Старец Гавриил сподобился увидеть еще одно дивное видение, в котором явилась Пречистая Дева, сказав: «Объяви братии, чтобы они не искушали Меня, Я не желаю быть охраняемой вами, а желаю быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего и Владыки все иноки, которые в горе сей будут жить добродетельно, с благоволением Божиим. Я испросила у Него сей дар; и се вам знамение: доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего с вами не оскудеет...» (Описание Афонских Монастырей, Санкт-Петербург, 1859 г., стр. 46). Старец Гавриил сообщил об этом втором видении Владычицы Божией Матери настоятелю и инокам. Тогда они с великой радостью построили во славу Пресвятой Богородицы храм над вратами обители и в нем поместили Чудотворную Икону. С того времени и поныне пребывает Чудотворная икона на избранном Самой Пресвятой Богородицей месте, поэтому и называется эта Чудотворная икона Божией Матери «Портаитисса», т. е. «Вратарница», а от названия обители именуется «Иверской». Проходят столетия. Чудотворный образ Божией Матери Иверской Вратарницы не покидает обитель. Ее лик потемнел от времени. Но все еще на правой ланите Богородицы заметна рана, нанесенная Ей в далекое столетие иконоборчества. Почитание древней Святыни велико, об этом свидетельствуют богатства Ее убранства. Икона украшена роскошной ризой, усыпанной редкими драгоценными камнями. Великолепный подсвечник, пожертвованный жителями Москвы, денно и нощно сияет множеством свечей. Образ древней Святыни поражает строгостью и величием, что приводит в трепетное благоговение многих паломников. Интересны записи извстного паломника Барского: «В семь прекрасном, при внутренних вратех монастырских созданном храме, в иконостасе, вместо наместной обычной иконы Богородицы, стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Вратарница, с великими очесами, держащая в левой руце Христа Спасителя, очернела множества ради лет, покровенна же вся, кроме лица, среброкованной позлащенной одеждою, и, кроме того, упещрена многоценными каменьями и монетами золотыми от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многая Ея чудотворения;...

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

124 Полн. собр. зак. т. XXII. 16, к. 659, ук. 10 мая 1788 года, где перечислены предметы преподавания, согласно приведенному рескрипту. 126 Летоп. А. Невского монастыря 1774–1779 г. Ср. опис. Свято-Троицк. А. Невск. лавры, стр. 23 и 24. 127 Пространнее об освящении собора в летоп. монаст. 1791 г. и в описании лавры стр. 24–28. Около этого времени Императрицею пожалован м. Гавриилу богатый серебряный сервиз к столу, но его остается теперь в лавре немного. 128 Сын отечества за 1830 год XXVII стр. 34. Оставшуюся от постройки собора экономическую сумму велено обратить на постройку близ него залы для кавалеров ордена св. Александра Невского. Ист. Росс. иерарх. ч. II. стр. 211. 134 Именно, в 1793 году были в монастыре французский принц с французским министром; в том же году 29 августа на всенощном бдении была Императрица с вел. князьями. В 1795 году 20 января пр. Гавриил погребал в монастыре вел. княжну Ольгу Павловну, а 27 января служил здесь молебен для Императрицы, бывшей тут с вел. князем и вел. княжнами. В 1796 г. 15 августа и 8 сентября был здесь Шведский король с дядею своим и двором; в 1798 г. 12 августа были два принца Виртемберг-Штутгардские-Австрийские. Летоп. Невск. мон. 1793–1798 год. 135 Книга сия, известная под именем летописи А. Невского монастыря, хранится в библиотеке А. Невской лавры под 142. 136 Таковы напр. монастыри: Валаамский, Коневский, Зеленецкий, Тихвин, Новоезерский, Моденский, Вяжицкий, Савво-Вишерский, Отенский, Клопский и другие, в коих введено было общежитие старанием м. Гавриила. 