Догадываюсь, что от этого храма Пантеона и самое местечко получило своё имя, которое в переводе с сирийского языка на греческий означает “жилище богов” ( qeon o„kht»rion). Говорят, что причиной христианства в упомянутых семействах был монах Иларион. Когда Алафион был одержим бесом ( daimononmoj), то многие язычники и иудеи употребляли над ним свои заклинания, но они не принесли ему никакой пользы; Иларион же изгнал из него беса, только произнеся имя Христово, а через это обратил [те семейства] в христианскую веру ( e„j Crismianon qrhske…an). Мой дед славился истолкованием Священного Писания, ибо был одарённым от природы и мог обретать ведение в том, что должно; был он также в достаточной мере введён в [науку] словесности и не лишён знания арифметики ( kat¦ lTgon metr…wj жj ka€ enai Поэтому аскалонские, газские и вообще окрестные христиане очень любили его как человека для веры ( тН qrhske…v) нужного, легко разрешающего вызывающие сомнения места ( t¦ в Священном Писании. А добродетели другого семейства напрасно хотел бы кто-нибудь описать. Члены его были первыми в той области строителями церквей и монастырей и украшались, с одной стороны, святостью жизни, а с другой, любовью к странникам. Из этого рода дожили до нашего времени мужи благие, с которыми, уже старцами, общался и я в своей юности». Это ценнейшее свидетельство Созомена показывает, что семья его глубоко укоренилась в христианском благочестии и славилась добродетелями в своей отчизне. Очевидна и теснейшая связь всего семейства с таким величайшим подвижником, как преподобный Иларион, а также с другими древнейшими палестинскими иноками, — это наложило яркий и неизгладимый отпечаток на всю личность Созомена. Вполне возможно, что в каком-то из палестинских монастырей он получил и первые наставления в христианской вере и прошёл здесь начальные ступени духовного преуспеяния. Семейное христианское воспитание и эта “монастырская школа” вряд ли здесь вступали в противоречие друг с другом. Что же касается светского образования Созомена, то, как свидетельствует его труд, он был также причастен и “внешней мудрости”.

http://pravmir.ru/drevnetserkovnaya-isto...

- бурное зарождение православной аскезы в Египте и Палестине, время деятельности ее создателей и учителей (свв. Антоний Великий, Макарий Великий, Иоанн Златоуст, диакон Евагрий Понтийский, свв. Нил Анкирский, Иоанн Кассиан, Ефрем Сирин и др.). На этой стадии формируются два типа или русла аскезы, монашество киновийное (от греч. κοινηριοζ, общая жизнь), общежительное и анахоретское (от греч. αναχορησιι, отшельничество), пустынножительное; поздней к ним присоединяется третий, промежуточный тип - скитское, или идиоритмическое монашество, когда иноки имеют раздельное жительство, но совместное богослужение, единый духовный ритм. Исихазм создавался в рамках второго русла и часто отождествлялся с ним, но в отдельные периоды, в отдельных очагах Традиции (в частности, в России) получал распространение в других руслах. Изначальные элементы Традиции - диалектика уединения-единения, ухода от мира и связи с ним в любви; примат молитвы; необходимость научения, руководства, и отсюда - институт духовных наставников, старцев; гибкое сочетание усилий внутреннего делания и внешнего обустройства, с приматом первых. Здесь уже явно виден цельный антропологический подход, хотя пока мало отрефлектированный. С начальной эпохой тесно смыкается следующий период (прибл. V-IX вв.), именуемый обычно " синайским исихазмом " , хотя его ведущие представители - не только синайские подвыижники свв. Иоанн Лествичник (VII в.), Исихий (VII-VIII вв.) и Филофей (IX-X вв.) Синайские, но также св. Диадох Фотикийский (Сев. Греция), старцы Варсануфий и Иоанн Газские, их ученик авва Дорофей и др. Это - этап кристаллизации исихазма как дисциплины, четкого метода духовной практики (поздней, в силу его строгой методичности, исихазм часто называли " Методом " ). Стержнем Традиции становится школа молитвенного делания, стоящая на двоякой основе: собственно творение молитвы и " внимание " , контроль сознания, обеспечивающий непрерывность молитвы. Это двоякое делание развертывается как духовный процесс, имеющий направленный, восходящий характер и членящийся на ряд ступеней, из коих главные суть: покаяние - борьба со страстями - исихия - сведение ума в сердце - бесстрастие - чистая молитва - созерцание нетварного Света - преображение и обожение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1478...

