13. вси бо прроцы и законъ до прорекоша. ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна 14. И аще хощете той хотй И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти А в этих словах Господь указывает причину, почему со времени Иоанна Предтечи явилось такое сильное стремление к царству небесному потому, что о явлении сего царства прорекоша (прорекли) закон и пророки, т. е. законодатель Моисеи в своих законоположительных книгах и в установленных им жертвах, и за ним пророки в своих писаниях, а Иоанн Креститель напомнил и разъяснил народу эти предсказания. И аще хощете прияти (если хотите принять), той (он) есть Илия, хотяй (которому должно) приити. Здесь Господь еще повторяет, кто такое Иоанн, говорит, что он есть Илия, т. е. великий из пророков. Пр. Малахия предсказал, что пред лицом Мессии будет послан Илия, чтобы приготовить Ему путь (4:5–6). Это, конечно, не значило того, что сам, взятый на небо, пророк Илия явится оттуда, а то, что явится пророкь, подобный Илие, т. е., какь говорит евангелист Лука, с духом и силою Илииною (1:17). Но Иудеи понимали пророчество Малахиино так, что ожидали самого Илию, Иеремию и некоторых других пророков, которые будто бы явятся с неба и приготовят их к принятию Мессии (16:14; Ин. 1:21 ). Потому, т. е. сообразно ожиданию Иудеев, И. Христос и прибавил: если хотите принят. 15. имй ушы слышати да слышитъ. Кто имеет уши слышать, да слышит Господь нередко говорил эти слова, производя учение народа. Слова эти были народной пословицей и часто употреблялись народными учителями, или раввинами, для того, чтобы возбудить особенное внимание слушателей к тому учению, которое высказывалось ими прежде или после сих слов. Так как И. Христос придавал особенное значение Своей речи об Иоанне, то и заключил ее такими словами, которые призывали к особенной внимательности (Мих.). Еванг. Лука, передав речь Господа об Иоанне и о Себе Самом, прибавляет: весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым, а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, т. е. о своем спасении, не крестившись от него (7:29–30). Не этих ли фарисеев и законников представляют собою разные наши современные лжеучители, которые даже отвергают не только прочия таинства, но и самое крещение, как бы не необходимое для спасения? Вот до чего доводит их суемудрие! Зач. 41-е. Речь Иисуса Христа об Иудеях

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

13 И громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. 14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. 15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога. 16 И пал ниц к ногам Его; и это был Самарянин. 17 Тогда Иисус сказал: не десять ил очистились? Где же девять? 18 Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? 19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. Ст.12. Что была за болезнь проказа? Это была страшная болезнь: все тело, пораженных ею было покрыто струпьями, язык опухал, изо рта и от всего тела исходил нестерпимый запах. Когда же болезнь доходила до высшей степени, то раны проедали тело до костей и покрывались червями, разные телесные члены отваливались, и больной умирал от страданий. Кроме того, болезнь проказы была заразительна; посему пораженные ею были отлучаемы от общества здоровых и шли за городами и селениями. Потому-то 10 прокаженных встретили Иисуса Христа вне селения и там не осмеливались близко подойти к Нему, а издали громким голосом просили Его о помощи. Ст. 14. Для чего Господь воссылает прокаженных показаться священникам? Моисеев закон возлагал на священников обязанность осматривать как заболевающих проказою, так и выздоравливающих. Если кто заболевал проказою, то он отлучался того от общества; если же прокаженный выздоравливал, то они, по совершении над ним известных обрядов, возвращали его в общество, в дом. Посему-то Иисус Христос, исцелив прокаженных, повелел им показаться священникам. Что особенно поучительного в этом евангельском чтении? В нем мы видим добрый пример благодарности за благодеяние и вместе недобрый – неблагодарности. Достоин подражания первый; достоин отвращения второй. Евангелие тридцатой недели по пятидесятнице. Какое евангелие 30 недели? Такое же, какое 12-ой недели, только не от Матф., а от Луки, 18, 18–27. Зач. 91. (Там см. и объяснение.) – Указание Иисусом Христом богатому юноше путь к вечному спасению и ученикам опасностей богатства, по поводу удаления юноши от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