137 Так напр. м. Гавриил, по хорошим отзывам о старце пустынножителе (в Брынских лесах) Адриане, пригласил его письмом в С. Петербург, а по приезде отпустил его жительствовать в Коневец, он вскоре поставлен был от митрополита строителем того монастыря. Жизнь монаха и пустынножителя Василиска М. 1849 г. стр. 38, 41 и 51. О святителе Тихоне Задонском также известно, что пр. Гавриил приглашал его из Задонска к себе в епархию на покой в Валдайский Иверский монастырь, находящийся близ его родины. И блаж. Тихон изъявил было согласие, но удержан одним благочестивым старцем Аароном и остался в Задонской обители. Маяк за 1844 год о жизни Тихона Задонского . Ср. опис. жизни преосв. Тихона, М. 1820 года стр. 48, 53 и 66, где показаны сношения преосв. Тихона с м. Гавриилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРАНДА Мон-рь Дранда. Фотография. 80-е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии) Мон-рь Дранда. Фотография. 80-е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии) [груз. ], в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (9 мая 1883-1928) Сухумской епархии Грузинского Экзархата РПЦ (с 1917 Кавказского Экзархата РПЦ, с сент. 1919 Грузинской Православной Церкви), общежительный. Основан при древней, находившейся в запустении церкви в с. Дранда , к-рая в XIX в. привлекла внимание ученых. По свидетельству С. Саблина, «окрестные жители-абхазцы, не только христиане и магометане, но даже не исповедующие никакой религии (а в Абхазии весьма много таких), имеют особенное уважение к этому храму и во всех важных случаях прибегают к нему» ( Саблин. 1846. С. 4). В 1860 г. мон-рь обследовал груз. историк Д. Бакрадзе ( Бакрадзе. 1875. С. 65). 20 мая 1868 г. церковь осмотрел обозревавший Абхазскую епархию еп. Имеретинский св. Гавриил (Кикодзе) , поставивший перед Обществом восстановления православного христианства на Кавказе вопрос о возобновлении храма. Усилиями святителя восстановительные работы были завершены в 1871 г., 21 окт. еп. Гавриил освятил храм ( Гавриил (Кикодзе). 1872. С. 12-14). Известны имена первых священнослужителей в храме - это Иоанн (Гегенава), Иоанн (Кереселидзе), причетник Петр Пилия, миссионерствовавшие среди местных мусульман и язычников. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. выступившие на стороне турок абхазы-мусульмане разорили церковь. В 1880 г. рус. насельники афонского мон-ря Ивирон иеромонахи Модест и Варлаам обратились к российскому правительству с просьбой об устройстве мон-ря на развалинах церкви. Просьбу поддержал главноуправляющий Кавказом кн. А. М. Дондуков-Корсаков, лично разработавший порядок устройства общежительного мон-ря. Руководствуясь Высочайшим повелением от 9 мая 1881 г., Святейший Синод определил учредить Д. с условием основания при нем учебного и благотворительного заведения. 9 мая 1883 г. доклад Синода получил Высочайшее утверждение ( Агафодор (Преображенский). 1894. С. 23-25). В том же году с Афона прибыли иеромонахи Модест и Варлаам и 10 чел. братии и приступили к восстановительным работам. Из Иверского мон-ря они привезли копию чудотворной Иверской иконы Божией Матери , часть Древа Животворящего Креста Господня, частицы мощей вмч. Пантелеимона, сщмч. Харалампия, мучениц Веры, Надежды, Любови, св. равноап. Марии Магдалины. Согласно местному монастырскому преданию, в 1885 г. при расчистке храма в земле был обретен список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» , к-рую датируют 80-ми гг. XIX в. На иконе была изображена Богоматерь в окружении облаков, без Младенца и страждущих ( Боярский. 1894. С. 15). Восстановительные работы в Д. были завершены в 1886 г. При еп. Агафодоре в Москве был заказан и изготовлен иконостас.

