кафедры 1720 . Как приходят к такому оригинальному выводу разные другие писатели – нас это мало интересует; остановимся лишь на рассмотрении того, каким образом получился этот неожиданный вывод у Гедеона. Константинопольский учёный отлично понимал, что из рассказа о прелюбодейной красавице ровно нельзя сделать никакого заключения по вопросу об отречении Геннадия. Поэтому, он старается дать рассказу надлежащий смысл через сопоставление его с другими известиями об обстоятельствах отречения Геннадия, находящимися в том же памятнике, где заключается и первоначальная повесть о попадье. Не мешает пояснить для читателя, что рассказ об этой последней личности помещён в памятнике при изложении истории одного позднейшего патриарха, правившего церковью 20 лет спустя после Геннадия, а известия об отречении Геннадия изложены в памятнике там, где им и быть надлежит – при передаче сведений о первом патриархе турецкой эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому наш план, несмотря на его несовершенство, нам более пригоден, чем какой-либо другой.     Σθας. Νεοελληνικ φιλολογα. A­θναι, 1868. Σ. 12.    Frantzae Chronicon majus. Lib. III. Col. 893//PG. T. 156.    Имеем в виду известного Пихлера, Гаммера, историка «Оттоманского царства», Икономоса (Мату), проф. Скабалановича, Стасюлевича («Осада и взятие Константинополя») и др.    Sathas. Bibliotheca Graeca. Vol. III. Πρλογ. Σ. 25.    Historia Partiarchica. Р. 79. (Edit. Bonn.).    Проф. И. И. Малышевский («Александрийский патриарх Мелетий Пигас». Киев, 1872) говорит: «Избранием Геннадия озаботились клирики (курсив автора) Константинопольские, какими были не только духовные, но и миряне из знатных фамилий города» (с. 3). Клирики времени Геннадия и из числа знатных лиц, из аристократов! В самом деле?!    Historia Patriarchica. Р. 80.    Не говорим уже о том, что рассказа о беседе султана с клириками, об отыскании и собрании архиереев этими последними для поставления патриарха и пр. нет у Франдзия (это уже нам известно); но и До(Ие)рофей, и Кигала дают ясно понять, что весь разбираемый рассказ в «Historia Patriarchica» есть чистейшая несообразность с исторической действительностью. До(Ие)рофей (Βιβλον στυρικν. Венеция, 1798. Σ. 419) хотя и сообщает известия об избрании Геннадия по «Historia Patriarchica» (по ней одной), но не говорит ни о деятельности клириков, имеющей целью отыскание и созвание архиереев, ни о двояком провозглашении Геннадия патриархом, ни о посвящении его в архиереи в храме Свв. Апостолов митрополитом Ираклийским; а известную беседу султана с клириками заменяет (конечно, не без умысла) следующим известием: «Прибыл султан в город, спросил (кого — умолчено) о патриархе, и ему сказали, что патриарха нет; тогда он приказал избрать нового патриарха, руководствуясь в этом случае хитростью, ибо желал, чтобы город опять наполнился народом». А что касается Кигалы, он совсем избегает известий «Historia Patriarchica», когда ему приходится говорить об избрании Геннадия; он говорит об этом событии исключительно на основании «Historia Politica» (об известиях касательно избрания Геннадия в этом источнике речь впереди). Значит, и Иерофея, и Кигалу смущал рассказ в «Historia Patriarchica».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Мы старались искоренить это зло и даже подавали (добрый) пример, рукополагая многих архиереев не только безо всякой мзды, но и с нашими издержками, потому что они были из пленных; но нимало не успели» 1716 . Мы не знаем, действительно ли Ген- —406— надий говорит здесь о своих временах, а не о временах прошедших? Но если он говорит о своих временах, то остаётся непонятным: как неужели архиереи в короткое правление Геннадия и при тех печальных обстоятельствах, которые перевернули весь порядок жизни в византийской империи – не уврачевались хотя на некоторый срок от своих старых недугов? Давая место приведённому известию, мы однако ж находимся, в некотором недоумении по поводу его содержания 1717 . Геннадий правил константинопольской церковью лишь два года и в мае 1456 года он отказался от патриаршей кафедры. Почему Геннадий патриаршествовал недолго? Что было причиной его отречения? Вопросы – на которые нет в науке прямого ответа. Существует один рассказ, записанный в Historia Patriarchica и наводящий на мысль, что Геннадий должен был оставить кафедру из-за женщины: «ищите женщину» (cherchez la femme), по-видимому, и на нём оправдалось это изречение нашего вре- —407— мени. А рассказывается в указанном источнике следующее: жила-была красавица попадья (по-гречески παπαδα), – она была действительно красавица (πολλ υμορφη). Не хорошо было однако ж то, что при своей редкой красоте – она очень рано овдовела. Вдовье положение дало ей излишнюю свободу, а пользоваться свободой она не умела. Она начала вести зазорную жизнь, сделалась притчей во языцех, тем более что она и не старалась