XXII. О христианском единении Церковь Христова истинно свята ( Еф.5:27 ), но не потому, что члены её суть люди безгрешные, а потому, что её Глава, Христос, свят, что свята её молитва и таинства, что свято её учение. Если же говорим о себе, что мы не имеем греха, то не имеем в себе истины, т.е. Христа, и ни в чём не преуспеваем, но обманываем самих себя ( Ин.1:8 ) и, кроме того, этим самым доказываем, что мы из простых грешников становимся уже беззаконными и нечестивыми. Если хотим испытать, возможно ли человеческому естеству приобресть безгрешность, то от кого яснее можем научиться, как не от тех, которые плоть свою распяли со страстями и похотями, и для которых истинно распялся мир ( Гал.5:23:6:14 ), которые, удаляя из сердец своих не только страсти, но даже и греховные помыслы, однако же ежедневно исповедуют, что они и на один час не остаются без греха? Итак, все люди, входящие в состав земной Церкви, грешны: 1Ин.1:8 ; Рим.7:22–23 ; Иов.14:4 . Однако от этого церковь в её основах, законе и учении не перестаёт быть святой: Еф.5:27 ; Рим.3:3–4:7:12–14 ; Гал.2:17 . Греховность отдельных людей не препятствует полному единению в вере всех христиан: Ин.17:21–22 ; 1Кор.12:12–14 ; Еф.4:3–6 . Подобно тому, как при Христе в апостольском сонме был и падший Иуда ( Мф.10:1–7 ; Лк.18:10–14 ), так и ныне должны сохранять единение в вере и молитве христиане не только святые, но и обременённые грехами: 2Тим.2:20–21 . Господь явился на землю не судить людей, но взыскать и спасти погибшее: Мф.18:11 . При молитвенном общении и единении христиан лучших с худшими, последние могут исправиться и улучшаться под влиянием первых: 1Кор.7:14–16 . Только в особых потребных случаях Церковь отделяет от своей среды закоренелых ослушников: Мф.18:17 . Полное же отделение праведников от грешников произведёт Сам Господь при кончине мира: Мф.13:24:30 ; Ин.12:48 . Значит, совершенно неосновательно поступают сектанты, когда в вере отделяются от православных христиан, смущаясь тем, что среди последних много находится разных грешников и нарушителей закона. Распределение стада на группы подобает производить пастырям, а не овцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

     О Рождестве Христовом православные христиане вспоминают ежедневно в утреннем молитвенном правиле. «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася» – читаем мы о Христе в третьем члене Символа Веры. Заметим, что Церковь, говоря о пришествии Бога на землю, не ограничивается словом: «воплотившагося», но прибавляет также: «вочеловечшася», желая показать, что Сын Божий не просто воспринимает плоть, но становится истинным человеком. Восприняв нашу природу, он пребывает единосущным нам по человечеству, входит в семью Адамову, делается нашим родственником. Рождество ознаменовало начало новой эпохи жизни мира. Христос, однажды родившись на земле, отныне духовно рождается в сердце каждого, уверовавшего в Него. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин.14:23) – говорил Господь. Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал.4:19) Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1Кор.4:15) – писал апостол Павел своей пастве. Иисус и апостолы благовествуют о рождении свыше нашего внутреннего человека, или, по-другому, о духовном рождении Спасителя в душе христианина. Писание также открывает нам, что Господь, родившись в нашем сердце, таинственно растет в нем - подобно тому, как Иисус естественно возрастал в Своей земной жизни. Апостол Павел писал, что христиане должны прийти в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф.4:13). Вспомним и евангельскую притчу о сеятеле, которая говорит о созревании семени в сердце человеческом. В контексте притчи семя есть слово Божие, но нельзя забывать, что семя в языке Библии может пониматься как Сам Христос (см.Быт.3:15; Гал.3:16). Иоанн Богослов пишет: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем (1Ин.3:9). Блаженный Феофилакт Болгарский толкует, что под семенем здесь может пониматься «Сам Христос, Который, обитая в верующих, соделывает их сынами Божиими».

