По поновлении следует « духовного отца прощение», это – пространнейшая разрешительная молитва , о которой речь будет ниже, – «Владыко, Владыко, всех Зиждителю... хотяй вся человеки спасти...» 24 . По своему происхождению весь этот устав, в его предварительной (до поновления) части, исключая пред – исповедное поучение, не иное что, как с незначительными, чисто детальными, вариантами перевод пред-исповедной части первого из рассмотренных нами греческих исповедных чинов во второй их группе 25 . Поновление, вероятно, специально редактировано для него, а разрешительная молитва , как увидим ниже, заимствована из юго-славянского источника. Нарочито ли такая композиция составлена Гедеоном Балабаном, или взята готовою из какого-либо рукописного кодекса, – сказать трудно. По-видимому, надо признать первое, так как в рукописях подобного чинопоследования никогда не встречается, а равным образом, напечатанное здесь – оно не перешло и в другие печатные богослужебные издания. Что этому чинопоследованию Гедеон Балабан придавал именно то самое значение, какое придаем ему мы, подтверждение тому видим во внесении сюда только одного монашеского поновления. Согласно этому выражение в надписании – «в начале», очевидно, должно пониматься, как оно употребляется в монашеской сфере, т. е., в смысле – «в послушании» 26 . III. Отступление от православной веры лица, уже ставшего чрез крещение и миропомазание членом Церкви, составляет тягчайшее преступление против последней, – есть осквернение отступником принятого им на себя христианского звания. Поэтому, если подобное лицо возвращается снова в лоно Церкви, то само собою ясно, что оно имеет нужду в примирении с Церковью посредством того или другого формального акта. Ни крещение, ни миропомазание, правильно совершенные, как известно, – не повторяются над одним и тем же лицом. С другой стороны – возвращение, отступника в лоно Церкви в своем существе есть не иное что, как акт раскаяния грешника. Из того же и другого само собою следует, что актом примиряющим в настоящем случае может быть только акт сакраментальной исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Король Речи Посполитой Сигизмунд III. Гравюра. 1594 г. (РГБ) Король Речи Посполитой Сигизмунд III. Гравюра. 1594 г. (РГБ) Весной 1595 г. намерения западнорус. епископов были преданы гласности и вызвали протесты со стороны православных, возмущенных изменой епископов своей вере из-за низменных, материальных побуждений, нарушением епископами клятвы верности своему верховному пастырю К-польскому Патриарху, а также тем, что столь важные решения были приняты на тайных совещаниях, без созыва Собора. Влиятельнейший правосл. вельможа кн. К. К. Острожский обратился к королю с просьбой о созыве Собора для обсуждения сложившегося положения, но король, не ожидая от такого шага желаемых результатов, просьбу отклонил, предложив православным повиноваться своим епископам. 25 июля 1595 г. кн. Острожский обратился к православным Речи Посполитой с окружным посланием, напечатанным в Острожской типографии, с призывом следовать вере отцов и не признавать епископов, согласившихся на унию с Римом, своими пастырями. Против унии выступили братства, значительная часть правосл. шляхты, мн. представители духовенства (особенно резко обличал организаторов унии Стефан Зизаний (см. Зизании )). Под влиянием развернувшегося движения Львовский еп. Гедеон (Балабан) и Перемышльский еп. Михаил (Копыстенский) отказались от участия в переговорах об унии и заявили о своей верности Православию. Находившийся в Яссах экзарх К-польского Патриарха Никифор 17 авг. 1595 г. обратился с посланием к епископам и православным Киевской митрополии. Епископов он призывал покаяться, если же этого не произойдет, Никифор предлагал православным не признавать архиереев-униатов своими пастырями и прислать к нему кандидатов для поставления на епископские кафедры. Западнорус. архиереи оказались в критическом положении: они могли теперь сохранить за собой свои кафедры лишь при поддержке королевской власти, а такая поддержка могла быть оказана лишь после заключения унии, поэтому они стали торопиться с отправкой в Рим послов для совершения торжественного акта «подчинения» Киевской митрополии папе.

