Апо­стол – Гал., 207 зач . Ал­ли­лу­и­а­рий – дня (суб­бо­ты), глас 4й: «Воз­зва­ша пра­вед­нии, и Гос­подь услы­ша их…», стих: «Мно­ги скор­би пра­вед­ным…». Еван­ге­лие – Мф., 53 зач. По­ет­ся «До­стой­но есть…». При­ча­стен – дня (суб­бо­ты): «Ра­дуй­те­ся, пра­вед­нии…». От­пуст: «Хри­стос, Ис­тин­ный Бог наш…». При­ме­ча­ние. «Вест­но бу­ди: Аще слу­чит­ся на­ве­че­рие Хри­сто­ва Рож­де­ства в суб­бо­ту или Неде­лю, пост не бы­ва­ет…» (Ти­пи­кон, 25 де­каб­ря, 2е «зри»). Это пред­пи­са­ние Уста­ва озна­ча­ет, что в Рож­де­ствен­ский со­чель­ник, сов­пав­ший с суб­бо­той или вос­кре­се­ньем, по со­вер­ше­нии Ли­тур­гии (до ве­чер­ни) раз­ре­ша­ет­ся немно­го под­кре­пить­ся пи­щей без мас­ла: «По от­пу­ще­нии же [Ли­тур­гии свт. Иоан­на Зла­то­уста, – Сост.] сне­да­ем по улом­ку хле­ба, и от ви­на вку­ша­ем ма­ло, и от­хо­дим в кел­лии своя. При ча­се же 7м дне на­чи­на­ем ве­чер­ню» (Там же; ср.: Ти­пи­кон, 6 ян­ва­ря, 2е «зри»). По уста­но­вив­шей­ся цер­ков­ной прак­ти­ке, сра­зу по окон­ча­нии Ли­тур­гии со­вер­ша­ет­ся 9й час и ве­ли­кая ве­чер­ня празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва. По Уста­ву, бо­го­слу­же­ние долж­но на­чи­нать­ся «при ча­се же 7м дне», т. е. по-на­ше­му – в 1м ча­су дня (см. Ти­пи­кон, 25 де­каб­ря) . Та­ким об­ра­зом, по мыс­ли Ти­пи­ко­на, ве­ли­кая ве­чер­ня со­вер­ша­ет­ся от­дель­но для то­го, что­бы обес­пе­чить ей бо­лее тор­же­ствен­ное слу­же­ние. Бы­ва­ет звон в ве­ли­кий кам­пан и во вся тяж­кая (ср.: Ти­пи­кон, 25 де­каб­ря). По со­вер­ше­нии 9го ча­са иерей про­из­но­сит на­чаль­ный воз­глас ве­чер­ни: «Бла­го­сло­вен Бог наш…». Чтец или хор: «Аминь». Чтец : «При­и­ди­те, по­кло­ним­ся…» (три­жды). При­ме­ча­ние. Ес­ли 9й час пе­ред ве­чер­ней не со­вер­шал­ся, то в на­ча­ле ве­чер­ни долж­но быть про­чи­та­но обыч­ное на­ча­ло. Иерей: «Бла­го­сло­вен Бог наш…». Чтец или хор: «Аминь». Чтец: «Сла­ва Те­бе, Бо­же наш, сла­ва Те­бе», «Ца­рю Небес­ный…», Три­свя­тое. По «От­че наш…» иерей – воз­глас: «Яко Твое есть Цар­ство…». Чтец: «Аминь», «Гос­по­ди, по­ми­луй» (12 раз), «Сла­ва, и ныне», «При­и­ди­те, по­кло­ним­ся…» (три­жды).

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-01-...

