Вологда. Свято-Духов Вологодский мужской монастырь. Собор Сошествия Святого Духа. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В житие преподобного Галактиона, вологодского чудотворца, основателя Свято-Духова монастыря, говорится о том, что им было предсказано нападение на Вологду польско-литовских войск в сентябре 1612 года. Незадолго до " вологодского разорения " он убеждал вологжан покаяться и по примеру предков, как в дни моровых поветрий, пожаров и других общественных бедствий, на месте своей кельи единодневно выстроить храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы, которая избавит город от нашествия и защитит его жителей. Однако тогда его призыв не был услышан. Уже после " вологодского разорения " и смерти Галактиона, преосвященный Варлаам II, архиепископ вологодский и великопермский (управлявший с 1627 по 1645 гг.) повелел написать житие преподобного Галактиона и построить на месте его кельи деревянную церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Так возник Свято-Духов мужской монастырь (до 1654 года-Галактионова пустынь). Точный год построения первоначальной деревянной Знаменской церкви, равно как и каменной, воздвигнутой позже на ее месте, точно неизвестен. Каменная (теплая) церковь Знамения, заменившая древнюю деревянную, обгорела в ночь с 13 на 14 марта 1854 года, и остатки ее были разобраны в 1860-м. На том же месте в 1860 году, при архимандрите Дионисии, была заложена, и в 1867 году освящена новая каменная церковь Знамения Пресвятой Богородицы: двухэтажная, пятиглавая, четырехпрестольная. Полностью строительство церкви закончено в 1873 году.  Архитектурный облик церкви представлял собой смешение стилей: русского (кокошники) с ренессансом (форма куполов - в типе флорентийского). Из описания церкви (1901 год):  " На продолговато-четвероугольном корпусе храма возвышается в средине круглый с восемью большими окнами трибун, накрытый массивным куполом, поверх которого на круглой шее утверждается грушевидной формы глава, увенчанная железным прорезным четвероконечным золоченым крестом. На четырех углах корпуса расположены 4 осьмигранных меньших трибуна с четырьмя в каждом окнами и с такими же, как и на большом трибуне, куполами, шейками и крестами; верхние части всех пяти трибунов оканчиваются мавританскими наличниками. Алтарь выдается полукружием. Окна в верхнем этаже церкви и в трибунах с дугообразными, в нижнем – с прямыми перемычками. К западной стене корпуса церкви примыкает красивой архитектуры крыльцо с широкой внутри его из путиловской плиты лестницею, ведущею в верхний этаж. Над крыльцом, как и над алтарем церкви, устроены на круглых шейках обитые белым железом небольшие главы с железными золочеными прорезными крестами. Внутри церкви своды поддерживаются четырьмя массивными пятисторонними столбами. Стены как вверху, так и внизу малярной работы, в роскрыш и под мрамор " .

