В этом случае исполнение закона, в его совершеннейшем, идеальнейшем смысле, адекватном во всей полноте и целости воле Божией, есть Иисус Христос по Его человеческому естеству: сию правду и сию истину: «Отче!.. не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк.22:42 ) и «...не как Я хочу, но как Ты... да будет воля Твоя!» ( Мф.26:39–42 ) – Иисус Христос соблюл во всем их идеальнейшем совершенстве и запечатлел всем своим служением. В Лице Иисуса Христа как нравственный закон нашел свое совершеннейшее исполнение, адекватное самой идее о нем, так обрядовый закон, бывший лишь символом и образом, почил как в своем Первообразе; в Нем пестунство подзаконное сменилось сыновством благодати, и сень грядущих благ от закона открылась в Нем как свет и самые блага. Поэтому «...конец закона», – говорит Апостол Павел, – «Христос, к праведности всякого верующего» ( Рим.10:4 ): Он, как новый родоначальник, возглавил Собою род человеческий и привел его к Богу ( Еф.1:10–12 ); в Лице Своем, как Богочеловек, и делом Своего служения Иисус Христос, по свидетельству Св. Писания, совершил не внешне, не юридически только искупление и спасение рода человеческого, но фактически реально и нравственно или, как выражается Апостол, «преискренне» заступает Собой вообще естество человеческое перед Богом для спасения и вечной жизни людей: «Понеже убо дети, – говорит Апостол Павел, – приобщишася плоти и крови, и Той преискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущего державу смерти, сиречь диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни быша работе» ( Евр.2:14–15 ); в Нем люди имеют «приведение к Отцу» ( Еф.2:18 ), воспринимают усыновление ( Гал.4:4–5 ) и делаются «приснии Богу» ( Еф.2:19 ); в Нем совершилось «очищение грехов» ( 1Ин.1:7 ), искупление вины человеческой перед Богом и снятие клятвы Божией ( Гал.3:13 ); в Нем исполнилось «примирение» с Богом и спасение людей «в животе Его» ( Рим.5:10 ); «обетование вечного наследия» в Нем открылось для принятия всем «званым» ( Евр.9:15 ), ибо «в Нем обитала всякая полнота», так что Бог-Отец «посредством Его с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное», и «примиренные в теле плоти Его, смертью Его» и соединенные с Ним являются «святыми и непорочными и неповинными» перед Богом ( Кол.1:19–22 ), «сынами в славу» ( Евр.2:10 ); Он новый родоначальник – Адам, но не для «душевного человека, перстного из земли, подобно первому Адаму, а для духовного небесного от Духа животворящего» ( 1Кор.15:45–47 ): «Как в Адаме все умирают, – говорил Апостол, – так во Христе все оживут... первенец Христос, потом Христовы» ( 1Кор.15:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

«Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей. Так что смерть действует в нас, а жизнь в вас» (2Кор 4:10–12; ср. 1:5–7; 13:9; Флп 2:17;). Телу Христову отпущена мера страдания. Бог дает одному благодать — вместо другого перенести особенное страдание. Страдание должно, конечно, быть перенесено и преодолено. Блажен, кто удостоен Богом страдать за тело Христово. Такое страдание есть радость (Кол 1:24; Флп 2:17;). В таком страдании верующий может похвалиться, что он переносит смерть Иисуса Христа, что он несет язвы Христа на своем теле (2Кор 4:10; Гал 6:17;). Отныне верующий может служить тому, что «возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Флп 1:20;). Такое предстательствующее деяние и страдание членов Тела Христова и есть, собственно, жизнь Христа, Который хотел получить в Своих членах Свой образ (Гал 4:19;). Понятие этого образа следует воспринимать не в связи с эллинистическим употреблением этого образа, но от ветхозаветного пророчества о Храме. Давид хотел выстроить храм Богу. Он спросил пророка. Тот передал Давиду слово Божие о его намерении: «Ты ли построишь Мне дом для Моего обитания (…). Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом» (2Цар 7:5,11;). Храм Божий может быть выстроен только Самим Богом. К тому же Давид в странном противоречии со всем до того сказанным получает обетование, что один из семени его должен выстроить дом для Бога и что Его царство утвердится навеки (ст. 12–13). «Я буду ему отцом, и он будет мне сыном» (ст.14). Соломон, «сын мира» Бога с домом Давидовым, принял это обетование на свой счет. Он строил храм и тем утверждал себя перед Богом. И все-таки пророчество не исполнилось в этом храме; ибо он был выстроен людскими руками и обречен на разрушение. Так пророчество пребывало неисполненным. Народ Израиля еще ждет храма, который выстроит сын Давида, царство которого утвердится навеки.

