308. Беседа пред обетом некоторых сердобольных вдов и при напутствии избранных для попечения о раненых и больных действующей армии (Говорена в Мариинской церкви Вдовьяго Дома июля 30; напечатана в Тв. Св. От. 1855 г. и в собр. 1861 г.) 1855 год Болен, и посетисте Мене ( Mamф. XXV. 36 ). Христос Спаситель в Своем Божественном учении предлагает нам сильные убеждения к делам человеколюбия; и хочет возбудить в нас глубокое чувство человеколюбия. Чтобы подвигнуть нас на дела человеколюбия, Он отъемлет часть завесы, закрывающей от нас будущее; приближает к нашему созерцанию дальний последний день мира; являет Себя, на престоле славы, судиею всего рода человеческого; дает нам предварительно услышать имеющее быть провозглашенным торжественно, в слух всего мира, в слух времени и вечности, решительное определение суда Его: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» ( Mamф. XXV. 34 ). Кто сии, достигшие столь счастливого решения величайшего судного дела? Кто сии, благословенные Отца небесного, вводимые в наследие царствия вечного? – Это человеколюбивые. Чем так сильно доказали они свое право на обладание небесным наследием? Какими подвигами сделали себя достойными столь высокой награды? – Делами человеколюбия: они напитали алчущих, напоили жаждущих, одели нагих, посетили болящих и заключенных в темнице. И поелику им трудно было бы поверить, что за такие невеликие дела можно получить столь великое воздаяние: то Царь Судия объявляет, что бедствующие человеки суть Его меньшие братия, и что служащие им служат Ему Самому; и сим объявлением дает новое сильное побуждение к делам человеколюбия, необычайно возвышая их достоинство. Как о благах мира, так и о благах духовных «мнози глаголют: кто явит нам благая» ( Ncaл. IV. 7 )? Грехи содеянные тяготят совесть; «удобь обстоятельный грех» ( Евр. 12:1 ) то и дело приражается к воображению или чувству, и клонит к новым падениям; примеры суетного мира прельщают суетою, и влекут к порокам; чтобы согласить с заповедями Божиими наше положение и принятые обычаи, у нас недостает то благоразумия, то твердости. Слышим, что надобно «распять плоть со страстьми и похотьми» ( Гал. 5:24 ), чтобы в нас воскресла духовная жизнь с ее благодатными утешениями: но при одной мысли о распятии трепещет плотяное сердце, и неплотский разум останавливает нас в недоумении, где найдем столько духовного искусства, чтобы произвесть столь сильный переворот в нашей жизни и в нашем существе. Видим подвиги Святых: но они большею частию нам не по силам. «Кто явит нам благая?» Кто укажет нам верный и удобный путь к спасению и блаженству? –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

46. Желание Видим, что люди много чего желают в мире, и чего желают, того ищут. Но пусть люди желают и ищут того, чего хотят. Христианин! Ты желай и ищи своего, то есть того, что тебе прилично и нужно. Желают люди счастья и благополучия в этом мире иметь. Ты желай и старайся истинное благочестие в сердце своем иметь. Вот христианское желание! Желают люди освободиться от работы и быть свободными. Ты желай освободиться от работы греховной и быть свободным от грехов. Вот желание христианское! Вот истинная свобода! «Всякий, делающий грех, есть раб греха. ...Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин 8:34, 36 ). Желают люди победить людей. Ты желай победить самого себя. Вот желание христианское! Вот преславная победа! Желают люди господами быть и другими повелевать. Ты желай и старайся над плотью своей господствовать и ею повелевать. Вот желание христианское! Вот истинное господство! Желают люди над людьми царствовать. Ты желай и старайся над своими страстями и похотями царствовать. Вот желание христианское! Истинный царь тот, кто собой и своими страстями владеет. «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). То-то господа, владетели и цари! Господи, помоги нам! Желают люди врагам своим отомстить и обидой обиду отвратить. Ты, христианин, желай и старайся врагам своим уступить и обиду их добротворением наградить. Вот желание христианское! Вот мщение истинных христиан! «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим 12:20–21 ). Желают люди здоровое тело иметь. Ты желай и старайся, чтобы исцелилась и здоровой была душа твоя. Вот желание христианское! Вот желаемое здоровье! Желают люди говорить и с людьми разговаривать. Ты желай и старайся больше молчать, чем говорить – да избежишь греха. Вот желание христианское! Желают люди красиво и гладко говорить. Ты желай красиво и по-христиански жить. Вот желание христианское! Желают люди от людей получать.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

