Великороссы, малороссы, белороссы и другие. И вот нашлись рьяные украинизаторы, которые возмечтали субэтнос малороссов превратить в одночасье в «великий украинский народ» с особой историей и этногенезом. Грушевский был одним из них. Уроженец Холма, сын греко-католика, исторический обоснователь украинской идеи, украинизации и украинского государства. Довольно плодовитый и неутомимый. Работал двадцать лет в Львовском университете. Во время революции пытался претворить идеи украинства на деле: был председателем Украинской Центральной Рады, участвовал в создании партии украинских эсеров и созыве всеукраинского национального съезда. В 1919 г. бежал в Вену, где создал украинский идеологический центр под видом украинского социологического института. В конце концов, Грушевский смог договориться с Советским правительством, озабоченным украинизацией Малой Руси. И вот тут два желания слились воедино. Галицкие украинцы неожиданно для себя получили государственную поддержку на самом высоком уровне. В 1922 г. объявляется о создании Украинской республики в составе Союза. Украинский язык приходит в школы новоявленного образования. На украинском языке печатается масса литературы для того, чтобы побыстрее отправиться в макулатуру. Сбылась мечта Грушевского, писавшего ранее, что никто не берёт украинские книжки. Теперь брали. И газеты, и журналы. И книги. Потому что обязывали. По партийной линии, профсоюзной, но заставляли. Детей предлагали отдавать в украинские школы под страхом увольнения, выговора, вплоть до ареста. Русские люди сопротивлялись такому культурному насилию. Даже до Центрального Комитета партии доходили с жалобами. Всевозможными способами переводили детей в русские школы. Культурная украинизация поддерживалась этногенетической ассимиляцией. После того, как в конце 19 - начале 20 вв. из Малороссии более двух миллионов малороссов ушли на восток, заселяя пустующие земли, на их место с запада потянулись галицкие украинцы. Поток этот нарастал с годами, превращая русское этногенетическое поле Малой Руси в русско-украинскую мозаику.

http://ruskline.ru/analitika/2014/03/13/...

Этот лист, хранящийся в Музее Киевской Академии (Описание рукоп. Петрова стр. 181) и нигде еще не напечатанный, мы приводим целиком: «Онисифор Петрович архиепископ митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси. Назнайшую сим моим листом всим вобец и кождому особна, где бы колвек и перед которым урядом сесь мой лист умонованый положен и оказан был, иж што за предков моих митрополитов Киевских кгрунты церковные селищо Хилимоновское над рекою Днером тамошним людем так слышу одно заставою пущоно, а другое через декрет его милости князя воеводин в некоторой суме пенязей всказано и подано, – чого бы водле права святого бытии не мело; иж на кгрунты церковные, яко на власную речу господскую кому пенезидавать, альбо выроками сумы пенезей усказовать; мог-бы ножный и окроме кгрунтов церковных служне на своем власном обойти и переставати. Итак, я прагнучи того всего всилносты о живота своего жебы за мере вси кгрунты церковные яким колвек способом и через кого колвек забранные выисканы будучи за се при церкви быж… росказал есми, – позволил и моць суполную даю и сим моим листом даю шляхетному пану Богушу Гулькевичу Глебовскому наместнику моему Софейскому у пана Остафъя Шкаревскаго селищо Хилимоновское у семидесяти копах грошей окупити, и другое селищо Багринов у Ходора Бирюза в деветнадцати копах, в сороку девети грошей и в пети пенезей окупити в моц, в держане и уживанье свое взяти и имя владати и от инших всяких кривд боронити, так як-бы я сам якожь я для лепшое веры в невности умопованому моему пану Богушу Гулькевичу Глебовскому наместнику моему Киевскому Софейскому и дал сесь мой поручоный и умоцованый лист под печатию моею и с подписом властное руки моео. Писан у Новагородку року п мца маия тридцатого дня. Онисифор архиепископ Киевский и Галицкий и всея Руси, рука властная». (Подлинник писан на бумажном листе скорописью. Внизу акта, по средине, приложена митрополичья печать, стертая. На обороте внизу отмечено: «лист умоцованый до права на выкупнее земьль Софейскому наместнику Богушу данный». А посередине более поздним почерком: «лист преосвященного митрополита Киевского Онисифора Петровича, которым позволяет Богушу намеснику, Софейскому Филимоновщину и Багринов выкупити 1580 мая 24 дня». Тоже попольски).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Несмотря на тяжелые потери, понесенные галицко-русским движением во время Первой мировой войны, в 30-х годах еще более миллиона галичан считали себя русинами, русскими, частью русского народа в старом, традиционном значении этого понятия. И если бы власть, пришедшая на земли Галицкой Руси в 1939 году, была русской властью, она, по логике вещей, должна была бы всемерно поддержать галицко-русские организации, содействовать распространению идеи русского единства в Галичине. Однако эти организации были закрыты, а советские чиновники всех галицких русинов принудительно, против их воли, записали украинцами. Конечно, в 1939 г. советский режим закрыл и галицко-украинские организации, существовавшие к тому времени. Но украинские националисты имели мощную базу за границей, где и продолжили свою деятельность. На советской же Украине власть приложила все усилия, чтобы уничтожить даже память о существовании галицко-русского движения, о людях, которые, подвергаясь преследованиям со стороны польских и австрийских властей, сохраняли верность идее национально-культурного единства Руси. Таким образом, то, чего не смогли сделать поляки, подавляя " москвофильство " в XIX веке, чего не смогли сделать австрийцы, посылая в годы Первой мировой войны десятки тысяч галицких русинов на расстрелы и виселицы, за колючую проволоку Талергофа и в казематы Терезина, то сделала советская власть - окончательно искоренила в сознании галичан идею русского единства... По мере строительства в послевоенном Львове промышленных предприятий, открытия новых учебных заведений, население города росло, причем большей частью за счет галичан, выходцев из сельской местности, которые, получая во Львове образование, специальность, пополняли ряды рабочего класса и интеллигенции. Так именно при советской власти Львов превратился в украинский город, где украинцы стали численно преобладающей национальностью, а в профессиональном отношении выделялись не количеством домашней прислуги и сторожей, а заняли достойное место в индустрии, науке, образовании, медицине и т.д.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