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

Вера Авраама уникальна уже по той причине, что в Библии она описана как первый (после грехопадения) вразумительный человеческий опыт общения с истинным Богом. В своей вере Авраам не имел никаких гарантий, но был движим какой-то сверхчеловеческой силой, что и позволила ему откликнуться на Божье призвание (см. Быт. 12, 1-4). Или же, как будто «вопреки Богу», скрывшему Свой человеколюбивый облик за личиной кровожадного языческого божества, Авраам оказался готов принести в жертву Исаака (подарок Божий — исполнение обещаний), и тем самым обнаружил в человеческой душе те дотоле неведомые возможности, которые позволяют вести достойный диалог с Богом (см. Быт. 22, 1-18). Главной добродетелью Авраама, которая и была его участием в Завете с Богом и которая делала его праведным перед Богом, была вера и только вера: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» — эту цитату из Быт. 15, 6 (в Быт. 15 говорится о заключении Завета с Авраамом) ап. Павел и приводит как главный аргумент (Гал. 3, 6). Удивительно точным оказывается утверждение ап. Павла «верующие суть сыны Авраама» (3, 7). В свете того, что «сынами Авраама» называли себя иудеи, логическое ударение в высказывании Павла стоит на слове «верующие»: «Верущие — вот кто на самом деле являются сынами Авраама». В Рим. 4, 11 Авраам именуется «отцом всех верующих». Невозможность оправдаться по Закону Далее апостол с помощью различных аргументов продолжает доказывать, что Законом не может быть получено оправдание. Во-первых, Павел возражает против убеждения, что можно оправдаться хотя бы частичным соблюдением Закона, причем возражает на основании самого же Закона: Все, утверждающиеся на делах Закона, находятся под клятвою [ЕК: проклятием]. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге Закона (Гал. 3, 10; ср. Втор. 27, 26). Во-вторых, он приводит еще одно доказательство «от Писания», цитируя Авв. 2, 4: 11 А что Законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

И Павел также говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал.4:19 ). Таких сынов порождает Церковь Божья, она дает им жизнь, ибо «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление» ( Гал.6:8 ). А сыны духа есть те, о которых Апостол говорит: «Жена… спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» ( 1Тим.2:14–15 ). Так пусть же Церковь Божия так понимает рождение, так обретает потомство, так одобряет деяния святых отцов с должным и славным толкованием, так не позволяет негодным иудейским басням искажать слова Святого Духа (ср. Тим.4:7; Тит.1:14 ), которые считает исполненными почтения, добродетели и пользы. А иначе какое наставление мы получим, если прочитаем, что Авраам, великий патриарх, не только солгал царю Авимелеху, но и отдал ему целомудренность своей жены? Чему научит нас жена этого великого патриарха, если предположить, что она осквернилась посредством супружеских отношений? Так считают иудеи и все те, кто является друзьями не духа, а буквы. Но мы, «сопоставляя духовное с духовным» ( 1Кор.2:13 ), соделаны духовными, как в делах, так и в понимании во Христе Иисусе Господе нашем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет. 4:11 ). Гомилия VII. О рождении Исаака и почему он отнят от груди 1 . Нам читают в Церкви Моисея. Помолимся же Господу, чтобы, по слову Апостола, когда мы читаем Моисея, покрывало не лежало на сердце нашем (ср. 2Кор.3:15 ). Мы читаем, что «Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его» ( Быт.21:5 ). И сказала Сарра: «Кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью?» ( Быт.21:7 ). Сказано: «И обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день» ( Быт.21:4 ). Авраам не праздновал в день рождения сына, а «сделал большой пир» ( Быт.21:8 ), когда дитя было отнято от груди. Почему? Неужели мы думаем, что намерением Святого Духа было сочинять истории и рассказывать о том, как ребенок был отнят от груди и был сделан большой пир и как он играл и прочее делал, свойственное детям? Или должно нам из этого понять, что Он хочет научить нас чему-то Божественному, достойному того, чтобы человечество могло научиться ему у слова Бога? «Исаак» означает «смех» или «радость» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Рим. 