Вологда. Свято-Духов Вологодский мужской монастырь. Собор Сошествия Святого Духа. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В житие преподобного Галактиона, вологодского чудотворца, основателя Свято-Духова монастыря, говорится о том, что им было предсказано нападение на Вологду польско-литовских войск в сентябре 1612 года. Незадолго до " вологодского разорения " он убеждал вологжан покаяться и по примеру предков, как в дни моровых поветрий, пожаров и других общественных бедствий, на месте своей кельи единодневно выстроить храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы, которая избавит город от нашествия и защитит его жителей. Однако тогда его призыв не был услышан. Уже после " вологодского разорения " и смерти Галактиона, преосвященный Варлаам II, архиепископ вологодский и великопермский (управлявший с 1627 по 1645 гг.) повелел написать житие преподобного Галактиона и построить на месте его кельи деревянную церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Так возник Свято-Духов мужской монастырь (до 1654 года-Галактионова пустынь). Точный год построения первоначальной деревянной Знаменской церкви, равно как и каменной, воздвигнутой позже на ее месте, точно неизвестен. Каменная (теплая) церковь Знамения, заменившая древнюю деревянную, обгорела в ночь с 13 на 14 марта 1854 года, и остатки ее были разобраны в 1860-м. На том же месте в 1860 году, при архимандрите Дионисии, была заложена, и в 1867 году освящена новая каменная церковь Знамения Пресвятой Богородицы: двухэтажная, пятиглавая, четырехпрестольная. Полностью строительство церкви закончено в 1873 году.  Архитектурный облик церкви представлял собой смешение стилей: русского (кокошники) с ренессансом (форма куполов - в типе флорентийского). Из описания церкви (1901 год):  " На продолговато-четвероугольном корпусе храма возвышается в средине круглый с восемью большими окнами трибун, накрытый массивным куполом, поверх которого на круглой шее утверждается грушевидной формы глава, увенчанная железным прорезным четвероконечным золоченым крестом. На четырех углах корпуса расположены 4 осьмигранных меньших трибуна с четырьмя в каждом окнами и с такими же, как и на большом трибуне, куполами, шейками и крестами; верхние части всех пяти трибунов оканчиваются мавританскими наличниками. Алтарь выдается полукружием. Окна в верхнем этаже церкви и в трибунах с дугообразными, в нижнем – с прямыми перемычками. К западной стене корпуса церкви примыкает красивой архитектуры крыльцо с широкой внутри его из путиловской плиты лестницею, ведущею в верхний этаж. Над крыльцом, как и над алтарем церкви, устроены на круглых шейках обитые белым железом небольшие главы с железными золочеными прорезными крестами. Внутри церкви своды поддерживаются четырьмя массивными пятисторонними столбами. Стены как вверху, так и внизу малярной работы, в роскрыш и под мрамор " .

http://sobory.ru/article/?object=01091

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Вологде было обнаружено место расположения храма, в котором был погребён св. Галактион Вологодский 02.12.2010 Преподобномученик Галактион Вологодский , погибший от рук польско-литовских захватчиков в 1612 году, является основателем весьма почитаемого в Вологде Свято-Духова монастыря. Ныне от самого монастыря остались только небольшие хозяйственные постройки, настоятельские и братские келии и обезглавленная церковь Святого Духа, построенная в 1654 году. Часть территории монастырского кладбища занята ныне стадионом «Динамо». Первая деревянная церковь Знамения Пресвятой Богородицы была возведена в период с 1627 по 1645 год. Затем деревянный храм был заменен каменной постройкой, которая разобрана в 1854 году по причине ветхости и пожара. На ее месте в 1861-1867 годах возвели новую теплую пятикупольную церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Храм был закрыт в 1924 году и передан под нужды военного ведомства, а затем Вологодского управления НКВД. В предвоенное время церковь была разобрана до основания. Весь строительный материал, включая кирпичный фундамент и даже бутовые камни, повторно направлен на строительные нужды. Долгое время вход на территорию бывшего Свято-Духова монастыря был ограничен, поэтому с годами было забыто точное место расположения утраченной святыни. Специалисты ГУК «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области» во главе с известным археологом Игорем Кукушкиным на безвозмездной основе провели сбор архивных материалов по истории монастыря. Архитектор-реставратор ГУК «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области» Анна Лойко, совместив старые карты, чертежи и фотографии, предоставленные краеведом Евгением Стариковым, путем математических вычислений определила на современной топографии этого исторического уголка Вологды возможные пропорции бывшего строения и нанесла их на современный план. По словам И.П. Кукушкина, это один из первых в истории Вологодчины опытов реализации комплексного подхода к определению исторической территории с учетом математических формул и расчетов. Земельные работы, проводившиеся на минувшей неделе братией Спасо-Прилуцкого монастыря под контролем Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области, подтвердили точность расчетов А.С. Лойко. Обнаруженные остатки фундамента Знаменского храма с большим интересом осмотрел наместник Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря игумен Дионисий. В 2012 году исполняется 400 лет представления преподобномученика Галактиона Вологодского. К этой дате на месте Знаменского храма предполагается установить Поклонный крест или возможно возвести памятную часовню. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 02.12.2010 16:31:02