http://pravoslavie.ru/109791.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАТЬЯ ГОСПОДНИ [греч. ο δελφο το Κυρου], неоднократно упоминаемые в НЗ родственники Иисуса Христа, игравшие впосл. большую роль в жизни первохрист. Церкви. Следуя евангельской истории, первое упоминание братьев Иисуса относится к событию, когда после совершения чуда в Кане Галилейской Иисус пришел в Капернаум: «Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его» (Ин 2. 12). Синоптические Евангелия упоминают братьев Иисуса в рассказе о том, как во время одной из Его проповедей в Галилее «Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним», и в ответ на замечание Его слушателей об этом Иисус сказал: «кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф 12. 46-49; Мк 3. 31-35; Лк 8. 19-21). Упоминаются и имена 4 братьев Иисуса, а также сестры в рассказе о том, как жители Назарета, называемого в евангелиях «отечеством» Иисуса, удивляясь Его учению, восклицали: «не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами?» (Мф 13. 55-56; Мк 6. 3). Евангелист Иоанн сообщает, что перед праздником кущей братья призывают Иисуса идти в Иудею и «явить Себя миру», хотя отмечает, что «братья не веровали в Него» (Ин 7. 3-10). Однако по Вознесении Господнем апостолы пребывали в Иерусалиме уже вместе «с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян 1. 14). Дважды упоминает о братьях Иисуса ап. Павел, и именно в его посланиях впервые появляется выражение «Б. Г.» (ο δελφο το κυρου). В 1 Кор 9. 5, рассуждая об апостольской власти, ап. Павел наряду с «прочими апостолами» и Кифой (т. е. ап. Петром) упоминает и Б. Г. В Гал 1. 19 он сообщает, что в первое свое посещение Иерусалима после обращения ко Христу он помимо Петра не видел никого из апостолов, кроме Иакова , брата Господня, к-рый, по свидетельству этого же послания, почитался одним из «столпов» иерусалимской христ. общины (Гал 2. 9).

http://pravenc.ru/text/Братья ...

Размышляющему нельзя не призадуматься над следующими словами великого проповедника отечественной Церкви: «Подобно есть царствие небесное сокровищу сокровенну на селе ( Мф.13:44 ). Село, или поле, изображает человека. Глубина, в которой скрыто сокровище, означает сердце или внутренность человека, более или менее открытую верою. Сюда в таинстве крещения Дух Божий, дышащий, идеже хощет, дохнул невидимо, и внес в своем дыхании сокровище: нетленное семя возрождения, новую жизнь от Бога. Итак, сокровище положено, и точно есть на поле нашем; но каждый ли из нас сделал с своей стороны то, чего далее требует притча? Обрел ли оное глубоким самопознанием и вхождением внутрь себя? Скрыл ли от невидимых татей смирением? Продал ли вся, елика имать, отвергся ли мира и плоти, отдал ли без остатка страсти и пожелания, чтобы взять внутреннее сокровище и употребить к своему блаженству? Если мы ничего такого не сделали, если совсем не позаботились проникнуть, чт о скрыто в нашем поле, если мы только на поверхности его пасемся чувственным удовольствием, как бессловесное злаком, если скрытое сокровище глубже и глубже зарываем уметами и дрязгом помыслов и дел суетных, нечистых, беззаконных: то сокровище лежит, но мы им не пользуемся; нетленное в нас семя не прозябает, не цветет, ни плодоносит; духовная жизнь наша или в зародыше или в обмороке; надобно желать, чтобы о нашем возрождении вновь попекся кто-нибудь, как святой Павел о возрождении, крещенных еще прежде Галатов, когда он писал к ним: чадца моя, имиже паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас ( Гал.4:19 ). То есть: как рождающая мать, нахожусь я в подвиге и страдании, дабы споспешествовать вашему духовному рождению, и притом уже не в первый раз: сперва сие было нужно, когда надлежало посредством веры и крещения положить в сердцах ваших начаток духа; но когда вы, наченше духом, ныне плотию сканчаваете ( Гал.3:3 ), то потребен новый болезненный подвиг, дабы погребенное под преобладающею плотию духовное сокровище открыть, дабы задержанный росток духа возрастить до приношения плодов духовных, дабы впечатленный в душу крещением образ Христов прояснить и проявить во всех ее способностях, силах, расположениях и делах христоподобных и богоподобных. Паки болезную, дóндеже вообразится в вас Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