7:1–4 ; Гал. 3:13 ) 68 . «Какое рукописание? Павел говорит о том рукописании», отвечает св. И. Златоуст, «которое Израильтяне дали Моисею: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» 69 . На кресте, кроме «надписи» ( Ин. 19:19 ), никакого другого рукописания не было. Господь взял на Себя грехи мира ( Ин. 1:29 ) и «вознес их Телом Своим на древо» ( 1Пет. 2:24 ). Неужели сектанты скажут, что Тело Его, Он Сам осквернился грехами и потому не достоин поклонения?!! «Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» ( 1Ин. 3:5 ). Крест Христов освящен Кровию Его ( Кол. 1:20 ) «Пригвоздил ко кресту». В древности было в обычае прибивать и вешать в публичном месте свитки с определениями закона, потерявшими свою силу, чем оповещалась отмена этих определений закона. Апостол пользуется образом, заимствованным из этого существовавшего в древности обычая, и говорит: «пригвоздил ко кресту», показывая тем, что на кресте, к которому был пригвожден Иисус Христос, был отменен ветхозаветный закон (сн. Рим. 7:1–4 ; Гал. 3:13 ). Исполнение его после крестной смерти Иисуса Христа сделалось излишним; место его заступила вера в Распятого 70 . 3) Крест – виселица. Слово Божие именует орудие страданий Иисуса Христа «крестом», а не «виселицей», как хулят сектанты. Они думают, что страдания и крестная смерть Спасителя были для Него позором, унижением, но такое понимание Им осуждено: «Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:21–23). 4) Крест – проклят и сделавший его ( Прем. 14:8 ). Премудрый в приведенном месте говорит, что не всякое «рукотворенное» и сделавшие его прокляты, а только обоготворяемое: «это тленное названо богом». Православные не называют креста Богом, и потому не к ним относится указываемое проклятие, а к идолопоклонникам. В стихе 7 благословляется дерево, «через которое бывает правда». Таким деревом и является честный крест Христов: «Онъ грехи наши Сам вознес Телом своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» ( 1Пет. 2:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В прошедшей беседе мы говорили с вами, братие, о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Теперь побеседуем о значении их для нас. Прежде всего заметим, что Он страдал и умер не по Божеской природе Своей, а по человеческой, и не потому, чтобы не мог избежать страданий, но потому, что Сам восхотел пострадать. Он пришел, по Его же словам, на землю для того, чтобы «отдать душу свою для искупления многих», ( Мф.20:28 ) и при этом ясно говорил: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, н власть имею опять принять ее» ( Ин.10:17–18 ). Зачем же страдал Господь наш Иисус Христос? На это символ веры отвечает: Господь пострадал за ны – за нас, то есть, что должны были понести люди, то понес за них Сам Господь. Той язвен бысть, говорит слово Божие, за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом ( Пс.53:5 ). Таким образом, страдания Его и смерть были жертвою Богу за нас. Этою жертвою Он очистил нас от грехов ( 1Ин.1:7 ; Еф.1:7 ), избавил от проклятия за них ( Гал.3:13 ), освободил от власти дьявола и вечной смерти ( Евр.2:14–15 ). Спасши нас, таким образом, от греха и его последствий, Господь в то же время приобрел для нас величайшие блага. Он воссоединил нас с Богом, усыновил Ему, даровал нам средства быть праведными и святыми и достигнуть вечной блаженной жизни ( Евр.9:15 ; Гал. 4:4–5 ; Кол.1:21–22 ; Ин.3:14–15 ). Но каким образом, спросите вы, полезны для нас страдания Спасателя, каким образом они нам вменяются в заслугу? Страдания Иисуса Христа вменяются нам, братие, по той тесной связи, в которой Он находится с нами, сделавшись ради нас человеком. В этом смысле слово Божие сравнивает Его с Адамом . Адам есть глава всего человечества. От него, путем естественного рождения, переходят на нас последствия первородного греха. Иисус Христос Сын Божий принял на Себя тело человеческое и сделался как бы вторым Адамом, новою главою человеков. Чрез веру в Него мы входим с Ним в теснейшее общение, как бы прививаемся к Нему, как ветви к лозе, и перерождаемся подобно тому, как перерождается дикая яблоня после прививки к ней доброго плода. От этого второго Адама – Иисуса Христа мы и получаем избавление, ради Его