викарий Киевской митрополии с 1718 по 1722 временно управлял Варлаам (Вонатович), архиепископ рукоположен с 14.05.1722 по 20.11.1730 лишён сана и сослан в Белозерский монастырь, в 1741 восстановлен в архиепископском сане; 17.01.1751 Рафаил (Заборовский), архиепископ бывший епископ Псковский и Изборский с 13.04.1731 митрополит с 11.06.1743 22.10.1747 Тимофей (Щербацкий), митрополит рукоположен с 10.03.1748 по 22.10.1757 митрополит Московский и Севский Арсений (Могилянский), митрополит бывший архиепископ Переяславский и Дмитровский с 22.10.1757 по 02.04.1767 переименован митрополит Киевский и Галицкий Киевская и Галицкая С 02 апреля 1767 года Имена Сведения Арсений (Могилянский), митрополит бывший митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России с 02.04.1767 08.06.1770 Гавриил (Кременецкий), митрополит бывший архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский с 22.09.1770 09.08.1783 Иларион (Кондратовский), епископ Переяславский и Бориспольский временно управлял Самуил (Миславский), митрополит бывший архиепископ Ростовский и Ярославский с 22.09.1783 05.01.1796 Иерофей (Малицкий), митрополит бывший епископ Черниговский и Нежинский с 01.04.1796 02.09.1799 Гавриил (Банулеско-Бодони), митрополит бывший митрополит Новороссийский и Днепровский с 29.09.1799 по 21.08.1803 на покое, с 27.03.1808 – член Св. Синода и экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии, с 21.08.1813 митрополит Кишиневский и Хотинский Серапион (Александровский), митрополит бывший архиепископ Казанский и Свияжский с 11.12.1803 по 24.01.1822 на покое; 14.09.1824 бывший архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский с 24.01.1822 митрополит с 16.03.1822 23.02.1837 бывший архиепископ Ярославский и Ростовский с 18.04.1837 21.12.1857 бывший митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии с 01.03.1858 по 01.07.1860 митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Арсений II (Москвин), митрополит бывший архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 01.07.1860 28.04.1876 Филофей (Успенский), митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Димитрий (Сулима), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Фрагмент литографии. 2-я четв. XIX в. (ГИМ) Димитрий (Сулима), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Фрагмент литографии. 2-я четв. XIX в. (ГИМ) (Сулима Даниил; 1772, мест. Нов. Водолага Валковского у. Харьковской губ.- 4.08.1844, Кишинёв), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Обучался в Харьковском коллегиуме и Екатеринославской ДС. В семинарии учился у архим. Гавриила (Банулеско-Бодони ; впосл. митрополит Кишинёвский) и считался первым учеником. По окончании семинарии с 1795 г. преподавал поэзию и риторику, затем стал ее префектом. В 1797 г. в Полтаве Д. был рукоположен во иерея к собору г. Новороссийска (Екатеринослав, ныне Днепропетровск), определен членом духовной консистории. В 1798 г. назначен префектом Екатеринославской ДС. В 1800 г. возведен в сан протоиерея, служил в Богуславском соборе, был управляющим церквами и духовенством Богуславского благочиннического окр. Киевской епархии. В 1806 г. перемещен в Адмиралтейский собор г. Николаева, был законоучителем, учителем логики и красноречия в штурманском уч-ще. Осенью 1810 г. митр. Гавриил ходатайствовал перед Святейшим Синодом о назначении Д. викарным епископом, помощником по управлению Молдо-Влахийским Экзархатом. Архиеп. Арсений (Стадницкий) называл Д. «первым среди главных его сотрудников». В мае 1811 г. в Яссах он принял монашеский постриг. 16 июня 1811 г. хиротонисан во епископа Бендерского и Аккерманского. После присоединения Бессарабии к России в 1813 г. Д. назначен викарием новосозданной Кишинёвской епархии. В том же году при участии Д. была открыта Кишинёвская ДС, к-рая до 1823 г. находилась в его подчинении. В 1818 г., во время пребывания в Кишинёве имп. Александра I , митр. Гавриил лично просил императора наградить Д. панагией с алмазными украшениями, что было исполнено через гр. И. Каподистрию. С 18 июня 1821 г. Д.- архиепископ Кишинёвский и Хотинский. Назначение последовало после рекомендации полномочного наместника Бессарабии ген. И. Н. Инзова, к-рый написал Каподистрии, что Д. хорошо знаком с краем, изучил молдав. язык и любим местным населением. Каподистрия переслал это письмо министру духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицыну , к-рый сделал 11 июня 1821 г. соответствующий доклад лично Александру I. В этот же день последовал указ о назначении Д. архиепископом. Во время событий 1821 г. в Греции и Дунайских княжествах Д. оказывал содействие беженцам из этих стран - священнослужителям, обосновавшимся в Бессарабии. С июня 1823 до нач. 1825 г. принимал участие в заседаниях Святейшего Синода.