13. нъ же вщавъ реч ихъ: држе, не биж теб: не по пнзю ли совщалъ со мною; Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? 14. возм тво и ид: хощ же и сем послднем дати, коже и теб: возьми свое и пойди; же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; 15. ил нсть м лть сотворити, хощ, во своихъ м; аще ко тво лкаво к азъ благъ разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Аще око твое лукаво есть, яко аз благ есмь (или глаз твой завистлив ог того, что я добр)? и пр., т. е. вы условились со мною за известную плату за динарий, вы ее и получили, и вам не следует обижаться. С другими же я хочу расчитаться по-другому. Что хочу, то и дам: я властен, по своему, распоряжаться своим добром и проч. Что значит собственно это последнее обстоятельство в притче? Св. Златоуст так пишет вообще о значении всей притчи: «она сказана как для тех, кои в первом возрасте своей жизни, так и для тех, кои в старости и позже начали жить добродетельно. Для первых, чтобы не возносились и не упрекали тех, кои пришли в одиннадцатый час; для последних, чтобы они познали, что и в короткое время можно все приобресть». Завистливость же и ропот в притче не имеют значения: потому что, как уже было сказано и как пишет св. Златоуст по поводу объяснения сей же притчи, в притчах не нужно объяснять все по буквальному смыслу; но узнавши цель, для которой притча сказана, обращать сие в свою пользу, и более не испытывать ничего. 16. Так бдтъ перви, и послдни: мнози бо сть звани, мал же избранныхъ. Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных В этих словах выражается то, что было сказано в целой притче. Мнози бо суть звани (много званных), мало же избранных: это значит, что в царство Христово в христианскую церковь и к райскому блаженству призывается весь мир, но не все спасутся, а только избранные, т. е. желающие и домогающиеся этого, каковых сравнительно мало. И бывает еще так, что вступившие на путь веры и спасения позднее других, вознаграждаются столько же, сколько первые, вступившие ранее, и даже более их, смотря по заслугам: будут последние первыми, и первые последними (чит. объясн. 30 ст. 19 гл.). Зач. 81-е. Новое предсказание Иисуса Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

15. ни же сребреники, сотвориша, коже начени быша. И промчес слово во даже до сег дн. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня. Слово сие, т. е. что ученики украли тело Христово. До сего дня, т. е. до времени написания Евангелия Матфеем (чит. предисловие). Зач. 116-е. Явление Иисуса Христа апостолам на горе Галилейской Первое евангелие на утрени в воскресные дни. 16. же надесте учнцы идоша въ въ гор, аможе повел имъ Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, Из нескольких явлений воскресшего Господа апостолам евангелист Матфей говорит только об одном, именно о явлении на горе Галилейской. Единии надесяте ученицы (одиннадцать учеников), так как из числа 12-ти выбыл погибший Иуда предатель, а вместо него еще никого не было избрано: это избрание произошло уже после вознесения Христова ( Деян.1:15–20 ). На гору. Какая была эта гора из Галилейских гор, неизвестно; не была ли Фавор, на которой произошло славное преображение Христово, как предъизображение того славного состояния, в каком явился апостолам Господь теперь, после Своего воскресения? (Мих.). 17. и видвше поклонишас ви же усмншас. и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. Апостолы до сошествия Св. Духа на них имели те и другие неправильные мнения, посему и теперь некоторые из них не были уверены и сомневались (усумнешася) в воскресении Христовом. Св. Златоуст замечает на это следующее: «Если некоторое усомнились, то и в сем случае подивись их любви к истине, что они не скрывали своих погрешностей, даже в последние дни случившихся в ними». С другой стороны из сего обстоятельства видно, что апостолы очень тщательно исследовали истину воскресения, не сразу верили сему. В какое время произошло явление И. Христа апостолам на Галилейской горе, евангелист не говорит; но без сомнения оно было после других явлений, как это видно из самых первых слов об этом явлении: одиннадцать учеников пошли в Галилею на гору, куда повелел им Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

