40 Кстати, несколько слов критикам православного аскетизма. Православные подвижники усмиряли себя постом и бдением, порабощали себя веригами и юродством не для того, чтобы «заработать прощение». Они стремились к победе над собой, к победе духа над плотью. Через воздержание и другие подвиги они «распинали» свою плоть (см. Гал.5:24 ), как необъезженную лошадь усмиряют голодом, лишая ее избытка дурных сил. Здоровый дух, по Библии, – не столько в здоровом теле, сколько в страдающем (см. 1Пет.4:1 ) (конечно, если страдание принимается с благодарностью, как из рук Самого Господа). Сильный дух – в немощной плоти. «Дух бодр, плоть же немощна» ( Мф.26:41 ), в НЗГЯ: «Дух деятелен – плоть же бессильна». «Сила Моя совершается в немощи», – говорит Господь ( 2Кор.12:9 ; см. также 1Кор.2:3-4 ). Только тот, кто усмиряет и порабощает свою плоть (как бы обессиливая ее), способен успешно побеждать «плотские похоти, восстающие на душу» (см. 1Пет.2:11 ) и не исполнять «вожделения плоти» (см. Гал.5:16 ). Торжество духа нам необходимо для того, чтобы исполнить две самые главные христианские заповеди: возлюби Бога всем сердцем и возлюби ближнего, как самого себя. «Любовь – это цель. Борьба со страстями – это путь. Молитва – это движущая сила». В этом – смысл православного аскетизма и развившегося из него православного монашества. 41 Особенно я умилялся «присущей» мне, как баптисту, миссионерской ревности. Хотя, по Библии, я должен был испытывать какие-то другие чувства: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» ( 1Кор.9:16 ). «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лук.17:10 ). 42 Наверное, в первый раз – на очередной сессии в баптистском институте в Москве. Тогда после лекций вечером я уходил из общежития, и забредал в гулкий полутемный коридор умиравшего на ночь здания Союза ЕХБ. Здесь я читал Библию и молился, стараясь себя утешить. Но, возвращаясь к ребятам, только глубже прятал непонятную печаль.

http://azbyka.ru/operaciya-na-serdce-ili...

4:29; Гал.5:4—10; Гал.6:12—13), как некогда Иов называл беззаконниками своих благочестивых обвинителей (Иов.27:7). Все смешивается, последние становятся первыми (Матф.19:30), «мудрость мира сего» обращается в безумие (1Кор.3:19) и мытари с блудницами идут вперед блюстителей закона в Царствие Небесное (Матф.21:31). Благочестие потому облекается в Ветхом Завете в образы богоборчества, что жизнь во Христе, заповеданная Им блаженная жажда правды, стремление к усыновлению неизменно воспринимаются теми, кто вне Христа, как беззаконие и противление Богу.    С этой точки зрения легко объяснимо, почему в ряду святых богоборцев — подвижников Божиих, снискавших своею дерзостию осуждение от людей и славу от Бога — мы находим прежде всего тех четверых ветхозаветных персонажей, которые, по общепринятому мнению экзегетов, предызображают своей жизнью земной путь Христа. Это Иаков, Иов, Иосиф, Давид. Среди главных ветхозаветных прототипов Иисуса Христа мы не находим черт богоборчества, пожалуй, только у Иисуса Навина, однако его исключительная послушливость сначала своему наставнику Моисею, а затем и Самому Господу, по всей вероятности, связана с исключительностью дела, на которое он был поставлен. Другим избранникам Божиим тоже иногда приходилось прибегать к массовым кровопролитиям (2 Цар.8:2, 12:31 и др.), но все же эпизодически. Для Иисуса Навина это было делом жизни. «И предали заклятию все, что в городе, и мужей, и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечем» (Нав.6:20)... «И стали поражать жителей Гая... Так поражали их, что не оставили ни одного из них... Падших в тот день мужей и жен, всех жителей Гая, было двенадцать тысяч. Иисус не опускал руки своей, которую простер с копьем, доколе не предал заклятию всех жителей Гая» (Нав.8:21—26)... «В тот же день взял Иисус Макед, и поразил его мечем и царя его, и предал заклятию их и все дышущее, что находилось в нем; никого не оставил, кто бы уцелел... и воевал против Ливны... и истребил ее Иисус мечем и все дышущее, что находилось в ней...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

