Панкеев 1998 – Панкеев И.А. Русские праздники. М., 1998. Панченко 1973 – Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века. Л., 1973. Панченко 1984 – Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984. Панченко 1984а – Панченко А.М. Юродство как общественный протест//Смех в Древней Руси. Л., 1984. С. 116–153. Панченко 1992 – Панченко А.М. Герман//Словарь книжников 3/1. С. 198–200. Панченко 1992а – Панченко А.М. Епифаний Славинецкий//Словарь книжников 3/1. С. 309–313. Панченко 1993 – Панченко А.М. Иоанн (Гавриил) Неронов//Словарь книжников 3/2. С. 72–76. Панченко 1998 – Панченко А.М. Симеон Полоцкий //Словарь книжников 3/3. С. 362–379 (библиография; Буланин Д.М., Романова А.А). Панченко 2001 – Панченко О.В Соловецкий сборник повестей о чудесах и знамениях 1662–1663 гг.//Книжные центры Древней Руси: Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 455–463. Панченко 2001а – Панченко О.В. Соловецкие повести о видениях 1668 г.//Книжные центры Древней Руси: Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 467–469. Панченко 2006 – Панченко О.В. Книжники Соловецкого монастыря XVII в. Статья 1. 1620-е – нач. 1640-х гг.//ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57. С. 688–793. Пережогина 1992 – Пережогина Е.А. (сост.). Ф. 905 (Новое собрание рукописной книги) (НСРК). Опись 1. Рукописи листового формата. СПб., 1992 (машинопись). Петров 1865 – Петров Н. О судьбе вена Константина Великого в русской церкви//Труды Киевской духовной академии. Киев, 1865. Декабрь. С. 471–498. Петров 1902 – Петров Н.И. Резные изображения св. Николы Можайского и историческая судьба их//Труды XI археологического съезда в Киеве, 1899. М., 1902. Т. 2. С. 137–145. Пигин 1993 – Пигин А.В. Народная мифология в северно-русских житиях//ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 48. С. 331–334. Пигин 2001 – Пигин А.В. Литературная история Повести о видении Антония Галичанина//ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С. 225–292. Пигин 2005 – Пигин А.В. «Повесть душеполезна старца Никодима Соловецкого монастыря о некоем иноке» и древнерусские видения//Международная науч. конференция «Книжное наследие Соловецкого монастыря XV–XVII вв.» 10 сентября 2005 г. Тезисы докладов. Соловки, 2005. С. 81–84.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Гавриил (Петров), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Литография. XIX. (РГБ) Гавриил (Петров), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Литография. XIX. (РГБ) Г. занимался изданием вероучительных и исправлением богослужебных книг (Пролог - в 1767; Постная Триодь - к 1774; молебное пение о болящих - в 1798). Составил толкования Свящ. Писания (в т. ч. апостольских посланий) и обрядов Церкви. Соч. «О служении и чиноположениях правосл. греко-российской Церкви» (1780) носило компилятивный характер, но Черниговский архиеп. Филарет (Гумилевский) считал его одним из первых произведений нарождающейся рус. богословской лит-ры. В 1775 г. Г. предписал собрать по епархии печатные и рукописные книги до XVII в. и хранить их при Софии Св. соборе в Новгороде . Оказывал покровительство переводческой и издательской деятельности, содействовал выходу в свет перевода трактата «О подражании Христу». Убедил прп. Паисия (Величковского) издать его перевод «Добротолюбия» . В 1776 г. Г. был избран почетным членом С.-Петербургской АН, в 1783 г.- членом Российской академии, где возглавил работу по составлению толкового словаря рус. языка (25 нояб. 1786 удостоен золотой медали), при отсутствии президента Е. Р. Дашковой часто председательствовал на заседаниях академии. Г. способствовал переводу преподавания в семинариях с лат. на рус. язык, включению в курс новых (в т. ч. естественнонаучных) предметов. По его инициативе в 1775 г. С.-Петербургская ДС была переведена в здания Александро-Невского мон-ря, в 1788 г. объединена с Новгородской ДС в Александро-Невскую ДС, 18 дек. 1797 г. преобразована в академию. (В 1800 ДС в Новгороде была восстановлена). Г. участвовал в разработке академического курса обучения студентов, значительно отличавшегося от семинарского. Приглашал в духовные школы лучших преподавателей. При Г. в епархии возросло количество приходов, улучшилось положение мон-рей. Митрополит выхлопотал для престарелых настоятелей мон-рей пенсии, в 1793 г. добился учреждения больниц для монашествующих во всех епархиях.