«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Слава Тебе, Отче...», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Радуйся, Яже Жизнь...». По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написовашеся иногда...» (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...», возглас: «Яко милостив...». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Читается 1-й час, и бывает великий отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Примечание. Чтение часов навечерия переносится на пятницу (23 декабря). В сочельник Рождества Христова (24 декабря) совершаются обычные трехпсалмные часы. На часах – тропарь предпразднства («Написовашеся иногда...») и кондак предпразднства («Дева днесь Превечное Слово...»). Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. На входе – «...во святых Дивен сый...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написовашеся иногда...». «Слава, и ныне» – кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово...». В храме Богородицы – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написовашеся иногда...», тропарь храма. «Слава» – кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написовашеся иногда...», тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово...». Поется Трисвятое. Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Веселитеся о Господе и радуйтеся, праведнии», стих: «Блажени, ихже оставишася беззакония...». Апостол – Гал., 207 зач . Аллилуиарий – дня (субботы), глас 4-й: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их...», стих: «Многи скорби праведным...». Евангелие – Мф., 53 зач. Поется «Достойно есть...». Причастен – дня (субботы): «Радуйтеся, праведнии...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-06/

Если сочельник случится в субботу или воскресенье, то царские часы в таком случае переносятся на пятницу. Литургии в этот день не бывает. В сочельник в обычное время совершаются часы и литургия св. Иоанна Златоуста . После обычного литургийного отпуста (т.е. «Христос истинный Бог наш...») затворяются царские врата и возгласом «Благословен Бог наш» начинается великая вечерня. В Типиконе указывается, что следует петь псалом 103: «Благослови, душе моя, Господа», затем «Блажен муж...» 46 (см. Типикон, под 6 января). Но в практике, поскольку вечерня совершается отдельно от литургии, положено обычное начало: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Царю Небесный», Трисвятое и т.д. (см. Богослужебные указания на 1951 г., с. 57 и на 1950 г., с. 84). После входа с Евангелием – «Свете тихий...», прокимен дня и паремии, после которых – малая ектения и возглас: «Яко свят еси Боже наш» (см. К. Никольский , с. 545; Богослужебные указания на 1950 г., с. 85). Трисвятое не поется, но сразу прокимен: «Господь рече ко мне». Затем следует чтение Апостола (Гал., зач. 207) и Евангелие (Мф., зач. 53), ектении: «Рцем вси»; «Сподоби, Господи» и ектения «Исполним вечернюю молитву», после возгласа сразу «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш». Хор: «Аминь», «Утверди, Боже...». Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую...». Священник: «Слава Тебе...» и отпуст обычный. После вечерни прославление. Краткая схема вечерни в Рождественский сочельник Если нет литургии Если есть литургия После чтения паремий, малой ектении и возгласа – хор: «Аминь» («Святый Боже» не поется), а диакон: «Вонмем». Прокимен: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты...». Следует чтение Апостола (Евр., зач. 303) и Евангелие (Лк., зач. Затем ектения: «Рцем вси», «Сподоби, Господи...» и ектения: «Исполним вечернюю». Возглас «Премудрость и прочее по обычаю и отпуст обычный (но в календаре на 1976 год указан отпуст праздничный). На литургии читаются Апостол (Гал., зач. 207) и Евангелие (Мф., зач. 53).