Радостно было также слушателям слышать чисто русскую речь там, где раньше раздавался всегда сильный хохлацкий акцент. Гедеон, сверх всего, обладал прекрасной дикцией, и митрополит Платон отзывается, что «он столь приятно и сладостно произносил слова свои, что слушатели бывали как бы вне себя и боялись, чтоб он не перестал говорить». Посвященный скоро в архимандриты, сделанный членом Синода, он был назначен архимандритом Троице-Сергиевой Лавры, продолжая жить по преимуществу в Петербурге и сохраняя до кончины Елисаветы звание придворного проповедника. Гедеон, испытавший на себе тяжелую руку малороссов, не мог, конечно, не относиться к ним враждебно. Вознесенный мирской властью, он был всецело ей предан, а вел себя, как вельможа, что позволяло ему богатство Лавры. Носил по моде того времени шелковые башмаки и чулки, на башмаках бриллиантовые пряжки в 10,000 рублей; гардероб его с шелковыми и бархатными рясами занимал целую комнату. О нем говаривали: «Гедеон нажил мильон». По восшествии своем на престол Екатерина велела посвятить Гедеона в епископы Псковские, но держала его в Петербурге. Третьим видным монахом-великороссом был Гавриил Петров. Родившись в Москве, он получил образование в Московской духовной академии. Когда он кончил курс, начальство стало склонять его к принятию монашества, но он решительно отказался и, потеряв место учителя, занял невидную должность корректора московской синодальной типографии. В академии освободилась кафедра пиитики, и св. Синод предложил Петрову занять ее, с чем необходимо тогда было связано и пострижение в монашество. Петров опять отказался. Такое уклонение от иночества нельзя объяснить ни чем иным, как только тем, что грубый деспотизм малороссов-монахов очень уронил это звание в глазах даровитейших студентов. Петров же имел ясно выраженные аскетические наклонности и только об одном и думал, как бы больше находиться при церкви. Когда он окончил курс и был некоторое время без должности, он думал занять просвирническое место, только чтоб иметь, как сам говорил, «маленький кусок хлеба» и служить при храме.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Гавриил Петрович умер на следующий день после написания завещания – 4 февраля 1883 года. Сколько ему было лет, точно не известно; можно предположить, что около семидесяти. Сначала Гавриил Петрович Петров был похоронен на кладбище в Алексеево-Лозовском, а потом его прах перенесли в склеп под построенной по его завещанию церковью с. 4]. Из документов архивного дела о постройке церкви в посёлке Алексеево-Лозовском становится известно, что на постройку храма ушло почти семь лет. Два года были потрачены на решение юридических, имущественных и финансовых вопросов. Строительные работы велись в течение четырёх с половиной лет. 5 июля 1883 года определением Новочеркасского окружного суда завещание Г. П. Петрова вступило в юридическую силу л. 3]. И уже 31 июля 1883 года в Алексеево-Лозовском был собран сельский сход жителей трёх частей села Ежовой, Петровой и Абакумовой для обсуждения завещания. В итоге принято решение поддержать идею строительства церкви в селе. Здесь же Аким Евтихиевич Губарев был утверждён распорядителем и представителем интересов крестьян сельского общества Алексеево-Лозовского. Ему в помощники был выбран Казьма Яковлевич Дрововозов. С этим общественным приговором А. Е. Губарев и К. Я. Дрововозов поехали в Новочеркасск улаживать дела и добиваться разрешения начать постройку храма. Воспользовавшись услугами присяжного поверенного титулярного советника Гавриила Гаврииловича Бокова, составили текст прошения и 17 августа 1883 года подали его в Донскую духовную консисторию л. 3–3 об.]. Как следует из дальнейшей переписки, потребовалось несколько месяцев для утверждения Губарева в качестве душеприказчика, и только в декабре 1883 года ему было выдано соответствующее удостоверение л. 16–17]. Всё это время на завещанное имущество и капиталы был наложен запрет. Денежные суммы, которые возвращали должники Гавриила Петровича Петрова, хранились под контролем священника Матвея Семеновича Захарова в церковной кассе в слободе Греково-Степановке л. 11 об.]. После утверждения Губарева в статусе душеприказчика, предписанием мирового судьи со всего охраняемого имущества и капиталов был снят запрет, и они поступили в его распоряжение. Все операции с имуществом и капиталами душеприказчик должен был согласовывать с Донской духовной консисторией. Им же велась приходно-расходная книга. Распорядителя контролировал и Дёгтевский благочинный, который также писал отчёты в Донскую духовную консисторию.

