В Киевской области западная граница епархии митрополита доходила, как мы сказали, до р. Случи, захватывая Житомир и Житомирский повет. Что же касается собственно юго-западных пределов митрополичьей епархии, то они не совпадали с пределами Киевской области и не всегда были одинаковы. Особенно далеко были отодвинуты юго-западные границы епархии в XV и первой половине XVI в. Около 1414 г. была закрыта Галицкая кафедра 230 , и обширная Галицкая епархия, обнимавшая земли Галицкую, Львовскую, Жидичевскую, Теребовльскую, Покутье и всю Подолию, – вошла в состав митрополичьей епархии. Церковными делами Галицкой епархии с этого времени управляли наместники Киевского митрополита. Эти наместники находились в разных поветах Галицкой земли. В самом Галиче также жил митрополичий наместник, который заведывал собственно округом Галича, а также находившимся в Галиче митрополитанским монастырем с принадлежавшими ему имениями. Но власть митрополита в Галицкой епархии была не сильна. В начале XVI в. даже своих наместников он поставлял не сам, а их набирали и ставили местные городские старосты, ограничиваясь только испрашиванием согласия на это митрополита. А в 1509 г. право назначать наместников в Галиции, с разрешения короля, перешло даже к львовскому латинскому архиепископу 231 . Этим, в существе дела, Галицкая епархия отнималась из власти митрополита. В знаменование же духовной власти митрополитов над Галицкой епархией Сигизмунд дозволил Иосифу Солтану и его преемникам носить титул митрополитов Киевских и. Галицких 232 . Отсутствие в Галиче епископа имело много неудобств, так как по всем духовным нуждам Галичанам, вследствие этого, приходилось обращаться в Молдавию и в другие отдаленные места. В виду этого в Галиции издавна была мысль о восстановлении своей кафедры. В 1539 г, эта мысль осуществилась. В этом году для Галиции и Подолии был поставлен самостоятельный епископ, бывший прежде митрополичий наместник Макарий Тучапский 233 . Галицкая епархия была восстановлена в качестве викариатства или наместничества Киевской митрополии. Макарий Тучапский на соборе в Новогрудке за себя и своих преемников дал обещание свято исполнять порученную ему должность, править Галицкой епархией по благословению и наставлению своего митрополита, никогда не считать ее своею собственностью, не посягать на отделение ее от Киевской кафедры, отдавать половину доходов Киевскому митрополиту и самые даже антиминсы подписывать от его имени 234 . Тем не менее, с 1539 г. Галицкая епархия не принадлежала уже к области епархии Киевской. За митрополитами оставалась после этого только небольшая часть прежней Галицкой епархии, – именно восточная часть Подолии, обнимавшая поветы Брацлавский и Винницкий 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУЦКАЯ (ВОЛЫНСКАЯ) ЕПАРХИЯ УПЦ, учреждена, по всей вероятности, в 30-х гг. XIII в., отделена от Владимиро-Волынской епархии , в XIV в. входила в состав Галицкой митрополии (см. Галицкая епархия ). В XVI - нач. XVII в. епархия имела название «Луцкая и Острожская», после 1625 г. объединена с Владимиро-Волынской кафедрой, в 1702 г. окончательно перешла в унию. В 1799 г. была восстановлена правосл. Волынская епархия для всей территории Волыни (центр находился в Остроге, Житомире, Луцке), в 1922-1940 гг. епархия была разделена на Волынско-Кременецкую (на территории Польши) и Волынско-Житомирскую (в Украинской ССР). В мае 1944 г. восстановлена Луцкая и Волынская епархия (для всей Волыни), с 1 июля 1944 г.- Волынско-Ровенская епархия. 