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Начало вечерни бывает различным. Если вечерня служится без соединения с Литургией святого Василия Великого , то священник творит обычное начало вечерни: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь. Царю Небесный» по «Отче наш», «Господи, помилуй (12) «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся» и 103 псалом «Благослови, душе моя, Господа». Если же вечерня соединяется с Литургией, то диакон на амвоне возглашает «Благослови, Владыко»; священник: «Благословено Царство»; хор: «Аминь»; чтец: «Царю Небесный» и проч. После прочтения предначинательного псалма следует великая ектения. В навечерие, случившееся в субботу или воскресенье, поется «Блажен муж» (в субботу – вся кафизма, в воскресенье – первый антифон); в остальные дни, сразу после великой ектении, поются стихиры на «Господи, воззвах» (гл. 2). Диакон совершает каждение. «Иерей же творит проскомидию», если служится Литургия. Вход с Евангелием. Прокимен дня. И только в навечерие, случившееся в пятницу, вместо дневного поется великий прокимен «Кто Бог велий, яко Бог наш» (прокимен переносится на день праздника с вечерни, относящейся к 26 декабря/7 января). Читается восемь паремий. После первых трех паремий открываются царские врата. Чтец читает тропарь «Тайно родился еси в вертепе» до конца. Хор: «С ними же помилуй нас». Затем чтец читает стихи, и на каждый стих хор поет то же окончание тропаря. И в заключение чтец вторично читает тропарь и сам припевает конец его. Так же возглашается второй тропарь после следующих трех паремий. Конец тропаря поется «Жизнодавче, слава Тебе». После окончания чтения паремии – малая ектения и возглас «Яко свят еси, Боже наш». Затем: если нет Литургии: Хор: «Аминь». «Святый Боже» не поется, диакон: «Вонмем. Прокимен: Господь рече ко Мне: Сын мой еси Ты». После этого – чтение Апостола (Гал., зач. 207) и Евангелия (Мф., зач. 53). Затем ектения «Рцем вси», «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю молитву», после возгласа: «Премудрость» и проч. по обычаю и отпуст. если есть Литургия: Хор: «Аминь». «Святый Боже» – и поряду Литургия святого Василия Великого . На Литургии читаются Апостол (Евр., зач. 303) и Евангелие (Лк., зач. 5), от личные от Апостола и Евангелия, читаемых на вечерне, совершаемой отдельно, без Литургии. ЧИН СЛАВЛЕНИЯ ХРИСТА В НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

После первых трех паримий открываются царские врата. Чтец читает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе» до конца. Хор припевает конец: «С ними же помилуй нас». Затем чтец читает стихи, и на каждый стих хор поет тот же конец тропаря. В заключение чтец вторично читает тропарь и сам припевает конец его. Так же исполняется второй тропарь после следующих трех паримий. Хор припевает конец тропаря: «Жизнодавче, слава Тебе». После окончания тропаря со стихами читаются еще две паримии, после которых – малая ектения и возглас: «Яко свят еси, Боже наш...». Далее — Трисвятое, прокимен: «Господь рече ко Мне...». Апостол к Евреям, зач. 303-е; Евангелие от Луки, зач. 5-е. Затем литургия продолжается своим чередом. После литургии совершается «славление» Христа (поются тропарь и кондак праздника). Таким же образом совершается служба и в Крещенский Сочельник. После заамвонной молитвы бывает освящение воды, начинающееся пением тропарей «Глас Господень на водах...» и других. После освящения воды на «Слава, и ныне» поется стихира и «Буди имя Господне...». Читается 33-й псалом, затем – «Премудрость» и праздничный отпуст. Но если вечерня совершается после литургии, то «Буди имя Господне» не поется, а сразу после стихиры – «Премудрость» и отпуст. (См.: Типикон, 6 января). Порядок отправления вечерни с литургией св. Иоанна Златоуста в Навечерие праздника Если Навечерие праздника случится в субботу или воскресенье, то Царские часы переносятся на пятницу. Литургии в этот день не бывает. В Навечерие совершается литургия святого Иоанна Златоуста (с обычными часами перед ней). После обычного литургийного отпуста («Христос истинный Бог наш») закрываются царские врата. Священник произносит возглас: «Благословен Бог наш…», и начинается великая вечерня праздника. В Типиконе сказано, что следует петь пс. 103-й. «Благослови, душе моя, Господа...», затем – «Блажен муж...». Но на практике, поскольку вечерня совершается отдельно от литургии, читается обычное начало: «Аминь. Слава Тебе, Боже... Царю Небесный...», Трисвятое и т.