http://pravenc.ru/text/178175.html

К нач. XIX в. наполеоновская Франция усилила позиции в Османской империи, франц. войска одержали победу над российскими под Аустерлицем (1805), тур. султан Селим III под давлением Франции закрыл для российских судов проход через черноморские проливы. Это привело к началу новой русско-тур. войны (1806-1812). Непосредственным поводом к войне стало осуществленное султаном в авг. 1806 г. отстранение от власти господарей молдавского Александру Мурузи и валашского Константина Ипсиланти без предварительных консультаций с Россией, предусмотренных Ясским мирным договором 1791 г. Российский посол А. Я. Италинский вручил представителю тур. стороны ультиматум о разрыве дипломатических отношений в случае, если в Дунайских княжествах не будет восстановлена прежняя власть. Несмотря на уступки Порты, выразившей готовность вернуть к власти господарей, российский имп. Александр I в окт. 1806 г. дал приказ о вступлении российских войск в Дунайские княжества без объявления войны. В дек. Османская империя объявила войну России. Изначально предполагалось превращение Дунайских княжеств в находящиеся под контролем России т. н. буферные гос-ва. В соответствии с Тильзитским миром (июнь 1807) Франция дала согласие на вхождение этих княжеств в российскую сферу влияния. Предварительно во главе объединенных княжеств должен был встать Ипсиланти. Позже в интересах более эффективного обеспечения потребностей оккупационной армии в жилье, продовольствии, фураже и т. д., а также в целях преодоления коррупции было принято решение о его смещении и реорганизации всей системы адм. управления княжествами. Полнота власти была передана диванам (сословным собраниям) княжеств под общим председательством российского чиновника, наделенного большими полномочиями (с июня 1807 С. Л. Лашкарёв, с февр. 1808 С. С. Кушников, с мая 1810 В. И. Красно-Милашевич). Как диванам, так и чиновникам было выдвинуто условие присяги на верность российской короне. 20 февр. 1808 г. митр. Молдавский Вениамин (Костаки) покинул кафедру и поселился в мон-ре Слатина, затем в Нямецком мон-ре, временно устранившись от активного участия в церковной жизни. Во главе Унгро-Влахийской митрополии до нояб. 1809 г. продолжал оставаться близкий к фанариотским кругам К-поля престарелый митр. Досифей (Филитти) , противившийся усилению российского влияния и любого рода церковным реформам. Согласно рескрипту Александра I от 27 марта 1808 г., был образован М.-В. Э. Впервые в своей истории Молдавское и Валашское княжества объединились в церковном отношении. Во главе Экзархата был поставлен митр. Гавриил (Банулеску-Бодони), находившийся к этому времени на покое; он был введен в состав Синода РПЦ. 23 мая был подписан имп. указ о назначении митр. Гавриила на кафедру Молдавской митрополии. Своим местопребыванием экзарх избрал столицу Молдавского княжества, г. Яссы, куда и прибыл в начале мая. Периодически митр. Гавриил выезжал и в Бухарест.