10 апр. 1990 г. разделена на епархии Ровенскую и Острожскую (на территории Ровенской (ныне Ровненская) обл.) и Луцкую и Волынскую (на территории Волынской обл.). В 1996 г. Луцко-Волынская епархия была разделена на Владимир-Волынскую и Ковельскую епархию и Луцкую и Берестечковскую епархию, с 2012 г. епархия имеет название «Волынская и Луцкая». Территория Л. е. включает Гороховский, Камень-Каширский, Киверцовский, Локачинский, Луцкий, Любешовский, Маневичский, Рожищенский р-ны Волынской обл. Украины. Епархия разделена на благочиннические округа: Берестечковский, Гороховский, Камень-Каширский, Киверцовский, Колковский, Локачинский, Луцкий, Любешовский, Маневичский, Рожищенский. Кафедральный город - Луцк. Кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы в Луцке. Правящий архиерей - митр. Нифонт (Солодуха ; с 25 авг. 1992 епископ Волынский, с 28 июля 1993 архиепископ Волынский, с 11 апр. 2001 митрополит Луцкий и Волынский, с 20 июля 2012 митрополит Волынский и Луцкий). В епархии насчитывается 410 приходов, 3 мон-ря (мужской и 2 женских), в клире состоят 329 священнослужителей (315 священников, 14 диаконов) При епархиальном управлении работают отделы: социальной помощи детям, издательский, миссионерский, по благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с Вооруженными силами и др. военными формированиями Украины, религ. образования и катехизации, по делам молодежи, по делам пастырской опеки пенитенциарной системы, информационно-просветительский, паломнический, миссия «Церковь и культура», по делам семьи, юридический, по вопросам здравоохранения и пастырской опеки медицинских учреждений. История

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Глава первая Территориальное устройство и состав русских епархий южной и юго-восточной части бывшего Московского Патриархата в начале XVIII века. Епархии: I) Воронежская; присоединение к ней городов от Рязанской и Белогородской епархий. II) Рязанская епархия. Спор из-за вновь построенного на р. Медведице г. Петровска между Тамбовскими и Астраханскими владыками; приписка его вместе с прикрытой Тамбовской епархией (1701 г.) к Рязанской епархии, бывшей в управлении местоблюстителя Патриаршего престола м. Стефана Яворского . III) Коломенская епархия. IV) Крутицкая (Сарская и Подонская) епархия. V) Белгородская епархия и границы её с Воронежской в бассейне р. р. Икорца, Битюга и Осерда. VI) Астраханская епархия. VII) Казанская епархия. VIII) Вятская епархия. IX) Нижегородская епархия. – Азовская епархия. Неудачная попытка Петра присоединить к России г. Азов и учредить в нем, по настоятельному предложению иерусалимского патриарха Досифея, самостоятельную Азовскую епархию, даже митрополию с подчиненными епископами по городам. Неопределенность епархиальной подведомственности земель Донских казаков. Приписка их к Воронежской епархии (1718 г.). Приписка в 1719 году из Патриаршей области к Нижегородской епархии городов: Балахны, Юрьевца Повольского и Галицкого уезда по р. Унжу, но только по духовным делам, главным образом в целях противораскольнической миссии. Упорядочение великорусских епархиальных территорий посредством отписки городов от одной епархии и приписки их к другой, или посредством передачи полых населенных пунктов в управление того или другого епархиального архиерея для Петра было делом совсем неважным. Подобные дела он решал скоро и. если можно так выразиться, между делом, даже в походах. I Выразительным примером сказанного может служить разрешение давнишнего спора из-за городов и территорий между воронежским святителем Митрофаном и рязанскими митрополитами Павлом (1681–1686 гг.) и Авраамием (1688–1700 гг.). Спорными городами оказались города: Усмань с Толшевской пустыней, Демшинск, Романов, Белоколодск, Данков и Лебедянь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Владимирская епархия Дата создания: 1214 г. Описание: Входит в состав Владимирской митрополии Владимирская епархия была учреждена в 1214 г. при святом благоверном великом князе Владимирском Георгии Всеволодовиче путем выделения ее из состава Ростовской епархии. Первым ее епископом стал