крестных страданий, от греха, проклятия и смерти. «Ибо если преступлением одного» (то есть Адама), говорит апостол Павел, «смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» ( Рим.5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Объяснение. Объясняя это место, святитель Златоуст говорит: «Будем и мы прославлять Бога верой, дабы в награду за то Он нас прославил. Ибо сказал: «Я прославлю прославляющих Мя»»: 1Цар.2:30 . Для этого мы должны сами решимостью воли предать себя на смерть греху, чтобы восстать к праведной и святой жизни. Всё сие совершается верой, которая возносит к Богу и, дары от Него приемля, возлагает на нас соответственные обязательства: Мф.7:21:19:17 . О добрых делах 2Кор.6:1–2 . «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано; «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе» ( Ис.49:8 ). Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Объяснение. К числу средств, содействующих тому, чтобы благодать Божия была принята нами не напрасно, относятся, конечно, и те подвиги, которые перечислены апостолом в 5 ст. сей же главы. Это должно вразумить тех, которые, уверяя себя в принятии благодати Святого Духа, не хотят затем заботиться о благочестивых подвигах и добрых делах: Иак.2:24–26 ; Евр.11:38 . Гал.4:19 . «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!». Объяснение. «Вот высшая цель христианской жизни, – чтобы в христианине отобразился Христос, страдания Христовы в его подвигах самоумерщвления, воздержания, поста и друг. христианских добродетелях»: Гал.5:22–24 . Флп.1:11 . «Исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию». Объяснение. Плодами праведности называются добрые дела как следствия оправдания, дарованного Иисусом Христом: Ин.15:7–8 . Таким образом, благодать не только насаждает в нас древо спасения и возращает его, но сама приносит и плоды, которые между тем вменяются в заслугу человеку: Мф.25:34–36 . 2Фес.1:12 . «Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нём, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа». Объяснение. Прежде апостол говорил, что Бог приидет прославиться в святых Своих: ст.10, теперь он молит Бога, чтобы это сделал Он в Фессалоникийцах. Для Фессалоникийцев же было самым лучшим побуждением прославлять Отца Небесного своими добрыми делами: Мф.5:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Печать антихриста будет с его именем на челах его рабов, а печать Божья будет с именем Бога на челах рабов Божьих. «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». «И узрят лицо Его и Имя Его будет на челах их» ( Отк. 14:1  и 22:4). И христиане кладут на себе печать с именем Божьим, когда начинают всякую молитву совершением крестного знамения с произнесением слов: «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Крест Христов, как победное знамя Христа, явится и на небе и при кончине мира, о чем и Спаситель учил нас: «тогда (при кончине мира) явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные» (Мф. 24:30). Вот почему мы почитаем Крест Христов! Он –слава Христова, орудие нашего спасения и оправдания: «Благословеное дерево, через которое бывает правда»! ( Прем. 14:7 ). Он печать Божья на рабах Его. Вот почему и ап. Павел, называя грешников «врагами креста Христова» ( Фил. 3:18 ), говорит о нем: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ), «ибо, учит св. Апостол, слово о кресте для погибающих есть безумие, а для нас спасаемых сила Божья» ( 1Кор. 1:18 ). Кто не примет для спасения печати Божьей, тот примет для погибели печать антихриста. 4) Для чего мы изображаем на себе знамение креста? 4) Для освежения и укрепления нашей веры в распятого за нас Христа и для открытого перед всеми исповедания этой веры, подобно первым христианам, которые не только чтили св. Крест, но и были гонимы за Крест Христов ( Гал. 6:12 ), ибо и Христос сказал: «всякого, кто исповедает Меня перед людьми, исповедаю и Я его перед Отцом Моим Небесным» (Мф. 10:32). Только язычники, евреи и сектанты, для которых, как для погибающих, «слово о кресте есть безумие», не творят крестного знамения, все же христиане, для которых «слово о кресте есть сила Божья», совершают крестное знамение с призыванием имени Божьего. 