д.1 После входа с Евангелием – «Свете тихий…», прокимен дня и паримии, после которых – малая ектения и возглас: «Яко свят еси, Боже наш…» Трисвятое не поется, но сразу прокимен: «Господь рече ко Мне» и чтение Апостола (Гал., зач. 207-е) и Евангелия (Мф., зач. 53-е). Далее – ектения «Рцем вси…», возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси...», «Сподоби, Господи» и ектения: «Исполним вечернюю молитву…». Возглас: «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси...». После возгласа: «Буди держава Царствия Твоего...» – сразу «Премудрость», хор: «Благослови», священник: «Сый благословен Христос Бог наш…», хор: «Аминь. Утверди, Боже…», священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас», хор: «Честнейшую», священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» и обычный отпуст. После него — «славление» Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

В навечерие самого праздника (если оно случится в субботу или Неделю) бывает литургия Златоустого в свое время, потом, особо в 7-м часу дня (по-нашему в 1-м), бывает великая вечерня. В навечерие, случившееся в субботу, читается вся первая кафизма; в воскресение только 1-й антифон. Вход бывает с Евангелием. Молитву же Входа иерей читает – «Входа» вечерни. Прокимен дня. В субботу вечером: прокимен «Господь воцарися». Вечерня в этот день всегда с чтением 8-ми паремий, Апостола и Евангелия. По чтении первых трех паремий, затем также и после других трех произносится тропарь чтецом, читающим паремии; конечные слова тропаря поют певцы, как указано выше. После такого пения, по прочтении 8-й паремии, следуют малая ектения и возглас: «Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков» (Тип., 25-го дек.). На этой вечерне, отдельно совершаемой от литургии, «Трисвятое» не поем, зане же не совершается божественная литургия (Тип., послед. 25 дек. и 6 янв.), а потому не произносится: «Господи, спаси благочестивыя», а после паремий и малой ектении следуют: прокимен, Апостол, аллилуиа и Евангелие. После чтения Евангелия сряду следуют: ектения «Рцем вси»; «Сподоби, Господи»; ектения «Исполним вечернюю молитву»; засим возглас «Премудрость», «Благослови», и т. д. Итак, не положены: стихиры на стиховне, «Ныне отпущаеши», «Трисвятое», «Отче наш», тропарь. Все это бывает затем на повечерии при литии и благословении хлебов. На этой вечерне, отдельно совершаемой от литургии, указаны в Типиконе особые Апостол (Гал., зач. 207) и Евангелие (Мф., зач. 53) 874 , то есть не те, которые положены в тот день на вечерне, если она совершается пред литургией (Апост. Евр., зач. 303 и Ев. Лк.5 ), а равно и положены в самый праздник на литургии (См. Тип., послед. 25 декабря). Это указание считается ошибочным. В праздник случившийся в Неделю, совершается литургия св. Василия Великого (Тип., послед. 25-го дек., зри, аще случится навечерие Рождества Христова в субботу).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Потом из того же Великого Катехизиса из той же 72-й главы, л. 358 об. и 359: «Вопрос: Кто устави и предаде сия тайны? Ответ: Крещение сам Господь наш Иисус Христос, внегда крестися и апостолом своим повеле крестити (Матф. зач. 116; Марк зач. 6). Святое миро такожде сам Господь предаст, внегда помазася елеом радости паче причастник своих, сиречь Духом Святым в видении голубине. Апостоли же святии по повелению Господню возложением рук видимым помазанием мира невидимую благодать Духа Святаго подаяху (Деян. зач. 18 и 42. и ко Евр. зач. 312). Едина и таяжде есть тайна миропомазание и возложение рук. Священничество же и божественную литургию, или божественное причащение сам Господь устави на тайней вечери, сый священник во веки по чину Мелхиседекову (Лук. зач. 108; Евр. зач. 318). Святии же апостоли и епископи поставляху священники по местам (к Титу, зач. 300). Брак от Бога поставлен бысть (Матф. зач. 78). От Христа же утвержден (Матф. зач. 31) и почтен (Иоан., зач. 6). Есть тайна велия (Ефес. зач. 231). Покаяние Сам Господь уставил есть, внегда повелевает покаятися (Матф. зач. 8). И тайну покаяния, глаголяй: имже отпустите грехи, отпустятся им, и проч. (Иоан. зач. 65; Матф. зач. 76). Исповедание грехов преже (читай: пред) апостолы (Деян. зач. 42). Исповедание пред священниками (Посл. Иаков. зач. 57; первое Иоан. зач. 69). Последнее елеосвященне помазание, егоже Сам Господь устави, святый апостол Иаков брат Господень повелевает употребляти, еже бы не дерзал кроме Господня завещания» (Посл. Иак. зач. 57). Там же. ниже, л. 360 об.: «Веждь убо без всякаго сумнения, яко в Церкви Божией не две точию суть тайне, но всесовершенно седмь». В той же главе, л. 356: «ихже (седмь Таин) Святая Соборная и Апостольская Восточная Церковь всегда употребляет, имиже особне освящаемся и оправдаемся, и всыновление божественное приемлем». В главе 80 той же книги, л. 394 об.: «Вопрос: Чесо ради Господь Бог сия святыя тайны Церкви своей святей предал есть? Ответ: Удобнейшаго ради спасения нашего, получения же ради и восприятия онаго крайняго блаженства, в иеже созданн быхом. (Ниже:) Сих же Таин аще кто по чину Святыя Соборныя и Апостольския Церкви Восточныя не употребляет, но пренебрегает я, той без них, яко без известных посредств, онаго крайняго блаженства сподобитися не может».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вопрос. Кто устави и предаде сия Тайны? Ответ. Крещение Сам Господь наш Иисус Христос, внегда крестися, и апостолом своим повеле крестити 193 . Святое Миро такожде Сам Господь предаде, внегда помазася елеем радости паче причастник Своих, сиречь Духом Святым в видении голубине. Апостоли святии по повелению Господню возложением рук, видимым помазанием мира невидимую благодать Святаго Духа подаяху ( Деян.19:6 зач. 42, зач. 18; Евр.6:2 зач. 312). Едина и таяжде есть Тайна Миропомазание и возложение рук. Священничество же и Божественную Литургию или Божественное Причащение Сам Господь устави на Тайней Вечери, сый Священник во веки по чину Мелхиседекову. Лк.22:19 ; Зач.108. И Евр. гл.8; Зач.318, 319. Святии же апостоли и епископи поставляху священники на местах. Тит.1:5 зач. 300. Брак 194 от Бога поставлен бысть ( Мф.19:4 ; Зач.78): от Христа же утвержден ( Мф.9:15 ; Зач.31) и почтен ( Ин.2:1 ; Зач.6): Есть тайна велия ( Еф.5:22 ; Зач.230 и 231). Покаяние Сам Господь уставил есть, егда повелевает покаятися. Мф.4:17 ; Зач.8, и Тайну покаяния глаголя, имже отпустите грехи, отпустятся им, и проч. Ин.20:22 ; Зач.65; Мф.18:18 ; Зач.76. Исповедание грехов – Апостоли. Деян.19:4 ; Зач.42. Исповедание пред священниками. Иак.5:16 ; Зач.57. И 1Ин.1:9 ; Зач.69. Последнее Елеосвященно-помазание, Сам Господь устави. егоже святый апостол Иаков, брат Господень, повелевает употребляти, еже бы не дерзал кроме Господня завещания. Иак.5:14 ; Зач.57. 195 Вся седмь Тайны имут слово и видимое знамение, и вся имут обетование благодати и благословение Божие. А яко не вси человецы по завещанию должни суть женитися и священствовати, здравии же последним маслом священным помазоватися, сие не разоряет сия Тайны. Аще бо и не всяк должен есть священствовати, но убо потребовать священничества всяк должен есть: без него бо спастися не может. Такожде, аще и не всяк оженится, то убо должен есть во изряднем девстве Ангельским житием жительствовати или непорочно вдовствовати. Аще ли же сквернавый прелюбодейно поживет, то убо казнь приимет за презрение и попрание брака 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Совершенно несправедливо утверждаете вы, будто вечность церкви Христовой основывается только на учении, или даже на мнении св. отцов. Напротив, св. отцы потому излагают учение о вечности церкви, что оно ясно выражено в слове Божьем, и следственно в слове Божьем имеет свое первое и твердое основание. Предречения, предзнаменания, обетования о вечном продолжении церкви Христовой возвещены еще в ветхом завете пророками, которые, по слову Апостола Петра, не им (иудеям, якоже вы мните) служаху, но нам ( 1Пет.1:12 ). Потом, дабы нам восприять проповеданное пророками всыновление, сам Сын Божий, единосущный Отцу, с небес на землю сниде, и наш рабий зрак восприим быв под законом, да подзаконные искупит (Гал. зач. 209), себе предаде за ню, сиречь церковь (Еф. зач. 231), самолично обещася создати ю: созижду, рече, церковь Мою (Мф. зач. 67), и созда, самолично и самодейственно предав ей завет свой: Прием Иисус хлеб, и благословив преломи, и даяше учеником и рече: приимите, ядите, сие