игумен Богородице-Рождественского монастыря во Владимире Симон. Резиденция епископа разместилась в Рождественском монастыре г. Владимира. Титул епархиального архиерея — Суздальский и Владимирский. В 1274 г. во епископа во Владимире был хиротонисан архимандрит Киево-Печерского монастыря Серапион, кафедральным городом которого стал город Владимир. Правящий архиерей получил титул Владимирского, Суздальского и Нижегородского. Территория епархии в это время включала земли Владимирского великого княжества, а также княжеств Городецкого, Костромского, Московского, Переславского, Стародубского, Суздальского с Нижним Новгородом и Юрьевского. Вероятно, Владимирским епископам подчинялось в церковном отношении также Галицко-Дмитровское княжество. Упразднена в 1299 г. в связи с вхождением в состав Митрополичьей области (с 1589 Патриаршая область, с 1721 Синодальная область). Муромская земля находилась под управлением Рязанских епископов. В 1347 г. на землях Суздальско-Нижегородского княжества была образована Суздальская епархия. С 6 декабря 1352 г. до июня 1354 г. титул епископа Владимирского носил святитель Алексий (впоследствии митрополит Киевский и всея Руси). 1 сентября 1742 г. указом императрицы Елисаветы Петровны была создана Московская и Владимирская епархия, включившая в себя большую часть Синодальной области. 16 июля 1744 г. Императорским указом во Владимире учреждена епархия с названием Владимирская и Арзамасская. В ее состав вошли следующие территории: Владимир с десятиной, Гусская и Ярополчская десятины Владимирского уезда, Гороховецкая десятина, Арзамас с десятиной, десятина Полесских станов Арзамасского уезда, Балахна с десятиной, Городецкая, Заузольская и Толоконцовская десятины Балахнинского уезда, Кинешемская, Лухская и Юрьевец-Повольская десятины. С 20 марта 1748 г. — Владимирская и Яропольская епархия, в 1764-1788 гг. — Владимирская и Муромская епархия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244099...

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 12–14(25–27)10.1990 упразднено наименование «Украинский экзархат» и дарованы права широкой автономии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Предстоятель с титулом «Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины» избирается Собором украинского епископата. Именовалась: в 1415– 1419 гг. – Митрополия Киевская и Литовская; с 1458 г. – Митрополия Киевская и всея России; в 1481 (1474) – 1620 гг. – Киевская, Галицкая и всея России 1897 ; в 1620–1667 (?) гг. – Киевская, Галицкая и всея Малыя России; 02 .04.1767–1918 гг. – Киевская и Галицкая (епархия – митрополия); с 1918 г. – Киевская и Галицкая, Украинский Экзархат Московской Патриархата; с 12–14(25–27)10.1990 – Киевская и всея Украины. Викарные кафедры: Переяслав-Хмельницкая, Викариатство Киевской епархии, Уманская, Каневская, Черкасская, Белоцерковская, Богуславская, Звенигородская, Свирская, Таращанская, Вышгородская, Васильковская, Бориспольская. В Новогрудке 1316 В Киеве (1352 14.07.1354 В Новогрудке 1356 Роман, кн. Тверской Герман (1371) 11.06.1376 В Киеве 11.06.1375 Св. Киприан Сербианин Цамблак 03.1390 Св. Киприан Сербианин Цамблак, паки В Новогрудке 15.11.1415 14.10.1419 В Смоленске 1433 26.07.1435 07.1442 28.10.1452 В Вильно 21.07.1458 15.09.1475 07.06.1494 Иона Глезна 01.05.1497 30.05.1498 10.05.1500 10.05.1500 Иосиф II Болгаринович 03.1509 03.1509 Иосиф III Солтан Иосиф IV Русин 01.03.1534 09.04.1535 В Киеве (с 1538 г.) 09.04.1535 Сильвестр Белькевич 09.1576 23.09.1577 27.02.1583 27.02.1583 Онисифор Петрович-Девочка или Девочий, Девоча 27.07.1588 09.10.1596 10.07.1607 01.1608 В Киеве 09.10.1620 02.03.1631 20.07.1631 28.04.1633 31.12.1646. 25.02.1647 18.01.1649 18.01.1649 13.04.1657 Сильвестр II Коссов 12.1657 12.1657 28.02.1658 28.02.1658 10.05.1663 10.1659 05.05.1661 (05.05.1661 16.11.1663 04.03.1664 26.07.1675 Иосиф V Нелюбович-Тукальский 11.1685 08.11.1685 05.04.1690 31.08.1690 22.08.1707 15.08.1708 01.07.1718 01.07.1718 14.05.1722