4) Не только за братию и друзей, но и за врагов должно молиться христианам. «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, – говорит Христос, – да будете, – говорит далее, – сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:44, 45 ). Так молился Сам Христос за врагов Своих: «Отче! Прости им» ( Лк.23:34 ). И святой Стефан: «Господи! Не вмени им греха сего» ( Деян.7:60 ). О чем молиться, научает молитва Господня – «Отче наш», о которой в следующем параграфе предлагается рассуждение с кратким изъяснением. § 334. Молитва Господня. «Отче наш, Иже еси на небесех!» Этот стих есть предисловие молитвы, из которого научаемся: 1) что Бог есть истинный Отец христиан, и «они суть сынове Божьи верою о Христе Иисусе» ( Гал.3,26 ). Следовательно, как Отца, с упованием должно Его призывать им, яко же дети плотские родителей своих призывают и руки свои к ним во всяких нуждах простирают. 2) Бог христианам – один Отец. Следовательно, они между собою братья, как имеющие одного Отца. 3) Должны христиане, как братья духовные, любовь между собою иметь. 4) Друг за друга к Богу молиться, и как бы один голос от сердца испускать к Небесному своему Отцу: «Отче наш!» «Этим Он научает, – говорит святой Иоанн Златоуст в беседе на это слово, – общую за братию творить молитву. Ибо не говорит: «Отче мой», но говорит: «Отче наш», – за общее тело воссылать молитвы, и везде видеть не только свою пользу, но и ближнего». 5) Когда христиане – братья по Богу, то все одну честь и славу имеют. Все, говорю: господа и рабы, прославленные и неизвестные, богатые и нищие, сановитые и простые, как братья. И потому не должны друг друга презирать, так как " все они – одно во Христе Иисусе» ( Гал.3:28 ). «Так, – говорит святой Иоанн Златоуст , – Он неравенство от нас выводит, и показывает великое равенство царя с нищим». 6) Как старательно должны от грехов беречься, более же добрыми нравами Богу уподобляться, как сыновья своему отцу, если без зазрения совести хотят Его призывать и называть Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Бог принимает решение (πρθεσις) спасти человека суверенно, по избранию (κλογ), а не в зависимости от предшествующих дел (Рим 9. 11; Гал 3. 2). Утверждение, что Бог, «кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает» (Рим 9. 18), дополнено иным: «...всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим 11. 32). Но, хотя избрание относится ко «всем человекам» (Тит 2. 11), оно не действует на «сынов противления» (Еф 5. 6; Кол 3. 6), к-рые «не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес 2. 10). Т. о., история, в к-рой Бог «ожесточил» сердце фараона (Рим 9. 17; ср.: Исх 4. 21), говорит не о предустановленности ко спасению или к погибели, а о промыслительном «преткновении» (Рим 11. 11, 32). Бог не позволил фараону испугаться знамений и отпустить израильтян раньше времени, чтобы в полной мере явить над ним силу Свою,- но этому «ожесточению» предшествовало безбожие самого фараона. Бог «ожесточил» иудеев против апостолов, чтобы вынудить последних идти к язычникам,- но этому ожесточению предшествовало желание иудеев «поставить собственную праведность». В отличие от греха и праведности вера и неверие во власти человека (Рим 11. 22-23; 2 Фес 2. 12). Предопределение вплетает человеческую свободу в ткань Промысла. Метафора сотворения горшечником из одной и той же глины сосудов «честных» и «бесчестных» (Рим 9. 21), не раскрывая «технологию» сотворения (ср.: 2 Тим 2. 20-21), подчеркивает, что избранный народ всегда состоял из спасаемых и погибающих, но «Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели» (Рим 9. 22). Приводя в пример историю Исава и Иакова (Рим 9. 13), толкуемую аллегорически по аналогии с историей Агари (Гал 4. 24), апостол, возможно, полемизирует с иудейским преданием, что «весь Израиль имеет удел в будущем веке» (Санхедрин. 90a), или, не относя его к этническому Израилю ( Stettler. 2017. S. 176), дает ему свою интерпретацию (ср.: Рим 11. 26). Призвание Иакова, совершённое не по его заслуге, П. считает прообразом призвания народов, а отвержение Исава - того «преткновения», к-рое постигло Израиль.