http://pravenc.ru/text/161309.html

В 1768 году уволен в Епархию. 63 . ПОРФИРИЙ Крайский, Епископ Коломенский, с 30 Июля 1759 года по 29 Октября 1763 года. 64 . ЛАВРЕНТИЙ Белорусец, Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, с 1 Октября 1761 года. В 1766 году уволен в Лавру и вскоре скончался. Афанасий Вольховский, Епископ Тверской, с 24 Февраля 1762 года по 1763 год (см. выше, 57). Гавриил Кременецкий, с 1762 года (см. выше, 52). 65 . СИЛЬВЕСТР II Страгородский, Епископ Переславский, с 1763 по 1764 год. 66 . СИМОН III Лагов, Архимандрит Кирилло-Белоезерский, а потом Новоспасский, в 1764 и 1769 годах. Наконец, был он Архиепископом Рязанским. 67 . ГАВРИИЛ III Петров, Архимандрит Заиконоспасский и Ректор Московской Академии, затем Архиепископ Тверской и Санкт-Петербургский. Наконец, Митрополит Новгородский, в 1763 году и с 1769 года Сентября 23 по 1801 год Он был первенствующим Членом. 68 . ИННОКЕНТИЙ Нечаев, Архиепископ Псковский, с 1766 Января 16 по 1799 год. 69 . ПЛАТОН III Левшин, Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, а потом Архиепископ Тверской. Наконец, Митрополит Московский. С 1763 года Января 18 по 1775 год присутствовал, а именовался по 11 Ноября 1812 года, по кончину свою. 70 . АНДРЕЙ, Протоиерей Преображенский, с 1768 года Января 16 по 5 Июня 1781 года. Гавриил Петров с 1769 года (см. выше, 67). 71 . ИОАНН IV Иоаннович Панфилов, Духовник ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Протопресвитер Благовещенский, с 1774 года по Июль 1794 года. 72 . ИОАНН V Черепанов, Архимандрит Новоспасский, с 1775 по 1778 год Декабря 28 (не присутствовал). 73 . САМУИЛ Миславский, Епископ Крутицкий, с 17 Февраля 1775 года по 1776 год и с 1783 по 1796 год. 74 . ГЕННАДИЙ Драницын, Епископ Суздальский, с 17 Февраля по 11 Апреля 1775 года. 75 . АЛЕКСАНДР Левшин, Протоиерей Успенский, с 17 Февраля (1775?), по 1798 год (не присутствовал). 76 . ИОАСАФ Заболоцкий, Архимандрит Троице-Сергиевой при морской пустыни. Наконец, Архиепископ Тверской, с 1780 по 1788 год. 77 . ГЕОРГИЙ II Конисский, с 22 Сентября 1783 года по 1795 год. Он не присутствовал, а только именовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Гавриил, митрополит Новгородский и Олонецкий (Петров-Шапошников Петр Петрович) Родился 18 мая 1730 года в Москве в семье синодального иподиакона, ставшего впоследствии священником московской Косьмо-Дамиановской церкви. Его родной брат – архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам (память 10/23 июня в Соборе Сибирских святых). В 1753 году окончил курс академии с «отличным успехом». Как лучшему студенту, по тогдашнему обычаю, ему сразу стали советовать принять монашество, но он решительно отказался. За это он лишился должности учителя и поступил корректором в Московскую синодальную типографию. В 1757 году Святейший Синод опять приглашал его к пострижению для занятия в академии вакантной кафедры пиитики, но он и на этот раз отказался. Трудно объяснить это упорное с его стороны уклонение от монашества. Еще студентом Петр отличался искренним религиозным направлением, об одном только и мечтал, чтобы быть на церковной службе и постоянно находиться в храме Божием, хотя бы в самой низкой должности. Так, до поступления корректором, во время довольно продолжительного пребывания без должности в доме отца, он серьезно думал найти для себя где-нибудь просвирническое место, чтобы только иметь, как он сам выражался, маленький кусок хлеба и быть всегда при церкви. Настоятель Троицкой лавры архимандрит Гедеон (Криновский) заметил талантливого корректора и насильно привлек Петра на ученую службу, определив его учителем риторики в лаврской духовной семинарии с условием, что Петр примет монашество. Но он снова отказался, несмотря на синодальный указ об обязательном пострижении. Только сильное влияние на него архимандрита Гедеона и второй указ Синода склонили его к принятию монашества. В 1759 году Петр был пострижен архимандритом Гедеоном с именем Гавриил. Вскоре он был рукоположен во иеромонаха и назначен ректором Троицкой духовной семинарии. Деятельный человек теперь имел возможность проявить свои разнообразные способности. Он принялся за работу с изумительным рвением, едва выбирая время принять один раз в день свой скудный обед, состоявший из одной кашицы с сухарями.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