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Папков А. А. Братства. Очерк истории западнорусских православных братств. Сергиев Посад, тип. СвятоТроицкой Сергиево-й Лавры, 1900. 208 с. Парвов П. Папские буллы по греко-униатскому вопросу. СПб., 1888. 166 с. Патей С. Великий ревнитель Православия на Украине князь Константин Константинович Острожский. Загорск, МДА, 1954. 2, 191 стр. Машинопись. Пашкевич М. М. Древнее Виленское Братство и его братчики. Вильна, 1893. 28 с. Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950. 330 с. – Библиография: стр. 307–323. Петляков П. А. Iдeйho-noлimuчhi фyhkцii coцuaльhoi доктрини yhiamcmba. – «Филос. думка», 1980, 3, стр. 103–109. Петляков П. А. Yhiшamcьki клирики в «хрестовому noxoдi» проти СРСР. – «Людина i cbim», 1980, 11, стр. 56–59. Петляков П. А. Униатская церковь – оплот антикоммунистической реакции на западно-украинских землях (1919–1946). Автореф. диссерт. д-ра ист. наук. Киев, 1980. Петляков П. А. Yhiamcmbo: шлях ганьби i зради. – «Людина i cbim», 1979, 2, стр. 49–56. Петров А. Старая вера и уния в XVII–XVIII веках. Т. 1–2. СПб., 1905–1906. Петрушевич А. С. Сводная Галицко-Русская летопись с 1600 по 1700 год. Львов, 1874. Петрушевич А. С. Сводная Галицко-Русская летопись с 1700 до конца августа 1772 года. Дополнения. Львов, 1896. Петрушевич А. С. Сводная Галицко-Русская летопись с 1773 до 1813 года. Львов, 1897. Площанский В. М. Прошлое Холмской Руси по архивным документам XV – XVIII в. и др. источникам. Духовенство. Холмская епархия, православной и бывшей униатской церкви. 1428–1630–1733 гг. Вильна, 1899. VIII, 285, 240 с. Подвысоцкий П., священник. Западнорусские полемические сочинения по вопросу о восстановлении православной иерархии в Западной Руси в 1620 году. Могилев, 1915. 337, VI с. Политыло В., протоиерей. 25-летие со дня мученической кончины протопресвитера Гавриила Костельника. – «Журнал Московской Патриархии», 1974, 1. Попов Н. Судьбы унии в русской Холмской епархии. М., Славян. благотвор. комитет, 1847. 139 с. Послание Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Пимена чадам западно-украинских епархий Московского Патриархата в связи с 25-летием Львовского Собора. – «Журнал Московской Патриархии», 1971, 6, стр. 24–25.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ок. 1375 г. была основана католич. Каменецкая епархия. Появление католич. кафедры в Подолье во многом было вызвано активным насаждением здесь католицизма отдельными литов. правителями и недостаточным попечением правосл. архиереев о Галицкой епархии: в 1347-1371 гг. Галицкая епархия находилась под управлением Киевского митрополита, жившего в Сев.-Вост. Руси. В 1371 г. Галицкая митрополия была восстановлена, Подолье в нее не вошло и осталось под управлением Киевских митрополитов; на рубеже XIV и XV вв. правосл. Галицкая митрополия была уничтожена, до 1540 г. здесь не было правосл. епископа. Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла в Каменце-Подольском. 1580, 1834 гг. Фотография. 2008 г. Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла в Каменце-Подольском. 1580, 1834 гг. Фотография. 