Глава II Продолжение речи о величии домостроительства нашего спасения во Христе Иисусе: религиозно-нравственное состояние Иудеев и язычников до Христа и их возрождение во Христе (1–10). Сравнение состояния язычников с состоянием Иудеев. Примирение всех с Богом во Христе и последствия этого примирения (11–22) Еф.2:1–10 . Доселе, в первой главе, Ап. изображал величие христианства вообще, а теперь, в частности, он говорит о том, что христианство сделало для читателей послания. Ранее они были людьми мертвыми духовно из-за грехов своих, а теперь во Христе они оживлены Богом и могут жить, творя добрые дела. Еф.2:1 .  И вас, мертвых по преступле­ниям и грехам вашим, Еф.2:2 .  в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, го­с­по­д­с­т­ву­ющего в воз­духе, духа, дей­с­т­ву­ющего ныне в сынах про­тивле­ния, Прежде всего Ап. говорит о состоянии язычников, потому что большинство ефесских христиан, очевидно, ранее были язычниками. Эти язычники были «мертвы» – конечно в смысле нравственном. Хотя многие языческие народы, и в особенности греки, хвалились своими успехами в культуре, гордились тем, что они живут весело и счастливо, тем не менее их жизнь была вовсе не настоящая жизнь, не та, какая только и заслуживает наименования «жизнь». Они все были грешники и творили всякого рода грехи ( «преступление» и «грех» – синонимы). – «По обычаю мира сего.» «Мир сей» – это мир несовершенный, лукавый ( Гал.1:4 ), с которым Ап. не советует дружить христианам ( Рим. 12:2 ). – «По воле князя, господствующего в воздухе». Здесь, несомненно, разумеется сатана (ср. 1Кор.11:9–21 ; 2Кор. 4:4 ). Назван он «князем власти воздуха» (русский перевод здесь неточен) потому, что его власти подлежат разные духи, которые здесь названы в собирательном смысле «властью» ( εξουσα ср. Кол.1:13 ). Власти эти названы «воздушными» ( τ. αρος) в том смысле, что они невидимы, невоспринимаемы, след. бестелесны (проф. Богдашевский), хотя нельзя не сказать, что Ап., называя их воздушными, очевидно, давал понять, что их влиянием, их вредоносным дыханием, можно сказать, насыщен был весь воздух, каким дышали язычники. Последние, таким образом, дышали зараженным воздухом и этим объясняется их упорство во грехах. – «Духа». Вероятно, здесь един. число вместо множеств.: духов. Диавол точнее определяется, как князь духов, которые и теперь еще действуют в упорных, не поддающихся влиянию евангельской проповеди людях ( «сын противления» – гебраизм, обозначающий людей, которые, так сказать, по природе своей противятся Богу (ср. выраж. «сын погибели» во 2Сол.2:3 )).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Миссионерская памятка избранных стихов св. Писания 1) О Церкви Христовой 2) О священ. Писании е) Итак, догматический закон Моисея в силе и в Новом Завете. Мф. 5:17–18 . Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророки. Иоан. 5:39,46 . Исследуйте Писания, ибо вы думаете... Деян. 8:32–35 . Филипп... начав от сего Писания ( Ис. 53:7–8 ) Примечание , как к настоящей, так и к последующим памяткам: 1). Подбор указаний на тексты предназначается ко вложению в Библию или Нов. Завет. 2) Но предварительно требуется ознакомиться подробнее со стихами и объяснением их по книге: «Меч духовный» или «Щит веры», дабы знать смысл каждого стиха. 3) Знаком вопроса отмечены стихи, которыми сектанты делают возражения, а знаком – краткий ответ на эти возражения. 4) На стихах, пред которыми поставлен знак ? следует внимательно остановиться, и отметить их в Библии разъясняющими цитатами. 5) Ответы на возражения могут быть весьма разнообразны. 6) Более веские стихи по данному вопросу следует подчеркнуть. 7) Тексты, состоящие из многих стихов, означаются в цитатах многоточием. 3) О чтении и толковании свящ. Писания а) Истин. смысл Писания не всем доступен Мф. 22:29. Заблуждаетесь, не зная Писаний. 2Петр. 1:19 . Вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему… Колос. 4:16 . Прочитанное послание передать... 1 Фесс. 5: 27. Прочитать сие послание всем святым. д) В Священ. Писании возвещаются такие тайны, проникнуть в которые и для Ангелов является делом только желательным 1Петр. 1:2 . Им... открыто было... во что желают проникнуть Ангелы. 1Тим. 3:16 . Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти. ж) И Апостолам не вдруг открывалось разумение Писания Лук. 24:45 . Тогда отверз им ум к уразумению писаний. 4) О свящ. Предании г) Строгие прещения противн. Предания Гал. 1:8–9 . Если бы... не то что мы благовеств... анафема. (Писаний новозаветных сначала не было). 5) О соборах Церкви г) Необходимость введения новых правил благочиния в Церкви вытекает из понятия о самой Церкви, как теле живом, которое в своих членах

