1:18–25). В этих случаях слово «жена» употреблено в смысле «женщина» вообще, а не «замужняя», т. е. для обозначения пола, а не брачного состояния, в каком смысле употребляется в Св. Писании и слово «муж», т. е. в смысле «мужчина», а не «женатый». Так, напр., в книге Деяний читаем: «Вдруг предстали перед ними два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо?» ( Деян. 1:10–11 . См. 2:14; 5:35; 13:15; 19:35 и др.). Или читаем в псалме: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» ( Пс. 1:1 ). Нет никакого сомнения, что в приведенных местах Св. Писания слово «муж» не означает только женатого человека, а вообще мужчину; тем более не приложимо оно в первом смысле к Ангелам, которые тоже названы «мужами». Так точно и слово «жена» иногда означает в Св. Писании не замужнюю женщину, а вообще – лицо женского пола. Так, напр., к девице Марии Магдалине и Ангелы, и Господь обращаются с такими словами: «Жена, что ты плачешь?» ( Иоан. 20:13  и 15). Мы знаем, что, согласно пророчеству: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына», Христос и родился от Девы Марии, еще только «обрученной» Иосифу, чтобы он хранил и защищал Ее, и что «прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого», и что когда Иосиф хотел тайно отпустить Ее, «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф. 1:18–20). Следовательно, здесь Дева названа «женой». Ап. Павел, конечно, знал пророчество Исаии: «Се, Дева во чреве приимет...», но в послании к Галатам пишет: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» ( Гал. 4:4 ). И здесь слово «жена» не означает «замужняя», а – вообще «женщина», т. е. указывает не на замужество, а на женский пол, почему слова ап. Павла: «родился от жены» равнозначущи словам: «родился от Девы». У нас есть не только «мужские», но и «женские» училища, но в них не обучаются ни мужья, ни жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2. Затем Св. Апостол увещательную речь свою обращает к язычникам, внушая им нелепость обращаться к закону по принятии благодати. Гал. 4:8 . «Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги», и служили им стихиями же, жертвы принося, омовения совершая и подобное. Иудейские чины внешне от языческих не рознились, и все были тоже стихийные. Гал. 4:9 . «Ныне же, познав Бога, или, лучше, – получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?» Можно предположить подразумеваемую или действительную речь к Апостолу со стороны обращенных язычников: «да как же прежде вас обращали в иудейство с такой ревностью, и притом в близкие сношения входили только с теми из нас, которые принимали обрезание и все прочее – а теперь учите, что все это совсем не нужно?» Св. Апостол отвечает им: но тогда вы Бога не знали и служили ложным богам; тогда одна только вера на земле была истинная – иудейская, и вы хорошо делали, обращаясь в иудейство: от лжи и заблуждения вы переходили к истине. Теперь же, когда Бог истинный сам позвал вас в общение с Собой помимо закона – как вы это видите, – зачем теперь вам обращаться к этим немощным стихиям, т. е. вещественному служению, требуемому законом? (Еп. Феофан). Гал. 4:10 . «Наблюдаете дни (например, субботу), месяцы (новомесячие), времена (многодневные праздники, например, Пасху, Кущи и проч.) и годы (например, субботний, юбилейный)». Сим перечислением Св. Апостол выставляет только пояснительный пример служения стихиям или ветхозаветного рабства обрядности, расписанной по дням, месяцам и годам. б) Увещания относительно ненужности закона, направленные преимущественно к сердцу Галатов ( Гал. 4:11–20 ). Гал. 4:13–14 . Это самое трогательное место в послании. Апостол с нежностью высказывает опасение, не напрасно ли проповедовал Галатам Христа ( Гал. 4:11 ), обращается к ним с просьбой: «прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы», т. е. не почитайте необходимыми постановлениями Моисеевы, как и я не почитаю их таковыми; ибо я, хотя природный иудей, но в этом отношении подобен вам, как будто бы происходил из язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