http://pravenc.ru/text/Брестская ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛИЦКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ 1144 г. (ГИМ. Син. 404), древнейшая точно датированная слав. рукопись Евангелия тетр, старшая из известных датированных галицко-волынских рукописей. Кодекс в совр. виде состоит из 260 л. пергамена размером 23 ´ 16. Основная часть рукописи (собственно Г. Е.), содержащая евангельский текст (л. 1-228), переписана, согласно записи безымянного писца на л. 228, за 50 дней - с 1 окт. по 9 нояб. 1144 (6652) г. Место создания кодекса в записи не указывается, происхождение рукописи устанавливается по языковым особенностям. Каллиграфическое письмо этого кодекса обнаруживает довольно близкое сходство (но не тождество) с почерком писца Христинопольского (Городисского) Апостола толкового сер. (?) XII в.- рукописи также южнорус. (вероятнее всего, галицко-волынского) происхождения. Эта часть Г. Е. украшена 4 инициалами (в начале каждого из Евангелий) старовизант. стиля с раскраской. Заставка перед месяцесловом в Галицком Евангелии. 1144 г. (ГИМ. Син. 404. Л. 242 об.) Заставка перед месяцесловом в Галицком Евангелии. 1144 г. (ГИМ. Син. 404. Л. 242 об.) В кон. XIII - нач. XIV в. кодекс был дополнен листами 229-260, содержащими синаксарь и месяцеслов, возможно написанные взамен утраченных первоначальных. В правописании этой части Г. Е. также прослеживаются галицко-волынские особенности, а ее письмо обнаруживает близкое сходство с каллиграфическими почерками совр. ей рукописей этого региона, такими как отрывки Евангелия апракос из Народного музея в Праге (1 Dc 2/10) кон. XIII в. и Пандекты Антиоха Черноризца 1307 г. (Львов. Нац. музей. Рк 48/257). Она украшена 2 заставками (в т. ч. перед месяцесловом на л. 242 об. крупной полихромной старовизант. стиля) и контурными инициалами с подкраской. До посл. четв. XVII в. Г. Е. бытовало в регионе создания. Вскоре после написания дополнительной части кодекс был вложен неким Яковом, написавшим на л. 111 об. поминание себя и своих близких, в неустановленный храм (начало записи выскоблено). В 1576 г. на книге, находившейся в то время в кафедральном храме в Крылосе (ныне село в Ивано-Франковской обл., Украина), расписался еп. Гедеон (Балабан) . К 1679 г. Г. Е. оказалось в Молдавии, у Сучавского митр. Досифея, к-рый, судя по записи на том же л. 228, намеревался вернуть его в Крылос, но рукопись вскоре оказалась в Москве, у справщика иером. Тимофея, после смерти к-рого в 1699 г. поступила в б-ку Московского Печатного двора (с 1721 Синодальная типография). В 1786 г. Г. Е. в числе др. древних книг по имп. указу было передано в Московскую Синодальную б-ку, в составе к-рой поступило в 1920 г. в ОР ГИМ.

http://pravenc.ru/text/161545.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕДЕОН (БАЛАБАН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Епископ Гедеон (Балабан). Гравюра XVIII века. Гедеон (Балабан) ( 1530 - 1607 ), епископ Львовский и Каменец-Подольский В миру Балабан [Балобан] Григорий Маркович, родился в 1530 году во влиятельной галицко-волынской шляхетской семье, сын Львовского еп. Арсения (Балабана) . В 1566 году еп. Арсений получил привилей от кор. Сигизмунда II Августа, разрешающий епископу передать в управление своему сыну Григорию все монастыри Львовской епархии. Несмотря на это, в 1569 году Львовский католический еп. Станислав Шломовский воспользовался правом назначать наместников Киевского православного митрополита в галицких землях и выдвинул своего кандидата - Иоанна Лопатку-Осталовского . В течение года в епархии шла борьба между нареченными епископами, каждый из них выхлопотал королевский привилей, подтверждавший его назначение, однако кафедра досталась Лопатке-Остоловскому, принявшему в постриге имя Иона. Гедеон (Балабан) продолжал бороться за свои права в суде, но осуществить их удалось только после смерти еп. Ионы (после 1575). Не надеясь на законное решение вопроса, Балабан обещал дать крупную взятку коронному канцлеру Яну Замойскому, и с согласия последнего львовский староста своей властью ввел Балабана в управление Львовской епархией на основании грамоты кор. Сигизмунда II. Гедеон (Балабан) неоднократно предпринимал усилия по укреплению церковной дисциплины в своей епархии и защите ее в условиях агрессивной прозелитской деятельности католической Церкви на галицких землях. Он принимал участие во всех Соборах Киевской митрополии, кроме Собора 1594 года. Известны Львовские епархиальные Соборы 1587, 1591 и, возможно, 1593 года. В случае конфликтов с католиками епископ от имени православного населения епархии вносил протестации и выступал в суде, в частности в связи с попытками католиков на православное Рождество 1584 года принудить православных жителей Львова к следованию григорианскому календарю.

http://drevo-info.ru/articles/13680509.h...