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

О почитании духовных пастырей Верующие должны · принимать их, как посланников Божиих: [Ибо] уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его; потому что он вестник Господа Саваофа ( Мал.2:7 ). – [Итак] каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ); · внимать и следовать их наставлениям: Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании, и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его ( 2Фес.2:14 ). Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно ( Евр.13:17 ); · следовать их примеру: Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу ( 1Кор.4:16 ). [Ибо] вы сами знаете, как должны вы подражать нам, ибо мы не бесчинствовали у вас ( 2Фес.3:7 ); · подражать их вере: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр.13:7 ); · почитать и уважать их: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим.5:17 ). Почитать их преимущественно с любовью за дело их ( 1Фес.5:13 ); · молиться за них: умоляю вас, братья, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу ( Рим.15:30 ). Молитесь за нас ( Евр.13:18 ). Правое дело – то, чтобы священнослужители получали награду от верующих: Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? ( 1Кор.9:11 ). Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим ( Гал.6:6 ). Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и трудящийся достоин награды своей ( 1Тим.5:18 ) [Отправляя 12 апостолов на проповедь, Иисус Христос сказал им]: «не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания» ( Мф.10:10 ). Об обязанностях пастырей по отношению к верующим

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней Часть вторая Агиа Анна. Каливы 1 Отсутствие забот и попечений никогда не должно быть поводом к угождению плоти: «к свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служ2те друг другу» (Гал. 5: 13). 2 Нечистому и ропотному сердцу Бог помогает прийти к покаянию и смирению тяжелыми условиями жизни, а смиренному и терпеливому сердцу – условиями, способствующими духовному росту. 3 Живи так, чтобы твой ум не мешал тебе жить. 4 До тех пор, пока мы что-то знаем, мы никогда не приблизимся к истинному Знанию; «кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» (1 Кор. 8: 2). 5 Бежать в поисках такого места, где наше самолюбие не будет уязвлено другими людьми, значит, из огня броситься в пропасть. 6 Испытывать неприязнь к другим людям – то же самое, что испытывать неприязнь к своей тени. 7 Для чего думать о пустом, если мы имеем возможность думать о главном, – о своем спасении? 8 Выберешь этот мир, – он тебя и убьет. Выберешь Бога, – Он тебе подарит Вечную Жизнь. 9 Лучше переплыть ручей, чем посуху перейти море. Лучше в смирении стяжать малую благодать, чем от гордости потерять большую. 10 Когда пастух ведет стадо на пастбище, то идет впереди стада. А когда он пасет стадо, то идет позади него. Когда Господь открывается людям, то становится впереди людей, а когда смиряется, то становится позади них. 11 Успей отречься от мира, прежде чем мир отречется от тебя. 12 То, что постоянно уходит, постоянно возвращается. То, что постоянно умирает, постоянно рождается. То, что постоянно стареет, постоянно обновляется, «ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4: 18). 13 Если не позволять людям быть откровенными, не услышишь ничего для себя полезного. 14 То, чего мы требуем от других людей, именно этого у нас самих недостает. 15 Суровые обстоятельства жизни загоняют нас в узкие врата, которые открываются в Безконечность. 16 Ты живешь в этом мире столько, насколько привязана к нему твоя мысль.