http://sobory.ru/article/?object=01091

В.П. Мордвинов Ее сиятельству Надежде Борисовне княгине Трубецкой труд свой с глубочайшим уважением посвящает Владимир Мордвинов Много великих угодников Божьих просияло в Вологодских пределах. Предлагая благочестивому читателю сведения о жизни святых, почивающих в Вологодской епархии, считаем полезным выписать несколько слов из первого слова к Вологодской пастве, произнесенного Преосвященным Иннокентием, когда он прибыл в Вологду, на престол Епископский, из Киева, из викариев тамошней митрополии: «….Когда обзираю мысленно паству Вологодскую, то мне кажется, что я из одного рая духовного переселился в другой подобный. Куда не посмотрю, везде вижу целые лики святых. Возрю ли на Восток? там Прокопий Устюжский отводит молитвами своими каменную тучу, висящую над Устюгом; там Феодосий Тотемский среди сланых источников открывает новый неиссякаемый кладезь соли духовной, и сам соделывается солью земли Тотемской, спасающею от гниения души и сердца. Обращусь ли к Западу? здесь обители св. Павла Обнорского, св. Корнелия и Арсения Комельских высятся как твердыни духовные в прибежище и оплот воинов Христовых, в отражении врагов видимых и невидимых. Посмотрю ли на Север? Тут, среди волн на скале каменной, вижу несокрушимее всех скал и камней – раку святого Благоверного князя Иоасафа, преподобных Петра и Василия. Приникну ли к Югу? там почивают, или лучше сказать, стоят на страже духовной, святые основатели церкви Вологодской – священномученики Герасим, Иона и Питирим. Осмотрюсь ли кругом себя? Се Димитрий Прилуцкий! Се Галактион Спасокаменский! Се Герасим Киевский! Се, в самом храме семь. 1 Антоний Вологодский!... Огражденные таким образом со всех сторон святыми ходатаями и заступниками, имея, скажем словами Апостола, облежаще нас толик облак свидетелей ( Евр. 12:1 ) веры и упования, можем ли не благодушно выйти на предлежащий нам подвиг спасения?.. (Слова к пастве Вологодской. Киев 1843 г. стр. 3 и 4). Житие преподобного Павла Камельского или Обнорского В сонме воинов Христовых, наших присных защитников и молитвенников перед Престолом Божьим, дивным светилом светит великий подвижник веры и Благочестия Преподобный Павел Обнорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОСИН († после 1691), мон., старообрядческий деятель, автор «Отразительного писания о новоизбранном пути самоубийственных смертей» (1691). В 1670-1671 гг. Е. жил в Курженской пуст., расположенной на острове Курженского оз. в Вытегорском у., у истока р. Андомы (территория совр. Вологодской обл.), где стал учеником игум. Досифея (один из основателей старообрядчества), которого называл «великим аввою» и «отцом». В. О. Ключевский и вслед за ним Х. М. Лопарёв ошибочно отождествляли Е. с прп. Евфросином Куржеским. После разорения Курженской пуст. осенью 1671 г. Е., видимо, часто менял места пребывания, но неизменно поддерживал связь с духовным отцом. Во 2-й пол. 70-х XVII в. в Сунарецкой Троицкой пуст. на Виданском о-ве близ впадения р. Суны в Кондопожскую губу Онежского оз. Е. стал свидетелем отказа Досифея поминать за богослужением старообрядцев, погибших в «гарях», что вызвало протест Сергия (Крашенинникова) , вслед за протопопом Аввакумом высоко оценивавшего подвиг самосожжения. Тогда же по поручению Досифея Е. вместе с Поликарпом Петровым (впосл. ставшим активным защитником «гарей») написал «столбец», содержащий ответ на учение апологета самосожжений новгородца Ивана Коломенского («столбец» не сохр.; см.: Лопарёв. 1895. С. 12-14, 15). П. С. Смирнов считал, что под рук. Е. на Керженце состоялось осуждение старца Онуфрия, почитателя сомнительных с догматической т. зр. «писаний» Аввакума (см. Аввакумовщина ). В 1693 г. в «сходе» на Онуфрия участвовали непосредственные помощники Е. инок Мина и Галактион Слепой, «потом же еще был сход при великоученом отце Евфросине» ( Смирнов. 1898. С. LXXV-LXXVI). Смирнов также считал, что старообрядческое согласие «евфросиновщина», упоминаемое свт. Димитрием Ростовским в «Розыске о раскольничей брынской вере», получило свое название в память о Е.; в некоторых источниках отмечается, что «евфросиновщина» жила преданием об игум. Досифее. На юге Е. подолгу жил в Жабынской пуст. близ Белёва (см. Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь ), где в 70-х гг. XVII в. часто останавливался его учитель Досифей. По-видимому, здесь в 1691 г. «советом и изволением всего русского христианства», т. е. старообрядцев «донских, кумских, поволжских, поморских, западных и южных», Е. создал «Отразительное писание...», копии которого распространял, в частности, Мина, ученик Е., о чем сообщает надпись на единственном известном списке сочинения: «Списано с тетратей с Минина приносу с Руси, с Калуги и з Билева, писма старца Ефросина и окрест з братьею» ( Лопарёв. 1895. С. 013, 010).