Эта версия событий может быть сопоставлена с тем, что писал сам Балабан городским властям Галича в 1591 г. Здесь он обвинил группу горожан (Карпа Хордоступовича, Грицка и Стефана Крамажей) во главе со Стефаном Березчичем в том, что они «вмешиваются в такие религиозные вопросы, в какие им Богом и властями не позволено вмешиваться» 538 . Они не хотят быть послушными поставленным пастырям, «выбрасывают из церкви иконы (obrazi z cerkwie wymiatuja)». Балабан просит магистрат покарать этих «ксендзов» 539  за их своеволие, упорство в заблуждениях и пренебрежение к наложенному на них отлучению («о kliatwie nie dbaja») 540 . Из жалобы Балабана и из письма к Иеремии видно, что львовский епископ был бессилен обеспечить исполнение собственных решений. Судя по всему, и городской магистрат не стал вмешиваться в спор. Поэтому Балабану пришлось просить других мирян Галича исполнить его епископскую волю. Об этом сообщает запись в городской книге Галича от 1591 г. Прихожане церкви Рождества Христова заявили перед бургомистром и членами городского совета, что владыка Львовский Гедеон Балабан приказал им изгнать из церкви «как отлученного еретика» служащего в ней священника Симеона вместе с «его сподручными» – Стефаном Березчичем, Иваном Власовым, Карпом Хордоступовичем, Стефаном и Грицком [Крамажами] – галицкими мещанами и прихожанами той же церкви. Их вина состояла в том, что они не стали святить пасху («nie szwiecili paschy») и не почитали икону Бога-Отца 541 . Гедеон Балабан велел не допускать виноватых в церковь , не общаться с ними и считать их презренными еретиками. Представленное попом Симеоном исповедание веры передается на суд ближайшего церковного собора в Бресте 542 . Судя по протесту, поданному Стефаном Березчичем, Карпом Хордоступовичем и Стефаном Крамажем в 1594 г. (Гедеон Балабан был обвинен в том, что он «совращает их в еретическую веру [«iz on ich na heretycka wiare przywodzi»] и заставляет почитать икону Бога-Отца», которую митрополит Рагоза в присутствии самого львовского владыки велел попу Симеону и прихожанам удалить из церкви под угрозой отлучения), они подали на собор встречную петицию, где жаловались, что Балабан принуждает их почитать «еретическую икону» («obraz heretyczny») 543 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДЕОН (Балабан [Балобан] Григорий Маркович; 1530 - 10.02.1607), еп. Львовский и Каменец-Подольский. Из влиятельной галицко-волынской шляхетской семьи, сын Львовского еп. Арсения. В 1566 г. еп. Арсений получил привилей от кор. Сигизмунда II Августа , разрешающий епископу передать в управление своему сыну Григорию все мон-ри Львовской епархии. Несмотря на это, в 1569 г. Львовский католич. еп. Станислав Шломовский воспользовался правом назначать наместников Киевского правосл. митрополита в галицких землях (см. ст. Галицкая Русь ) и выдвинул своего кандидата - Иоанна Лопатку-Осталовского. В течение года в епархии шла борьба между нареченными епископами, каждый из них выхлопотал королевский привилей, подтверждавший его назначение, однако кафедра досталась Лопатке-Остоловскому, принявшему в постриге имя Иона. Г. Балабан продолжал бороться за свои права в суде, но осуществить их удалось только после смерти еп. Ионы (после 1575). Не надеясь на законное решение вопроса, Балабан обещал дать крупную взятку коронному канцлеру Яну Замойскому, и с согласия последнего львовский староста своей властью ввел Балабана в управление Львовской епархией на основании грамоты кор. Сигизмунда II. Еп. Гедеон (Балабан). Гравюра. XVIII в. Еп. Гедеон (Балабан). Гравюра. XVIII в. Г. неоднократно предпринимал усилия по укреплению церковной дисциплины в своей епархии и защите ее в условиях агрессивной прозелитской деятельности католич. Церкви на галицких землях. Он принимал участие во всех Соборах Киевской митрополии, кроме Собора 1594 г. Известны Львовские епархиальные Соборы 1587, 1591 и, возможно, 1593 гг. В случае конфликтов с католиками епископ от имени правосл. населения епархии вносил протестации и выступал в суде, в частности в связи с попытками католиков на правосл. Рождество 1584 г. принудить правосл. жителей Львова к следованию григорианскому календарю. Совместно с Антиохийским патриархом Иоакимом VI в 1586 г. он выступил за снятие сана со священников, вступивших во 2-й брак. Хотя позднее выяснилось, что епископ все-таки разрешил нек-рым второбрачным священникам служить в храмах Львова, поскольку такие случаи в Западнорусской митрополии были распространены. В марте 1591 г. Г. посетил вдовствующую Перемышльскую епархию , где вновь указал на недопустимость служения второбрачных священников.