XXVIII. О праве священнослужителей на пропитание и внешние от мирян отличия Господь Иисус Христос повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования: Лк.10:7 . И святые апостолы учили о праве благовестника содержаться от трудов благовествования: Гал.6:6 ; 1Кор.9:7:9–14 . Апостол Павел сам, хотя иногда и уклонялся от вознаграждения за проповеднические труды свои, но в других случаях хвалил тех, кто облегчал его житейские нужды: Флп.4:14–16 . А потому принятие добровольного вознаграждения за труды совершения треб священнослужителями вовсе не есть торговля благодатию, как суемудрствуют сектанты, а лишь законное право священнослужителей на пропитание их с семействами. Что касается внешних отличий священнослужителей от мирян, то должно заметить: 1) Возражение сектантов против благословения рукой пастыря не основано ни на чём. В этом случае пастыри поступают согласно с Священным Писанием ( Чис.6:22–27 ; Евр.7:7 ). Так же относительно целования благословляющей руки пастыря должно заметить, что пастыри не требуют этого сами от своих пасомых, но если последние делают это по вере в благословение Божие чрез пастырей, то и здесь нет ничего предосудительного. Сам Христос не отверг целования ( Лк.7:38–45 ), и апостол Павел пишет: достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую почесть, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим.5:17 ). Несправедливо сектанты разумеют под длинной одеждой, указанной в Евангелии ( Мф.23:5 ; Мк.12:38 ), священническую рясу и это ставят в упрёк священнослужителям. Что священническая ряса не похожа на фарисейскую длинную одежду, можно видеть из того, что ряса на священнике, покрытом камилавкой и молитвенно распростёршем руки, имеет форму почти правильного четыреконечного креста; между тем этого не могло быть в одежде фарисеев, так как для иудеев (как и для сектантов) есть юродство и соблазн ( 1Кор.1:18:23 ). В приведённых местах осуждается не самая одежда длинная, а горделивое ношение её, – чванно можно носить и короткую одежду. Длинную одежду, именно милоть, носили святые пророки ( 4Цар.2:8–13 ). Носил и Сам Господь ( Ин.19:23–24 ); её «разделили на четыре части», так делить стоило только очень широкую одежду; от этой одежды и происходит священническая ряса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

     В апостольском чтении 17-й Недели по Пятидесятнице мы слышим такие слова: «Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 6:16–7:1). Апостол Павел напоминает одну из ветхозаветных формулировок завета Бога с людьми. Завет (договор) предполагает взаимные обязательства двух сторон. Нечто обещает Бог, и определенные обязанности принимает человек. Господь говорит: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом… И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями». Что же народ должен сделать для этого? Ему необходимо исполнить все, заповеданное Богом. Из многих заповедей Ветхого Завета апостол Павел выбирает следующую: «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому». Напомнив такие строки, Павел объясняет их духовно-нравственный смысл: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием». Обратим внимание на то, как относится к ветхозаветным заповедям апостол Павел. Для великого проповедника они сохраняют свою актуальность. Однако апостол осмысляет древние повеления по-новому, обнаруживая скрытый в них духовно-нравственный смысл. Ветхий Завет содержит в себе и вечное, и преходящее. Например, в нем мы находим обрядовый закон, так называемые 613 мицвот (заповедей), о которых сам Павел сказал: «Закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24), т. е. приход Спасителя обозначил завершение эпохи ветхозаветной обрядовости. Но в первой части Библии начертан также закон духовно-нравственный, выраженный прежде всего в Декалоге, – и его никто не отменял.