http://sobory.ru/article/?object=49091

Многие наперёд поздравляли его с таким счастьем, и как бывает в свете, заискивали его внимание и поручали себя благосклонности его. И действительно, Павел, знавший его с детства своего, привязан был к нему; пятнадцать лет вёл с ним дружескую переписку 76 и в письмах именовал его верным другом. И Платон ожидал от нового Государя, как сам пишет, «награды покоем в уединении». Недоброжелательные же к Платону, зная его прямодушие и откровенность, опасались его влияния на Государя, от природы восприимчивого; сторожили случай отдалить его. Тогда первенствующим членом Св. Синода был Гавриил Петров, прежний товарищ и совместник Платона, оспорившего у него честь быть законоучителем у Наследника Всероссийского Престола. Одарённый умом глубоким, обнимавшим не только область христианского православия, но даже и проникавшим в область политики, Гавриил скрытностью и сдержанностью своего характера представлял противоположность с чистосердечием и чувствительностью характера Платона, что обнаруживалось и в служебных их отношениях. Прочие члены Синода и Обер-Прокурор Мусин Пушкин, состоявшие под влиянием Гавриила, более ему и сочувствовали и противодействовали Платону. Вступление своё на престол ознаменовал Император Nabeл I дарованием светских отличий Российскому духовенству; в праздник всех Российских орденов, 8 ноября, Новгородскому и С.-Петербургскому Митрополиту Гавриилу и другим Архиереям пожалованы были орденские знаки, между прочим 6 ноября 1797 г. и Московскому Митрополиту пожалован орден св. Андрея первозванного и командорство, состоявшее из селений в Московском уезде: сел Карачарова, Ростокина, Черкизова, деревень Калошиной и Дубровки, подмонастырской слободки Перервинской, деревни Печатниковой и села Тушина. По силе статута, командор мог пользоваться доходами с этих селений. Но ни почёт, ни выгода не ослепили Платона. Держась слов Духовного Регламента, что дело епископов велико, но честь ни каковая, с искренностью друга и усердием подданного написал он письмо к Государю против этого нового установления в Российском духовенстве, прося о повелении присутствовать в Синодальной конторе Епископу Дмитровскому за отъездом своим в С.-Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

    В. Πетров, рецензия на книгу Шпета, о Сковороде, Записки н. ф. виддилу УАН, VII-VIII, 1926;     его же, До ха­рактеристики философського свитогляду Сковороди, Вчення Ск. про материю, Записки. XIII-XIV. 1927; срв. о неделании у Сковороды, Життя и революция, 1924, 4, Kuib;     В. Иваницький, Жидивська мова у Г. С. Сковороды, Збирник праць жидивськои исторично-археографичнои комисии. кн. I, Киив, 1928;    срв. статьи Д. И. Чижевского в «Пути», 19, 1929; Сковорода и нем. мистика, Научн. труды Р. Нар. Универ­ситета в Праге, II, 1929;    срв. с его же, Skovoroda — Stadien, Zeitschr. f. Slav. Phil, VII и X;    Философична метода Ск., Збирник на пошану акад. К. Студинського, I, 1930;    Символика Сковороди, Праци Укр. icm. фил. товариства в Праги 11, 1931.    О немецких колонистах см. А. Клаус, Сектаторы-колонисты в России, BE. 1868, и отд. 1869;     Г. Г. Писаревский, Из истории иностр колонизации в России в XVIII в., М. 1909. 7. Собирание духа в ответ на рассеяние Просветительского века.   Творения свят. Тихона, Синод. издание в пяти томах, 1835; 5 изд. 1889; в приложении записки келейников.    Срв. прот. А. Лебедев, Св. Тихон Задонский, Спб. 1865, 3 изд 1896;     свящ. Т. Д. Попов, Свят. Тихон Зад., к. нравоучитель, Вор. 1914.    О старце Паисии см. его «Житие» в «Москвитянине» 1847 и отд.;     прот. С. Четвериков, Из истории р. старчества, «Путь», 1, 3 и 7, и полнее по ру­мынски: Paisie, Staretul Manastirii Neamtului din Moldova, Viata, invatatura si influenta lui asupra Bisericii Ortodoxe, 1933;    срв. А. И. Яцимирский, Возрождение виз. болгарского рел. мистицизма и славянской аск. литера­туры в XVIII в., «Почесть», сборн. статей, посвящ. проф. М. С. Дринову, X. 1908.    См. еще о митр. Гавииле Петрове: Αрх. Μакарий, Сказание о жизни и трудах М. Гавриила, 1857;     И. Покровский, Гавриил, М. Новг. и Спб., к. ц. общ. деятель. Хр. Чт. 1901, окт. и ноябрь.    И особенно В. В. Титлинов, Гавриил Петров, М. Новг. и Спб., Пгр. 1916;    срв. рец. К. В. Харламповича, ЖМНПр. 