http://drevo-info.ru/news/9767.html

Спустя век после закрытия в восстанавливаемом соборе Свято-Духова монастыря Вологды состоялось архиерейское богослужение 9 июня 2020 г. 16:11 8 июня 2020 года, в День Святого Духа, председатель Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата  митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил молебен с водоосвящением и чтением акафиста в восстанавливаемом соборе Сошествия Святого Духа Свято-Духова монастыря города Вологды. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Архиерейского подворья «Свято-Духов монастырь» иерей Алексий Булеков, благочинный Архиерейских подворий Вологды протоиерей Алексий Ольховников, настоятель храма преподобного Димитрия Прилуцкого протоиерей Николай Булеков, и.о. наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря иеромонах Александр (Чеборов), проректор по развитию Вологодской семинарии иерей Александр Бородовицын, помощник председателя Финансово-хозяйственного управления иеромонах Никандр (Пилишин), секретарь главы Вологодской митрополии иеромонах Даниил (Дурягин), помощник епархиального архиерея по организационным вопросам иеромонах Алексий (Скворцов), духовенство Вологодской епархии . Богослужебные песнопения исполнил хор собора Сошествия Святого Духа. На богослужении присутствовало руководство Управления МВД по Вологодской области и организации-попечителя. По окончании молебна митрополит Игнатий обратился к верующим с архипастырским словом. Поздравив жителей Вологды с праздником Святого Духа, владыка выразил надежду, что через некоторое время в этом соборе будет совершена первая с начала XX века Божественная литургия. Свято-Духов монастырь по предсказанию преподобного Галактиона был основан на месте его подвигов между 1627 и 1632 годами. Первоначальное название — Знаменская Галактионовая пустынь, впоследствии — Свято-Духов монастырь. В 1654 году на пожертвование царя Алексея Михайловича был выстроен каменный собор в честь Сошествия Святаго Духа на апостолов и теплая каменная Знаменская церковь. В 1697 году были обретены честные мощи преподобного Галактиона.

http://patriarchia.ru/db/text/5649044.ht...