http://pravoslavie.ru/106713.html

     Человек – это образ и подобие Божие. Величайшее существо на земле. Можно даже сказать, что Земля и все, что на ней, создано для него – является его колыбелью. Кроме того, человек – существо двухсоставное: с одной стороны, имеет материальное тело, с другой – бессмертную душу, подобную святым Ангелам. Человек является сыном Божиим, только, естественно, сыном «с маленькой буквы». Вот какое высокое достоинство у нас! Поэтому мы, дорогие братья и сестры, очень сложные глубочайшие существа. И часто сами не знаем и не можем предположить, что в нас намешано. Недаром человек называется иногда «макрокосмом», то есть космосом в миниатюре – в телесных рамках одного тварного существа. Только здесь есть одно «но»… После грехопадения святых праотцев Адама и Евы в мире множится грех, который исцеляется только Господом нашим Иисусом Христом. Вследствие этого внутри человека – в сердце – образуется будто бы вторая его природа. Часто человек сам себя не знает. Он воспринимает не настоящее свое «я», но клубок грехов и страстей, который крепко выплелся у него в сердце и заслонил собою бессмертную человеческую душу. Часто мы и не знаем собственной души, а идентифицируем свой греховно-страстный сплав. Этим грешат также западные школы психологии и педагогики, которые рассматривают только поверхностный «слой» человека и культивируют потакание ему. Православное же аскетическое делание, наоборот, преимущественно направлено на то, чтобы распутать грешный клубок, помочь с Божьей помощью человеку избавиться от него, очистив и освободив душу. Именно отсюда знаменитое изречение святого первоверховного апостола Павла: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Вы спросите, зачем такое долгое предисловие? Да потому, что главный метод сатаны и бесов – сыграть на человеческих страстях и грехах, как на музыкальном инструменте. Диавол стремится быть кукловодом, дергающим человека за ниточки греха, чтобы его душа попала в ад. Царь тьмы сам по себе бессилен. У него нет власти над человеком. Но он великий иллюзионист-фокусник. Именно отсюда наименования нечистого – «лукавый» и «клеветник». Его главная задача – склонить человека на свою сторону – приложиться к нему (древние святые отцы употребляли слово «прилог») и заставить покорно делать его волю. Метод диавола можно сравнить с наращиванием волос: в мысль или чувство человека вплетается чужеродный замысел сатаны. Как рыбак, подцепивший большую рыбу на крючок греха-страсти, он водит человека за нос, пока полностью не одолеет его. Схематически анатомия греха выглядит так: прилог – рассмотрение человеком прилога – принятие его в сердце – любование им – совершение греха – многократное совершение греха – грех превращается в страсть закоренелую – погибель души.

http://pravoslavie.ru/98341.html

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Почему нельзя служить маммоне? Говоря о невозможности служения двум господам, Иисус Христос сказал: «Не можете служить Богу и маммоне» ( Матф.6:24 ). Своими словами Иисус Христос отрицает одновременное поклонение силам Добра и зла, Богу и злому духу, Свету и тьме, праведности и греху. Почему отрицая поклонение греху, Иисус Христос из всех видов греха, особенно порицает служение маммоне? Рассмотрим, какую роль играл культ маммоны в языческом обществе. Как уже говорилось, маммона представляет собой языческое божество, символизирующее в странах древнего Ближнего Востока неправедное богатство. Но маммона не просто языческое божество неправедного богатства. За этим идолом стоит противостоящий Богу злой дух. Эта мысль доказывается тем фактом, что Иисус Христос противопоставляет маммону, как языческое божество, Богу, и тем самым дает понять, что это лжебожество, противостоит Богу, и что за ним стоят духи зла (ложные боги), цель которых отвернуть идолами (лжебогами) внимание людей от истинного Бога. «Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» ( 1Кор.8:5–6 ). «Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги» ( Гал.4:8 ). «Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» ( Пс.95:5 ). А отвернув внимание людей от Истины, погубить их через греховные поступки. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ). А поклонение этому языческому божеству направляет человека на определенные поступки. Поклоняясь маммоне, человек вместо соблюдения заповедей Божиих и собирания небесных сокровищ, собирал богатства земные и добивался земных сокровищ неправедными путями, проявляя такие греховные качества как алчность, стяжательство и накопительство. Как же языческое божество могло влиять на человека? Дело в том, что в восточных странах в честь этого, и других языческих божеств, строились храмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Ангелы, заговорившие с мироносицами у пустого гроба, где лежало тело Иисусово, задали женщинам простой вопрос: «Что ищете Живого между мертвыми? Его здесь нет. Он воскрес» (см.: Лк. 24: 5–6). Казалось бы, все ясно. Но вопрос задан так, словно женщины стояли на кладбище среди могил и искали дорогое сердцу захоронение. «Что ищете живого между мертвыми?» – так можно, действительно, тогда спросить их. Но дело было совершенно иначе. Это было зеленое, цветущее место – виноградник, сад. И в саду находился гроб, высеченный в камне, в котором никто никогда не был положен (ср.: Ин. 19: 41). Так исполнилось пророчество Исаии, сказавшего о Миссии: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» (Ис. 53: 9). И поскольку Христос – новый Адам, глава нового, спасенного человечества, то увидеть Его подобало вначале женским глазам. Так и первого Адама среди райского сада увидали глаза жены-супруги. Евангелие во всех значительных событиях зеркально отображает чудесные события древней истории, изложенные в книге Бытия. Итак, нет никаких мертвых кругом. Есть красота сада и женщины, ищущие тело Нового Адама. В этих условиях вопрос Ангелов приобретает особый смысл. «Что ищете Живого между мертвыми?» В подлинном смысле слова, Христос – единственный Живой во вселенной мертвецов, в том числе и нас с вами. «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает. Смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6: 9). Поэтому Христос в мире людей – это и есть «Живой между мертвыми». Кроме того, есть мертвость физическая, и есть мертвость нравственная. Последняя означает замирание совести, обращение души всецело к земле и полное бесчувствие к духовной реальности. Такой человек (а их весьма много) является непогребенным трупом. Ходит, как живой, но смердит, как не похороненный мертвец. Искать Христа в среде таких людей – бесполезное занятие. Христа нужно искать среди тех, кто во Христе сам ожил и может, хотя отчасти, повторить за Павлом: «Живу уже не я, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20). Крайняя скудость таких людей – главная причина оскудения веры! Знание о Боге не заменяет общения с Самим Богом. Точно так же и знание формулы воды не избавляет от жажды человека, хотящего пить.