http://pravenc.ru/text/180405.html

Он оставил по себе начальником новоустроенной пустыни любимого ученика своего священноинока Григория, который был рукоположен Епископом Суздальским Алексием, и разделял первоначальное уединение сих пустынных мест; келарем же оставил при нем другого труженика Кассиана, присоединившегося к ним в лесах Авнежских. Шесть лет после удаления блаженного их наставника, в 1392 году, толпы Вятичей и Казанских Татар, опустошавшие пределы Вологодские, разорили и обитель Авнежскую; в то время погибли под мечом варваров преподобные Григорий и Кассиан. После страшного нашествия возвратившиеся поселяне обрели телеса их и с честью погребли на месте их подвига, под развалинами церкви. С годами заросло лесом самое место обители, но сохранилась память о преподобных. Сто тридцать лет спустя, при державе Великого Князя Василия Иоанновича, когда уже успокоились пределы сии от набегов варварских, поселянин по имени Гавриил, нечаянно пришел на то место, где стояла обитель, начал рубить тут лес и огнем очищать поляну, но, когда все горело вокруг, не загорался только хворост над самою могилою преподобных. Вскоре после Гавриил уступил свою засеку другому поселянину Феодору, который водворился в оставленной им хижине, и с удивлением стал видеть по ночам огонек над утаенною могилою. Полагая, что тут хранится какой- либо потаенный клад раскопал он землю, и с ужасом обрел два гроба совершенно целых. В ту же ночь явился ему во сне преподобный Григорий, и велел восстановить церковь великомученика Георгия, стоявшую некогда над их гробницами. Хотя Феодор рассказал окрестным поселянам видение свое, но не в точности исполнили они повеленное, а только соорудили на том месте часовню вместо церкви. Самый владелец места Гавриил, опасаясь, чтобы со временем не возобновилась тут прежняя обитель и не лишиться ему земли своей, домогался даже уничтожить самую часовню. Но как только достиг нечестивой своей цели, впал в страшное исступление ума, и как дикий зверь скитался по лесам, доколе не испросил себе помилования над гробом преподобных.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Иноки поникли. Они поняли, что Богородица чего-то ждет, но чего — понять не могли. Вместе с настоятелем они пришли в храм и стали молить Бога и Пресвятую Деву о том, чтоб Они указали, как поступать дальше. Так прошло несколько дней. Огненный столп по-прежнему стоял над морем, монахи с изумлением смотрели на это необычное явление. Спустя некоторое время к настоятелю Иверона пришел отшельник Гавриил, живший в самом труднодоступном уголке Афона. По нему было видно, что он спешил, вид его был взволнованным. — Сегодня, когда я творил обычное молитвенное правило, было мне видение. Явилась Пречистая и повелела прийти к вам, выйти на берег и, ступая по воде, взять Ее икону. Отче, что бы это могло значить? — А ты не видел чего-либо необычного по пути сюда? — спросил настоятель. — Нет, я спустился сюда южной тропой. А до этого не выходил из кельи неделю... — Так смотри же! — Воскликнул настоятель, и подвел Гавриила к окну, за которым простиралась морская гладь, и неземным светом озарял воду огненный столп. Отшельник понял, почему к нему являлась Богородица. Иверский монастырь в XVIII веке. Зарисовка грузинского путешественника и писателя Тимоти Габашвили И вот, процессия из иноков с факелами в руках спустилась к берегу. Впереди шел Гавриил, смутно представляя, что станет делать дальше. Он был в молитве. Когда крестный ход поравнялся с местом, где стояла икона, отшельник сделал первый шаг. Сначала он шел по мокрому берегу, чувствовал, как вода обнимает его стопы. Дальше мель кончалась, но он продолжал идти, веря, что Богородица не оставит его. И вдруг инок ощутил под ногами опору — а ведь здесь уже была глубина! Гавриил шел по воде! Окрыленный радостью и верой, он благополучно добрался до иконы, трепетно взял ее и пошел обратно к берегу. Как и прежде — по воде! Монахи встретили святыню и торжественно отнесли ее в главный храм обители, благодаря Бога за такую великую милость. Но на следующий день икона исчезла. Трудно представить печаль, которая охватила иноков: вчера они обрели великую святыню, а сегодня она пропала. Но горевали недолго — обходчик обнаружил пропажу над въездными воротами монастыря. Удивленные насельники подумали, что это — чья-то злая шутка, сняли икону со стены, и опять поставили в храме. На следующее утро история повторилась, и снова обходчик обнаружил святой образ на стене ворот. Монахи задумались, но, не зная, как поступать, вернули икону в храм. Через день ее опять нашли над въездом в Иверон. Так продолжалось много раз, пока Гавриилу не явилась сама Богородица и сказала:

http://foma.ru/yavivshayasya-v-ognennom-...