О законах мира. Суббота пред Рождеством Христовым Лк.13:18–29 Гал.3:8–12 В самый день Рождества Христова Апостол скажет: «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от Жены, подчинился закону», «дабы нам получить усыновление» ( Гал.4:4–5 ). И не только Моисееву закону подчинил Себя Христос. Сегодня напоминается о трех важнейших законах сотворенного Богом мира. Это – «закон зерна», «закон закваски», и «закон тесного пути». Господь говорит: «Чему подобно Царствие Божие? И чему уподоблю его»? – И не находит ничего более подходящего, чем обычное зерно и обычную закваску. По закону зерна все приходит в мир, а по закону закваски все происходит в мире. Причем, по «закону зерна», одно приносит много других зерен. Но, чтобы это произошло, оно должно пройти тесным путем. Оно должно умереть. Так и Авраам сначала был одиноким странником в чужой земле, стесненный соседними племенами, потерявший надежду иметь наследника. И он поистине умер, когда, по повелению Божьему, занес нож над своим долгожданным сыном! И от него произошел многочисленный народ. Этот народ, в свою очередь, был заквашен и верою своего праотца, и Моисеевым законодательством, и потом – пророческими словами. Этот народ Бог тоже повел тесным путем – долгого рабства, сорокалетнего пути по пустыне, и уже в обетованной земле тоже стеснил жестокими соседями. И как для всего необходимо время, так и здесь – закваска постепенно делала свое дело. Народ проникался и праведностью, и ожиданием грядущего Спасителя. Через Дочь, воспитанную в этом народе, Спаситель пришел в мир. Сынами этого народа Он будет повсюду проповедан. И всю Свою земную жизнь Он будет идти тесным путем – и добровольного поста, и терпения вражды, и, наконец, распятия и смерти. Погребенный в земле, Он станет зерном новой, благодатной жизни Царствия Небесного. Как закваску, пошлет Он Духа Святого в среду учеников, чтобы постепенно преображалась от веры в веру Его Церковь . И все это – тесным путем. И кто думает, что и без тесного пути можно благополучно пройти по миру и выйти из него, тот тщетно будет «стучать в» запертые «двери и говорить: «Господи! Господи! Отвори нам». И тогда уже не поможет ни то, что Он приходил, ни то, что жил с нами, ни то, что распялся за нас. И услышим: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды». Потому что только «верующие благословятся с верным Авраамом».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Объяснение семи соборных посланий святых Апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды Объяснение соборного послания святого Апостола Иакова О соборном послании святого Апостола Иакова и жизни его Название сего послания соборным, как и других подобных, получилось от того, что оно написано ко множеству христиан, живших в рассеянии, и предназначалось служить правилом веры и жизни для христиан всей соборной (вселенской) Церкви, каковым оно и было со времени своего появления. Посланию Апостола Иакова всегда отводилось первое место среди прочих соборных послании (например, 60 православного Лаодикийского собора и вообще у восточных отцов Церкви). И оно занимает сие место справедливо, как по великому значению в первенствующей Церкви его писателя, так и по глубине и важности содержания самого послания. Писатель этого послания сам называет себя Иаковом ( Иак.1:1 ). Из характера же и духа послания открывается, что сей Иаков был Апостол, высокоблагочестивый муж, опытный учитель ( Иак.3:2 ) и влиятельный пастырь Церкви, полный духа Христова и благодати Божией, особенно преизобильно обитавшей в святых Апостолах. А единогласное свидетельство древней Церкви говорит, что писатель сего послания был Иаков, брат Господень ( Гал.1:19 ), т. е. сын Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии, которая посему называлась матерью его родных братьев (Иосии, Симона и Иуды – ( Мф.13:55 )). В отличие от других Иаковов (Иакова, брата Иоанна, и Иакова Алфеева), а также, быть может, для указания на то, что он был из числа 70 Апостолов, а не 12, он называется Иаковом малым ( Мк.15:40 ). По воскресении Господа, он удостоился особенного явления Его ( 1Кор.15:7 ). И по особенному указанию Господа, был поставлен Апостолами епископом в Иерусалиме. Как отличавшийся всегда глубоким благочестием и строгим исполнением всех заповедей закона ветхозаветного, он пользовался великим уважением как от Апостолов ( Деян.12:17 ), так и от всех верующих, почитавших его столпом Церкви, равным Апостолам Петру и Иоанну ( Гал.2:2 ). Даже Евреи видели в нем человека праведного. Примером своей святой жизни и словом убеждения, святой Иаков благотворно действовал на веру и