http://pravoslavie.ru/112056.html

Вступление и разделение Апостол Павел учит: един Ходатай (посредник, μεστης) Бога и человеков, человек Христос Иисус ( 1Тим. 2:5 , слич. 1Ин. 2:1 , Евр. 8:6; 9:15; 12:24 ), заключая в понятии о ходатайстве или посредничестве Иисуса Христа все действия Его, относящиеся к строительству спасения рода человеческого. Таким образом, все действия Иисуса Христа, как Посредника между Богом и человеками, составляют одно великое служение Единородного Сына Божьего, к совершению которого, предвечным советом Божьим, Он предназначен был ещё прежде создания мира ( 1Петр. 1:20 ), и по принятии естества человеческого помазан был елеем святым Духом Божественным ( Ис. 61:1 ; Лк. 4:18–21 ). Это Божественное служение Иисуса Христа – Его ходатайство или посредничество между Богом и человеками – в Св. Писании выражается различными наименованиями, как: искуплением ( Евр. 9:12, 15 , слич. 2Петр. 2:1 ; Гал. 3:3; 4:5 , Откр. 5:9 ), спасением ( 1Пет. 1:5, 10 ; Рим. 13:11 . Еф. 1:13 ; Евр. 2:3, 10:5, 9 ), примирением ( Рим. 5:1,10 ; 2Кор. 5:18–20 , Еф. 2:16 ; Кол 1:20, 22 ), ходатайством ( 1Тим. 2:5 ; Евр. 8:6; 9:15 ) и пр. Но как вообще познаём мы вещи через различение признаков их; так тем более, исследуя великие предметы, мы по необходимости разлагаем их в наших понятиях на разные части, чтобы тем удобнее было ограниченному уму нашему приобретать сколько можно более ясное и полное познание о них. По этой необходимости, и служение Иисуса Христа, единого Ходатая Бога и человеков, как в Ветхом, так и в Новом Завете, представляется под разными образами, которые все могут быть возведены к трём главным видам: – служения Пророческого, – служения Первосвященнического и – служения Царского. Поэтому издавна, в созерцательном учении о Христианской Вере, служение Иисуса Христа разделялось на три должности: – Пророческую, – Священническую и – Царскую. Такое разделение представляется достойным уважения и принятия, по следующим причинам: а) Сими понятиями о трёх служениях (как выше замечено) ещё в Ветхом Завете раскрываемо было строительство спасения чрез Иисуса Христа, как в прообразовательных лицах, каковы были Пророки, Первосвященники и Цари, например, Моисей, Мелхиседек, Аарон, Давид, Соломон и др., так и в пророчествах (о чём будет сказано при раскрытии каждого вида служения порознь).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Дмитрий Евменов Скачать epub pdf Приложение 1. Доказательства распятия Господа на Кресте Единственной известной в истории сектой, отрицающей факт распятия Господа нашего Иисуса Христа на Кресте, является организация «Свидетелей Иеговы». Руководство «Общества Сторожевой башни» ссылается на следующие тексты Священного Писания: «Бог отцов наших воскресил Иисуса, которого вы умертвили, повесив на древе» ( Деян. 5:30 ). «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» ( 1Петр. 2:24 ). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» ( Гал. 3:13 ). «…проклят пред Богом (всякий), повешенный (на дереве)» ( Втор. 21:23 ). Из приведенных выше библейских стихов мы, однако, можем сделать только тот вывод, что крест на котором совершалась казнь через распятие, был изготовлен из дерева. Многочисленные места Нового Завета, говорящие о Христовых страданиях, свидетельствуют о том, что именно на кресте был распят Господь. Да и сами сектанты в течение многих десятилетий считали так же. Ранние издания «Общества Сторожевой башни» содержали упоминания и изображения крестной смерти Спасителя. Но «…начиная с номера от 15 октября 1931 г. на обложке «Сторожевой Башни» больше нет изображения креста и короны. Несколько лет спустя народ Иеговы впервые узнал о том, что Иисус Христос не умирал на Т-образном кресте. 