В XIII в., как раз в то самое время, когда Русь была ослаблена нашествием татар, в Литве явился мужественный и умный князь по имени Миндовг. Миндовг умом и хитростью возвысился над другими князьями и начал их беспощадно избивать или изгонять. Таким путем он успел соединить в своих руках власть почти над всем литовским народом. В то же самое время он успешно защищал свою землю от немцев и от галицко-русского князя Даниила. Пользуясь тем, что Русь была разорена и ослаблена татарами, Миндовг присоединил к своим владениям часть полоцкой области и некоторые другие русские земли. Миндовг за свою жестокость и хитрость был нелюбим всеми. Он был убит князем Довмонтом, которого он оскорбил и выгнал с родины. Миндовг положил только начало объединению Литвы. Настоящим основателем великого княжества литовского был Гедимин, который управлял Литвою с 1315 по 1340 г. Будучи храбрым воином, Гедимин вместе с тем был умным и правдивым правителем своего государства. Всю свою жизнь он провел в войнах. Он воевал с немцами, галицко-русскими князьями и татарами, нападения которых на свое княжество он успешно отражал. Сам он не любил начинать войны с соседями, а наоборот, старался расширять свои владения мирным путем. Так, при помощи родственных связей, он мирно присоединил к Литве витебскую область и подчинил Волынь своему влиянию. Южно-русские области даже и не противились особенно присоединению их к Литве. Под властью сильного литовского князя русским жилось спокойно, свободно и хорошо. Гедимин не теснил и не обижал русских людей. Вере православной русского народа он оказывал всякое уважение. Он не препятствовал даже и литовцам своим креститься и принимать православие. Многие из его сыновей приняли православие и поженились на русских княжнах. Они скоро выучились говорить по-русски, назывались русскими именами и мало-по-малу становились во всем русскими людьми. Русским людям так хорошо жилось в Литве под властью Гедимина, что многие из них даже добровольно переселялись не только из юго-западной, но и из северо-восточной Руси в Литву.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

