2) Учение о падении человечества . Во всей выразительности, глубине, важности, и полноте это учение раскрывает, конечно же, рассказ о грехопадении первых людей. Та же идея о греховности человека проходить красной нитью и через всю ветхозаветную историю, начиная с повествования о Каине и кончая описанием всеобщего ожидания Мессии перед Рождеством Христовым. Её иллюстрируют эпизоды, в которых: При рассказах о ветхозаветных праведниках нельзя умалчивать о негативных сторонах их характера. Это покажет учащимся силу греха и послужит хорошим поводом поговорить о единстве нравственного учения Ветхого и Нового Завета. Более того это позволит показать, что в смысле учения Новый Завет по существу не даёт ничего нового 13 . О том новом, что принёс Христос говорит свщмч. Ириней Лионский : «Если у вас возникнет такая мысль, и скажете: что же нового принёс Господь пришествием Своим? То знайте, что Он принёс всё новое тем, что принёс Себя Самого и тем обновил и оживотворил человека» (Против ересей. IV, 34, 1) 14 . 3) Учение об искуплении человечества через Христа раскрывается в разнообразных пророчествах и прообразах, особенно в тех, где говорится о пришествии на землю Искупитель, Который спасёт падшего человека от греха, проклятия и смерти. Обетование Избавителя, данное падшим прародителям ещё в раю ( Быт.3:15 ), — это начало непрерывной цепи ветхозаветных мессианских пророчеств, которые начались Адамом и кончились Захарией, отцом Иоанна Крестителя. Христос будет Семя жены, Которое сотрёт главу змия. С эпохи Ноя это обетование уточняется: семенем жены называются лишь дети Сима ( Быт.9:26 ). В эпоху Авраама происходит новое уточнение. В его Семени (т.е. в Иисусе Христе, по толкованию ап. Павла, Гал.3:16 ) возвещается спасение всему человечеству ( Быт.12:2-3, 13:1, 6, 15:5, 17:6-7, 18:18 ). Впоследствии из потомства Авраама был выделен Исаак ( Быт.21:12 ), а потом Иаков ( Быт.27:27, 28:13-14 ), позднее Иаков даёт особое благословение своему сыну Иуде о рождении у него потомка, обетованного Примирителя и чаяния народов ( Быт.49:8-10 ).

http://azbyka.ru/xristocentrizm-svyashhe...

5), во время переписи при «правлении Квириния Сирией» (Лк 2. 2), повествование о рождении Христа сопровождается Его генеалогией (Мф 1. 1-17; Лк 3. 23-38), Христос был распят при прокураторе Иудеи Пилате (Мф 27. 2, 11-26, 57-58; Мк 15. 1-15, 43-45 и др.). Воплощение, Рождество, Распятие, Воскресение Христа совершаются единожды и вместе с тем навеки, они уникальны: Христос «однажды пострадал за грехи» людей, чтобы привести всех к Богу (1 Петр 3. 18; ср.: Рим 6. 10; Евр 9. 28, 12), «в определенное время умер за нечестивых» (Рим 5. 6). Др. новозаветные события также разворачиваются на историческом фоне, их изложение следует определенной хронологии: проповедь Иоанна Крестителя начинается «в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четверовластником в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четверовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе» (Лк 3. 1-2), ап. Павел содержится под стражей в г. Кесария Филиппова в годы правления прокураторов Иудеи Феликса и Порция Феста , при иудейском царе Агриппе II Ироде (Деян 24. 24 - 25. 15) и т. д. Рождение Христа исполнило ветхозаветное обетование о пришествии в мир Спасителя. Истинность этого исполнения возглашается Самим Христом: «...исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк 1. 15; ср.: Лк 4. 21). Апостолы подчеркивают, что Боговоплощение совершилось «в последние времена» (1 Петр 1. 20), «когда пришла полнота времени» (Гал 4. 4; ср.: Еф 1. 10), т. е. само В., ход истории с Боговоплощением достигают смысловой полноты, исполнения. Вместе с тем проповедь покаяния ради достижения Царства Божия, обожения (Мф 3. 2; Мк 1. 4 и др.) и обетование о Втором пришествии Христа и Суде (Мф 25. 31-46; Евр 9. 28 и др.) ставят новую цель перед человеком, удостоверяя тем самым целесообразность истории и продлевая историческое В. Это «время благоприятное» для спасения (2 Кор 6. 2), В. Церкви, в к-рой действует Св. Дух (Ин 16. 5-15; Рим 8.