1917, июнь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Духовенство и народ вполне верят ее глубокой скорби по усопшей и высоко ценят ее чувство. Она чрезвычайно строго соблюдает все церковные праздники, все посты, все религиозные обряды, к которым император относится чрезвычайно легко и которые в России, однако, очень почитаются» 566 . Уже тогда Екатерина взяла себе за правило «respecter la religion, mais ne la faire entrer pour rien dans les affaires d’etat» [ " Уважать религию, но ни за что не допускать ее в дела государственные» (фр.)] 567 . Придерживаясь этого правила, она благополучно обошла многие трудности в своей церковной политике. Но в душе императрица, конечно, часто не могла удержаться от смеха. В 1787 г. она писала Потемкину: «В Петров день в Москве в Успенском соборе Платона (Левшина . – И. С.) провозгласили мы митрополитом и нашили ему на белый клобук крест бриллиантовый в пол-аршина (около 35 см. – И. С.) в длину и поперек, и он во все время был как павлин кременгусский» 568 . По отношению к епископам Екатерина II была настроена крайне недоверчиво. Исключение составляли Димитрий Сеченов, отвергавший теорию «двух властей», и мягкосердечный и уступчивый Гавриил Петров, который хорошо понимал, насколько бессмысленна была бы оппозиция императрице, тем более во второй половине ее правления 569 . Теория о двух самостоятельных властях – церковной и светской – с самого начала беспокоила императрицу. Возможно, ей были известны упомянутые записки, представленные Арсением императрице Елизавете. При подготовке секуляризации церковных земель Екатерине II пришлось убедиться, что подобные воззрения были еще живы. Князь М. М. Щербатов находил, что отношение Екатерины к теории «двух властей» определялось честолюбивыми претензиями духовенства на светские права: «Ныне царствующая императрица, последовательница новой философии, конечно, знает, до каких мест власть духовная должна простираться, и, конечно, из пределов ее не выпустит. Но я впредь не ручаюсь, чтобы духовный чин нашед удобный случай, не распростер свою власть» 570 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Во второй половине века в преподавании философии произошел поворот от Аристотеля к новейшим немецким мыслителям – Лейбницу и Вольфу. В богословских курсах католические влияния постепенно сменились засилием новой протестантствующей схоластики. Образцом для преподавателей стали служить киевские лекции Феофана (Прокоповича) . В семинариях пользовались также компиляциями и конспектами, составленными по системам Буддея, Гергарда и других протестантских теологов. Георгий (Конисский) и Гавриил (Петров), впоследствии видные архипастыри, читали богословие в строго православном духе, но их лекции не были напечатаны и на первых порах не оказали заметного влияния на семинарское преподавание. Для подготовки широко образованных учителей архиереи посылали семинаристов слушать лекции в открывшемся в 1755 г. Московском университете. В 1788 г. митрополит Гавриил преобразовал Невскую семинарию в Главную семинарию, которая стала готовить преподавателей для других духовных школ. В Московской академии и Троицкой семинарии благодаря участию митрополита Платона уровень образования был поднят к концу столетия выше уровня Киевской академии. С усилением влияния ученых монахов великорусского происхождения было связано смягчение нравов в семинариях: новые ректоры и наставники стали задумываться об отмене телесных наказаний. Во всяком случае применялись они реже прежнего. Улучшилось обеспечение семинарий. В 1784 г. были введены новые и постоянные оклады для семинарий, хотя они по-прежнему оставались недостаточными. Ректорский оклад составлял тогда 300 рублей в год, учительские – от 30 до 150 рублей, а на содержание студентов академии полагалось от 7 до 15 рублей. Существенным недостатком духовного образования было отсутствие общей системы, единого руководства. Каждая семинария зависела исключительно от своего епархиального архиерея. Академии отличались от семинарий не столько учебными программами, сколько уровнем образования. Так же, как и семинарии, они включали все классы, начиная с низших. Академии и семинарии были не только школами, в которых готовили пастырей, но и очагами богословской науки. Важнейшей богословской работой 18 в. явилось исправление и новое издание славянской Библии , которое было исполнено научными силами духовных школ. До середины столетия в употреблении было московское издание 1663 г., перепечатанное с Острожской Библии и ставшее большой редкостью. Мысль о переиздании новой исправленной славянской Библии принадлежала митрополиту Новгородскому Иову, который сам собирался приняться за этот великий труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