В конце XII u nepboй трети XIII века церковная архитектура активно развивается на Смоленской земле, откуда зодчих приглашают и в другие города Руси (Рязань, Новгород, Псков, Киев). Смоленский архитектурный стиль этого периода отличает стремление к башнеобразности за счет последовательно проведенного принципа нарастания высоты от периферии к центру. Храм, вытянутый в высоту, как считается, выражал общий архитектурный идеал эпохи. В вертикализации русского храма некоторые исследователи усматривают влияние западноевропейской готики. Известно, что в описываемый период в западной Руси, в частности, в Галицкой земле, работали польские и венгерские мастера. Процесс постепенной «вертикализации» храма начался еще в Византии; на Руси он продолжился, в том числе, возможно, не без влияния западноевропейской архитектуры. Как и в Византии, храмы на Руси строились алтарем на восток. Под востоком при этом понимали место на горизонте, откуда восходило солнце в день закладки храма 46 . Наиболее распространенным строительным материалом был кирпич; широко применялся также камень различной породы. Для фундаментов применялись каменные валуны. Кладка стен была, как правило, смешанной – из кирпича и камня. Камень также использовался для облицовки стен. Основным связующим материалом были различные растворы из извести, цемянки (мелко толченой керамики) и песка 47 . Проектируя церковные здания, русские зодчие пользовались системой пропорциональностей, унаследованной от Византии. За основную меру чаще всего брался диаметр головного купола или (в более поздний период) сторона подкупольного квадрата 48 . Размеры остальных элементов здания были связаны между собой системой кратных или иррациональных соотношений. Эти соотношения складывались на основе унаследованной, опять же, от Византии (а через Византию – от древней Греции и древнего Египта) системы мер, ориентированной на членения человеческого тела 49 . Особенностью внешнего оформления некоторых древнерусских храмов было обилие барельефов на стенных фасадах. В отличие от росписи внутренних стен храма, имевшей сугубо религиозное содержание, барельефы на фасадах в основном представляли собой растительный орнамент; нередко встречались изображения птиц и животных. Вершиной древнерусской архитектурной пластики являются соборы Владимирско-Суздальской Руси, в частности, фасады храма Покрова на Нерли, Георгиевского храма в ЮрьевеПольском и Дмитриевского собора во Владимире.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Употребление традиционной топонимической терминологии при контактах греческих церковных властей с Россией продолжилось и далее. Константинопольский патриарх Иеремия II во время путешествия в Москву в 1588 г. получил грамоту от коронного канцлера и гетмана Яна Замойского с разрешением на проезд через территорию Польши в « Великую Россию» . Этот же патриарх в 1591 г. писал к Киевскому митрополиту Михаилу Рогозе, называя его «экзархом Галича и Малой Руси» , а в одном из посланий (ноябрь 1589 г.), сохранившемся в польском переводе, называл западнорусскую митрополию «митрополией Киевской и Галицкой, Малой Руси» . В ноябре 1592 г. патриарх Иеремия обратился к духовенству западнорусской митрополии следующим образом: «Боголюбезные епископи Берестеискии, Галицкии, Луцкии, благородные княжата, панята, старосты… и все православные христыяне всея Руси» . Здесь под всеми православными христианами «всея Руси», очевидно, подразумевается паства митрополии «Киевской и всея Руси» . В грамоте Иеремии II, составленной, возможно, около 1592–1593 гг., которая дважды приводится в «Известии» о Московском патриаршестве и возведении патриарха Филарета, говорится, что «по преставлении коегождо патриарха невозбранно ин патриарх на престол святыя апостолския церкве, яже в Велицеи Росии, избран и возведен да будет своими митрополиты и епископы» . Таким образом, древнерусская топонимия, сложившаяся в XIV в., была актуальной во времена учреждения Московского патриархата. Одним из дополнительных подтверждений этому могут служить грамоты Львовского ставропигиального братства и митрополита Дионисия Тырновского , направленные в июне 1592 г. царю Федору Ивановичу. В грамоте, составленной от имени Львовского братства (в которой ее члены причисляют себя к «роду Росийскому» , а царь Федор Иванович уподобляется князю Владимиру, крестившему Русь ) митрополит Тырновский Дионисий представлен «экзархом Великия и Малыя Росия» и «экзархой великия Вселенския Божия церкве во вся Росийския страны» . В подписи на грамоте самого Дионисия Тырновского царю (названному « всея Великия Россия» ) указано: «Дионисие, милостиею Божиею митрополит Турнавский и екзарх Малой и Великой России» . Можно полагать, что выражение «во вся Росийския страны» подразумевает здесь отправку экзарха во всю совокупную Русь, «Великую и Малую», куда был делегирован собором Восточных патриархов 1590 г. митрополит Дионисий.

