Царь Феодор Иоаннович повелел выстроить в девичьем монастыре вместо деревянного Одигитриевского храма каменный. Новый храм заложили в Неделю жен-мироносиц, 14 апр. 1594 г., центральный престол в честь «Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Мария, честнаго и славнаго Ея Одигитрия чудотворнаго образа явления» и 2 придельных - в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя св. Александра Невского - освятили 27 окт. 1594/1595 г. (впосл. икона стала называться Казанской, а освященный в ее честь центральный престол - Казанским). К освящению каменного храма царь пожаловал «деисус большой, обложен сребром того же лета [в том же году]», иконы, книги, ризы, церковную утварь. Я. К. и. была украшена царским казначеем Деменшей Ивановичем Черемисиновым (сыном воеводы Ивана Черемисинова, принимавшего участие во взятии Казани) золотым окладом с драгоценными камнями и жемчугом («златом, и камением драгим, и жемчюгом великим»). Все необходимое насельницам девичьего монастыря, к-рых было уже 64, посылалось из царской казны. Описанием построения каменного монастырского собора и убранства явленного образа завершается Повесть митр. Ермогена. Явленная Казанская икона Божией Матери (в будничной ризе) с видом Казанского Богородицкого мон-ря. Литография А. Козлова по рис. Т. Гагаева. 1852 г. (ГМИИ) Явленная Казанская икона Божией Матери (в будничной ризе) с видом Казанского Богородицкого мон-ря. Литография А. Козлова по рис. Т. Гагаева. 1852 г. (ГМИИ) Я. К. и. была небольшого размера, это косвенно подтверждается тем, что она была завернута в рукав однорядки. Размер иконы (6×5 вершков, или 26,7×22,3 см) приводится казанским церковным историком проф. КДА Г. З. Елисеевым ( Елисеев. 1858. С. 391); тот же размер указан и в описи Казанского девичьего монастыря 1853 г. (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 2631. Л. 5-9). По описаниям XIX в., икона была «письма греческаго, цвета темнаго», изображение Богоматери погрудное, рук не видно, голова склонена к Младенцу Христу, изображенному прямолично, стоящим. Его правая рука отведена в сторону в жесте двуперстного благословения, левая опущена и скрыта под гиматием.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Икона. 2-я пол. XIX в. (НМРТ) Во 2-й пол. XIX в. иконописное дело все более приобретало характер цехового ремесла и Казань стала крупным центром его развития в пределах Ср. Поволжья. По документам Казанской ремесленной управы (НАРТ. Ф. 377), в списках мастеров серебряного цеха, к к-рому были приписаны живописцы и иконописцы, число последних было значительно. Помимо местных цеховых в Казани работали иконописцы из Псковской, Ярославской, Московской, Владимирской губерний. Среди них были ученики АХ, Московского уч-ща живописи, ваяния и зодчества, Арзамасской школы живописи А. В. Ступина. Были и такие, как «бродячий иконописных дел мастер Спиридон Иванов», чье ремесло вынудило Казанскую духовную консисторию выпустить указ (15 июня 1876) с предписанием священникам К. и Т. е., касавшимся Иванова, к-рого «как не имеющего никакой способности в этом искусстве не допускать к работам по церковной иконописи во вверенных их смотрению церквах» (Изв. по Казанской епархии. 1877. 