– Напрасно все это, Петрович! – Нет, именно так. Смотри, вот заповедь Христа: «если не будете есть плоти Сына Человеческого и крови Его не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:43 ). Тому же учили и апостолы ( 1Кор.10:16 ). А вы не принимаете этого учения, не исполняете сих заповедей, а «кто говорит: я познал Бога, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» ( 1Ин.2:4 ). Таковы и вы: говорите, что лучше всех познали Христа, а заповедей Его не соблюдаете. Кто же вы? Вы те, о которых сказано: «имже кто побежден бывает, сему и работен есть» ( 2Пет.2:19 ). Вы служите своему собственному кичливому духу. Вы служите, далее, своей собственной похотливой плоти, ибо сказано: «к свободе вы призваны, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» ( Гал.5:13 ). А вы, пользуясь свободой, действительно поставили эту вашу свободу поводом к угождению плоти. «Не надо, говорите вы, ни постов, ни бдений, ни поклонов и проч.». Конечно, это от того, что нежите вы свою плоть, вы поститесь, когда вздумаете, вы молитесь, когда захотели. Иначе: вы тогда все это делаете, когда вашей плоти надоест господствовать над духом, когда она пресытится. Это ли не служение плоти? А говорите еще, что вы Христовы, нет, – «которые Христовы, те плоть свою распяли со страстьми и похотьми» ( Гал.5:24 ). Скажу и еще, – кому вы служите и чьи еще вы рабы. Вы рабы мамоны. Вы часто смеетесь над служителями Церкви пастырями, что они от алтаря питаются ( 1Кор.9:13 ). А забыли вы, что «Сам Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор.9:14 ), потому что «какой воин служит когда-либо на своем содержании? кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не есть молоко от стада? (7 ст.). Забыли вы, что так жили апостолы, что даже Сам Сын Человеческий не отвергал тех, кто был гостеприимен, что Сам Он дозволил апостолам иметь «ковчежец» или кружку – ящик, куда клали свои пожертвования слушавшие учение Христа ( Ин.12:6 ). Забыли вы!… да что забыли? Вы все это знаете и помните, но так уж вы самовольны, что ни воля Господа, ни заповеди Его апостолов, ни их примеры, – ни что вам не препятствует слушаться своей гордой воли. Но из-за чего же это? Сказано: «не можете служить Богу и мамоне» ( Мф.6:24 ). Как вам служить Богу, когда вам жаль своей мамоны? – Итак, помни: гордость духовная, похоть плотская и мамона – вот ваши господа, а вы их слуги.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Полемизируя с иудеями, св. Иустин Философ пишет: «Ни по другому чему вас [иудеев – Г.Ф.] распознают, как только по плотскому обрезанию. Авраам получил от Бога свидетельство своей праведности не через обрезание, но через веру; ибо, прежде, нежели он обрезался, сказано о нем так: Авраам веровал Богу, и это было вменено ему в праведность ( Быт. 15:6 ). И мы, которые, будучи необрезаны по плоти, веруем в Бога через Христа, и имеем обрезание, полезное для нас, Его стяжавших, т.е., обрезание сердца, надеемся явиться праведными и благоугодными Богу, потому что мы уже получили это свидетельство от Него, через пророческие слова» 477 . Подобные рассуждения высказывает блаж. Августин: «Здесь же высказывается и то знаменитое суждение, которое упоминает апостол, чтобы показать действие благодати Божией: Верова Авраам Богу, и вменися ему в правду ( Быт. 15:6 ; Рим. 4:3 ; Гал. 3:6 ), – высказывается для того, чтобы обрезанные не тщеславились, не устраняли необрезанные народы от веры во Христа. Ибо, когда случилось это, что вера Авраама вменилась ему в праведность, Авраам еще не был обрезан» 478 . О предызбрании язычников к вере в Аврааме говорит св. Ириней Лионский : «А что наша вера была также предызображена в Аврааме, и что он был патриарх нашей веры и, как бы, пророк, это вполне показал апостол в послании к Галатам, говоря: Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере? Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак верующие благословляются с верным Авраамом… ( Гал. 3:5–9 ). За это он назвал его не только пророком веры, но и отцом верующих из язычников во Христа Иисуса, потому что вера его и наша – одна и та же, ибо он веровал ради обетования Божия в будущее, как будто, оно уже совершилось, мы же, подобным образом, по обетованию Божию, верою взираем на наследие в Царстве (Небесном)» 479 . Примечательно, что веру христиан из язычников св. Ириней называет верой Авраама. Вера христиан и вера Авраама одна и та же вера! 5.7. Усомнился ли Авраам?