В этом извлечении содержится Сказание о явлении иконы Иверской Богоматери на море Афонском. Но оно не заслуживает особенного внимания, потому что не из Грузинских рукописей почерпнуто Грузином отцом Тимофеем, а записано им с голоса в Афонском монастыре, который он посетил зимою в 1755 году. Что и как ему сказали Греки об оной иконе, то так и записал он в своём дорожнике, начав эту запись свою словами: «нам рассказывали, что во время греческого царя Феофила...» Главное содержание этой Записи – такое же, какое читается и в вышеприведённых Памятях. Но есть и разности, кои я и отмечаю здесь в подтверждение той правды, что основа всякого устного предания одинакова и верна, а подробности и прикрасы его – разнообразны и сомнительны. «В царствование Феофила иконоборца один рассыльный (courier), посланный этим государем в Никею по одному делу, остановился отдохнуть у некоей вдовицы, которая скрывала у себя икону пресвятой Девы и, увидев сию икону, разъярился, извлёк меч свой и им поразил её: но из неё, – говорят, – брызнула кровь и обагрила грудь сего человека. Он, будучи устрашён сим, убежал: а вдовица, боясь, как бы не огласилось это происшествие, пустила икону по морю, на котором впоследствии она явилась у св. горы, дав знать о себе огненными лучами, блиставшими тут долго. Святые отцы горы святой, увидев такой свет на волнах морских и не понимая причины его, отправились на лодках по направлению к нему. По той мере, как они приближались к свету, свет удалялся от них к великой скорби их. Тогда послышался голос, говоривший: Гавриил Грузинец достоин принять сей образ Пресвятой Девы. После сего святогорцы пошли в монастырь грузинский и тут спросили: кто сей Гавриил? поискали и нашли монаха Гавриила, жившего отшельником на Горе, и взяли его в лодку. По мере приближения её к свету и свет приближался к ней. Гавриил, приблизившись, пошёл – говорят – по волнам и принял икону Пресвятой Девы. Это было во вторник Пасхи. Тогда монахи совершили крестный ход с молитвами, и поставили икону в церкви монастыря грузинского. Так рассказывали нам эти подробности, которых эхо –– мы: c´est ainsi qu´ on nous a raconté ces details, dont nous sommes l’écho.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Гавриил продолжал подвиг древних восков 33 . Он был странником на Афоне, не имел ни жилища, ни келии, бродил по дебрям лесов и скал, где редко ступала нога человека, воспевая день и ночь гимны Богу. Он питался плодами деревьев, корнями трав и тем, что подавали ему как нищему в монастырях Афона. Он ночевал, где заставали его короткие южные сумерки: в расселинах скал, дуплах деревьев или делал себе шалаши из веток. Этот подвижник не имел ничего, кроме имени Иисуса Христа и свободы от всего земного. Он был свободнее перелетной птицы, которая находит оставленное гнездо; не имел ничего, но был так радостен и счастлив, словно все принадлежало ему, как царю. Преподобный Иоанн послал монахов в дебри и ущелья, чтобы отыскать его – своего духовного брата – прячущегося в скалах, будто серна. Преподобный Гавриил, узнав, что его ищет Иверский игумен, тотчас явился в монастырь. Помолившись Божией Матери, он вступил на волны моря, как Петр на воды Галилейского озера, и пошел к иконе, точно по вымощенному гранитом пути. Поднял икону и понес ее на берег. Трепеща и ужасаясь, Гавриил держал в своих руках чудотворный образ Богоматери, а благодать иконы невидимо держала его над бездной вод. Радостно приняли монахи образ – как Саму Пресвятую Богородицу, вступившую на землю Афона. Икону поместили в монастырской часовне и оставили там – пока приготовят для нее место в соборе, где она должна была восседать, как царица Афона на троне. Затем икону перенесли в собор и поставили в алтаре. Но воля Девы Марии была иной – образ Ее на следующее утро оказался висящим над вратами обители. Снова внесли ее в храм, но и в последующие ночи повторилось то же чудо. Вразумленные Самой Царицей Небесной иноки более не противились Ее изволению. Икону оставили там, где это было угодно Божией Матери. Есть предание, что пока она находится в Иверском монастыре, Афон будет изливать чистый свет Православия, и силы ада не одолеют его. Но придет время, и икона исчезнет так же таинственно, как и пришла. Тогда монахи спешно должны покинуть Святую Гору, как христиане в одну ночь покинули Иерусалим, когда войска Тита готовились к новой осаде.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Согласно этому Сказанию, в правление имп. Феофила (829-842) одна благочестивая вдова, жившая близ Никеи (но не в самом городе - ν τ θματι Νικαας), хранила в домовой церкви икону Божией Матери (Л. 226 об.- 227). Воины-иконоборцы, случайно увидевшие у вдовы икону, потребовали от нее крупную сумму денег, грозя в противном случае донести властям. Вдова попросила их прийти за деньгами на следующий день и, чтобы уберечь икону от поругания, пустила ее ночью по морю, и та чудесным образом стоя поплыла по волнам на запад (Л. 227 об.). Юный сын вдовы отправился в Македонию, «еще свободную от нашествия варваров» (Л. 228), т. е. арабов, опустошавших малоазийское побережье ( Порфирий (Успенский). Афон. 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 161). Он принял постриг в одном из афонских мон-рей (возможно, в груз. обители Афо) и рассказал братии о происшедшем с иконой. Икона много лет пробыла в море и появилась близ Афона при Павле, «проэстосе лавры Иверов» (Л. 229 об.), к-рого еп. Порфирий (Успенский) безосновательно считал настоятелем обители Афо и современником прп. Евфимия Святогорца (Там же. С. 162). Монахи, увидев в море столп света, пытались приблизиться к иконе на лодках, но она удалялась от них. В это время среди монахов Иверского мон-ря был отшельник прп. Гавриил Иверский , родом грузин, подвизавшийся в летнее время в нагорной келлии, а зимой - на юж. стороне Афона в местности Сисик, находившейся на границе владений мон-рей Ксиропотам и Руссик (Л. 229 об.- 230). Ему явилась Божия Матерь, велев взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского мон-ря, что Она дарит им Свою икону. Иверские монахи вместе с Гавриилом отправились к морю крестным ходом. Прп. Гавриил вошел в воду, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел к ней по волнам, как по суше, а икона приплыла прямо к нему в руки. На месте, где прп. Гавриил вышел с иконой из воды, была построена часовня (ныне кафизма Пресв. Богородицы Портаитиссы). Это произошло во вторник Светлой седмицы. Сначала образ Божией Матери поместили в соборе Иверского мон-ря. Однако икона дважды покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами. Пресв. Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем мон-ря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» (в ркп. Πορτιατσσα вместо Πορτατισσα - Л. 222 об.).