1. С. 7). Крупные иконописные мастерские (А. Семёнова, Т. Т. Гагаева, П. А. Ковалинского, Н. М. Сафонова, С. Я. Спиридонова, Н. М. Пухова) работали не только в К. и Т. е., но и в соседних губерниях, экспонировали свои работы на Казанских ремесленных и научно-промышленных выставках 80-90-х гг. XIX в., где получали награды. Мастерская Н. М. Сафонова, представителя известной династии иконописцев из с. Палех Вязниковского у. Владимирской губ. (ныне поселок Ивановской обл.), выполняла роспись кафедрального Благовещенского собора ( Разумов. 1871; Яблоков. 1909. С. 19). В 1914 г. сыновья Н. М. Сафонова пожертвовали в древлехранилище Церковного историко-археологического об-ва К. и Т. е. 2 картины - копии фресок, обнаруженных на плафоне в средней части собора. Совместно с Г. О. Чириковым Н. М. Сафонов участвовал в реставрации росписей свияжского Успенского собора, проводившейся под наблюдением проф. Казанского ун-та Д. В. Айналова (фрески фактически были переписаны). Мастерская Т. Т. Гагаева (1836-1889) писала иконы «в строго византийском стиле» для иконостаса кафедрального Благовещенского собора в 1855 г.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Отделение социальной адаптации Заведующая отделением: Езова Марина Анатольевна Условия приема: Как добраться: от железнодорожной станции автобусом 4 до остановки «Поликлиника», далее автобусом 5 до остановки «Тепловые сети», оттуда пешком. ОГБУ СО «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. ЧЕРЕМХОВО И ЧЕРЕМХОВСКОГО РАЙОНА» (подчиняются Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Черемхово и Черемховскому району) 665413, Иркутская область, г. Черемхово, ул. Ленина, д. 18 Телефон/факс: 8 (39546) 5–27-04 Директор:Яновская Елена Витальевна Отделение временного пребывания 665408, Иркутская область, г. Черемхово, ул. Ватунина, д. 13 Телефон: 8 (950) 130–38-41 Заведующая отделением: Евдокимова Лариса Борисовна Условия приема: Условия пребывания: Как добраться: недалеко от железнодорожного вокзала. ПРАВОСЛАВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ ХРАМ СВЯТОЙ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСКОЙ 664009, г. Иркутск, ул. Советская, д. 57 Телефон: 8 (3952) 53–20-89 Настоятель: протоиерей Александр Василенко, телефон: 8 (964) 358–85-52 Благотворительная столовая (совместный проект благотворительного фонда «Меценат» и Иркутской епархии) 664012, г. Иркутск, ул. Борцов Революции, д. 15 (одноэтажное здание вблизи центрального парка) Руководитель столовой: Гагаева Анна Николаевна, телефон: 8 (964) 111–19-12 Режим работы и помощь: Как добраться: от железнодорожного вокзала автобусом или маршрутным такси 16 до остановки «Центральный парк». БОГАДЕЛЬНЯ ПРИ ХРАМЕ СВЯТОЙ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСКОЙ 664009, г. Иркутск, ул. Советская, д. 57 Телефон: 8 (3952) 53–20-89 Руководитель: Станкевич Елена Олеговна, телефон: 8 (902) 577–73-15 Условия приема: Как добраться: от железнодорожного вокзала трамваями 1, 3 до остановки «1я Советская улица». Кабардино-Балкарская республика МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 360008, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Кешокова, д. 100 Телефон: 8 (8662) 42–39-87, 8 (8662) 47–41-05 Факс: 8 (8662) 47–76-72, 8 (8662) 42–56-00