http://isihazm.ru/1/?id=185

Предисловие Исполняя, по мере сил своих, при других многосложных занятиях, строго ответственный долг учительства ( Иез.34:4–10 ), возложенный Божественным Пастыреначальником на всех преемников Апостольского служения ( Мф.28:20–21 ), я, среди не негорького служения моего, имел утешение видеть благоговейное внимание паствы к моим наставлениям и слышать искреннее желание многих постоянно пользоваться ими. В удовлетворение таковому благому желанию, и по чувству пастырской любви моей, которая ищет общения со всею паствою не в одной молитве веры, а и в проповедании слова истины, я решился напечатать их; чрез что надеюсь не только глубже напечатлеть мои наставления в душах, слышавших оные из моих уст, но и передать их не слышавшим, дальним чадам обширной паствы Вятской, в предохранение их от тлетворного духа времени и в побуждение к преспеянию в святой вере, благочестии и любви к Престолу. При сем считаю нужным предварительно выяснить следующее: во всех моих «Словах и Речах», издаваемых ныне в свет, не находится прямых суждений о современных вопросах, нет отзывов о настоящих преобразованиях. Это умолчание, предваряю читателей, произошло не от невнимания моего к сказанным преобразованиям, но именно от особенного, живого моего к оным сочувствия. В настоящее время, когда современные преобразования так озабочивают Правительство и так занимают литературу, пастырям Церкви, по личному моему убеждению, настоит особенная надобность не столько раскрывать благотворность сих преобразований, выясняемую в распоряжениях Правительства и в литературе, сколько изъяснять учение Христово и предлагать с надлежащими убеждениями требования Евангельской нравственности, под руководством Православной Церкви. Такое раскрытие, составляя прямую обязанность пастырского служения ( Еф.4:13 ), может быть весьма полезно и для успеха современных преобразований в разных отношениях. Так оно, во-первых, может сообщить ясность и верность нашим суждениям о современных вопросах, дать руководящий светоч, посреди разнообразных указаний современных мыслителей; во-вторых, оно может расчистить почву для всех благих реформ, возбуждая дух христианской любви, самоотвержения, кротости и других нравственных качеств, без которых самые лучшие учреждения не войдут в жизнь народа; наконец, и это наконец должно венчать все наши заботы об улучшении современной жизни, оно может привлекать на все благие начинания благословение Божие, ниспосылаемое верующим от сердца ( Гал.3:9 ) и соблюдающим уставы Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Глава 11 После сего повелевает Бог сказать всему народу: Иер.11:3 . Сия глаголет Господь Бог Израилев: проклят муж, еже не послушаешь словес завета сего, ( Иер.11:4 ) «его же заповедах отцем вашим в день, в оньже изведох их от земли Египетския, от пещи железныя. Сие», и законополагая, присовокупила, к закону; ибо сказал: «проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных в книзе законней, яко творити я» ( Гал.3:10 ). Но и там, а также и здесь, обещает Бог, что соблюдающий божественные заповеди сподобит всякого о них, попечения. Напоминает же и о том, что сказано отцам их, и об их непокорности. Ибо говорит: Иер.11:8 . Ни приклониша уха своего, и поидоша муж в прямоте «сердца своего» злого. Под «прямотою» разумеет здесь Пророк не правоту, но лукавство, произведенное коснением во грехе; потому что не уклонялись от своей стези, но постоянно шли тем же путем. «И наведох на них вся словеса завета сего, его же заповедах» им «да сотворят, и не сотвориша». Ибо предал их различным наказаниям, и были они в порабощении, то у Аммонитян, то у Моавитян, а иногда у Филистимлян. Иер.11:9 . И рече Господь: обретено есть совещание в мужех Иудиных, и во обитающих во Иерусалиме. ( Иер.11:10 ) «Возвратишася к беззакониям первым отец своих, иже не хотеша слышати словес Моих». Сказанное: «обретено есть совещание», значит: связаны и тесно соединены они с отцами, и идут путем их. Ибо сию мысль выражает Пророк и в присовокупленных словах: «И се, тии поидоша по бозех чуждих, да служат им». Поступают же так, нарушая данный им завет. Поэтому обременю их всякими бедствиями, и сетующих не удостою пощады; да и от тех богов, которым служат они, помощи не получат. Сказует же и о множестве сих богов. Иер.11:13 . По числу бо градов твоих беху бози твои, Иудо, и по числу путей Иерусалимских постависте олтари студныя, олтари на каждение Ваалу. И, по чрезмерности нечестия, запрещает Бог приносить о них молитвы. Ибо говорит: Иер.11:14 . Не молися о людех сих, и не проси о них в мольбе и молитве: не услышу бо тебя «во время вопля их ко Мне, и во время озлобления их;» потому что приносят моления уже во время самого наказания. Потому и Пророк Давид увещавает, говоря: «предварим лице Его во исповедании» ( Пс.94:2 ). А здесь Пророк показывает беспримерное нечестие Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Краткое