http://pravenc.ru/text/155438.html

е. для праздника Воздвижения Креста 14 сент. (см. в ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ). На 3-й день Обновления, 15 сент., богослужение совершалось в базилике св. Сиона с чтениями на литургии: Пс 147. 1-2, Ис 33. 17-22, Евр 8. 7-9. 10, аллилуиарий с Пс 64. 2 и евангельское чтение - Мф 23. 1-22. На 4-й день Обновления, 16 сент., богослужение происходило в Новой церкви Пресв. Богородицы, освященной 20 нояб. 543 г. Чтения включали: Пс 146. 2, 1, Зах 8. 3-8, Рим 11. 25-27, аллилуиарий с Пс 83. 2 и евангельское чтение - Мк 11. 15-8. На 5-й день праздника, 17 сент., богослужение вновь совершалось в ц. св. Сиона (согласно Лекционарию, но Календарь Sinait. iber. 34 указывает на «место Вознесения») с чтениями: Пс 124. 1-2, Евр 12. 18-28, аллилуиарий с Пс 86. 1 и евангельское чтение из Мф «в 7-й четверг Пасхи», что не поддается точной интерпретации, поскольку евангельское чтение в 7-й четверг по Пасхе соответствует Ин 7. 37-42,- очевидно, речь идет о чтении, начинающемся с Мф 16. 13 ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Vol. 2. P. 39. N 1253; Ibid. P. 52. N 1375). В 6-й день Обновления Календарь Sinait. iber. О. 34 указывает на Вифлеем как на место совершения богослужения (груз. пер. Лекционария не уточняет, где оно находится); богослужебные чтения включают: Пс 131. 8, 1, Евр 9. 24-10. 7, аллилуиарий с Пс 44. 12 и евангельское чтение - Мк 12. 28-44. На 7-й день праздника особое место богослужения в Лекционарии не указано, в то время как Календарь называет Голгофу. Чтения в 7-й день состоят из Пс 86. 2, 7, Рим 9. 1-5, аллилуиария с Пс 95. 1 и евангельского чтения - Ин 2. 23-3. 6. В 8-й, последний день праздника Лекционарий назначает следующий набор чтений: Пс 64. 2-3, Гал 4. 18-26, аллилуиарий с Пс 147. 12 и евангельское чтение - Лк 20. 1-19. Календарь Sinait. Georg. 34 указывает в качестве места совершения богослужения св. Анастасис. Анализ подбора литургических чтений для 8-дневного праздничного цикла Обновления показывает, что, за исключением чтений на 2-й день праздника (Воздвижения Креста), большинство чтений в той или иной мере посвящено раскрытию через тексты ВЗ и НЗ учения о Церкви, чьим прообразом являлся ветхозаветный храм.

http://pravenc.ru/text/2578063.html

Переходя от времен Ветхого Завета к ранней Церкви, мы можем задать вопрос: как возник Великий пост? Каково было его первоначальное значение? Как мы уже знаем, Пост тесно связан с таинством Крещения. Крещальное погружение, как учит апостол Павел, означает, что мы “привиты” ко Христу, или соединены с Ним в Его смерти и погребении, и следовательно, соединены с Ним и в Его воскресении ( Рим.6:3-5 ). По этой причине, в первые века существования церкви, главным событием года, когда совершалось крещение, была пасхальная ночь, в которую церковь вспоминала погребение и воскресение Спасителя. Крещение не было тогда, как это столь часто бывает сегодня, частным семейным делом, но общественным событием, в котором принимала участие вся христианская община. В современной православной практике древнее пасхальное бдение передвинуто с пасхальной полночи на утро Великой субботы; в саму же пасхальную ночь ее заменила другая служба. Но утреннее богослужение Великой субботы — вечерня с последующей литургией св. Василия Великого — по-прежнему сохраняет явно крещальный характер. Она содержит пятнадцать ветхозаветных чтений, из которых, по крайней мере, четыре символически связаны с крещением (чтения 4, 6, 14, 15). Во время этих чтений на пасхальном бдении в ранней Церкви епископ и клир направлялись с крещаемыми и их поручителями в баптистерий, где крещаемых погружали в купель и помазывали миром. Затем, по окончании чтений, новокрещеные, облаченные в белые одежды, с горящими свечами в руках торжественно возвращались, вместе с поручителями, епископом и клиром, в храм, и все собрание соединялось в пении гимна: “Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Аллилуйя!” (см. Гал.3:27 ). Этот же гимн поется сегодня в Великую субботу вместо Трисвятого . Следующие за этим чтения из Апостола и Евангелия — оба очевидно относятся к крещению. Послание к Римлянам ( Рим.6:3-11 ) говорит о крещении как о соумирании и совоскресении со Христом, а Евангелие от Матфея ( Мф.28:1-20 ) заканчивается миссионерским призывом нашего Господа идти и научить все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 ).

http://azbyka.ru/velikij-post-i-obshhest...