    5. Св. муч. Мамелхфи (Вас.). Св. муч. Харитины (Вас.). Во 2 ред. Св. Дионисия алекс. (Вас. и 1 ред. 4).     6. Св. ап. Фомы (особое сказ. далеко от Вас.). Пр. о. н. Никиты (особое сказ. Вас. много изменено и дополнено).     7. Свв. мучч. Сергия и Вакха (Вас.). Св. муч. Пелагии (Вас.).     8. Св. Пелагии блудницы (Вас.). Св. муч. Пелагии другие при Нумериане (Вас.).     9. Св. ап. Иакова Алфеева (Вас.). Свв. мучч. Иувентина и Максима (Вас.). Св. Поплии (Вас.). Св. Дорофея, еп. тирского (Вас., в Печ. 5 июня). Св. Флорентия и Диоклитиана. Пр. Авраама и Лота. Свв. мучч. Анны, Елисавы и дружины их. Свв. мучч. Стратоника и Селевкия подружия его, яже рожество имеяста от Антиохия. Пр. о. н. Петра в чудесех дивного, лежащего в монастыре св. муч. Фоки. Св. муч. Никодима (239 Пикомида). Св. Петрониллы, дщери св. ап. Петра. Во 2 ред. об Аврааме слово.     10. Свв. мучч. Евлампия и Евлампии (Вас.). Пр. о. Вассиана (Вар.). Пр. о. н. Иакова постника (Вас.). Во 2 ред. св. муч. Феотекна (особое сказ., оно и в печ. Слав. прологе).     11. Св. ап. Филиппа (Вас.). Пр. Зинаиды и Филониллы (Вас. +). Память 7 вселенского собора (Вас. 12). Архиеп. константин. Арсакия, Нектария, Аттика и Сисиния. Во 2 ред, пр. Феофана, творца канонов.     12. Свв. мучч. Прова, Тараха и Андроника (Вас.). Св. муч. Анастасии девы (Вас. Слав. печ. 29 окт.). Св. муч. Домнины (Вас.). Во 2 ред. св. Мартина милостивого (Оно же и в печ. слав.). В минеях Греч. подобное, но короче. В Василиевом 12 нояб. другое.     13. Свв. мучч. Карпа и Папилы (Вас.). Св. Флорентия (Вас.). Мучч. Луки и Силвана (Лобк. Лавр. 13, а другие 14).     14. Свв. мучч. Назария, Протасия и дружины (Вас.). Свв. мучч. Луки и Силвана от газские страны (в 319 св. Петка).     15. Св. муч. Лукиана (Вас.). Св. Савина еписк. (Вас.).     16. Св. муч. Лонгина (Вас.). Свв. мучч. Леонтия, Дометия и Терентия. Пр. о. н. чудотворца Мала. Св. муч. Антигона.     17. Св. прор. Осии (Вас.). Свв. мучч. Хрисанфа и Дарии (Вас.). Свв. мучч. Космы и Дамиана (Вас.). Пренесение мощей правед. Лазаря. Св. священномуч. Папы. Св. священномуч. Ригина, еп. скопельского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

846 Григ. Б. Сл. 14, о любви к бедным. (II ч. 5 стр. 1843 г.). Сн. Сл. 27, о богословии 1 (III ч. 13 стр.). 851 Есть и в ветхом завете места, в которых вечные мучения представляются под теми же обрами. Пр. Исаия, например, говорит: и будут выходить (находящиеся в Иерусалиме небесном) и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет и огнь их не угаснет; и они будут мерзостью для всякой плоти (66, 24; сн. 34, 10; Пс. 20, 10 ). В кн. Иудеи говорится: Господь Вседержитель отмстить им (врагам царства Божия) в день суда, пощлет огонь и червей на их тела, – и они будут чувствовать боль и плакать вечно (16, 17; сн, Сир. 7, 19 ). 852 Основание для этих двух образов, как и для наименования места мучений геенной огненной, находится в следующем. Не далеко от Иерусалима находилась долина Энномова , во времена пр. Иеремии даже входившая в черту города ( Иер. 19, 2 ). Здесь во времена Манассии были сооружены особые возвышенности, на которых иудеи сожигали своих сыновей и дочерей ( Иер. 7, 31–33 ; сн. 2Пар. 33, 6 ), принося их в жертву Молоху ( 2Цар. 23, 10 ; сн. 4Цар. 16, 3 ; 2Пар. 28, 3 ). Царь Осия велел осквернить это место и оно стало кладбищем ( Иер. 7, 32 ). Впоследствии, после плена, оно было местом свалки отбросов, мертвых животных, особенно костей, и здесь горел огонь, сожигавший бывшие здесб нечистоты. Огонь был причиною названия этого места долиною огненною. Позднейшие иудеи именем этой долины, внушавшей ужас и отвращение, стали называть место пребывания нечествиых душ умерших людей, а затем слово геена стало употреблятся и вообще для обозначения места мучений нечестивых. Этим именем и И Христос часто называл место загробных мучений грешников. Постоянно горевший огонь давал основание для представления и самых мучений под образом огня неугасимого, а так как в этом месте нечистот не могло быть недостатка и в чреве, особенно если принять во внимание, что здесь иногда совершались и смертные казни, то понятным являлось и изображение мучений под образом червя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Вечность мучений, ожидающих грешников после страшного суда, с неменьшею ясностью была подтверждена и Самим Господом нашим Иисусом Христом. Наставляя верующих в том, что если кого либо соблазняет какой либо из членов, рука, или нога, или глаз, то следует их отсечь