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Говоря о появлении и развитии зла в человечестве, апостол, вопреки учению о прирожденности зла человеку, говорит, что грех вошел в мир, вошел только с известного времени, чрез первого человека ( Рим.5:12 ), причем указывает на сатану, прельстившего Еву хитростью своею ( 2Кор.11:3 ). Так как состояние греха не было одним временным от нормы уклонением, а повлекло за собой расстройство всей природы человека, то, появившись в первых людях, оно перешло на все происшедшее от них потомство и притом со всеми его последствиями. Как одним человеком, говорит он, грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим.5:12 ). Эта изображенная апостолом преемственная передача греховного состояния и есть то, что изображено в словах Христа Спасителя: рожденное от плоти есть плоть ( Ин.3:6 ). Так именно и называет апостол греховное состояние человека, когда говорит далее о развитии греха в самой природе человека. Изображая это развитие, апостол говорит, что в каждом человеке есть два начала: дух (πνεμα) и плоть (σρξ). Дух есть источник всего доброго, всякой правды и добродетели, а плоть есть источник всякой неправды, всякого порока. Находясь под влиянием первого начала, человек покланяется Богу и исполняет всякую волю Его ( Гал.5:22 ), а находясь под влиянием второго или плоти, он забывает Его, живет вопреки указаниям закона нравственного, и до того падает нравственно, что становится хуже животного. Дух действует согласно, во-первых, с законом Бога, и, во-вторых, с законом ума, а плоть – согласно с законом греха, находящегося в членах ( Рим.7:22–23 ). По такому различию своему между духом и плотью находится постоянная борьба. Плоть, говорит апостол, желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы ( Гал.5:17 ). В этой борьбе перевес бывает, по большей части, на стороне плоти. Возбуждая в человеке ряд похотей, которые бывают по своему характеру: злы ( Кол.3:5 ), бессмысленны ( 1Тим.6:9 ) и обольстительны ( Еф.4:22 ), она подчиняет сперва сердце ( Рим.1:24 ), потом ум, а наконец и самые члены тела ( Рим.6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОБРЕЗАНИЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Обрезание ( Быт 17:10 -12, Ин 7:22 ), обряд ветхозаветной религии , который состоял в обрезании крайней плоти всех младенцев мужеского пола в 8-й день по рождении их. Этот обряд был установлен в знамение завета Бога с Авраамом . Повеление об обрезании было повторено Моисею ( Исх 12:44 , Лев 12:3 , Ин 7:22 ,23). Евреи всегда с особою точностью соблюдали обряд обрезания. Как оказывается из несомненных свидетельств, обрезание употреблялось даже прежде времен Авраама. Египтяне совершали этот обряд в очень раннюю эпоху. Приккард свидетельствует, что он был в употреблении между народом Амакосою, составляющим очень значительную часть южно-африканского народонаселения. Кафры доселе совершают оный, и вероятно, он был общим между первобытными жителями земли Ханаанской , потому что филистимляне позднейшего времени первоначально именуются необрезанными. От евреев многие другие восточные народы приняли означенный обряд и он составляет главное условие вступления в ислам , хотя в настоящее время считается магометанами не более как делом обычая и иногда не совершается над детьми до их пятилетнего или шестилетнего возраста. Орудиями для совершения обрезания служили: нож, бритва и даже острый каменный нож ( Исх 4:25 , Нав 5:3 ). Среди иудеев обрезание соблюдалось как религиозный обряд, для отличия естественных потомков Авраама ( Рим 4:9 -12). Иудеи времен апостольских, обратившиеся в Христианство, продолжали приписывать этому физическому отличию столь великую важность, что считали соблюдение оного существенно необходимым для спасения. Это религиозное заблуждение произвело сильное несогласие среди членов Церкви Галатской, и поэтому ап. Павел торжественно писал им: " Вот я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа; еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон " ( Гал 5:2 -3) и для того чтобы показать отличительное свойство новозаветного домостроительства, он прибавляет: " Ибо во Христе Иисус ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь " ( Гал 6:15 ).

