Когда его многочисленными трудами с Божией помощью и помощью Пресвятой Богородицы был устроена обитель внешне и внутренне, старец Зосима удалился на тихое безмолвие, пять дней в неделю пребывая в уединенной келье. Здесь же старец келейно принял великий образ схимы 256 . Упокоился старец Зосима 24 октября 1833 г. на 67-м году жизни. 3.11 Митрополит Гавриил (Петров) Значительную роль в деле устроения монастырской жизни, введения в монастырских обителях общежительного устава Афонской горы, возрождения старчества и умного делания, сыграл Преосвященный Гавриил, митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский. Митрополит Гавриил находился в духовном общении с великим старцем Паисием Величковским через переписку, а также общался с другими подвижниками различных монастырей своего времени. По рекомендациям своего любимого келейника о. Феофана (Соколова) он вызывал лучших иноков для устроения общежития в своих монастырях 257 . При этом в деле устроения монастырской жизни митрополит Гавриил предпочитая ученым монахам простых, не книжных, но опытных в духовной жизни игуменов. По просьбе митрополита Гавриила архимандрит Нямецкого монастыря Паисий Величковский перевел с греческого языка на славянский Добротолюбие, содержащее наставления о духовной жизни и умной молитве. Родился митрополит Гавриил в Москве в 1730 г., и при святом крещении был наречен Петром в семье священнослужителя Петрова. Высшее образование Петр получил в Московской славяно-греко-латинской академии, по окончании работал в Синодальной типографии, а позже был учителем семинарии Троицкой лавры. Там же в 1758 г. был пострижен в монашество с наречением имени Гавриил, и через некоторое время рукоположен в иеромонаха. О. Гавриил, покровительствуемый архимандритом Троицкой лавры Гедеоном Криновским , быстро прошел по должностной лестнице до епископства. В 1758 г. он был назначен ректором лаврской семинарии, а немногим позже наместником Троицкой лавры. В 1761 г. определен ректором в Московскую академию и архимандритом Заиконоспасского монастыря. И за свои заслуги в ученой деятельности и строгую подвижническую жизнь архимандрит Гавриил в 1763 г. был хиротонисан в епископы с назначением на Тверскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

«Вообще Гавриил Петрович Петров был редким и замечательным человеком. Богатством своим и делами благотворения он был известен не только по Донецкому округу, но и по всему верховью Дона и в Воронежской губернии, особенно в г. Богучар и его уезде» с. 4]. Большие суммы денег Гавриил Петрович давал в долг оказавшимся в трудной ситуации крестьянам, мещанам, купцам, дворянам. «Везде среди крестьян и помещиков у него были сотни должников, и перед его смертью месяца два или три к нему со всех сторон ехали и шли…люди с просьбами о прощении долгов. Гавриил Петрович многим прощал весь долг; другим же половину, или 3-ю, 4-ю часть, а остальное обязывал занести после его смерти церковному попечительству в селе Алексеевке на устройство каменной церкви, которую проектировал о двух престолах…во имя Алексия, человека Божия (ангел тестя Гавриила Петровича, отца Марфы Алексеевны), и архангела с. 4]. 3 февраля 1883 года Гавриил Петрович Петров, «находясь в полном уме и твёрдой памяти, но будучи одержим болезнью», составил домашнее духовное завещание. С его слов текст завещания писал священник Благовещенской церкви соседнего хутора Сетракова Андрей Алексеевич Байздренков. Здесь же присутствовал духовный отец Г. П. Петрова, священник Соборо-Богородицкой церкви слободы Греково-Степановки Матвей Семёнович Захаров. В качестве третьего свидетеля присутствовал землевладелец из слободы Тиховской Журавки, отставной майор Атаманского полка Фёдор Фёдорович Барабанщиков. В государственном архиве Ростовской области хранится копия этого духовного завещания л. 112–113]. В процессе анализа текста и структуры завещания, создаётся впечатление, что оно не было подготовлено заранее и составлялось завещателем на ходу. В нём нет четкой последовательности распоряжений, есть даже оговорки и их исправления. Гавриил Петрович выразил свою волю, завещав построить каменную церковь. Он указал её название, место постройки, источники финансирования и назначил распорядителя завещанным имуществом и капиталами. Интересно, что в завещании нет упоминаний о каких-либо наличных суммах или сберегательных книжках. Распорядителю предстояло продать дом в Новочеркасске, хлеб, скот, добиться возвращения долгов и, таким образом, собрать капитал на постройку церкви. Сумма капитала составляла около 100 тысяч рублей. Огромная по тем временам сумма и достаточная для реализации воли завещателя.