3:19–20). Именно в этом смысле обещание противопоставляется закону в следующей главе, где Авраам, так сказать, вступает в игру против Моисея (еще более прямым образом это происходит в Послании к Галатам). «Ибо не через закон было дано Аврааму или его семени обещание быть наследником мира, но через праведность веры» (Рим. 4:13). Обещание, данное Аврааму, генеалогически предшествует Моисееву закону, который — согласно еврейской хронологии —явился только четыреста тридцать лет спустя, а значит, обещание не может быть им отозвано. «Завета, прежде установленного Богом, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обещание обездействовалось. Ибо если от закона наследство, то уже не от обещания, но Бог даровал благодать [kechdristai] Аврааму через обещание. Почему тогда закон? Он был добавлен из–за преступлений, до того, как придет семя, которому было дано обещание» (Гал. 3:17–19). На первый взгляд, в антагонизме между epaggelia — pistis и nomos друг другу противостоят два полностью гетерогенных принципа. Однако все гораздо сложнее. Прежде всего, Павел — разумеется, не только из стратегической предусмотрительности — постоянно стремится подтвердить святость и благость закона («закон свят и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12)). Кроме того, в ряде пунктов он как будто нейтрализует эту антитезу, чтобы артикулировать более сложное отношение между обещанием–верой и законом. Так, в Рим. 3:31 он смягчает, пускай и в форме риторического вопроса, свой антиномический жест. «Итак, обездействуем закон через веру? Никак; но закон утверждаем». И в Гал. 3:11–12 апостол как будто апоретически отвергает иерархическое подчинение закона вере: «А что законом никто не оправдывается перед Богом, это ясно, потому что «праведный верою жив будет». А закон не из веры; но кто исполняет его, тот жив будет им». Перекрестные цитаты из Ав. 2:4 («праведный своей верою жив будет») и Лев. 18:1–5 (где Бог говорит Моисею: «объяви сынам Израилевым и скажи им… Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним… Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя человек будет жив») наводят на мысль не столько об оппозиции или иерархической субординации между законом и верой, сколько о более глубинной связи, как будто они — что отмечал еще Тихоний — взаимно имплицируют и подтверждают друг друга (invicemfirmant).

http://predanie.ru/book/219985-ostavshee...

Анания изумлен, ибо от многих слышал он, сколько зла причинил этот человек святым в Иерусалиме. Изумлены и мы, вместе с Ананией, ответом Господа Иисуса Христа: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и Сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» ( Деян.9:15–16 ). Имя Савла, жестокого врага Господа Иисуса Христа и гонителя всех уверовавших в Него, было далеко известно за пределами Иерусалима и в Дамаске и наводило страх, а Божественное всеведение Господа Иисуса провидело в нем того великого ученика Христова, который напишет в послании к Галатам изумительные слова о себе: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19–20 ). Своим Божественным взором Он явно видел в сердце Савла сокровище безграничной веры, полной бесстрашия, терпения, и могучей силы. Господь точно Сам был свидетелем тех тяжелейших трудов и страданий, который перенес великий Апостол Павел на протяжении многих лет своей пламенной проповеди о Нем; заранее как бы присутствовал при избиениях, заключениях в тюрьмы, даже при побиении камнями почти до смерти; был с ним при кораблекрушениях троекратных, когда он день и ночь пробыл в глубине морской, держась за обломок корабля… Вот почему Всеведущий Господь сказал апостолу Анании: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд… И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» ( Деян.9:15–16 ). Господь знал, что настанет время, когда этот избранный сосуд Его будет удостоен величайшей награды за свои труды и подвиги, будет восхищен до третьего неба в рай и услышит там глаголы неизреченные, которых нельзя пересказать людям. Неужели всего этого недостаточно, чтобы сказать, что от Самого Сына Божия заслужил великий Павел название первоверховного Апостола? Я мог бы окончить на этом свое слово в день великих первоверховных Апостолов Петра и Павла, но хочу остановить ваше внимание на двух фактах из их великих житий. Разве не изумительно внезапное превращение врага Христова, каким был Савл, в избранный, полный доверху сосуд благодати, каким стал он – первоверховный Апостол Павел?