4) Как учат св. Апостолы о единстве Церкви, а следовательно, и веры? 4) «Имейте, говорит св. ап. Павел, одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» ( Флп. 2:2 ), ( Рим. 12:16 ), «стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания: один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» ( Еф. 4:3–6 ). «Ибо все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободнаго; нет мужескаго пола, ни женскаго: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3:27–28 ). «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор. 1:10 ). «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны» ( Рим. 16:17 ). 5) Что говорит Св. Писание об отделяющихся от Церкви и нарушающих единство веры? 5) «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают. как Корей... Это ропотники, ничем недовольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно), уста их произносят надутыя слова; они оказывают лицеприятие для корысти... Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» ( Иуд. 11, 16 и 19). 6) Какой вывод из учения слова Божия о единстве Церкви? 6) Все, отделяющиеся от Церкви и нарушающие единство ее веры, хотя и верят во Христа, но они противники Его: они разрушают то великое дело спасения людей, ради которого Христос пришел в Мир, пострадал и умер на кресте: «кто не со Мною; тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). «Суд им давно готов и погибель их не дремлет» ( 2Пет. 2:3 )! II Сектант: 1) Мы отделились от Православной Церкви потому, что у нее много порочных членов: пьяницы, воры, убийцы, сквернословы и т.п., а Церковь Христова должна быть свята и непорочна, ибо «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковию, не имеющею пятна, или порока, или чего либо подобнаго, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5:25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В современной православной практике вечерняя часть древнего Пасхального богослужения перешла на утро Великой субботы, и вместо нее в Пасхальную ночь теперь совершается иная вечерняя служба. Утренняя служба в Великую субботу — Вечерня и следующая за ней Литургия св. Василия Великого — все еще носит видимый крещенский характер. Читаются пятнадцать ветхозаветных паремий, и по крайней мере четыре из них символично указывают на крещение (паремии 4,6, 14 и 15). В древней Церкви во время этих паремий на Пасхальной заутрене епископ и священнослужители шли в баптистерий с оглашенными и их восприемниками, где оглашенных погружали в купель и миропомазывали. Затем, по окончании паремий новокрещенные, одетые в белые одежды и с зажженными свечами в руках, возвращались с процессией в храм вместе со своими восприемниками и священнослужителями, и все присутствующие начинали петь: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа!» (см. Гал. 3, 27). Этот же прокимен поется сейчас в Великую субботу на месте Трисвятого. Следующие за ним Послание и Евангелие, которые читаются сейчас, явно указывают на крещение. Послание (Рим. 6, 3-11) говорит о крещении как о смерти и воскресении во Христе, в то время как Евангелие (Мф. 28, 19) оканчивается повелением Господа проповедовать, идти и обращать все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Св. Духа (Мф. 28,19). Итак, Великий пост в Восточной и Западной христианской традиции непосредственно связан с периодом последнего приготовления, который приводил к этому великому празднеству крещения в Пасхальную ночь. В четвертом веке во многих местах оглашенные (те, которые получали наставления к крещению) проходили время интенсивной подготовки, со строгим постом, бдениями и молением, с заклинательными молитвами и ежедневными проповедями в течение сорока дней перед своим введением на Пасху. В большинстве случаев наставления перед крещением должны были начинаться за месяцы или даже годы до того. Во время заключительных недель все повторялось, и заново расставлялись акценты.

http://pravmir.ru/velikij-post-i-potrebi...