http://sobory.ru/article/?object=49091

Иерархи Екатерининского времени    Митрополит СПБ Гавриил (Петров) — родом из московского духовенства, окончил старую (Ломоносовскую) академию и был назначен учителем риторики. Он был нрава тихого, молчаливого, воздержного, но не торопился принимать постриг. Ценившие по достоинству сего природно-добродетельного мужа тогдашние синодальные члены — епископы Димитрий (Сеченов) и Гедеон (Криновский), сами любившие блеск и богатство, торопили Гавриила постричься и ускоряли его карьеру. Добродетельный муж ускоренно продвигался, скромно и упорно работая на всех постах. В 1761 г. он был уже ректором Московской Академии, в 1763 — епископом Тверским, в 1770 г. митрополитом, первенствующим членом Синода, Но, сверх подвига труда административного, митр. Гавриил вошел в историю как творческая личность в великом и славном деле возрождения русского монашества.    Внешняя и внутренняя сила традиционного народного русского монашества подорвана была порождением старообрядчества. Туда ушли, может быть, самые пламенные религиозные души народные. На подмогу этому умалению интенсивному подошло умаление экстенсивное. Петровские реформы сократили и стеснили во всех смыслах монашество, как состояние утилитарно бесполезное. И вот от этого сжатия и давления и началось инстинктивное самоутверждение монашества, его внутреннее усиление, а затем идейное и всяческое возрождение. Внешний мир этого не замечал. А среда наследственного духовенства это знала и выделяла из себя и монашествующих и епископов — ревнителей. Таким был митр. Гавриил (Петров). А долговременным его помощником в этом деле был его келейник, простец Феофан, имевший опыт жизни во многих пустынях, учившийся у многих старцев. Этих старцев, чаще всего простецов, но энтузиастов, указывал Феофан митр. Гавриилу, а Гавриил вызывал их в свою столичную епархию. Так, вызванный из Саровской пустыни старец Назарий стал возродителем обедневшего Валаамского монастыря. Старец Адриан из Брянских лесов (из Брянска) благоустроил Коневскую обитель. Старец Игнатий, вызванный из Пешноша, устроил Тихвинский монастырь. Всюду Гавриил вводил (взамен анархии) общежительный устав и написал его сам. Снабжал св.-отеческой литературой монастыри, поднимая интересы иноков над обычным уровнем только мужицкого физического труда. Со старцем Паисием (Величковским) он был в живых сношениях и содействовал напечатанию Паисиева «Добротолюбия».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

29-го мая 1764-го года Петербургский владыка, по докладу Комиссии о церковных имениях, вводившей епархии в границы губерний, получил новый титул С.-Петербургского и Ревельского 2958 . Восходившая новая звезда в церковной иерархии заставила архиепископа Гавриила уступить ей место. 29-го сентября 1770-го года архиепископ Гавриил был назначен в Киев митрополитом, на освободившуюся кафедру после кончины митрополита Арсения (Могилянского), а в Петербург переведен Тверской епископ Гавриил (Петров) с возведением в архиепископа 2959 . Владыка митрополит всю зиму пробыл в Петербурге, заседая в Святейшем Синоде и только 1-го мая 1771-го года ездил в Царское Село с прощальным представлением Императрице 2960 . Для Киева это был тревожный год чумы. В Киеве митрополит Гавриил оставил по себе благодарные воспоминания в Академии, которую он часто посещал на диспутах и в которой выстроил 2 корпуса, на содержание бедных воспитанников пожертвовал 73.000 рублей. Скончался владыка в 1783-м году, 9-го августа 2961 . Митрополит Гавриил II-й принадлежал к духовной семье города Москвы 2962 . Родился 18-го мая 1730-го года. Его отец был сначала синодальным иподиаконом, а потом священником Космо-Дамиановской церкви в Москве, в Китай-городе. При крещении он получил имя Петр. При определении в училище получил фамилию Петров, по имени отца. Учение начал на 12-м году жизни