http://pravenc.ru/text/2564048.html

Тимофей Щербацкий, 1748–1757. Арсений Могилянский, 1757–1770. Киевские и Галицкие Гавриил Кременецкий, 1770–1783. Самуил Миславский, 1783–1796. Иерофей Малицкий, 1796–1799. Гавриил (Бодони) Банулеско (румын), 1799–1803. Серапион Александровский, 1803–1822. Евгений Болховитинов , 1822–1837. Филарет Амфитеатров , 1837–1857. Арсений Москвин , 1860–1876. Филофей Успенский, 1876–1882. Платон Городецкий , 1882–1891. Иоанникий Руднев, 1891. Феогност, 1900. Флавиан, 1903. 229 Эти возражения следуют и от австрийцев, когда им приходится оправдывать своё положение до перехода к ним митрополита Амвросия, то есть по необходимости защищать беглопоповщину, к каковой принадлежали они сами в продолжении 180 лет. 233 Предки старообрядцев, беглопоповцы, именно любили общение с отбегшими от православной церкви иереями, всякое действие которых проклято (Толковый апостол, лист 548 об.). 234 Извлечение из книги Е.Антонова: «Рассмотрение книги нового раскольнического писателя лжепопа Механикова: „Историко-каноническое обозрение старообрядческого общества“», Москва, 1895 год, с.297 и далее. 235 Это показывает разрешение, обманом выхлопотанное старообрядческими депутатами в патриархии, коим дозволялось Амвросию отслужить одну только литургию по якобы умершей Анастасии, данное 8 марта 1846 года (см. Материалы для истории австрийского священства, с.148). И в «Протоколе», выданном старообрядцам в 1875 и 1892 годах из патриаршей канцелярии в Константинополе, к тому же прямо сказано, что: «Из вышеизложенного следует заключить, что бывший Боснийский Амвросий, ради противоканонических его действий, должен быть признаваем самоотлучённым; совершённые же им хиротонии и священнодействия по тому самому должны считаться недействительными» (Братское Слово, 1876 год, часть 2, с.210; 1893 год, часть 1, с.73; Летопись происходящих в расколе событий за 1893 год, с.12). Вот суд и осуждение вселенским патриархом и Великой церковью Амвросия и начатой им раскольнической иерархии. 236 Известно, что в пасхальных вычислениях русской и греческой церкви начальным месяцем считается сентябрь. В конце 1699 года Пётр Великий указом определил начинать новый год вместе с другими европейскими народами с января. Хотя у нас год начинается с января, но у греков остаётся начальный месяц сентябрь. Поэтому и оказывается по-гречески октябрь – 1847 год, а по нашему счету этот октябрь приходится в 1846 году; вот почему следующие послания Анфима помещены: 2-е – 12 марта 1847 года, а 3-е – 8 августа 1847 года: в них упоминается и первое послание 14 октября 1847 года; тогда как в порядке нашего летоисчисления это послание было бы третьим.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Ив. Ковалевский – известный русский психиатр, бывший профессором Харьковского и ректором Варшавского университета; протоиерей Михаил Павловский, профессор богословия в Ришельевском Лицее, потом – Новороссийском университете и др.). Выходили и литераторы (как напр., современный украинский писатель и поэт Н. Чернявский) и видные общественные деятели. Если бы собрать точные сведения о всех, более или менее, известных питомцах Екатеринославской семинарии, то получился бы список, могущий возбудить чувство глубокого уважения к нашей семинарии за ее полезное культурно-просветительное служение местному краю и конечно, прежде всего и главным образом, за приготовление просвещенных кандидатов церковно-пастырского служения, из коих встречаются и лица, занимавшие высшие иерархические посты. Из иерархов, учившихся в Екатеринославской семинарии, можно указать на Феодосия Шаповаленко, епископствовавшего в Тамбове и Вологде (ум. 1883 г.), Ювеналия Карюкова, бывшего епископом Архангельским и Орловским (сконч. в 1882 г.), Неофита Неводчинова, бывшего архиепископа Кишиневского и на Алексия Дородницына , епископа Сумского, викария Харьковской епархии. В. Беднов 1 Появление на Екатеринославской кафедре архиерея в сане Митрополита произошло случайно. Во время второй Русско-Турецкой войне, при Екатерине великой (1787–1791 гг.), русские войска заняли Молдавию и Валахию, где введено было русское Управление. Благодаря этому обстоятельству, расположенный к России Гавриил Банулеско-Бодони, румын по происхождению, был возведен 11 февраля 1792 года в сан Молдо-влахийского митрополита. По Ясскому Миру 29 декабря 1791 года Молдавия и Валахия были тогда возвращены Турции. Когда летом 1792 г. русские сняли оккупацию с названных земель, Митрополит Гавриил был схвачен и отправлен в Константинополь, где его заключили в тюрьму. Его освободили только по требованию русского Правительства. После этого, он прибыл в Россию и 10 мая 1793 г. получил в управление Екатеринославскую епархию. С 1799 по 1803 гг., он был Митрополитом Киевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