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Анания изумлен, ибо от многих слышал он, сколько зла причинил этот человек святым в Иерусалиме. Изумлены и мы, вместе с Ананией, ответом Господа Иисуса Христа: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и Сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деян. 9, 15–16). Имя Савла, жестокого врага Господа Иисуса Христа и гонителя всех уверовавших в Него, было далеко известно за пределами Иерусалима и в Дамаске и наводило страх, а Божественное всеведение Господа Иисуса провидело в нем того великого ученика Христова, который напишет в послании к Галатам изумительные слова о себе: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос " " (Гал. 2, 19–20). Своим Божественным взором Он ясно видел в сердце Савла сокровище безграничной веры, полного бесстрашия, терпения, и могучей веры. Господь точно Сам был свидетелем тех тяжелейших трудов и страданий, которые перенес великий Апостол Павел на протяжении многих лет своей пламенной проповеди о Нем; заранее как бы присутствовал при избиениях, заключениях в тюрьмы, даже при побиении камнями почти до смерти; был с ним при кораблекрушениях трое- кратных, когда он день и ночь пробыл в глубине морской, держась за обломок корабля… Вот почему Всеведущий Господь сказал апостолу Анании: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд… И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деян. 9, 15–16). Господь знал, что настанет время, когда этот избранный сосуд Его будет удостоен величайшей награды за свои труды и подвиги, будет восхищен до третьего неба в рай и услышит там глаголы неизреченные, которых нельзя пересказать людям. Неужели же всего этого недостаточно, чтобы сказать, что от Самого Сына Божия заслужил великий Павел название первоверховного Апостола? Я мог бы окончить на этом свое слово в день великих первоверховных Апостолов Петра и Павла, но хочу остановить ваше внимание на двух фактах из их великих житий. Разве не изумительно внезапное превращение врага Христова, каким был Савл, в избранный, полный доверху сосуд благодати, каким стал он — первоверховный Апостол Павел?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Апостол Павел, приводя в качестве примера для подражания умаление Сына Божьего, призывает верующих ничего не делать по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию и почитать один другого высшим себя ( Флп.2:5 ). Как пишет он в Послании к Галатам: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира ( Гал.6:14 ). Как и Сам Господь говорит: Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится ( Мф.23:11–12 ), и в другом месте: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк.14:11 ). Апостол Павел говорит, что мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха ( Евр.4:15 ). Сегодня много говорят о правах: право на достойную жизнь, право на образование, право на медицинское обслуживание, право на справедливый суд. Нас учат защищать свои права. Но если мы посмотрим на Христа: были ли у Него права в Его земной жизни? Несомненно, были! Перед нами Творец мира, Хозяин всего. Он мог бы иметь царскую жизнь, поселиться в лучших апартаментах, где бы Его ублажали. Но что говорит Писание? Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы ( Мф.12:19–20 ). Когда прокуратор Понтий Пилат обращает внимание Господа на то, сколько обвинителей и сколько обвинений в Его адрес, то Христос просто молчит. Пилат возмущается и удивляется тому, что Он молчит, ведь прокуратор, по его мнению, может помиловать или казнить. Но Господь следует Божественной воле и говорит, что власть Пилата над Ним – это от Бога и он не имел бы её, если бы она не была дана ему Богом свыше. Когда Христа схватили, в Евангелии говорится, что если бы Он захотел, то имел бы более, нежели двенадцать легионов Ангелов в Свою защиту. Нет, Христос не требует защиты Своих прав, не выдвигает имущественных претензий, не ведёт никаких тяжб, но, наоборот, являет кротость и смирение, самоумаляется, терпя поношения и бичевание, вплоть до смерти. И на фоне этого как-то меркнут наши права на комфортную жизнь в этом мире, когда мы поворачиваемся к Нему, чтобы идти за Ним. При этом можно вспомнить удивительные слова апостола Павла, для которого жизнь – Христос, и смерть – приобретение ( Флп.