в школах Славяно-Греко-Латинской Академии и пробыл здесь 12 лет. По окончании академического курса в 1753-м году некоторое время стоял в раздумьи на жизненном пути, оставаясь в доме отца без службы. От монашества он уклонялся «по уважению к иноческому сану», как бы страшась его высоты. Тем неменее не готовил себе и семейного очага. По воспоминаниям одного из иерархов, знавших преосвященного Гавриила, он предполагал «испросить себе просфорническое место, чтобы иметь кусок хлеба и быть всегда при церкви». В 1754-м году определился справщиком в Московскую Синодальную Типографию, в 1757-м году ему было предложено учительство в Академии, под условием принятия монашества, но он отказался, и на его место поступил Левшин, впоследствии Платон, митрополит Московский. В 1758-м году он перешел учителем вТроицкую Лаврскую Семинарию. Наконец, настойчивые уговоры архимандрита Лавры Гедеона (Криновского), бывшего в Петербурге в должности придворного проповедника и присутствующего в Святейшем Синоде, взяли верх и учитель Петр Петров 28-го июня 1758-го года, в Петербург, на Троицком лаврском подворье, на 29-м году жизни, был посвящен в монахи, с именем Гавриила. Через 2 дня рукоположен во иеродиакона, а на следующий затем день во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Г. – монахиня. – 87. Гавриил – митрополит С.-Петербургский и Новгородский. 1730 † 26 января 1801. В мире Петр Петров. Родился в Москве в семье синодального иподиакона. Учился в Славяно-греко-латинской академии, принял монашество и рукоположен в 1758 г. В 1761 г. о. Гавриил был назначен ректором Московской академии. С 1763 г. епископ Тверской, с 1770 г. – архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский, с 1783 г. – митрополит. В 1799 г. был отстранен от управления Петербургской митрополией, оставшись митрополитом Новгородским, в 1800 г. уволен на покой. Митрополит Гавриил – автор многих сочинений, из которых наиболее известны: «Краткое христианское нравоучение», «О служении и чиноположении православной греко-российской Церкви». Трудами митрополита открыты многие духовные училища, благоустроена Александро-Невская лавра. Он был членом Российской Академии со дня ее основания, пользовался благорасположением Императорской семьи. Будучи сам строгим аскетом, преосвященный Гавриил состоял в духовном общении со многими подвижниками своего времени, в частности, с преп. Паисием Величковским , который, по просьбе митрополита, перевел с греческого языка на славянский Добротолюбие. – 18, 116. Гавриил – епископ Орловский и Севский. 26 января 1781 † 8 сентября 1858. В мире Василий Федорович Розанов. Родился в семье священника Костромской епархии. Образование получил в Костромской и Троицкой лаврской семинариях. Был учителем пиитики в Костромской семинарии. В 1811 г. пострижен в монашество. Назначен префектом Вологодской семинарии и возведен в сан архимандрита Спасо-Каменского монастыря. С 1814 г. – ректор Вологодской семинарии и настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря. В 1819 г. определен законоучителем 1-го кадетского корпуса в Петербурге. С 1820 г. – настоятель Ярославского Толгского монастыря и ректор семинарии. В 1821 г. хиротонисан во епископа Орловского, в 1828 г. переведен в Екатеринославскую епархию. В 1832 г. возведен в сан архиепископа, в 1837 г. назначен архиепископом Херсонским и Таврическим, в 1848 г. переведен в Тверь. В 1857 г. уволен на покой с правом управления Калязиным монастырем. В 1858 г. переведен в Тверской Желтиков монастырь, где и скончался. Похоронен в соборной церкви этого монастыря. Преосв. Гавриил ревностно занимался делами своих епархий, особо опекал сирот из духовного звания. Оставил два тома сочинений по истории и археологии. – 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