По воле Вышнего, распоряжающей законами природы, икона не осталась на воде, как бы следовало обыкновенной доске по естественному порядку вещей, но стала прямо, касаясь только нижней оконечностью воды, и в таком положении понеслась по волнам к западу. Утешенная сим видением вдовица возблагодарила Бога и пресвятую Его Матерь и велела сыну удалиться из Никеи. Он отправился в Солун, откуда перешел на Афонскую гору сделался иноком и, проводя жизнь в подвигах благочестия, мирно преставился Господу. Инокам Афонской горы он передал со всею подробностью о событии со святою иконою; рассказ сей сохранялся в памяти на святой горе и переходил от одного поколения к другому. Текли годы и кончилась уже вторая сотня лет от смерти Никейского пришельца. На Афонской горе воздвиглась новая обитель иноков усердием выходцев из Грузии, иначе называемой Ивериею, потому и самая обитель приняла название Иверской. В один вечер иноки сей обители увидели на море огненный столп, возвышавшийся до неба. Несколько дней и ночей сряду повторялось это видение. Из окрестных монастырей собрались пустынножители и, приблизившись к морю увидели, что огненный столп стоял над иконою Божией Матери. По мере приближения их к воде, икона заметно отдалялись от берега. Иверские иноки собрались в храм и молились со слезами ко Господу, чтобы даровал обители их явившуюся икону. В этом монастыре был старец, именем Гавриил, из Грузии, отличавшийся строгостью жизни и простотою нрава. Ему явилась во сне Пресвятая Богородица, осеяемая небесным светом и прорекла: „Возвести настоятелю и братии, что я хочу дать им икону мою в покров и помощь, и потом войди в море. Ступай с верою по волнам и тогда все узнают мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец объявил настоятелю о сем видении и на утро все монахи с лампадами и кадилами, с молебным пением выступили на морской берег. Гавриил вошед в море, чудесно прошел по водам и сподобился принять на свои руки святую икону. Иноки с благоговением и радостью встретили её на берегу, но скоро устроили молитвенный дом и непрерывно три дня и три ночи совершали молебствие пред иконою.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Святые отцы, основатели Иверской обители, часто посещали преподобного Леона, будучи в великой духовной дружбе с ним. Кроме этого святого мужа, духовным другом блаженного отца нашего Евфимия был преподобный Гавриил, удостоившийся явления Пресвятой Владычицы Богородицы, Которая повелела ему взять из моря икону Свою. Иеромонах Гавриил жил в келье, высеченной в скале, недалеко от обители. Святой Евфимий часто приходил к нему для духовных бесед, особенно вечером, и оставался до утра. Прийдя. он останавливался у входа в келью, творил молитву, святой Гавриил отвечал и выходил ему навстречу. Но преподобный Евфимий не входил никогда в саму келью: оба подвижника садились у входа и начинали духовную беседу. Она продолжалась до утреннего клепания в било, когда святой Евфимий уходил в обитель на утреннее стояние. Георгий Святогорец говорит, что так блаженный Евфимий посещал преподобного Гавриила всю свою жизнь. Подобным образом святой Евфимий посещал и блаженного Леона, основателя обители Римской, чему, как говорит Святогорец, были свидетелями все братия обители и многие святые отцы Афонской горы. В те дни Фессалоникийскую кафедру занимал епископ (имя его не названо жизнеописателем), муж святой жизни, исполненный христианских добродетелей, который был в большой дружбе со всеми святыми отцами Иверсвой обители и часто обменивался с ними посланиями. В то время в Солуни жил один еврей, знавший основательно Ветхий Завет. Епископ всеми силами старался обратить его в христианство, и однажды между ними начался спор о вере, при котором присутствовал и блаженный Евфимий. Благодаря основательному знанию Писания еврей стал брать верх над епископом. Тот, видя это, просил блаженного продолжить спор; еврей не смог отвечать на вопросы святого и должен был уступить. Наконец, выйдя из терпения, он стал поносить веру христианскую и Самого Христа Спасителя. Святой, услышав это богохульство, возмутился духом и чрезвычайно оскорбился, и сказал: " Да будут уста твои нечестивые замкнуты " , - и в то же мгновение еврей онемел, упал на землю, и богохульные уста и глаза его извратились.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