http://azbyka.ru/zdorovie/pomoshh-bezdom...

М. Воронцова. Серг. П., 1996. Кат. 21) в 1-м ряду слева от свт. Николая Чудотворца изображены Ростовские святители Леонтий, И., Игнатий, справа - Московские святители, во 2-м ряду - др. Ростовские и Московские чудотворцы. Изображения И. достаточно рано стали включать в состав минейных циклов на май, как правило вместе с прп. Пахомием Великим, прп. Евфросином Псковским, блгв. царевичем Димитрием Угличским под 15 мая. Образ И. имеется, напр., на иконе посл. четв. XVI в. (дар имп. мч. Николая II, ГРМ), на вологодской иконе кон. XVI в. (происходит из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде, ВГИАХМЗ; см.: Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв.: Альбом. М., 1995. Кат. 80. Ил.), на образе «Святцы на май и июнь» XVII в. со старообрядческими поновлениями 1-й четв. XIX в. (ГРМ). Позднее образ И. появился на палехской или вязниковской иконе 1-й пол. XIX в. предположительно письма Т. И. Гагаева (до 2007 комплект минейных икон находился в собрании А. Глезера в Германии, затем - в собрании М. Е. Елизаветина; см.: Рус. иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина): Кат. выст./Авт.-сост.: Н. И. Комашко и др. М., 2009. С. 232, 335, 339. Кат. 135. 9), а также на эмалевых иконах 1-й пол. XIX в. (ГМИР; И. с архиерейским жезлом в руке) и 2-й пол. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии; И. в митре, имя не подписано). Образцами для подобных икон часто служили гравированные святцы, напр. 1722 г. Г. П. Тепчегорского и 1730 г. И. К. Любецкого (раскрашенные экземпляры 2-й четв., сер.- 2-й пол. XVIII в. в РГБ; см.: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Описание коллекции отдела изоизданий РГБ. М., 2004. Кат. 33. 9, 34. 9, 35. 8). В иконописи XVIII - нач. XX в. сохранялись древние традиции иконографии И. Напр., в верхней части иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад» (1729, ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 1998. С. 100) в молитвенном обращении к Св. Троице (новозаветной) написаны избранные святые; среди Ростовских чудотворцев есть И. На 2 иконах «Собор Ростовских святых» из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове изображены все (в т. ч. местночтимые) Ростовские святители. Образ 1838 г. представляет И. крайним справа в 1-м ряду, с седоватой бородой; на иконе кон. XIX - нач. XX в. он 2-й справа, длинная борода святителя с проседью, в конце разделена на 2 части. Его образ включен также в иконные композиции Собора Ростовских чудотворцев XIX в. (ГМИР; см.: Коробко. 2006. С. 217, 409. Ил. 8), нач. XX в. (Минея (МП). Янв. Прил.). На иконе «Ростовские чудотворцы» иконописца В. П. Гурьянова (1902, ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 1998. С. 110) образ И. помещен слева от свт. Леонтия.

http://pravenc.ru/text/674806.html

В 1850 г. на втором этаже флигеля богодельни на средста Ф. М. Королькова была оборудована домовая церковь во имя Сергия Радонежского. В 1861 г. из-за карстовых явлений здание осело и треснуло, его пришлось перестраивать, храм заново освящен в 1863 г. На этот раз основным жертвователем выступил мещанин Иван Платонович Платонов. В 1890-1893 гг. казанская купчиха Юлия Петровна Годяева на средства, завещанные её дедом Федором Егоровичем Постниковым (1806-1881) выстроила новый корпус богадельни, большую часть которого заняла трехпрестольная церковь. Главный Сергиевский престол освящен в 1891 г., приделы в честь чудотворной иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " и во имя мученика Феодора Черниговского (в честь Ф. Е. Постникова) - в 1893 г. Главный корпус богадельни, выходящий на улицу - трехэтажное здание в стиле классицизм - сохранился с 1848 г. почти без изменений. Корпус с церковью, построенный в 1891 г. двухэтажный с базиликальным третьим этажом, завершенным куполом - эклектика. В 1850-1897 гг. священником, позже, протоиереем храма был Гавриил Николаевич Спасский (1819-1909), выпускник Казанского духовного училища. В 1897-1918 гг. священником церкви был Антонин Иванович Четаев (1857-?), выпускник Казанской духовной семинарии. Храм закрыт в 1918 г., когда Ложкинская богадельня стала государственным домом престарелых. Из книги: Липаков Е.В., Афонина Е.В., Долгов Е.Б., Середа Г.И., Якимов И.В. «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)». — Казань: Издательство «Фест», 1998. В 1850 году В.М. Ложкин устроил при богадельне церковь во имя Сергия Радонежского, освященную в 1851 г. В начале церковь была приписана к Николо-Ляпуновской церкви. Иконы были написаны в мастерской Т. Т. Гагаева, кроме иконы Сергия, привезенной из Троице-Сергиевской Лавры. Стены расписал москвич П. Н. Шейстов. В новом здании, построенном в 1890 г. на средства Ю. П. Годяевой, и церковь тоже обрела новый вид. Храм стал трехпрестольным: главный – во имя Сергия Радонежского, приделы - иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» и св. мученика Феодора Черниговского. Главный иконостас – четырехъярусный, придельные - трехъярусные. Иконостасы были сделаны из дуба в мастерской Тюфилина, а иконы для них были написаны палешаниным Сафоновым.