рассуждение первое. О провидении и промысле Отверзшу тебе руку, всяческая исполнятся благости: отвращшу же тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут и в персть свою возвратятся ( Пс.103:28–29 ). § I Провидение есть действе Бога, коим Он по предведению и намерению своему – всё премудро и праведно управляет. Провидение иные называют действием, иные определением. Однако сии не различествуют между собою как вещи противные, но суть одна другой подчинённые. Ибо, что Бог ни делает – то и определил сделать: Разумна бо от века суть Богови вся дела его ( Деян.15:18 ). § II Слово Провидения различно взимается: α) Означает сведение о будущем, которое, Бог предвидит, как говорит Пётр Апостол: Сего нарекованным советом и проразумением Божиим предана приемше, руками беззаконных пригвождше убисте ( Деян.2:23 ). β) значит – самим делом иметь попечение о вещах нужных, как говорит Авраам к Исааку: Бог узрит себе овча во всесожжение, чадо ( Быт.22:8 ). Или, как Соломон пишет: мала и велика сей (Бог) сотвори, подобне же проразумевает о всех ( Прем.6:7 ). γ) Означает совокупно три части провидения, кои суть: предведение, намерение, и управление. I. Предведение, о коем говорит Павел: ихже бо предуведе, (тех) и предустави сообразных быти образу Сына своего ( Рим.8:29 ). Оно иногда называется просто предуведением, – иногда благоволением и любовью к избранным; как Сын Божий говорит: Аз есмь пастырь добрый: и знаю моя, и знают мя моя ( Ин.10:14 ). Или, как пишет Павел: ныне же, познавше Бога, паче же познани бывше от Бога, како возвращаетеся паки на немощныя и худыя стихии, имже паки свыше вспять служити хощете? ( Гал.4:9 ). И на другом месте: позна Господь сущыя своя ( 2Тим.2:19 ). Бог предвидит зло, равно как и добро, как напр.: предвидел порабощение Израильтян: и речено бысть ко Авраму: ведый увеси, яко преселно будет семя твое в земли не своей, и поработят я, и озлобят я, и смирят я лет четыре ста ( Быт.15:13 ). Предвидел пленение Павлово, как пишет в Деяниях Евангелист Лука: Пребывающым же нам тамо (в Кесарии) дни многи, сниде некто от Иудеи пророк, именем Агав; и пришед к нам и взем пояс Павлов, связав же свои руце и нозе, рече: тако глаголет Дух святый: мужа, егоже есть пояс сей, тако свяжут его во Иерусалиме Иудеи и предадят в руце языков ( Деян.21:10–11 ). Предвидел опасность Давидову, как пишется: и рече Давид (ко Господу): аще предадят мя иже в Кеиле, и мужи моя в руки Саули? И рече Господь: предадят ( 1Цар.23:12 ). Но притом потребно ведать, что предвиденная вещь не есть необходима. Ибо как из примера видно, хотя и предвидел Бог , что Давида в руки врага предадут; однахож сие не сбылось, поскольку Давид из Кеилы убежал. Христос знал, что может умолить Отца своего, чтоб представил ему вящше неже дванадесяте легеона Ангел ( Мф.26:53 ); однако сего не сделалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 121. Время усиленной любви О социальной работе в период Четыредесятницы пятница 4ой седмицы Великого поста Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы начнем искать ответ на вопрос: в чем заключается духовная десятина и следовательно, каков должен быть характер Четыредесятницы для вращающегося посреди мира христианина? О том, что его десятина может и должна отличаться от десятины монашествующего и так понятно! Неразумно ведь требовать хлеба от того, кто занимается разведением скота?! Поэтому и в ветхозаветные времена десятину Господу отдавали от плодов своих рук и из своей, а не чужой собственности ( Втор. 14:22-23 ). Кто-то отделял десятину от плодов своего земледелия, а кто-то давал от плодов скотоводчества! Более того, даже казалось бы одного рода занятия разнились между собой, ибо плоды гумна (участка или помещения для сжатого хлеба) отличались от произведенияточила, т.е. резервуара для виноделия! В нашем же случае, великопостные занятия и самих монашествующих должны отличаться в зависимости от того, кто из них к какому разряду принадлежит, ведя общежительный или отшельнический образ жизни! Требовать же от мирян того, что дать могут лишь монахи-отшельники – не только неразумно, но и вредно! И основной вред от такого требования в том, что несоответственные положению занятия не дают совершать дела необходимые. А вот что это за дела, давайте и выясним. Еще на 73 занятии мы с вами выяснили, что первоначальной причиной установления Четыредесятницы послужила привязанность к богатству, не желавшая помогать ближнему! Ибо во времена апостолов, когда речь заходила о вспомоществовании ближним ( 1Кор 16:1 , Гал. 2:10 ), христиане делились своим добром друг с другом весьма охотно, помня, что кто сеет щедро, тот щедро и пожнет ( 2Кор. 9:6 ) икаждому тогда давалось, в чем кто имел нужду, так что не было между ними никого нуждающегося ( Деян. 4:34-35 ). Но так было недолго. Уже апостолы вынуждены были ограничиваться призывами о том, чтобы жертвовать столько, сколько позволит состояние ( 1Кор 16:2 ).