http://pravenc.ru/text/187864.html

свящ. Иоанн Верюжский Век XVII. Преподобные: Иосиф Заоникиевский, Антоний и Иоанникий Заоникиевские, преподобно-мученик Галактион Вологодский, иерей Петр Черевковский, преподобный Вассиан Тиксненский, преподобный Симон Воломский, праведный Максим Тотемский, преподобный Леонид Устьнедумский, праведный Андрей Тотемский, преподобные Тихон Крестогорский, Филипп Яиковский и Марко Блавинский Преподобный Иосиф Заоникиевский Не хощет Бог смерти грешника, но как Отец сердобольный всем желает спасения и блаженства, всех призывает к Себе, хотя не всех одинаково. Одни слышат это призывание Его еще в юности, другие в летах зрелых и старости, иных Он возбуждает от духовного сна необычайными мерами, других обыкновенными способами, этим является в знамениях и чудесах, в громах, вихрях и молниях, потрясая землю и сокрушая горы, тем – во гласе хлада тонка, в каком-либо обыкновенном событии жизни. Это дело премудрости Божией, которая знает, кого как позвать к себе, кому достаточно сказать: гряди по мне – и пойдет, кого необходимо прежде ослепить, чтобы он мог узреть истину. И блажен, кто, услышав глас отца небесного, тотчас же отзовется на него и неизменно последует ему до конца своей жизни. Таков именно и был преподобпый Иосиф Заоникиевский. Когда телесная слепота отверзла мысленные очи его сердца, и в постигшей его болезни он услышал призывающий к себе глас Отца Небесного, – то принял на себя благое иго Христово, и шествуя путем скорбей и лишений, не изнемог под бременем и не уклонился с крестного пути до самого гроба ни на десно, ни на шуее. Крестьянин Иларион – деревни Обухова Вологодского уезда, Кубенской волости – тихо и спокойно проводил жизнь свою в трудах земледелия. Не нажив большего богатства, но не испытав и бедности или других каких-либо несчастий, он счастливо прожил полвека, как вдруг его поразила болезнь самая чувствительная и тяжелая и разрушила все его благосостояние. Без всякой видимой причины заболели у него глаза и вскоре болезнь усилилась до того, что он не только не мог уже по прежнему работать, но даже и по знакомой дороге с трудом стал ходить без вожатая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобномученик Галактион Вологодский (+ 1612) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 24 сент. в день мученической кончины Преподобномученик Галактион, во святом Крещении Гавриил, был сыном боярина Бельского, потомка литовских князей, казненного во время малолетства Ионна Грозного, когда Гавриилу было 7 лет. Его скрыли друзья отца в городе Старице, где он получил образование. Но оттуда, по указанию Божию, он удалился в Вологду, изучил там сапожное ремесло, женился на простой девушке и жил с ней счастливо трудами рук своих. Когда брат его, князь Димитрий, стал приближенным царя, он хотел вызвать его к себе и разделить с ним отцовское наследство, но Гавриил предпочел скрыть свое звание и продолжать жить трудами рук своих. После смерти своей супруги Гавриил поручил малолетнюю дочь родственникам, а сам соорудил келью, выкопал рядом с ней колодец и пруд, обсадил его деревьями, все окружил оградой и там поселился, приняв постриг с наречением ему имени Галактион. Он приковал себя цепью к потолку, питался хлебом и водой и лишь несколько минут ночью дремал стоя на коленях. Из заработка своего он треть оставлял себе, а остальное раздавал церквам и бедным. Имущество его состояло из власяницы, деревянной чашки и рогожи, на которой он молился. Почитавшие его горожане приходили к нему, прося его наставлений и молитв. Лишь два раза он снял с себя цепь: один раз, повинуясь воле вологодского епископа, желавшего его молитв во время крестного хода по случаю засухи; Второй раз — для проповеди покаяния во время Смутного времени, перед польским набегом. Но совет св. Галактиона воздвигнуть однодневную церковь во имя Знамения Божией Матери был горожанами отвергнут. С грустью предсказал тогда св. Галактион, что церкви — Св. Димитрия Прилуцкого, которая вся окружена была лавками, и Свято-Троицкая, воздвигнутая одним богачом, враждебно относившимся к нему, — будут разорены. «Увидите, что скоро будет», — прибавил он.