http://pravenc.ru/text/161861.html

Михаила, где схим. Иов основал скит. В 1596 году Львовское Успенское братство заключило с еп. Гедеоном перемирие на год, затем тяжба была продолжена, хотя и в более сдержанной форме, чтобы не допустить вмешательства католических и униатских властей. В 1601 году архиерей попытался захватить казну братства, в ответ братчики отказались признать его патриаршим экзархом. В 1602 году было достигнуто окончательное примирение. За противодействие насаждению унии еп. Гедеон был приговорен польск. властями к изгнанию, но на сейме 1603 года это решение было отменено по требованию сенаторов и послов Волынского и Киевского воеводств. Кроме того, еп. Гедеон дважды (в 1599 и 1605 ) получал от короля письма с выражением крайнего неудовольствия. В мае 1604 году униатский митр. Ипатий Потей прибыл во Львов, чтобы добиться подчинения епископа и духовенства его власти, но в результате согласованных действий братства и еп. Гедеона вынужден был уехать, ничего не добившись. Кн. К. Острожский по просьбе еп. Гедеона и Львовского братства подал протест королю на действия митрополита. Заступничество магната и желание сохранить общественный порядок в стране заставили короля подписать письма митрополиту и львовским бурмистрам, с тем чтобы первый прекратил свою " фурию " , а последние не притесняли русских и не препятствовали им в занятиях ремеслами и в отправлении богослужения. Епископ Гедеон скончался 10 февраля 1607 года. Еп. Гедеон хотел, чтобы после его смерти Львовским епископом стал архим. Исаия (Балабан) , но по соглашению с братством в 1602 году был вынужден разрешить проведение выборов архиерея. Исаия (Балабан), еще в 1595 году получивший королевскую грамоту, по которой мог наследовать Львовскую кафедру, после кончины еп. Гедеона повел себя как нареченный епископ и разослал духовенству приглашение на выборы, но в результате противодействия Успенского братства новым епископом стал Иеремия (Тиссаровский) . Сохранились сведения о родственниках еп. Гедеона (помимо названных выше), принимавших активное участие в его делах: о братьях Василии и Юрии, племяннике Гедеоне, архим. Жидичинского монастыря. Литература Использованные материалы Редакция текста от: 29.06.2021 07:05:31 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680509.h...

Совместно с Антиохийским патриархом Иоакимом VI в 1586 году он выступил за снятие сана со священников, вступивших во второй брак. Хотя позднее выяснилось, что епископ все-таки разрешил некоторым второбрачным священникам служить в храмах Львова, поскольку такие случаи в Западнорусской митрополии были распространены. В марте 1591 года еп. Гедеон посетил вдовствующую Перемышльскую епархию , где вновь указал на недопустимость служения второбрачных священников. Гедеон (Балабан) стремился укрепить власть архиерея над всеми церковными институтами в епархии и как следствие - имущественное положение епископской кафедры. На протяжении ряда лет он безуспешно пытался восстановить контроль над богатыми монастырями - Уневским Успенским и львовским во имя прп. Онуфрия Великого , получившими статус митрополичьей ставропигии при еп. Арсении (Балабане) . Финансовые интересы стали причиной неоднократных попыток еп. Гедеона овладеть Жидичинским Никольским монастырем , относившимся к Луцкой епархии и находившимся под коллективным патронатом волынской шляхты. С 1586 года Гедеон (Балабан) находился в состоянии острого конфликта с Львовским братством . Братчики неоднократно жаловались Константинопольским патриархам на действия Львовского архиерея. В частности, в 1586 году братство направило патриарху Феолипту II послание с обличением пастырей, которые выступают против " учения и учащих " и не только не наставляют на путь истины недостойных священников, но и покрывают их беззакония, имея в виду Гедеона (Балабана). В конфликте с архиереем братство обратилось за помощью к Киевскому митр. Михаилу (Рогозе) , который в 1590 году вмешался в жизнь Львовской епархии, благословлял отдельные инициативы мирян, рукополагал братских священников, добивался благоприятных для братства решений на Соборах Киевской митрополии. Борьба еп. Гедеона с братством и с покровительствовавшим ему митр. Михаилом временами принимала такую острую форму, что в 1593 году еп. Гедеон соборно был запрещен в служении, в 1594 году был извергнут из сана, впрочем, исполнение этого решения было отсрочено и фактически оно не было исполнено.

http://drevo-info.ru/articles/13680509.h...

