Сын удельного князя Андрея Углицкого и внук Василия Темного. Ему было не более 13 лет, когда державный великий князь Иоанн, подозревая брата своего Андрея в измене, заключил его в оковы с малолетними сыновьями Иоанном и Димитрием. Когда Андрей умер в оковах, детей его перевезли в Вологду и по-прежнему держали в тюрьме. Младший из них Иоанн провел здесь целую жизнь. С юных дней кроткий и богобоязненный, он находил утешение только в изучении закона Божия и в непрестанной молитве; не только не роптал он на суровую участь свою, но благодарил за нее Господа, по примеру мучеников Божиих, и укреплял брата Димитрия. После 32-летнего заточения страдалец Божий сильно заболел и пред кончиною облечен в схиму с именем Игнатия. Ум. 29 маия 1523 года и погребен в Прилуцкой обители, близ преп. Димитрия, где и теперь стоит надгробная его рака. Житие его, по указанию преосвященного Филарета, написано при митроп. Макарии, иноком Прилуцким Логгином. (Обзор, стр. 211). 244. Преподобный отец Герасим начальник Троицкаго монастыря у Кайсарова ручья преставися в лето 6686 месяца марта в 4 день Постригся юношею в Гнилецой пустыни под Киевом, пришел в 1147 году на реку Вологду и у ручья Кайсарова основал обитель с храмом св. Троицы. Это было еще до «начала города Вологды». Тогда был здесь глухой лес и в лесу посад с храмом Воскресения, а на «Ленивой площади» малой торжок. Пр. Герасим жил сначала одиноким, затем основал первый на севере Троицкий монастырь, ум. 4 марта 1178 года. Мощи почивают под спудом в Троицкой церкви, ныне приходской (Мои «Письма с Севера», стр. 36 и 37). В древней описи Вологодского архиерейского дома упоминается «грамота Андреяна патриарха о свидетельстве мощей преп. Галактиона и Герасима», написанная в 1691 году (Верюжский, «Вологодск. Святые», стр. 43). 245. Преподобный Галактион затворник Знаменскаго монастыря иже на Содиме речке, убиен бысть от Поляков и Литвы в лето 7121 месяца сентября в 24 день Сын знаменитого боярина князя Ивана Феодоровича Бельского, происходившего от рода Ольгерда, великого князя Литовского, и состоявшего в родстве с Русским великокняжеским домом, родился в Москве в 1535 году; в первый год малолетнего царя Uoahha IV , и наречен был, во св. крещении, Гавриилом. Когда отец его был зарезан в тюрьме князьями Шуйскими, семилетний Гавриил был укрыт родственниками и друзьями отца, которые отправили ребенка в город Старицу, чтобы спасти его от преследований. Там юный князь скрывался в неизвестности и вскоре перешел в Вологду, и кормился сапожным мастерством; женился, но овдовев, постригся с именем Галактиона, затворился в построенной им тесной келье на берегу ручья Содимки и наложил на себя тяжкий подвиг

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Часовни: часовня в д. Труфановской (см. выше); во имя мучч. Флора и Лавра, построена в 1854 г. на приходском кладбище; во имя свт. Николая, построена в 1884 г.; в честь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня, на берегу р. Двины, по Устюжскому тракту (4 версты от прих. храмов). По устному преданию, последнюю построил Петр I. Застигнутый в 1702 г. бурей на Двине, он вынужден был остановиться со своими судами и близ того места построил вместе с боярами часовню. Поставил в ней им самим сделанный крест. Часовня и в конце XIX в. называлась " царевой " или " Петровской " . С течением времени часовня была перенесена дальше от берега ввиду опасности, создаваемой ледоходом. К ней 1 августа совершался крестный ход. В приходе имелась особо чтимая икона сщмч. Власия, молебны перед которой служились в день освящения Власиевского храма 6 июля. Богомольцы приходили как из соседних приходов, так и из дальних, в т.ч. из Вологодской губернии. В 1885 г. приход был включен в состав Селецко-Тулгасского миссионерского комитета 2-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в слабой степени были заражены старообрядческим расколом). Жертвователи: приходской крестьянин Иван Киткин пожертвовал капитал в 2675 руб.; приходской крестьянин Матвей Гагарин 10.5.1861 - колокол в 25 пуд. 23 ф. Священники: Стефан Попов 1751-1763 г.г.; Феодор Стефанов Попов, в 1764 г. отдан в солдаты за неблаговидное поведение; Лукиан Евфимов Тушев до 1778 г.; Андрей Матвеев Большаков до 1787 г.; Иосиф Иаковлев до 1798 г.; Иоанн Иосифов Яковлев до 1813 г.; Димитрий Андреев Галактионов 1814-1865 г.г., вышел в отставку и скончался в 1874 г. в Шенкурске; Михаил Иоаннов Макаров до 1876 г., скончался в 1881 г. в должности епархиального миссионера; Василий Иоаннов Новиков до 1880 г., скончался от простуды, полученной им при служении в холодной церкви зимой после того, как в 1876 г. сгорела теплая церковь; Стефан Васильев Гурьев до 1884 г.; Петр Иоаннов Ручьев 25.9.1884-1893 г. Псаломщик Прокопий Ручьев (1884-1886) г.г.