5) Можно ли употреблять при молитве руки? 5) Не только можно, но и должно, ибо этому научает нас само Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Против соблюдения иудейских праздников и новомесячий. – Нежность Павловой души. – Неблагоразумно, вопреки прообразованиям, подчинять себя игу рабства. 1. (Апостол) говорит здесь о детстве не по возрасту, а по уму, и показывает, что Бог с самого начала хотел даровать нам свои благословения, но так как мы находились еще в состоянии младенчества, то и оставил нас под стихиями мира, т. е. новолуниями и субботами, потому что эти дни зависят у нас от течения солнца и луны. «Поэтому те, которые и теперь приводят вас под иго закона, делают не иное что, как возвращают вас, уже достигших совершенного возраста, снова в младенчество». Видишь ли, что значить наблюдение дней? Господина, хозяина дома, имеющего полную власть над всем, оно низводит в состояние раба. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» ( «Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего..., раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем») ( Гал.4:4–5 ). Здесь он приводит две причины и два благих действия воплощения: избавление от зол и дарование благ, чего никто другой не мог совершить кроме Него одного. Какие же это были блага? Искупление от проклятия закона и усыновление: «чтобы искупить подзаконных, – говорит он, – и дабы нам получить усыновление». Прекрасно сказал он – «получить усыновление» ( «да всыновление восприимем»), показывая этим, что (усыновление нам) принадлежало. Действительно, оно давно было обещано, как и сам он многократно указал на это, упоминая об обетованиях относительно этого, данных Аврааму. «Но откуда видно, – скажут, – что мы сделались сынами?» Одно доказательство на это он уже представил, когда сказал, что мы облеклись во Христа, который есть Сын; а теперь приводит другое, – то, что мы получили духа усыновления. «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» ( «И понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче. Темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий... Христом») ( Гал.4:6–7 ). И в самом деле, мы не могли бы называть (Бога) Отцом, если бы не сделались прежде сынами Его. Итак, если благодать сделала нас из рабов свободными, из младенцев совершеннолетними, из чужих наследниками и сынами, то не безрассудно ли и крайне неблагодарно будет оставить эту (благодать) и возвратиться в прежнее состояние?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скачать epub pdf Глава 10 Послание двенадцати Апостолов на проповедь в Иудею и наставления им. Мф.10:1 . И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. «Призвав»: не об избрании учеников речь идет, а о посольстве их на проповедь в Иудее. – «Двенадцать»: «по числу двенадцати колен израильских... Дал Он им силу чудотворений, дабы, удивляя чудесами, они приобретали внимательных своему учению слушателей» (Феофил.). Мф.10:2–4 . Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. «Апостолов»: апостол значит посланник, так как 12 избранных учеников были посланы). Господом на проповедь Его Евангелия сначала в Иудее, а потом и во всем мире. Вероятно, название учеников своих апостолами было употребляемо самим Господом ( Ин.13:16 ; Лк.6:13 ) и чрез то постепенно сделалось отличительным наименованием именно Его учеников, избранных Им для проповеди Евангелия. – «Первый Симон, называемый Петром»: не случайно, конечно, во всех перечислениях имен апостолов Симон Петр поставляется на первом месте ( Мк.3:16 и дал. Лк.6:14 и дал. Деян.1:13 ), но частью потому, что он и его брат Андрей были прежде других призваны к апостольству – первозванные ( Ин.1:41 ), частью потому, что по своим качествам он действительно был «первый между равными» (ср. Мф.16:16 и дал. Мф.17:1,24, 19:27, 26:37,40 ; Лк.8:45, 9:32, 22:31 и дал. Ин.21:15 и дал. Деян.1:15, 2:14, 5:3 и дал. Гал.1:18, 2:7 ). – «Называемый Петр»: название это значит камень), равно как и его сирохалдейское имя – Кифа ( Ин.1:42 ; 1Кор 1:12, 3:22, 15:5 ; Гал.2:9 ), каковое имя дано ему, без сомнения, в предзнаменование особенной твердости его в вере и проповеди евангельской. – «Варфоломей»: значит – сын Фоломея, а собственное его имя было Нафанаил ( Ин.1:45, 21:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010