В то время в Иверской обители жил старец по имени Гавриил, родом грузин. Он отличался строгостью жизни и простотой нрава; летом удалялся безмолвствовать на вершину неприступных скал, зимой сходил с гор в нижайшие места или в обитель; всегда носил власяницу, питался былием, пил одну воду и жил как земной ангел и небесный человек. Сему благочестивому старцу явилась во сне Пресвятая Богородица, сияющая небесным светом, и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь; потом войди в море и ступай с верой по волнам: тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец объявил настоятелю о сем видении, и наутро все монахи Иверской обители, с молебным пением, с кадилами и лампадами, выступили на морской берег: Гавриил вошёл в море, чудодейственно прошёл по водам, как по суше, и сподобился принять в свои объятия святую икону. Иноки с благоговейною радостью встретили её на берегу, устроили там молитвенную храмину, в коей три дня и три ночи совершали молебствие пред иконой: потом внесли её в соборную церковь и поставили в алтаре. В следующий день, перед заутреней, монах, зажигающий лампады, войдя в храм, не нашёл в нём новоявленной иконы. После долговременного искания иноки обрели её на стене, над монастырскими воротами, и отнесли на прежнее место: но в следующее утро снова нашли её над воротами. Подобное перенесение образа в церковь и чудесное возвращение его на ограду обители повторялось многократно. Наконец, Пречистая Дева опять явилась во сне тому же Гавриилу и сказала ему: «Объяви братии, чтобы они более не искушали Меня. Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего и Владыки все иноки, которые в горе сей будут жить добродетельно, с благоговением и страхом Божиим. Я испросила у Него сей дар; и вот вам знамение: доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет!» Братия, услышав от Гавриила об этом видении, исполнились несказанной радостью; построили небольшого объёма во славу Пресвятой Богородицы храм при вратах обители и в нём поставили чудотворный Её образ местным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Будучи в Монастыре 30-го августа 1724-го года, во время перенесения мощей святого Александра Невского, Петр Великий «указал к сочиненным святому благоверному великому князю Александру Невскому стихирам синаксарию сочинить седальны и канон, и по сочинении всю ту службу по обыкновению напечатать и разослать во все Государство с таким повелением, дабы повсюду, вместо прежде бывшей святому благоверному великому князю Александру Невскому ноября 23-го числа службы, отныне праздновали августа и 30-м числе непременно» 1418 . В тот же день Государь указал перевезти в Невский Монастырь из Иверского большой колокол, который был весом, 800 пудов, и «для привозу водяным путем рассмотреть и приуготовить путь заранее» 1419 . 