http://sobory.ru/article/?object=05075

Тропарь преподобномученику Галактиону Вологодскому, глас 5 Днесь град Вологда тобою всемирне хвалится,/возсиял бо еси пресветло яко солнце/и чудесы твоими град и веси, преподобне Галактионе, озарил еси./И ныне молися Господеви/избавитися душам нашим от прелести вражия/спастися граду нашему от поганскаго и всех противных наития,/и испроси у Христа Бога любовию чтущим тя/прегрешений прощения/и просящим твоея помощи от всякия скорби избавление,/и вопиющим к тебе://Бог наш с нами, прославивый угодника Своего, яко же благоволи. Ин тропарь преподобномученику Галактиону Вологодскому, глас 4 Днесь град Вологда тобою хвалится, преподобне,/возсиял бо еси пресветло, яко солнце,/грады и веси чудесы твоими озаряя./И ныне, преподобномучениче Галактионе, Господеви молися/стране нашей от нахождения сопротивных избавитися,/и у Христа Бога прегрешений наших оставление испроси,/и от всякия скорби избавление подаждь/любовию чтущим тя, и вопиющим верно://Бог наш с нами, прославивый угодника Своего, якоже благоволи. Кондак преподобномученику Галактиону Вологодскому, глас 4 Благочестно на земли пожив/и мучения венец приял еси, пречестне,/древом во главу от нашедших градоразорителей убиен/яко добрый ученик Спаса Христа,/оставив отечественный свой град и други/странствовати любве ради Христовы евангельски изволивый./Сего ради тя почитаем, песньми вопиюще:/от бед избави нас присно молитвами твоими,//угодниче Божий Галактионе, отче наш. Молитва преподобномученику Галактиону Вологодскому Преподобне отче наш Галактионе, светильниче стране нашей, подвигоположников удобрение, Вологды града заступниче теплый и неусыпный, за ны грешныя ко Всемилостивому Богу нашему Иисусу Христу и ко Святей Пречистей Матери Его, Владычице нашей Богородице, Приснодеве Марии молитвенниче, молим твою честную святыню мы, недостойнии раби твои, зря на святочудотворный образ твой духовными взоры стояще во ограде селения твоего, не забуди нас, сирых, но яко отец чадолюбивый посети духом душ наших немощь и испроси молитвами твоими у Христа Бога нашего, да освятит души наши и ум наш просве­тит, и вразумит, и совести наша от вся­кия скверны очистит, и от нечистых помышлений, и вредный разумений, и губительнаго уныния, и избавит нас от бесовских наветов, и дневных и нощных озлоблений, и дарует нам искреннее покаяние, сердцу сокрушение, слезы и умиление, воздержание и трезвость, смиренномудрие и кротость, чистоту душевную и телесную, нищелюбие же и страннолюбие, и друг другу нелицемерную любовь, и милосердие, и всякое благоволение.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-10-...