По крайней мере в это именно время были учениками Московской Академии, а затем учителями в ней и Троицкой Семинарии, люди, из-под пера которых вышли первые, сравнительно сериозные, опыты толкования библейских книг, так умножившиеся после в среде людей, стоявших под их и тех первых влиянием. Таковы были первые: Гавриил (Петров), Тихон (Малинин), Макарий (Петрович) и особенно Феофилакт (Горский). В это же время воспитывался здесь, а потом и учил, Петр, в монашестве Платон (Левшин) , которому вскоре, как Архиепископу, а потом Митрополиту Московскому, суждено было иметь такое высоко благотворное влияние на развитие здесь богословской и библейской науки. Гавриил 15 с 1741 г. ученик Московской Академии, с 1758 г. ректор Троицкой Семинарии, с 1761 г. ректор Московской Академии и Архимандрит, написал толкование на Соборные послания, кроме первого Петрова, которое протолковал ученик его по Академии Тихон (Малинин) 16 . Толкование это напечатано после, когда первый был уже Митрополитом Новгородским, а последний Архиепископом Астраханским (1794 г. М.). От Гавриила осталось (в рукописи) также объяснение беседы о блаженствах и нескольких Псалмов. Макарий (Петрович) 17 с 1753 года ученик, с 1758 г. учитель и иеромонах и потом префект Академии, написал остающееся также в рукописи сочинение «Согласие Евангелистов». Феофилакт (Горский) до 1758 г. ученик, затем учитель, префект, ректор Московской Академии и Архимандрит, потом Епископ Переславский и затем Коломенский 18 , был один из даровитейших и усерднейших тружеников богословской науки и в частности библейской науки в Московской Академии. Кроме обширной системы Православного богословия, он написал Гармонию и Толкование на все Священное Писание , к сожалению, тогда и потом не изданное печатно и теперь отчасти утраченное, отчасти остающееся в рукописях. Если этот труд состоит отчасти из парафраза, отчасти из сличений переводов и текстов, отчасти из примечаний только кратких или заметок и меньшею частию из толкований в собственном смысле: то все же это – труд громадный, который не может не возбуждать к себе удивления.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/b...

Тобою, благочестивейшая государыня, светильник веры в России стал утвержден. Тобою храмы Господни и красоты гусли своя со псалтырию удержали. Тобою благочестивые и верные подданные твои в честь и достоинство приведены. Сии, тобою в едино лето принесенные плоды, обнадеживают нас крепко, что и нам подобные принесеши в грядущее время. Или бо не можеши сего нам сотворити, или не соблаговолиши? Могла в немощи: можешь в силе; ибо Богом на престоле посаждена. Могла и соблаговолила тогда, когда живот твой за веру и отечество в жертву Богу предавала: можеши и соблаговолиши теперь, когда Бог тебе живот твой, для веры и отечества, еще же и для покровительства единородных (т. е. единоплеменных), вместе со скипетром возвратил. Отираем убо слезы очей наших, или паче обращаем оныя к умолению благ наших источника Бога, да во всех сохранит тебе милость Свою, и завет Свой верен тебе; да положит семя твое во век века, и престол твой яко дние неба! Молим же и ваше императорское величество: не посрами нас, надежда наша, в чаянии нашем! Спаси нас десницею твоею, и мышцею твоею покрой нас! 4. Гавриил, Митрополит С.-Петербургский (1757–18001 г.) Гавриил Петров получил образование в московской академии, был ректором в московской семинарии с 1758 г. и академии с 1761 г., потом – епископом тверским (с 1763 г.) и затем архиепископом (с 1770 г.) и, наконец, митрополитом С.-Петербургским (с 1783 г.). За свой ум и образованность, а также за свои твердые убеждения и литературную деятельность он пользовался громкою известностию в петербургском обществе и литературном мире. Самые строгие судьи чужих достоинств отзывались о нем с уважением. Слава его главным образом основывалась на его церковных словах и речах, которые говорил он по поводу тех или других важных событий в жизни государственной и частной жизни русского общества, объясняя их с религиозной и общечеловеческой точки зрения. Известный критик русской литературы, Сумароков, говоря о м. Гаврииле, замечает что он больше сочинитель разумнейших философских диссертаций, нежели публичных слов, а потому, что стремление но больше к диссертации, нежели, в фигуры риторские.