В том же году митр. Никодим совместно с проф. И. Д. Штефэнеску издал в типографии Нямецкого мон-ря первую Иллюстрированную Библию. Стараниями профессоров священников Василе Раду и Галы Галактиона в 1938 г. осуществлено новое издание Б.- Библия Карла II. Перевод ВЗ выполнен по евр. тексту Biblia Hebraica Р. Киттеля (1937) и изданию LXX А. Ральфса (1935). В 1944 г. вышло 3-е синодальное издание Б. в переводе Патриарха Никодима (Мунтяну), выполненном по LXX и с учетом слав. и франц. переводов. В 1968 г. по благословению Свящ. Синода и по инициативе Патриарха Юстиниана (Марина) вышло новое издание Б., в к-рое были включены ветхозаветные неканонические книги и 6 цветных карт. Над ним работали свящ. Иоанн Гажиу, профессора Т. М. Попеску и Д. Раду. Для перевода ВЗ был использован текст 1936 г. Исключение представляет только Книга псалмов, к-рая напечатана по пересмотренному тексту, изданному в 1957 г. Для книг НЗ использовалось издание 1951 г. В 1975 г. вышло переиздание этой Б. с нек-рыми дополнениями (напр., была включена таблица мер и денежных единиц, упоминаемых в Свящ. Писании). С разрешения Свящ. Синода Румынской Православной Церкви в 1982 г. вышло новое издание Б. Для ВЗ был использован текст, опубликованный в 1975 г., для НЗ - издание 1979 г. Как и в 2 предыдущих изданиях (1968, 1975), основу составляет перевод 1936 г. В 1988 г. появилось издание Б., напечатанное трудами Патриарха Феоктиста (Арэпашу) . В 1993 г. в изд-ве Библейского и миссионерского ин-та Румынской Православной Церкви вышел НЗ с комментариями архиеп. Бартоломеу (Анании), напечатанный по благословению Патриарха Феоктиста. Издание содержит краткие объяснения и комментарии к нек-рым стихам, краткие исагогические сведения в начале каждой книги. В 2002 г. появился перевод всей Б. на основании LXX, созданный коллективом филологов под рук. архиеп. Бартоломеу (Анании). Библия на молдав. языке. СПб., 1817 (РГБ). Титульный лист БО обратилось к митр. Кишинёвскому и Хотинскому Гавриилу (Банулеску-Бодони) с просьбой прислать в С.-Петербург Б. на молдав. языке. По его рекомендации за основу издания была взята Б., переведенная мон. Мику Клайном. Над корректурой работали вице-президент об-ва кн. Ипсиланти и коллежский советник М. Крупенский, позднее в работе приняли участие митр. Гавриил, а также архим. молдав. Добровецкого мон-ря Варлаам. В 1817 г. был издан НЗ. При этом митр. Гавриил и архим. Варлаам обратили внимание на то, что Б., изданная в 1795 г., ближе к лат. и франц. переводам, нежели к греч. и слав. Предложенная митр. Гавриилом правка по греч. и слав. текстам была отвергнута Петербургским комитетом из-за нехватки времени и нежелания, чтобы новое издание заметно отличалось от прежних. Т. о., молдав. Б. отличается от положенного в ее основу издания 1795 г. лишь небольшими исправлениями грамматического характера. Отпечатана в С.-Петербурге, в типографии Н. И. Греча, по благословению Святейшего Синода в 1817-1819 гг.