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этой связи нельзя не вспомнить первую заповедь, которую Бог дал людям на Синае: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. 20:2). Бог — это не просто абстрактный, царящий в мире и над миром Творец. Нет, это мой Бог, Который вывел меня из дома рабства. Личный характер веры становится особенно ясен, когда мы вчитываемся в эту заповедь. Речь здесь идет не просто о единобожии, а о том, что Господь касается меня лично и лично меня освобождает из рабства и выводит на свободу. Не случайно потом Иисус скажет: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Истина всегда освобождает, а христианство есть высшая свобода. Уверовавшие в Иисуса иудеи говорят: «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха… если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:33—36). Подобно тому как Моисей вывел народ из дома рабства, Иисус выводит нас из другого дома рабства — рабства греха. Вот что представляет собой пасхальный путь. И он удивительным образом обозначает именно личную связь каждого человека с Богом, связь, без которой невозможно христианство. Если внимательно читать апостольские послания, то нетрудно увидеть, что, например, в Послании к Галатам, которое обычно называют посланием христианской свободы, прямо говорится: «К свободе призваны вы, братия» (Гал. 5:13); здесь содержится призыв ее, свободы, держаться и с ней не расставаться. Это же мы увидим и в других апостольских посланиях. Так, апостол Павел к теме свободы возвращается постоянно. Вне свободы невозможна вера, утверждает он. Действительно, вне свободного пути, без свободного выбора того или иного решения вера невозможна. В тот день, когда приближается Пасха, Иисус изгоняет из храма всех, кто там торгует. Причем Он выгоняет не просто каких-то базарных торговцев, но и тех, кто меняет деньги для храмовой казны, тех, кто продает голубей, предназначенных для принесения в жертву. Из многих мест Священного Писания, и в частности из рассказа о Сретении Господнем, известно, что голубей, горлиц и других животных приносили в жертву Богу. Об этом рассказывается и в Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки. Однако в трех синоптических Евангелиях это событие связывается с Пасхой (но — с последней), а также с входом Иисуса в Иерусалим буквально накануне Его смерти, а в четвертом Евангелии оно отнесено к началу повествования.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Вопрос. Апостол Павел не дал ли повеления Коринфянам и Галатам ( 1Кор.16:1–3 ), делать сбор милостыни для бедных в первый день недели? Ответ. Он дал такое повеление; но он 1) не отменяет этим повелением празднования субботы и 2) не устанавливает праздновать воскресный день: он не говорит, что верующие должны в этот день собираться на общественную молитву, должны святить этот день вместо субботы; он повелевает только, чтобы верующие в этот день откладывали нечто из своего имущества в пользу бедных святых, т.е. христиан. Вопрос. Что должно заключить из сказанного? Ответ. То, что штундисты не находят в Св. Писании текста, который давал бы им основание праздновать воскресный день: они отменили празднование субботы и стали праздновать воскресный день, не имея на то ясных оснований в Св. Писании, – в этом случае они поступают по свидетельству Св. Предания. Между тем штундисты почитают грехом заниматься житейскими делами в воскресный день, и тех христиан, которые празднуют субботу вместо воскресного дня, считают заблудшими с истинного пути. Итак, должно заключить, что Св. Писание не научает нас всем истинам, необходимым для спасения, и что посему оно не может быть единственным источником вероучения, и что необходим другой источник, который есть Св. Предание. X. Об истинной Церкви Христовой 1) Понятие о церкви Вопрос. Где находится истинное учение христианской веры? Ответ. В Церкви Христовой. Вопрос. Что есть Церковь ? Ответ. Церковь есть соединение во едино тело, глава которого Христос и которое одушевляется св. Духом, как ангелов и отшедших к Богу праведников и всех скончавшихся в вере и покаянии, так и пребывающих на земле христиан, содержащих правую Христову веру и неизменно сохраняющих установления Господни. В таком смысле понимает слово – Церковь ап. Павел, когда говорит о Христе, что Бог «воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота наполняющая все во всем»! ( Еф.1:20–23 ; сн. ст. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Все мы воздвигнуты на основании апостолов и пророков, утверждаясь на одном и том же краеугольном камне – Иисусе Христе, Господе нашем, Который и тех, и других объединил и, разрушив среднюю преграду, в Своей плоти уничтожил вражду того и другого народа, и трудность исполнения древнего Закона заменил непорочностью Евангельских учений (dogmatum), ( Еф.2:20 ). Поистине все мы во Христе – один хлеб, и на земле два соединились вместе. И подобно тому, как мы утверждены на основании апостолов и пророков, и патриархи утверждались на основании апостолов. А под руководителями и правителями могут быть понимаемы и пророки, словами которых мы ежедневно поучались о пришествии Спасителя, подобно тому, как и Закон Моисеев выше был рассмотрен, как воспитатель, а также и ангелы детей, ежедневно созерцающие лице Отца и ходатайствующие за них; об этих ангелах сказано: Пошлёт ангелов Господа вокруг боящихся Его, и избавит их ( Пс.33:8 ). Под ними можно понимать священников и князей, которые тогда господствовали над народами, а теперь дают правила, которым должно повиноваться. И, по справедливости, те считаются под руководством защитников и правителей, которые, имея дух страха, ещё не удостоились принять духа свободы и усыновления. В самом деле, детский возраст боится, совершая грех, страшится воспитателя, и не верит в то, что он свободен, хотя по природе он и господствует [над всем]. Но соответственно двоякому пониманию, по которому воспитатели и распорядители, – как мы сказали, – суть или пророки, или ангелы, сие дитя находится под руководством защитников и распорядителей до тех пор, пока не исполнится законный возраст мужа совершенного. А законный возраст соответственно Римским законам определяется временем в двадцать пять лет, таким образом определяется время пришествия Христова для совершенствования рода человеческого. И непосредственно после его пришествия и после того, как мы сделались мужами совершенными, от нас отошли руководитель и защитник. Тогда мы и воспользовались властию господина и имуществом наследника, для которого прежде мы считались чуждыми, хотя и родились в этом достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Говоря о «законе духа жизни во Христе Иисусе», Павел вводит новое, пятое по счету, понимание слова «закон». Напомним, что ранее в послании он говорил: 1) о естественном нравственном законе, написанном в сердцах людей; 2) о законе Моисеевом (он же «закон Божий»); 3) о законе ума, побуждающем человека стремиться к добру; 4) о законе греха, живущем во плоти и склоняющем человека к злым деяниям. Теперь появляется еще один закон – тот, который освобождает от греха и смерти. Этот закон противоположен закону греха, но не идентичен закону ума. И закон греха, и закон ума принадлежат к сфере естественных способностей человека. А этот новый закон выходит за их пределы. Павел описывает его при помощи нескольких понятий: жизнь во Христе Иисусе; жизнь не по плоти, a no духу; жизнь Христа в нас; жизнь Духа Святого в нас. Многообразие формулировок, используемое для описания нового бытия, к которому призваны христиане, подчеркивает, что оно имеет сверхъестественный, богочеловеческий характер. Это соединение христианина со Христом наиболее полно выражено в формуле из Послания к Галатам: «...и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ). Данная формула, в свою очередь, отражает то, что Иисус говорил ученикам в последней беседе с ними: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас... Пребудьте во Мне, и Я в вас» ( Ин. 14:20; 15:4 ). В этой же беседе Иисус обещал ученикам послать им Утешителя, Духа истины, Который от Отца исходит и Который наставит их на всякую истину ( Ин. 14:16–17; 15:26; 16:13 ). Тема Святого Духа выходит на первый план в следующей части Послания к Римлянам, где Павел говорит об усыновлении Богу. 8. «Дух усыновления» (8:9–27) «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» Согласно подсчетам ученых, 171 в корпусе посланий Павла слово πνεμα («дух») встречается 145 раз: в подавляющем большинстве случаев имеется в виду Святой Дух, но термин употребляется также и по отношению к человеческому духу. Наименование «Святой Дух» встречается 17 раз, «Дух Божий» (или «Его Дух») 16 раз, «Дух Христов» 3 раза. В нижеследующем тексте выражения «Дух Божий» и «Дух Христов» использованы в качестве синонимов:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010