После домашнего воспитания 12-ти лет он отдан был для обучения в Московскую академию, где учился с отличным успехом. По окончании академического курса он жил у своего отца, а потом занял должность корректора синодальной типографии. За ревностное прохождение должности хотели наградить Петрова, назначив его учителем пиитики в академии, но он отказался от этого места, не желая принять монашества. Однако начальство не хотело отказаться от даровитого Петрова; в 1758 году Петров переведён был в лаврскую семинарию учителем риторики. Назначение на училищную службу было решительным склонением Петрова к монашеству. Вместе с определением в учители велено было, по старанию лаврского архимандрита Гедеона, постричь Петрова в монахи. Нο и на этот раз он от монашества уклонился, рискуя лишиться места. Когда последовал указ о пострижении Петрова с объявлением, что отговоркам внимать не будут, он увидел необходимость покориться воле начальства. Пострижен он был в Петербурге в 1758 году и наречён Гавриилом. Вскоре затем он был определён ректором семинарии, учителем богословия и наместником лавры. Гавриил на первых же порах своей служебной деятельности заявил себя ревностным исполнителем своих обязанностей и строгой подвижнической жизнью. Обычно утром он ходил к утрени, после утрени готовился к классу; затем, в семь часов ходил в класс, в девять часов заходил в лаврскую канцелярию для решения дел, отсюда – в церковь к литургии, потом опять в класс и затем к вечерне. После вечерни обедал и вместе ужинал, кушая кашицу с сухарями. Сам ведя строгую жизнь, Гавриил и от братии обители требовал строгого исполнения своих обязанностей, что возбуждало в некоторых из подчинённых ему в лавре неудовольствие. В 1761 году Гавриил определён был ректором Московской академии и архимандритом Заиконоспасского монастыря. Своей учёной деятельностью и строгой жизнью Гавриил сделался известным многим лицам и в 1763 году, по предложению Потёмкина, бывшего в Синод за обер-прокурорским столом, избран был во епископа тверского.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

В 1760 году (по другим источникам – 8 августа 1761 года) он назначен ректором Московской духовной академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря. 6 декабря 1763 года игумен Гавриил в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе хиротонисан во епископа Тверского. За два года епископства он приобрел еще большую известность, так что в 1765 году был вызван в Санкт-Петербург для участия в комиссии о преобразовании духовных училищ. В 1768 году избран депутатом от духовенства в Комиссию о сочинении нового Уложения. С 27 сентября 1769 года – член Святейшего Синода. С 22 сентября 1770 года – архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский и священноархимандрит Александро-Невской лавры. С 1 января 1775 года – архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский. 22 сентября 1783 года возведен в сан митрополита. В том же году избран членом Императорской Российской Академии наук. С 16 октября 1799 года – митрополит Новгородский и Олонецкий. 19 декабря 1800 года уволен на покой и пребывал в Новгородском архиерейском доме. Скончался 26 января 1801 года. Погребен 31 января в Новгородском Софийском соборе, в Предтеченском приделе. Митрополит Гавриил – это монах в полном значении этого слова. Он был чист сердцем и целомудрен до наивности. Будучи истинным монахом, он прежде всего заботился о том, чтобы привести современное ему распущенное монашество к «жизни трезвенной, целомудренной, кроткой и благочестивой ». Всюду искал учительных старцев, которые послужили бы спасению других. При себе имел особого специалиста, знавшего наперечет всех русских пустынников. Митрополит Гавриил глубоко чувствовал свою ответственность пред Богом за свою паству. Его стараниями духовенство было освобождено от телесных наказаний и выделено в особый привилегированный класс. Митрополит строго относился к расколу и всеми силами содействовал учреждению единоверия. Он много заботился о миссионерском деле. Сдержанный, молчаливый, серьезный, суровый к себе и требовательный к другим, он был врагом