Радуйся, молитвенниче ко Господу за люди согрешившия; Радуйся, провозвестниче воли Божией человеком. Радуйся, дивный провидче судеб Господних неисповедимых; Радуйся, усердный рачителю благолепия храмов Божиих. Радуйся, строение обители иноческия на мосте подвигов твоих предсказавый; Радуйся, клеветы напрасныя и посмеяние кротце претерпевый. Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче. Кондак 6 Проповедник был еси покаяния людем Вологодским, Галактионе блаженне, и страстотерпец добрый, положивый душу твою за град и люди единоверныя, убиен быв от злонравных литовцев, яко агнец незлобивый, и ныне во обителех райских светло ликуеши, вопия Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсиял еси зарею многих чудес, преподобномучениче, и от раки твоея честныя благодатныя исцеления точиши всем, с верою приходящим; молим тя, угодниче Божий, уврачуй данною ти свыше благодатию и наши недуги душевныя и телесныя, да зовем ти: Радуйся, страстотерпче добропобедный, биение лютое от литовцев претерпевый; Радуйся, кровию твоею землю обагривый. Радуйся, по триех днех страдания телеснаго душу твою в руце Божии предавый; Радуйся, на месте подвигов твоих честно погребенный. Радуйся, вериги твоя и гроб твой цельбоносны явивый; Радуйся, радости скорбящим подателю. Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче. Кондак 7 Хотящим нам молитвы принести ко Господу, буди нам споспешник добрый, отче Галактионе, и яко же при жизни твоей, бездождию бывшу во граде Вологде, по молению архиерея и всего народа молитвою твоею дождь обилен у Господа испросил еси; тако и ныне проси нам милости у Всещедраго Владыки Христа, да благодарственно поем Ему: Аллилуиа. Икос 7 Дивно бысть житие твое подвижническое и многострадальное, преподобне отче наш Галактионе, дивны суть и чудеса твоя, имиже прослави тя Господь по смерти, о них же недоумения благохвалити тя по достоянию, смиренно приносим ти глаголы сия: Радуйся, страны Вологодския Богом дарованный покровителю; Радуйся, правило преподобнаго иноческаго жития.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Имел еси помысл чист и непорочную душу, отче преподобне, и ангелоподобное житие на земли проходил еси, смиряя плоть твою подвигами великими; темже яко воистину ангела земнаго и человека небеснаго тя ублажаем и глаголем: Радуйся, ангельскаго образа усердно возжелавый; Радуйся, в схиму святую облеченный. Радуйся, мечем молитвы непрестанно вооруженный; Радуйся, воине Христов непобедимый. Радуйся, вместо доспехов ратных веригами железными обложенный: Радуйся, вся искушения диавольская победивый. Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче. Кондак 4 Буря страстей не потопи корабля души твоея, Галактионе преблаженне, но веянием Святаго Духа направляем, в тихое пристанище безстрастия вшел еси и, безмолвное житие в затворе много лет препровождая, непрестанно воспевал еси Пресвятей Троице: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше прозорливыя твоя глаголы, отче преподобне, жители града Вологды о скорогрядущем на них гневе Божием, познаша тя, предстателя усерднаго за них ко Господу, и потщашася покаянием очистити себе от скверн греховных, тебе же, яко покаяния проповеднику, возглашаху сицевая: Радуйся, яко Иона, покаяние согражданом твоим проповедавый; Радуйся, яко Иеремия, о разорении града Вологды горце рыдавый. Радуйся, древним пророком равночестный; Радуйся, будущая яко настоящая провидевый. Радуйся, возшедый на высоту совершенства духовнаго; Радуйся, рабе Христов, верность Ему до конца сохранивый. Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче. Кондак 5 Боготечно, яко звезда путеводная, шествовал еси, преподобне отче, и примером жития твоего святаго многих ко Христу привел еси, ныне же всю страну Вологодскую благодатно озаряеши многими чудесы твоими. Не престай умоляти за ны Господа, о еже сподобитися и нам вкупе с тобою пети Ему: Аллилуиа. Икос 5 Видевше исполнение пророческих твоих глаголов, дивно сбывшихся в разорении града Вологды от литовцев, сограждане твои, отче Галактионе, благоговейно воспоминаху твоя увещательная к ним словеса, ими же тщался еси привести их к покаянию, посту и молитве, в умилостивление праведно движимаго на них гнева Божия, темже и взываху тебе:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Яко лучу тя солнечную Христос показа, преподобне,/сиявши бо в земли Российстей чудес благодатию,/и отгонявши тьму страстей же и скорбей от приходящих к тебе с верою./Темже почитаем твою память, Никандре/отче наш, и вопием ти:/радуйся, пустынножителей красото,/и стране нашей похвала и утверждение. Ин кондак, глас 8 Во избрание Богосиянная звезда веры,/иже возсия в Русстей земли, отче преблаженне Никандре,/слезами и постом и бдением и молитвами удручал тело свое,/темже и обрете Небесную жизнь,/и радостно тайно со ангелы ликовствуя, да зовем ти:/радуйся, отче преподобне Никандре, пустынный жителю. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Никандре,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобномученику Галактиону Вологодскому, глас 4 Днесь град Вологда тобою хвалится, преподобне,/возсиял бо еси пресветло, яко солнце,/грады и веси чудесы твоими озаряя./И ныне, преподобномучениче Галактионе,/Господеви молися граду нашему от нахождения сопротивных избавитися,/и у Христа Бога прегрешений наших оставление испроси,/и от всякия скорби избавление подаждь, любовию чтущим тя/и вопиющим верно:/Бог наш с нами, прославивый угодника Своего, якоже благоволи. Ин тропарь, глас 5 Днесь град Вологда тобою всемирне хвалится,/возсиял бо еси пресветло яко солнце,/и чудесы твоими град и веси, преподобне Галактионе, озарил еси./И ныне молися Господеви/избавитися душам нашим от прелести вражия/и спастися граду нашему от поганскаго и всех противных наития,/и испроси у Христа Бога любовию чтущим тя/прегрешений прощения/и просящим твоея помощи от всякия скорби избавление,/и вопиющим к тебе: Бог наш с нами, прославивый угодника Своего, якоже благоволи. Кондак, глас 4 Благочестно на земли пожив/и мучения венец приял еси, пречестне,/древом во главу от нашедших градоразорителев убиен еси,/добрый ученик Спаса Христа,/оставив отечественный свой град и други,/странствовати любве ради Христовы евангельски изволил еси./Сего ради тя почитаем, песньми вопиюще:/от бед избави нас присно молитвами твоими,/угодниче Божий Галактионе, отче наш. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