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Кроме патриархов и других лиц, которые так или иначе служили нашим послам в Константинополе, русское правительство имело еще целый многочисленный штат тайных политических агентов, которые, проживая в Турции, находились в постоянных сношениях с Посольским приказом, куда они присылали свои вестовые письма с подробным изложением того, что замечательного в каком-либо отношении происходило в различных местах Турции. Как велико было число этих агентов, видно из того, что в период времени между 1630 и 1660 годом в числе их встречаются митрополиты: севастийский, веррийский, фессалийский, тырновский, приконийский, халкидонский, назаретский, вифлеемский, коринфский, варнский. Кроме митрополитов, в числе русских агентов, присылавших свои отписки в Посольский приказ, встречаются за указанное время архимандриты: Амфилохий, Венедикт, Парфений и другие; затем молдавский учитель Гавриил Власьев, цареградский инокосвященник Дионисий, иерусалимский протосинкелл Гавриил, иерусалимский иеромонах Дионисий и греки-бельцы: Иван Петров Тафрали, Мануил Константинов, Фома Иванов и другие. В число тайных русских политических агентов поступали прежде всего те лица, которые оставались в Москве на государево имя, но через несколько лет опять оставляли Россию и возвращались на Восток. Не желая по своем отъезде из Москвы прекращать выгодные для них сношения с русским правительством, они поступали обыкновенно в число его тайных агентов и начинали присылать в Москву вести о турецких поведениях в надежде получать за это милостыню. Так, севастийский митрополит Иосиф, в 1630 году оставшийся в Москве на государево имя и отпущенный опять на Восток в 1634 году, немедленно присылает государю грамоту, в которой заявляет, что он прибыл в Константинополь, был здесь у патриарха и принят им ради царской грамоты, с ним посланной, с великою любовью, что он по делам царским перед обоими патриархами толмачил и служил, сколько мочи и силы было. Затем Иосиф начинает присылать в Москву ряд грамот с политическими вестями, тем более что он, по его словам, успел свести короткое знакомство с приказными султана 356 . Точно так же и веррийский митрополит Аверкий, оставив Москву и поселившись в Молдавии, начинает присылать отсюда грамоты в Москву с политическими вестями; так же поступает и долго живший в Москве и известный у нас по книжным исправлениям иверский архимандрит Дионисий и другие лица 357 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

719 Исследование отличалось новым и самостоятельным освещением фактов и событий, связанных с личностью митрополита Гавриила, и помимо общенаучного значения представляло интерес для местных краеведов (см.: Стадницкий А. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808–1812 гг.) и митрополит Кишиневский (1813–1821 гг.). Кишинев, 1894; рецензию Д. Щеглова см.: Кишиневские ЕВ. 1895. 12. С. 28–37). 10 июня 1894 г. Совет КДА признал работу Стадницкого соответствующей степени магистра богословия, отложив решение о присвоении степени до защиты, 2 декабря 1894 г. принято решение допустить А. Стадницкого к защите работы, назначенной на 19 декабря; официальные оппоненты – заслуж. орд. проф. И.И. Малышевский и заслуж. орд. проф. Н.И. Петров (см.: Извлечение из протоколов Совета КДА за 1894/95 учебный год. Киев, 1895. С. 67, 75–76). 720 См.: Труды КДА. 1894. 10. С. 152–165. Петров Николай Иванович (1840–?) – заслуженный ординарный профессор КДА по кафедре теории словесности и истории иностранных литератур; образование получил в той же Академии. 721 Согласно «Правилам о присуждении ученых степеней» (указ Св. Синода от 03.02.1889 г.), напечатанное исследование, представленное в Совет духовной академии на соискание магистерской ученой степени» давалось на рассмотрение преподавателю, к специальности которого сочинение относилось, и одному из членов Совета, а затем защищалось в присутствии Совета академии и приглашенных Советом сторонних лиц (§ 136, см.: Устав 1884 г. С. 241). Постановление о присуждении ученой степени магистра Совет академии представлял на утверждение Св. Синода (§ 81, лит. в, п. 6; См.: Там же. С. 237). На защите А.Г. Стадницкого присутствовали епископ Чигиринский Иаков (Пятницкий), епископ Уманский Иоанникий (Надеждин), наместник Киево-Печерской Лавры архимандрит Сергий (Ланин), начальники и преподаватели местных духовно-учебных заведений, законоучители светских учебных заведений и др. Кроме официальных оппонентов, по поводу работы высказался экстраорд. проф. В. Малинин. Защита признана удовлетворительной, А. Стадницкий удостоен звания магистра богословия, а 22 марта 1895 г. Св. Синодом утвержден в этом звании. 11 апреля 1895 г. последовало решение Совета КДА о выдаче А. Стадницкому диплома на степень магистра богословия (см.: Извлечение… за 1894/95 учебный год. Киев, 1895. С. 75–77, 104).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010