16 сентября 2007 года Неделя 17я по Пятидесятнице 2 Кор. 182 зач. (6, 16–7, 1) Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. Очисти свой внутренний храм от мысленных идолов Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня читалось зачало из Второго послания к коринфянам святого апостола Павла. Апостол Павел говорит: «Какая совместность храма Божия с идолами?» (ст. 16). Мы должны предположить, что речь будет идти не о храме в том узком смысле слова, в котором мы привыкли воспринимать это понятие, и также, наверное, не об идолах или идолопоклонстве как о язычестве, а о чем-то большем, гораздо более значимом, хотя, может быть, и не примечаемом нами из-за нашего буквализма. «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (ст. 16). Если в данном случае под храмом Божиим понимаются люди, значит, и под идолами понимаются не идолы в точном смысле слова, то есть какие-либо изваяния, которым поклонялись эллины, но то, что идолом становится и что заставляет человека преклоняться перед собой, вопреки его вере и любви к Богу. Речь идет о каких-либо страстях, пороках или же каких-либо принципах, происходящих не из христианского Богооткровения, но имеющих посторонний источник. Некоторые отцы сравнивают, например, блудную страсть с идолом Венеры, страсть гнева — с идолом Марса, и так далее. «Какая совместность храма Божия с идолами?» Гораздо важнее понять положительную сторону этого изречения: собственно христиане являются храмом Божиим. Не стены, не камни, из которых составлены те или иные здания, предназначенные для совершения молитвы, иногда весьма прекрасные и благолепно украшенные, а именно люди составляют храм. Церковь Православная, Церковь Христова состоит не из строений, а из людей. Каждый из нас является одним из камней, созидающих этот храм Божий.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

17. И ставль ихъ, изыде вонъ из града въ и водворис т. И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь Изыде (вышел) в Вифанию. О Вифании чит. в объясн. 1 ст. Зач. 84-е. Проклятие смоковницы Иисусом Христом Читается в понедельник 10-й недели и в великий понедельник на утрени 18. Оутр же возвращьс во градъ, взалка: Поутру же, возвращаясь в город, взалкал Это было на другой день после торжественного входа в Иерусалим, когда И. Христос провел ночь в селении Вифании (водворися ту, ст. 17). Взалкал утром: «этим, по объяснению Златоуста, Он показал немощь своей плоти», а блаж. Феофилакт говорит, что Он «алкал спасения грешных»... 19. и узрвъ смоковниц при пт, къ ней, и ничтоже брте на ней, токм и гла да николиже плода бдетъ во вки. И изсше смоковница. и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла 20. И видвше учнцы дивишас, глаголюще: как изсше смоковница; Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Смоковница, это дерево, на котором росли плоды смоквы, или винные ягоды. Смоковница стояла при общественной дороге, и потому всякий мог пользоваться плодами её. Господь хотел утолить голод плодами смоковницы, но на ней не оказалось плодов, а только одни листья. Тогда Господь проклял смоковницу, и глагола (говорит) ей: да николиже от тебе будет плода во веки (да не будет же впредь от тебя плода во век). И что же произошло со смоковницею вследствие проклятия её Господом? И абие (тотчас) изше (засохла) смоковница. Не означало ли чего это иссушение смоковницы? Неужели оно было выражением гнева Христова на смоковницу? Эта смоковница, пишется в Толков. евангелии Михаила, была образом Иудейского народа и проклятие её образом отвержения Иудеев. Смоковница имела листья и вид, как будто на ней были плоды, и народ Иудейский, имея вид религиозности, держался обрядов и преданий религиозных; но плодов на смоковнице не было, и плодов веры и истиннной религиозности у народа Иудейского не было; и та и другой подверглись проклятию: смоковница иссохла, народ Иудейский отвергнут Богом. Неплодная смоковница означает еще вообще нераскаянного грешника; проклятие её наказание сего грешника (Иннок. Хер.). Святитель Филарет пишет: «человек, предающийся удовольствиям настоящей жизни, подобен смоковнице – он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, а одни только листья, т. е. преходящий призрак мира сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