Гедеон, епископ Львовский и Каменец-Подольский (Балабан Григорий Маркович) Родился в 1530 году. С 1566 года, будучи еще светским человеком, помогал своему отцу, епископу Арсению, в управлении Галицко-Львовской епархией. В 1569 году (по Строеву – в 1570 году), по смерти отца, хиротонисан во епископа Львовского и Каменец-Подольского. Скончался 10 февраля 1607 года. Епископ Гедеон происходил из старинного западно-русского рода, давшего в 15–16 веках несколько борцов за Православие против католичества и униатов. Таким борцом был и его отец епископ Арсений (в миру Марк), около 20 лет управлявший Львовской епархией. Жизнь и деятельность самого епископа Гедеона можно разделить на два периода: до Брестского Собора 1596 года и после него. Первый период проходил, главным образом, в начатый еще при его отце борьбе за свои имущественные и иерархические права против Львовского Успенского братства и его покровителей за обладание Уневским и Онуфриевым монастырями. Во второй же период епископ Гедеон становится ревностным и самоотверженным защитником Православия в Юго-Западной России. Киевский митрополит Михаил (Рагоза), а затем Собор 1590 года в Бресте и Константинопольский патриарх решили спор между епископом и братством в пользу братства и признали, что оно должно быть свободно от власти Львовского епископа и подчиняться только митрополиту. Епископ Гедеон обратился к королю с просьбой назначить комиссию для пересмотра этого дела, после чего митрополит с ведома патриарха объявил его лишенным сана и кафедры, как не подчиняющегося ни митрополиту, ни Собору, ни патриарху и представившего чисто церковное дело на суд светской власти. Профессор Н. И. Петров объясняет упорство епископа Гедеона тем, что он понимал необходимость усиленного отпора католицизму, стремился создать во Львове крепкую епископскую власть, сильную материальными средствами, самостоятельностью, сосредоточением прав и авторитетом епископа. Правда, меры, принимавшиеся им, не могут быть оправданы с православно- христианской и общечеловеческой точек зрения, пишет профессор, но они объясняются и несколько извиняются духом времени и общественно- политическими неурядицами в Польше.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Еп. Гедеон не без оснований обвинял участников братского движения в том, что они нарушают его канонические права и вторгаются в сферу епископской компетенции (к которой он относил помимо административной власти над епархиальным духовенством богословские, богослужебные и другие вопросы), архиерей препятствовал усилиям епархиальных братств получить ставропигию (т. е. подчинение Киевскому митрополиту или Константинопольскому патриарху). Преследованиям со стороны архиерея подвергались светские и духовные лица, так или иначе связанные с Львовским братством. Вместе с тем еп. Гедеона нельзя считать противником церковных союзов мирян вообще. Отдельные традиционно действовавшие братства Львовской епархии получали поддержку от архиерея, особенно в сфере просветительской деятельности. Еп. Гедеон хорошо понимал значение просвещения и книгопечатания в условиях, когда православные были вынуждены вступать в полемику с католиками, униатами и протестантами. Он помог Львовскому Успенскому братству в 1586 году выкупить типографию Ивана Фёдорова, заложенную у ростовщиков, продолжал ее поддерживать даже в годы острого конфликта с братством. В 1587 году еп. Гедеон созвал епархиальный Собор , который принял решение о поддержке типографии и школы Львовского братства, о чем архиерей известил епархиальное духовенство. Не добившись от братства добровольного сотрудничества, Гедеон пытался установить контроль над типографией, дважды обращался в светский суд, затем к Константинопольскому патриарху Иеремии II . Патриарх не поддержал архиерея, и Гедеон с родственниками напал на типографию, главного печатника заковал в цепи и выслал из Львова. Преследованиям и нападениям подверглась также львовская братская школа. В 1602 году еп. Гедеон организовал типографию в Стрятине, в имении племянника Ф. Ю. Балабана, где печатник С. Будзина издал книги " Хиротония: Поучение новоставленному иереови " (ок. 1602) и Служебник (1604). После смерти Будзины типография перешла в собственность Ф. Ю. Балабана, который осуществил издание Требника (1606).

http://drevo-info.ru/articles/13680509.h...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010