http://sobory.ru/article/?object=23496

В нижнем этаже, в Сретенской церкви после пожара 1815 г. иконостас сооружен в 1818 г. на пожертвованную Св. Синодом сумму, а на исправления и возобновление прочих частей церкви были делаемы пожертвования уже в 1821 г. частными благотворителями. Иконостас в приделе «Неопалимая купина» в 1870 г. перекрашен и перезолочен в лучшем виде иждивением церковного старосты Василия Николаевича Унженина, употребившего на это более 500 руб. Все иконы в иконостасе переписаны в мастерской казанского иконописца Гагаева, только 4 из местных икон оставлены не переписанными: св. апостолов Петра и Павла, Господа Вседержителя, Иерусалимской Божией Матери и Успения Божией Матери. Стенную живопись выполнял живописец Мегунтов. Кроме дорогих вкладов, сделанных храмоздателем И. А. Михляевым, есть в Петропавловском соборе вклады других лиц: серебряный вызолоченный ковш, на котором имеется надпись: «1768 г. в собор Петра и Павла приложил Анисим Сатирин». Весу 49 зол., внутри ковша изображены рыбки; древний напрестольный крест с надписью: «построен сей пречестный и святой крест златосребром и морганитом украшенный в церковь первоверховных апостолов Петра и Павла тое же церкви священники Григорий Еремев Петр построили церковною казною», крест этот с разными мощами; серебряный вызолоченный гладкий крест с накладным распятием, на обороте по косому поперечнику надпись: «сей честный крест приложен в Сретенскую церковь после пожара, бывшего 3 сентября 1815 г., казанского военно-сиротского отделения подполковником Алексеем Андреевичем Копыловым»; пред четырьмя местными иконами в Петропавловском соборе повешены 4 серебряные вызолоченные лампады, на каждой лампаде одинаковая надпись: «1761 месяца января 10 дня подана от казанского суконного фабриканта Ивана Федорова Дряблова в соборную церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла». К 1867 г., ко времени окончательного внутреннего возобновления Петропавловского собора, церковным старостою В. Н. Унжениным, возобновителем собора, пожертвованы праздничные и повседневные два напрестольных креста, два Евангелия в окладах прекрасной сазиковской работы, два сосуда со всем прибором и все это серебряное вызолоченное и частью под чернью.

http://sobory.ru/article/?object=01001

На одной из них, исполненной в 1850 г. в столичной мастерской М. С. Пешехонова (Преображенский собор монастыря), И. стоит прямолично, в архиерейской мантии, омофоре и белом клобуке, с Евангелием и жезлом в руках. Уникальный сюжет запечатлен на иконе «Видение свт. Иоанну Новгородскому иконы Богоматери» кон. XVIII в. (частное собрание). И. часто писали в составе минейных циклов, напр. на невьянской минейной иконе на сент.-окт. 1802 г. (музей «Невьянская икона»; см.: Музей «Невьянская икона». Екатеринбург, 2005. С. 90, 187. 53), на минее на сент. иконописца Т. И. Гагаева (?) 1-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Возвращенное достояние: Рус. иконы в частных собраниях: Кат. М., 2008. С. 226-241. Кат. 75) - во 2-м ряду, в красной фелони, синем подризнике, епитрахили, с Евангелием. Под 7 сент. (вместе с мч. Созонтом) И. в мантии, омофоре и митре, с жезлом или с четками в руке помещен на гравированных святцах 1714 и 1722 гг. Г. П. Тепчегорского, 1734 г. А. Ф. Зубова и др. (раскрашенные экземпляры РГБ: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Опис. коллекции отдела изоизданий РГБ. М., 2004. Кат. 33. 1, 34. 1, 35. 1). Изображение И. входит в композиции, представляющие чудо от иконы Божией Матери «Знамение» (1170), к-рое становится самостоятельным сюжетом новгородских икон со 2-й пол. XV в. Уже в Житии И., включенном в ВМЧ, подчеркивалось общерус. значение празднования новгородской святыне (ВМЧ. 1868. Стб. 332; Гордиенко. 2001. С. 112). Известны 7 подобных икон XV-XVII вв.; они воспроизводят общую композиционную схему в 2-3 регистра, хотя и отличаются в деталях (подробнее см.: Смирнова. 2007. С. 134-147). Уже на 2 древнейших иконах, написанных в Новгороде (1-я пол. XV в., ГТГ; 2-я пол. XV в., НГОМЗ), И. представлен в верхнем ряду дважды: в числе клириков, «поднимающих» образ Богоматери в храме Спаса Преображения на Ильине ул., и в составе крестного хода, сопровождающего икону по мосту через Волхов. Образ святителя выделен нимбом, крещатой фелонью, белыми ризами; он без клобука, с русыми волосами и клиновидной бородой средней длины.