19. же предаютъ вы, не пецытес, как ил что возглаголете: дастбос вамъ въ той часъ, что возглаголете: Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать 20. не вы бо бдете но дхъ ца вашег глй въ васъ. ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас Апостолы были из людей бедных и неученых рыбарей, посему, понятно, они могли беспокоиться, как и что будут говорить, когда предстанут пред правителями и образованными людьми. И Господь успокоивает их, говоря, чтобы они не заботились об этом, потому что дастся вам в той час, что возглаголете (в тот час дано будет вам, что сказать). Не вы бо будете глаголющий (не вы будете говорить), но Дух Отца вашего, т. е. Сам Бог, Дух Святый третье лицо Св. Троицы, глаголяй в вас – будет говорить в вас. Я дам вам уста и премудрость, говорил Господь апостолам подобно сему, по сказанию евангелиста Луки (21:15). Так Господь предсказал о боговдохновенности свв. апостолов, т. е. о том, что они будут проповедывать и устно, а также, конечно, и письменно не сами от себя, но по внутреннему внушению от Самого Бога от Св. Духа. 21. Предастъ же братъ брата на смерть, и тецъ чадо: и востантъ чада на и ихъ: Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их 22. и бдете ненавидими всми имене моег ради: претерпвый же до конца, той спсенъ бдетъ. и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется Люди неверующие, привязанные к своей еврейской или языческой религии, которых Господь назвал волками, будут так ненавидеть проповедников христианской веры, как равно и тех, которые примут ее, что не пощадят самых близких из своих родных – брат неверующий будет предавать на смерть своего родного брата, неверующие дети будут восставать за веру на родителей и умерщвлять их. Все это в точности и исполнилось сначала на самих апостолах, а затем на христианах во времена гонений. И вообще предрекает Господь: будете ненавидими всеми многими враждебными Евангелию имене Моего ради (за имя Мое). Здесь слово все употреблено в смысле многие. Так в греч. языке иногда употребляется это слово. За имя Мое за веру Мою. Претерпевый, т. е. оставшийся твердым в вере и претерпевший за то оскорбления и мучения, до конца, до конца сих оскорблений и мучений или до конца жизни (Феоф. и Злат.), спасен будет, т. е. получит блаженство в царстве небесном. Так и было, как знаем мы, с св. апостолами и св. мучениками. Зач. 37-е. Наставление Иисуса Христа апостолам (продолжение)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

19. Не скрывайте себ сокровищъ на земл, идже червь и тл тлитъ, и идже подкопываютъ и крадтъ: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут 20. скрывайте же себ сокровище на нбс, идже ни червь, ни тл тлитъ, и идже не подкопываютъ, ни крадтъ: но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут Здесь Спаситель учит, что ненужно чрезмерно заботиться об умножении сокровищ земных, как-то: богатых одежд, золотых и серебряных вещей и т. п., имет к ним привязанность, потому что все они не прочны; ныне они есть, а завтра так или иначе могут быть истреблены, напр., молью и ржавчиною, (червь и тля тлит), или похищены ворами (такие подкапывают и крадут), и таким образом легко можно лишиться их. Напротив, учит Господь, прилагайте более попечения о том, что относится к вечной жизни: там ничто не пропадает и не портится, там все прочно, вечно, т. е. стяжите себе добродетели, которых никто не может похитить у вас и которые возведут вас в царство вечное. «Дай бедному и нищему, что нужно, и найдешь, что все это соблюдется целым и нерастленным на небе», учит св. Афанасий Великий . Под червем, ржавчиною и ворами некоторые из толкователей разумеют тщеславие и гордость. 21. идже бо сокровище ваше, т бдетъ и сердце ваше. ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше Здесь Господь указывает побуждение к тому, чтобы нам более заботиться о небесных благах, чем о земных. Обыкновенно сердце наше привязывается к тому, чем более мы занимаемся, что любим, о чем заботимся: где (идеже) сокровище ваше, там (ту) будет и сердце ваше. Сокровище, т. е. то, в чем человек поставляет высшее свое благо, к чему особенно привязан, что особенно любит. К сокровищу небесному, т. е. к добродетели, должно быть привязано сердце христианина, и хорошо, если оно привяжется к нему; но оно может быть привязано и к земным благам, а такая привязанность будет погибелию для человека. «Если ты будешь прилеплен к земному, то непременно отпадешь от небесного» (Злат.). Это мы и видим на людях, зараженных страстью любостяжания, как равно и другими страстями. Нет сомнения, что указанными словами о сокровищах Господь не запрещает собирать и иметь земные блага, так, как нестяжательность и расточение имущества Он предоставляет желающим высшего совершенства: аще хощеши совершен быти ( Мф. 19:21 ); а запрещает пристрастие к земным благам и забвение небесных благ из-за них: потому что жизнь земная и еще семейная немыслима без этих благ. Ищите во первых прежде царства Божия, говорит Господь далее, после слов о благах (33 ст.). Зач. 18-е. О служении Богу и о промысле Божием