http://sedmitza.ru/lib/text/437684/

24. Суббота. Первомц. равноап. Феклы. Прп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца. Прмч. Галактиона Вологодского. Мирожской иконы Божией Матери. Блгв. кн. Владислава Сербского . Служба первомц. Феклы шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры первомученицы, глас 8-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – первомученицы, глас 6-й: «Страстотерпческими борении...», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 1-й: «Мученицы Господни...», 2-й: «Мученицы Твои, Господи...», 3-й: «Аще кая добродетель...», припевы обычные со стиховны – см. Часослов) . «Слава» – первомученицы, глас тот же: «Львов стремление попрала еси...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево...». По Трисвятом – тропарь первомученицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ради...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь первомученицы, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первомученицы на 6 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660. В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первомученицы на 6 и Октоиха (мученичный) на 4. В храме святого – канон первомученицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха. По 3-й песни – ин кондак первомученицы, глас 8-й; седален первомученицы, глас тот же (дважды) . «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2023-10-07/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 7 октября 2024 года 24. Понедельник. Первомц. равноап. Феклы. Прп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца. Прмч. Галактиона Вологодского. Мирожской иконы Божией Матери. Блгв. кн. Владислава Сербского . Служба первомц. Феклы шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры первомученицы, глас 8й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – первомученицы, глас 6й: «Страстотерпческими борении…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Архангельски воспоим…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6й. «Слава» – первомученицы, глас 8й: «Львов стремление попрала еси…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Архангела Гавриила…». По Трисвятом – тропарь первомученицы, глас 4й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь первомученицы, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме…». Кафизмы 4я, 5я и 6я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2й на 4 и первомученицы на 6. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3й песни – ин кондак первомученицы, глас 8й; седален первомученицы, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос первомученицы, глас 2й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен первомученицы, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры первомученицы, глас 2й и глас 4й – 4. «Слава» – первомученицы, глас 1й: «Страдальческий подвиг…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Святейшая святых…». «Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранный от княжескаго рода и призванный в иночество скорбьми многими, угодниче Божий преподобномучениче Галактионе, в песнех восхваляем тя с любовию, небеснаго предстателя и заступника нашего; ты же, отче, яко имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице, молися выну о спасении нас грешных и от всяких бед свобождай чтущих святую память твою, да зовем ти: Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче. Икос 1 Ангелов Творец и всего мира Создатель, провидев, яко сосуд избран имаши быти Божия благодати, отче Галактионе, от юности твоея многими скорбьми воспита тя в подвижника совершенна о Христе, сильнаго словом и делом пред Богом и человеки, нас же подвизает пети тебе: Радуйся, благородных родителей сыне; Радуйся, княжескаго рода святое прозябение. Радуйся, в отрочестве от смерти напрасныя Богом сохраненный; Радуйся, град отечествия твоего оставивый. Радуйся, праведно и непорочно на земли поживый; Радуйся, гражданство Иерусалима Небеснаго улучивый. Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче. Кондак 2 Видев кончину страдальческую родителя твоего и врагов лютость, искавших твоея погибели, отче Галактионе, ты же, подражая Христу, в младенчестве Своем бегавшему от гнева Иродова, избежал еси смерти горькия, благодарственно взывая ко Господу: Аллилуиа. Икос 2 Разумев добре непостоянство благ мира сего прелестнаго, Галактионе богомудре, чести и славы и богатства уклонился еси и яко един от нищих во град Вологду пришел еси, в нем же пребывая, от труда рук своих не токмо сам питался еси, но и нищих снабдевал еси; о сем тя хвалим и зовем: Радуйся, кроткий Иисусов последователю; Радуйся, смиренный Христов подражателю. Радуйся, трудами праведными питавыйся; Радуйся, праздность душевредную возненавидевый. Радуйся, нищих питателю; Радуйся, убогих благодетелю. Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче. Кондак 3 Сила Божия в немощи твоей совершашеся, Галактионе преблаженне, егда благий ярем Христов на ся возложил еси и, веригами железными стягнув тело твое, в затвор тесный себе заключил еси, в молитвах непрестанных пребывая и выну вопия ко Господу: Аллилуиа. Икос 3