http://azbyka.ru/video/121-vremja-usilen...

Разделы портала «Азбука веры» Душепопечение – 1) забота о человеке , осуществляемая в свете евангельского учения, направленная на избавление от греховности, раскрытие в нём черт образа Божьего , стяжание им праведности, добродетелей в соответствии с идеалом, представленном в Лице и жизни Господа Иисуса Христа ; 2) духовное окормление, духовничество. Душепопечение разделяют на общее, которое человек получает во время  богослужения , участвуя в Таинствах и требах , и частное – это беседы, в которые могут входить и молитва и изучение Священного Писания . Душепопечение обычно рассматривается в пастырской практике является синонимом духовничества . Однако и на мирян возложена обязанность учительства, связанного с душепопечением ( 1Фес.5:11 ; Евр.3:13 ; 1Петр.4:10-11 ; Гал.6:1 ). По благословению священноначалия миряне оказывают психологическую и  катехизаторскую помощь при храмах. О пастырском душепопечении иеромонах Ншан Петросян Термин душепопечение введен в употребление святым Григорием Двоесловом . Он соответствует терминам: «строительство душ», «непрерывное попечение о спасении паствы», сораспятие, сострадательная любовь и пр. Все эти термины означают всю полноту пастырской любви и заботы о спасении паствы. Душепопечительство не выражается в каких-либо определенных специальных приемах или способах воздействия на пасомых. Оно пронизывает все виды общения пастыря с паствой, являясь их душой и движущей силой. Пастырь призван всегда жить ее скорбями и духовными неудачами, стараясь помочь превозмогать их. Таково существо душепопечения пастыря. Апостолы несли верующим не только благовестие, но и свои души ( 1Фес.2:8 ), обходясь с ними, «как кормилицы с детьми» (2, 7), как любящий отец, готовый просить, убеждать, умолять каждого из верующих «поступать достойно Бога» (2, 11–12). Апостолы были для «всех всем», плача с плачущими, изнемогая с изнемогающими и немощными, чтобы «спасти, по крайней мере, некоторых» ( 1Кор.9:22 ). Душепопечение – это деятельная сторона заповеди «любите друг друга». Душепопечение – это забота пастыря о ближнем, вверенном ему Богом души так, как апостол Павел говорит в послании к римлянам: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас во славу Божию» ( Рим.15:7 ). Это – когда человек со своими проблемами находится перед Богом вместе с другим человеком. И задача душепопечителя – идти рядом с человеком, неся его ношу какую-то часть пути, ставя ближнего в центр внимания.

http://azbyka.ru/dushepopechenie

Разделы портала «Азбука веры» «Яко все боги языков – бесове…» ( Пс.95 ) «Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?» ( Гал.4:8-9 ) Чтобы понять происхождение и сущность неоязычества, что значит нового, вновь созданного, возрожденного язычества, следует вначале уяснить понимание самого язычества как определенного феномена религиозной жизни, истории и культуры человечества. Для этого у современного русского человека имеется два основных источника: научно-философское религиоведение и Священное Предание Христианской Церкви. В соответствии с первым, язычество это сравнительно примитивная, менее развитая форма религиозности, в истории более ранняя, нежели теизм (единобожие). Как правило, это политеистическая религиозность: многобожие в сочетании с различными видами тотемизма (поклонение легендарным предкам), фетишизма (поклонение предметам), анимизма (одушевление предметов и сил природы) и почти непременными атрибутами в виде магии и колдовства как практической стороны культа. Языческие религии своеобразны в каждом народе, но имеют и общие черты. Особенно, у народов одной расы, что дает возможность говорить об общих признаках язычества индоевропейских народов (в прошлом), а также язычества народов монголоидных и негроидных. Примерно такое понимание и существует в сознании большинства ученых и простых обывателей. При этом остается много неясного. Если это просто более примитивная форма религиозности, то почему многие народы как пребывали в язычестве, так и остаются в нем? Почему даже сейчас, в информационном обществе, им не сменить примитивную и неразвитую, в сравнении с теизмом, форму религиозности на более развитую форму, теистическую? Действительно, некоторые народы в истории перешли от язычества к теизму (почти все европеоидные или иафетические народы, семито-хамитские – арабы, некоторые негроидные народы). Однако другие, остающиеся в своей основе языческими народы и страны также успешно экономически и культурно развиваются и даже, в определенном смысле, процветают. Например, Япония, Китай, Индия, ряд других государств в Азии и Африке.

http://azbyka.ru/yazychestvo-i-neoyazych...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010