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

1 июля 2007 года Неделя 6я по Пятидесятнице Рим. 110 зач. (12, 6–14) И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. О многоразличных христианских служениях как дарованиях Божиих Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святой апостол Павел, обращаясь к римлянам, говорит следующие дерзновенные слова: «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры» (ст. 6). Значит, насколько в тебе раскрыт дар веры, насколько сильно она в тебе действует, настолько ты можешь пророчествовать. Удивительно, что рядом с этим необыкновенным дарованием апостол Павел ставит хотя и нравственные и возвышенные, но все же обычные человеческие служения, о которых мы будем рассуждать дальше. И если пророчествовать должно по мере данной человеку веры и совершается это по благодати Божией, то можно сделать вывод о том, что и прочие духовные дарования, перечисляемые далее апостолом Павлом, также действуют в нас по благодати и в зависимости от степени нашей веры. Но если пророчество справедливо считается сверхъестественным и самым возвышенным дарованием, о котором сам апостол Павел говорит: «Ревнуйте более всего о даре пророческом как наиболее полезном для назидания Церкви» (см. 1Кор.14:1 и 12), то важно понять, как правильно относиться к другим дарованиям, которые он ставит наряду с ним?

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

2003 г. О суждении и осуждении Нед. 5 по Пятидесятнице. Пятница. Зач. 130 ( 1Кор. 4:5–8 ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь ( 1Кор. 4:5 ). Такую заповедь возвещает нам сегодня, братья и сестры, апостольское слово. Что же следует из этого заповедания? Никого, никогда и ни в чем не судить? А как же тогда возможно будет с соблюдением этого условия исполнить другую заповедь того же Апостола, данную его возлюбленному ученику: «Согрешающих обличай перед всеми» ( 1Тим. 5:20 ). При поверхностном взгляде на вопрос возникает явное противоречие, ибо невозможно, не пользуясь природной способностью суждения, отличить и отделить зло от добра, обличая его перед всеми? Но точно такое же «противоречие» можно усмотреть и в словах Спасителя, когда Он говорит: «Не судите, да не судимы будете» ( Мф. 7:1 ), но в то же время: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его» ( Мф. 18:15 ). Кажущееся противоречие в высказываниях возникает от явного непонимания сокрытого в них смысла. А смысл вышеприведенных высказываний раскрывается следующими словами Божественного Откровения: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» ( Мф. 7:3–5 ). Если же кому-то и это изречение кажется недостаточно ясным, то мы постараемся его сейчас пояснить. Слово Божие в принципе не запрещает производить суд. Оно требует только того, чтобы суд был праведным ( Ин. 7:24 ). «Горе вам, – говорит Господь фарисеям, – что нерадите о суде» ( Лук. 11:42 ). По изъяснению отеческому здесь речь именно о суде, правом, ибо судом неправым фарисеи судили постоянно. 459 Превратный суд, как сказал о том еще пророк Аввакум, происходит оттого, что нечестие преобладает над праведностью ( Аввак. 1:4 ). Следовательно, там, где всем заправляет нечестие нельзя ожидать правильности в суде. Его неправильность свидетельствуется тем, что от внимания неправедно судящего уходит существенное; несущественное же и мелочное выходит на первый план и преследуется со всей строгостью Закона. Говоря образно, начинается отцеживание комара с одновременным пожиранием верблюда ( Мф. 23:24 ) и изъятие едва заметной порошинки из нежного глаза ударами тяжеловесных бревен. 460

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010