http://pravenc.ru/text/468947.html

Вместе с образом ап. Филимона они входят в состав мн. иконописных и гравированных минологиев под 22 нояб. (икона 1-й пол. XVIII в. в Сампсониевском соборе в С.-Петербурге (Русская икона XVII-XVIII вв. в собр. Гос. музея-памятника «Исаакиевский собор»: Лицевые святцы из Сампсониевского собора. СПб., 2003. С. 34-35); листы на нояб. гравированных святцев работы Г. П. Тепчегорского (1714, 1722) и И. К. Любецкого (1730) ( Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. Кат. 33.3, 34.3, 35.3); палехская икона из комплекта миней 1-й пол. XIX в. письма Т. И. Гагаева (?) из бывш. собрания М. Е. Елизаветина ( Комашко Н. И., Преображенский А. С., Смирнова Э. С. Русские иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина). М., 2009. Кат. 135.3). Интерпретация иконографии М. Я. в этих памятниках зависит от их стилистического решения. В произведениях, выполненных в духе барокко, он представлен в княжеской короне западноевропейского типа, на иконах традиц. письма - в рус. княжеских одеждах (иногда в шапке); часто святой предстает в облике старца с довольно длинной бородой. Условные рус. атрибуты и передача индивидуальных черт облика князя наряду с использованием мотивов западноевроп. искусства нашли применение и в изображениях М. Я., носящих светский характер. В качестве одного из великих князей Владимирских он был представлен на медали из серии портретов рус. великих князей, царей и императоров 60-х гг. XVIII - 90-х гг. XIX в., а также на рельефе Ф. И. Шубина 1774-1775 гг. из аналогичной серии для Чесменского дворца ( Рязанцев И. В. Скульптура в России. XVIII - нач. XIX в.: Очерки. М., 2003. С. 504). Вероятно, подобные произведения легли в основу фантастических портретов М. Я., к-рыми в XIX в. иллюстрировались издания на исторические темы. Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской и прп. Анна Кашинская. Клеймо иконы «Образ всех святых Российских великий князей и княжен роду царского». 60-е гг. XIX в. Мастерская Пешехоновых (Владимирский собор, С.-Петербург) Изредка, вероятно как тезоименитый святой заказчиков, М. Я.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Елецкий государственный университет издал альманах «Православие и молодежь» Москва, 27 апреля 2004 г. Альманах «Православие и молодежь», изданный в начале этого года Елецким государственным университетом, был представлен делегацией города Елец (Липецкая обл.) на XV Международном форуме народной дипломатии, прошедшем 21-22 апреля в Москве, сообщает «Благовест-инфо». Это научное издание представляет собой сборник более чем 50 статей, докладов, сообщений по проблемам нынешнего духовно-нравственного состояния молодёжи. При составлении альманаха были использованы материалы Рождественских чтений в Ельце, научно-практической конференции, посвященной 100-летнему юбилею выдающегося елецкого пастыря - иеросхимонаха Нектария (Николая Овчинникова), исследования священнослужителей Липецко-Елецкой епархии, профессоров и преподавателей Елецкого государственного университета, а также ученых, деятелей образования и культуры Москвы, Липецка, Пензы, Курска, Воронежа, Краснодара. Открывается альманах статьей благочинного Елецкого церковного округа протоиерея Василия Романова «Церковь и молодёжь», в которой автор, в частности, отмечает: «Раньше, в советское время, говорили, что нужно особенно работать с той частью молодёжи, которая попадает в группу риска, т.е. с подростками, воспитанниками детских домов, малолетними правонарушителями и т.д., а сегодня вся молодежь находится в группе риска. С одной стороны - наркомания, пьянство и все зло, с ними связанное, а с другой - открытый сатанизм, который через СМИ вселяется в людей». Патриарх Алексий, продолжал Романов, благословил создать Ассоциацию православных студенческих обществ. Уже сейчас при московских вузах существуют храмы, которые и станут центрами духовно-нравственного просвещения для студентов. В Ельце, подчеркнул благочинный, успешно действует православная гимназия, проходят молодёжные встречи с учёными, деятелями культуры, намечены поездки по святым и историческим местам. Проблемам духовно-нравственного воспитания молодёжи посвящены также статьи, доклады и тексты выступлений профессоров Евгения Белозерцева (Липецк), Натальи Борисовой (Елец), Андрея Гагаева (Пенза), Валерия Кузовлёва (Елец), монаха Свято-Введенского монастыря Лонгина (Киев), полковника в отставке Марии Орловой, протоиерея Андрея Суховского (Республика Алтай) и других. 27 апреля 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9591.html