28 августа 1700 года главный престол, выполняющий роль холодного храма, был освящен во имя Вознесения Господня, о чем свидетельствовала надпись на храмозданном кресте церкви. Наиболее почитаемыми иконами здесь были: храмовая икона Вознесения Господня, Икона Божией Матери Одигитрии (XVII в.) и икона Нерукотворного образа Господня. В теплом отделении Вознесенской церкви находились два престола. Древнейший из них - во имя Положения Ризы Пресвятой Богородицы - был устроен на северной стороне под колокольней и освящен вологодским епископом Иосифом Золотым, управлявшим с 1761 по 1774 год. В этом храме наиболее интересны были иконы святого Семеона Богоприимца и преподобного Галактиона, Вологодского чудотворца, с 24-мя писанными по краям чудесами этого угодника. Третий престол Вознесенской церкви - во имя Божией Матери Троеручицы - находился на южной стороне теплого отделения храма, время его основания неизвестно. В нем обращали на себя внимание местная икона Воскресения Господня и храмовая икона Божией Матери Троеручицы. Вознесенская церковь была одной из беднейших в городе. В 1831 году она, по бедности и малоприходству, была приписана к Покровской на Торгу, или в Городе, церкви. Однако в ноябре 1867 года бесприходная церковь Вознесения приговором вологодского городского общества и с Архипастырского благословения была восстановлена для совершения в ней постоянного богослужения в память спасения жизни императора Александра II Николаевича в Париже 25 мая 1867 года, в день Вознесения Господня. Храм, до того бывший в запустении, усилиями горожан был возобновлен. В 1891 году настоятелем храма был назначен отец Александр Николаевич Баданин, до того бывший священником кафедрального Софийского собора. Благодаря подвижнической деятельности отца Александра у Вознесенской церкви появились свои прихожане. В Советское время церковь была полностью разрушена. Сегодня на ее месте располагается стадион. Вологодская Вознесенская церковь. Современное местоположение: г. Вологда. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния.

http://sobory.ru/article/?object=40100

Ист.: Суворов Н. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. 1. Приб. С. 18; Описание о российских святых. С. 155; Летописец о граде Сольвычегодске//Проблемы изучения традиц. культуры Севера: (К 500-летию г. Сольвычегодска). Сыктывкар, 1992. С. 31; Соскин А. И. История города Соли Вычегодской/Подгот. текста и коммент.: А. Н. Власов. Сыктывкар, 1997. С. 169; Житие бывшаго в городе Соли Вычегодской юродиваго Иоанна Самсоновича// Власов А. Н. Сказания и повести о местночтимых святых и чудотворных иконах Вычегодско-Северодвинского края XVI-XVIII вв: Тексты и исслед. СПб., 2011. С. 358. Лит.: Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова. М., 1874. С. 61; Верюжский И. П., свящ. Ист. сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 693; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 370; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 92-93; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 567, 577; Голубинский. Канонизация святых. С. 362; Попов В. Сольвычегодская старина/Подгот.: А. Н. Власов, Ю. В. Савельев//Сольвычегодская старина: Мат-лы и исслед. к 500-летию г. Сольвычегодска. Сыктывкар, 1994. С. 105. А. В. Пигин Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак

http://pravenc.ru/text/2563618.html

Наибольшее внимание на протяжении всех лет издания уделялось местной церковной истории, что объяснялось личным интересом Н. И. и И. Н. Суворовых, обилием старинных памятников в пределах епархии и наличием уже в сер. XIX в. значительной посвященной им лит-ры, в т. ч. не изданных прежде сочинений митр. Евгения (Болховитинова) и трудов учрежденного в 1851 г. епархиального церковного историко-статистического комитета. Так, Н. И. Суворов составил или прокомментировал работы: «Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии» (1865-1873), «Вологодский летописец» (1873), «Устюжский летописец» (1874), «История г. Сольвычегодска», составленная в 1789 г. А. Соскиным (1881-1882), «О бывшей Великоустюжской семинарии и современных ей духовных училищах в Тотьме, Лальске, Сольвычегодске и Яренске» (1887), «75-летие Вологодского духовного училища» (1889), историко-статистическое описание почти всех мон-рей и мн. древних приходских церквей. Заслуживает внимания ст. П. И. Савваитова «Об учреждении Вологодской епархии» (1865. 5, 6). В журнале публиковались биографии Вологодских и Великоустюжских архиереев, мн. др. местных церковных деятелей, жизнеописания свт. Стефана Пермского (1871, 1896), блаженных Прокопия Устюжского (1865), Иоанна Устюжского (1894), преподобных Сильвестра Обнорского (1864, 1866), Димитрия Прилуцкого (1865, 1901), Феодосия Тотемского (1866, 1867, 1887, 1896), Иоасафа Каменского (1867, 1893), Галактиона Вологодского (1867, 1901), Арсения Комельского (1869), Павла Обнорского (1870), Дионисия Глушицкого (1870, 1900, 1901), Вассиана Тиксненского (1897), Кассиана и Григория Авнежских (1900), Киприана Устюжского (1900), Агапита Маркушевского (1905), Стефана Махрищского (1906). Важным источником для истории приходской жизни православных и старообрядцев являются описания поездок епархиальных миссионеров и их дневники (см., напр.: Заплатин А. Записки епархиального миссионера - 1914. 7-9, 11, 12, 20), др. материалы местных корреспондентов (см., напр.: Этнографические наблюдения в Кадниковском уезде - 1907. 11, 12, 22).

http://pravenc.ru/text/155167.html

17 июня 1866 г. П. был назначен, а 21 авг. в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Вологодского и Великоустюжского. 27 нояб. 1867 г. освятил нижний храм (прмч. Галактиона Вологодского) новопостроенной Знаменской ц. вологодского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря , куда были перенесены мощи святых Галактиона и Иоасафа Каменского. 18 дек. 1867 г. Вологда отметила 100-летие со дня рождения митр. Евгения (Болховитинова) , занимавшего в 1808-1813 гг. Вологодскую кафедру: епископ служил заупокойную литургию в кафедральном соборе и произнес проповедь. В 1868 г. подготовил и 15-17 авг. возглавил празднование 300-летия вологодского Софийского собора (заложен в 1568) «с небывалым в Вологде торжеством», задумал реконструкцию соборной колокольни (осуществлена в 1870). 5-7 июля 1869 г. освятил главный и боковые престолы скитского Воскресенского храма, устроенного близ Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря его настоятелем игум. Иоасафом (Толстошеевым). С 7 июля 1869 г. епископ Псковский и Порховский, настоятель Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Возглавил празднование 400-летия основания Псково-Печерской обители (1873) и 300-летия обороны Пскова и Псково-Печерского мон-ря при их осаде войсками польского кор. Стефана Батория (1581). Архиерейские служения по случаю юбилеев 1881 г. состоялись: 8 сент.- в Троицком кафедральном соборе Пскова и 8 нояб.- в Михайловском храме Псково-Печерского мон-ря. В июле 1878 г. принимал в Пскове и Псково-Печерском мон-ре великих князей Сергея и Павла Александровичей, Константина и Дмитрия Константиновичей. Один из основателей Псковского археологического об-ва. Присутствовал на 1-м чрезвычайном собрании об-ва 26 окт. 1880 г., преподнес 500-рублевый 5-процентный билет Государственного банка в основной фонд об-ва и 100-рублевую облигацию в качестве членского взноса. 16 нояб. 1880 г. избран почетным членом об-ва. Павел (Доброхотов), еп. Олонецкий и Петрозаводский. Фотография. 1892 г.

http://pravenc.ru/text/2578485.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010