всякой пышности и блеска, любя во всем простоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архимандрит Макарий Период I. Жизнь митрополита Гавриила до вступления его на Санкт-Петербургскую кафедру (1730–1770) Глава I Место и время рождения м. Гавриила и известие об его родителях. Образование его в Московской академии и память его о ней. Избрание им рода жизни и определение на службу справщиком при синодальной типографии. Отречение от учительского места. Переведение его в лаврскую семинарию учителем риторики и обстоятельства поступления его в монашество (1730–1758). Митрополит Гавриил родился в Москве 18 мая 1730 года и в крещении наречен Петром 9 . Родители его отличались добротой души и благочестием 10 , качествами, которые вполне перешли и к сыну их Петру. Отец После домашнего воспитания, на 12 году возраста, Петров в 1741 году отдан был обучаться в славяно-греко-латинскую Московскую академию, помещавшуюся в Заиконоспасском монастыре. В академии он обучался «с отличным успехом» в продолжение 12 лет (1741–1753), и кончил курс учения в 1753 году, при ректоре Варлааме Лящевском. Московская академия, как место первоначального образования, во все время жизни была для преосв. Гавриила предметом любви и внимания. Он не забывал о ней и в то время, когда был в С. Петербурге и имел множество других дел и забот. Зная скудость содержания в академии, он в 1775 году, будучи архиепископом Новгородским и С. Петербургским, внес 1000 рублей в банк, с тем, чтобы проценты с сей суммы шли на содержание бурсаков Московской академии 16 , а в 1783 году внес еще 1000 рублей с предоставлением процентов для той же академии 17 . По окончании академического курса наук, Петров около двух лет проживал у отца в доме без места. В это свободное время он вникал в себя и занимался избранием рода жизни. По любви к уединению и ко храму Божьему, он решился не связывать себя узами брака, не вступая, однако же, в монашество; – почему как при окончании курса учения, так и после он избегал должности наставника, академии обязывавшей тогда к принятию монашества. Петров решился было испросить себе просфирническое место, чтобы только иметь, как сам выражался, «маленький кусок хлеба и быть всегда при церкви» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

4. Амвросий (Юшкевич) 1740–1745 (архиепископ). 5. Стефан (Калиновский) 1745–1753 (архиепископ). 6. Димитрий (Сеченов) 1757–1767 (1757–1762 гг. – архиепископ, с 1762 г. – митрополит). 7. Гавриил (Петров) 1775–1800 (1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, 1783–1799 гг. – митрополит Петербургский и Новгородский, 1799–1800 гг. – митрополит Новгородский; в 1775–1891 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 г.) 1. Никодим (Сребницкий) 1742–1745 (епископ). 2. Феодосий (Яновский) 1745–1750 (архиепископ). 3. Сильвестр (Кулябка) 1750–1761 (архиепископ). 4. Вениамин (Пуцек-Григорович) 1761–1762 (архиепископ). 5. Гавриил (Кременецкий) 1762–1770 (архиепископ). 6. Гавриил (Петров) 1770–1799 (1770–1775 гг. – архиепископ Петербургский, 1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, с 1783 г. – митрополит). 7. Амвросий (Подобедов) 1799–1818, (1799–1800 гг. – архиепископ Петербургский, 1800–1801 гг. – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 г. – митрополит). 8. Михаил (Десницкий) 1818–1821. 9. Серафим (Глаголевский) 1821–1843. 10. Антоний (Рафальский) 1843–1848. 11. Никанор (Клементьевский) 1848–1856. 12. Григорий (Постников) 1856–1860. 13. Исидор (Никольский) 1860–1892. 14. Палладий (Раев) 1892–1898. 15. Антоний (Вадковский) 1898–1912 (первенствующий в Синоде с 1900 г.). 16. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1912–1915 (с 1914 г. – митрополит Петроградский). 17. Питирим (Окнов) 1915–1917 (Петроградский). 18. Святой Вениамин (Казанский) 1917–1922 (Петроградский). 19. Иосиф (Петровых) 1926–1927 (Петроградский). 20. Святой Серафим (Чичагов) 1928–1933 (Ленинградский). 21. Алексий (Симанский) 1933–1945 (Ленинградский). 22. Григорий (Чуков) 1945–1955 (Ленинградский). 23. Елевферий (Воронцов) 1955–1959 (Ленинградский). 24. Питирим (Свиридов) 1959–1960 (Ленинградский). 25. Гурий (Егоров) 1960–1961 (Ленинградский). 26. Пимен (Извеков) 1961–1963 (Ленинградский).