и окт. строгановского круга 1-й трети XVII в. (ГЭ; Косцова. 2003. С. 30, 31); двусторонняя «таблетка» с минеей на сент. 2-й пол. XVII в. (ранее в собрании В. А. Бондаренко; Иконопись эпохи династии Романовых: Собр. В. Бондаренко. М., 2008. С. 50-52. Кат. 59. Ил. 17); минейная икона на сент. письма Тихона Горинского из Чудова мон-ря (ГММК; Меняйло В. А. Иконы Чудова мон-ря Моск. Кремля: Кат. М., 2015. Кат. 111. С. 306-309); икона 1-й пол. XVIII в. в Сампсониевском соборе в С.-Петербурге (Русская икона XVII-XVIII вв. 2003. С. 30-31); листы на сент. в гравированных святцах А. Ф. Зубова (1734), Г. П. Тепчегорского 1722 г. (1722, впервые изданы в 1714) и И. К. Любецкого (1730) ( Ермакова, Хромов. Русская гравюра. Кат. 28, 33.1, 35.1) и др. памятники. Гораздо реже встречается сцена перенесения мощей М. В. в Москву (14 февр.) - она присутствует на февральской минее 2-й четв. XVII в. из ц. прор. Илии в Ярославле (ЯМЗ; Иконы Ярославля. 2009. Кат. 115. С. 30-37), а также на иконе из палехского минейного комплекта 1-й пол. XIX в. письма Терентия Иванова Гагаева (?) из бывш. собрания М. Е. Елизаветина (на сентябрьской иконе того же ансамбля помещено традиц. изображение М. В. и Феодора; Комашко Н. И., Преображенский А. С., Смирнова Э. С. Русские иконы в собрании Михаила Де Буара (Елизаветина). Кат. 135.1, 135.6). В нек-рых календарных циклах XVIII в. иконография М. В. претерпевает изменения: святой представлен в княжеской шапке из 2 полушарий, что соответствует европейской геральдической традиции. В Новое время иконография Черниговских святых развивалась в неск. направлениях. В традиц. иконописи удержался иконографический вариант, характерный для XVI-XVII вв.: изображение мучеников в шубах, М. В.- в княжеской шапке, Феодора - также в шапке или с обнаженной головой. Др. примером служат изображения в составе композиции «Образ всех святых Российских чудотворцев», разработанной в Выговском поморском общежительстве не позднее 30-х гг. XVIII в. и довольно широко распространившейся среди старообрядцев-беспоповцев.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

  001     002    003