или оторвать от себя, так как лучше безрукому и хромому или одноглазому войти в царствие Божие, нежели с двумя руками и ногами, а также с двумя глазами быть ввержену в будущий огонь или геенну, Он прямо назвал этот огонь огнем, вечным: „если рука твоя, или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и ногами быть ввержену в огонь вечный“ ( Мф.18:8 ), и – огнем неугасимым: „и если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый“ ( Мк.9:43 ; Мк.9:45 ). О геенне Господь несколько раз выразился, как о таком месте, которое наполнено огнем неугасимым, или „где червь их не умирает и огонь не угасает» ( Мк.9:43 . Мк.9:46 . Мк.9:48 ). Этим отстранялась всякая мысль о прекратимости когда либо геенских мучений и неразрывно связанных с сим неугасимым огнем и неумирающим червем. Кроме того, Иисус Христос, изображая тот приговор грешникам Верховного Судии, по которому они должны будут отойти в огонь, уготованный диаволу и аггелам его, этот огонь опять называет вечным: „идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его“ (Мф.25:41), а указывая, затем, на то, что произойдет отсюда для грешников. Спаситель говорит: „и идут сии (т. е. грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную“ ( Мф.25:46 ), чем ясно показывает как то, что не только огонь, в который пойдут грешники, будет вечен, но и мучения их в нем будут вечны, так и то, что вечность сих мучений должна пониматься в таком же точно смысле, в каком должна пониматься и вечность определенной праведникам блаженной будущей жизни. Точно также учили и св. апостолы. Так, по учению ап. Иуды, образ той огненной казни, какая постигла Содом, Гоморру и другие окрестные, подобно им развратившиеся города, является предуказанием казни огня вечного, ожидающего всех нечестивых (Иуд. ст. 7). Тоже повторил и ап. Павел, выразившись относительно непознавших Бога и противящихся евангелию Христову, что они „муку приимут, погибель вечную“ ( 2Сол.1:9 ). A по изображению ап. Иоанна в Апокалипсисе, все те, которые передадутся на сторону диавола, будут „мучимы в огне и сере... И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью“ ( Откр.14:11 ), равно как, и прельщавший их диавол, а также и ближайшие его слуги, зверь и лжепророк, в озере огненном и серном «будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:10 ), что опять прямо устраняет всякую мысль о прекратимости когда либо адских мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

Итак, братья и сестры, вернемся к третьей вести. «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией» ( Откр.14:9–10 ). Архиепископ Аверкий пишет: «Под вином ярости Божией надо понимать тяжкие суды Божии, которые приводят людей в исступление и, подобно опьянелым, возмущают дух. В Палестине вино никогда не употребляется цельное, не растворенное водою, поэтому гнев Божий, по своему сильному действию, уподобляется здесь нерастворенному вину». То есть гнев Божий будет таков, что люди окажутся будто невменяемые. В народе есть пословица: кого Бог хочет наказать, того лишает разума. Люди последнего времени будут все как обезумевшие. Будут пребывать в безумном состоянии. В полной прострации, не будут понимать, что происходит. И возможно, именно поэтому многие не смогут покаяться. Поэтому о чем нам надо заботиться? В Послании к Римлянам сказано: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» ( Рим.1:28 ). Надо заботиться иметь Бога в разуме. А кто не заботится иметь Бога в разуме, того Господь может предать даже постыдным страстям. Так говорится в начале Послания к Римлянам. Заботиться иметь Бога в разуме – это означает иметь Божье слово. И вы очень правильно делаете, что ходите на занятия воскресной библейской школы для взрослых. И мы читаем 11 стих: «и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» ( Откр.14:11 ). Андрей Кесарийский пишет: «Дым мучения означает или поднимающееся снизу с плачем дыхание мучающихся, или же дым от огня, в котором горят отпавшие». По поводу слов, что «дым мучения их будет восходить во веки веков», Андрей Кесарийский пишет: «Отсюда видно, что мучения грешников бесконечны, как и блаженство праведников». Церковь говорит о том, что мучения бесконечны. А теперь пусть каждый задаст себе вопрос:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, Христос за нас претерпел такие скорби и мучения, которые соответствуют мучениям ада, или точнее сами адские мучения, хотя не в самом месте осужденных, не в аду, но только по качеству и сущности страданий – адские. Он