прикрывать свою нравственную наготу фиговым листом. А так как её дом отстоял недалеко от патриархии, то скоро узнал о её нравственной погибели и патриарх Геннадий. Будучи ревностным пастырем, он желал наставить заблудшую овцу на путь истинный: увещевал попадью бросить позорную жизнь – увещевал её и келейно, и в присутствии синода; но потерянная женщина не изменяла своего поведения. Мало того, по внушению духа злобы, она начала даже клеветать на патриарха: рассказывала всем, что однажды Геннадий, призвал её к себе как будто бы для увещаний, на самом же деле хотел было совершить над ней насилие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И. Малышевский пишет: «На дальнем Востоке, давно уже порабощенном мусульманами, существовал (особый) вид платы за поставление на архиерейство — эта плата взималась иноверной властью. Патриарх Геннадий в своем известном (?) ответе на разные вопросы синаитов внушал не соблазняться этой платой, как печальной необходимостью. Но хуже, прибавлял он еще, это зло в наших странах (в его патриархате); у нас продают и покупают архиерейство — христиане. Мы старались искоренить это зло и даже подавали (добрый) пример, рукополагая многих архиереев не только безо всякой мзды, но и с нашими издержками, потому что они были из пленных; но нимало не преуспели». Мы не знаем, действительно ли Геннадий говорит здесь о своих временах, а не о временах прошедших? Но если он говорит о своих временах, то остается непонятным, неужели архиереи в короткое правление Геннадия и при тех печальных обстоятельствах, которые перевернули весь порядок жизни в Византийской империи, не уврачевались хоть на некоторый срок от своих старых недугов? Давая место приведенному известию, мы, однако же, находимся в некотором недоумении по поводу его содержания.    Геннадий правил Константинопольской церковью лишь два года, и в мае 1456 г. он отказался от патриаршей кафедры. Почему Геннадий патриаршествовал столь недолго? Что было причиной его отречения? Вопросы, на которые нет в науке прямого ответа. Существует один рассказ, записанный в «Historia Patriarchica» и наводящий на мысль, что Геннадий должен был оставить кафедру изза женщины: «Ищите женщину» (cherchez la femme) — по-видимому, и на нем оправдалось это изречение нашего времени. А рассказывается в указанном источнике следующее: жила-была красавица попадья (по-гречески παπαδα). Она была действительно красавица (πολλα υμορφη). Нехорошо было, однако же, то, что при своей редкой красоте она очень рано овдовела. Вдовье положение дало ей излишнюю свободу, а пользоваться свободой она не умела. Она начала вести зазорную жизнь, сделалась притчей во языцех, тем более, что она и не старалась прикрывать свою нравственную наготу фиговым листом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

мученику Елевферию: «св. мучениче Божий! твой воин проводит беззаконную жизнь; поэтому или исправь его или извергни из церкви!» Клирик внезапно скончался 907 . Другой факт – отношение Геннадия к Даниилу Столпнику. Столпничество в то время было явлением еще совершенно новым, особенно в константинопольском патриархате. Насколько известно, первым его представителем был св. Симеон, подвизавшийся недалеко от Антиохии 908 . Св. Даниил был первым учеником и подражателем Симеона. Пришедши из Антиохии, он место для своих подвигов избрал в Анапле, недалеко от Константинополя 909 в 564–565 г. 910 Способ поселения его был так же необычаен, как и его подвиг: по-видимому, не спросив дозволения, он поставил свой столп на земле некоего Геласия. 911 Последний обратился с жалобою сначала к императору, а потом к Геннадию 912 . Геннадий приказал изгнать пришельца. Жизнеописатель Даниила, объясняя с своей точки зрения приказание Геннадия, замечает, что оно было вызвано завистью патриарха к подвижнику 913 . Нам кажется, что это объяснение ничего не объясняет и совершенно ложно бросает тень на Геннадия: завидовать было решительно нечему; Даниил, как видно по ходу речи, только что пришел из Антиохии, не успел заявить о себе ничем, кроме самовольного поселения на чужой земле и избрания такого подвига, который был доселе неизвестен и, как такой, не мог не казаться странным. Довольно решительное распоряжение патриарха в данном случае становится вполне понятным и естественным, если принять во внимание, что уже в это время среди лиц монашествующих было много таких, подвигами которых не прославлялось, а только «хулилось имя Божие» 914 . Справедливость требует прибавить, что подвиг столпничества действительно не был симпатичен Геннадию. Даже когда Даниил уже стяжал себе славу, Геннадий все-таки не сделался его почитателем. Император Лев, желая выразить свои чувства благоговения и благодарности знаменитому подвижнику, просил патриарха посвятить его во пресвитера. Геннадий, хотя и согласился на это, но только исключительно потому, что не хотел огорчить