http://pravenc.ru/text/209473.html

В. многое сделал для организации духовного и светского образования в Молдавском княжестве и перевода обучения на родной язык. В 1803 г. основал ДС в мон-ре Сокола, готовившую священников для княжества (в 1840 семинарии было присвоено имя митрополита). В мон-ре Агапия учредил школы для монахинь и для девочек различных сословий по обучению грамоте и рукоделию. В 1805 г. была основана школа церковного пения в Яссах и были выделены средства для такой же школы при храме св. Иоанна Нового в Сучаве, находившейся в то время под австр. господством. Были учреждены 2-годичная учительская семинария и 4-годичная Василианская гимназия при мон-ре Трех святителей в Яссах, уездные школы в Романе, Хуши, Ботошани, Бырладе, Галаце, Фокшани, Бакэу, Васлуе, Текуче. В нояб. 1834 г. начались занятия в высшем учебном заведении Академии Михэйлянэ в Яссах (с 1860 Ясский ун-т). В. оказал большое влияние на развитие духовной музыки. Проявлял постоянную заботу о правосл. воспитании священства и строгом соблюдении им церковного устава, одновременно стремясь к улучшению его материального положения; значительные суммы жертвовал на благотворительные цели и больницы (в Романе и Яссах). Оказывал постоянную помощь мон-рям (Нямецкий, Слатина, Агапия, Кокош, св. Иоанна в Сучаве), приходским церквам, К-польской Патриархии. В течение неск. лет В. осуществлял пожертвования на обновление соборного храма и росписей афонского мон-ря Эсфигмен (сохр. изображение В. в настенной росписи притвора монастырского храма). В 1833 г. благодаря трудам В. началось сооружение кафедрального собора Сретения Господня, к-рый был завершен уже после кончины митрополита. Лит.: Голубинский Е. Е. Краткий очерк истории Правосл. Церквей - болгарской, сербской и румынской. М., 1871; Vizanti A. Veniamin Costachi mitropolit al Moldovei i Sucevei: Epoca, viaa i operile sale. Iai, 1881; Стадницкий А. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский и митр. Кишиневский. Кишинев, 1894; Арсений (Стадницкий), еп. Исслед. и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904; Iorga N. Viaa i faptele mitropolitului Moldovei Veniamin Costachi. Bucureti, 19152; Bobulescu C. Noi contribuii la biografia mitropolitului Veniamin Costachi//BOR. 1939. 7/8. P. 397-414; Ibid. 1946. 10-12; Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1967. 1/2. P. 7-174; Конаки К. Опере. Кишинэу, 1978; Cocora G. Mitropolitul Veniamin Costachi traductor i diortositor de cri bisericeti//BOR. 1981. 5/6. P. 663-668.

http://pravenc.ru/text/150295.html

Викариатство учреждено 22 декабря 1884 года Имена Сведения рукоположен с 20.01.1885 по 14.04.1906 на покое; 12.11.1908 Кишиневская Учреждена в 1813 году Кишиневская и Хотинская Имена Сведения Гавриил (Банулеско-Бодони), митрополит бывший митрополит Киевский и Галицкий с 21.08.1813 30.03.1821 Димитрий (Сулима), архиепископ бывший епископ Бендерский и Аккерманский, викарий Кишинёвской епархии с 18.06.1821 04.08.1844 Иринарх (Попов), епископ бывший епископ Вологодский и Устюжский с 12.11.1844 архиепископ с 14.04.1845 по 17.03.1858 архиепископ Подольский и Брацлавский Антоний (Шокотов), епископ бывший епископ Оренбургский и Уфимский с 17.03.1858 архиепископ с 23.04.1861 13.03.1871 бывший епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 23.06.1871 архиепископ с 01.04.1879 по 16.07.1882 архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии бывший архиепископ Казанский и Свияжский с 21.08.1882 по 12.01.1891 архиепископ Херсонский и Одесский 11.02.1898 Исаакий (Положенский), епископ бывший епископ Томский и Семипалатинский с 12.01.1891 по 21.11.1892 епископ Астраханский и Енотаевский; 11.05.1894 Неофит (Неводчиков), епископ бывший епископ Туркестанский и Ташкентский с 21.11.1892 по 26.01.1898 на покое; 10.03.1910 Викарии Кишиневской епархии Бендеровский и Аккерманский (Белоградский) епископ. Викариатство присоединено к РПЦ 13 августа 1813 года Имена Сведения Димитрий (Сулима), епископ бывший епископ Бендерский и Аккерманский, викарий Молдовлахийской митрополии с 13.08.1813 по 18.06.1821 архиепископ Кишинёвский и Хотинский С 1821 года викариатство упразднено Аккерманские (Белоградские) епископы Викариатство восстановлено 10 декабря 1868 года Имена Сведения Пётр (Троицкий), епископ рукоположен с 29.05.1869 10.10.1873 бывший епископ Михайловский викарий Рязанской епархии с 16.10.1882 по 30.09.1887 епископ Аксайский, викарий Донецкой епархии Аркадий (Филонов), епископ бывший епископ Муромский викарий Владимирской епархии с 30.09.1887 по 12.10.1902 на покое; 11.09.1908 Коломенская