чувствовал смерть вечную, хотя не вечно; ибо что для человека было бы вечным, то Он дополнил, вознаградил Своим величием, так как был Сын Божий, Бог воплотившийся. Если размыслить, что Беспредельный в Своем величии переносил такие казни и мучения, то сии мучения не только покажутся соразмерными вечным, но еще бесконечно превышающими их. Сию-то вечную смерть, мучения ада не после, но прежде смерти временной вкусил Спаситель наш в саду Гефсиманском и на Кресте. Вот здесь было крайнее, глубочайшее истощание. Ибо Он, как Бог, молился Богу Отцу: Господи! да минует чаша сия; чаша, исполненная гнева, кипящая наказаниями и мучениями, готовая излиться на весь мир, но которую должен был испить до самого дна Единородный Сын Божий. Насколько Христос пострадал за весь род человеческий, свидетельствует и то неизреченное оставление, на которое Он, повешенный на Кресте, жалуется при последнем вздохе – возопил Иисус громким голосом: Или, Или, лама савахвани! Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мф.27:46 ) – Причина, побудившая Его возопить так, была не чем иным, по мысли богословов, как чувством гнева Правосудия за грехи всех человеков, за грехи всех нас. На Кресте повешенный Христос являет нам Себя Ходатаем и Первосвященником, приносящим в жертву Богу Отцу Самого Себя за очищение всего мира. Ибо Он, по свидетельству Писания: сделавшись за нас клятвою ( Гал.3:13 ), а еще: Не знавшего греха, Он сделал для нас жертвою за грех ( 2Кор.5:21 ). Все грехи наши вменены Христу и потому Он вопиет: Боже, Боже мой! Называет Бога Отца Богом Своим по человечеству; называет Богом в то время как Сам есть Бог. Далее говорит: для чего Ты Меня оставил! Здесь нельзя понимать так, будто Иисус Христос, лишившись всемогущества, жаловался, для чего предан Он в руки иудеям, для чего не избавлен от них; ибо Он принял вольное страдание; но оставление, если позволено это объяснять, лишение на время сладостного утешения от Божества присоединенному к Нему человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Мученик же мужественно отвечал: – Что хочешь делай, режь, строгай, коли, жги в огне, бросай зверям, топи в море, и что еще хочешь делай с этим моим тленным телом, я же от Христа моего не отрекусь, веры не изменю и мусульманином не стану. Визирь приказал заключить его в темницу убийц и там нещадно мучить. В заключении мученик претерпевал сильные издевательства от зверонравных мусульман. Когда пришел туда в темницу один его сосед мусульманин, человек знатный, и, сочувствуя блаженному в том, что произошло, стал его увещевать, говоря: – Зачем тебе неправедно умирать и доставлять радость твоим врагам? Стань турком только для того, чтобы освободиться, и затем собери все свое состояние, детей и жену и переезжай в другое место, чтобы жить там по—христиански. Мученик на это отвечал: – Да не будет сего, чтобы я дошел до такого безумия и отрекся от Христа. Господь мой умер за меня, и что великого в том, если и я умру ради любви к Нему? Я все равно или сегодня, или завтра, или после этого должен умереть; так что для меня лучше умереть за Христа сегодня, чтобы улучить Его Небесное Царство. Услышав это, мусульманин ушел ни с чем, а агаряне, изыскивая любые средства, чтобы отвратить святого от Христа, послали ему в темницу жену, рассчитывая, что может быть из—за слез ее и плача мученик поддастся человеческой слабости и склонится к состраданию, и таким образом отречется от Христа. Столько жалобных воздыханий испустила его жена, столько слез пролила, столько слов ему сказала, что ими можно было бы смягчить и самое каменное сердце, однако мученик Христов, преодолевая плотское и восходя к духовному, ко всему этому остался непреклонным. Только такой ответ, или лучше сказать наставление и совет он ей дал, говоря: – О, жена, да будет для тебя и для меня превыше всего Христос. Ему я сегодня предаю тебя и детей твоих и ради Него я терплю радостно мученичество. Терпи же и ты, жена, ради Христа разлучение со мной, чтобы в Его страшное и преславное Пришествие мы увиделись и радовались с Ним вечно. Какая нам польза будет от этого временного нашего союза и жизни, с которой мы должны будем опять расстаться? Или какая нам выгода от прелестей этого мира, если мы погубим души свои, которых и весь мир не стоит? Иди же, возлюбленная моя, с миром, а я пойду, как можно скорее, к вожделенному моему Христу, и вскоре придешь и ты, чтобы мы вместе насладились вечного блаженства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2362...