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

С помощью математических расчетов определено местоположение церкви, в которой был погребен св. Галактион Вологодский Вологда, 2 декабря 2010 г. Завершен комплекс научно-проектных и изыскательских работ по определению точного места расположения Знаменской церкви бывшего Свято-Духова монастыря в Вологде, в которой был погребен святой Галактион Вологодский, сообщает Благовест-инфо. Преподобномученик Галактион, погибший от рук польско-литовских захватчиков в 1612 году, является основателем весьма почитаемого в Вологде Свято-Духова монастыря. Ныне от самого монастыря остались только небольшие хозяйственные постройки, настоятельские и братские келии и обезглавленная церковь Святого Духа, построенная в 1654 году. Часть территории монастырского кладбища занята ныне стадионом «Динамо». Первая деревянная церковь Знамения Пресвятой Богородицы была возведена в период с 1627 по 1645 год. Затем деревянный храм был заменен каменной постройкой, которая разобрана в 1854 году по причине ветхости и пожара. На ее месте в 1861-1867 годах возвели новую теплую пятикупольную церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Храм был закрыт в 1924 году и передан под нужды военного ведомства, а затем Вологодского управления НКВД. В предвоенное время церковь была разобрана до основания. Весь строительный материал, включая кирпичный фундамент и даже бутовые камни, повторно направлен на строительные нужды. Долгое время вход на территорию бывшего Свято-Духова монастыря был ограничен, поэтому с годами было забыто точное место расположения утраченной святыни. Специалисты ГУК «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области» во главе с известным археологом Игорем Кукушкиным на безвозмездной основе провели сбор архивных материалов по истории монастыря. Архитектор-реставратор ГУК «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области» Анна Лойко, совместив старые карты, чертежи и фотографии, предоставленные краеведом Евгением Стариковым, путем математических вычислений определила на современной топографии этого исторического уголка Вологды возможные пропорции бывшего строения и нанесла их на современный план. По словам И.П. Кукушкина, это один из первых в истории Вологодчины опытов реализации комплексного подхода к определению исторической территории с учетом математических формул и расчетов.

http://pravoslavie.ru/43222.html

Спустя век после закрытия в восстанавливаемом соборе Свято-Духова монастыря Вологды состоялось архиерейское богослужение 9 июня 2020 г. 16:11 8 июня 2020 года, в День Святого Духа, председатель Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата  митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил молебен с водоосвящением и чтением акафиста в восстанавливаемом соборе Сошествия Святого Духа Свято-Духова монастыря города Вологды. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Архиерейского подворья «Свято-Духов монастырь» иерей Алексий Булеков, благочинный Архиерейских подворий Вологды протоиерей Алексий Ольховников, настоятель храма преподобного Димитрия Прилуцкого протоиерей Николай Булеков, и.о. наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря иеромонах Александр (Чеборов), проректор по развитию Вологодской семинарии иерей Александр Бородовицын, помощник председателя Финансово-хозяйственного управления иеромонах Никандр (Пилишин), секретарь главы Вологодской митрополии иеромонах Даниил (Дурягин), помощник епархиального архиерея по организационным вопросам иеромонах Алексий (Скворцов), духовенство Вологодской епархии . Богослужебные песнопения исполнил хор собора Сошествия Святого Духа. На богослужении присутствовало руководство Управления МВД по Вологодской области и организации-попечителя. По окончании молебна митрополит Игнатий обратился к верующим с архипастырским словом. Поздравив жителей Вологды с праздником Святого Духа, владыка выразил надежду, что через некоторое время в этом соборе будет совершена первая с начала XX века Божественная литургия. Свято-Духов монастырь по предсказанию преподобного Галактиона был основан на месте его подвигов между 1627 и 1632 годами. Первоначальное название — Знаменская Галактионовая пустынь, впоследствии — Свято-Духов монастырь. В 1654 году на пожертвование царя Алексея Михайловича был выстроен каменный собор в честь Сошествия Святаго Духа на апостолов и теплая каменная Знаменская церковь. В 1697 году были обретены честные мощи преподобного Галактиона.

http://patriarchia.ru/db/text/5649044.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010