85 Начало Саровской пустыни и первоначальник ея иеросхимонах Иоанн. В кн. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. С.–Петербург: Издание книгопродавца И. А. Тулузова, 1905. С. 234–235. 98 Тихон (Цыпляковский), игум. Историческое описание Темниковского Санаксарского монастыря. Темников, 1885. С. 13. 112 Киево–Печерский затворник Досифей. В кн. Никодим (Кононов), архимандрит. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь… С. 259. 120 Рукоположен 6.07.1763 в епископа Владимирского и Яропольского; с 29.05.1764 именовался «Владимирским и Муромским»; † 9.08.1769. См. Справочно–библиографические материалы к книге Смолича И.К. История Русской Церкви 1700–1917... С. 678. 134 Высокопреосвященнейший Гавриил (Петров), Митрополит Новгородский и Санкт– Петербургский. Вопреки веку Просвещения. М.: «Паломник», «Русский Двор», 1999. С. 208. 136 Свт. Тихон (Соколов), бывший епископ Кексгольмский, викарий Санкт–Петебургский; с 3.02.1763 епископ Воронежский и Елецкий; с 17.12.1767 на покое; † 13.08.1783. См. Справочно–библиографические материалы к книге Смолича И.К. История Русской Церкви 1700–1917... С. 685. 144 Бывший еп. Рязанский и Шацкий; с 22.10.1757 архиепископ Новгородский и Великолуцкий; с 8.10.1762 митрополит; † 14.12.1767. См. Справочно–библиографические материалы к книге Смолича И.К. История Русской Церкви 1700–1917... С. 723. 146 Бывший еп. Кексгольмский, викарий Новгородской епархии; с 7.03.1761 еп. Смоленский и Дорогобужский; † 7.03.1795. См. Справочно–библиографические материалы к книге Смолича И.К. История Русской Церкви 1700–1917... С. 753. 157 Житие иже во святых отца нашего Тихона, Епископа Воронежскаго и Задонскаго, всея России Чудотворца Издание XI. Одесса, 1902. С. 58–59. 192 Дополнение к запискам келейника. В Прибавлении к Творениям иже во святых отца нашего Тихона… С. 51–52. 223 Высокопреосвященнейший Гавриил (Петров), Митрополит Новгородский и Санкт– Петербургский. Вопреки веку Просвещения… С. 208. 224 Высокопреосвященнейший Гавриил (Петров), Митрополит Новгородский и Санкт– Петербургский. Вопреки веку Просвещения… С. 208.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Гавриил занимал первенствующее в этом составе Святейшего Синода положение до того времени, пока 22 сентября 1770 года не был перемещен в Киев митрополитом. При этом преосвященному Гавриилу повелено именоваться синодальным членом. Новоспасский архимандрит Симон, по особому повелению, оставлен в Синоде и на будущий 1769 год, в конце которого, именно по указу 23 декабря, он назначен епископом костромским. Троицкий архимандрит Плато в 1770 г. (22 сентября) был назначен архиепископом в Тверь с оставлением по-прежнему в звании архимандрита Троицкой Лавры и присутствующего в Святейшем Синоде члена. Освободившееся за назначением новоспасского архимандрита Симона место синодального члена занял Гавриил (Петров) епископ тверской, который в следующем 1770 г., после Гавриила (Кременецкого), назначен был архиепископом с-петербургским. Не лишне заметить, что этот Гавриил (Петров) уже прежде, после смерти преосвященного Димитрия Сеченова, был вызван в Петербург для участия в комиссии по составлению нового Уложения и значится в числе членов учрежденной комиссии о церковных имениях. Перемены в описанном составе Святейшего Синода начались с того, что 21 июля 1774 года указом Екатерины к присутствованию в Синоде был назначен духовник государыни благовещенский протопоп Иоанн (Памфилов). Сему лицу по штату Синода не было оклада. Поэтому государыня 30 сентября 1774 года повелела: «назначенному в синодальные члены духовнику протопопу Иоанну производить жалование по тысяче рублей в год из доходов коллегии экономии». 1 января 1775 года Гавриил, архиепископ с-петербургский, назначен совокупно архиепископом и в новгородскую епархию, с наименованием его «архиепископом новгородским и с-петербургским». 