17 июня 1866 г. П. был назначен, а 21 авг. в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Вологодского и Великоустюжского. 27 нояб. 1867 г. освятил нижний храм (прмч. Галактиона Вологодского) новопостроенной Знаменской ц. вологодского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря , куда были перенесены мощи святых Галактиона и Иоасафа Каменского. 18 дек. 1867 г. Вологда отметила 100-летие со дня рождения митр. Евгения (Болховитинова) , занимавшего в 1808-1813 гг. Вологодскую кафедру: епископ служил заупокойную литургию в кафедральном соборе и произнес проповедь. В 1868 г. подготовил и 15-17 авг. возглавил празднование 300-летия вологодского Софийского собора (заложен в 1568) «с небывалым в Вологде торжеством», задумал реконструкцию соборной колокольни (осуществлена в 1870). 5-7 июля 1869 г. освятил главный и боковые престолы скитского Воскресенского храма, устроенного близ Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря его настоятелем игум. Иоасафом (Толстошеевым). С 7 июля 1869 г. епископ Псковский и Порховский, настоятель Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Возглавил празднование 400-летия основания Псково-Печерской обители (1873) и 300-летия обороны Пскова и Псково-Печерского мон-ря при их осаде войсками польского кор. Стефана Батория (1581). Архиерейские служения по случаю юбилеев 1881 г. состоялись: 8 сент.- в Троицком кафедральном соборе Пскова и 8 нояб.- в Михайловском храме Псково-Печерского мон-ря. В июле 1878 г. принимал в Пскове и Псково-Печерском мон-ре великих князей Сергея и Павла Александровичей, Константина и Дмитрия Константиновичей. Один из основателей Псковского археологического об-ва. Присутствовал на 1-м чрезвычайном собрании об-ва 26 окт. 1880 г., преподнес 500-рублевый 5-процентный билет Государственного банка в основной фонд об-ва и 100-рублевую облигацию в качестве членского взноса. 16 нояб. 1880 г. избран почетным членом об-ва. Павел (Доброхотов), еп. Олонецкий и Петрозаводский. Фотография. 1892 г.

http://pravenc.ru/text/2578485.html

В 1697 году преемник Симона вологодский и белозерский архиепископ Гавриил также имел намерение освидетельствовать мощи преподобного и докопавшись до гроба, нашел его целым и новым, но открыть не дерзнул 244 . В древней описи вологодского архиерейского дома упоминается «грамота Андрияна патриарха о свидетельстве пр. Галактиона и Герасима вологодских, писанная в 7199 (1691) году». Значит снова приказано было освидетельствовать св. мощи, но состоялось ли и это свидетельство также неизвестно. Ныне мощи пр. Галактиона почивают под спудом в нижнем этаже новой каменной Знаменской церкви, под медною посеребряною ракою, осененною таким же балдахином, на ней находится изображение преподобного во весь рост, а вблизи ее висят тяжелые его вериги, параман, шапка и цепь желзныя. На парамане высечены слова: раб Божий Гавриил во имя Отца и Сына и св. Духа обещался есми терпти до конца. Служба пр Галактиону написана в 1717 году на Унже Иваном Слободским, чтецем и певцем вологодского архиепископа Гавриила. – Знаменская Галактионова пустынь со времени построения в ней соборного храма во имя сошествия св. Духа при архиепископе Маркелле стала называться Духовым монастырем, а с 1775 года, когда, после пожара на Каменноы, переведен был сюда штат того монастыря, по указу св. Синода именуется Спасо-каменским Духовым монастырем. В рукописном житии пр. Галактиона, составленном первоначально по приказанию архиепископа Варлаама и дополненном впоследствии при архиепископе Симоне, записано 18 чудес, совершившихся при гробе преподобного уже по устроении монастыря. Укажем некоторые из них. Вотчины Угрешского монастыря, села Дюдикова, что ныне Пустыня в Вологде, некто Иоанн, по прозванию Воевода имел дочь, страдавшую черною немочью. Когда, по обещанию, привели ее в Галактионову пустыню и по совершении панихиды дали ей испить воды из колодца преподобного с землею от его гроба, – больная тотчас же почувствовала себя совершенно здоровою. Гликерья, внука старца Кассиана Ильинского монастыря, отчаянно больная, вдруг сделалась совершенно здоровою, когда напоили ее водою из колодца, смешанною с землею с могилы преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1867 г. в Свято-Духовом мон-ре во имя Г. был освящен нижний престол Знаменской ц., построенной взамен сгоревшей. Над мощами преподобномученика была устроена медная посеребренная рака, на к-рой находилась икона Г. в рост, рядом висели его вериги, параман, шапка и железная цепь. Ист.: Минея (МП). Сент. С. 600-613; Отписка Вологодского архиеп. Симона Сарскому и Подонскому митр. Павлу//Вологодские ЕВ. 1867. 17. С. 622; Дозорная книга посада г. Вологды... 1616-1617 гг./Публ. Ю. С. Васильева//Вологда: Ист.-краевед. альм. Вологда, 1994. Вып. 1. С. 333-370; Суворов Н. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих/Сост. митр. Евгением (Болховитиновым)//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 11; Описание о российских святых. С. 114-115. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 112-113; Голубинский. Канонизация святых. С. 197, 432-434; Ключевский. Древнерус. жития. С. 325; Верюжский. Вологодские святые. С. 609-627; Коноплёв Н. Святые вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. С. 106-108; Савваитов П. Описание Вологодского Духова мон-ря//Испр. и доп. Н. Суворовым и И. Суворовым. Вологда, 1912. С. 2-6; Соколова Л. В. Житие Галактиона Вологодского//СККДР. XVII в. Вып. 3. Ч. 1. С. 337; Малинина Н. Н. К биографии вологодского летописца Ивана Слободского//Послужить Северу. Вологда, 1995. С. 83. Е . В . Романенко, И . Н . Шамина Иконография Наиболее раннее изображение Г. находится в сб. житий Вологодских святых кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 302). Очевидно, вскоре после освидетельствования мощей создана местным мастером икона Г. и прп. Герасима Вологодского 1-й пол.- сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ). Они представлены в рост, в молении у образа Божией Матери «Знамение» (в соответствии с посвящением храма на месте погребения святого), на пейзажном фоне с одноглавой церковью под высокими деревьями, с голубой лентой реки и холмистым поземом с разноцветными травами. Облик предстоящего слева Г. отличается индивидуальной характеристикой: крупные черты лица, ровные темные брови, прямые усы, лопатообразная борода до середины груди с волнистыми прядями на конце. Он облачен в зеленую рясу и темно-вишневую мантию; черный куколь, как и параман, украшен белой каймой и 8-конечным крестом. В иконописных подлинниках XVIII в. и 30-х гг. XIX в. о внешности святого сказано: «Сед, брада уже Сергиевы, повилась, в схиме, ризы преподобническия» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 33; ИРЛИ (ПД). Перетц. 542. Л. 65 об., 81 об. 24 сент., 5 нояб.).