отказом благочестивого царя 915 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Последний, не имея возможности справиться со смутою, отправился в Константинополь и обратился за помощью к Геннадию. Уже, судя по тому, как горячо Геннадий восстал против усмотренной им в анафематизмах Кирилла мысли о страдании Христа и Божескою стороною Его существа, легко заключить, как близко к сердцу он должен был принять замешательства в Антиохии, произведенные проповедью ненавистного ему аполлинаризма. Он принял живое участие в делах Мартирия и ходатайствовал о нем пред имцератором. Принятый и отпущенный с большим почетом, Мартирий, вероятно, с императорскими полномочиями, нужными для восстановления мира, возвратился в Антиохию. Но застав здесь большие беспорядки и видя, что Зенон действует против него, Мартирий отказался от кафедры, которую тотчас занял Петр Гнафей. Узнав об этом, Геннадий снова обратился к императору с просьбою прекратить смуту. Указом Льва Петр Гнафей осуждался на заточение, но предупредил исполнение указа и бежал из Антиохии. Его место после всеобщего избрания занял, по-видимому, православный Юлиан 887 . Заботясь о мире церковном на Востоке и влияя в этом направлении на императора, Геннадий не упускал из виду и других нужд церковной жизни и побуждал императора к их удовлетворению, если это было только во власти последнего. Зная общий характер отношений Льва к церковным делам, не без основания можно предполагать, что именно указаниям и влиянию Геннадия обязаны изданием некоторые законы, ограждающие интересы и авторитет церкви. Сюда нужно отнести, прежде всего, закон о провождении праздничных дней, в которые воспрещались работы и игра на музыкальных инструментах 888 и сценические представления 889 . Другой закон того же царствования 467-го года был направлен к стеснениям ариан-эксокионитов: им запрещалось иметь церкви и составлять собрания 890 . В объяснение этой меры нужно заметить, прежде всего, что ариане в Константинополе были очень многочисленны, на что указывает уже самое название эксокионитов 891 . С другой стороны, не пользуясь свободою в предыдущие царствования, в правление Льва они почувствовали твердую почву под ногами, потому что имели покровителя и защитника в лице всемогущего военачальника Аспара, и, по-видимому, смело выступили с пропагандой своих воззрений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Это постановление внесено было в кодекс великой церкви и подписано патриархом и всеми епископами, бывшими на соборе. 358 Из постановлений и узаконений, вновь изданных первосвятителями константинопольской церкви для ее благочиния и благоустройства, известны два следующих: 1) Постановление касательно избрания патриарха собором всех иерархов константинопольской церкви. Постановление это узаконено на соборе 1546 года, бывшем в Константинополе, по смерти Иеремии 1, под председательством иерусалимского патриарха Германа. Оно выражено так: всякий предстоятель, желающий быть патриархом, должен быть избран собором всех святителей: митрополитов, архиепископов и епископов, как восточных и западных (разумеется, константинопольской церкви), так и Пелопоннесских; а предстоятель, избранный на патриаршество только несколькими епископами, клириками и вельможами, да будет извержен. 359 Как важно и необходимо было это постановление для блага константинопольской церкви, можно судить потому, что нередко несколько епископов и клириков избирали нового патриарха, а отсюда происходили в церкви великие беспорядки и волнения. 2) Постановление касательно супружества православных с лицами других вер и вероисповеданий. После падения греческой империи греки чаще, чем прежде, вступали в брак с лицами других вероисповеданий, а иногда даже с лицами магометанской веры. 360 Магомет 2 особым фирманом воспретил, вероятно, по представлению и ходатайству патриарха Геннадия Схолария , браки христиан с магометанами. 361 Теперь, когда православию грозила столь близкая опасность со стороны католиков и лютеран и когда браки христиан с магометанами сделались слишком частыми и почти обыкновенными (особенно в Греции и Румелии), – нужно было запретить подобного рода браки особым постановлением. Первосвятители церкви видели это, и потому, действительно, позаботились издать новое постановление, которым под строгой угрозой отлучения от церкви православной совершенно запрещался брак православного лица с итальянцем, галлом, испанцем и магометанином. 362 Мало того – чтобы этому запрещению, особенно касательно брака христианки с турком, дать большую силу и действительность, мудрые пастыри церкви успели при посредстве муфтия и великого визиря утвердить его государственным постановлением самой Порты, чтобы впредь никто из турок не брал за себя христианки прежде, чем она отречется от своей веры и примет магометанство. 363

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010