21 того же января, Платон архиепископ тверской был переведен в московскую епархию с оставлением его архимандритом Троицкой Сергиевой Лавры и присутствовал в Синоде. Все эти перемены совершились в то время, когда Святейший Синод находился в Москве. Поэтому 20 декабря 1775 г. мы встречаемся с таким собственноручно написанным указом императрицы Екатерины: «при настоящем отбытии нашем в С-Петербург всемилостивейше повелеваем присутствовать в Синоде архиепископам: новгородскому Гавриилу, московскому Платону и Иннокентию псковскому да протопопам духовнику и Преображенскому…позволяя между тем архиепископу московскому пробыть в Москве до великого поста и во время сего пребывания заседать ему в здешний конторе».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Наконец, Венедикт обвинялся в Москве в составлении подложных грамат, в подделке подписи Александрийского патриарха, и в заключение – в намерении в компании с митрополитами Варнским, Силистрийским и архиепископом Эласонским, которые вместе с ним были в Москве, пограбить в Польше архимандритов этих иерархов. 1106 Отослав великого учителя Венидикта назад, Алексей Михайлович и патриарх Иосиф поручили подыскивать для Московской школы подходящего человека греку Ивану Петрову, который давно служил русскому правительству в качестве тайного политического агента в Турции, и с которым разные духовные особы Востока, не исключая патриархов, присылали в Москву свои граматы с политическими вестями. Иван Петров нашел учителя в лице известного Мелетия Сирига, который соглашался отправиться в Москву, как об этом Иван Петров доносил патриарху Иосифу будучи в Москве в 1649 году: «Даю ведомость о некотором учителе смышленом эллинскому языку и рассудителя евангельскому слову, и имя ему Мелентий, прозвище – Сирих, что такова учителя втораго необретаетца во всей вселенной и ни в котором месте и дал свое слово – хотел приити сюда ко благочестивому царю и к святейшеству вашему, а будет позволение благочестиваго царя и великаго князя Алексея Михайловича самодержца всеа Русии и произволением святительства вашего изволите дати грамату мне, да он придет сюда и челом бью да мне о том учини указ и подай ответ». 1107 В тоже самое время как Иван Петров отыскивал на Востоке учителя для Московской школы, царь Алексей Михайлович обращался с просьбою об учителе и к вселенским патриархам Константинопольскому и Александрийскому, а Иерусалимского лично просил об этом, когда тот был в Москве. Патриархи исполнили просьбу царя и прислали в Москву «мудраго митрополита Напакты и Арты Гавриила», о котором Константинопольский патриарх Иоанникий писал, что этот Гавриил «и богослов и православный в роде нашем, и что произволит великое ваше царствие от него вопросити от богословия и изыскания церковнаго, о том будет ответ держати благочестно и православно». О том же Гавриил Иерусалимский патриарх Паисий писал царю:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великим поборником аскетического возрождения был митрополит Новгородский и Петербургский Гавриил (Петров). Он родился в Москве в 1730 году, в семье синодального иподиакона и образование получил в Московской Академии, по окончании которой был назначен справщиком синодальной типографии. Это был молчаливый, задумчивый человек, внимавший своей внутренней жизни. Чуждый искательства и честолюбия, он тем не менее довольно быстро поднимался по служебной лестнице. В 1758 году его перевели учителем в Троицкую Семинарию, а там настоятель Лавры архимандрит Гедеон (Криновский) убедил его благочестивого и смиренного преподавателя принять иноческий постриг. После пострига и рукоположения в священный сан иеромонах Гавриил был назначен ректором семинарии, а еще через месяц он стал наместником Лавры. Вскоре его перевели в Москву с назначением ректором родной ему академии. В 1763 году состоялась его хиротония в епископа Тверского, а через 7 лет он был переведён на столичную Петербургскую кафедру и назначен