2008 г. В 1402 г. по итогам Виленско-Радомской унии Польши и Литвы Подольское княжество было упразднено, его территория передана Польскому королевству. В 1411 г. Подолье вернулось в состав Великого княжества Литовского, окончательно закрепилось за Литвой в 30-х гг. XV в. По перемирию между Польшей и Литвой, заключенному в 1431 г., Литве отошло почти все вост. Подолье, за Польшей осталась небольшая юго-зап. его часть с городами Каменец, Смотрич, Бакота, Скала, Червоноград, Ольчедаев и Ялтушков. В 1434 г. кор. Казимир IV Ягеллончик учредил здесь Подольское воеводство с центром в Каменце в составе Каменецкого, Летичевского и Червоноградского поветов. Вост. Подолье в составе Литовского княжества (в польск. лит-ре называется «украинным Подольем», «Украйной») состояло из Брацлавского, Винницкого, Соколецкого, Барского, Хмельницкого, Литинского староств, к-рые с 1-й пол. XV в. входили в Киевскую землю. В 1500 г. кн. Константин Иванович Острожский имел титул «наместник брацлавский, винницкий и звиногродский». В 1569 г. по условиям Люблинской унии при объединении Литвы и Польши в Речь Посполиту вост. Подолье (Брацлавское воеводство) стало частью Короны Польской. В привилей от 26 мая 1569 г. о присоединении литовского Подолья к Польше было внесено отдельным пунктом обеспечение жителям Брацлавского воеводства свободы исповедания веры и употребления рус.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Львов Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 49.839323; 24.029898 Украина, Львов Львов, Львовская область Украина Георгиевский собор Львов − город областного подчинения на Украине, областной центр Львовской области , национально-культурный и образовательно-научный центр, крупный промышленный центр и транспортный узел. По численности населения — седьмой город страны. Исторический центр Львова внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В городе находится наибольшее количество памятников архитектуры на Украине. Содержание Православие во Львове [ править править код ] Первоначально учреждена в 1134 году как Галицкая выделением из Владимиро-Волынской епархии. По некоторым данным, возникла в 1300 году как митрополия для юго-западных церковных областей в результате того, что Киев к тому времени был покинут русскими митрополитами. Галицкие и литовские князья многократно возбуждали вопрос об учреждении церковного центра перед Константинопольской патриархией. В 1700 году, когда митрополит Иосиф Шумлянский и подчинённое ему духовенство призняли унию, епархия становиться частью Униатской Церкви. В 1941 году, после присоединения Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР, православная Львовская епархия образована заново. В 1946 году по определению Львовского Собора, грекокатолическая Львовская епархия воссоединилась с Московским Патриархатом. 27 декабря 1988 года из состава Львовской епархии выделена Тернопольская епархия. Несмотря на это Львовская епархия на тот момент была крупнейшей епархией Русской Церкви по числу приходов. С конца 1980-х годов начался переход духовенства, прихожан и приходов в Грекокатолическую церковь, УАПЦ, а также захваты храмов под националистическими лозунгами. Наиболее чувствительный удар по епархии был нанесён в 1992 году, когда епископ Андрей (Горак) ушёл с большинством клира в УПЦ КП. Епархия как административная единица была снята с регистрации властями Львовской области, лишилась кафедрального Покровского собора, здания епархиального управления, резиденции архиерея, архива, ризницы и пр. Несмотря на противодействие про-униатски настроенных властей и националистических движений Галиции, новому епископу Августину (Маркевичу) удалось добиться возобновления регистрации епархии и возвращения в лоно Церкви многих раскаявшихся клириков. Святые [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Львов