http://pravenc.ru/text/161479.html

Темже Влалыце Христу уподобился еси, достохвальне Никандре, отче наш: молися о душах наших. Сентемвриа 24. Молитва преподобномученику Галактиону Вологодскому, чтомая в Вологодском Свято-Духове монастыре О преподробне и богоблаженне отче наш Галактионе, крепкое страны нашея ограждение, христиан православных поборниче и теплый за нас грешный ко Всемилостивому Богу нашему Иисусу Христу и Пречистей Матери Его молитвенниче! Умиленно молимся тебе, чудотворней раце честных мощей твоих предстояще: не забуди нас грешных и недостойных, но яко заступник и ходатай усердный, призри милостивно на немощь нашу, и испроси молитвами твоими у Христа Бога нашего, да освятит благодатию твоею душы и телеса наша, ум наш да просветит светом богопознания, совесть нашу от мертвых дел да очистит, от греховных же помышлений и губительнаго уныния да оградит, и да дарует нам искреннее покаяние, сердец сокрушение, слезное умиление, воздержание же и трезвость, смиренномудрие и кротость, чистоту душевную и телесную, нищелюбие же и страннолюбие, и друг ко другу нелицемерную любовь. О преблаженне отче Галактионе! Сподоби нас шествовати путем спасения, да твоими молитвами Преблагий Христос Бог наш покажет на нас грешных благодать и милость Свою, и от всяческий зол и будущаго мучения нас да свободит, и да сподобит наследники быти Царствия Своего Небеснаго, славящыя и величающыя Его, купно со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Тропарь, глас 4 Днесь град наш тобою хвалится, преподобне: возсиял бо еси пресветло яко солнце, грады и веси чудесы твоими озаряя. И ныне, преподобномучениче Галактионе, Господеви молися граду нашему от нахождения сопротивных избавитися, у Христа Бога прегрешений наших оставление испроси, и от всякия скорби избавление подаждь любовию чтущым тя и вопием верно: Бог наш с нами, прославивый угодника Своего, якоже благоволи. Сентемвриа 25. Молитвы преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу. Из службы со акафистом Молитва 1 О священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве твоея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующыя и к тебе с любовию притекающыя.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