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

Находя сию просьбу справедливою и уважительною, как в силу упомянутого, изначала и доныне действующего церковного обычая, так и по вниманию к отменно добродетельной и богоугодной жизни названного преосвященного митрополита киевского, пречестного [ипертим] и экзарха всея Руси, лишившегося [своих прав], наше царское величество настоящим хрисовулом, запечатанным золотом, изволяет, постановляет и определяет, чтобы святейшие епископии, находящиеся в Малой Руси: галицкая, владимирская, холмская, перемышльская, луцкая и туровская, которые, как сказано, в упомянутое время смут не по принадлежности отданы галицкому [епископу], снова подчинены были святейшей митрополии киевской; и чтобы первосвятительски управляющий сею святейшею митрополией совершал в них все то, что божественные и священные каноны повелевают совершать митрополитам в подчиненных им епископиях, и что совершали в них прежде бывшие митрополиты и сей самый поименованный преосвященный митрополит киевский – лишенный [своих прав], – рукополагая и поставляя в них епископов, производя суд по возникающим там делам, давая, если нужно, решения по разным церковным вопросам и совершая все прочее, что узаконено божественными и священными канонами. А боголюбивейшие епископы тех святейших епископий обязаны иметь к нему, преосвященному митрополиту киевскому пречестному [ипертим] и экзарху всея Руси, кир Феогносту, и к имеющим быть после него тамошним первосвятителям, надлежащее благопокорение, как к первому их архиерею, и повиноваться ему во всем, о чем он стал бы говорить и внушать им, на пользу тамошним христианам и вообще к утверждению церковного и канонического благоустройства и порядка. Итак, по силе настоящего хрисовула нашего царского величества, упомянутые святейшие епископии Малой Руси и впредь пусть будут подчинены святейшей митрополии киевской – которая была лишена [своих прав] – и первосвятительски управляющему ею в настояшее время преосвященному митрополиту, пречестному [ипертим] и экзарху всея Руси кир Феогносту, который, как выше изъяснено, пусть обсуждает и решает все возникающие там церковные дела, давая им надлежащее направление, и совершает все должное и узаконенное; а после него (да подлежат те епископии) имеющим быть там первосвятителям. Он, а также его преемники, будут совершать там все должное и узаконенное канонами. Таковой порядок пусть сохраняется навсегда, по силе указанного древнего обычая, требующего, чтобы все тамошние святейшие епископии состояли под одним митрополитом. На сей предмет и состоялся настоящий хрисовул моего царского величества и отправлен в пределы названной святейшей митрополии киевской, в утверждение настоящего дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Бандерштат: миф или реальность? Геннадий Игоревич Лукиных   00:10 26.05.2014 2841 Время на чтение 6 минут Планы, которые Запад (прежде всего США и НАТО) вынашивал с начала горбачёвской «сдачи» Великого Советского Союза в отношении бывшей Украинской ССР, ныне открыто осуществляются уже на территории «независимого государства Украина », особенно после захвата власти в этом «государстве» необандеровской фашистской хунтой. Попытки создания на землях Юго-Западной Руси этакого буферного псевдогосударства между Россией и Центральной Европой предпринимались ещё с начала I Mipoboй войны, то есть ровно 100 лет назад. Именно тогда австро-германские стратеги сделали ставку на взращённый ими и польскими реваншистами в австрийском Королевстве Галиции и Лодомерии «украинский» национализм как на идею, целью которой являлся тогда и является сейчас полный отрыв Юго-Западной Руси от остальной России. Показательно, что эта сначала идея, а затем идеология формировалась на землях Прикарпатской (Галицкой) Руси с главным городом Лембергом (он же изначально Львов, затем Lwów, а с 1939 г. Льbib). Напомню, что жители Прикарпатской Руси (Галичины и Буковины) до I Mipoboй войны в основной своей массе называли и считали себя русинами, а русины Подкарпатской Руси (Закарпатья) и поныне являются таковыми. Карпаторусский народ крепко держится своей исконной древней Русскости, отвергая галицко-польско-немецкое «украинство».

http://ruskline.ru/analitika/2014/05/26/...