Львовская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Иовский кафедральный собор в Дрогобиче Львовская область — территориально-административная единица на западе Украины, образована 4 декабря 1939 года Указом Президиума Верховного совета СССР. Областной центр — город Львов . Содержание Православие во Львовской области [ править править код ] Первоначально учреждена в 1134 году как Галицкая выделением из Владимиро-Волынской епархии. По некоторым данным, возникла в 1300 году как митрополия для юго-западных церковных областей в результате того, что Киев к тому времени был покинут русскими митрополитами. Галицкие и литовские князья многократно возбуждали вопрос об учреждении церковного центра перед Константинопольской патриархией. В 1700 году, когда митрополит Иосиф Шумлянский и подчинённое ему духовенство призняли унию, епархия становиться частью Униатской Церкви. В 1941 году, после присоединения Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР, православная Львовская епархия образована заново. В 1946 году по определению Львовского Собора, грекокатолическая Львовская епархия воссоединилась с Московским Патриархатом. 27 декабря 1988 года из состава Львовской епархии выделена Тернопольская епархия. Несмотря на это Львовская епархия на тот момент была крупнейшей епархией Русской Церкви по числу приходов. С конца 1980-х годов начался переход духовенства, прихожан и приходов в Грекокатолическую церковь, УАПЦ, а также захваты храмов под националистическими лозунгами. Наиболее чувствительный удар по епархии был нанесён в 1992 году, когда епископ Андрей (Горак) ушёл с большинством клира в УПЦ КП. Епархия как административная единица была снята с регистрации властями Львовской области, лишилась кафедрального Покровского собора, здания епархиального управления, резиденции архиерея, архива, ризницы и пр. Несмотря на противодействие про-униатски настроенных властей и националистических движений Галиции, новому епископу Августину (Маркевичу) удалось добиться возобновления регистрации епархии и возвращения в лоно Церкви многих раскаявшихся клириков. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Львовская_обла...

Рогатин. Церковь Николая Чудотворца. /// Епархия неизвестна Еврейские надгробия, снятые с могил на еврейском кладбище. Фотография приобретена Хершелем Шварцем из Нью-Йоркской публичной библиотеки для генеалогических исследований Рогатинской Исследовательской группы Елена Григорьева .. - .. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь св. Николая в городе Рогатин была возведена в 1729 году в стиле галицкой народной архитектуры, располагается на живописном холме, с которого виден весь Рогатин - город легендарной Роксоланы. Эта деревянная церковь трёхчастная и трёхкупольная, здание опоясывает навес. Никольская церковь своей конструкцией напоминает выдающиеся памятники галицкой школы, такие как храмы в Комарно и Жолкве. К квадратному срубу нефа прилегают значительно более узкие гранёные бабинец и алтарь. Все три объёма покрыты шлемовидными куполами со световыми барабанами на которые, как на постаменты, установлены изящные главки с крестами. Входы в храм сделаны довольно нетрадиционно - с северной стороны в бабинец и алтарь, что объясняется расположением церкви на крутом склоне холма. В интерьере находится пятиярусный иконостас пирамидальной постройки середины XIX века, именно тогда была выполнена и стенопись масляными красками на евангельские сюжеты. Правда, во время проведения последних реставрационных работ в 1990-е годы крыши в храме покрыли жестью, из-за чего сакральное сооружение несколько утратило свой первоначальный колорит. Возле церкви св. Николая, к западу по одной оси, расположена трёхъярусная деревянная, покрытая шатровым верхом, квадратная в плане колокольня. Рядом стоящую колокольню знатоки относят к той же, галицкой школе деревянного зодчества. Церковь св. Николая в Рогатине внесена в реестр культурного достояния Украины под В целом этот храм не является уж таким выдающимся и уникальным, как соседняя церковь Святого Духа, однако он был построен в неблизком XVIII веке и имеет свои особенности, которые дают повод приравнять его к старинным памятникам деревянной архитектуры галицкой школы.

http://sobory.ru/article/?object=31116

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010