http://drevo-info.ru/articles/7407.html

без различия, одно вместо другого. Об этом ясно свидетельствуют нам книги: Исход (наприм., 16, 24, 31, 34, 35 главы) и Второзаконие (4, 6, 10 гл.), и св. апостол говорит, что преступивший заповедь: «не убий» – преступник закона ( Иак.2:10–11 ) 2 . Точно так же и приведенные тобою слова Христа касаются не только десятословия, но и всего «закона и пророков»; посему Христос там же перечисляет не только заповеди десятословия, но и многие другие заповеди, которые «сказаны древним» ( Мф.5:17–7 гл.). При этом еще заметь, Петр, что Христос отнюдь не сохраняет буквы древних заповедей, не исключая и десятословия. Так что приведенное тобою основание в пользу исполнения буквы только десятословия опровергается самим Писанием. И ты должен согласиться, что, если праздновать субботу по букве 4-й заповеди, то нужно тогда исполнять и весь древний закон, в котором есть заповеди и большие десятословия ( Мф.22:37–40 ; Ин.7:22–23 ), потому что согрешивший даже в одном чем-нибудь из закона виновен против всего закона ( Иак.2:10 ; Гал.3:10 ). Следовательно, или соблюдай по букве весь древний закон, или согласись, что соблюдение одной только субботы с твоей стороны есть также беззаконие, потому что подвергает тебя клятве закона ( Гал.3 ), который ты соблюдением субботы признаешь для себя обязательным. Петр задумался. Наконец, он вспомнил новый выход из затруднительного положения, подсказанный ему «Библейскими чтениями о настоящей истине» – Пусть будет по-вашему, – утирая с лица пот и подтягиваясь, снова заговорил Петр. – Пусть Писание не отличает десяти заповедей от закона и называет также и десятословие законом. Словом, – пусть я буду неправ, строя защиту субботы на различии слов: «заповедь» и «закон»... Но вот в следующем я обязательно буду прав. Писание нам ясно говорит о двух законах. Один – это закон Божий, а другой – Моисеев: «и не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, читаем в 4-ой книге Царств, если только они будут стараться согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой, Моисей (21:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

( Гал. 1:6-7 ); «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». ( Гал. 1:8-9 ) . Не имеют никакого отношения к Церкви лжепророки: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его». ( Втор. 18:22 ); «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» ( Мф. 7:15-16 ). Все те, кто утверждает, что Иисус был человеком и стал Христом позже Своего Воплощения, также не имеют отношения к Церкви: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин. 4:2-3 ). Все, кто отвергает Воскресение Христово, находятся вне Церкви: «…а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор. 15:14 ). Все, кто объявляют, что второе пришествие Иисуса Христа уже состоялось, находятся вне Церкви: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, [Он] в пустыне», – не выходите; «вот, [Он] в потаенных комнатах», – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:23-27 ). К Церкви никакого отношения не имеют те, кто не любит Иисуса Христа: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема…» ( 1Кор. 16:22 ). Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.

http://azbyka.ru/nuzhno-li-vocerkovlenie...

Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое» ( Рим.7:19–21 ). Отсюда с несомненностью открывается, что в подзаконном человеке шла борьба не случайных влечений только, – иначе добро, при известных условиях, могло бы побеждать зло, и общего закона, установленного Апостолом, не было бы. Истинное бедствие состояло в том, что, при свете закона, человек ясно сознавал полнейшее несоответствие между хотением добра и осуществлением его, – между внутренним услаждением Закону Божию и своей непрестанной житейской греховностью. Корень зла, таким образом, восходил в самую глубину человеческой души, где воля была уже бессильна что-нибудь пересоздать и видоизменить. «Ибо по внутреннему человеку, – говорит Апостол, – нахожу удовольствие в Законе Божием: но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим. 7:22–23 ). Этой-то борьбой «внутреннего человека» или «закона ума» с «законом плоти» или греховным началом и объясняется невозможность для подзаконных людей приобретения цельного добродетельного и богоугодного настроения. В них постоянно «плоть и дух взаимно противятся. Плоть желает противного духу, а дух противного плоти» ( Гал.5:17 ). И как «плоть» на самом деле была сильнее «духа» ( Рим. 7, 23 ), то и человек становился под ее власть, – делался «плотяным человеком», рабом греха ( Рим.6:17–20 ), проданным ему ( Рим.7:14 ), состоявшим под его игом или стражею ( Гал. 3:23 ). Естественно, что при таком положении невозможно было говорить об оправдании человека собственными силами ( Пс. 129:3 ; Деян. 13:39 : Рим. 3:20 ). Надлежащее исполнение закона ему было не доступно. Он мог соблюсти его лишь с внешней стороны. – Между тем уже в десятословии предписывается не только воздерживаться в поступках от всех видов зла, но даже и «не желать» в мысли этого зла (10 заповедь закона). В пророческое время духовный характер закона и служения Богу истолкован был еще выразительнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

В этом виде Он являлся апостолам, с ними ел и пил после Воскресения и был осязаем Фомой, сказав всем принимавшим Его за духа: осяжите Меня и разсмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк. 24, 39). Так Он и вознесся во славе, так и опять придет в том же виде — в нашем образе, и увидит Его всякая плоть грядущим с небес, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Его, как написано (2 Фес. 1, 7–8); с которыми будут мучиться распявшие Его иудеи и не принимающие изображений Его иконоборцы. Это, братия, евангельская проповедь, это — апостольское учение. Мудрствующие же иначе, напротив, стараются увести народ Божий к иному благовествованию, которое впрочем не иное (Гал. 1, 6–7), предлагая ложные писания, говоря от своего чрева, а не из уст Господних. Ибо обычно к пшенице всегда примешиваются плевелы и к истине прибавляется ложь. Да и как открылась бы истина, если бы не было противоречий? Но если бы даже мы, — говорит апостол, — или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что€ мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что€ вы приняли, да будет анафема (Гал. 1, 8–9). Излишне было бы мне писать вам, что возможно изображать Богородицу и святых. Ибо глупо было бы говорить, что какой-нибудь человек не может быть изображаем. А отрицающие, что Христос, Который есть Глава Тела Церкви, может быть изображаем, полагали заодно уничтожить и иконы членов Христовых, так как мы все — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор. 12, 27). Ибо для них является обличением то, что Матерь Божия изображается на иконе, а Родившийся от Нее и питавшийся сосцами Ее и испытавший все, относящееся к телесному пребыванию Его, нет. Их разоблачает и то, что свидетели и слуги будут живописуемы, а Тот, Которому они служили и с Которым общались, не будет изображаем. Они оказываются даже хуже иудеев, потому что не принимают иконы ни Моисея, ни кого-либо другого из пророков, между тем как иудеи, жившие прежде благодати, принимали священные изображения, будучи подзаконными, а не христианами. А эти так безумствуют, что противоречат и самим себе, и иудеям, и, по сути, не являются ни иудеями, хранителями закона, ни христианами, так как не изображают Христа, Которого признают ставшим Человеком. Есть такое изречение апостола Петра в истории мученичества святого Панкратия: «Сын Иосиф, вынеси икону Господа нашего Иисуса Христа и поставь ее на башне, чтобы видели, какой образ принял Сын Божий, чтобы, увидев, еще более уверовали, взирая на вид образа, и вспоминали о том, что нами проповедано Им».

http://pravoslavie.ru/6065.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010