Лекция 7 Характеризуя в целом " монгольский " период русской истории, необходимо отметить, что отношения между русскими князьями и татарскими ханами имели характер вассалитета. Причем, отнюдь не добровольного. Русские князья поневоле должны были стать вассалами татарского хана, которого на Руси стали именовать " царем " . Иначе невозможно было сохранить свой удел и даже жизнь. Это означало также, что русские князья помимо уплаты " выхода в Орду " обязаны были поставлять ханам-чингизидам воинов. Известно, что в начале " Монгольского " периода русские ратники служили в монголо-татарской армии. В частности, это имело место в Персии, Китае. Этот вассалитет выражался и в том, что право на владение землей князья получали не по наследству, как ранее, а как дар, милость, оказанную ханом за лояльность и подтвержденную ярлыком. Первоначально все князья должны были ездить за ярлыком в Орду. Но примерно лет через 70 все уже ограничилось получением ярлыка одним лишь великим князем. Это означало вассальную зависимость великого князя и всех подчиненных ему князей от хана Золотой Орды. В этот период сильно меняется значение различных областей Руси. Киев в своем политическом значении пал окончательно. Образуются новые центры. Первоначально соперничали за гегемонию Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества, затем возвышаются Тверь, Москва, Нижний Новгород. Татары организуют на Руси те же органы управления, что и в других покоренных странах. Они ставят в городах Руси т.н. " баскаков " , которые назначаются, главным образом, из представителей монгольской аристократии. Баскаки собирали дань и контролировали деятельность князей. Во главе надзирательных органов в русских княжествах стояли татарские мурзы, а среди их подчиненных могли быть и местные русские соглашатели. Произвол баскаков нередко вызывал восстания на Руси. Татары охотно поддерживали междуусобную борьбу князей, им это было выгодно. Объединение русских земель медленно продвигалось вопреки татарской политике. Политика русских князей в отношении Золотой Орды тоже была достаточно активной.

http://sedmitza.ru/lib/text/436248/

Но в недавнее время смут, благоприятное для всяких беспорядков, правящие делами государства и недостойно предстоятельствовавший в церкви, не помышляя ни о чем другом, как только об исполнении своих прихотей (благодаря которым они привели в беспорядок дела общественные и церковные, почти всюду внесли расстройство и смуту и причиняли всяческий вред и зло христианским душам, и телам), – ввели и ту новизну, что отторгли от сей святейшей митрополии киевской поименованные епископии Малой Руси и подчинили их Галицкому архиерею, возведя его из епископов в митрополиты 3430 , чтó не только учинено в нарушение обычаев, издревле установившихся во всей Руси, но и оказалось тягостным и ненавистным для всех тамошних христиан, которые не терпят быть паствой двух митрополитов, но желают, чтобы оставался непоколебимым и неизменным обычай, издревле, как сказано, у них существовавший, и всячески стремятся к уничтожению такой новизны. Так точно и в прежние времена, когда тоже была замышляема такая новость, она падала и разрушалась в самом начале – потому именно, что тамошние христиане, как сказано, не терпят отмены и нарушения своего обычая. Вот и теперь об этом деле доносит моему царскому величеству благороднейший великий князь Руси, любезный сродник моего царского величества, кир Симеон и, вместе с другими тамошними князьями, просит, чтобы моим царским хрисовулом те епископии снова подчинены были упомянутой святейшей митрополии киевской, как было и прежде. Находя сию просьбу справедливой и уважительной, как в силу упомянутого, изначала и доныне действующего церковного обычая, так и по вниманию к отменно добродетельной и богоугодной жизни названного преосвященного митрополита киевского, пречестного и экзарха всея Руси, наше царское величество настоящим хрисовулом изволяет, постановляет и определяет, чтобы святейшие епископии, находящиеся в Малой Руси: галицкая, владимирская, холмская, перемышльская, луцкая и туровская, которые, как сказало, в упомянутое время смут не по принадлежности отданы галицкому [епископу], снова подчинены были святейшей митрополии киевской, и чтобы первосвятительски управляющий сею святейшей митрополией совершал в них все то, чтó божественные и священные каноны повелевают совершать митрополитом в подчиненных им епископиях, и чтó совершали в них прежде бывшие митрополиты и сей самый поименованный преосвященный митрополит киевский, рукополагая и поставляя в них епископов, производя суд по возникающим там делам, давая, если нужно, решения по разным церковным вопросам и совершая все прочее, чтó узаконено божественными и священными канонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010