членом Синода. В 1783 году святитель Гавриил возведен в сан митрополита Новгородского и Петербургского. Главной заботой архипастыря было возрождение духовной жизни в монастырях, разоренных разборами и реформами. Сам человек аскетического настроения, он поддерживал духовное общение со многими подвижниками благочестия из иноческой братии. Ближайшим помощником ему в управлении многочисленными обителями его епархии был его келейник архимандрит Феофан Новоезерский, старец, опытный в духовной жизни. Митрополит Гавриил находил неполезным, что настоятелями монастырей обыкновенно назначали ученых монахов, не прошедших настоящей школы духовного делания и рассматривавших порой свое настоятельское служение как ступеньку к занятию архиерейской кафедры. Это были люди крепкой веры, талантливые проповедники, прекрасные администраторы, но не особенно удачные учителя духовной жизни. Святитель Гавриил, вопреки почти всеобщей практике и расходясь в этом со своим другом митрополитом Платоном, старался назначать настоятелями сильных духом подвижников из обителей со строгим уставом. Таких духовно опытных старцев подбирал и представлял ему его келейник. Особое внимание святитель уделял Валаамскому монастырю. По совету отца Феофана для возрождения в нем аскетического подвижничества он вызвал из Саровской пустыни старца Назария. Саровский настоятель отец Пахомий, дорожа опытным подвижником, не желал отпускать его от себя. В письме митрополиту он отозвался о нем как о человеке малоумном. На это святитель ответил: «У меня много своих умников. Пришлите мне вашего глупца». Старцу Назарию обязан Валаамский монастырь новым расцветом в нем духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Феофил (Надеждин), епископ рукоположен с 13.01.1857 31.12.1865 бывший епископ Ладожский, викарий Санкт Петербургской епархии с 26.01.1866 по 08.12.1877 епископ Астраханский и Енотаевский Серафим (Протопопов), епископ бывший епископ Рижский и Митавский с 08.12.1877 11.01.1891 бывший епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии с 19.01.1891 по 18.10.1892 архиепископ Карталинский, экзарх Грузии; 24.01.1918 (убит) Гурий (Буртасовский), епископ бывший епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский с 24.10.1892 по 23.04.1904 епископ Симбирский и Сызранский; 05.01.1907 Санкт-Петербургская Учреждена 1 сентября 1742 года Санкт-Петербургская и Шлиссельбургская Кафедра в Санкт-Петербурге Имена Сведения Никодим (Скребницкий), епископ бывший епископ Черниговский и Новгород-Северский с 01.09.1742 по 02.02.1745 епископ Переяславский и Бориспольский Феодосий (Янковский), архиепископ рукоположен с 10.03.1745 22.04.1750 Сильвестр (Кулябка), епископ бывший епископ Костромской и Галичский, с 25.04.1750; архиепископ с 02.07.1750 17.04.1761 Вениамин (Пуцек-Григорович), архиепископ бывший епископ Псковский, Нарвский и Изборский с 15.09,1761 по 26.07.1762 архиепископ Казанский и Свияжский Гавриил (Кременецкий), архиепископ бывший епископ Казанский и Свияжский с 25.07.1762 по 29.05.1764 переименован, архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский Санкт-Петербургская и Ревельская С 29 мая 1764 года Имена Сведения Гавриил (Кременецкий), архиепископ бывший архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский с 29.05.1764 по 22.09.1770 митрополит Киевский и Галицкий Гавриил (Петров-Шапошников), архиепископ бывший епископ Тверской и Кашинский с 22.09.1770 по 01.01.1775 переименован архиепископ Новгородский и Санкт Петербургский Новгородская и Санкт-Петербургская С 1 января 1775 года Имена Сведения Гавриил (Петров-Шапошников), архиепископ бывший архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский с 01.01.1775 митрополит с 22.09.1783 по 16.10.1799 митрополит Новгородский и Олонецкий Санкт-Петербургская, Эстляндская и Выборгская

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010