http://pravenc.ru/text/293359.html

Во время братоубийственной войны 15 в Самтавро зашли вооружённые люди – около сорока человек. Старец их принял с любовью, благословил, велел снять с себя оружие, привёл их в храм, встал на колени и прочитал «Отче наш», подарил кресты и с амвона произнёс проповедь . Потом спросил: «Куда вы идёте? Какие у вас планы?». Они уверенно ответили: «В Зугдиди едем воевать». – «С кем собираетесь воевать, там же ваши братья?» – и, подняв руки, старец закричал: «Стреляйте в меня, я – Грузия!» – а потом взял посох и воскликнул: – «Этим посохом побью вас всех! Вы не мужчины, а бабы!». «Храбрецы» с такой скоростью убежали, что чуть не забыли своё оружие. Отец Гавриил особо чтил Самтаврийскую Иверскую икону Божией Матери 16 . Называл её Царицей неба и земли и часто пел перед этим образом «Достойно есть...» (у старца был очень красивый голос). Отец Гавриил всегда носил на себе большой крест и пятичастный мощевик. Когда видел меня без креста, то говорил: «Прости, сестра, сейчас ты не настоящая игуменья, а “игуменья понарошку”. В кресте вся твоя сила. Как можно ходить игуменье без креста!». Отец Гавриил постоянно заботился о духовном очищении и совершенствовании монахинь. Он написал устав, назвал его «Узкий путь монашества» и, поставив в рамку, подарил монахиням для руководства. Вот этот устав: усмирять чрево; не пропускать всенощное бдение; умеренно употреблять воду; умеренно вкушать хлеб; терпеть упрёки и обиды; прощать; уничижать свою волю; безропотно, терпеливо переносить оскорбления, неприятности, клевету; если кто-нибудь осуждает нас – без слов умалить себя; без возмущения принимать оскорбления, когда кто-либо злословит, терпеливо молчать, прощать и не отвечать тем же; если кто-то осудит – молча смириться. Не было даже мгновения, чтобы старец не думал о Боге, он старался и нас вразумлять. Когда кто-нибудь читал молитву поспешно, он останавливал и говорил: «Тра-та-та-та, тра-та-та-та. Молишься, ругаешься или газету читаешь? Со страхом и благоговением, не спеша надо молиться. Когда молишься, вспомни, перед Кем стоишь, с Кем беседуешь! Христос незримо вместе с нами, Господь постоянно с нами...».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ ИВЕРСКИЙ (Святогорец) [греч. Γαβριλ ρδβλθυοτεΙβηρ] (XI в.), прп. (пам. 13 мая, 12 июля и в Соборе Афонских святых; пам. груз. 12 июля), родом из Грузии, подвизался на Афоне, в пещере недалеко от Иверского мон-ря . За благочестивую жизнь он удостоился божественного гласа или, по др. версии, явления во сне Пресв. Богородицы, велевшей ему спуститься к морю и принять принесенную волнами икону, к-рая станет заступницей Иверской обители. Г. И. возвестил об этом игум. Павлу, и икона была торжественно принесена в мон-рь (см. в ст. Иверская икона Божией Матери ). Ж. Б. Ф. Питра и др. приписывают Г. И. составление ряда песнопений (см. в ст. Гавриил , визант. гимнограф). Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 83; Афонский патерик. М., 2002р. Т. 1. С. 452; Жития груз. святых. Тбилиси, 2002. С. 114-115. Лит.: Вышний Покров над Афоном. М., 19029, 1997р. С. 26-28; Γερσιμος (Μικραγιανντης), μον. Γαβριλ Ιβηρτης//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 107-108; Mossay J. , Latteur D. Gabriel L " Hymnographe (19)//DHGE. T. 19. Col. 554-555. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ЗАВУЛОН И СОСАННА (III - нач. IV в.), родители просветительницы Грузии равноап. Нины, преподобные (пам. 20 мая) Каппадокийские ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи

http://pravenc.ru/text/161361.html

Иноки поникли. Они поняли, что Богородица чего-то ждет, но чего — понять не могли. Вместе с настоятелем они пришли в храм и стали молить Бога и Пресвятую Деву о том, чтоб Они указали, как поступать дальше. Так прошло несколько дней. Огненный столп по-прежнему стоял над морем, монахи с изумлением смотрели на это необычное явление. Спустя некоторое время к настоятелю Иверона пришел отшельник Гавриил, живший в самом труднодоступном уголке Афона. По нему было видно, что он спешил, вид его был взволнованным. — Сегодня, когда я творил обычное молитвенное правило, было мне видение. Явилась Пречистая и повелела прийти к вам, выйти на берег и, ступая по воде, взять Ее икону. Отче, что бы это могло значить? — А ты не видел чего-либо необычного по пути сюда? — спросил настоятель. — Нет, я спустился сюда южной тропой. А до этого не выходил из кельи неделю... — Так смотри же! — Воскликнул настоятель, и подвел Гавриила к окну, за которым простиралась морская гладь, и неземным светом озарял воду огненный столп. Отшельник понял, почему к нему являлась Богородица. И вот, процессия из иноков с факелами в руках спустилась к берегу. Впереди шел Гавриил, смутно представляя, что станет делать дальше. Он был в молитве. Когда крестный ход поравнялся с местом, где стояла икона, отшельник сделал первый шаг. Сначала он шел по мокрому берегу, чувствовал, как вода обнимает его стопы. Дальше мель кончалась, но он продолжал идти, веря, что Богородица не оставит его. И вдруг инок ощутил под ногами опору — а ведь здесь уже была глубина! Гавриил шел по воде! Окрыленный радостью и верой, он благополучно добрался до иконы, трепетно взял ее и пошел обратно к берегу. Как и прежде — по воде! Монахи встретили святыню и торжественно отнесли ее в главный храм обители, благодаря Бога за такую великую милость. Но на следующий день икона исчезла. Трудно представить печаль, которая охватила иноков: вчера они обрели великую святыню, а сегодня она пропала. Но горевали недолго — обходчик обнаружил пропажу над въездными воротами монастыря. Удивленные насельники подумали, что это — чья-то злая шутка, сняли икону со стены, и опять поставили в храме. На следующее утро история повторилась, и снова обходчик обнаружил святой образ на стене ворот. Монахи задумались, но, не зная, как поступать, вернули икону в храм. Через день ее опять нашли над въездом в Иверон. Так продолжалось много раз, пока Гавриилу не явилась сама Богородица и сказала:

http://foma.ru/iverskaya-ikona-presvyato...