благочестие христиан, возбуждая их молитвенный дух устроением богослужения и особенно литургии, доныне совершаемой в Иерусалимской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Слово о Кресте в неделю Крестопоклонную Кресте Христов, христиан упование заблудших наставниче, обуреваемых пристанище, во бранех победа, вселенныя утверждение, недужных врачу, мертвых воскресение, помилуй нас . Вникните, братия мои, в слова этой церковной песни, изображающей силу и славу Креста Христова и перенеситесь мыслию в дохристианское время, и вы увидите - какая великая и дивная перемена произошла в отношении ко кресту, после распятия на нем Сына Божия. Что такое был крест до распятия на нем Господа Иисуса Христа? Он был орудием позорнейшей казни, изобретением безчеловечнаго язычества, и пред пришествием Спасителя на землю сопровождал римлян всюду, куда ни заходили они с своим победоносным оружием. И в Иудею эта страшная казнь на кресте проникла от римлян, поработителей иудеев. Иудеи знали до римскаго владычества только нечто подобное, повешение на древе, но и о казненных повешением говорилось в Писании иудеев: «проклят всяк висяй на древе» (Втор. 21:23; Гал. 3:13). Распятие же на кресте превосходило это повешение: оно сопровождалось нестерпимыми мучениями, и потому одна мысль о распятии приводила в ужас. Можно судить поэтому и о том, с каким отвращением и ужасом относилось человечество до Христа к самому орудию этой казни, позорному кресту. Но, вот, на кресте претерпевает смерть Сам Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос; глубокое падение греховнаго рода человеческаго и множество грехов искупляются величайшими страданиями на кресте. Мы не знаем, что было с самим крестом Господним после того, как он исполнил свое назначение, до четвертаго века, когда он был обретен святою Еленою. Но, помимо самаго орудия крестных страданий Богочеловека, крест вообще с тех пор делается священным предметом для христиан. Великие и некогда могущественные цари и владыки мира, как Навуходоносор, изображенный в сонном видении под образом древа, ветвями своими покрывающаго всю вселенную, с шумом прошли по земле, оставив по себе лишь печальную славу. А древо крестное приобретает славу, которой никогда не имел ни один предмет, сделанный руками человеческими. Проходит малое время с тех пор, как Господь наш Иисус Христос претерпел смерть и победоносно воскрес из мертвых, и позорное орудие Его смерти служит предметом хвалы для святаго апостола Павла (Гал. 6:14); предмет благоговейных поклонений и лобызаний для христиан, но соблазн для иудеев, а для эллинов - безумие, Крест Христов, по апостолу, есть источник Божией силы и свидетель Божьяго премудраго промышления о нашем спасении (1 Кор. 1:18. 23. 24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2998...

Часть первая. Закон дел и закон веры в Ветхом Завете (проевангелие) Глава первая. Закон Моисеев § 1 Μα μν (διαθκη) π ρους Σιν, ες δουλεαν γεννσα ( Гал. 4:24 ). Νμος-γρμμα (ср. Рим. 7:5–6 ). «Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме, и мраку, и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово; ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою). И столь ужасно было это видение, (что и) Моисей сказал: «я в страхе и трепете» ( Евр. 12:18–21 ). Едва ли можно представить себе обстановку, более соответствующую величайшему событию дарования закона народу еврейскому, чем та, которую описал св. Апостол Павел в этих полных художественной красоты и силы словах, и которая действительно имела место в истории богоизбранного народа (ср. Исх. 19:11–20; 20:18–20 ). В ней, как в зеркале, живо и наглядно отразились существеннейшие черты закона Божия, все его величие, вся высота и недоступность, приводившая в смущение и ветхозаветных праведников. Закон Божий – не отражение индивидуальной природы человека со всеми ее внутренними особенностями, не схема его личной нравственной жизни, как течет она в нем по естественному ходу вещей. Он есть отражение в Боге живущей истины в возможно-доступной для человеческого сознания форм (Рим:. 