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

158 Этот вопрос имеет громадную литературу как в Румынии, так и заграницей; в разных сочинениях он решается неодинаково, но, по нашему мнению, наиболее компетентным в решении этого вопроса следует считать митрополита Гавриила, руководившегося во всей своей жизни принципом справедливости и желанием стоять на почве исторической правды. Решение этого вопроса увидим ниже. И после такого решения его лицом, глубоко осведомлённым насчёт характера преклонённых монастырей, вопрос о них следовало бы перестать считать открытым. 159 «Наши предки, – пишет церковный историк – румынский преосвящен. Мельхиседек, – были весьма преданы православной вере. Она укрепляла их в борьбе и неудачах жизни частной и политической, она питала их надеждами на более светлое будущее. Они, можно сказать, рождались христианами, их религиозное чувство развивалось в родительском доме добрым примером родителей через постоянное посещение богослужений, где во главе народа находились всегда бояре со своими семействами как в сёлах, так и в городах. Сами бояре читали и пели на клиросе; они содержали церковнослужителей церкви. Их примеру следовали монастыри своим странноприимством и благочестием духа религиозного. Монастырские храмовые праздники были днями общего молитвенного времяпровождения. Бояре содержали при церквах народные школы для образования церковнослужителей и грамотеев для народа. Монахи и дьячки при церквах устраивали свои небольшие школы для народа»... 160 Эта цель прямо указывается в грамотах о преклонении монастырей. (См. грамоты о преклонении монастырей Котрочены и Марджинены. Стадниций Гавриил-Банулеску-Бодони, стр. 200–201). 161 До чего доходили злоупотребления в преклонённых монастырях, где самовластно, на правах собственников господствовали игумены-греки, показывает доклад Гавриила о Паисии – игумене монастыря Галаты, разорившем его в короткое время и не признававшем над собой никакой власти. Этот игумен 1) в расходе за 7 месяцев показал 35.813 левов, при чём на дрова и харчи издержал 12.025 левов в монастыре, где не было ни одного монаха, а только 30 служителей; 2) продал монастырскую собственность (сады, казаны и проч.) и покушался утаить вырученные деньги и 3) запродал монастырские вотчины и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖАБСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Жабский (Жапский, Шабский) в честь Вознесения Господня женский монастырь (Жабка) (Кишинёвской епархии РПЦ), находится в с. Жапка (название варьировалось: Жабка, Шабка) р-на Флорешть (Республика Молдова), в верховьях р. Днестр, на крутом скалистом берегу. Первоначально это был муж. пещерный скит. Точное время основания его неизвестно, в нек-рых исследованиях без ссылки на источники указывалась дата 1-го упоминания скита - 25 мая 1693 г. (см.: Locauri sfinte din Basarabia. 2001. P. 64). Возможно, он был основан в сер. XVII в. иером. Иезекиилем, пришедшим либо из Львова (см.: Защук. 1862. C. 225-228; Episcopia Hotinului. 1930. P. 17), либо из молдав. скита, основанного боярином по имени Лупан Бузня (ныне мон-рь Морени, жудец Васлуй, Румыния) (см.: Visarion (Puiu). 1919. P. 72; Anuarul Eparhiei Chiinului i a Hotinului. Chiinu, 1922. Vol. 1. P. 2). Вместе с неск. монахами иером. Иезекииль высек в скале пещерные кельи и небольшую ц. в честь Воздвижения Креста Господня. Пещерный скит Жабского мон ря. Фотография. Нач. XXI в. Пещерный скит Жабского мон ря. Фотография. Нач. XXI в. Некоторое время, вероятно из-за набегов кочевников, скит пребывал в запустении. В 1770 г. в пещерной обители поселился иером. Феодосий, благоустроил разрушенные кельи и построил деревянную церковь с колокольней в честь Воздвижения Креста Господня. С этого времени братия стала селиться не на горе, а в низине, на месте расположения совр. мон-ря. Именно поэтому большинство историков относят основание Ж. м. к 1770 г. Иером. Феодосий испросил у владельцев вотчины Жабка небольшой участок земли с 2 источниками, расположенный ниже скита. В 1813 г. скит вошел в состав новообразованной Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ, митр. Гавриил (Банулеску-Бодони) возвел иером. Феодосия в сан игумена. В 1818 г. решением Кишинёвского митр. Гавриила скит был обращен в общежительный монастырь. С 1821 г. большинство обителей Бессарабии находилось под управлением экзарха монастырей, однако Ж. м., как и Кэприана , Вознесения Господня Гыржавский монастырь и Добрушский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь , оставался под руководством своих наместников.

http://pravenc.ru/text/182181.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010