В 1718-м году посланы в Иверский Монастырь в братство духовник Переяславской Кафедры Исаия (Ияковлев), за старостью, и иеродиакон Герман 995 . В 1719-м году в Иверский Монастырь отправлен наместник Лубенского Мгарского Монастыря, иеромонах Артемий (Свидерский) и, по болезни, Андроньева Монастыря иеромонах Иона 996 ; в 1720-м году иеродиакон Белоградского архиерея Ефрем 997 . Умерли и погребены в Невском Монастыре: в 1718-м году Киевопечерский иеромонах Иустин (Могоровский) и Чудовский иеродиакон Иона 998 , в 1720-м году в октябре иеромонах Симеон (Вишнеревский) 999 . 2 иеромонаха явились было в Невский Монастырь в 1720-м году и тотчас были отпущены к начальственным должностям, которые они получили в своих епархиях ранее их вызова в Александро-Невский Монастырь: судия Коломенского архиерея Софония, посвященный во архимандрита еще в 1711-м году и бывший в данное время настоятелем в Спасском Монастыре, что на Коломне 1000 , и иеромонах Гавриил, посвященный во игумена в Углич в Воскресенский Монастырь 1001 . Оба не были занесены в ведомости Александро-Невского братства. Возвращен также был в Москву бывший в Монастыре с 1716-го года и здесь получивший иеродиаконство монах Богоявленского Монастыря Георгий (Данилов) – в Славяно-Латинскую Школу для окончания наук 1002 . Впоследствии, по окончании Школы, он был в ней учителем, а в 1724-м году вызван архиепископом Феодосием в Новгород – проповедником 1003 . В 1719-м году; для лечения Богоявленские иеромонах Варлаам и иеродиакон Антоний (Рудой) и Троице-Сергиевские иеромонахи Никифор (Титов), за болезнью, и без объяснения причины – Викентий (Ченцов) 1004 . Возвращены были обратно в 1720-м году и некоторые из голосистых клирошан, оказавшиеся, по освидетельствованию головщиками Герасимом и Лукою, с оскудением голоса: басистый иеромонах Гавриил (Княшенко) в Киево-Софийский Монастырь и тенористые; иеродиакон Макарий – в Киево-Ннколаевсый Монастырь, монах Геласий – в Киево-Братский, иеродиакон Анфиан – в Елецкий, иеромонах Матфей, бывший в Александро-Невском Монастыре с 1717-го года, в Московский Богоявленский Монастырь 1005 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

(обратно) 99 Большой (англ.). (обратно) 100 Во времена иконоборчества (720–840) в Никее (на окраине Константинополя) жила одна благочестивая вдова с сыном. Осведомители императора-иконоборца обнаружили, что она прячет у себя дома икону Божией Матери, и пригрозили ей, что донесут на неё, если она не заплатит им за молчание большую сумму денег. Вдова с сыном, не имея возможности уплатить шантажистам требуемую мзду, с молитвой опустили икону в море, так как не желали оставлять её на поругание иконоборцам. Вдова неутешно скорбела о потере драгоценной святыни, но однажды ей во сне явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Я пошлю Мою икону в монастырь, где люди разных народов и рас будут почитать её на протяжении столетий, и туда же я отправлю твоего сына. А тебя заберу с Собой, чтобы вместо Моей иконы ты могла смотреть на Меня». Пробудившись от сна, вдова исполнилась необычайной радости, благословила сына, и он ушёл в Иверский афонский монастырь. Он рассказал иверским отцам об иконе и о сне матери, и монахи записали саму историю и время, когда всё это произошло. 16 апреля 1004 г., во вторник после Пасхи, через 170 лет после явления Богородицы вдове, у берега напротив Иверского монастыря возник огненный столп, поднимавшийся до самого неба. Сотни иноков собрались на берегу, и каково же было их изумление, когда они увидели икону Божией Матери, стоя плывущую к ним по волнам. Многие поплыли навстречу ей в лодках, но никто не смог приблизиться к святые и взять её в руки. Тогда настоятель Иверского монастыря со всею братией и множеством других монахов начали молиться, стоя на берегу и в течение трёх дней умоляя Царицу Небесную даровать им Свою икону. Владычица чудесным образом ответила на их молитвы. От иконы послышался голос: «Я не приду к вам, если с Малого Афона не явится за мной Гавриил Иверский». Высоко на Святой Горе, в местности под названием Малый Афон, действительно, жил святой подвижник по имени Гавриил. Матерь Божия явилась ему во сне и повелела спуститься с Горы и взять Её икону из моря.