гор. Вологде. В конце XVI ст. на месте монастыря жил отшельник Галактион, сын боярина Бельского, убитый в 1611 г. при нашествии на Вологду литовцев. Вологожане, похоронив его тело в хижине, построили потом церковь во имя Знамения Божией Матери, и около церкви образовалась обитель, называвшаяся Галактионовою пусты- ньею. По писцовым книгам 1627 г. Галактионова пустынь значилась на рч. Содемке и в ней находилась часовня с мощами преп. Галактиона и 2 келии с 3 старцами. При издании штатов в 1764 г. оставлена на своем иждивении, а в 1775 году сюда переведен штат 3-ье классного Спасо-Каменного мон., ныне Белавинская пустынь, причем перенесены и мощи преп. Иоасафа, в мире кн. Андрея Дмитриевича Вологодского, скончавшегося в 1452 г. 10 сент. на 17 летнем возрасте. Мощи его покоятся в церкви св. Духа и память его чтится 10 сент.; в Знаменской церкви покоятся мощи преп. Галактиона, память которого совершается 24 сентября. Савваитов, “Опис. Спасо-Камен. Духова монаст.”, Спб., 1868 г.; “Ист. Росс. Иер.”, IV, 63; VI, 997; Ратшин, 61; “Словарь ист. о свят.”, 26, 72; “Истор. и геогр. извест. о Вологде”, 64; Blasius, “Reise”, I, 135; “Вологод. губ. вед.”, 1857 г., 6 (о преставлении Галактиона), 36 (Вологда в нач. XVII ст.; житие преп. Галактиона); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 114, 245 (преп. Галактион), 120, 251 (преп. Иоасаф); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 767, 28; “Вологод. Сборн.”, 1887 г., V, 23 (писцов. кн. 1627 г.), 76 (проповедь Галактиона при нашествии поляков), 80 (кончина Галактиона); Верюжский, “Ист. сказ. о жизни свят., подвизав. в Вологод. епар.”, 209 (Галактион); Ключевский, “Жит. свят.”, 324, 390, 420; “Известия Археол. Общ.”, 1861 г., II, 7 (артосная панагия с литогр. изображ. и разные древн. в м-ре); “Временник Общ. ист.”, 1852 г., XV, переписн. кн. 1658 г. домов. казны патр. Никона, 94 (Дело переносное 1658 г. из Патр. Дворц. приказа с Вологды Галактионовы пуст. старца Акима церкви Воскр. Хр. что в Кадашеве со вдов. попом Фед. Ивиновым и другими в зауморных животных в 1000 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Прмч. Галактион и прп. Иосаф Каменский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Прмч. Галактион и прп. Иосаф Каменский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Особенности облика Г. сохраняются на неск. иконах Господа Вседержителя с сонмом предстоящих и припадающих Вологодских святых, напр. 2-й пол. XVII в. (под записью XIX в.) из Спасского собора Димитриева Прилуцкого мон-ря; XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. Вологды; 1779 г. письма Д. и И. Сумароковых из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды; 1-й пол. XVIII в. из вологодской Спасо-Болотской ц. (все из собрания ВГИАХМЗ); нач. XIX в. (НКПИКЗ). Образ святого присутствует в произведениях более редкой иконографии, напр. на иконе 1715 г. Л. Г. Туфанова (ВГИАХМЗ; происходит из ц. святых Константина и Елены в Вологде), где 6 Вологодских чудотворцев молятся Св. Троице Ветхозаветной (Г.- справа в верхнем ряду); на иконах «Воскресение Христово - Сошествие во ад» сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ) - фигура Г.- на правом поле, «Явление Богородицы и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу с предстоящими святыми» XVIII в. (ВГИАХМЗ) - Г.- справа вверху, во 2-м ряду, рядом с прп. Антонием и прп. Феодосием Киево-Печерскими. Оплечное изображение Г., без куколя, помещено наряду с др. Вологодскими чудотворцами на прориси с иконы «Собор Русских святых» 1814 г. П. Тимофеева ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 455. 227). Др. вариант изображения Г. имеется на иконе нач. ХХ в., подаренной, согласно надписи на обороте, в 1911 г. Антонием (Быстровым) , еп. Вельским, его дяде, прот. ц. Казанской иконы Божией Матери на Торговой пл. Вологды Александру Мальцеву, с супругой. На золотом фоне с тисненным по левкасу орнаментом «на эмалевое дело» - пейзаж с 3-главым храмом классического стиля, на 1-м плане представлены в рост прп. Иоасаф Каменский и Г. в виде седовласого старца с непокрытой головой и окладистой бородой, одетого в монашескую мантию и зеленую епитрахиль, в руке - четки; в верхней части композиции на облаке - образ Божией Матери «Знамение». По-видимому, мастер, исполнивший заказ еп. Антония, работал во владимирских иконописных селах и не был знаком со сложившейся в вологодских землях иконографией святого. На эмалевой иконе сер. XIX в. (ЦМиАР) Г. изображен вместе с прп. Иоасафом Каменским на фоне Спасо-Каменного мон-ря.