31 января 1936 года брат Руттерфорд представил семье бруклинского Вефиля новую книгу «Riches» («Богатства»). В частности, на 27 странице в ней говорилось: «Иисус был распят не на деревянном кресте, который представлен во многих изображениях и картинах, и изображения которого люди делают и выставляют напоказ; Иисус был распят, пригвожден ко древу» 375 . С тех пор Крест в изданиях «Общества Сторожевой башни» подвергается многим оскорблениям. В том числе его называют языческим и фаллическим символом 376 , что можно отнести, скорее, к столбу. Рассмотрим некоторые свидетельства, относящиеся к такому роду казни, как распятие. Его описания встречаются уже у античных авторов. Историк Полибий, повествуя о восстании наемников в Карфагене, упоминает также и о том, что их начальник Спендий был распят именно на кресте 377 . У римлян распятие на нем было общепринятой смертной казнью для самых тяжких преступников, не имевших гражданства, как то: разбойников, мятежников и т. п. Иногда, впрочем, были исключения. Так Светоний пишет о императоре Гальбе следующее: «опекуна, который извел ядом сироту, чтобы получить после него наследство, он распял на кресте; а когда тот стал взывать к законам, заверяя, что он – римский гражданин, то Гальба, словно облегчая ему наказание, велел ради утешения и почета перенести его на другой крест, выше других и беленый» 378 . В общем, распятие, как говорит Цицерон, было самой жестокой и ужасной из всех казней 379 . О том, что оно происходило именно на кресте, упомянуто также у Лукана 380 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Ж Вопр. Чего христианину желать себе и искать должно? Отв. Видишь, говорит святитель Тихон, что люди многого желают в мире, и многого желаемого ищут. Ты же, христианине, желай и ищи своего, что тебе прилично и нужно. Желают люди счастие и благополучие в мире иметь: ты желай и тщись истинное благополучие в сердце стяжать. Се есть христианское желание! Желают люди освободиться от работы и быть свободными: ты желай избавиться от работы греховныя и быть свободным от страстей. Се есть христианское желание! Се есть истинная свобода ( Ин. 8:34, 35 )! Желают люди победить людей; ты желай победить самого себя. Се есть христианское желание! Се есть православная победа! Желают люди господами быть и другими повелевать и властительствовать: ты желай и тщись над плотию своею, над ее страстьми и похотьми царствовать. Се есть желание христианское! Истинный властитель тот, кто собою и страстьми своими владеет. Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми... ( Гал. 5:24 ). Вот – истинные господа, владетели и цари! Желают люди здравое тело иметь: ты желай и тщись, чтобы исцелилась и здрава была душа твоя. Се есть желание христианское! Се есть желание здравое! Желают иные сладкого и дорогого вина: ты желай слез и плача душевного. Се есть желание христианское! Се есть сладкое вино святых!.. Желают люди между людьми иметь защитников и помощников: ты желай и тщись Бога помощника и защитника себе иметь. Се есть желание христианское! Се есть помощник и заступник верный! Боже в помощь мою вонми ( Пс. 69:2 )... Желают люди долго жить: ты желай блаженно умереть... Кто чего желает, ищет. Желай и ты, душа моя, и ищи добра твоего, здравия твоего, богатства твоего, покоя и мира твоего. Господи! пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися ( Пс. 37:10 . Вопр. Сколько принадлежностей имели Ветхозаветные жертвы ? Отв. Четыре, и они составляли четыре части священнодействия: 1) избрание жертвы и принятие ее священниками; 2) приношение ее к Богу; 3) заклание ее; и 4) сожжение ее и ядение, или причащение ей. Столько же и  Новозаветная Жертва , бескровная (на божественной литургии приносимая) имеет принадлежностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010