http://isihazm.ru/1/?id=2079

мон. 151–153. 729 Гавриил Домецкий, как я слышал, на диспуте г. Мирковича, от пр. Кояловича, принимал участие в полемике уже и в это время, был близок с Медведевым и сжег, испугавшись бегства Медведева, свое сочинение: О преложении св. Даров. Вот что нам удалось собрать о Домецком. Игумен Даниловский (с 1677–1680) затем Симоновский (1680–1691), судя по словам Негребецкого, Д. был близок с иезуитами, или по крайней мере знаком с ними: от них он узнал, что Белободского называют кацермистром (Ketzermeister) (Ч. О. И. и Д. Р. 1884 III, 198). Он был хорошо знаком и с главным представителем латинствующей партии В. В. Голицыным. Так в 1682 г. авг. 31 он бил челом о выводе из монастыря пехоты и там между прочим просит Великих Государей «приказать их В. Г. богомолие Симонов монастырь во всяких делах выдать в посольском приказе князю В. В. Голицыну и они В. Г. то разрешили» (Дополн. к акт. ист. X, 31). В 1683 года мая 3 Тимофей, игумен Даниловский, жаловался на Домецкого, что он Гавриил, надеяся на свою мочь, не отдает ризы Даниловского игумена. На разборе Домецкий говорил, что те ризы даны во 187 году ему, а не в монастырь, и что Государь (Фед. Алекс.) утвердил то словами: Возьми не оставляй ничего, я тебе пожаловал. (Дополн. к Акт. Ист. 106 и след.). Катастрофа 1690 года отразилась и на Домецком. 10 Марта 1691 года он был привезен в Иверский монастырь: «велено ему быть в братстве, пищею кормить и питье по обыкновению» (Рус. Ист. Библ. т. V стр.924). 26 марта 1696г. архимандрит Иверский Антоний спрашивал Арсения Софийского ризничего, подлинно ли велено ехать к Москве Гавриилу Домецкому, и есть ли указ и грамота патриарха Адриана. (Там же стр. 913). Митрополит новгородский Иов указал игумену Антонию списать с перевода Домецкого с двух книг списки, а Д. взял списки и хотел увезти в Москву, на что и жаловался Антоний (там же стр. 969–971). В 1699 г. март на него, как на игумена Иверского новые жалобы, впрочем от пьяниц (там же стр. 970). Домецкого ссылают в Крестный монастырь (там же 973, 979).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

апостолу Иакову, брату Божию, отрок православно чтущий имя Христово и что приплывшее тело не есть труп утопленника, но мои нетленные остатки». После сего, приплывшие честные мощи с подобающим приличием были взяты из воды и, впредь до открытия о них воли Божией, были погребены на берегу реки Мсты, на том самом месте, куда приплыли в устроенном для сего обрубе. После многих знамений и чудес, совершившихся при гробе праведного Иакова, мощи его в 1543 году были свидетельствованы Новгородским архиепископом Феодосием и 23-го октября того же года, по благословению митрополита Всеросийского Макария, были внесены в новоустроенный каменный храм Боровичского Свято-Духова монастыря. В 1657 году патриарх Никон перенес мощи св. Иакова в Иверский монастырь, что близ города Валдая, и 23 февраля того же года переложил их в серебряную, позолоченную раку. В церкви же Боровичского монастыря осталась одна часть (ребро) от святых мощей его, которая и сохраняется поныне на прежнем месте в особенной раке. В настоящее время мощи св. праведного Иакова почивают открыто в серебряной, вызолоченной раке, находящейся в соборном храме Иверского Богородицкого первоклассного монастыря. Монастырь же сей состоит на острове Валдайского озера между другими двумя островами оного Березиным и Рябининым, в з-х верстах от уездного города Валдая к северо-востоку и в 150 верстах от Новгорода. Построен монастырь сей патриархом Никоном при царе Алексее Михайловиче. По штатам 1764 года Иверский монастырь положен в I класс с оставлением учрежденной еще патриархом Никоном архимандрии, с предоставлением права архимандритам сего монастыря служить в шапке, т.е. митре, с сулном, рипидами и осенением свещным на ковре. Монастырь Иверский, несмотря на превратность судьбы, которой он подвергался, особенно по низложении патриарха, и бывшие пожары, находится в благоустроенном состоянии. Память св. праведного Иакова совершается 23 октября. Кроме сего, отправляется местное празднество 21-го майя, в каковый день, по окончании Литургии, совершается торжественное обнесение мощей св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010