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Видя такое долготерпение Милосердного нашего Отца, должны и мы быть терпеливыми к нашей согрешающей братии, не гневаться, не озлобляться на них, не мстить им за обиды, нам ими причиненные, но с терпением и кротостью ожидать их исправления, да так приобретем их Христу и себе истинными братиями сделаем, по подобию Небесного Отца, Который столько грешников Своим долготерпением приобрел и приобретает, как апостол написал: «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением» ( 2Пет.3:15 ). Ибо «благость Божия всякого грешника ведет к покаянию» ( Рим. 2:4 ). Там же нам открывается, что «Бог есть Дух» ( Ин 4:24 ). И мы, хотя и не можем быть духом, как имеющие плоть и кости, но можем и должны быть духовными. «Мы не должники плоти, чтобы жить по плоти, не по плоти жить, но духом умерщвлять дела плотские» ( Рим.8:12–13 ). Должны «попечения о плоти не превращать в похоти " ( Рим 13:14 ), поступать по духу, и не исполнять вожделений плоти; плоть распинать «со страстями и похотями» ( Гал.5:16, 24 ), «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» ( 1Пет.2:11 ), «чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» ( 1Пет.4:2 ), – да не о нас скажет Господь то, что сказал о первом мире: «Не может Дух Мой пребывать в человеках сих, потому что они плоть» ( Быт. 6:3 ). И апостол Иуда сказал: «Это люди душевные, не имеющие духа» ( Иуд 1:19 ). «Живущие по плоти Богу угодить не могут. Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» ( Рим 8:7–8 ). Так и в прочем христианам подобает в Святом Писании, как в зеркале, смотреть на образ Отца Небесного, чтобы «как мы носили образ перстного, носить нам и образ Небесного» ( 1Кор.15:49 ), да так засвидетельствуют христиане свое новое духовное рождение, да покажут, что они истинно «от воды и Духа» рождены ( Ин.3:5 ), истинно «от Бога родились» ( Ин.1:13 ), истинно и нелицемерно Бога называют своим Отцом и молятся: «Отче наш! Иже еси на небесех», и прочее ( Мф.6:9 ; Лк 11:2 ), – истинно «сыны Божии по вере во Христа Иисуса» ( Гал.3:26 ), ибо Ему, как сыновья Отцу, уподобляются своими нравами, и Его Божественный образ в себе носят.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Здесь сначала говорится о благодати творения, затем о мистическом создании «новой твари» (ср. Гал.6:15 ) и, наконец, о добрых делах, о плодах, которые «новая тварь» приносит потому, что имеет веру, действующую любовью (ср. Гал.5:6 ). Любовь есть результат облагодатствования, ибо онтологически божественна (ср. 1Ин.4:6 ). 58 В другом месте ( Рим.5:1–10 ) ап. Павел тоже проводит различие между объективной благодатью, к которой мы теперь «через Господа нашего Иисуса Христа… верою получили доступ» и «в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» ( Рим.5:1–2 ). И тут же опять (в полном соответствии с 1Ин.4:13, 16 ) говорится, что «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым». Приведем еще одно место из посланий того же Апостола: «Получая оправдание даром, по благодати Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время» ( Рим.3:24–26 ). Из этого весьма глубокого и богатого мыслями текста для нас сейчас особенно важно подтверждение, что спасение достается «даром». В данном случае, говоря точнее, речь идет не об окончательном спасении, которое надо совершать «в страхе и трепете» ( Флп.2:11 ), а об оправдании, т. е. о «прощении грехов, соделанных прежде», т. е. до того, как человек уверовал. По общему consensus Ecclesiae (согласию церкви – Прим. сост.) это оправдание дается в акте возрождения водой и духом ( Ин.3:5 ), т. е. в крещении. Это оправдание дается «даром», т. е. является одним из частных видов благодати. Наконец, в шестой главе того же послания ап. Павел, обобщая все виды субъективной благодати под наименованием «жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем» (что, как мы видели, синонимично спасению), называет ее «даром Божиим» ( Рим.6:23 ). Пониманию субъективной благодати как дара вполне соответствует проходящее красной нитью через все творения древних подвижников требование к христианству не приписывать себе ничего доброго, а всякое доброе дело, слово и даже побуждение рассматривать как