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1. Карталинская (епархия экзарха) (1811 г., кафедра в Тифлисе). 2. Имеретинская (1821 г., кафедра в Кутаиси). 3. Сухумская (1885 г.). 4. Бакинская (1907 г.). VII. АРХИЕРЕИ ВАЖНЕЙШИХ ЕПАРХИЙ а) митрополиты Новгородские (с 1721 г. первенствующие в Синоде) 1. Иов (1697—1716 гг.). 2. Феодосий (Яновский) (1721—1725 гг.) (архиепископ). 3. Феофан (Прокопович) (1725—1736 гг.) (архиепископ). 4. Амвросий (Юшкевич) (1737—1745 гг.) (архиепископ). 5. Стефан (Калиновский) (1745—1753 гг.) (архиепископ). 6. Димитрий (Сеченов) (1757—1767) (с 1757 по 1762 годы – архиепископ, с 1762 года – митрополит). 7. Гавриил (Петров) (1775—1800) (с 1775 по 1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 по 1799 годы – митрополит Новгородский иПетербургский, с 1799 по 1800 годы – митрополит Новгородский) (с 1775 по 1898 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 года) 1. Никодим (Сребницкий) (1742—1745) (архиепископ). 2. Феодосий (Янковский) (1745—1750) (архиепископ). 3. Сильвестр (Кулябка) (1750—1761) (архиепископ). 4. Вениамин (Пуцек-Григорович) (1761—1762) (архиепископ). 5. Гавриил (Кременецкий) (1762—1770) (архиепископ). 6. Гавриил (Петров) (1770—1799) (с 1770 г. по 1775 годы – архиепископ Петербургский, 1775—1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 года– митрополит). 7. Амвросий (Подобедов) (1799—1818), (1799—1800 годы – архиепископ Петербургский, 1800—1801 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 года –митрополит). 8. Михаил (Десницкий) (1818—1821). 9. Серафим (Глаголевский) (1821—1843). 10. Антоний (Рафальский) (1843—1848). 11. Никанор (Клементьевский) (1848—1856). 12. Григорий (Постников) (1856—1860). 13. Исидор (Никольский) (1860—1892). 14. Палладий (Раев) (1892—1898). 15. Антоний (Вадковский) (1898—1912). 16. Владимир (Богоявленский) (1912—1915) (с 1914 года – митрополит Петроградский). 17. Питирим (Окнов) (1915—1917) (Петроградский). 18. Вениамин (Казанский) (1917—1922) (Петроградский). в) митрополиты Московские

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Современник Сеченова Болотов рассказывает, что Пётр III призвал Димитрия и приказал ему, чтобы в церквах оставлены были только иконы Спасителя и Богородицы, также, чтобы священники обрили бороды и носили платье, как иностранные пасторы. Нельзя изобразить, как изумился этому приказанию архиепископ Димитрий. Этот благоразумный старец не знал, как приступить к исполнению такого неожиданного повеления. Он принужден был объявить волю государеву знатнейшему духовенству, и, хотя дело на этом остановилось, однако произвело во всём духовенстве сильное неудовольствие. При вступлении на престол Екатерины Димитрий имел случай оказать новой императрице немаловажную услугу. Когда Екатерина из Петергофа прибыла в Петербург, чтобы занять всероссийский престол, в Казанском соборе встретил её архиепископ Димитрий и здесь отслужил молебен. На ектениях возглашали самодержавную императрицу и наследника престола великого князя Павла Петровича. Димитрий совершил, обряд коронования императрицы 22-го сентября и вскоре после этого получил сан митрополита. Во всё время царствования Екатерины он пользовался её расположением за ревностное содействие, которое он оказывал распоряжениям правительства по духовному ведомству. В 1766 году императрица решила созвать комиссию о составлении нового уложения. Депутатом в комиссию от всего русского духовенства избран был Св. Синодом митрополит Димитрий. Он был в Москве при торжественном открытии комиссии 30-го июня 1767 года, но ему недолго пришлось заседать в ней: 30-го декабря он умер от апоплексического удара. Димитрий Сеченов своим умом и обширными познаниями заслужил уважение современников. Императрица хвалилась тем, что имеет в России такого иерарха, каков Димитрий. Сам великоросс, Димитрий способствовал возвышению иерархов-великороссов – Гавриила Петрова, который занял его кафедру, и Платона, митрополита московского. В век Екатерины II первенствующее положение в русской иерархии и Синоде занимал митрополит петербургский Гавриил Петров. Гавриил, в мире Пётр Петров, был сын московского синодального иподиакона и родился 18-го мая 1730 года в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010