Мученики — свидетели истины 07.02.2022 18:03:22 Сергей Львович Худиев На днях — 6 февраля — Церковь вспоминала мучеников и исповедников, пострадавших от гонений со стороны безбожной власти. Но мы вспоминаем их, конечно, не только в этот день. Почти каждый день мы встречаем в церковном календаре имена православных христиан — Епископов, священников, монахов и мирян — уничтоженных по различным обвинениям: за «антисоветскую пропаганду», «за шпионаж в пользу Японии», но, на самом деле, за одно — за то, что они оставались верующими, совершали богослужения, открыто признавали свою принадлежность Христу. Для Церкви это не столько воспоминание о давно умерших людях — сколько живое общение с теми, кто уже разрешился от тела и предстоит пред Божиим престолом. Церковь — это семья Божия, соединяющая нас, претерпевающих трудности и испытания земного пути, не только друг с другом, но и с теми, кто уже достиг Небесного Иерусалима: святыми. И среди святых, которые уже «вышли из тела и водворились у Господа» (2Кор.5:8) Церковь особенно, самых первых лет своего существования, почитает мучеников — «убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6:9) Мученики — это те, кто последовали за Христом самым полным и буквальным образом. Они, подобно самому Господу, претерпели вражду и ненависть, клевету и преследования, наконец, мучения и смерть. В ХХ веке различными идеологическими тираниями было убито множество невинных людей; их память следует почтительно сохранять. Но мученики — это не пассивные жертвы тирании и беззакония; это победители, которые, разделив страдания Христа, ныне разделяют Его торжество. В глазах мира выигрывает тот, кто остается в живых, уничтожив своих противников. В глазах Бога — те, кто был верен до смерти. Слово Божие говорит о битве, которая разворачивается в человеческой истории — битве между Богом и сатаной за души людей. В этой битве принимают участие — и побеждают — мученики Христовы: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр.12:7-11)

http://radonezh.ru/2022/02/07/mucheniki-...

Но так как люди ожесточили свои сердца и разучились читать в них, стали глухи к божественному голосу совести, то надлежало напомнить и волю Божию. Господь наш Иисус Христос пришел, между прочим, для того, чтобы напомнить и разъяснить ее не одним только евреям, но всем вообще людям, живущим на земле. Поэтому и окончательный суд над родом человеческим, по необходимости, отсрочивается до того времени, когда проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам (Мф. 24, 14). Только тогда и возможен будет суд. Но и тогда, безусловно, справедливый Господь будет судить людей по степени вины их: Раб... который знал волю господина своего, и не был готов (встретить Его), и не делал по воле его, бит будет много (то есть будет строго наказан); а который не знал, и сделал достоиное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 47—48). 66. Точнее будет, если сказать так: и как на труп слетаются орлы, так и к Сыну Человеческому соберутся все люди живущие и когда-либо жившие. 67. Мое мнение о том, каковы будут вечные мучения осужденных грешников, основано на учении святого Иринея, отца и учителя Церкви. Вечные мучения грешников будут, по мнению святого Иринея, заключаться в лишении их того, чем будут наслаждаться праведники. А так как блаженство праведников — в постоянной близости к Богу, в общении с Ним, то вечные мучения грешников будут заключаться в лишении их этого общения. «Тех, которые по своей же воле (говорит святой Ириней) отступили от Бога, Бог подвергнет отлучению от Себя, которое они сами же избрали. Отчуждение от Бога есть лишение тех благ, какие имеются у Него». В этом-то лишении благ, в этом-то отчуждении от Бога, на каковое сами грешники обрекли себя, и будут (по мнению св. Иринея) заключаться вечные мучения. Само собой понятно после этого, что мучения эти будут не грубо-чувственные, не физические страдания, а душевные. ГЛАВА 38. Иисус в доме Симона-прокаженного В следующие дни, в среду или четверг, но вероятнее, что в среду, Иисус был приглашен Симоном-прокаженным отобедать с ним в его доме, в Вифании.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010