действие Божие, или, что то же самое, как действие благодати Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Ибо приносящий спасительную жертву, без сомнения, уже знает о своем спасении, и поэтому необходимо обретшему спасение приносить в жертву что-то более значительное и совершенное. Так и Апостол говорит: «Твердая же пища свойственна совершенным» ( Евр.5:14 ). После этого определяется порядок принесения жертв за грех, где во вторую очередь написано: «И сказал Господь Моисею, говоря: всякая душа невольно согрешает пред Господом» ( Лев.4:1–2 ). И справедливо, что когда говорится о грехе, указывается «душа», поскольку того, кто грешит, не назвали бы духом. Не назвали бы его и человеком, в котором вместо образа Бога (ср. Быт.1:26 ) укоренился грех . Таким образом, грешит не дух, ибо «плод духа», как сказал Апостол, – «любовь, радость, мир, долготерпение» ( Гал.5:22 ) и прочие, сходные с ними, которые также названы «плоды жизни». Затем, уже в другом месте он говорит: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» ( Гал.6:8 ). И так как один сеет, а в другого всевают, но сеется либо «в плоть», когда совершается грех, чтобы пожать «тление», либо «в дух», когда ведется жизнь по Богу, чтобы пожать «жизнь вечную», то именно душа сеет «в плоть» или «в дух» и может либо погибнуть во грехе, либо отвратиться от греха, а тело является ее следствием, в зависимости от ее выбора; дух же ведет ее к совершенству, если она хочет за ним идти. 3 . Прежде об этих вещах говорилось в общих чертах; теперь же они разделены согласно своим особенностям. Сказано: «если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ, то за грех свой, которым согрешил, пусть представит теленка из быков, без порока, Господу» ( Лев.4:3 ). Вместе с милосердием в законах Божьих обнаруживается и страх. Неужели никто не свободен от него, даже помазанный священник? И кто есть помазанный священник? Тот, кто помазан, кто возжигает священный огонь на жертвеннике, кто приносит Богу дары и спасительные жертвы; кто служит посредником и примиряет человека с Богом; и даже он, говорю я, не свободен от мерзости греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Какие благодатные действия таинства крещения? – В крещении отпущаются крещающемуся все грехи его – как грех первородный, от Адама и Евы переходящий на всех потомков их, так и грехи произвольные, до крещения соделанные. Апостол Петр учит: да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, для прощения грехов; и получите дар Святого Духа ( Деян. 2:38 ). Апостол Павел, наименовав разных грешников из язычников, говорит коринфским христианам: таковыми некоторые из вас были: но омылись, но освятились, но оправдались (т. е. в таинстве крещения) именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). Крещение вводит человека в новую жизнь и освобождает его от осуждения, как учит апостол Павел: Спогребохомся убо Ему (Иисусу Христу) крещением в смерть; да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем. Аще же умрохом со Христом, веруем, яко и живи будем с Ним ( Рим. 6:4, 8 ). Ни едино убо ныне осуждение сущим о Христе Иисусе, не по плоти ходящим, но по Духу ( Рим. 8:1 ). Чрез крещение верующий вступает в тесный союз с церковью и с Главою её, Иисусом Христом, и освобождается от власти диавола: ибо все мы одним Духом крестились в одно тело ( 1Кор. 12:13 ), учит апостол. Ибо все вы одно во Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ). Иоанн Богослов пишет: рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему ( 1Ин. 5:18 ). Возрождаясь в Крещении, делаемся мы сынами Божиими и наследниками царства небесного. Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе ( Гал. 3:26 ), пишет апостол Павел. Тем, которые приняли Его (Иисуса Христа), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин. 1:12 ), учит св. Иоанн Богослов. Апостол Павел пишет: когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни ( Тит. 3:4–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Нужно было сначала пред­ставиться незнающим, а потом, если они будут упорствовать, употребить и обличение, чтобы они не сделались безстыдными. Так и Моисей поступил с Замврием и Хазвиею (Числ. 27:15). " … Не мог переменить мыслей [отца] " . " … не мог " , - говорит, - " переменить мыслей [отца] " , или потому, что согрешил более, нежели сколько можно загла­дить покаянием, или потому, что не принёс достойного покаяния. Следовательно есть грехи, превышающие покаяние. Смысл слов его следующий: не будем допускать падения неисцельного; пока мы только хромаем, то легко исправиться; а когда расстроимся совершенно, тогда что будет с нами? он обращает ,это к тем, которые ещё не пали, удерживает их страхом и говорит, что падший не может получить утешения. А падшим, чтобы они не предались отчаянию, он внушает против­ное и говорит так: " Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос " (Гал. 4:19); и ещё: " Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати … " (Гал. 5:4). Так он говорит падшим. Стоящий, слыша, что падшему невозможно по­лучить прощение, делается более крепким и обнадёженным в стоянии; а если употребит ту же строгость в отношении к пад­шему, то он никогда не восстанет, потому что с какою на­деждою он начнёт своё исправление? Не только плакал, говорит (апостол), но и " просил " ; и таким образом он не отвергает покаяния словами: " … Не мог переменить мыслей [отца] " , а только более укрепляет их, чтобы они не падали. Пусть же помнят это те, которые не верят геенне; пусть размышляют об этом те, которые думают грешить безнаказанно. Почему Исав не получил прощения? Потому, что не раскаялся, как должно. 3. Хочешь ли видеть истинное покаяние? Послушай о покаянии Петра после отречения. Евангелист, повествуя нам об нём, говорит: " И выйдя вон, плакал горько " ( Мат. 26:75). Потому и был прощён ему этот грех, что он раскаялся, как должно, хотя тогда ещё не было принесено жертвоприношение, ещё не была совершена жертва, ещё не был сокрушён грех, но господствовал и свирепствовал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Он и обрезанию подвергся, и наблюдал субботы, и совершал их праздники, и вкушал опресноки, и все это делал в Иерусалиме; но мы ни к чему этому не обязаны; напротив, Павел взывает к нам: « если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа » (Гал. 5:2). И опять об опресноках: « посему станем праздновать, не со старой закваской, не с закваской порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины » (1 Кор. 5:8). Наши опресноки состоят не в замешанной муке, но в безукоризненном поведении и добродетельной жизни. 4. Для чего же Христос совершил тогда (пасху)? Так как древняя пасха была образом будущей, а за образом надлежало следовать истине; то Христос, наперед показав тень, потом предложил на трапезе и истину. А с появлением истины, тень уже скрывается и делается неуместной. Итак, не представляй мне этого в возражение, а докажи, что Христос повелел делать это и нам. Я, напротив, докажу, что Он не только не повелел нам наблюдать дней (Моисеева закона), но и освободил нас от этой необходимости. Послушай, что говорит Павел; а когда назову Павла, разумею Христа, потому что Он движет душой Павла. Так что же говорит он? « Наблюдаете дни, месяцы, времена, и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас » (Гал. 4:10–11). И опять: « ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей, и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете » (1 Кор. 11:26). А словом: елижды (всякий раз) апостол отдал на волю (христианину, когда) приступать (к таинству евхаристии), и таким образом вовсе освободил его от наблюдения времен. Ведь пасха и четыредесятница не одно и то же; но иное — пасха, иное — четыредесятница. Четыредесятница в каждый год бывает однажды, а пасха (евхаристия) трижды в неделю, а иногда и четырежды, и даже столько раз, сколько мы захотим; потому что (наша) пасха — не пост, а приношение и жертва, совершающаяся всякий раз, как бывает собрание (литургия). А что (наша) пасха в этом и состоит, послушай слов Павла: « пасха наша, Христос, заклан за нас » (1 Кор. 5:7); и: « всякий раз, когда вы едите хлеб сей, и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете » (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010