есть тело Мое. И прием чашу, и хвалу воздав, даде им глаголя: пийте от нея вси, сия бо есть кровь Моя нового завета (Мф. зач. 108; Мк. зач. 64; Лк. зач. 108). И завет сей о своей крови во веки положи, якоже Апостол Павел глаголет: кровью завета вечнаго (Евр. зач. 335). И паки: елижды аще хлеб сей ясте, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже убо приидет (1Кор. зач. 149). И вечно с церковью своей быти обещася: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. зач. 116; Кн. о вере, гл. 7, л. 59 на об.); и ключи неба предаде ей: и дам ти ключи царства небеснаго (Мф. зач. 67). Приимите Дух свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им (Ин. зач. 65; Кн. о вере, сл. 8, л. 66); и Себя самого в пищу ей дарова: хлеб, егоже Аз дам вам, плоть моя есть (Ин. зач. 23); и Духа Святого послал ей, да будет с нею вовек (Ин. зач. 48; Лук. зач. 114; Деян. зач. 3). Всех сих и множайших самоличных Божьих действий и обетований, утверждающих вечность и неодоленность Христом основанной церкви, вы, почтенный вопроситель, акибы совсем не ведаете, и нового завета священных книг как будто никогда не читывали: ибо, к великому удивлению, вечность христианского церковного чиноположения признаете только основанной «на мнении св. отцов». Напротив, же многочисленными свидетельствами ветхозаветных писаний тщитесь вы доказать, якобы законной сени, теперь уже прешедшей, также обещано было вечное бытие, и сие с той целью указывает, чтобы и непреложные обетования Божьи о вечности церкви Христовой представить столь же недействительными, как те обетования якобы о вечном бытии подзаконной сени. Учреждениям сеновным и сами Иудеи вечного бытия не усвояли: ибо и они, по свидетельству Апостола Павла, жили на уповании, надеющеся доити обетования, еже во Христе (Деян. зач. 49). А что в приведенных вами свидетельствах не усвояется сени и учреждениям сеновным вечное бытие, о том говорил я довольно подробно в беседе с Семеном Семеновым 45 , к которой и прошу вас паки обратиться для прочтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

18 и 42, и ко Евреем, зач. 312). Едина и таяжде есть тайна: миропомазание и возложение рук. Священничество же, и божественную Литургию, и божественное Причащение сам Господь устави на тайней вечери, сый священник во веки по чину Мелхиседекову (Лука, зач. 108; Евреем, зач. 318). Святии же апостоли и епископи поставляху священники по местах (к Титу, зач. 300). Брак от Бога уставлен бысть (Матфей, зач. 78), от Христа же утвержден (Матф. зач. 31) и почтен (Иоан. зач. 6): есть Тайна велия (Ефесеом зач. 231). Покаяние сам Господь уставил есть, внегда повелевает покаятися (Матф. зач. 8), и тайну Покаяния глаголяй: имже отпустите грехи, отпустятся им, и проч. (Иоан. зач. 65: Матф. зач. 76). Исповедание грехов прежде 122 апостолы (Деян. зач. 42), исповедание пред священниками (Послан. Иаковле, зач. 57: Первое Иоанново. зач. 69). Посдеднее елеосвященнопомазание сам Господь устави, егоже святый апостол Иаков, брат Господень, повелевает употребляти, еже бы не дерзать кроме; Господня завещания (Послан. Иаковле, зач. 57)». Там же далее еще: «веждь убо без всякого сомнения, яко в Церкви Божией не две точию Тайны, но все совершенно седмь». В заключение я сказал наставникам: Видите, как ясно Писание свидетельствует, что Церковь Христова от начала своего создана с тремя чинами священства и с седмию Таинствами, и по неложному гласу Господню такова, с теми же седмию Таинствами, пребудет до скончания века. Наставники изъявили согласие, что Церковь , какою создана от Христа, такою должна и пребывать до скончания века; но при этом заметили, что будто бы я несправедливо под Церковью разумею одни освященные храмы: Церковь , – говорили они, – не стены и покров, но собрание верных. Я ответил: Слова Христовы: созижду церковь мою, и я разумею сказанными не о храмах, созданных человеками, каменных или деревянных, но также о собрании верных, имеющем от Христа устроенную иерархию, то есть от Христа установленное священство в трех чинах, которому дарована благодать совершать все Таинства, и вручены от Господа ключи Царства Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010