2:20) 11 . Он есть выражение святой воли Божией ( τ θλημα – Рим. 2:18 ), программа внутренней и внешней деятельности человека, данная самим Богом, отвне врученная инструкция, по которой должен устроить человек свои отношения к Богу и людям ( νμος τν ντολν – Еф. 2:15 ; ср. Евр. 7:16; 9:19 ). На такой внешний и объективный характер закона Моисеева указывает св. Апостол, называя его «буквою» ( 2Кор. 3:6 ), и говоря о нем, как «написанном на скрижалях каменных» или «чернилами» (– 3) 12 . Такой внешний, объективный характер закона, требующего от человека подчинения отвне данной норме, устанавливал между ним и Богом по-видимому (при непосредственном взгляде на закон) юридические отношения. Бог и живущие под законом люди составляют союз ( διαθκη Гал. 4:24 ), каждая сторона которого имеет обязательства и пользуется своими правами 13 . Исполнение обязательств с той и другой стороны называется правдой ( δικαιοσνη).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Скачать epub pdf 12. Св. апостол Иуда Иаковлев Св. апостол Иуда происходил из Галилеи, из небольшого городка Назарета. Отец его был праведный Иосиф, с которым была потом обручена Пресвятая Дева Мария. Иосиф до обручения с будущей Матерью Господа был женат на Саломии, и имел от нее четырех сыновей и несколько дочерей. Один из сыновей его был Иуда, впоследствии ученик Христов. Христос, как сын Девы Марии, обрученной Иосифу, был как бы сыном его ( Лк.3:23, 2:48 ; Мф.13:55 ), и сыновья Иосифа были как бы братьями Христа ( Мф.13:55 ; ср. Ин.2:12, 7:3, 5, 10 ; Мк.3:31–32 ; Лк.8:19–20 ). Так Иуда считался самым близким родственником Господа. Сначала он не веровал, в Господа ( Ин.7:5 ), но потом уверовал в Него и стал учеником Его. При избрании 12 апостолов Иуда был также причтен к лику этих избранных учеников Христовых ( Лк.6:16 ; Мк.3:18 ). Апостол Иуда имел несколько названий. Называли его Иуда Иаковлев( Лк.6:16 ; Деян.1:13 ), Леввей ( Мф.10:3 ), Фаддей ( Мк.3:18 ; Мф.10:3 ). Вот смысл этих названий. Название Иаковлев, т. е. брат Иакова, как и сам он называет себя в своем послании ( Иуд.1:1 ), название это Иуда получил потому, что считал себя недостойным именоваться братом Господним, подобно тому, как именовался брат его Иаков ( Гал.1:19 ). Это сознание своего недостоинства происходило в Иуде оттого, что он сначала согрешил пред Христом неверием и небратолюбием. Неизвестно, по какой причине; быть может, по зависти, которая так обыкновенна между близкими, Иуда вместе с братьями не веровал во Христа ( Ин.7:5 ). К этому греху, во всяком случае – греху неведения, присоединился потом более тяжкий грех . Иосиф по возвращении из Египта, куда он удалялся с Пресвятой Девой Марией и новорожденным Иисусом от ярости Ирода ( Мф.2:13, 14 ), стал делить землю свою детям от первого брака. Пожелал он уделить часть и Господу Иисусу Христу. Три сына Иосифа, и между ними особенно Иуда, не хотели принять Христа к себе в часть, как рожденного от другой Матери. Только старший сын Иосифа, Иаков, не разделял взглядов своих братьев и принял Христа в свою часть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Искушение богатством, или Как не попасть в Содом и Гоморру Беседы на Книгу Бытия, 13: 1–13 Андрей Солодков О том, какие уроки можно извлечь из событий, о которых рассказано в главе 13 Книги Бытия, в чем мудрость Авраама и просчет Лота и к чему может привести выбор без благословения, рассказывает Андрей Иванович Солодков в очередной беседе о Библии. Авраам и Лот Беседы на Книгу Бытия, 12: 1–20 Итак, патриарх Аврам с женой своей Сарой вышел из Ура Халдейского, места страстей и пороков, в Землю Обетованную – Ханаан, прообраз Царства Небесного. Оказавшись в непростой ситуации, с достоинством преодолев искушение бедностью, они, благодаря послушаю и любви к Богу и друг другу, вышли из него с честью. Будем помнить, что «все Писание боговдохновенно и полезно» (2 Тим. 3: 16), а Ветхий Завет – детоводитель ко Христу (см.: Гал. 3: 24). «Все это происходило с ними как прообраз, а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10: 11). Продолжим чтение Книги Бытия и откроем главу 13. И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг. И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом. И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа. И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор (εγνετο μχη – дословно: случилась драка. – А.С.) между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле (Быт. 13: 1–7). «Смотри, как избыток богатства тотчас становится причиной разделения, производит разрыв, нарушает согласие, расторгает узы родства!» – замечает святитель Иоанн Златоуст. Враг рода человеческого всеми путями стремится посеять вражду между людьми, в данном случае в семье патриарха Авраама.

http://pravoslavie.ru/106930.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010