2-го сентября Святейший Синод заслушав в заседании высочайшее повеление о составлении службы святому Александру Невскому, сообщенное архиепископом Феодосием, поручил составление канона, седальнов. и «всей службы, как надлежит быть совсем, исправно», синодальному советнику, Школ и Типографии протектору, архимандриту Гавриилу «в скорости» и представить на одобрение Святейшему Синоду, но по одобрении напечатать и разослать но епархиям для всех церквей 1420 . Архимандрит Гавриил представил Святейшему Синоду запрос относительно составления синаксаря, и Святейший Синод ответил: синаксарь «сочинить из обретающегося в прологе жития, приложив к тому из бывшей с Шведами и окончившей ее миром войны краткую историю, и перенесение его святых мощей, по приличию» 1421 . О способе перевозки колокола 7-го сентября в Канцелярии Монастыря сделан был опрос бывшего наместника Иверского, иеромонаха Варлаама, одного Иверского и нескольких Валдайских жителей. Колокол удалось доставить только в 1726-м году 1422 . Высочайшее же повеление относительно церковной службы скоро было исполнено и 8-го июля 1725-го года из Александро-Невской Типографии была выпущена книжка: «Месяца августа 30 дне. Служба благодарственная Богу, в Троице Святей славимому, на воспоминание заключенного мира между Империей Российского и Короною Свейскою. В той же день празднуется и пренесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского 1423 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Велика заслуга в отношении монашества владыки Гавриила, в миру Петра Петрова, закончившего свою, посвященную служению Церкви, жизнь митрополитом Новгородским и С.-Петербургским. Родился он в 1736 г. Отец его был священником. В 1753 г. он окончил московскую Славяно-Греко-Латинскую академию. Всегда прилежал он к церкви, был справщиком в московской снодальной типографии и потрудился много при перепечатке Библии. Пострижение принял в 1758 г. по настоянию настоятеля Троицкой лавры известного Гедеона (Криновского), убежденного в том, что Петров будет хорошим иноком. В том же году он был назначен наместником лавры, ректором семинарии и учителем богословия. В 1761 г. он стал ректором московской академии в сане архимандрита Заиконо-спасского мон. Занимался учеными трудами. В 1763 г. последовала хиротония его в тверского епископа. Умело управляя епархией, он вызывался часто в Петербург. По желанию имп. Екатерины, он был членом комиссии, рассматривавшей Наказ выборным для составления нового Уложения. Работал он над исправлением Пролога. Состоя с 1767 г. депутатом от Снода в Комиссии по составлению нового Уложения, он отстоял сохранение духовенства как особого сословия. В 1770 г. он был назначен архиепископом С.-Петербургским и Ревельским, будучи уже членом Снода. Много забот приложил владыка Гавриил по управлению епархией (с 1776 г. ему подчинена была и Новгородская). В 1783 г. Гавриил возведен в сан митрополита. Устрояя Александро-Невскую лавру, он соорудил в ней Троицкий собор, освященный, в присутствии императрицы, 30 августа 1790 г. Благотворил он многим. О последующих годах его жизни упомянуто выше. Митрополиту Гавриилу иночество, в значительной степени, обязано своим оживлением. Сам аскет по жизни и по стремлениям, он общался со всеми современными ему иноками. Им приглашался св. Тихон переселиться в Валдайский Иверский мон. Владыка Гавриил находил, что делу монашества вредит назначение настоятелями монастырей т. н. «ученых монахов», большею частью учеников Киевской духовной академии. Они могли быть отличными администраторами и проповедниками, но неудачными настоятелями. Он считал, что в настоятели монастырей надо избирать сильных духом и опытом подвижников из суровых обителей. Так выписан был им из Брынских лесов старец Адриан, направленный им на Коневец, где он вскоре стал настоятелем. Митр. Гавриилом введено было общежитие по Афонскому уставу во многих монастырях своей епархии: Валаамском, Коневском, Иверском, Зеленецком, Тихвинском, Новоезерском, Моденском, Вяжицком, Савва-Вишерском, Отенском, Клопском, Дымском. Он составил сам для этих обителей правила общежития (в 20 пунктах).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010