Ты был ко мне тем милостивее, чем меньше позволял находить усладу там, где не было Тебя. (1, с. 84.) Из… свидетельств, которые приводить все было бы слишком долго, мы знаем, что существует некоторый град Божий, гражданами которого мы страстно желаем быть в силу той любви, которую вдохнул в нас Основатель его. (3, с. 174.) Ты… Господи, Который стоишь у кормила всего сотворенного Тобой, Ты не забыл будущего служителя Твоего. Его исправление должно быть приписано явно Тебе, но совершил Ты его через меня, без моего ведома. (1, с. 86.) Мы становимся истинно свободными тогда, когда Бог создает нас, т. е. образовывает и творит не так, чтобы мы были людьми, это Он уже сделал, но чтобы были добрыми людьми, что делает Он теперь Своею благодатию, чтобы мы были новою тварью во Христе Иисусе (Гал. 5: 16). (10, с. 27-28.) Если истинные жертвы суть дела милосердия или к нам самим, или к ближним, имеющим отношение к Богу; дела же милосердия совершаются не иначе, как ради того, чтобы мы освободились от злополучия и стали блаженными, что достигается только при помощи блага, о котором сказано: А мне благо приближаться к Богу (Пс. 72: 28); то само собой следует, что весь этот искупленный град, т. е. собор и общество святых, приносится во всеобщую жертву Богу тем великим Священником, Который принес и Самого Себя за нас в страдании в образе раба, чтобы мы для такой Главы были телом. Этот образ раба Он принес в жертву; в нем принес Он и Самого Себя; в силу этого образа Он – Посредник: в нем Он и Священник, и Жертва. (3, с. 113-114.) Ничего нового не сообщает Тебе человек, исповедуясь в том, что происходит с ним, ибо не закрыто взору Твоему закрытое сердце, и не отталкивает человеческая жесткость десницу Твою: Ты смягчаешь ее, когда захочешь, милосердуя. (1, с. 62.) Меня держала в мучительном плену, главным образом, непреодолимая привычка к насыщению ненасытной похоти; его влекло в плен удивление. Таковы были мы, пока Ты, Всевышний, не покидающий нашей земли, не сжалился над жалкими и не пришел к нам на помощь дивными и тайными путями. (1, с. 94.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Здесь, вместе с окончанием предмета для слова, и мы окончим речь свою. Вы же навсегда сохраните в памяти своей сказанное. Пусть всегда для вас звучит Отеческий глас: сей есть не раб, не посланник, не ангел, но Сын Мой возлюбленный, Того послушайте. Итак, внемлем Его заповедям: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем своим (Мф. 12, 30). Не убий и даже не гневайся на брата твоего всуе. Примирись с братом твоим прежде, и тогда пришед принеси дар твой. Не прелюбы сотвориши, и даже не занимайся с излишним любопытством чужою красотою. Не отнимай у другого его собственности, но еще дай просящему у тебя и не убегай хотящаго занять у тебя (Мф. 5, 21–22, 24, 27–28, 33, 34, 37, 42). Любите враги ваша, благословите клянущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы, не судите, да не судими будете. Оставляйте, и будет оставлено вам, да будете сынове Отца вашего совершенны и милосерды, яко солнце свое сияет на злые и благие и дождит на праведные и неправедные (Мф. 5, 44, 45, 48). Станем хранить всяким хранением ети Божественные заповеди, дабы и мы могли насладиться Божественною красотою Господа Бога. — Ныне елико возможно для отягченных земною скиниею тела, а после — яснее и чище, когда праведники воссияют, как солнце, и, освободившись от нужд телесных, подобно ангелам, будут с Господом бессмертны, в великое и славное откровение с небес Самого Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово о кресте Хотя всякое и Христово чрезвычайно, Божественно, дивно: но всего дивнее честный его крестъ. Ибо не чрезъ иное что либо, какъ только чрезъ крестъ Господа нашего Христа, погублена смерть, уничтоженъ грехъ упраздненъ адъ, даровано подана намъ сила презирать настоящее и самую смерть, уготованъ входъ въ древнее блаженство, отверсты врата рая, возсела природа наша одесную Бога, а мы сделались чадами и наследниками Все совершено крестомъ. Елицы во Христа крестихомся , говоритъ Апостолъ, въ смерть Его крестихомся (Рим. 6, 5); и елицы во Христа крестихомся , во Христа облекохомся (Гал. 3, 27). Христосъ же есть сила и премудростъ (1 Кор. 1, 24). Такимъ образомъ смерть Христова, то есть, крестъ облекъ насъ въ ипостасную премудрость и силу. Слово же крестное есть сила (1 Кор. 1, 18) или потому, что чрезъ него обнаружилось намъ могущество то есть, победа надъ или потому, что какъ креста связываются и соединяются четыре его конца, такъ и силою держится и высота и глубина и долгота и широта, то есть, вся тварь, видимая и невидимая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