http://pravenc.ru/text/161479.html

Источник: сайт Культура в Вологодской области Свято-Духов монастырь был основан в начале XVII века Преподобным Галактионом, вологодским чудотворцем (скончался в 1612 году). Преподобный Галактион, в миру Гавриил, был сыном знаменитого боярина князя Ивана Федоровича Бельского, происходившего из рода Ольгерда, великого князя литовского. Гавриил родился в 1535 году (второй год царствования Ивана IV). Ему было семь лет, когда его отец был казнен по приказу царя, после чего Гавриил был перевезен в город Старицу, откуда он до достижения зрелого возраста тайно ушел в Вологду и там на посаде, в приходе Святых великомучеников Флора и Лавра, поселился под видом простолюдина. Приняв постриг в монахи, преподобный Галактион построил келью на берегу реки Содемки, и жил здесь в уединении, проводя время в молитвах. 22 сентября 1612 года на Вологду напали польско-литовские войска; город был разграблен, многие жители погибли. Преподобный Галактион был избит и мученически скончался 24 сентября на 77-ом году жизни. Вологжане погребли тело Галактиона в его бывшей келии. Спустя 15 лет после его смерти здесь находилась деревянная часовня и при ней две кельи, в которых жили три старца. В это же время преосвященный Варлаам, архиепископ вологодский и великопермский (управлявший с 1627 по 1645 гг.) повелел написать житие преподобного Галактиона и на месте его благочестивых подвигов построить деревянную церковь Знамения Пресвятой Богородицы, которая позднее была заменена каменной. Основанный на месте иноческих подвигов и мученической кончины преподобного Галактиона, монастырь первоначально именовался Галактионовой пустынью. В 1654 году он получил наименование Свято-Духова, от соборной церкви во имя Сошествия Святого Духа, поставленной в том же году. В 1775 году указом Святейшего Синода монастырь был переименован в Спасо-Каменный, по имени сгоревшего и упраздненного тогда Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере (братия последнего была переведена в вологодский Свято-Духов монастырь). До второй половины XVII века все строения в Галактионовой пустыни были деревянными. В 1654 году была возведена первая каменная постройка - холодная церковь Сошествия Святого Духа. Время построения каменной теплой церкви Знамения Пресвятой Богородицы точно неизвестно. Около 1800 года монастырь был обнесен каменной оградой. Внутри монастырской ограды находились следующие каменные постройки: соборная церковь Сошествия Святого Духа; церковь Знамения Пресвятой Богородицы; монастырская часовня (располагалась с южной стороны церкви Знамения, построена в 1868 году, готика); настоятельский корпус и братские кельи; хозяйственные постройки. В 1861 году по указу Святейшего Синода от 8 мая к Спасо-Каменному Духову монастырю от Вологодского кафедрального собора была приписана упраздненная Арсениево-Маслянская Одигитриевская пустынь, находившаяся в Вологодском уезде близ приходской Маслянской Борисоглебской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01091

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010