И далее он говорит: «Божественная деятельность (νργεια), которая есть одна и проста и неделима (μερς) и которая благовидно разнообразится в том, что делимо, и всюду раздает то, что составляет собственную каждой вещи природу, – остается простою, увеличиваясь в делимых вещах неделимо и делимое сводя к простоте ее самой» 17 . А что же во Христе есть Его безгрешное и преображенное Воскресением Тело, как не первое и высшее проявление Божественной энергии? И не оно ли сводит к «простоте» своей неделимой индивидуальности безграничную делимость пресуществляющейся в евхаристическом веществе Плоти? Несомненно, что именно к этой великой тайне приложимы следующие слова святого Иоанна Дамаскина : «Божество – просто и имеет единую простую деятельность, благую во всем (т. е. через Евхаристию – в телах наших), всё совершающую (νργουσαν), подобно солнечному лучу, который всё согревает и в каждой в отдельности вещи действует сообразно с естественным ее свойством и ее способностью к восприятию» 18 . Если же мы захотели бы для хотя бы приблизительного уяснения сущности евхаристического совпадения части и целого воспользоваться образами конкретной действительности, то здесь наиболее приложимо сравнение или с единым солнцем, отражающимся одновременно в миллионах капель росы, или же, еще лучше, с осколками разбитого стекла, самостоятельно отражающими в себе всё то, что сразу отражалось в целом стекле 19 . Таким образом, в таинстве Евхаристии Тело Христово, как бы расчленяясь на бесконечное множество частиц пресуществленной Плоти, воспринимаемых миллионами причащающихся, остается, однако, единым и неделимым, сообщая воспринимающим его ту вечную и нетленную жизнь, которая присуща ему самому. И только в этом своеобразно реальном смысле можно понять как неоднократные обетования Господа о Его присутствии в верующих ( Ин.6:56–57, 14:19–20, 15:4 ), так и столь излюбленное апостолом Павлом, а затем принятое и Церковью учение об Евхаристии как объединяющем верующих начале ( Рим.12:5 , 1Кор.12:12–14, 12:20, 12:27 , Гал.3:27–28 , Еф.1:23, 2:16, 3:6, 4:4, 4:12, 5:30 ; Кол.1:18, 1:22, 1:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

Итак, открывая беседу с сектантами по вопросу о святости Церкви Христовой, мы должны в самом же начале сказать нашим собеседникам: „Мы, православные, Церковь Святою именуем, но не за безгрешность людей. Мы веруем в её святость потому, что Един „Свят Господь Бог наш” – Глава православной церкви ( Ин. 8:46 , 2Кор. 5:21 , Дан. 9:24 ); свято учение Его ( Рим. 15:4 , 1Тим. 6:13 , Рим. 1:2 , 2Тим. 3:15 , Пс. 118, 138, 140 и др.), на котором устрояется наша „святейшая вера” ( Иуд. 1:20 ); свята благодать Божия, живущая в церкви и врачующая немощных людей ( 2Кор. 12:9 , 1Кор. 15:10 , Рим. 5:17–21 , Тит. 2:11–12 ); святы Таинства, чрез которые эта Божественная благодать подаётся верующим ( 1Кор. 4:1 , Мф. 3:11 , Деян. 1:8 , 1Тим. 3:5, 9 , Мф. 26:26–28 , 1Кор. 10:16 , 1Кор. 11:28–30 , Евр. 10:29 . и др.). А сами верующие? Они освящены от Духа ( 1Пет. 1:2 ) „во Христе” ( 1Кор. 1:2 ). „Призваны к чистоте и святости” ( Рим. 1:7 , 1Кор. 1:2 , 1Сол. 4:3–7 , Деян. 26:18 , 1Пет. 2:9 , Еф. 4:1 ) и постоянно „освящаются все от Единого” Господа Иисуса Христа ( Евр. 2:11 ). В этом смысле они, действительно, „род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел” ( 1Пет. 2:9 ). Но „святой” – не то же, что „безгрешный”, „непорочный” народ „Святым” народом именовались в древности евреи ( Исх. 19:6 , Прем. 10:15 , 1Мак. 14:42 ), однако Писание всех их „заключило под грехом” ( Гал. 3:22 , Рим. 3:9 ). Также и христиане святы не потому, что безгрешны, а потому, что они освящены и освящаются Христом во Св. Духе 211 . И вот, когда мы дадим понять сектантам, что по нашему вероучению святость Церкви зависит не от христиан, а от святой благодати Христовой, которая её наполняет и покрывает, от святой Главы её, Иисуса Христа, тогда сектанты перестанут делать нам такие возражения и задавать такие вопросы, как например: „ Церковь должна быть свята и без порока ( Еф. 5:25–27 ), а у вас – воры, мошенники, разбойники, пьяницы, ругатели. Их у вас терпят и не изгоняют из Церкви. Поэтому мы вышли из неё и у себя не терпим таковых людей” 212 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010